Мониторинг изменений за период 23.05.22 - 29.05.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.05.2022 - 29.05.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

До 50 процентов снижен уровень обязательной продажи резидентами - участниками внешнеэкономической деятельности экспортной выручки в иностранной валюте

Также закреплено полномочие Совета директоров Банка России определять сроки исполнения обязанности по продаже иностранной валюты.
Настоящий указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Указ Президента РФ от 23.05.2022 N 303 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. N 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 24.05.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/75300.html

Центробанк снизил ключевую ставку до 11%

С 27 мая ключевая ставка будет понижена сразу на 3 процентных пункта - с 14% до 11% годовых. Соответствующее решение опубликовано на сайте Центробанка.
Как пояснили в Центробанке, внешние условия для российской экономики остаются сложными, что значительно ограничивает экономическую активность. Но риски для финансовой стабильности несколько снизились. Это позволяет смягчить отдельные меры по контролю за движением капитала.
Напомним, что ставка рефинансирования приравнивается к ключевой ставке и меняется одновременно с ней (указание ЦБР от 11.12.15 № 3894-У). От размера ставки рефинансирования зависит, возникает ли у физлица материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами. Ставка рефинансирования также включена в формулы, по которым рассчитываются пени за несвоевременную уплату налогов, проценты при возврате излишне взысканного налога, компенсация за несвоевременную выплату зарплаты и др. Соответственно, понижение ставки означает, среди прочего, уменьшение размера пеней за несвоевременную уплату налогов. Их рассчитывают в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Предыдущее изменение ставки произошло 4 мая. Тогда она была понижена с 17% до 14% годовых. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 10 июня 2022 года.
Источник: Бухонлайн, 26.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18308_centrobank-snizil-klyuchevuyu-stavku-do-11

С 1 июня 2022 года в Москве вступает в силу ковидная амнистия

Прежде всего амнистии подлежат штрафы, наложенные органами исполнительной власти города Москвы и подведомственными учреждениями за нарушение любых ковидных ограничений, кроме несоблюдения режима изоляции в период заболевания COVID-19.
Кроме того, Правительство Москвы выплатит субсидии бизнесу и гражданам для компенсации ранее уплаченных штрафов. Для получения субсидий граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут обращаться в центры "Мои документы" не позднее 31 декабря 2022 г. с приложением постановления о назначении административного наказания и документа, подтверждающего уплату штрафа.
Формы заявлений о предоставлении субсидий будут опубликованы на портале mos.ru.
(Пресс-релиз Мэра Москвы от 25.05.2022 "Ковидная амнистия")
Источник: КонсультантПлюс, 25.05.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/75316.html/

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Внесены изменения в формы отчетности страховщиков

Включены новые строки и скорректированы наименования некоторых строк ряда отчетных форм, в том числе: "Бухгалтерский баланс страховой организации (код формы по ОКУД 0420125)"; "Отчет о финансовых результатах общества взаимного страхования (код формы по ОКУД 0420142)"; "Отчет о потоках денежных средств общества взаимного страхования (код формы по ОКУД 0420144)".
(Указание Банка России от 28.03.2022 N 6106-У "О внесении изменений в приложение 3 к Указанию Банка России от 3 февраля 2021 года N 5724-У", зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68513)
Источник: КонсультантПлюс, 25.05.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/75327.html

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ФСС утверждены формы документов для выплаты пособий

Всего утверждено 8 форм документов, в том числе: форма сведений о застрахованном лице; форма извещения о внесении исправлений в листок нетрудоспособности в форме электронного документа; форма заявления о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
(Приказ ФСС РФ от 08.04.2022 N 119 "Об утверждении форм документов и сведений, применяемых в целях назначения и выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию", зарегистрировано в Минюсте России 20.05.2022 N 68535)
Источник: КонсультантПлюс, 21.05.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/75272.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утверждены формат и структура электронного вида жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа, а также порядок подачи жалобы в таможенные органы в виде электронного документа

Приводится порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб, поданных в электронном виде, устанавливаются формат и структура электронного вида решений по жалобе, об отказе в рассмотрении жалобы, уведомления о продлении срока рассмотрения жалобы.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
(Приказ ФТС России от 25.02.2022 N 130 "Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2022 N 68525)
Источник: КонсультантПлюс, 23.05.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208289266.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Определено, как сократить рабочее время, чтобы сохранить "детское" пособие

Длительность неполного рабочего дня для тех, кто получает пособие по уходу за ребенком, не должна составлять более 50% от нормальной продолжительности рабочего времени. Законопроект № 41991-8, в котором установлен этот предел, Госдума приняла в первом чтении.
Как известно, в период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет работник (мать, отец ребенка, другое лицо, фактически осуществляющее уход) может работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение "детского" пособия (п. 3 ст. 256 ТК РФ).
При этом максимальная продолжительность рабочего времени для такого случая действующим законодательством не определена. Но в ФСС считают, что право на ежемесячное "детское" пособие сохраняется только у тех родителей, которые действительно могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком. Если рабочее время сокращено незначительно, то пособие не полагается. Данную позицию разделяют и суды.
Чтобы устранить существующую неясность, законодатели предложили установить максимальную продолжительность работы для цели получения пособия.
Согласно комментируемому законопроекту, право на "детское" пособие будет сохраняться в том случае, если продолжительность неполного рабочего времени не превышает 50% от нормальной продолжительности рабочего времени.
Ожидается, что это правило начнет действовать с 1 июля 2022 года.
Источник: Бухонлайн, 23.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18285_opredeleno-kak-sokratit-rabochee-vremya-chtoby-soxranit-detskoe-posobie

Госдума денонсировала соглашение о пенсиях в СНГ Россия перейдет на двусторонние соглашения с этими странами, они помогут избежать выпадения периодов стажа. Кроме того, денонсация сэкономит до 2,2 млрд руб. из бюджета.
Госдума на пленарном заседании денонсировала соглашение о гарантиях прав граждан стран СНГ в области пенсионного обеспечения. Трансляция велась на сайте нижней палаты.
Как пояснил на заседании замминистра труда Андрей Пудов, Россия вместо этого перейдет на двусторонние соглашения, их большая часть уже заключена. Это позволит исключить ситуацию, когда у людей из стажа выпадают целые периоды с 2002 года, пояснил замминистра. "Это в бонус людям идет с точки зрения защиты их пенсионных прав", - сказал Пудов.
Проект закона о денонсации соглашения внесли в Госдуму в начале апреля. Выход из документа планируется с 1 января 2023 года.
Как указывается в пояснительной записке, соглашение выполняло задачу по учету интересов поколений, которые имеют стаж работы в СССР. При этом с даты его подписания прошло 30 лет, и страны - участницы соглашения перешли от государственной системы пенсионного обеспечения к его формированию на основе уплаченных страховых взносов. В итоге граждане не могут "в полной мере реализовать свои пенсионные права".
В пояснительной записке отмечается, что из-за роста миграции в Россию растут и затраты на реализацию соглашения, под его действие подпадают и те, кто не имеет минимального стажа работы в СССР. Денонсация соглашения позволит сэкономить до 2,2 млрд руб. из бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) в период с 2023 по 2025 год, следует из документа.
Будущим пенсионерам выплаты будут назначать по новым правилам. Так, согласно договоренностям со странами ЕАЭС, с 1 января расходы на пенсию будут делиться по пропорциональной системе: стаж, приобретенный в разных странах-членах, будет суммироваться, каждая из стран будет выплачивать только свою часть. Соглашение по этим же принципам подписано с Таджикистаном, с Молдавией и Узбекистаном идут переговоры.
Соглашение о гарантиях пенсионных прав было подписано в 1992 году, его участниками, кроме России, являются девять стран (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина).
Источник: Аudit-it.ru, 24.05.2022, https://www.audit-it.ru/news/finance/1060240.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ИФНС не указала реквизиты запрошенных документов: Конституционный суд ответил, надо ли исполнять требование

Налогоплательщик не вправе отказать в предоставлении документов (информации) о контрагенте или сделке на том основании, что в требовании не указаны реквизиты запрошенных документов. Такая позиция выражена в недавнем определении Конституционного суда РФ.
ИФНС вне рамок проведения налоговых проверок запросила у организации информацию и документы по сделкам с контрагентами. В числе прочего, налоговики истребовали пояснительную записку с разъяснениями о правомерности вычетов по счетам-фактурам, выставленным до 2015 года; документы, подтверждающие возврат либо уценку товара (реестр товарных накладных, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 41, 60 и 62 за периоды 2016 года, акты сверки взаиморасчетов с контрагентами и т.д.); книги продаж за 2012 - 2014 годы и более 400 счетов-фактур.
Налогоплательщик решил, что требование ИФНС неправомерно, поскольку в нем не указано, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля направлен зарос. Также инспекторы не уточнили реквизиты запрашиваемых документов.
За отказ направить запрошенные документы организация была оштрафована на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ.
Проиграв спор в арбитражных судах, компания обратилась в Конституционный суд. Налогоплательщик оспорил конституционность пункта 2 статьи 93.1 Налогового кодекса. По его мнению, данная норма позволяет налоговым органам произвольно истребовать документы и сведения о хозяйственной деятельности налогоплательщика за несколько налоговых периодов без проведения налоговых проверок, без указания конкретных сделок, о которых запрашивается информация, и без обоснования необходимости истребования документов.
Однако Конституционный суд отказался рассматривать дело, указав на следующее. Статья 93.1 НК РФ не обязывает контролеров указывать в требовании реквизиты или иные индивидуализирующие признаки документов. Тем более, что налоговый орган может и не располагать такими сведениями. Оспариваемая норма позволяет налоговому органу определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку. В частности, по переданному товару (партии), выполненным работам (оказанным услугам), а также времени поставки и приема-передачи, первичным документам и т.п., если эти признаки позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан направить относящиеся к ней документы.
Налогоплательщик не вправе отказать в предоставлении требуемых документов (информации) лишь на том основании, что в требовании не указаны, например, номера или даты их заключения, либо реквизиты соответствующих договоров.
С учетом изложенного, КС пришел к выводу о том, что оспариваемое положение статьи 93.1 НК РФ само по себе не содержит неопределенности и не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
(Определение Конституционного суда РФ от 07.04.22 № 821-О)
Источник: Бухонлайн, 24.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18294_ifns-ne-ukazala-rekvizity-zaproshennyx-dokumentov-konstitucionnyj-sud-otvetil-nado-li-ispolnyat-trebovanie

Конституционный суд разъяснил, как исчислять срок давности для назначения административных штрафов

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 4.5 КоАП, должен исчисляться начиная со дня совершения правонарушения. На это указал Конституционный суд.
Согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (если дело рассматривается судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за отдельные виды административных правонарушений, - по истечении одного, двух, трех или шести лет со дня совершения правонарушения.
Из процитированной нормы можно сделать следующий вывод. Днем, с которого должен исчисляться срок давности привлечения к ответственности, является, по общему правилу, день совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Однако в судебной практике единой позиции по данному вопросу нет. Так, в постановлении пленума ВС РФ от 24.03.05 № 5 указано: срок давности привлечения к ответственности должен исчисляться со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (Определение ВС РФ от 04.04.17 № 305-АД16-16921).
Конституционный суд признал, что неясность и противоречивость правового регулирования, неустранимая даже с помощью разъяснений Верховного суда, создает предпосылки для административного произвола и избирательного правосудия. А это ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан.
В связи с этим КС поручил внести в нормативные акты необходимые изменения. А до тех пор, пока поправки не приняты, исчислять срок давности привлечения к административной ответственности со дня совершения правонарушения.
(Постановление Конституционного суда РФ от 17.05.22 № 19-П)
Источник: Бухонлайн, 25.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18303_konstitucionnyj-sud-razyasnil-kak-ischislyat-srok-davnosti-dlya-naznacheniya-administrativnyx-shtrafov

ИП вместо штатного директора - это нормально, подтвердил суд

Налоговики посчитали, что договор с ИП на управление обществом фактически является трудовым и доначислили страховые взносы, пени и штрафы на сумму более 10 млн рублей. Но компания суд выиграла.
У налоговиков были такие аргументы:
- ИП-управляющая ранее работала в компании директором;
- содержание договора ГПХ похоже на старый трудовой договор;
- зарплата по ТД была 9 тыс., а вознаграждение по ГПХ - 400 тыс. рублей.
- ИП была управляющей еще и в других компаниях, входящих в одну группу;
- у ИП не было наемных работников;
- сотрудники компании подтвердили, что предпринимательница была их директором;
- в договоре ГПХ для ИП-управляющей не была прописана субсидиарная ответственность.
Однако суд привел свои контраргументы.
По статье 42 закона об ООО (№ 14-ФЗ) общество вправе передать функции исполнительного органа управляющему.
Никаких признаков трудовых отношений в договоре ГПХ не было. А то, что он схож с трудовым, это не важно, ведь речь идет о функциях управления - они неизменны.
На ИП не вели табели, не делали приказы, не оплачивали отпуск и больничные.
Опыт найма управляющего вместо директора у этой компании был не первый. Ранее управление было в руках другой компании, потом наняли ИП.
Кроме того, после расторжения договора с этой ИП, компания заключила новый договор с другим ИП. И налоговая инспекция этот новый договор не оспаривает, отметил суд.
Также суд указал, что налоговики не имеют права оценивать экономическую эффективность ведения компанией ее деятельности, и целесообразность заключения сделок.
То, что у ИП не было работников, тоже не аргумент. Управляющая вправе работать одна без помощников, это законно.
В итоге Арбитражный суд Хабаровского края отменил решение налоговиков.
Но пока это только первая инстанция, не исключено, что налоговая инспекция продолжит борьбу.
(дело № А73-19134/2021)
Источник: Клерк, 24.05.2022, https://www.klerk.ru/buh/news/529452/

Суд разъяснил, "сгорают" ли при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные

Если увольняемый работник не успел использовать отгулы, которые полагаются за работу в выходные дни, то работодатель обязан перечислить ему доплату.
Работница неоднократно привлекалась к работе в выходные дни. По договоренности с работодателем и на основании его приказов эти дни оплачивались в одинарном размере с последующим предоставлением сотруднице других дней отдыха. До увольнения женщина не успела воспользоваться отгулами. Работодатель, в свою очередь, отказался выплачивать при расторжении договора доплату за неиспользованные дни отдыха. Он заявил, что отгулы предоставляются только на основании заявления, с которым работница до увольнения не обращалась.
Суд признал действия работодателя неправомерными, указав на следующее. Сотрудник, отработавший в выходной день, может получить за этот день оплату в двойном размере или отработать выходной за обычную, одинарную оплату и воспользоваться другим днем отдыха (ст. 153 ТК РФ).
В данной ситуации работница выбрала одинарную оплату плюс дополнительные дни отдыха. Но конкретные даты отгулов определены не были. В приказах о привлечении к работе в выходные дни не указывалось, что для получения отгулов нужно подать заявление. В списках работников, привлекаемых к работе в выходные дни, также не было информации о том, что дни отдыха предоставляются только на основании заявления.
На этом основании суд пришел к следующему выводу. Поскольку сотрудница утратила возможность использовать отгулы в связи с увольнением, работодатель обязан доплатить ей за работу в выходные дни.
Напомним, что аналогичные разъяснения содержатся в письме Минтруда от 18.05.21 № 14-6/ООГ-4466
(Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 07.12.21 № 8Г-27397/2021[88-27196/2021])
Источник: Бухонлайн, 23.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18288_sud-razyasnil-sgorayut-li-pri-uvolnenii-neispolzovannye-otguly-za-rabotu-v-vyxodnye

ПРОЧЕЕ

Минфин напомнил, когда безвозмездно полученное имущество не учитывается в доходах

По общему правилу, безвозмездно полученное имущество признается внереализационным доходом организации (п. 8 ст. 250 НК РФ). Однако, как напоминает Минфин в своем недавнем письме, из этого правила есть ряд исключений.
Авторы письма ссылаются на положения подпункта 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ. В нем сказано, что при расчете налога на прибыль не учитываются доходы в виде безвозмездно полученного имущества:
- если передающая имущество организация прямо или косвенно участвует в уставном капитале получающей имущество организации с долей участия не менее 50%;
- если получающая имущество организация прямо или косвенно участвует в уставном капитале передающей имущество организации с долей участия не менее 50%;
- если передающее имущество физлицо прямо или косвенно участвует в уставном капитале получающей имущество организации с долей не менее 50%.
При этом в Минфине обращают внимание на следующее. Безвозмездно полученное имущество не признается доходом только в том случае, если в течение одного года со дня получения оно не передавалось третьим лицам.
(Письмо Минфина России от 06.04.22 № 03-03-07/28975)
Источник: Бухонлайн, 24.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18293_minfin-napomnil-kogda-bezvozmezdno-poluchennoe-imushhestvo-ne-uchityvaetsya-v-doxodax

Минфин ответил, как считать амортизацию по бывшим в употреблении основным средствам

Разъяснения содержатся в новом письме министерства, которое адресовано организациям, применяющим линейный метод начисления амортизации.
В статье 259.1 Налогового кодекса сказано, что при использовании линейного метода норма амортизации рассчитывается исходя из срока полезного использования ОС. Это период, в течение которого основное средство служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Правила определения срока полезного использования подержанных основных средств установлены в статье 258 НК РФ. В пункте 7 данной статьи оговорено, что срок полезного использования бывших в употреблении ОС рассчитывается как разница между сроком полезного использования, установленным прошлым владельцем, и количеством лет (месяцев) фактической эксплуатации данного имущества. В этом случае основные средства включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).
Если срок фактического использования ОС у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией (утв. постановлением правительства РФ от 01.01.02 № 1), или превышающим этот срок, то налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Если же срок полезного использования ОС у предыдущего собственника неизвестен, то новый собственник определяет его самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию с учетом Классификации основных средств.
(Письмо Минфина России от 16.05.22 № 03-03-06/1/44687)
Источник: Бухонлайн, 27.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18316_minfin-otvetil-kak-schitat-amortizaciyu-po-byvshim-v-upotreblenii-osnovnym-sredstvam

Минфин России рассказал, как распределить прибыль прошлых лет при расчете налога

Нормами налогового законодательства определены правила расчета доходов от долевого участия в деятельности организаций (ст. 275 Налогового кодекса). Российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом (п. 3 ст. 275 НК РФ).
При расчете налога налоговым агентом, подлежащего удержанию из доходов налогоплательщика - получателя дивидендов определяется отношение суммы дивидендов, подлежащих распределению в пользу налогоплательщика - получателя дивидендов, к общей сумме дивидендов, подлежащих распределению российской организацией. Также для расчета находится разница между общей суммой дивидендов, подлежащих распределению российской организацией в пользу всех получателей и размера дивидендов на момент их распределения в пользу всех налогоплательщиков - получателей дивидендов (п. 5 ст. 275 НК РФ).
Как поясняет Минфин России, под моментом распределения дивидендов в данном случае понимается дата принятия решения обществом о распределении (выплате) дивидендов. Поэтому сумма налога на прибыль в отношении дивидендной налоговой базы определяется налоговым агентом на момент распределения дивидендов, то есть на дату принятия обществом решения о распределении (выплате) дивидендов.
Напомним, что при выплате дивидендов налоговый агент обязан удержать налог и не позднее дня, следующего за днем выплаты, перечислить его в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 286, п. 4 ст. 287 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 16 мая 2022 г. № 03-03-06/1/44691)
Источник: ГАРАНТ, 25.05.2022, https://www.garant.ru/news/1545439/

Как рассчитать сумму резерва по сомнительным долгам: разъяснения Минфина

Организации вправе создавать резервы по сомнительным долгам и списывать суммы отчислений в данный резерв в составе внереализационных расходов (п. 3 ст. 266 НК РФ). О том, как правильно определить размер такого резерва, эксперты Минфина рассказали в своем письме.
Авторы письма напоминают, что сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода.
При формировании резерва применяются следующие правила (ст. 266 НК РФ):
- Сумма резерва, исчисленного по итогам налогового периода (календарного года) года, не может превышать 10% от суммы выручки за соответствующий год.
- При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и 9 месяцев), сумма резерва не может превышать большую из величин - 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период.
- Если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница включается в состав внереализационных доходов организации. Если сумма исчисленного резерва больше, чем сумма остатка предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница включается во внереализационные расходы.
(Письмо Минфина России от 14.04.22 № 03-03-06/1/32850)
Источник: Бухонлайн, 25.05.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/5/18300_kak-rasschitat-summu-rezerva-po-somnitelnym-dolgam-razyasneniya-minfina

Даны пояснения по вопросу обложения НДФЛ доходов от реализации акций

По общему правилу к облагаемым НДФЛ доходам относятся, в частности, доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций (подп. 5 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса). При этом освобождаются от налогообложения доходы от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также некоторые акции при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет (п. 17.2 ст. 217 НК РФ).
К вышеуказанным относятся акции российских или иностранных организаций, при условии, что эти акции составляют уставный капитал таких организаций, не более 50% активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.
При этом, как поясняет налоговая служба, освобождение от налогообложения доходов от реализации акций российских организаций производится в случае, если они были приобретены начиная с 1 января 2011 года и на дату реализации непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет. Но такой порядок применялся до 27 ноября 2018 года.
После этой даты реализация вышеуказанных акций, которые были приобретены в собственность до 1 января 2011 года, не будет образовывать у физлица дохода, подлежащего налогообложению НДФЛ, и, соответственно, обязанности по представлению налоговой декларации и уплате налога. Такая позиция ФНС России согласована с Минфином России.
(Письмо ФНС России от 15 марта 2022 г. № БС-19-11/57@)
Источник: ГАРАНТ, 23.05.2022, https://www.garant.ru/news/1545023/

Когда уплачивать страховые взносы: разъяснения ФНС России

Налоговая служба дала разъяснения по срокам уплаты страховых взносов в связи с принятием решения по их переносу для организаций и ИП, осуществляющих конкретные виды деятельности (Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2022 г. № 776, далее - Постановление).
Согласно постановлению сроки уплаты страховых взносов, исчисленных с выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц за апрель-сентябрь 2022 года, а также исчисленных ИП за 2021 год с суммы дохода, превышающей 300 тыс. руб., продлеваются на 12 месяцев. Так с выплат в пользу физических лиц за:
- апрель с 16 мая 2022 г. до 15 мая 2023 г.;
- май с 15 июня 2022 г. до 15 июня 2023 г.;
- июнь с 15 июля 2022 г. до 17 июля 2023 г.;
- июль с 15 августа 2022 г. до 15 августа 2023 г.;
- август с 15 сентября 2022 г. до 15 сентября 2023 г.;
- сентябрь с 17 октября 2022 г. до 16 октября 2023 г.
А на ОПС за 2021 год с суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. перенесены с 1 июля 2022 года до 3 июля 2023 года.
Вышеуказанный перенос сроков касается организаций и ИП, осуществляющих виды экономической деятельности, указанные в приложениях к Постановлению. Определение организаций и ИП как лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности, осуществляется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в ЕГРИП по состоянию на 1 апреля 2022 года.
Продление сроков уплаты страховых взносов проходит в проактивном (беззаявительном) порядке. О возможности использования такой меры поддержки налогоплательщиков известят по ТКС и через сервис "Личный кабинет" на официальном сайте ФНС России. Также налоговая служба сообщает, что разместит перечень плательщиков, имеющих право на такую меру поддержки.
(Письмо ФНС России от 6 мая 2022 г. № СД-4-11/5607@)
Источник: ГАРАНТ, 26.05.2022, https://www.garant.ru/news/1546024/

ФНС разъяснила, в каких случаях пользователь ККТ может не выдавать покупателю кассовый чек на бумажном носителе

ФНС сообщает, что в настоящее время абсолютно все регионы обеспечены чековой лентой в требуемых объемах.
При этом невыдача кассового чека покупателю из-за отсутствия кассовой ленты у конкретного пользователя ККТ в условиях ее достаточного количества на рынке не может рассматриваться в качестве обстоятельства, свидетельствующего об отсутствии вины пользователя ККТ.
Для минимизации расхода чековой ленты у пользователей онлайн-касс есть возможность осуществлять расчеты без выдачи кассовых чеков на бумажном носителе при согласии покупателя на формирование чека только в электронной форме и направлении его покупателю на номер телефона или адрес электронной почты.
Не печатать чек можно также в случае получения от покупателя согласия на передачу ему электронных чеков через сервис "Мои чеки онлайн" и указания в чеках номера телефона или адреса электронной почты такого покупателя.
(Письмо ФНС России от 28.04.2022 N АБ-4-20/5290@ "О чековой ленте")
Источник: КонсультантПлюс, 24.05.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/75288.html/