Мониторинг изменений за период 25.07.22 - 31.07.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 25.07.2022 - 31.07.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Утвержден перечень предприятий, освобождаемых от уплаты акциза на жидкую сталь

Речь идет об организациях, использующих сталь жидкую для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства путем литья, непосредственно используемых в технологическом процессе производства продукции, при осуществлении деятельности по классам 25.40, 26, 28, 29 и 30 ОКВЭД, или производящих специальную сталь.
Указанные в перечне организации освобождаются от уплаты акциза на жидкую сталь в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2021 N 382-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Действие настоящего приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
(Приказ Минпромторга России от 13.07.2022 N 2920 "Об утверждении перечня организаций, использующих сталь жидкую для получения продуктов (полупродуктов) металлургического производства путем литья, непосредственно используемых в технологическом процессе производства продукции при осуществлении деятельности по классам 25.40, 26, 28, 29 и 30 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, или производящих специальную сталь", зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2022 N 69362)
Источник: КонсультантПлюс, 23.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76463.html/

Внесены уточнения в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды"

Изменениями в пункте 4 слова "государственного сектора" заменены словами "бюджетной сферы"; в абзаце первом пункта 7 слова "подлежащих возмещению сумм налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых сумм налогов" заменены словами "сумм налога на добавленную стоимость"; в пункте 16 слово "переоценивает" заменено словами "может переоценивать".
(Приказ Минфина России от 29.06.2022 N 101н "О внесении изменений в Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2018 г. N 208н", зарегистрировано в Минюсте России 27.07.2022 N 69410)
Источник: КонсультантПлюс, 28.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76522.html

Внесены дополнения в формы электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета учреждений

Речь идет об изменениях в приложения N 1 - 5 к Приказу Минфина России от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению".
Настоящий приказ применяется при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений с 1 января 2024 года либо до указанного срока в случаях, предусмотренных учетной политикой субъекта учета (единой учетной политикой при централизации учета).
При ведении бюджетного учета уполномоченной организацией в рамках переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений настоящий приказ применяется с 1 января 2023 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 28.06.2022 N 100н "О внесении изменений в приложения N 1 - 5 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению")
Источник: КонсультантПлюс, 25.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76475.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Расширен перечень социальных выплат, которые можно будет получать на карту "Мир"

Правительство РФ расширило перечень социальных выплат, которые будут перечисляться на карту "Мир". Речь идет о ежемесячных выплатах и пособиях малоимущим гражданам, которые установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", и субсидиях на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если расходы превышают определенную долю от совокупного дохода семьи Соответствующие поправки вступят в силу через 3 месяца со дня его официального опубликования. На настоящий момент документ не опубликован.
Также с помощью банковских карт или счетов национальной платежной системы можно будет получать компенсацию расходов на оплату жилья и ЖКУ в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса. Кроме того, на карты "Мир" будет перечисляться ежегодная выплата гражданам, награжденным знаком "Почетный донор".
Напомним, до сих пор через "Мир" можно было получать пенсии, зарплаты, пособия для безработных, выплаты в связи с рождением первого и второго ребенка. Полный перечень соответствующих социальных выплат определен Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2018 г. № 1466.
На официальном сайте кабмина отмечается, что карты платежных систем Visa и Mastercard, уже выпущенные российскими банками, продолжат работать на территории России в прежнем режиме.
(Постановление Правительства РФ от 23 июля 2022 года № 1317)
Источник: ГАРАНТ, 26.07.2022, https://www.garant.ru/news/1556766/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Решение по выездной проверке затянуто - не повод для отмены последующего требования об уплате

В 2018 году - с января по август - налоговая провела выездную проверку организации. Однако решение по проверке было вынесено аж через два года - в сентябре 2020-го. Тому благоприятствовали две серии допмероприятий и рассмотрений, последнее из которых состоялось 16 сентября 2020-го в присутствии уже конкурсного управляющего данной компании.
Решение вынесено 24 сентября. Доначислено было 3,4 млн рублей налогов, 1,26 млн рублей пеней, штраф составил около 6 тысяч рублей. Организация обжаловала решение в УФНС, где удалось уменьшить штраф, и результат появился в конце декабря 2020-го. Далее фирма пошла в суд в надежде отменить доначисления, но после длительных разбирательств осталась при тех же долгах.
Тем временем, в января 2021 года налоговики выставили требование об уплате налога, которое фирма тоже принялась обжаловать. Но не потому, что не согласна была с начислением, а потому, что считала, что вынесение решения по проверке было затянуто. По мнению фирмы, налоговики должны были вынести решение не позднее мая 2019-го, а сделали это на год и 4 месяца позже.
Инспекторы же возразили: единственная дата, имеющая значение для выставления требования - это дата вступления решения в силу. Сам этот момент фирма оттянула за счет обжалования в УФНС. Но после этого налоговики установленный срок выдержали - направили требование в пределах 20 рабочих дней после вступления в силу решения по проверке, как и положено. Налогоплательщик же, как указали налоговики, против наличия долга не возражает, о нарушении своих прав не заявляет, а значит, пытается отменить требование просто ради ухода от законно установленной обязанности.
Суды трех инстанций со всеми этими доводами согласились. Несоблюдение налоговым органом отдельных сроков при совершении определенных действий в рамках проверки не меняет исчисление сроков на взыскание.
(дело А27-22603/2021, кассация Ф04-3014/2022)
Источник: Audit-it.ru, 26.07.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1063534.html

Начали штрафовать за отсутствие аудиторского заключения о достоверности отчетности

Осенью прошлого года вступил в силу федеральный стандарт ВФА "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности". Напомним, самое важное его нововведение - требование об обязательном наличии аудиторского заключения при представлении бюджетной отчетности. Впервые все органы власти и казенные учреждения должны были подтвердить достоверность годового отчета - 2021 года
И вот - первая судебная практика, связанная с этим нововведением. КСП установила, что одним из управлений городской администрации проверка годовой бюджетной отчетности за 2021 год в виде внутреннего финансового аудита не проводилась, аудиторское заключение о достоверности отчета отсутствует. Ревизоры расценили этот факт как грубое нарушение правил ведения учета и составления отчетности и оштрафовали руководителя управления по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.
В суде руководитель заявила, что не должна нести ответственность за данное нарушение. Аудит отчетности должен был проводить главный бухгалтер.
Суд не принял доводы должностного лица. Возложение обязанностей по проведению внутреннего финансового аудита отчетности на главного бухгалтера нарушает принципы функциональной независимости, беспристрастности и объективности, закрепленные в федеральных стандартах ВФА. Кроме того, согласно должностной инструкции руководителя управления, именно он должен контролировать исполнение подчиненными их должностных обязанностей и нести ответственность за некачественную работу подчиненных работников. Суд пришел к выводу, что руководитель несет ответственность и за составление бухгалтерской / бюджетной отчетности, и за проведение внутреннего финансового аудита. Штраф в размере 15 тыс руб. признан правомерным.
(Постановление Железнодорожного городского суда Московской области от 24 мая 2022 г. по делу № 5-202/2022).
Источник: ГАРАНТ, 26.07.2022, https://www.garant.ru/news/1556892/

Суд: увольнение "по соглашению" - не повод возмещать работодателю расходы на обучение

С работником заключили ученический договор, по условиям которого он:
- должен пройти обучение за счет компании;
- отработать три года;
- обязан компенсировать расходы на обучение при увольнении по инициативе работодателя или "по собственному" раньше трехлетнего срока.
Спустя два года трудовой договор расторгли по соглашению сторон, а фирма обратилась в суд взыскивать с бывшего сотрудника 216 тысяч, потраченные на обучение.
Однако, суды трех инстанций приняли сторону работника:
- соглашение о расторжении трудового договора не содержит условия о возмещении работодателю расходов на обучение;
- ученическим договором не предусмотрена обязанность работника по возмещению расходов на обучение при увольнении "по соглашению".
Кстати, Минтруд в своё время разъяснял, что оценка причины увольнения работника, "задолжавшего" за обучение, возлагается на работодателя. При отсутствии важных причин суды, как правило, встают на сторону работодателя. При этом они могут посчитать несерьезной причиной, к примеру, даже службу в армии. А также тот случай, когда работник имел шанс применить новые знания даже при отсутствии ученического договора.
(Определение 3-го КСОЮ от 04.05.2022 N 88-7002/2022)
Источник: Audit-it.ru, 27.07.2022, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1063525.html

Представлен обзор правовых позиций КС РФ и ВС РФ, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения

В обзоре приведены наиболее важные судебные решения, содержащие, в частности, следующие выводы:
- при определении добытого полезного ископаемого в целях налогообложения необходимо принимать во внимание в совокупности сведения, содержащиеся в лицензии на пользование недрами, техническом проекте разработки месторождения, данных государственного баланса запасов полезных ископаемых, стандартах качества полезного ископаемого и иных документах налогоплательщика, являющегося недропользователем;
- суммы налогов, уплаченные участниками группы в отношении дохода от искусственно разделенной деятельности, должны учитываться при определении размера налоговой обязанности по общей системе налогообложения налогоплательщика - организатора группы и по общему правилу не могут считаться уплаченными излишне (безосновательно). Иное не отвечало бы природе права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налогов, которое по смыслу взаимосвязанных положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 38 и пункта 1 статьи 54 НК РФ возникает при избыточном налогообложении финансово-хозяйственной деятельности, не отвечающем ее действительным результатам;
- по смыслу пункта 3 статьи 105.16 НК РФ налогоплательщик при подаче как первоначального, так и уточненного уведомлений о контролируемых сделках обязан известить налоговый орган обо всех контролируемых сделках, совершенных в предшествующем календарном году, и отразить в этих уведомлениях всю требуемую информацию;
- исходя из положений статьи 139.3 НК РФ, несоответствие жалобы (апелляционной жалобы) утвержденной форме, не является основанием для ненаправления жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган и (или) оставления жалобы без рассмотрения;
- с учетом пункта 2.1 статьи 52, пункта 1.1 статьи 391 НК РФ сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, однако перерасчет налога может осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
(Письмо ФНС России от 06.07.2022 N БВ-4-7/8529 "О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в первом квартале 2022 года по вопросам налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 22.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76457.html/

ПРОЧЕЕ

Как принципалу подтвердить право на нулевую ставку НДС при экспорте через агента

Налогоплательщик обратился в Минфин с вопросом о подтверждении права на нулевую ставку НДС в следующей ситуации. Одно юрлицо имеет все необходимые разрешения для продажи биокормов на экспорт, второе - не имеет. Но при этом обе занимаются производством. Предполагается, что первое, продавая на экспорт свою продукцию, заодно продаст и товар второго, и это будет сделано по единому инвойсу. CMR, коносамент, авианакладная и прочие транспортные документы будут оформлены от имени первой компании.
Минфин на это ответил, что при реализации товаров российской организацией - принципалом на экспорт через агента применяется нулевой НДС при условии представления принципалом в налоговые органы следующих документов:
- договор комиссии (договор поручения, агентский договор) или его копия, заключенный налогоплательщиком с комиссионером (поверенным, агентом);
- контракт лица, которое поставляет товары по поручению налогоплательщика (копия), заключенный с иностранным лицом на поставку товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС;
- таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, выпустившего товары в процедуре экспорта, и российского таможенного органа места убытия, либо реестры таможенных деклараций с указанием в них регистрационных номеров деклараций, представляемые по установленному формату в электронной форме.
Ни Минфин, ни подпункт 3 пункта 1 статьи 165 НК не оговаривают, на чье имя при этом должна быть оформлена таможенная декларация. Исходя из порядка заполнения декларации на товары, в графе "Отправитель/Экспортер" указываются сведения о лице, указанном в качестве отправителя товаров в транспортных (перевозочных) документах. То есть, в рассматриваемом случае это будет агент. По-видимому, этот факт не должен помешать применению принципалом нулевой ставки.
Напомним, что власти хотели упростить подтверждение экспорта - убрать необходимость представления контракта на бумаге, предоставив возможность вносить сведения о нем в электронный реестр. Однако законопроект дальше первого думского чтения пока не прошел.
(Письмо Минфина России от 8 июля 2022 года N 03-07-08/65734)
Источник: Audit-it.ru, 25.07.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1063517.html

Минфин разъяснил, какие именно прощенные долги по иностранным кредитам не идут в доход

В целях налога на прибыл в доходах не надо учитывать прощенный долг:
- по договорам займа, заключенным до 1 марта 2022 года с иностранными организациями (гражданами) и прекращенным в 2022 году, в том числе - если долг был ранее приобретен российской организацией и теперь ею прощен. Исключение составляют проценты, учтенные во внереализационных расходах;
- по оплате права требования по таким договорам, которое налогоплательщик приобрел (но не оплатил) до 1 марта 2022 года.
Это правило было введено в марте этого года законом N 67-ФЗ и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Таким образом, при прощении долга с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 доходы в виде сумм прекращенных обязательств по указанным договорам не учитываются в целях налогообложения прибыли.
Буквально в соответствующей норме указано "в виде сумм прекращенных в 2022 году обязательств". По мнению Минфина, под обязательствами в этом контексте понимается сумма неисполненных обязательств по уплате основного долга по договору займа (кредита) и процентов, подлежащих уплате по условиям этого договора.
Добавим: если, конечно, проценты не учтены во внереализационных расходах - в соответствии с уточнением, которое имеется в упомянутой норме (подпункт 21.5 пункта 1 статьи 251 НК).
(Письмо Минфина России от 11 июля 2022 г. N 03-03-07/66354)
Источник: Audit-it.ru, 25.07.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1063523.html

ФНС информирует о расширении с 20.07.2022 использования форматов отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа

Сообщается, что в целях обеспечения возможности представления в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика:
- отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов физического лица - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (КНД 1112520), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 N 1365 (в редакции от 27.09.2021);
- отчета о движении денежных средств и иных финансовых активов юридического лица - резидента и индивидуального предпринимателя - резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и о переводах денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг (КНД 1112521), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819 (в редакции от 27.09.2021),
- возможно использование с 20.07.2022 форматов названных отчетов и XML-схем, рекомендованных письмом ФНС России от 21.12.2021 N ШЮ-4-17/17916@ "О форматах отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа".
При этом с 20.07.2022 считается утратившим силу письмо ФНС России от 02.03.2021 N ВД-4-17/2654@ "О форматах отчетов о движении средств и иных финансовых активов".
(Письмо ФНС России от 22.07.2022 N КВ-4-17/9471@ "О расширении использования форматов отчетов о движении средств и переводах электронных средств платежа")
Источник: КонсультантПлюс, 26.07.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208358832.html/

ФНС информирует о новациях в порядке определения размеров земельных долей

Сообщается, в частности, что согласно Федеральному закону от 14 июля 2022 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальный орган с 1 марта 2025 года определяет размеры земельных долей, выраженные в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Результаты определения размеров земельных долей утверждаются решением муниципального органа, которое подлежит опубликованию в трехдневный срок с даты его принятия.
Муниципальный орган, принявший решение, обеспечивает внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении размера доли в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведения об определении размеров земельных долей передаются в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ и Приказом ФНС России от 10.04.2017 N ММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений Приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11@".
(Письмо ФНС России от 27.07.2022 N СД-4-21/9661@ "Об обеспечении налогообложения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, доли в праве общей собственности на которые выражены в гектарах или балло-гектарах")
Источник: КонсультантПлюс, 29.07.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208359239.html

Даны разъяснения по вопросу налогообложения доходов, получаемых физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества

Сообщается, в частности, что на основании подпункта 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества составляет три года, в случае если в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданный объект недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома или доли в праве собственности на жилое помещение не находится иного жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение). На основании абзаца второго подпункта 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ в целях указанного подпункта не учитывается жилое помещение (доля в праве собственности на жилое помещение), приобретенное (приобретенная) в собственность налогоплательщика и (или) его супруга (супруги) в течение 90 календарных дней до даты государственной регистрации перехода права собственности на проданное жилое помещение (проданную долю в праве собственности на жилое помещение) от налогоплательщика к покупателю.
Для целей применения положения подпункта 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ имеет значение наличие (отсутствие) иного жилого помещения именно на календарную дату государственной регистрации перехода права собственности от налогоплательщика к покупателю на проданное жилое помещение.
Учитывая изложенное, при налогообложении доходов физического лица, полученных от продажи нескольких жилых помещений, находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет и государственная регистрация перехода права собственности на которые от налогоплательщика к покупателю осуществлена в один день, основания для применения положений, предусмотренных подпунктом 4 пункта 3 статьи 217.1 НК РФ, отсутствуют.
(Письмо ФНС России от 21.07.2022 N БС-4-11/9399@ "О налогообложении доходов физических лиц")
Источник: КонсультантПлюс, 25.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76476.html/

ФНС: гражданин может получить социальный налоговый вычет по НДФЛ за медицинские услуги по расходам на детей возрастом до 24 лет, в том числе усыновленных

Для этого они должны проходить очную форму обучения в образовательных организациях. Остальные условия для получения вычета остались те же. Указанная поправка применяется к расходам, понесенным с 2022 года.
При этом взносы, уплаченные налогоплательщиком по договорам добровольного страхования своих детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме, также будут учитываться при предоставлении социального налогового вычета за медицинские услуги по расходам на них.
Данный вычет также распространяется на граждан, несущих обязанности опекуна или попечителя над другим лицом, который был его подопечным, после прекращения опеки или попечительства, то есть до 24 лет при соблюдении указанных выше условий.
(Информация ФНС России "Расширен перечень условий для получения вычета за медицинские услуги")
Источник: КонсультантПлюс, 27.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76509.html

Минфин разъяснил суть поправок, касающихся налогообложения доходов от дистанционной трудовой деятельности за пределами РФ

Отмечается, что подготовленными поправками в целом не вносятся существенные изменения в действующие сейчас налоговые условия для выплат по трудовым договорам, уточняется лишь порядок налогообложения дистанционной трудовой деятельности за пределами России.
Основная цель предложенных изменений в Налоговый кодекс РФ - исключить практику неуплаты (оптимизации) НДФЛ с выплат дистанционным работникам, которые не получают статус налогового резидента ни в одном государстве или получают такой статус в низконалоговой юрисдикции.
Данное предложение не затрагивает вопросы налогообложения доходов работников зарубежных филиалов российских компаний.
(Информация Минфина России от 27.07.2022 "Разъяснения особенностей налогообложения выплат дистанционным сотрудникам российских компаний, работающим за рубежом")
Источник: КонсультантПлюс, 28.07.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/76513.html/

Роструд напомнил, как рассчитать алименты при их удержании из зарплаты

Размер удерживаемых из зарплаты алиментов надо исчислять из "чистой" суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит НДФЛ. Такой вывод следует из недавнего письма Роструда.
Как известно, работодатель должен удерживать из зарплаты работников суммы по поступившим в организацию исполнительным документам. В общем случае, по исполнительному документу (нескольким документам) с должника может быть удержано не более 50% заработной платы и иных доходов. Данное ограничение не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей; возмещении вреда, причиненного здоровью; возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания не может превышать 70%. Об этом сказано в статье 99 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Перечень видов дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержден постановлением правительства РФ от 02.11.21 № 1908. В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода плательщика алиментов производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством.
Это значит, что размер удерживаемых из зарплаты алиментов надо исчислять из суммы доходов работника, оставшейся после удержания НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса.
Отметим, что такие же разъяснения были приведены в письме Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1.
(Письмо Роструда от 30.06.22 № ПГ/16690-6-1)
Источник: Бухонлайн, 26.07.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/7/18584_rostrud-napomnil-kak-rasschitat-alimenty-pri-ix-uderzhanii-iz-zarplaty

Можно ли изменить дату выплаты зарплаты по просьбе работника: позиция Роструда

Работнику необходимо погашать ипотечный кредит на два дня раньше срока выплаты зарплаты. В связи с этим он выразил желание получать деньги в другой день. Вправе ли работодатель выплачивать ему зарплату по "персональному" графику? Да, вправе, но нужно помнить, что интервал между выплатами аванса и второй части зарплаты не должен превышать полмесяца. Разъяснения приведены в новом письме Госинспекции труда в г. Москве.
В силу статьи 136 ТК РФ работодатель обязан соблюдать интервал выплаты зарплаты (не реже чем каждые полмесяца), а также максимально допустимый промежуток времени после окончания отработанного периода, в который должна быть выплачена часть зарплаты (не позднее 15 календарных дней).
Конкретные сроки выплаты заработной платы (то есть числа месяца) Трудовым кодексом не установлены. Таким образом, законодательство не запрещает выплачивать заработную плату за отработанное время раньше установленного срока.
Вместе с тем нужно учитывать следующее. Если работодатель будет выплачивать вторую часть зарплаты раньше, а аванс - в обычные сроки, то интервал между выплатами составит более половины месяца. А это будет нарушением требований статьи 136 ТК РФ. Соответственно, если работник просит изменить срок выплаты зарплаты, то сдвинуть надо выплату не только второй части зарплаты, но и аванса (так, чтобы промежуток между ними не превышал полмесяца).
Персональные даты перечисления оплаты труда необходимо прописать в дополнительном соглашении к трудовому договору, - уточнили авторы письма.
(Письмо Госинспекции труда в г. Москве от 06.07.22 № ПГ/15819/10-24237-ОБ/1426)
Источник: Бухонлайн, 26.07.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/7/18582_mozhno-li-izmenit-datu-vyplaty-zarplaty-po-prosbe-rabotnika-poziciya-rostruda