Мониторинг изменений за период 15.08.22 - 21.08.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 15.08.2022 - 21.08.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Минфин уточнил перечни КБК на этот год

Минфин дополнил перечни КБК на 2022 г. (на 2022 г. и плановый период 2023 и 2024 гг.). Речь идет о кодах для субсидий в сфере образования, здравоохранения, сохранения озера Байкал и др. Также предусмотрены КБК для налога на добычу полезных ископаемых в виде щебня, выплат беженцам из Донбасса и Украины. Часть КБК скорректирована.
(Приказ Минфина России от 11 июля 2022 г. № 108н "О внесении изменений в коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 июня 2021 г. № 75н")
Источник: ГАРАНТ, 17.08.2022, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1560935/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Сокращен с 45 до 30 дней срок принятия решения о госаккредитации российских участников внешнеэкономической деятельности

Соответствующее изменение внесено в порядок государственной аккредитации российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 февраля 2000 г. N 176.
Речь идет о госаккредитации, которая проводится в целях подтверждения готовности участника ВЭД обеспечить выполнение требований законодательства в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
(Постановление Правительства РФ от 12.08.2022 N 1406 "О внесении изменения в пункт 6 Положения о государственной аккредитации российских участников внешнеэкономической деятельности, создавших внутренние программы экспортного контроля")
Источник: КонсультантПлюс, 16.08.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208378961.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Подготовлены поправки в декларацию по УСН

ФНС России подготовило поправки в форму налоговой декларации, представляемой в вязи с применением УСН, а также порядок ее заполнения (форма утв. приказом ФНС России от 25 декабря 2020 г. № ЕД-7-3/958@). Предполагается, что изменения вступят в силу по истечении двух месяцев со дня официального опубликования соответствующего приказа, но не ранее 1 января 2023 года. Они будут применяться начиная с представления налоговой декларации за налоговый период 2023 года.
Необходимость внесения поправок обусловлена изменениями, вступающими в силу с 1 января 2023 года в части сроков представления отчетности. Напомним, что с 2023 года организации представляют декларацию не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а ИП - не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 41 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 263-ФЗ).
Другие поправки обусловлены изменениями порядка расчета размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физлицам (п. 12 Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 239-ФЗ). К таким плательщикам относятся ИП, а также частнопрактикующие адвокаты, медиаторы, нотариусы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные. Начиная с 2023 года они будут уплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС в совокупном фиксированном размере 45 842 руб., если доходы за расчетный период не превысят 300 тыс. руб. При превышении этого порога помимо указанной фиксированной суммы взносы на ОПС составят 1,0% от превышающей суммы дохода, но не более 257 061 руб. за расчетный период 2023 года. В связи с вышеуказанными изменениями, соответствующие поправки планируется внести в описание порядка заполнения по строкам 140 - 143 раздела 2.1.1 налоговой декларации.
Источник: ГАРАНТ, 15.08.2022, https://www.garant.ru/news/1560510/

ФНС подготовлен проект некоторых форм документов в связи с введением единого налогового платежа

Проект содержит:
- форму и формат заявления о представлении акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, направляемого на бумажном носителе, перечисленных не в качестве единого налогового платежа;
- форму и формат акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.
С утверждением приказа будет признан утратившим силу приказ ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ "Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам".
Предполагается, что приказ вступит в силу с 1 января 2023 года.
Источник: КонсультантПлюс, 16.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76735.html/

ФНС введет новую форму акта сверки по налогам, сборам и страховым взносам

ФНС разработала новую форму акта сверки по налогам, сборам и страховым взносам. Проект соответствующего приказа опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес новые нормы в НК РФ, согласно которым с 1 января 2023 года уплата любых налогов будет в обязательном порядке осуществляться посредством единого налогового платежа на единый налоговый счет.
В связи с этим ФНС подготовила новые формы и форматы:
- заявления о представлении акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа;
- акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа.
Указанные формы и форматы должны вступить в силу с 1 января 2023 года. При этом действующая форма акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам и страховым взносам, утвержденная приказом от 16.12.2016 ‎№ ММВ-7-17/685@, будет упразднена.
Источник: Audit-it.ru, 16.08.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1064461.html

ФНС изменит форму заявления для ускоренного получения вычетов по НДФЛ

ФНС внесет изменения в формы документов для применения упрощенного порядка получения налоговых вычетов по НДФЛ. Уведомление об этом опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА.
Напомним, с 21 мая 2021 году налоговые органы предоставляют имущественные и инвестиционные вычеты по НДФЛ в упрощенном порядке. В частности, в упрощенном порядке налоговый вычет можно получить по расходам на приобретение жилья, уплату процентов по ипотеке, а также в сумме внесенных на индивидуальный инвестиционный счет (ИИС) средств. Вычет на указанные расходы можно получить в 2 раза быстрее в сравнении с общим порядком, без представления декларации 3-НДФЛ и пакета подтверждающих документов.
Действующая форма заявления о получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке утверждена приказом от 01.06.2021 № ЕД-7-11/535@. Также этот приказ содержит формы сообщений о невозможности получения налоговых вычетов в упрощенном порядке.
В этом году Минфин подготовил законопроект, согласно которому с 2023 года ряд социальных вычетов по НДФЛ налоговые органы также будут предоставлять по упрощенным правилам. Речь идет о социальных вычетах по расходам на обучение, медицинские и физкультурно-оздоровительные услуги, добровольные пенсионные и иные страховые взносы.
В связи с этим ФНС готовит поправки в формы и форматы документов, применяемых для предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке.
Новые формы и форматы документов должны вступить в силу с 1 января 2023 года.
Источник: Audit-it.ru, 17.08.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1064534.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ФНС представлен обзор правовых позиций ВС РФ, касающихся определения вида имущества (движимое/недвижимое) для целей налогообложения

В обзоре приведены наименования имущества и основания признания его движимым или недвижимым, а также сообщены реквизиты судебных решений, содержащих соответствующие правовые позиции (рассматривались налоговые споры в отношении, в частности, оборудования линии цеха по производству древесных гранул, оборудования линий электропередач, плавучих палубных кранов, систем очистки и отвода сточных вод и пр.).
(Письмо ФНС России от 16.08.2022 N СД-4-21/10747@ "О правовых позициях Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам, касающимся определения вида имущества (движимое/недвижимое) в целях применения главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 18.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76768.html/

Суд признал выделение систем вентиляции и электроосвещения из состава здания попыткой ухода от налогов

Согласно положениям Налогового кодекса при исчислении налога на имущество организаций объектами налогообложения признаются объекты недвижимого имущества, учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств. Движимое имущество налогом не облагается.
Для организаций бюджетной сферы налоговой базой для исчисления налога является средняя стоимость имущества за отчетный период, основной показатель в расчете которой - остаточная стоимость объекта. И у некоторых возникает соблазн снизить налог на имущество, например, уменьшив остаточную стоимость недвижимости путем выделения из состава здания объектов, учитываемых далее как движимое имущество. Но следует помнить, что неправомерный учет объекта недвижимости или его частей в составе движимого имущества может повлечь претензии со стороны ФНС России и, как следствие, доначисление налога на имущество и штрафные санкции. В подтверждение тому - свежий пример из судебной практики.
Учреждение получило в оперативное управление два здания. Одновременно согласно приказу органа по управлению имуществом из указанных объектов недвижимого имущества были выделены и учтены в качестве движимого имущества системы электроосвещения, вентиляции и кондиционирования. Тем самым балансовая стоимость недвижимости была уменьшена без малого на 370 млн руб.
Налоговая инспекция усмотрела в этом схему ухода от налогообложения. Согласно ОКОФ, как нынешнему, так и действовавшему до 2017 года, в состав зданий входят внутренние коммуникации, необходимые для их эксплуатации, как то:
- система отопления, включая котельную установку, находящуюся в самом здании;
- внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием;
- внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;
- внутренние телефонные и сигнализационные сети;
- вентиляционные устройства общесанитарного назначения;
- подъемники и лифты.
Аналогичные условия прописаны и в Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. Приказом Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. № 157н).
В рассматриваемой ситуации системы электроосвещения, вентиляции и кондиционирования функционально связаны со зданиями. Указанные системы предназначены для обслуживания здания и не могут использоваться самостоятельно в отрыве от объектов недвижимости. Более того, спорные объекты изначально входили в состав недвижимого имущества, что подтверждается сметной документацией и техническими паспортами зданий. Отдельной технической документации на системы как на самостоятельное оборудование у учреждения нет. ИФНС доначислила учреждению более 800 тыс. руб. налога на имущество плюс штраф и пени.
Суд полностью поддержал налоговиков. Со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ, озвученную в определении от 12 июля 2019 г. № 307-ЭС19-5241, суд подчеркнул, что по общему правилу исключения из объекта налогообложения применимы к машинам и оборудованию, выступавшим движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятым на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, а не в качестве составных частей капитальных сооружений и зданий. При наличии обстоятельств, указывающих на искусственное разделение в бухгалтерском учете единого объекта недвижимости, налоговые органы в целях обложения налогом на имущество вправе включить необоснованно исключенные объекты основных средств в состав недвижимого имущества.
Учреждение уже подало апелляционную жалобу в суд вышестоящей инстанции. Первое заседание суда назначено на вторую половину сентября.
(Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июня 2022 г. по делу № А81-5331/2022)
Источник: ГАРАНТ, 16.08.2022, https://www.garant.ru/news/1560797/

Суд решил, что разработка и изготовление оборудования в Китае - это работа, а не услуга и отменил агентский НДС

Компания заключила контракт с китайской фирмой, результатом которого был нематериальный актив и основное средство. Налоговая посчитала это инжиниринговыми услугами и доначислила НДС, так как место оказания услуг по заказчику - Россия.
Предмет контракта - изготовление оснастки на территории Китая. Оснастка после монтажа и сборки осталась в Китае. Там ее компания использовала для производства автомобильных компонентов.
Налоговики решили, что это инжиниринговые услуги. Так как основной результат - интеллектуальные права на оснастку.
А место реализации услуг определяется по месту нахождения покупателя. Это Россия. Поэтому проверяющие доначислили агентский НДС.
АС Волго-Вятского округа не согласился с налоговиками. Конечный продукт - оснастка. А инжиниринговые услуги не создают никакого материального объекта.
Работа сделана на территории другой страны, оснастка будет находиться и использоваться там же. Поэтому нужно применить другую норму закона, по которой не будет агентского НДС.
А еще бывает так, что налоговики не видят признаков ноу-хау, доначисляют НДС. Или утверждают, что компания нарочно копила дебиторку, чтобы не слететь с УСН.
(дело № А43-1270/21)
Источник: Клерк, 19.08.2022, https://www.klerk.ru/buh/news/533626/

Суд поддержал увольнение сотрудника, отказавшегося выходить на работу в офис открытого типа

Гражданин восстановился по суду в должности финдира, однако к выполнению своих обязанностей не приступил и был уволен за прогул. По его мнению, такое увольнение незаконно, так как:
- фактически к работе его не допустили,
- рабочее место не предоставили,
- несмотря на заявление "по собственному", его уволили по пункту 6 статьи 81 ТК - за прогул.
Чтобы оспорить свое увольнение, восстановиться в должности, взыскать с работодателя зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию морального ущерба гражданин обратился в суд.
С момента восстановления в должности финдир появился в офисе на несколько часов всего два раза, а также в день увольнения. Главная причина - его рабочее место было расположено в помещении типа "опенспейс". Работник посчитал, что раз его функционал связан с постоянным сопровождением финвопросов компании, то:
- ему либо должно быть выделено другое отдельное помещение, например, место в кабинете юротдела;
- либо организован перевод на "удаленку".
Соответственно, раз предоставленное ему рабочее место является ненадлежащим - на работу он не выйдет.
Суды двух инстанций нарушений со стороны работодателя при увольнении не выявили:
- трудовой договор с финдиром не содержал каких-либо требований к рабочему месту;
- предоставленное рабочее место в "опенспейсе" находилось под контролем работодателя, было аттестовано и по результатам спецоценки условий труда, позволяло финдиру, также как и другим сотрудникам, выполнять свои рабочие обязанности, о чем сотрудник был уведомлен;
- сотрудник проигнорил требования компании о предоставлении пояснений, заявление "по собственному" было получено работодателем после издания приказа об увольнении за прогул.
Таким образом, причины отсутствия гражданина на рабочем месте не могут быть признаны уважительными, у работодателя имелись все основания для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Отметим, если работник не представил объяснений о причинах прогула - увольнение законно. Скрывая причины неявки на работу и жалуясь потом на работодателя, работник злоупотребляет своим правом и не дает возможности работодателю провести проверку до применения дисциплинарного взыскания.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 05.05.2022 N 33-11047/2022)
Источник: Audit-it.ru, 15.08.2022, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1063978.html

Суд: выплата при увольнении размером в три оклада не отвечает принципу адекватности

Как следует из ч. 8 ст. 178 Трудового кодекса, в трудовом договоре или в коллективном договоре могут быть предусмотрены дополнительные к установленным законодательством случаи выплаты выходных пособий и их размеры, а также могут быть пересмотрены в сторону увеличения размеры выходных пособий, уже определенные законом. Ограничения этого права содержатся в ст. 181.1 и ст. 349.3 ТК РФ.
В соответствии со ст. 181.1 ТК РФ не может предусматриваться выплата выходного пособия в случае увольнения, основанием для которого послужили виновные действия работника. А ст. 349.3 ТК РФ устанавливает максимальный размер выходных пособий, выплачиваемых руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам и заключившим трудовые договоры членам коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности, и руководителям, их заместителям и главным бухгалтерам государственных внебюджетных фондов РФ, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий.
Чтобы условие о выплате выходного пособия, согласованное с конкретным работником и включенное в его трудовой договор, являлось законным и порождало соответствующую обязанность работодателя, необходимо соблюсти общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
В последнее время судьи все чаще видят признаки злоупотребления правом в достигнутой сторонами договоренности о выплате работнику, не предусмотренной законом или локальным нормативным актом суммы выходного пособия (хотя, как мы говорили выше, закон позволяет предусмотреть выплату выходного пособия непосредственно в трудовом договоре). Причем в практике имеются случаи признания злоупотреблением правом индивидуальных договоренностей не только о многомиллионных выплатах (см., например, определение ВС Республики Башкортостан от 29 июля 2021 г. № 33-11248/2021), но и о суммах в два-три оклада либо среднемесячных заработка (определения Московского горсуда от 16 июля 2015 г. № 33-22533/15, определение Московского городского суда от 15 мая 2015 г. № 4г-4575/15, Астраханского облсуда от 8 июля 2015 г. № 33-2282/2015).
О сумме в три оклада шла речь и в данном случае. Временный генеральный директор акционерного общества и работница (начальник юротдела) заключили дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым в случае прекращения трудовых отношений, работодатель обязуется произвести выплату в размере трех окладов.
Трудовой договор был расторгнут по инициативе работницы, при увольнении она денежную выплату в размере трех окладов не получила, поэтому обратилась в суд с требованием о ее взыскании.
Суды отказали, так как предусмотренная соглашением выплата при увольнении не является выходным пособием, не направлена на возмещение работнику затрат, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, не предусмотрена действующей у работодателя системой оплаты труда и носит, по существу, произвольный характер. Условие о выплате включено незадолго до увольнения работника, подписано временным генеральным директором предприятия, который при сложившемся на предприятии тяжелом имущественном положении действовал недобросовестно, неразумно и не в интересах возглавляемого предприятия. Также, по мнению суда, выплата носит избирательный характер, не отвечает принципу адекватности и направлена на безосновательное получение компенсации от бывшего работодателя.
(Определение Шестого КСОЮ от 24 февраля 2022 г. № 8Г-2903/2022)
Источник: ГАРАНТ, 17.08.2022, https://www.garant.ru/news/1560636/

Срок давности привлечения к административной ответственности за неуплату штрафа начинается на следующий день после последнего дня для уплаты штрафа

После постановления Конституционного Суда РФ от 17 мая 2022 г. № 19-П отмечены некоторые трудности с определением дня совершения правонарушения, которое выражается в неисполнении обязанности к определенному сроку. Напомним, что упомянутым Постановлением № 19-П признаны не соответствующими Конституции РФ те положения ст. 4.5 КоАП, которые позволяли отсчитывать срок давности привлечения к административной ответственности одновременно и со дня совершения нарушения, и со следующего за этим событием дня. И если до принятия Постановления № 19-П казалось совершенно ясным, что срок давности исчисляется со следующего дня после дня истечения срока для исполнения какой-либо обязанности (уплаты штрафа, исполнения предписания), то теперь для расчета срока давности необходимо ясно представлять себе, в какой именно день совершено правонарушение, - в последний день срока (когда обязанность должна была быть исполнена, но исполнение не состоялось), или же правонарушение совершено на следующий день (хотя факт неисполнения обязанности очевиден уже на закате предыдущего дня).
Верховный Суд РФ исходит из того, что срок давности в описанной ситуации начинается на следующий день после окончания периода, в течение которого необходимо было исполнить обязанность, в частности, в рамках конкретного дела, - после истечения 180-дневного срока для уплаты штрафа:
- последний день для уплаты штрафа в данном конкретном деле - 12 апреля 2021 года,
- в таком случае событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, наступило 13 апреля 2021 года,
- следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за неуплату штрафа также начал исчисляться с 13 апреля 2021 года,
- и на день вынесения мировым судьей 12 июля 2021 года постановления о назначении административного наказания данный срок не истек.
К сведению: Минюст России уже подготовил проект поправок к КоАП РФ в целях устранения выявленной Конституционным Судом РФ неопределенности в вопросе о начале исчисления срока давности привлечения к административной ответственности.
(Постановление Верховного Суда РФ от 1 июля 2022 г. № 89-АД22-4-К7)
Источник: ГАРАНТ, 18.08.2022, https://www.garant.ru/news/1561117/

ПРОЧЕЕ

Даны разъяснения о применении налогоплательщиками ставки 0% по НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения

С 1 июля 2022 года по 30 июня 2027 года включительно налогоплательщиками при реализации с 1 июля 2022 года услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 года и не включенных в реестр объектов туристской индустрии, применяется ставка 0% по НДС.
В случае если с 1 июля 2022 года услуги по предоставлению мест для временного проживания оказываются налогоплательщиками в гостиницах и иных средствах размещения, которые являются объектами туристской индустрии, введенными в эксплуатацию (в том числе после реконструкции) после 1 июля 2022 года и включенными в реестр объектов туристской индустрии, то при реализации данных услуг налогоплательщики вправе применять налоговую ставку 0% до истечения двадцати последовательных налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором соответствующий объект туристской индустрии был введен в эксплуатацию (в том числе после реконструкции).
В письме также даны разъяснения по определению налоговой базы по НДС, к которой применяется налоговая ставка в размере 0%, при реализации вышеуказанных услуг.
(Письмо ФНС России от 12.08.2022 N СД-4-3/10526@ "О направлении письма Минфина России")
Источник: КонсультантПлюс, 13.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76727.html/

В каком случае продажа собственной кулинарной продукции освобождается от НДС

Предприниматель изготавливает кулинарные изделия, полуфабрикаты и продает их через собственные магазины кулинарии и кафетерий. При этом у ИП есть документы, согласно которым данные объекты относятся к объектам общественного питания. Может ли предприниматель пользоваться освобождением от НДС? На этот вопрос специалисты ФНС ответили в своем новом письме.
Напомним: с 2022 года от НДС освобождены услуги общепита, которые оказываются в ресторанах, кафе, барах, предприятиях быстрого обслуживания, а также в буфетах, кафетериях, столовых, закусочных, отделах кулинарии и иных аналогичных объектах. Кроме того, не облагаются НДС услуги общепита, которые оказываются по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание). В 2022 году НДС можно не платить при одновременном соблюдении следующих условий:
- сумма доходов организации или ИП за 2021 год не превысила в совокупности 2 млрд руб.;
- удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов организации или ИП за 2021 год составил не менее 70%.
Освобождение от НДС не применяется, если продукция реализуется:
- отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
- организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность (подп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ).
В тоже время нужно учитывать определение магазина (отдела) кулинарии. Это магазин (отдел) по реализации населению продукции общепита в виде кулинарных изделий, полуфабрикатов, кондитерских и хлебобулочных изделий. При этом магазин (отдел) кулинарии может быть расположен в предприятии питания или самостоятельно вне предприятия питания. Об этом сказано в пункте 24 ГОСТа 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие приказом Госстандарта от 27.06.13 № 191-ст).
Соответственно, налогоплательщик вправе воспользоваться освобождением от НДС при реализации собственных продуктов питания через объекты общественного питания. В том числе, через магазины кулинарии, которые отнесены к объектам общественного питания.
(Письмо ФНС России от 08.08.22 № СД-4-3/10286@)
Источник: Бухонлайн, 16.08.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/8/18666_v-kakom-sluchae-prodazha-sobstvennoj-kulinarnoj-produkcii-osvobozhdaetsya-ot-nds

ФНС разъяснила, как правильно заполнить реестры документов для применения налоговых вычетов при исчислении акциза в отношении алкогольной продукции и винограда

Сообщается о требованиях к отражению информации в строках реестров, в том числе к применению кодов вида подакцизного товара, указанию сумм акциза, подлежащих налоговому вычету, а также обращено внимание на необходимость при заполнении реестров учитывать особенности отражения операций с подакцизным виноградом в декларации.
В приложениях к настоящему письму приведены примеры заполнения соответствующих реестров документов.
(Письмо ФНС России от 16.08.2022 N ЕА-4-15/10748@ "О разъяснении порядка заполнения реестров документов, предусмотренных пунктами 19 и 29 статьи 201 НК РФ")
Источник: КонсультантПлюс, 18.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76761.html

Какими документами можно подтвердить расходы при УСН: разъяснения Минфина

Плательщики единого налога в рамках УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" должны документально подтверждать произведенные затраты первичными учетными документами. Такие документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями закона о бухучете. Об этом напоминает Минфин в своем недавнем письме.
Как известно, "упрощенщики" могут учесть только те затраты, которые поименованы в пункте 1 статьи 346.16 НК РФ. Такие расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 НК РФ. То есть они должны быть обоснованы и документально подтверждены. При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
Порядок оформления "первички" регулируется Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В статье 9 этого закона установлено, что первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Такой документ должен содержать обязательные реквизиты, перечень которых приведен в пункте 2 статьи 9 закона № 402-ФЗ.
В Минфине напоминают: к первичным документам, подтверждающим произведенные расходы, относятся в том числе платежные документы - платежное поручение, выписка банка по операциям на расчетном счете. А также иные документы - товарные чеки и квитанции, подтверждающие прием (оплату) денежных средств за товар (работу, услугу).
(Письмо Минфина России от 25.07.22 № 03-11-06/2/71242)
Источник: Бухонлайн, 17.08.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/8/18671_kakimi-dokumentami-mozhno-podtverdit-rasxody-pri-usn-razyasneniya-minfina

Разъяснено, может ли работодатель учесть в расходах штрафы, выплаченные профсоюзам

При расчете налога на прибыль организации вправе учитывать штрафы, уплаченные в пользу профессиональных объединений. Но только в том случае, когда участие в таких структурах является необходимым условием для осуществления деятельности. Об этом сообщила ФНС в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают положения пункта 15 статьи 270 НК РФ. В нем сказано, что в налоговую базу по налогу на прибыль не включаются суммы добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных структур. Поэтому налоговики полагают, что и расходы в виде штрафов, выплачиваемых в пользу "добровольных" профессиональных объединений, нельзя списать при исчислении налога на прибыль.
В то же время подпункт 29 пункта 1 статьи 264 НК РФ позволяет относить к прочим расходам взносы, вклады и иные обязательные платежи в адрес некоммерческих организацией, если такие платежи являются условием для осуществления деятельности налогоплательщика. Соответственно, если штрафные санкции выплачены в пользу профессионального объединения, участие в котором является обязательным условием ведения деятельности, то такие расходы могут быть учтены при расчете налога на прибыль.
(Письмо ФНС России от 03.08.22 № СД-4-3/10046@)
Источник: Бухонлайн, 15.08.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/8/18663_razyasneno-mozhet-li-rabotodatel-uchest-v-rasxodax-shtrafy-vyplachennye-profsoyuzam

Налоговые преимущества для IT-бизнеса распространяются на вновь созданные организации, независимо от способа их создания

Сообщается, что в Письме ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@ указывается на два способа создания IT-компании - реорганизация в форме разделения или выделения.
По мнению ФНС России способ создания IT-компании не может быть ограничен случаями реорганизации и положения указанного письма также распространяются на вновь созданные IT-компании и случаи, когда существующее юрлицо, входящее в группу компаний, будет перепрофилировано в IT-компанию.
(Письмо ФНС России от 12.07.2022 N СД-19-2/163 "О письме ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@")
Источник: КонсультантПлюс, 13.08.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76722.html/

Покупателю могут предложить получить чек в электронной форме, но принуждать к этому нельзя

Пользователь ККТ вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе только в том случае, если покупатель (клиент) самостоятельно выразил желание получить их в электронной форме и одновременно с этим отказался от бумажной.
Закон не запрещает пользователю предлагать покупателю получить электронный чек и для этого спрашивать у него абонентский номер или адрес электронной почты. При этом пользователь не вправе требовать у покупателя или каким-либо иным образом принуждать его к предоставлению этих данных для отправки электронного чека.
Также ФНС высказалась против увеличения предельного объема данных кассового чека или отмене этого параметра. Приведены аргументы.
(Письмо ФНС России от 25 июля 2022 г. N АБ-4-20/9533@ Об отказе в увеличении или отмене предельного объема данных кассового чека)
Источник: ГАРАНТ, 15.08.2022, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1560537/