Мониторинг изменений за период 11.07.22 - 17.07.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 11.07.2022 - 17.07.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

В налоговое законодательство введен институт единого налогового счета

Закреплены положения, уточняющие понятие единого налогового платежа (ЕНП) и раскрывающие понятие единого налогового счета (ЕНС).
Перечисленные на единый счет денежные средства в качестве ЕНП будут автоматически распределяться налоговыми органами в счет уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в соответствии с установленной очередностью.
Вводится единый срок внесения средств на ЕНС.
Исходя из разницы между денежными средствами, поступившими в качестве ЕНП, и совокупной обязанностью по уплате обязательных платежей в бюджетную систему, на едином налоговом счете будет определяться положительное или отрицательное сальдо.
Отрицательное сальдо означает задолженность перед бюджетом, на сумму которой может быть обращено взыскание.
Принятие закона исключит наличие у налогоплательщика одновременно задолженности и переплаты по разным видам налогов и обеспечит экономически обоснованный расчет суммы пеней на общую сумму задолженности перед бюджетом.
Закон вступает в силу с 1 января 2023 года.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 14.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76272.html

Подписан закон о новых возможностях применения налоговых преференций, предусмотренных для российских IT-компаний

Уточнены условия освобождения от НДС исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также условия применения льготной ставки по налогу на прибыль и тарифов страховых взносов для российских организаций, осуществляющих деятельность в области IT-технологий (в числе прочего отменено условие о минимально необходимом количестве сотрудников компании (ранее - не менее 7 человек), а также снижен критерий о доле выручки от IT-деятельности с 90 до 70%).
Предусмотрена возможность применять к основной норме амортизации повышающий коэффициент в отношении основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, а также в отношении НМА, являющихся исключительными правами на программы ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 321-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208344948.html

Внесены изменения в порядок уплаты страховых взносов в связи с объединением ПФР и ФСС РФ в единый Фонд, а также введением нового налогового режима АвтоУСН

Законом предусматриваются, в частности:
- установление единой облагаемой базы для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды;
- введение для основной категории плательщиков страховых взносов совокупного тарифа в размере 30,0% в пределах базы и 15,1% сверх базы;
- объединение всех льготных категорий плательщиков в три группы с тарифами: 15% с выплат выше МРОТ, 7,6% и 0%;
- ежемесячное предоставление работодателями данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц.
Установлен единый тариф страховых взносов в размере 0% для организаций и ИП в период применения специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (АвтоУСН).
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 14.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76230.html

Подписан закон о налогообложении цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав (УЦП)

Законом определены особенности налогообложения НДС операций по реализации цифровых активов, а также порядок налогообложения НДФЛ и налогом на прибыль доходов (прибыли) налогоплательщиков от реализации цифровых активов.
Установлен порядок определения налоговой базы по операциям с цифровыми финансовыми активами, налоговые вычеты, ставки налогообложения и налоговые льготы.
Так, например, закон освобождает от НДС реализацию ЦФА и услуги операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, операторов обмена цифровых финансовых активов и (или) операторов инвестиционных платформ.
При реализации цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив (ЦФА) и утилитарное цифровое право (УЦП), налоговая база по НДС должна будет определяться как разница между ценой реализации указанного цифрового права с учетом суммы налога и ценой приобретения указанного цифрового права с учетом суммы налога.
Установлен перечень доходов и расходов для целей определения налоговой базы по НДФЛ и налогу на прибыль по операциям с цифровыми финансовыми активами и (или) цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и УПЦ.
Оператор информационной системы будет обязан представить в налоговый орган по месту своего учета информацию об операциях по отчуждению ЦФА и (или) цифровых прав, выпущенных в информационной системе этого оператора.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 324-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76323.html

Субъектам РФ предоставлено право устанавливать пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль для налогоплательщиков, заключивших специальный инвестиционный контракт (СПИК)

В соответствии с законом для налогоплательщиков - участников СПИК, законами субъектов РФ с 1 января 2026 года может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.
Льготная ставка применяется в отношении прибыли, полученной от реализации СПИК в случае, если такой контракт предусматривает льготу по налогу на прибыль.
Уточняются условия применения льготного налогообложения прибыли участниками СПИК, с учетом периода заключения таких контрактов.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 328-ФЗ "О внесении изменений в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76325.html/

Принят закон, вносящий многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ

Законом в числе прочего предусмотрены дополнительные основания для освобождения от НДС и налога на прибыль, установлены ставки акцизов на 2025 год.
В частности, освобождены от налогообложения доходы организаций в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств, в том числе:
- по договору займа (кредита), заключенному до 1 марта 2022 года с иностранной организацией (иностранным гражданином), в случае принятия решения о прощении долга;
- связанных с выплатой иностранному участнику ООО действительной стоимости доли при его выходе в 2022 году из состава участников.
Скорректированы условия предоставления некоторых инвестиционных вычетов.
Дополнен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС (в т.ч. присоединение к газораспределительным сетям оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физлицам, использующим газ для личных нужд).
Утверждены ставки акцизов на 2025 год.
Уточнен порядок налогообложения НДД и НДПИ (предусматривается, в частности, предоставление (увеличение) налоговых вычетов по некоторым полезным ископаемым).
Кроме того, в соответствии с принятым законом контролирующим лицам иностранных организаций из недружественных государств предоставляется возможность осуществления прав акционера (участника) в отношении российского общества, акционером (участником) которого является такая КИК.
Для обращения в ФНС России с заявлением требуется соблюдение определенных условий: доля участия в КИК в совокупности должна составлять более 50 процентов; при осуществлении КИК прав акционера (участника) совершаются действия (бездействие), которые нарушают права российской организации и (или) контролирующего лица. При этом установлен ряд ограничений. Например, такое лицо не вправе голосовать за принятие решений о внесении изменений в устав организации, о реорганизации и ликвидации; не вправе отчуждать акции (доли в уставном капитале) организации, передавать их в залог и пр.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76322.html

Спиртосодержащие полиграфические краски признаны неподакцизным товаром

Законом вносятся соответствующие дополнения в НК РФ, в том числе в статью 181 НК РФ, в соответствии с которыми в целях главы 22 "Акцизы" не рассматриваются как подакцизные товары спиртосодержащие полиграфические краски.
Закон направлен на повышение конкурентоспособности российских полиграфических красок, лаков и печатной продукции.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 267-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 14.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76256.html

В НК РФ территории опережающего социально-экономического развития переименованы в территории опережающего развития

Закон принят в целях исключения встречающегося на практике смешения понятий "территории опережающего социально-экономического развития" и "особые экономические зоны", а следовательно, и их правовых режимов.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 334-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76330.html/

Размер госпошлины за выдачу разрешения на временное проживание в целях получения образования составит 1 600 рублей

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 347-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76341.html

Освобождение от уплаты госпошлины за госрегистрацию прав на недвижимое имущество на территории Крыма будет действовать до 1 января 2025 года

Льгота по уплате госпошлины установлена подпунктом 31 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ. Данное положение должно было утратить силу с 1 января 2023 года. Теперь его действие продлено до 1 января 2025 года.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 348-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76342.html

Внесены изменения в перечень технологического оборудования, в отношении которого к основной норме амортизации применяется повышающий коэффициент

Специальный коэффициент к амортизации может применяться в отношении основных средств, относящихся к основному технологическому оборудованию, эксплуатируемому в случае применения наилучших доступных технологий, согласно перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р.
Внесенными изменениями указанный перечень дополняется рядом позиций, одновременно некоторые позиции изложены в новой редакции.
(Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2022 N 1896-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р")
Источник: КонсультантПлюс, 14.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76227.html

Скорректировано Положение об осуществлении запроса организацией финансового рынка информации о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих

Так, расширен перечень сведений о клиенте, являющемся налоговым резидентом иностранного государства, которые организациям финансового рынка необходимо представлять уполномоченному органу. В частности, информация о таком клиенте, являющемся физическим лицом, должна включать:
- номер иностранного документа, удостоверяющего личность клиента (при его наличии у клиента);
- меры, предусмотренные разделами III и IV положения, предпринятые организацией финансового рынка;
- признак принадлежности к иностранному государству.
Установлено, что обязанность организации финансового рынка представить в уполномоченный орган финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, считается исполненной, если организацией финансового рынка представлена такая информация в полном объеме и в установленный срок.
Если клиент представляет информацию о том, что он и (или) лица, прямо или косвенно контролирующие клиента, являются налоговыми резидентами иностранного государства, предоставляющего программу "гражданство (резидентство) в обмен на инвестиции", организация финансового рынка обязана дополнительно запросить у такого клиента информацию о наличии у него и (или) лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента, иного налогового резидентства.
Постановление вступает в силу с 1 августа 2022 года.
(Постановление Правительства РФ от 11.07.2022 N 1234 "О внесении изменений в Положение об осуществлении запроса организацией финансового рынка у своих клиентов информации о таких клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, ее обработки, в том числе документальной фиксации, и анализа, о принятии, в том числе документальной фиксации, обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты представленной клиентом информации, а также о составе, об условиях, о порядке и сроках представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов")
Источник: КонсультантПлюс, 12.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76206.html/

С 1 января 2023 года применяется новая форма представления в налоговые органы сведений о транспортных средствах

Обновлена форма "Сведения о транспортных средствах и об их владельцах, регистрируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники".
Приказом также утверждены формат представления сведений в электронном виде и порядок заполнения формы сведений.
Признан утратившим силу приказ ФНС России от 19.03.2018 N ММВ-7-21/151@.
(Приказ ФНС России от 20.05.2022 N ЕД-7-21/420@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления сведений о транспортных средствах и об их владельцах, регистрируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2022 N 69262)
Источник: КонсультантПлюс, 15.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76357.html

С 1 апреля 2023 года сведения о недвижимом имуществе представляются в налоговые органы по форме с учетом внесенных в нее изменений

Изменения внесены в форму, формат и порядок заполнения формы "Сведения о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества" (в частности, включены строки для указания признака определения кадастровой стоимости и даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость).
(Приказ ФНС России от 29.04.2022 N ЕД-7-21/370@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@", зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2022 N 69214)
Источник: КонсультантПлюс, 12.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76196.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С 1 января 2023 года ПФР и ФСС будут объединены в единый Социальный фонд России

В целях оптимизации структуры ПФР и ФСС, централизации установления социальных выплат, а также сокращения существующих издержек, на базе указанных фондов создается "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (сокращенное название - Социальный фонд России, СФР).
Закон определяет правовое положение Фонда, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления и их компетенцию, регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, а также устанавливает социальные гарантии его работникам.
Учредителем Фонда от имени РФ выступит Правительство РФ.
С момента создания Фонда он в полном объеме будет осуществлять функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.
Работники ПФР, ФСС и их территориальных органов смогут осуществлять трудовую деятельность в Фонде и его территориальных органах без испытательного срока и аттестации.
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 14.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76232.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Смягчена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций и за нерепатриацию экспортерами выручки в валюте РФ

Также исключены специальные административные составы в отношении профессиональных участников внешнеэкономической деятельности.
Штрафные санкции за нарушение валютного законодательства в отношении должностных лиц, взамен фиксированного размера будут исчисляться в процентном отношении к сумме нарушения.
Устанавливается мораторий на применение административной ответственности за нарушения требований валютного законодательства в период с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2022 года, если невыполнение соответствующего требования обусловлено применением мер ограничительного характера в отношении граждан РФ или российских юридических лиц со стороны иностранных структур, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия.
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
(Федеральный закон от 13.07.2022 N 235-ФЗ "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях")
Источник: КонсультантПлюс, 13.07.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208344665.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Может ли ИФНС запросить персональные данные работника в ходе "встречной" проверки: решение суда

Вне рамок налоговой проверки инспекторы вправе запросить любые документы, относящиеся к конкретной сделке. В том числе документы, содержащие персональные сведения о работниках. Такой вывод следует из постановления АС Дальневосточного округа.
В рамках "встречной" проверки инспекторы запросили у организации документы, содержащие сведения об одном из ее работников. А именно — трудовой договор, приказы о его приеме на работу и об увольнении. Также контролеры истребовали информацию о занимаемой должности, графике и периоде работы, характеристике, должностных обязанностях и причине увольнения.
Налогоплательщик решил, что требование ИФНС неправомерно. Во-первых, в нем не указана причина истребования документов и сведений, позволяющих идентифицировать конкретную сделку. Во-вторых, запрашиваемые документы содержат персональные данные бывшего работника. А такая информация не может быть раскрыта без его согласия в силу положений Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
За отказ направить запрошенные документы организация была оштрафована на основании статьи 129.1 НК РФ.
Суд признал штраф правомерным, указав на следующее. Перечень документов, которые могут быть запрошены у налогоплательщика, статьей 93.1 НК РФ не определен и устанавливается инспекцией в конкретном случае.
Утверждение налогоплательщика о нарушении законодательства о персональных данных несостоятельно. Сам по себе факт наличия у истребуемой информации признаков персональных данных не влечет отказ в их предоставлении уполномоченному органу. К тому же, любые полученные инспекцией сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну, не подлежат разглашению, имеют специальный режим хранения и доступа (ст. 102 НК РФ).
В данной ситуации инспекция запросила документы, т.к. обнаружила неоднократное перечисление средств в пользу работника с назначением платежа "Оплата по договору беспроцентного целевого займа". То обстоятельство, что данный факт не был отражен в самом требовании, не свидетельствует о нарушении законодательства. Налоговые органы вправе запрашивать информацию, соответствующую профилю возложенных на них задач, а налогоплательщик, в свою очередь, не вправе оценивать целесообразность требования у него документов.
(дело № А51-6884/2021)
Источник: Бухонлайн, 12.07.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/7/18530_mozhet-li-ifns-zaprosit-personalnye-dannye-rabotnika-v-xode-vstrechnoj-proverki-reshenie-suda

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ по вопросам налогообложения за II квартал 2022 года

В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
- возможность льготного налогообложения объектов аэропортовой инфраструктуры связана с осуществлением инвестиций именно в форме капитальных вложений в строительство, реконструкцию и (или) модернизацию таких объектов, исключая из числа оснований для применения льготы осуществление инвестиций в иных формах, в частности путем приобретения таких объектов по возмездным сделкам;
- технические и конструктивные характеристики системы очистки и отвода сточных вод, предназначенной для очистки ливневых и талых вод с территории промплощадки, не позволяют отнести данный объект к объектам движимого имущества; спорный объект соответствует понятию "недвижимое имущество";
- поскольку гидроэлектростанция представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке, а спорные объекты, входящие в состав гидроэлектростанции, являются ее составной частью и относятся к сложной вещи, налоговые органы правомерно отнесли спорные объекты к недвижимому имуществу и законно доначислили соответствующие суммы налога.
(Письмо ФНС России от 06.07.2022 N БС-4-21/8540@ "Об Обзоре правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения имущества (за II квартал 2022 г.)")
Источник: КонсультантПлюс, 08.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76166.html/

КС РФ разрешил признавать трудовыми отношения между ТСЖ и председателем его правления

В правоприменительной практике не сложилось единого мнения по вопросу о том, каким образом следует квалифицировать отношения, возникающие между товариществом собственников недвижимости (ТСН), в частности, товариществом собственников жилья и председателем этого товарищества, а именно являются ли такие отношения трудовыми или гражданско-правовыми.
Так, существует точка зрения, согласно которой деятельность председателя товарищества собственников жилья (ТСЖ) относится к трудовой деятельности физического лица вне зависимости от факта заключения трудового договора (см. письмо Минфина России от 3 июля 2017 г. № 03-15-05/41744, постановление Первого ААС от 17 июля 2019 г. № 01АП-4392/19).
Однако встречается и другая точка зрения, согласно которой ТСЖ является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях (определение Верховного Суда РФ от 24 мая 2019 г. № 84-КА19-1 (об этом определении мы писали ранее), Московского горсуда от 2 июля 2014 г. № 33-25650/14, Ярославского облсуда от 16 июля 2013 г. № 33-4240/2013).
Теперь по данной проблеме высказался Конституционный Суд РФ. Ему пришлось проверить конституционность ч. 3.1 ст. 147 Жилищного кодекса. Согласно данной норме членом правления ТСЖ не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества; член правления ТСЖ не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу или иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества.
Председатель правления ТСЖ полагала, что она состояла с товариществом в трудовых отношениях, но взыскать зарплату и другие компенсации ей не удалось. Суды сослались на запрет членам правления совмещать деятельность в ТСЖ с работой в нем по трудовому договору. Истица сочла нарушенным свое право на труд.
Конституционный Суд РФ признал оспариваемую норму не противоречащей Конституции и решил, что истица имеет право на применение в отношении нее компенсаторных механизмов, чьи форма и размер определяются судом первой инстанции, в случае установления факта трудовых отношений с ТСЖ.
Конституционный Суд пояснил, что ни ГК РФ, ни ТК РФ непосредственно не определяют природы и правовой формы отношений, которые складываются между ТСЖ и председателем правления этого товарищества, тем самым не исключая возможности сторон урегулировать их в рамках действующего законодательства различными способами. В частности, гл. 43 ТК РФ, распространяя содержащиеся в ней положения на руководителей организаций, за исключением тех случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества или управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или ИП (управляющим), определяет, таким образом, допустимые варианты правового статуса лиц, осуществляющих управление организациями. Эти нормы сами по себе не могут служить доказательством обязательности заключения именно трудового договора между ТСЖ и председателем правления такого товарищества, но в то же время они и не содержат положений, исходя из которых можно было бы сделать вывод, что заключение такого договора невозможно.
Возможность заключения с лицом, являющимся председателем правления ТСН, трудового договора подтверждается положениями законодательства о ТСН, из содержания которых следует, что правовое положение единоличных исполнительных органов таких товариществ сходно, а значит, должно быть аналогичным и правовое регулирование отношений, складывающихся между товариществами и лицами, выполняющими функции единоличных исполнительных органов.
Садоводческое (огородническое) некоммерческое товарищество, так же как и ТСЖ являются видами ТСН (ст. 123.12 - 123.14 ГК РФ). При регулировании отношений в садоводческих и огороднических некоммерческих товариществах законодатель предоставляет право членам названных товариществ на общем собрании решать, на каких условиях осуществляется оплата труда председателя товарищества, членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора), а также иных лиц, с которыми товариществом заключены трудовые договоры (п. 7 ч. 5 ст. 14, п. 3 и 12 ч. 1 ст. 17 Закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ). Из этого следует, что указанные товарищества могут заключать трудовые договоры с членами избранных органов управления. С учетом схожих целей деятельности соответствующих товариществ, сопоставимых функций их органов управления не усматривается разумных оснований не исходить из допустимости этой же модели отношений в ТСЖ. Это означает, что не исключается и право указанных товариществ в своем уставе или в соответствии с решением общего собрания членов товарищества собственников жилья установить необходимость или возможность заключения трудового договора между товариществом и председателем его правления.
Таким образом, ч. 3.1 ст. 147 ЖК РФ не может расцениваться как исключающая право ТСЖ принять решение о заключении трудового договора с председателем правления этого товарищества. Иное означало бы невозможность установления вытекающих из трудовых отношений гарантий в тех случаях, когда гражданин выполняет функцию председателя правления товарищества именно как трудовую, что даже при равном с гражданско-правовым договором размере периодических денежных поступлений от товарищества все равно ухудшало бы его положение применительно в том числе к праву на отпуск, случаям временной нетрудоспособности, т.е. необоснованно ограничивало бы право распоряжаться своими способностями к труду.
С учетом изложенного и по буквальному смыслу запрет, установленный оспариваемой нормой, может рассматриваться как имеющий целью исключить злоупотребления со стороны членов правления, что допускает отсутствие возможности у председателя правления товарищества осуществлять в товариществе иную деятельность, кроме выполнения функции единоличного исполнительного органа, не запрещая, однако, заключение трудового договора о выполнении работы в качестве председателя правления товарищества.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2022 г. № 28-П)
Источник: ГАРАНТ, 12.07.2022, https://www.garant.ru/news/1554061/

ПРОЧЕЕ

Разъяснены случаи истребования документов в ходе камеральной проверки заявления на вычет в упрощенном порядке

Нормами налогового законодательства установлены полномочия налоговых органов по истребованию у налогоплательщика пояснений в случае выявления в ходе камеральной налоговой проверки противоречий или несоответствия представленных сведений, данным, имеющимся у налогового органа (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса). Но такой порядок не распространяется на проверку заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Как поясняет налоговая служба, необходимую информацию для предоставления налогоплательщику вычета в упрощенном порядка в налоговые органы направляют участники информационного взаимодействия. Кроме того, по имущественным вычетам предусмотрен этап проверки автоматизированных контролей - акцептование результатов инспектором. Поэтому, как указывает ФНС России, истребование каких-либо документов в рамках камеральной проверки заявления осуществляется только в исключительных случаях.
Так, например, не должны запрашиваться какие-либо документы о распределении расходов между супругами в рамках упрощенного порядка, поскольку такие документы должны были быть представлены внешними источниками (банками, брокерами и прочее).
Кроме того, как подчеркивает ФНС России, сам принцип упрощенного порядка получения вычетов подразумевает минимизацию взаимодействия инспекции с налогоплательщиком, в том числе при проведении камеральной проверки. Но в случае наличия достаточных оснований допускается возможность запроса участников информационного взаимодействия, представивших недостоверные (по мнению налогового органа) сведения.
(Письмо ФНС России от 1 июля 2022 г. № БС-4-11/8329@)
Источник: ГАРАНТ, 11.07.2022, https://www.garant.ru/news/1553874/

ФНС разъяснила некоторые вопросы применения налога на профессиональный доход

Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю в момент расчёта наличными денежными средствами или с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчётов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчёты. Чек может быть передан покупателю в электронной форме или на бумажном носителе.
Физлица, применяющие налог на профессиональный доход, вправе через мобильное приложение "Мой налог" или через кредитную организацию уполномочить на реализацию прав и исполнение обязанностей партнёров, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, включая получение от налоговых органов сведений, полученных налоговыми органами при применении такими физлицами указанного налога.
При расчётах, связанных с получением доходов от реализации товаров, являющихся объектом налогообложения, плательщик НПД обязан с использованием мобильного приложения "Мой налог" или через уполномоченного оператора электронной площадки или уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведённых расчётах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю.
(Письмо ФНС России от 27 июня 2022 г. N АБ-3-20/6697@ "О рассмотрении интернет - обращения")
Источник: ГАРАНТ, 11.07.2022, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1553807/

ФНС сообщает об избыточном истребовании у налогоплательщиков пояснений (документов) при получении ими имущественных налоговых вычетов в упрощенном порядке

Полномочия налоговых органов по истребованию пояснений установлены положениями пункта 3 статьи 88 НК РФ.
Сообщается, что указанные положения не распространяются на заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке.
Для получения вычетов в упрощенном порядке сведения в ФНС России предоставляются из внешних источников (банков, брокеров, ДУ).
(Письмо ФНС России от 01.07.2022 N БС-4-11/8329@ "О предоставлении вычетов в упрощенном порядке")
Источник: КонсультантПлюс, 13.07.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208344670.html

ФНС: для предоставления инвестиционного налогового вычета по НДФЛ истребование иных документов у налогоплательщика, помимо подтверждающих факт зачисления денежных средств на ИИС, нецелесообразно

Сведения об индивидуальном инвестиционном счете (ИСС) представляются в налоговые органы налоговыми агентами.
Перечень документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на ИИС (в том числе платежное поручение, приходно-кассовый ордер), является открытым и может быть изменен в зависимости от конкретных условий или обстоятельств.
С 20 мая 2021 года инвестиционный вычет предоставляется налогоплательщику в упрощенном порядке, установленном статьей 221.1 НК РФ.
(Письмо ФНС России от 06.07.2022 N БС-4-11/8544@ "О предоставлении инвестиционного налогового вычета по НДФЛ при внесении денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет")
Источник: КонсультантПлюс, 13.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76211.html/

Надо ли платить взносы с выплат директору - единственному учредителю: позиция Минфина

Руководитель организации, являющийся ее единственным учредителем, признается застрахованным лицом. Поэтому выплаты в его пользу облагаются страховыми взносами. Об этом напомнил Минфин в своем недавнем письме.
Обоснование такое. Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством, в частности, в рамках трудовых отношений (ст. 420 НК РФ).
Застрахованными лицами в системе ОПС признаются лица, работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками, членами организаций, собственниками их имущества (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).
Из указанных норм авторы письма делают следующий вывод. Руководитель — единственный учредитель организации является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования. Значит, на выплаты руководителю компании, который является ее единственным участником, страховые взносы начисляются в общем порядке.
Напомним, что такая же позиция была выражена в письме Минфина от 16.03.18 № 03-01-11/16634.
(Письмо Минфина России от 15.06.22 № 03-15-05/57019)
Источник: Бухонлайн, 13.07.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/7/18535_nado-li-platit-vznosy-s-vyplat-direktoru-edinstvennomu-uchreditelyu-poziciya-minfina

Перенесен срок сдачи исправленной бухгалтерской отчетности за 2021 год

Крайний срок сдачи исправленной бухгалтерской отчетности за 2021 год переносится с 31 июля на 1 августа. Об этом сообщила ФНС в своем новом письме.
Как известно, юрлица составляют годовую бухгалтерскую отчетность, в состав которой входят баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним. В общем случае бухотчетность сдается не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть до 31 марта. Если компания допустила ошибку, то исправленную отчетность можно подать не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ).
В этом году 31 июля приходится на воскресенье. В связи с этим крайний срок представления исправленной бухотчетности за 2021 год переносится на понедельник, 1 августа.
Добавим, что сдать бухгалтерскую отчетность можно только через интернет. Это правило касается всех организаций, в том числе малых предприятий.
Также напомним, что некоторые организации освобождены от обязанности сдавать в ИФНС обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 18 Закона № 402-ФЗ о бухучете). К ним относятся:
- организации бюджетной сферы;
- Центральный банк РФ;
- религиозные организации;
- организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк РФ;
- организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
- организации в случаях, установленных постановлением Правительства от 22.01.20 № 35.
(Письмо ФНС России от 05.07.22 № ЗГ-3-1/7051@)
Источник: Бухонлайн, 14.07.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/7/18540_perenesen-srok-sdachi-ispravlennoj-buxgalterskoj-otchetnosti-za-2021-god