Мониторинг изменений за период 18.04.22 - 24.04.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 18.04.2022 - 24.04.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Подписан закон, освобождающий от налогообложения НДС операции по отчуждению исключительных прав на основании договора коммерческой концессии

Ранее данная льгота была предусмотрена в отношении исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), реализуемых на основании лицензионного договора (пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ).
Законом льгота распространена на операции по реализации указанных объектов интеллектуальной собственности, а также прав на их использование на основании договора коммерческой концессии при условии выделения в цене договора стоимости исключительных прав.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 97-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 16.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74724.html/

Урегулированы вопросы, связанные с налогообложением ряда финансовых операций

Законом, в частности:
- дополнен перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС (включены в том числе услуги, связанные с совершением действий в рамках исполнения обязанностей по договорам, являющимся производным финансовым инструментом (ПФИ), а также операции по предоставлению обеспечительного платежа в денежной форме или ценными бумагами);
- для целей налогообложения НДФЛ установлена дата получения дохода в виде обеспечительного платежа;
- установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы и расходы в форме обеспечительного платежа, а также установлены особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами и операций с ценными бумагами в рамках обеспечительного платежа.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 96-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 18.04.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208257794.html/

Непубличные акционерные общества обязаны проводить обязательный аудит только в случаях, предусмотренных законом

Публичное акционерное общество (ПАО), а в случаях, предусмотренных законом, и непубличное акционерное общество (НАО) для проведения аудита обязаны привлекать независимую аудиторскую организацию.
Если аудит отчетности акционерного общества проводится по требованию акционеров (для этого совокупная доля их участия в уставном капитале общества должна составлять 10% и более), то аудит проводится:
- в отношении ПАО - аудиторской организацией,
- в отношении НАО - аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 99-ФЗ "О внесении изменений в статью 67.1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 16.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74726.html/

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не подлежит обложению НДС

В перечень включены:
- 8426 11 000 0 Электромостовой разливочный кран грузоподъемностью 300/80/16/16т, с шириной пролета 15 м; электромостовой разливочный кран грузоподъемностью 300/80/16/16т, с шириной пролета 23 м;
- 8502 39 200 0 Газотурбинная генераторная установка MGT-70(3).
(Постановление Правительства РФ от 18.04.2022 N 690 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")
Источник: КонсультантПлюс, 20.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74777.html

Единый налоговый платеж ЮЛ и ИП: утверждены форма и формат уведомления налоговых органов об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов

С 1 июля по 31 декабря 2022 года организации и ИП (при условии проведения совместной сверки расчетов) вправе применять особый порядок уплаты налогов, сборов, взносов, пеней и штрафов с использованием единого платежа. Для этого необходимо представить в налоговый орган уведомление.
Настоящим приказом утверждены форма и формат уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов.
(Приказ ФНС России от 02.03.2022 N ЕД-7-8/178@ "Об утверждении формы уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, а также формата его представления в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2022 N 68254)
Источник: КонсультантПлюс, 19.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74754.html/

Скорректирована форма уведомления на уплату физлицами налога на имущество, земельного, транспортного налога, а также НДФЛ

В форме уведомления учтены изменения, внесенные Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ в порядок уплаты некоторых налогов.
Кроме того, вносимыми изменениями уточнен адрес размещения информации о налоговых органах: "Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции" теперь можно найти на сайте ФНС www.nalog.gov.ru (ранее - www.nalog.ru).
Приказ вступает в силу с 1 июня 2022 года.
(Приказ ФНС России от 14.03.2022 N ЕД-7-11/210@ "О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ "Об утверждении формы налогового уведомления", зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2022 N 68264)
Источник: КонсультантПлюс, 20.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74767.html

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

До 31 декабря 2023 г. включительно специальный порядок вступления в силу отдельных правовых актов в сфере таможенного регулирования может устанавливаться федеральными законами, актами Президента РФ или актами Правительства РФ

Речь идет о вступлении в силу правовых актов в сфере таможенного регулирования помимо случаев, указанных в пункте 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Настоящий федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 16.04.2022 N 115-ФЗ "О внесении изменения в статью 392 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 16.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74721.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Снижение штрафов за нарушения валютного законодательства прошло 1 чтение

Госдума приняла в первом чтении законопроект 94339-8. Он предусматривает поправки в "валютную" статью 15.25 КоАП.
Основной штраф - за незаконные валютные операции, касающийся и бизнеса, граждан, включая самозанятых - снижается в среднем в 3,125 раза. Сейчас его базовая величина - от 75% до 100% суммы операции. Эти пределы снизят до диапазона от 20% до 40%. Это штраф за:
- незаконные валютные операции, в том числе купля-продажа валюты вне уполномоченных банков;
- расчеты с заграничных счетов в тех случаях, когда таковые не разрешены;
- переводы с иностранных кошельков в неразрешенных случаях;
- судя по всему, за нарушение норматива обязательной продажи валютной выручки, введенного президентским указом, будут штрафовать также именно по этой - первой - части статьи 15.25 КоАП, потому что специальной нормы на данный момент нет и законопроектом не вводится.
Кроме того, сейчас за все перечисленное должностным лицам грозит штраф от 20 до 30 тысяч рублей. Фиксированная нижняя граница штрафа отменяется. Должностных также будут наказывать суммами в 20-40% операции, но не более 30 тысяч рублей.
Также корректируются и специфические штрафы, установленные для участников внешнеэкономической деятельности. Штраф по части 4 будет более дифференцированным, чем сейчас и будет зависеть от валюты контракта и от того, является ли экспортируемый товар сырьевым.
В итоге для фирм, ИП неполучение от нерезидентов (позднее получение) выручки на счета в уполномоченных банках будет караться так:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы, зачисленной с опозданием, за каждый день просрочки (эта норма не меняется)
- или 3-5% суммы, не зачисленной в установленный срок, если с нерезидентом заключен контракт в рублях и с оплатой в них же, кроме экспорта товаров по кодам 4401 - 4403 99 000 9 и 4407 ТН ВЭД ЕАЭС
- или 3-10% суммы, не зачисленной в срок по рублевым экспортным контрактам на товары с кодами 4401 - 4403 99 000 9 и 4407 (сейчас такой штраф по всем рублевым контрактам, таким образом, понижают штраф при несырьевом экспорте, а по сырьевому - оставляют как есть)
- или 5-30% суммы, не зачисленной в срок по контракту в иностранной валюте (это сейчас так и есть)
- или 5-30% суммы, не зачисленной в срок по договору займа с нерезидентом (и это тоже не меняется).
- Должностные лица вместо нынешних фиксированных 20-30 тысяч рублей будут рисковать расстаться с:
- 1/150 ключевой ставки за каждый день просрочки
- или 3-5% суммы, не зачисленной в срок по внешнеторговому контракту
- или 5-30% суммы, не зачисленной в срок по договору займа с нерезидентом,
- но не более 30 тысяч рублей.
По такому же принципу (но со своими нюансами) поменяются штрафы для должностных лиц по частям 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП - за невыполнение в срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору и за невозврат в РФ денег при несостоявшемся импорте.
Кроме того, упраздняются специальные штрафы профессиональных участников внешнеэкономической деятельности - исключаются части 4.2 и 5.3.
Источник: Audit-it.ru, 19.04.2022, https://www.audit-it.ru/news/finance/1058393.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд признал действия органа-учредителя состоянием крайней необходимости и отменил штраф

Регион получил из федерального бюджета дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Соглашением предусмотрено направление этих средств в том числе на погашение просроченной кредиторской задолженности региональных учреждений здравоохранения в части ОМС. За счет федеральной дотации региональный минздрав перечислил подведомственной Станции скорой помощи субсидию на иные цели. За счет этой субсидии учреждение погасило просроченную "кредиторку" по авиационным услугам при оказании скорой медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах.
Казначейство при проверке признало минздрав виновным в нецелевом расходовании федеральной дотации и выписало штраф по ст. 15.14 КоАП. Поводом стал тот факт, что контракты на оказание услуг авиации были в свое время заключены в рамках реализации госпрограммы, финансовое обеспечение которой осуществлялось за счет регионального бюджета. По мнению финнадзора, указанная кредиторская задолженность должна была погашаться за счет средств той же программы.
Суд не согласился с подходом Казначейства. Во-первых, оплату просроченной задолженности производило не Министерство, а подведомственное ему учреждение. Во-вторых, суд обратил внимание, что в период образования указанной кредиторской задолженности имела место острая нехватка средств в системе ОМС. Из-за значительных просрочек с оплатой движение средств по лицевым счетам медучреждений было приостановлено. Чтобы не допустить срыва работы учреждений здравоохранения, региональный бюджет финансировал первоочередные расходы медучреждений путем отвлечения средств с других направлений. Такие вынужденные меры помогли погасить кредиторскую задолженность учреждений в части средств ОМС, благодаря чему лицевые счета были разблокированы, что, в свою очередь, позволило освоить деньги МБТ.
Суд расценил данные обстоятельства как состояние крайней необходимости. Важным условием здесь является предотвращение виновным лицом грозящей опасности и защита от еще большей опасности. Погашение просроченной задолженности за счет средств дотации в данном случае вызвано необходимостью обеспечения бесперебойного оказания скорой специализированной медпомощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах. Соответственно, такой шаг не повлек того вреда, который (в случае непогашения задолженности по услугам авиации) могло повлечь прекращение деятельности по оказанию медпомощи, ставящее под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Суд признал постановление Казначейства о привлечении регионального минздрава к ответственности незаконным. Обжаловать решение суда не стали (Решение Арбитражного суда Магаданской области от 19 января 2022 г.)
(дело № А37-2542/2021)
Источник: ГАРАНТ, 20.04.2022, https://www.garant.ru/news/1539998/

Суд: увольнение по собственному желанию возможно в период приостановления работы из-за долга по зарплате

Работница подала заявление об увольнении по собственному желанию. Не согласившись с размером премиальной части зарплаты, она подала работодателю также заявление о приостановлении работы. Работодатель произвел увольнение в согласованную с работницей дату, однако она посчитала увольнение незаконным, поскольку подала заявление о приостановлении работы, кроме того, в период увольнения была временно нетрудоспособна.
Суд напомнил, что до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.
Проверяя доводы работницы о том, что увольнение произведено в период приостановления трудовой деятельности в порядке ст. 142 ТК РФ суд пришел к выводу, что указанные доводы не могут повлечь признание увольнения незаконным, поскольку каких-либо неправомерных действий со стороны работодателя, ограничивающих волю работника на продолжение трудовых отношений, не было, как и данных, свидетельствующих о том, что у работницы отсутствовало желание уволиться. Суд пояснил, что положения трудового законодательства не предусматривают запрета на увольнение по инициативе работника при наличии претензий по выплате задолженности по заработной плате, приостановлении трудовой деятельности со стороны работника.
Доводы жалобы о том, что в период увольнения сотрудница была временно нетрудоспособна, также отклонены: ст. 80 ТК РФ содержит запрет на увольнение работника в период его временной нетрудоспособности по инициативе работодателя, тогда как в данном случае имело место увольнение по инициативе работника (Апелляционное определение Московского городского суда от 1 февраля 2022 г.)
(дело № 33-2128/2022)
Источник: ГАРАНТ, 19.04.2022, https://www.garant.ru/news/1539836/

ПРОЧЕЕ

ФНС назвала признаки налоговых схем с использованием самозанятых

Нередко организации и предприниматели заключают договоры гражданско-правового характера с самозанятыми (включая ИП) ради уклонения от уплаты НДФЛ и страховых взносов. Федеральная налоговая служба поручила подчиненным усилить контроль за подобной деятельностью. В своем недавнем письме чиновники перечислили характерные признаки схемы уклонения от налогообложения путем подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
В случае переквалификации договоров гражданско-правового характера в трудовые ФНС рекомендовала инспекциям учитывать сложившуюся судебную практику.
О том, что между организацией и самозанятым (в том числе в статусе ИП) фактически существуют трудовые отношения, могут свидетельствовать следующие признаки:
- выполнение работ определенного рода, а не разового задания заказчика;
- отсутствие в договоре конкретного объема работ (значение имеет сам процесс труда, а не достигнутый результат);
- ежемесячная оплата в определенной сумме;
- в течение календарного года размер вознаграждения не меняется (выплата за фактически отработанные дни противоречит правилам вознаграждения по договорам ГПХ);
- подчинение внутреннему трудовому распорядку;
- работодатель обеспечивает условия труда;
- договоры носят не разовый, а систематический характер и заключаются на год или до окончания календарного года;
- возложение материальной ответственности на фактического исполнителя работ;
- из условий договора следует, что обеспечен контроль со стороны работодателя;
- инфраструктурная зависимость от работодателя (работы осуществляются с применением материалов, инструментов, оборудования организации и на ее территории);
- наличие дополнительных гарантий, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения;
- оформление пропуска на территорию работодателя, внесение записей об исполнителе работ в журнал регистрации прихода-ухода сотрудников на работу;
- исполнитель работ значится в кадровых документах (графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении в командировку, о возложении обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности);
- на исполнителя работ оформляются расчетные листы о начислении зарплаты, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денег на банковскую карту;
- исполнитель работ заполняет или подписывает документы хозяйственной деятельности организации (товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте);
- данные на исполнителя работ внесены в документы по охране труда (журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, направление на медосмотр, карта СОУТ и др.).
В подкрепление своей позиции авторы письма сослались, в частности, на:
- определение ВС РФ от 14.02.19 № 304-КГ18-25124;
- определение ВС РФ от 27.02.17 № 302-КГ17-382.
(Письмо ФНС России от 15.04.22 № ЕА-4-15/4674@)
Источник: Бухонлайн, 21.04.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/4/18161_fns-nazvala-priznaki-nalogovyx-sxem-s-ispolzovaniem-samozanyatyx

Льготы для IT‑организаций: Минфин разъяснил, как платить налоги и взносы

Если IT-организация в I квартале не выполнила условие о доле доходов, то в этом отчетном периоде она должна применять общие ставки по налогу на прибыль и тарифы страховых взносов. А если по итогам следующего отчетного периода размер доходов от льготного вида деятельности достигнет необходимой доли (не менее 90%), то компания сможет пересчитать свои налоговые обязательства с начала календарного года.
Напомним, что при соблюдении ряда условий IT-организации могут платить:
- страховые взносы - по пониженной ставке 7,6% (льгота действует с 2021 года, п. 2 ст. 427 НК РФ);
- налог на прибыль - по ставке 0% (льгота действует в 2022 - 2024 годах, в 2021 году - льготная ставка составляла 3%; п. 1.15 ст. 284 НК РФ).
Для применения льготной ставки необходимо, чтобы организация соответствовала следующим условиям:
- доля доходов от: реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных, а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев предыдущего года составляет не менее 90% в сумме всех доходов;
- средняя численность работников составляет не менее семи человек;
- имеется документ о государственной аккредитации.
При этом если по итогам отчетного периода не выполняется хотя бы одно из указанных условий, организация лишается права на льготы с начала налогового (расчетного) периода (п. 1.15 ст. 284 и п. 5 ст. 427 НК РФ).
Таким образом, если IT-организация выполнила необходимые условия о доле доходов и средней численности работников за 9 месяцев 2021 года, но при этом в I квартале 2022 года нарушила условие о доле доходов, то она не сможет применять указанные льготы. В этом случае нужно заплатить налог на прибыль и страховые взносы за I квартал 2022 года по общим ставкам (тарифам).
Если по итогам следующего отчетного периода (полугодия, 9 месяцев) или расчетного периода 2022 года размер доходов вновь достигнет необходимой доли (не менее 90%), и при этом будет выполнено условие о численности персонала, компания сможет воспользоваться льготными тарифами по взносам с начала календарного года. То есть она получит право пересчитать начисленные ранее страховые взносы, а образовавшуюся переплату вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей. При этом потребуется подать уточненный РСВ за I квартал.
Аналогичный подход применяется к льготной ставке по налогу на прибыль. В случае выполнения условий о доле IT-доходов и численности сотрудников по итогам следующих отчетных периодов или в целом налогового периода, организация сможет применить льготную ставку к налоговой базе, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода (т.е. с 1 января 2022 года).
(Письмо Минфина России от 22.03.22 № 03-03-06/1/22054)
Источник: Бухонлайн, 19.04.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/4/18150_lgoty-dlya-it-organizacij-minfin-razyasnil-kak-platit-nalogi-i-vznosy

ФНС разъяснила, как правильно перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли

Сообщены сроки и порядок уведомления налогового органа о переходе на новый порядок уплаты авансовых платежей по налогу, а также указаны особенности отражения в налоговой декларации сумм авансовых платежей.
(Письмо ФНС России от 19.04.2022 N СД-4-3/4747@ "О переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли")
Источник: КонсультантПлюс, 21.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74799.html/

Разъяснен порядок освобождения от налогообложения доходов в виде дивидендов, полученных от иностранной компании

Нормами налогового законодательства определено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде дивидендов, полученных от иностранной организации, на которые налогоплательщик имеет фактическое право (подп. 50.1 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса). Если российская организация прямо участвует в иностранной компании и последняя признает отсутствие у нее фактического права на доход в виде дивидендов по акциям (долям) этой российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации), то такая российская организация признается имеющей фактическое право на этот доход (п. 1.1 ст. 312 НК РФ).
Российская организация будет считаться имеющей право на такой доход только в части, соответствующей доле ее прямого участия в иностранной организации, признавшей отсутствие у нее фактического права на такой доход, и не превышающей суммы дивидендов по акциям (долям), увеличенной на соответствующую сумму налогов, удержанных у источника выплаты. При этом дивиденды по акциям (долям) иностранной организации должны быть выплачены российской организации в течение 120 календарных дней, следующих за днем выплаты дивидендов по акциям (долям) российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции российской организации).
Как поясняет Минфин России, только при условии выполнения вышеуказанных условий доход в виде дивидендов по акциям (долям) российской организации (депозитарным распискам, удостоверяющим права на акции этой российской организации), полученных иностранной организацией, в отношении которого российская организация признается имеющей фактическое право на доход в соответствующей части, освобождается от налогообложения.
(Письмо Минфина России от 25 января 2022 г. № 03-08-05/4564)
Источник: ГАРАНТ, 20.04.2022, https://www.garant.ru/news/1539989/

Опубликованы данные для расчета НДПИ, НДД и акциза на нефтяное сырье за март 2022

Коэффициент Кц, определен в размере 30,4108.
Коэффициент рассчитан исходя из следующих показателей:
- средний уровень цен нефти сорта "Юралс" - 91,26 долл. США за баррель;
- среднее значение курса доллара США к рублю - 104,0810.
Также сообщается, что:
Показатели ЦАБрт, ЦДТрт, ТАБм, ТДТм, ЦАБэксп и ЦДТэксп, а также средняя за налоговый период оптовая цена реализации в РФ автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 публикуются на официальном сайте ФАС России по адресу: https://fas.gov.ru/pages/pokazateli-dla-vycheta-akciza.
Средняя цена 1 тонны сырой нефти марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за период мониторинга и ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России:
http://economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/tamozhenno_tarifnoe_regulirovanie/.
(Письмо ФНС России от 12.04.2022 N СД-4-3/4406@ "Данные, необходимые для исчисления НДПИ в отношении нефти, НДД и акциза на нефтяное сырье, за март 2022 года")
Источник: КонсультантПлюс, 16.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74697.html/

Разъяснены вопросы, касающиеся признания существенных по величине затрат на ремонт, техосмотр и техобслуживание самостоятельным инвентарным объектом основных средств (ОС)

Сообщается, что существенные по величине затраты с частотой более 12 месяцев или более обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, признаются самостоятельными инвентарными объектами ОС вне зависимости от стоимости и срока полезного использования самих объектов ОС, в отношении которых такие затраты осуществлены.
Разъяснен также порядок признания самостоятельным инвентарным объектом части (частей) одного объекта ОС, стоимость и сроки полезного использования которой существенно отличаются от стоимости и срока полезного использования объекта в целом.
(Письмо ФНС России от 19.04.2022 N СД-4-21/4767@ "О порядке признания затрат на ремонт, технический осмотр, техническое обслуживание объектами основных средств для целей применения главы 30 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 21.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74801.html/

ФНС даны разъяснения по вопросам отнесения к объектам налогообложения отдельных видов имущества по коду ОКОФ (ограждение, забор, ворота)

Отмечено, в частности, что НК РФ определяет объект налогообложения налогом как недвижимое имущество, учитываемое в качестве объектов основных средств либо принадлежащее на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению.
При этом приведен перечень писем ФНС России по рассматриваемому вопросу для случаев, когда право на имущество не зарегистрировано в ЕГРН.
(Письмо ФНС России от 13.04.2022 N БС-3-21/3505@ "Об отнесении отдельных видов имущества по коду ОКОФ (ограждения, заборы, ворота) к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 15.04.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74677.html/

Доход от продажи недвижимости, используемой в предпринимательстве, не освобождается от НДФЛ

Нормами налогового законодательства установлено, что доходы от продажи недвижимого имущества учитываются в составе доходов при определении налоговой базы по УСН, если ИП осуществляет виды предпринимательской деятельности по продаже недвижимого имущества (ст. 248, ст. 249 Налогового кодекса). Если же имущество реализуется вне рамок осуществления предпринимательской деятельности, то доход от его продажи облагается НДФЛ.
При этом стоит учесть, что в некоторых случаях доходы от продажи недвижимости физлицами освобождаются от налогообложения. Так, например, когда собственник владел им более минимального срока владения.
Однако, как напоминает Минфин России, вышеуказанные льготные условия не распространяются на доходы, получаемые физлицами от продажи имущества (за исключением жилых домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, садовых домов или доли (долей) в них, а также транспортных средств), непосредственно используемого в предпринимательской деятельности. Это означает, что если недвижимое имущество (здание) используется (использовалось) в предпринимательской деятельности, то доходы от его продажи не освобождаются от обложения НДФЛ независимо от срока владений таким недвижимым имуществом, а также от факта прекращения физлицом деятельности в качестве ИП.
(Письмо Минфина России от 5 марта 2022 г. № 03-04-05/16195)
Источник: ГАРАНТ, 19.04.2022, https://www.garant.ru/news/1539812/

Вычет по НДФЛ: как определить срок владения общим автомобилем при его переходе в единоличную собственность

Минфин в своем новом письме рассмотрел вопрос об уплате НДФЛ при продаже транспортного средства. Специалисты ведомства разъяснили, как определить срок владения автомобилем, который был приобретен в общую совместную собственность супругов, а затем стал принадлежать только одному из них.
Как известно, при формировании налоговой базы по НДФЛ не учитываются доходы (п. 17.1 ст. 217 НК РФ):
- от продажи объекта недвижимости, который находится в собственности физлица не менее минимального срока владения (в общем случае - 5 лет, в отдельных случаях - 3 года);
- от продажи иного имущества (например, автомобиля), которое находилось в собственности физлица три года и более.
По общему правилу имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ст. 256 ГК РФ и п. 1 ст. 34 СК РФ). При этом в пункте 2 статьи 34 СК РФ сказано: указанное имущество, приобретенное за счет общих доходов, признается общим независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено, на имя кого или кем из них внесены денежные средства.
Таким образом, если транспортное средство приобретено в период брака за счет общих доходов супругов в общую совместную собственность, то для каждого из супругов срок владения указанным имуществом исчисляется с даты возникновения права собственности у одного из супругов. При этом переход имущества в единоличную собственность одного из супругов не изменяет описанный порядок. Другими словами, если автомобиль стал принадлежать только одному из супругов, то срок владения таким имуществом не обнуляется.
Соответственно, если общий срок владения ТС составляет более трех лет, уплачивать НДФЛ с дохода от продажи автомобиля не нужно. Если же гражданин владел имуществом менее трех лет, то на сумму дохода нужно начислить НДФЛ по ставке 13%. При этом физлицо праве воспользоваться имущественным вычетом. Напомним, что при продаже иного имущества (к которому относятся, в том числе, автомобили), находившего в собственности налогоплательщика менее трех лет, вычет ограничен суммой в 250 тыс. рублей (п. 1, 2 ст. 220 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 29.03.22 № 03-04-05/25239)
Источник: Бухонлайн, 19.04.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/4/18152_vychet-po-ndfl-kak-opredelit-srok-vladeniya-obshhim-avtomobilem-pri-ego-perexode-v-edinolichnuyu-sobstvennost

Когда налоговики снимут ККТ с учета без участия пользователя: разъяснения ФНС

Действующее законодательство ограничивает число случаев, когда налоговики вправе снять ККТ с регистрационного учета без участия пользователя. Об этих случаях специалисты ФНС напомнили в своем недавнем письме.
Налоговики могут снять ККТ с учета без заявления ее владельца всего в трех случаях:
- касса не соответствует требованиям законодательства (п. 15 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ);
- истек срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе ККТ (п. 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ);
- в ЕГРЮЛ или ЕГРИП внесена запись о прекращении деятельности организации или ИП (п. 18 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).
Как отмечают в ФНС, снятую с учета кассу можно использовать повторно. При этом не обязательно дожидаться, когда налоговики снимут ее с учета в одностороннем порядке (например, в случае истечения срока действия фискального накопителя). Пользователи вправе самостоятельно производить регистрацию, перерегистрацию и снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета. Это можно сделать через кабинет контрольно-кассовой техники или путем подачи бумажного заявления в любую налоговую инспекцию (п. 1 ст. 4.2 Закона 54-ФЗ).
(Письмо ФНС России от 06.04.22 № АБ-4-20/4190@)
Источник: Бухонлайн, 20.04.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/4/18160_kogda-nalogoviki-snimut-kkt-s-ucheta-bez-uchastiya-polzovatelya-razyasneniya-fns