Мониторинг изменений за период 21.03.22 - 27.03.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 21.03.2022 - 27.03.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Продлен срок уплаты мартовского авансового платежа по налогу на прибыль

Теперь организации смогут посчитать данный аванс исходя из фактических показателей деятельности за 1 квартал 2022 года.
Правительство наконец-то реализовало одно из своих антикризисных полномочий - из тех, что были даны кабмину еще первым пакетом антикризисных поправок. На 28 апреля перенесен срок уплаты ежемесячного авансового платежа по налогу на прибыль. Таким образом, срок, установленный на 28 марта, продлен на месяц.
Теперь организации смогут посчитать данный аванс исходя из фактических показателей деятельности за 1 квартал. В противном случае аванс бы приравнивался, как это предусмотрено НК, к авансам за последний квартал прошлого года. Напомним, что право считать авансы по фактической прибыли предусмотрено вторым пакетом антикризисных налоговых мер, закон о которых на этой неделе прошел Госдуму и Совфед и подписан президентом.
ФНС в этой связи отмечает, что перенос срока уплаты не меняет порядок заполнения декларации по налогу на прибыль за первый квартал 2022 года.
(Постановление Правительства РФ от 25 марта 2022 года № 470)
Источник: Audit-it.ru, 26.03.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1057520.html

Подписан указ о дополнительных мерах экономического характера в сфере валютного регулирования

Указ устанавливает, в частности:
- полномочия Банка России по определению лимита суммы проводимых операций с нерезидентами;
- временный (до 31 декабря 2022 года) запрет на проведение некоторых операций без разрешения Банка России, в том числе оплаты резидентом доли, вклада, пая в имуществе юрлица-нерезидента, внесения взноса в рамках договора простого товарищества в форме капвложений;
- до 1 сентября 2022 года обязательства в иностранной валюте по договорам между кредитными организациями, оказавшимися под санкциями, и их клиентами, российскими юрлицами, признаются исполненными надлежащим образом при расчетах в рублях в эквивалентном объеме по официальному курсу Банка России на день исполнения обязательств.
(Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126 "О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации в сфере валютного регулирования")
Источник: КонсультантПлюс, 18.03.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74115.html

Для IT-компаний, включенных в специальный реестр аккредитованных организаций Минцифры, будет действовать трехлетний мораторий на проведение плановых государственных и муниципальных проверок

Установлено, что в отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего постановления, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.
Проведение контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, не завершенных на день вступления в силу настоящего постановления, не допускается.
Выдача предписаний по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, не завершенных на день вступления в силу настоящего постановления, не допускается.
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448 "Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 24.03.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74234.html

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

До 31 декабря 2022 г. установлен особый порядок доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности

В частности, организация, обязанная раскрывать годовую и промежуточную консолидированную финансовую отчетность (финансовую отчетность организаций, указанных в части 5 статьи 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности") вправе отказаться от раскрытия такой отчетности в случае, если ее раскрытие приведет (может привести) к введению санкций со стороны иностранных государств в отношении этой организации и/или иных лиц.
Доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, ограничивается на основании заявления, представляемого заинтересованной организацией, представившей обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган в целях формирования государственного информационного ресурса, в ФНС России, а также аналогичных заявлений в отношении ограничения доступа к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетные периоды 2019 - 2021 годов, включенной в государственный информационный ресурс, полученных ФНС России до вступления в силу настоящего постановления.
Возобновление доступа к указанной информации осуществляется на основании заявления в произвольной форме.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Постановление Правительства РФ от 18.03.2022 N 395 "Об особенностях доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2022 году")
Источник: КонсультантПлюс, 19.03.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74130.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Сенаторы одобрили закон об антикризисных мерах налоговой поддержки

Совет Федерации одобрил закон об антикризисных налоговых мерах по поддержке экономики в условиях совершения зарубежными странами недружественных действий в отношении российских физлиц и компаний. Документ был разработан российским кабмином и принят в первом чтении Госдумы 11 марта, пишет ТАСС.
Ранее налоговый комитет рекомендовал принять ряд поправок к законопроекту. Одна из поправок внесена двумя спикерами палат Федерального собрания - Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. Она касается исчисления имущественных налогов за налоговый период. "Правительство внесло в первом чтении по ограничению кадастровой стоимости для организаций, предлагается поправками двух спикеров распространить аналогичный порядок на физических лиц и, помимо имущества, распространить его и на земельный налог", - отметил глава комитета Андрей Макаров.
Также поправками предлагается снять ограничение по размеру подарков ветеранам ВОВ и иным лицам - в данный момент такое ограничение составляет 10 тысяч рублей.
Источник: Российский налоговый портал, 24.03.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-451797-senatoryi_odobrili_zakon_ob_antikrizisnyih_merah_nalogovoy_podderjki_

Совет Федерации одобрил введение нулевой ставки налога на прибыль для домов культуры

Совет Федерации одобрил проект закона, который предусматривает установление нулевой ставки налога на прибыль для домов и дворцов культуры, а также клубов, учредителями которых являются муниципальные образования (за исключением таких учреждений, располагающихся в городах и районных центрах), передает ТАСС.
Законопроект был инициирован группой депутатов Госдумы во главе с председателем комитета по культуре Еленой Ямпольской и первым вице-спикером Госдумы Александром Жуковым.
Стоит отметить, что согласно нормам НК РФ, нулевая ставка налога на прибыль будет распространяться только на ту деятельность муниципальных культурно-досуговых учреждений, которая будет включена в установленный российским кабмином список видов культурной деятельности, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Источник: Российский налоговый портал, 24.03.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-451794-sovet_federatsii_odobril_vvedenie_nulevoy_stavki_naloga_na_pribyil_dlya_domov_kulturyi

Без-НДС-ную передачу по франшизе прав на изобретения приняли в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект 74851-8 с поправками в статью 149 НК - в списке необлагаемых НДС операций появится передача прав на некоторые результаты интеллектуальной деятельности по договору коммерческой концессии.
Дальнейшие перспективы прохождения законопроекта довольно прозрачны. Думский комитет замечаний к нему не имеет и полностью поддерживает. Предлагает лишь уточнить порядок вступления в силу новой льготы.
Коммерческая концессия - это, по сути, франшиза, однако в российских правовых актах нет такого термина. При этом согласно статье 1027 ГК по договору коммерческой концессии передается комплекс исключительных прав, включающий:
- право на товарный знак, знак обслуживания
- права на другие объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
После принятия нового закона от НДС будет освобождаться не любая франшиза, а только передача прав на:
- изобретения
- полезные модели
- промышленные образцы
- топологии интегральных микросхем
- секреты производства (ноу-хау)
- а также - прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности.
Продажа франшизы на товарные знаки по-прежнему будет облагаться НДС.
Чтобы получить льготу, в цене договора надо будет выделять вознаграждение за указанные виды прав (законопроект).
Собственно, права на перечисленные объекты и сейчас можно передать без НДС - но только по лицензионному договору (подпункт 26.1 пункта 2 статьи 149 НК). Законопроект просто придает немного разнообразия договорным формам. Кроме того, нововведение позволит также освободить от НДС налоговых агентов - российские организации, которые приобретают такие права по франшизе за границей.
Источник: Audit-it.ru, 22.03.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1057371.html

Депутаты одобрили законопроект о расширении льгот для месторождений углеводородов на Каспии

Госдума приняла в первом чтении проект закона, который расширяет льготы для новых месторождений углеводородов на дне Каспийского моря, добыча на которых началась до 1 января 2016 года, пишет ТАСС.
Документом предусматривается донастройка налогового режима для новых морских месторождений. В данный момент действует особый, льготный, режим налогообложения и таможенно-тарифного регулирования при разработке новых морских месторождений. "Данный режим применяется в отношении новых морских месторождений нефти и газа, расположенных во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ либо в российской части дна Каспийского моря, начало промышленной добычи углеводородов на которых приходится на период после 1 января 2016 года. Разработка таких месторождений экономически нецелесообразна без государственной поддержки, поскольку обусловлена высокими капитальными и текущими затратами", - говорится в пояснительной записке к проекту закона.
Проектом также предусматривается распространение действия налогового режима для новых морских месторождений на морское месторождение углеводородного сырья, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья на котором приходится на дату до 1 января 2016 года и которое расположено полностью в границах российской части дна Каспийского моря.
Источник: Российский налоговый портал, 23.03.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-451782-deputatyi_odobrili_zakonoproekt_o_rasshirenii_lgot_dlya_mestorojdeniy_uglevodorodov_na_kaspii

Разработан проект поправок в ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

На федеральном портале проектов НПА размещен проект поправок в ФСБУ 25/2018 (ID проекта 04/15/03-22/00125473). Запланировано всего три изменения:
- Первая поправка техническая: скорректируют сферу применения ФСБУ 25/2018: вместо "государственного сектора" стандарт не будет распространятся на организации "бюджетной сферы".
- В состав арендных платежей будут включаться платежи, обусловленные договором аренды, за вычетом сумм НДС и иных аналогичных сумм налогов. Таким образом исключается критерий возмещаемости налогов.
- В случае если предмет аренды относится к группе основных средств, по которой арендатор принял решение о проведении переоценки, арендатору предоставят право решать, переоценивать ли соответствующее право пользования активом (Проект Приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018..." (подготовлен 4 марта 2022 г.).
Источник: ГАРАНТ, 24.03.2022, https://www.garant.ru/news/1534318/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Верховный суд разъяснил, в каком периоде ИП на УСН может уменьшить налог на взносы "за себя"

Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН с объектом налогообложения "доходы", может уменьшить единый налог на сумму личных страховых взносов за тот период, в котором эти взносы были фактически уплачены. Учесть взносы, перечисленные после окончания налогового периода, при расчете налога за этот период нельзя. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд в определении от 14.03.22 № 308-ЭС22-1197.
Индивидуальный предприниматель сдал декларацию по УСН за 2017 год, в которой уменьшил размер исчисленного налога на сумму страховых взносов, уплаченных 9 января 2018 года. По мнению ИП, он мог уменьшить доход на сумму фиксированного платежа, поскольку взносы были уплачены за 2017 год и до подачи годовой декларации.
Однако налоговики заявили, что единый налог за год уменьшается только на уплаченную в этом же году сумму взносов. В данном случае платеж был перечислен после окончания налогового периода, за который подана налоговая декларация. Следовательно, уменьшить сумму налога за 2017 год на данные взносы нельзя.
Суды всех инстанций, включая Верховный суд, поддержали инспекцию, сославшись на положения пункта 3.1 статьи 346.21 НК РФ. Из этой нормы следует, что сумма фиксированных взносов может уменьшать сумму "упрощенного" налога (авансовых платежей) только за тот налоговый (отчетный) период, в котором был внесен данный фиксированный платеж.
Налоговым периодом по УСН признается календарный год, а отчетными периодами - I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 346.19 НК РФ). Таким образом, чтобы уменьшить сумму налога за 2017 год, ИП должен был заплатить взносы в 2017 году. А поскольку взносы были перечислены 9 января 2018 года, то эту сумму можно учесть при расчете единого налога за 2018 год.
(дело № А53-4569/2021)
Источник: Бухонлайн, 21.03.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/3/18019_verxovnyj-sud-razyasnil-v-kakom-periode-ip-na-usn-mozhet-umenshit-nalog-na-vznosy-za-sebya

ПРОЧЕЕ

С учетом эпидемиологической обстановки налоговым органам даны рекомендации, касающиеся привлечения к ответственности лиц, вызываемых по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Указано, в частности, что соблюдение лицом "режима самоизоляции" или "домашнего режима" является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 128 НК РФ.
При этом нормативные правовые акты субъектов РФ могут содержать нормы, согласно которым режим самоизоляции не распространяется на вызов в государственные органы.
С учетом изложенного при решении вопроса о привлечении лиц к ответственности необходимо убедиться в возможности выполнения требований налоговых органов.
В письме приведены рекомендации, касающиеся установления таких обстоятельств, а также возможных способов получения показаний свидетеля по месту его пребывания.
(Письмо ФНС России от 16.02.2022 N КЧ-4-9/1825@ "Об установлении обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения")
Источник: КонсультантПлюс, 18.03.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74106.html/

ФНС сообщает о применении налоговых преференций IT-компаниями, созданными в результате реорганизации

Указано, в частности, что сама по себе реорганизация, в результате которой создается отдельное юрлицо (разделение, выделение), осуществляющее деятельность в IT-сфере, на которое распространяются налоговые преференции, не может квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения ("дробление бизнеса", необоснованное получение налоговых льгот и пр.).
В отсутствие искажений фактов хозяйственной жизни правомерность получения экономической выгоды в виде налоговых льгот не может ставиться под сомнение.
(Письмо ФНС России от 17.03.2022 N СД-4-2/3289@ "О налоговых преимуществах, установленных для IT-бизнеса")
Источник: КонсультантПлюс, 21.03.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74153.html/

Разъяснены условия освобождения от НДС услуг общественного питания при выездном обслуживании

С 1 января 2022 года освобождение от налогообложения применяется в отношении, в частности, услуг общественного питания вне таких объектов (выездное обслуживание) при выполнении ряда условий.
Обращено внимание на то, что НК РФ не ограничивает способы доставки продукции общепита (своими силами или с привлечением сторонней организации) и не ограничивает способы оформления заказа (через агрегаторы, на сайте организации или через сети ТКС).
(Письмо ФНС России от 16.03.2022 N СД-4-3/3172@ "О направлении письма ФНС России")
Источник: КонсультантПлюс, 21.03.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208228338.html

Дополнены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС

В связи с изменениями, внесенными в налоговую декларацию по НДС Приказом ФНС России от 24.12.2021 N ЕД-7-3/1149@, включены новые пункты 1.55 - 1.57 в контрольные соотношения, доведенные письмом ФНС России от 23.03.2015 N ГД-4-3/4550@.
(Письмо ФНС России от 04.03.2022 N СД-4-3/2616 "О дополнении контрольных соотношений показателей декларации по НДС")
Источник: КонсультантПлюс, 18.03.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74101.html/

Разъяснен порядок представления в налоговый орган сведений об участниках иностранной организации, не имеющей присутствия на территории РФ

Сообщается, что указанными иностранными организациями (иностранными структурами) могут быть переданы полномочия для заполнения сообщения об участниках лицам, находящимся на территории РФ. Для этой цели уполномоченный представитель иностранной организации оформляет доверенность в простой письменной форме, подписывает и направляет ее в адрес представителя в РФ в электронном виде в виде сканированного документа. Такая доверенность подлежит нотариально заверенному переводу на русский язык и должна быть приложена представителем иностранной организации к сообщению при его направлении в налоговые органы РФ.
В последующем иностранной организации необходимо представить удостоверенную должным образом доверенность в адрес соответствующего налогового органа в срок до 31.12.2022. В этом случае сообщение считается поступившим без нарушения срока, и иностранная организация не подлежит привлечению к административной ответственности за несвоевременное представление сообщения.
(Письмо ФНС России от 22.03.2022 N ШЮ-4-13/3449@кс "О порядке представления сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 23 НК РФ, иностранными организациями, не имеющими присутствия на территории РФ")
Источник: КонсультантПлюс, 23.03.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/74177.html

Налоговики разъяснили, как начислить НДФЛ на стоимость "шведского стола" для работников

Организация предоставляет работникам питание по системе "шведский стол", где каждый выбирает вид и количество блюд по своему усмотрению. Можно ли в таком случае для расчета НДФЛ брать среднюю стоимость обеда по всему коллективу? На этот вопрос ответили специалисты УФНС по г. Москве.
Налоговики напоминают: оплата организацией за работника товаров, работ или услуг, является доходом, полученным в натуральной форме (подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ). Такой доход, согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ, включается в налоговую базу по НДФЛ. Соответственно, стоимость питания для работников, оплаченного работодателем, облагается НДФЛ.
При этом в столичном УФНС отмечают, что работодатель обязан принимать все возможные меры по оценке и учету экономической выгоды (дохода), получаемой сотрудниками. Так, если обеды организованы по принципу "шведского стола", то доход каждого работника можно определить на основе средней стоимости предоставляемого питания в расчете на одного человека.
(Письмо УФНС по г.Москве от 02.03.22 № 20-21/023902@)
Источник: Бухонлайн, 21.03.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/3/18003_nalogoviki-razyasnili-kak-nachislit-ndfl-na-stoimost-shvedskogo-stola-dlya-rabotnikov

Разъяснен порядок заполнения отчетности по НДФЛ организациями - налоговыми агентами, имеющими подразделения

По общему правилу налоговые агенты - российские организации, в том числе имеющие обособленные подразделения, представляют отчетность по НДФЛ в отношении как работников организации, так и работников обособленных подразделений в налоговые органы по месту учета самой организации и по месту учета каждого обособленного подразделения (п. 2 ст. 230 Налогового кодекса). Если организация имеет несколько обособленных подразделений, расположенных на территории одного муниципального образования, то она может перечислять удержанные суммы НДФЛ в бюджет, а также представлять отчетность по НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета одного из этих обособленных подразделений, либо по месту нахождения соответствующей организации. Причем выбрать налоговую инспекцию налоговый агент может самостоятельно.
Налоговый агент должен уведомить налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения, о своем выборе не позднее 1 числа налогового периода. Уведомление о выборе налогового органа не может быть изменено в течение налогового периода (форма утв. приказом ФНС России от 6 декабря 2019 г. № ММВ-7-11/622@). Оно представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления отчетности по НДФЛ.
Как поясняет налоговая служба, в поле "Код по ОКТМО" такого уведомления указывается код муниципального образования, на территории которого находится организация либо выбранное обособленное подразделение организации, а также обособленные подразделения организации, за которые будет производиться перечисление сумм НДФЛ и представление отчетности по НДФЛ. При заполнении этого показателя, под который отводится одиннадцать знакомест, свободные знакоместа справа от значения кода в случае, если код по ОКТМО имеет восемь знаков, не заполняются. Соответствующий код муниципального образования содержится в разделе 1 "Муниципальные образования субъектов Российской Федерации" "Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований" ОК 033-2013.
(Письмо ФНС России от 1 марта 2022 г. № БС-3-11/1766@)
Источник: ГАРАНТ, 22.03.2022, https://www.garant.ru/news/1534054/

Минфин: с доходов от продажи исключительных прав на программы можно платить налог на профдоход

Физлица, в том числе ИП, могут применять спецрежим для самозанятых (платить налог на профессиональный доход) при продаже исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, программы, модели и т.п.). Об этом сообщил Минфин в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают: ограничения, связанные с переходом на уплату налога на профдоход, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ. В частности, в пункте 2 части 2 статьи 4 данного закона установлено, что спецрежим для самозанятых нельзя применять при перепродаже товаров и имущественных прав, за исключением продажи имущества, которое использовалось для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. При продаже исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, физлица и ИП вправе применять специальный налоговый режим для самозанятых. Но при этом необходимо соблюдать другие ограничения, установленные Законом № 422-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 18.02.22 № 03-11-11/11673)
Источник: Бухонлайн, 21.03.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/3/18004_minfin-s-doxodov-ot-prodazhi-isklyuchitelnyx-prav-na-programmy-mozhno-platit-nalog-na-profdoxod

Могут ли самозанятые торговать через вендинговые аппараты: разъяснения Минфина

Самозанятые физлица, в том числе ИП, могут торговать через вендинговые аппараты. Но только в случае продажи товаров собственного изготовления. Об этом сообщил Минфин в своем недавнем письме.
Авторы письма ссылаются на положения пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ. В нем сказано, что лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, которое использовалось ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, не вправе применять специальный налоговый режим для самозанятых (платить НПД).
В то же время в Законе № 422-ФЗ нет запрета на применение данного спецрежима при реализации товаров собственного производства, в том числе через вендинговые аппараты. На этом основании в Минфине полагают, что физлица и ИП могут платить НПД с доходов от продажи товаров собственного изготовления через вендинговые аппараты. При этом необходимо соблюдать иные ограничения, установленные для самозанятых.
(Письмо Минфина России от 08.02.22 № 03-11-11/8320)
Источник: Бухонлайн, 24.03.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/3/18029_mogut-li-samozanyatye-torgovat-cherez-vendingovye-apparaty-razyasneniya-minfina

При продаже товаров через агента ККТ может использовать или он, или принципал

Если продажа происходит от имени и за счет принципала, то формально расчет надо проводить через его ККТ. Но если у агента есть своя касса, то Минфин не против расчета по ней.
Минфин высказался о применении контрольно-кассовой техники при расчетах в рамках агентских отношений.
Исходя из норм Гражданского кодекса по агентскому договору агент совершает действия по поручению принципала за его счет. При этом агент может работать или от своего имени, или от имени принципала.
По сделке, совершенной агентом от имени и за счет принципала, права и обязанности, в том числе регистрировать и применять ККТ, возникают непосредственно у принципала. Вместе с тем, закон не запрещает фирмам и ИП, являющимся агентами, регистрировать и при расчетах применять зарегистрированную ими ККТ.
Если агент провел расчет по своей ККТ в установленном законом порядке, то дополнительное применение кассы принципалом не требуется. Агент при этом должен указывать в чеке реквизиты, установленные приказом ФНС о допреквизитах. Как альтернатива, может применяться контрольно-кассовая техника, зарегистрированная принципалом.
(Письмо Минфина России от 09.03.2022 N 30-01-15/16983)
Источник: Audit-it.ru, 23.03.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1057414.html