Мониторинг изменений за период 14.11.22 - 20.11.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 14.11.2022 - 20.11.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Закреплена обязанность налоговых органов направлять сведения о снятии с учета физических лиц в связи со смертью в банки, в которых открыты счета (вклады) таких физических лиц

Данные сведения должны включать в себя реквизиты записи акта о смерти, дату смерти, сведения о номерах счетов физического лица, открытых в указанных банках, а также, в случае необходимости, иную информацию. Срок представления сведений не может превышать два рабочих дня с момента снятия физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью.
Кредитная организация обязана на основании полученных сведений прекратить исполнение распоряжений о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета, вклада (депозита) клиента, за исключением завещательных распоряжений, и иных распоряжений, возможность исполнения которых подтверждена банковскими правилами и договором, если такое подтверждение представлено до получения кредитной организацией сведений о снятии физического лица с учета в налоговых органах в связи со смертью.
Также уточнен порядок электронного взаимодействия кредиторов, налоговых органов и Минобороны в отношении мобилизованных заемщиков, относящихся к субъектам МСП или являющихся ООО, состоящим из одного участника, претендующих на кредитные каникулы, в том числе ипотечные.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
(Федеральный закон от 18.11.2022 N 438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 18.11.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/77951.html

Внесены уточнения в отраслевой стандарт бухгалтерского учета операций с ценными бумагами в НФО

Указанием предусматривается, в частности, уточнение требований к оценке ценных бумаг при первоначальном признании и к периодичности проведения оценки балансовой стоимости ценных бумаг.
Скорректирован порядок отражения на счетах бухгалтерского учета ценных бумаг, оцениваемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход, а также долговых ценных бумаг, оцениваемых по амортизированной стоимости.
Указание вступает в силу с 1 января 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу - с 1 января 2025 года.
(Указание Банка России от 26.09.2022 N 6257-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 1 октября 2015 года N 494-П", зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2022 N 70857)
Источник: КонсультантПлюс, 16.11.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/77910.html

Скорректированы положения отраслевого стандарта бухгалтерского учета ПФИ

Уточнены, в частности: перечень договоров, на которые распространяется отраслевой стандарт, требования к оценке производных финансовых инструментов, наименования счетов бухгалтерского учета и перечень бухгалтерских записей.
(Указание Банка России от 26.09.2022 N 6256-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 2 сентября 2015 года N 488-П", зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2022 N 70856)
Источник: КонсультантПлюс, 16.11.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/77908.html/

СТАТИСТИКА

Установлена новая форма ФСН N ЗП-физическая культура и спорт "Сведения о численности и оплате труда работников организаций в области физической культуры и спорта по категориям персонала"

Данную годовую форму предоставляют юрлица (кроме субъектов МСП) - организации, осуществляющие деятельность в области физкультуры и спорта.
Признан утратившим силу приказ, которым ранее была утверждена одноименная форма.
(Приказ Росстата от 10.11.2022 N 824 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации Министерством спорта Российской Федерации федерального статистического наблюдения численности и оплаты труда работников организаций в области физической культуры и спорта")
Источник: КонсультантПлюс, 16.11.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208463986.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Особые полномочия правительства в налоговой сфере продлены до конца 2023 года

Совет Федерации одобрил закон, который, в том числе продлевает на 2023 год особые полномочия правительства России в налоговой сфере, в частности, в отношении налоговых проверок и уплаты налогов и других обязательных платежей, передает ТАСС.
Сейчас у правительства есть право до конца 2022 года приостанавливать, отменять или переносить на более поздний срок налоговые проверки, продлевать сроки представления налоговых деклараций и уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, предоставлять отсрочки по их уплате и определять основания и условия неприменения мер ответственности за непредставление или несвоевременное представление документов и сведений ФНС.
Документ сохраняет эти полномочия правительства еще на год, то есть до конца 2023 года. Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением других норм, для которых установлен иной срок.
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458593-osobyie_polnomochiya_pravitelstva_v_nalogovoy_sfere_prodlenyi_do_kontsa_2023_goda

Депутаты определили особенности налогообложения в новых регионах

Депутаты Госдумы приняла во втором и третьем чтении законопроект, который устанавливает особенности налогообложения на территориях новых субъектов России - Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей.
В частности, граждане данных регионов могут беспошлинно оформить российские документы, включая паспорт и водительские права.
Проект закона определяет особенности исчисления и уплаты акцизов, определения налоговой базы и исчисления НДС, амортизации имущества и определения расходов, налогового учета по налогу на прибыль организаций, уплаты госпошлин на территориях этих четырех регионов. При этом признаются безнадежными к взысканию суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, учитываемые по состоянию на 1 января 2023 года таможенными органами, расположенными на территориях этих регионов.
Документ также устанавливает нулевую ставку НДС при поставках товаров в эти субъекты РФ и услуг по их перевозке (за исключением услуг по международной перевозке). От НДС и акцизов освобождается и ввоз в Россию товаров, "прибытие которых на единую таможенную территорию Евразийского экономического союза состоялось" с 30 сентября по 10 ноября 2022 года, а их декларантом выступили организации, стоящие на налоговом учете в ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской области.
Источник: Российский налоговый портал, 14.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458415-deputatyi_opredelili_osobennosti_nalogooblojeniya_v_novyih_regionah

Госдума приняла закон о распространении налогового режима для самозанятых на Байконур

Госдума приняли во втором и третьем чтениях законопроект, которым предполагается включение территории города Байконур в список территорий, на которых проводится эксперимент по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", передает ТАСС.
Согласно Соглашению между Россией и Казахстаном о статусе города Байконур, он является административно-территориальной единицей Республики Казахстан, которая функционирует в условиях аренды. На период аренды комплекса "Байконур" город Байконур в отношениях с РФ наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения России, с особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан.
Физлица, которые занимаются предпринимательством без образования юрлица, и юрлица Казахстана, зарегистрированные на территории Байконура, на период аренды комплекса "Байконур" регистрируются в налоговом органе г. Байконур как физлица, которые осуществляют предпринимательскую деятельность, и юрлица РФ. При этом сохраняются имущественные права соответствующих собственников Республики Казахстан. Налоги, сборы, пошлины и иные платежи, взимаемые с компаний и физлиц, зачисляются в бюджет города.
Источник: Российский налоговый портал, 15.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458441-gosduma_prinyala_zakon_o_rasprostranenii_nalogovogo_rejima_dlya_samozanyatyih_na_baykonur

Депутаты продлили нулевую ставку НДС для лизинговых судов

Госдума приняла во втором и третьем чтении законопроект, который продлевает на 2023 год срок действия нулевой ставки НДС при реализации лизинговых судов, зарегистрированных в российском реестре, пишет ПРАЙМ.
В данный момент до конца 2022 года установлена нулевая ставка НДС при продаже лизинговыми компаниями судов, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов.
Документ продлевает эту льготу до конца 2023 года. Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования, за исключением норм, для которых предусмотрен иной срок.
Источник: Российский налоговый портал, 15.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458486-deputatyi_prodlili_nulevuyu_stavku_nds_dlya_lizingovyih_sudov

Сенаторы одобрили закон о пониженной ставке НДС для авиаперевозок через Москву

Совфед одобрил закон, который продлевает до 1 января 2025 года действие пониженной ставки НДС в 10% на оказание услуг внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа через аэропорты Московского авиаузла, передает ТАСС.
В данный момент внутренние авиаперевозки через аэропорты Московского авиаузла облагаются НДС по пониженной ставке 10%, но данная льгота действует до 1 января 2023 года. Для внутренних рейсов в обход Москвы бессрочно установлена нулевая ставка НДС.
Бюджетный комитет Госдумы при подготовке ко второму чтению бюджетообразующего проекта закона, который вносит различные поправки в НК РФ, поддержал поправку к нему, которая продлевает действие уменьшенной ставки НДС для авиаперевозок через Московский авиаузел до 1 января 2025 года, то есть на 2 года.
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458565-senatoryi_odobrili_zakon_o_ponijennoy_stavke_nds_dlya_aviaperevozok_cherez_moskvu

Совет Федерации одобрил закон о введении акциза на сладкие напитки в размере 7 рублей

Совет Федерации одобрил закон, который вводит с 1 июля 2023 года акциз на сахаросодержащие напитки в размере 7 рублей за литр, пишет ПРАЙМ.
Подакцизными станут упакованные в потребительскую упаковку, которые изготовлены с использованием питьевой или минеральной воды напитки (кроме изготовленных и упакованных организациями и ИП из сферы общепита), содержат сахар (глюкозу, фруктозу, сахарозу, декстрозу, мальтозу, лактозу), сироп с сахаром, мед и количество углеводов в пищевой ценности которых составляет более 5 граммов на 100 мл напитка. При этом объемная доля этилового спирта в этих напитках не должна превышать 1,2%.
При этом не будут облагаться таким акцизом специализированная пищевая продукция, которая прошла госрегистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза, и обогащенная пищевая продукция, за исключением тонизирующих и газированных напитков.
Из-под действия акциза также выведены соки и сокосодержащие напитки, нектар, морс, сироп, молоко, молочная продукция, кисель и напитки на растительной основе, произведенные из зерна злаковых, зернобобовых, масличных культур, орехов, кокоса и продуктов их переработки (за исключением тонизирующих и газированных напитков).
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458555-sovet_federatsii_odobril_zakon_o_vvedenii_aktsiza_na_sladkie_napitki_v_razmere_7_rubley

Госдума приняла законопроект о продлении пониженных региональных ставок налога на прибыль

Совет Федерации одобрил закон, продлевающий до 1 января 2025 года действие пониженных ставок налога на прибыль отдельных компаний, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ.
Сейчас регионы могут устанавливать своими законами пониженные ставки налога на прибыль, который подлежит зачислению в их бюджеты, для категорий налогоплательщиков, не указанных в главе 25 НК РФ. Эти пониженные ставки могут применяться налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, не позднее 1 января 2024 года, пишет РБК.
Бюджетный комитет при подготовке ко второму чтению бюджетообразующего проекта закона, который вносит различные изменения в НК РФ, поддержал ряд поправок, в частности, о продлении предельного срока действия таких пониженных налоговых ставок на год - до 1 января 2025 года. Поправка вносится в целях обеспечения стабильных условий осуществления деятельности соответствующих налогоплательщиков.
Стандартная ставка налога на прибыль в данный момент составляет 20%, из которых с 2017 года по 2024 год 3% идут в федеральный бюджет, 17% - в региональные. Поправкой предлагается также сохранить эту пропорцию до конца 2030 года, а к пропорции 2% на 18% перейти с 2031 года, а не с 2025 года.
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458543-gosduma_prinyala_zakonoproekt_o_prodlenii_ponijennyih_regionalnyih_stavok_naloga_na_pribyil

Сенаторы освободили матпомощь мобилизованным от НДФЛ и страховых взносов

Совет Федерации одобрил закон, который освобождает от НДФЛ и страховых взносов материальную помощь, которая выплачена призванным на военную службу по мобилизации гражданам и некоторым другим категориям лиц, пишет ПРАЙМ.
Согласно проекту закону, от налога освобождаются доходы в виде денежных средств и иного имущества, безвозмездно полученные мобилизованными, контрактниками и добровольцами, которые принимают участие в специальной военной операции, а также членами их семей. При этом передача такого имущества не будет облагаться НДС, а связанные с этим расходы предприятия будут учитываться при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Стоит отметить, что от НДФЛ также освобождаются доходы, которые получены в связи с прекращением обязательства по договору кредита или займа в связи с гибелью, смертью от ран или болезни участника специальной военной операции или получением им инвалидности первой группы.
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458548-senatoryi_osvobodili_matpomosch_mobilizovannyim_ot_ndfl_i_strahovyih_vznosov

Совет Федерации одобрил закон об освобождении от НДФЛ компенсаций волонтерам на оплату связи

Совет Федерации принял закон, который освобождает с 2023 года компенсации добровольцам (волонтерам) на услуги связи от НДФЛ, пишет ТАСС.
Законопроект ранее был внесен в Госдуму сенатором Андреем Турчаком и группой депутатов от "Единой России". Документ включает доходы, которые получены добровольцами (волонтерами) на приобретение услуг связи, в список доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, наравне с их остальными доходами. Соответствующие поправки вносятся в НК РФ.
Ранее Бюджетный комитет Госдумы поддержал изменения ко второму чтению законопроекта, которые уточняют срок вступления его в силу, вводя его нормы в действие с 1 января 2023 года. Эта законодательная инициатива внесена в пакете с другой, вносящей в закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" поправки, которые предусматривает компенсацию расходов добровольцев (волонтеров) на услуги связи.
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458536-sovet_federatsii_odobril_zakon_ob_osvobojdenii_ot_ndfl_kompensatsiy_volonteram_na_oplatu_svyazi

Депутаты освободили от НДФЛ доходы по бумагам высокотехнологичных компаний

Госдума приняла во втором и третьем чтении бюджетообразующий законопроект, который освобождает от НДФЛ доходы, получаемые гражданами от реализации или погашения акций и облигаций российских организаций из высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, а также инвестиционных паев, передает ТАСС.
Законопроект освобождает от НДФЛ доходы по акциям и облигациям российских организаций, а также инвестиционным паям, которые отнесены к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики и до их реализации или погашения непрерывно принадлежали владельцу на праве собственности или ином вещном праве более одного года.
Данная льгота касается только бумаг, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг, но, в частности, и тех, что когда-то были приобретены на неорганизованном рынке.
Порядок отнесения акций российских организаций, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг, к ценным бумагам высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики определяется в соответствии с п. 3 ст. 284.2 НК РФ, а облигаций и инвестиционных паев - устанавливается правительством России.
Документ должен вступить в силу со дня его официального опубликования, а его нормы будут применяться в 2023-2027 годах.
Источник: Российский налоговый портал, 14.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458406-deputatyi_osvobodili_ot_ndfl_dohodyi_po_bumagam_vyisokotehnologichnyih_kompaniy

Совфед скорректировали расчет страховых взносов во внебюджетные фонды

Совфед одобрил закон, предполагающий корректировку формулы расчета страховых взносов во внебюджетные фонды.
Согласно документу, с 1 января 2023 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней зарплаты в России, увеличенного в 12 раз, и примененного к нему коэффициента 2,3, пишет ТАСС.
Данный механизм расчета предельной величины базы позволит восстановить облагаемый страховыми взносами уровень выплат физлицам и учитывать фактически сложившийся размер зарплаты, отмечают авторы документа.
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458550-senatoryi_skorrektirovali_raschet_strahovyih_vznosov_vo_vnebyudjetnyie_fondyi

Сенаторы уточнили применение пониженных страховых взносов в дальневосточных ТОР

Совет Федерации одобрил закон, который устанавливает заявительный порядок применения единых пониженных тарифов страховых взносов для резидентов территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток (СПВ), пишет ТАСС.
Документ предусматривает применение единых пониженных тарифов страховых взносов в течение 10 лет со дня получения налогоплательщиками статуса резидента ТОР, который расположен на территории Дальневосточного федерального округа (ДФО), или статуса резидента СПВ, либо в течение 12 лет со дня получения ими статуса резидента ТОР вне ДФО.
Для создания условий, которые стимулируют ускоренный ввод в эксплуатацию объектов основных средств, создаваемых резидентами ТОР и СПВ, предлагается установить, что уведомление об использовании права на применение пониженных тарифов страховых взносов не может быть направлено в ФНС позднее 3 лет с даты получения инвестором статуса резидента ТОР или СПВ.
Источник: Российский налоговый портал, 17.11.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-458539-senatoryi_utochnili_primenenie_ponijennyih_strahovyih_vznosov_v_dalnevostochnyih_tor

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Смягчающие обстоятельства нельзя применять при начислении пеней - ВС

Верховный суд подтвердил мнение кассации о том, что смягчающие учитываются только при назначении мер ответственности, то есть - штрафов. Пени же служат другой цели. Так что фирме не удалось облегчить для себя последствия несвоевременной уплаты налога в пандемию.
Налоговая выставила организации требование об уплате недоимки по налогу на имущество на 5 млн рублей, к которой присовокупила пени за ее неуплату - более 1 млн рублей. Фирма платить не стала, налоговики взыскали долг со счета фирмы. После этого налогоплательщик пошел в суд, требуя "простить" ему пени и вернуть деньги.
Как выяснилось, недоимка возникла в жестко коронавирусном 2020 году. Фирма тогда письмом попросила налоговиков не применять "санкции за возможную просрочку авансовых платежей по налогу на имущество". В ответ налоговая разъяснила обе установленные меры поддержки, которые вводились в то время. Право на отсрочку по уплате авансов у фирмы по тем правилам не возникало, так как она не относилась к "пострадавшим" отраслям.
В суде первой инстанции удалось частично "скостить" пени. Суд в целом подтвердил, что пени начислены правомерно, а также - что само требование было оформлено без нарушений. Более того, в ответ на запрос организации налоговая прислала расшифровку расчета пеней с указанием всех дат возникновения обязанности по уплате налога.
Вместе с тем, суд счел возможным применить смягчающие обстоятельства. Налог в конечном счете был уплачен, периоды просрочки оказались не столь значительны. Причина опоздания с уплатой была веской, решил суд: эпидемия и вызванная этим тяжелая финансовая ситуация. Фирма занималась сдачей офисов в аренду, а во время пандемии арендаторы переводили сотрудников на удаленку и расторгали договоры аренды, а некоторые просто не платили. В общем, суд первой инстанции снизил пени в три раза - примерно до 348 тысяч.
Но это решение не устояло больше ни в одной судебной инстанции. Апелляция указала, что вопрос применения смягчающих обстоятельств рассматривается лишь при назначении мер ответственности, а пени к ней не относятся. Ответственностью считаются штрафы, а пени призваны компенсировать потери бюджета от несвоевременной уплаты налога. Так что к пеням смягчающих обстоятельства не применяются. С этим согласились окружной суд и ВС. Решение налоговиков в полном объеме оставлено в силе (определение ВС 305-ЭС22-20087).
(дело № А40-218539/2021)
Источник: Audit-it.ru, 15.11.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1069630.html

Подрядчик не выставил счет-фактуру: суды не взыскали НДС в пользу заказчика

Суды решили, что доказать убыток можно лишь одним способом - заявить необоснованный вычет в декларации и получить отказ от налоговой. Заказчик этого, естественно, не сделал - права не имел. Судей не смутило, что они провоцируют истца на противоправное действие, за которое положен штраф.
ООО "Э" в роли генподрядчика заказало ООО "К" ряд работ. Впоследствии акт был подписан в одностороннем порядке, и субподрядчик взыскивал оплату за работы через суд. ООО "Э" все оплатило. Но при этом субподрядчик не передал ряд документов и не выставил счета-фактуры по работам на 948 тысяч рублей. Требование о предоставлении счета-фактуры было направлено претензионным письмом, но не выполнено.
Заказчик обратился в суд, требуя:
- уменьшить стоимость работ на 92 тысячи рублей;
- получить исполнительную документацию (сертификаты, акты);
- компенсировать 158-тысячный убыток от невыставления счета-фактуры, поскольку не смог предъявить к вычету НДС по этим работам;
- взыскать с подрядчика 50 тысяч рублей штрафа.
В судах трех инстанций (кассация Ф09-6350/2022) удалось добиться лишь обязания ответчика передать акты и сертификаты, а также - взыскания 50-тысячного штрафа. Требование насчет убытков в виде НДС удовлетворено не было. Суды при этом отметили, что истец не доказал:
- свои попытки предъявить НДС к вычету
- отказ налогового органа в таком вычете.
Вычеты заявляются в налоговой декларации. Поскольку истец этого не сделал, он не доказал самого факта причинения ему убытков действиями ответчика, решили суды. Конечно, им безразлично, что за необоснованное занижение налоговой базы ООО "Э" могло бы и на налоговый штраф нарваться. Исходя из информации в судебной базе, рассмотрение дела завершено, хотя тут вполне мог бы быть повод для обращения и в ВС, и в КС, поскольку действующие нормы НК и ГК в совокупности позволяют такие "подставы".
С другой стороны, строптивые заказчики, отказывающиеся принимать выполненные работы, тоже могут сделать для себя определенные выводы: у подрядчиков, как оказалось, есть "рычаги", чтобы наказать за неоплату работ в добровольном порядке.
Другой организации по похожим, но не идентичным обстоятельствам повезло больше: удалось в суде взыскать с продавца НДС, счет-фактура на который не выставлен, в качестве неосновательного обогащения. Продавец применял УСН, а в договоре НДС был выделен. Так что истец "крыл" тем, что часть денег он заплатил целенаправленно для передачи продавцом в бюджет, а у того не было такой обязанности. Значит, покупатель заплатил лишнее. Это дело рассматривалось арбитражным судом Центрального округа, тогда как дело ООО "Э" против ООО "К" - Уральским окружным судом.
(дело № А71-2486/2021)
Источник: Audit-it.ru, 17.11.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1069771.html

Создатель фирмы оформил с собой трудовой договор позже - штраф за СЗВ-СТАЖ правомерен

Трудовые отношения фирмы с директором, который является ее единственным участником, возникли на основании его решения сразу после госрегистрации. Так что СЗВ-СТАЖ надо было сдать, решили суды, включая ВС.
24 декабря 2020 года гражданин Б. зарегистрировал организацию как единственный учредитель. Он же стал директором, но трудовой договор с собой оформил только с 1 января. Тем не менее, ПФ, как выяснилось, хотел видеть СЗВ-СТАЖ этой организации за 2020 год. Обнаружив отсутствие, выписал штраф 500 рублей.
В первых двух судебных инстанциях фирме повезло - отсутствие трудового договора в последнюю неделю декабря сыграло свою роль. Но в кассации ПФ сумел убедить судей, что это - не повод уклоняться от сдачи СЗВ-СТАЖ на директора.
Согласно нормам закона об ООО назначение лица на должность директора оформляется решением, в данном случае, единственного учредителя. Следовательно, трудовые отношения с директором не требуют заключения самостоятельного трудового договора, а возникают в силу закона на основании упомянутого решения. Оно является документом, подтверждающим наличие трудовых отношений. Если есть трудовой договор - то и он тоже.
Так что руководитель организации состоит с нею в трудовых отношениях и в соответствии с нормами закона 167-ФЗ (об ОПС) относится к работающему застрахованному лицу. Отсутствие трудового договора не говорит об обратном.
Тот факт, что трудовой договор был оформлен с 1 января, никак не "бьет" изложенную логику. Более того, такой договор заключен в противоречии с решением участника - ведь тот возложил на себя функции директора сроком на год с момента создания организации, а не с 1 января.
В конечном итоге штраф оставлен в силе (определение ВС 310-ЭС22-20422).
Минтруд и ПФР давно придерживаются изложенной позиции насчет трудовых отношений с директором. То же самое касается формы СЗВ-М. Суды в отношении СЗВ-М на директора, с которым нет трудового договора, и которому не платится зарплата, ранее приходили к аналогичным выводам (и неоднократно).
(дело № А64-7659/2021)
Источник: Audit-it.ru, 17.11.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1069758.html

Суд в десять раз снизил штраф за опоздание при подаче СЗВ‑СТАЖ

Незначительный период просрочки при сдаче сведений персучета может являться основанием для снижения штрафа. Арбитражный суд в постановлении от 17.10.22 решил, что незначительным опозданием при подаче СЗВ-СТАЖ можно признать двухнедельную просрочку.
Пенсионный фонд 15 марта 2021 года получил отчет по форме СЗВ-СТАЖ в отношении 242 работников (срок сдачи - до 01.03.21). За несвоевременную сдачу отчетности фонд оштрафовал страхователя на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ. Сумма штрафа составила 116 000 рублей.
Проверяющие выставили требование об уплате штрафа, но компания отказалась его внести добровольно. В связи с этим фонд обратился в суд с заявлением о принудительном взыскании средств.
Суд признал вину страхователя. Вместе с тем судьи снизили размер штрафа, указав на следующие смягчающие обстоятельства:
- нарушение допущено впервые;
- незначительность пропуска срока сдачи отчетности (просрочка составила 2 недели);
- отсутствие негативных последствий для бюджета.
С учетом принципа соразмерности и справедливости наказания суд снизил штраф в 10 раз - до 11 600 рублей.
(дело № А84-149/2022)
Источник: Бухонлайн, 16.11.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/11/19113_sud-v-desyat-raz-snizil-shtraf-za-opozdanie-pri-podache-szv-stazh

ПРОЧЕЕ

ФНС сообщает о налоговых льготах для мобилизованных лиц, установленных в некоторых субъектах РФ

Федеральное законодательство для военнослужащих устанавливает право на налоговую льготу по налогу на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, указанного в пункте 4 статьи 407 НК РФ, и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
При этом отмечено, что иные налоговые льготы в отношении мобилизованных лиц могут устанавливаться законами субъектов РФ и муниципальными нормативными актами.
Приведены примеры таких нормативных актов и разъяснен порядок предоставления налоговых льгот.
(Письмо ФНС России от 10.11.2022 N БС-4-21/15235@ "О порядке предоставления гражданам, призванным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 на военную службу по мобилизации, налоговых льгот по налогам на имущество")
Источник: КонсультантПлюс, 16.11.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/77918.html/

Зарплата за декабрь: налоговики сообщили, как отражать НДФЛ в отчетности

Зарплата за декабрь 2022 года будет выплачена в январе. Нужно ли включить полученный доход и сумму исчисленного налога в расчет 6-НДФЛ и в справку о доходах за 2022 год? На этот вопрос специалисты ФНС ответили в своем письме.
По действующим правилам, датой получения дохода в виде оплаты труда считается последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ). Но с 1 января 2023 года эта норма утратит силу далее (Федеральный закон от 14.07.22 № 263-ФЗ). А дата фактического получения дохода в виде оплаты труда будет определяться в общем порядке - как день выплаты дохода (в том числе перечисления на счет налогоплательщика).
Таким образом, если зарплата за исполнение трудовых обязанностей в декабре (в одном налоговом периоде) выплачивается в январе следующего года (в другом налоговом периоде), то соответствующий доход относится к другому налоговому периоду.
По мнению специалистов ФНС, если зарплата за декабрь 2022 года будет выплачена в январе 2023 года, то нужно будет применять уже новые положения Налогового кодекса. Для наглядности чиновники привели следующий пример.
Зарплата за декабрь 2022 года выплачена 10 января 2023 года. Этот доход относится к налоговому периоду 2023 года, дата получения дохода - 10.01.2023. Следовательно, декабрьская зарплата (выплаченная 10.01.23 г.), а также сумма исчисленного с нее налога указываются:
- в разделах 1 и 2 расчета 6-НДФЛ за I квартал 2023 года;
- в приложении № 1 "Справка о доходах и суммах налога физического лица" к расчету 6-НДФЛ за 2023 год.
При этом в 6-НДФЛ за 2022 год указанные доходы не отражаются, заявили в главном налоговом ведомстве.
Также чиновники предупредили, что НДФЛ с декабрьской зарплаты, удержанный в период с 1 по 22 января, нужно будет перечислить в новый срок - до 30 января (п. 6 ст. 226 НК РФ в ред. Закона № 263-ФЗ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
(Письмо ФНС России от 09.11.22 БС-4-11/15099@)
Источник: Бухонлайн, 14.11.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/11/19092_zarplata-za-dekabr-nalogiviki-soobshhili-kak-otrazhat-ndfl-v-otchetnosti

Минфин сообщил, как самозанятому учесть компенсацию расходов на систему быстрых платежей

Самозанятый предприниматель принимает оплату от клиентов через систему быстрых платежей (СБП). Банк компенсирует предпринимателю комиссию, уплаченную за пользование этой системой. Надо ли учесть сумму компенсации при расчете налога на профессиональный доход? На этот вопрос Минфин ответил в своем недавнем письме.
Напомним: при оплате покупателями-физлицами товаров, работ и услуг через систему быстрых платежей банки взимают комиссию с продавцов. Такая комиссия может достигать 0,7% от стоимости товара. В середине 2021 года правительство РФ утвердило программу возмещения расходов на уплату комиссии за пользование СБП. Программа действует до конца 2022 года.
В рамках этой программы в первую неделю каждого месяца банк, подключенный к системе СБП, передает в Минэкономразвития данные о количестве операций и о суммах уплаченных комиссий. Далее, в течение 20 рабочих дней, деньги поступают в кредитную организацию. После этого банк в течение пяти дней перечислит компенсацию на счет компании или ИП.
Как полагают авторы комментируемого письма, эта компенсация включается в доходы самозанятого. Как следствие, с этой суммы необходимо заплатить НПД.
Аргументы следующие. Налоговой базой по налогу на профдоход признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения НПД. Об этом сказано в части 1 статьи 8 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ. Следовательно, при определении налоговой базы по НПД учитывается вся сумма полученных доходов, в том числе доходы, направленные на покрытие расходов.
(Письмо Минфина России от 11.10.22 03-11-11/98003)
Источник: Бухонлайн, 14.11.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/11/19094_minfin-soobshhil-kak-samozanyatomu-uchest-kompensaciyu-rasxodov-na-sistemu-bystryx-platezhej

Должен ли мобилизованный ИП подать заявление, чтобы не платить взносы "за себя": ответ ФНС

Индивидуальные предприниматели вправе не платить фиксированные страховые взносы за период, когда они находятся на военной службе в связи с мобилизацией. При этом подавать заявление для освобождения от уплаты взносов не нужно. Об этом сообщила ФНС в своем недавнем письме.
Как известно, предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие "частники" вправе не платить личные страховые взносы за периоды прохождения военной службы (п. 7 ст. 430 НК РФ). Исходя из положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ, служба по мобилизации приравнивается к прохождению военной службы.
Таким образом, за время, когда ИП не вел предпринимательскую деятельность в связи с мобилизацией, страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются.
Вообще-то в пункте 7 статьи 430 НК РФ говорится, что для освобождения от уплаты взносов требуется подать заявление и подтверждающие документы. Однако в ФНС отмечают, что освобождение мобилизованных ИП от взносов будет осуществляться в беззаявительном порядке, на основании сведений из Минобороны. Подавать подтверждающие документы не требуется.
Авторы письма сообщили, что указанная позиция согласована с Минфином.
(Письмо ФНС России от 01.11.22 № БС-4-11/14737@)
Источник: Бухонлайн, 17.11.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/11/19118_dolzhen-li-mobilizovannyj-ip-podat-zayavlenie-chtoby-ne-platit-vznosy-za-sebya-otvet-fns

ИП не выдал кассовый чек: Минфин сообщил, как избежать штрафа

Индивидуальный предприниматель выехал на лечение за границу. Во время его отсутствия покупатель перечисли предоплату за товар. Предприниматель не мог оформить кассовый чек на эту сумму. Что нужно сделать, чтобы избежать штрафа за неприменение ККТ? На этот вопрос Минфин ответил в новом письме.
Авторы письма напоминают: все организации и предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов (за исключением ряда случаев). Об этом сказано в пункте 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ. Под расчетами понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, а также прием (получение) и выплата предварительной оплаты (авансов), зачет и возврат предоплаты (авансов).
Если ИП не провел расчет через кассу, то для исправления ошибки он должен оформить кассовый чек коррекции. Соответствующее правило закреплено пунктом 4 статьи 4.3 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ.
Чтобы избежать административной ответственности за неприменение ККТ необходимо направить в налоговый орган сообщение о допущенном нарушении (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ). Штрафа не будет при одновременном выполнении следующих условий:
- на момент обращения с заявлением о нарушении либо на момент направления чека коррекции налоговики не располагали сведениями и документами о совершенном правонарушении;
- представленные сведения и документы либо кассовый чек коррекции являются достаточными для установления административного правонарушения.
(Письмо Минфина России от 25.10.22 № 30-01-15/103178)
Источник: Бухонлайн, 16.11.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/11/19110_ip-ne-vydal-kassovyj-chek-minfin-razyasnil-kak-izbezhat-shtrafa

Разъяснены особенности применения некоторых положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг

Сообщается, в частности, что указанные лица обязаны выполнять требования законодательства в сфере ПОД/ФТ независимо от того, являются ли они зарегистрированными ИП или "самозанятыми". Обозначенная обязанность возникает на основании направления деятельности, осуществляемой физическим лицом, и не связана с применяемым им режимом налогообложения. В случае осуществления деятельности в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг при подготовке или осуществлении от имени или по поручению своего клиента сделок и операций, поименованных в статье 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ, на "самозанятых" граждан будет распространяться ряд требований, закрепленных в указанной норме закона.
Положение статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ не указывает, что исключительно деятельность, ведение которой требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности, подпадает под действие указанной нормы. В указанной норме прямо определены субъекты: лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг.
По мнению Росфинмониторинга, физические лица, осуществляющие бухгалтерские и юридические услуги, и применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" при условии соблюдения норм Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", являются субъектом исполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ при условии, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента перечисленные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ операции.
(Письмо Росфинмониторинга от 26.10.2022 N 07-03-05/23303 "О рассмотрении обращения")
Источник: КонсультантПлюс, 12.11.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/77872.html/