Мониторинг изменений за период 31.01.22 - 06.02.22


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 31.01.2022 - 06.02.2022 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Приведены в соответствие с НК РФ акты Правительства РФ по вопросам льготного налогообложения НДС реализации и ввоза медицинских товаров

Федеральным законом от 29.12.2021 N 382-ФЗ были внесены изменения в НК РФ - исключено указание на предельный срок действия выданных регистрационных удостоверений для медицинских изделий (31 декабря 2021 г.).
Таким образом, сохранена льгота по НДС в отношении медицинского изделия, зарегистрированного до 31 декабря 2021 в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
В связи с этим необходимые изменения внесены в примечания к перечню медицинских товаров, реализация и ввоз которых на территорию РФ не подлежат налогообложению НДС, а также к перечню кодов медицинских товаров, облагаемых НДС по налоговой ставке 10 процентов.
(Постановление Правительства РФ от 29.01.2022 N 69 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 01.02.2022, http://www.consultant.ru/law/review/208185346.html

Внесены изменения в налоговую декларацию по НДС

Обновление налоговой декларации обусловлено изменениями, внесенными в гл. 21 НК РФ, предусматривающими, в частности, освобождение от налогообложения НДС ряда операций, возможность применения заявительного порядка возмещения НДС производителями вакцины и пр.
Внесенными изменениями предусматривается, в частности: корректировка штрих-кодов, новая редакция раздела 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика"; уточнение порядка заполнения налоговой декларации, внесение изменений в приложение N 1 "Коды операций"; корректировка форматов представления налоговой декларации и сведений из документов, применяемых при расчетах по НДС.
Приказ применяется начиная с представления налоговой декларации по НДС за 1 квартал 2022 года.
(Приказ ФНС России от 24.12.2021 N ЕД-7-3/1149@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2022 N 67051)
Источник: КонсультантПлюс, 01.02.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73259.html/

Организация в целях проведения налогового мониторинга обеспечивает возможность взаимодействия с налоговым органом через свою информационную систему в соответствии с установленным порядком

Взаимодействие должно осуществляться посредством защищенного канала связи с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.
На сайте ФНС будет размещен перечень средств криптографической защиты, а также информация о технологии взаимодействия через информационную систему организации.
Приказом установлены форма (формат) направления информации о параметрах доступа налогового органа к информационной системе организации, а также форма уведомления организации о возможности (или невозможности) подключения к информационной системе организации.
(Приказ ФНС России от 23.12.2021 N ЕД-7-23/1142@ "Об утверждении Порядка получения доступа налоговых органов к информационным системам организации", зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2022 N 67065)
Источник: КонсультантПлюс, 01.02.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73258.html/

Изданы Методические рекомендации по вопросам представления в налоговые органы сведений органами или иными лицами, уполномоченными Росрезервом

Методические рекомендации утверждены в целях исполнения пункта 20 статьи 396 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.2021 N 382-ФЗ), предусматривающего обязанность представлять сведения о кадастровых номерах земельных участков, относящихся к земельным участкам, изъятым из оборота (ограниченным в обороте).
В рекомендациях приведены: форма сведений, порядок заполнения формы сведений; порядок представления сведений в электронной форме.
Сведения за налоговый период 2021 года необходимо предоставить до 1 марта 2022 г.
(Письмо ФНС России от 28.01.2022 N БС-4-21/976@ "О взаимодействии налоговых органов с органами или иными лицами, уполномоченными Росрезервом, для представления сведений, предусмотренных пунктом 20 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 01.02.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73271.html/

На 1 января 2024 года перенесен срок вступления в силу требования ФСБУ 27/2021 о хранении документов бухучета

Согласно уточнению, с 1 января 2022 года на 1 января 2024 года перенесен срок вступления в силу абзаца 1 пункта 25 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", в соответствии с которым экономический субъект должен хранить документы бухгалтерского учета, а также данные, содержащиеся в таких документах, и размещать базы указанных данных на территории РФ.
(Приказ Минфина России от 23.12.2021 N 224н "О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 апреля 2021 г. N 62н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете", зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67044)
Источник: КонсультантПлюс, 29.01.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73243.html/

СТАТИСТИКА

На Пенсионный фонд РФ возложена обязанность по предоставлению Росстату сведений индивидуального (персонифицированного) учета

Наряду с этим ПФР обязан передавать Росстату и иные административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе сведения, содержащие персональные данные физических лиц - при условии их обезличивания.
Состав указанных сведений и данных, а также порядок и сроки их предоставления установит Правительство РФ.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 28.01.2022 N 7-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и статью 6.11 Федерального закона "О государственной социальной помощи")
Источник: КонсультантПлюс, 28.01.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73227.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Поставщик премирует дилера за скидку, предоставленную конечному покупателю - начисляется НДС

Производитель автомобилей затеял акцию - физлицам, которые согласны сдать в утиль свой старый автомобиль, при покупке нового предоставляется скидка. Дилеры, которые покупали автомобили у производителя и затем продавали их населению по ценам, установленным производителем, оказывались в убытках. Поэтому производитель компенсировал дилерам скидку, предоставленную физлицам - по итогам продаж выплачивал премию. Все это было предусмотрено договором.
Один из дилеров (а может, и не один) в итоге столкнулся с налоговыми претензиями, так как полагал, что премия, полученная от производителя, не увеличивает налоговую базу по НДС. Изначально данная организация заявила вычеты входящего НДС, предъявленного поставщиком (без последующего восстановления), а исходящий НДС был посчитан по фактическим ценам реализации - заниженным вследствие скидки, предоставленной физлицам.
Необходимость возмещения не обрадовала налоговиков, они затеяли выездную проверку, в ходе которой доначислили исходящий НДС с суммы премий, выплаченных производителем. Указали, что премии - это компенсация недополученной выручки, и, по сути, связаны с реализацией и дополняют цену реализации.
С таким подходом фирма не согласилась и подала в суд. Но там тоже удача лицом не повернулась. Суды не поддержали мнение о том, что:
- премии являются внереализационными доходами, так как поощряют дилера за участие в программе лояльности, инициированной производителем;
- премии не влияют на цену товара, являются самостоятельной формой гражданско-правовых отношений между дилером и поставщиком.
Фактически указанные выплаты произведены в счет покрытия убытков дилера от реализации по сниженным ценам (с учетом скидок), отметил суд. Решение оставили в силе еще две арбитражные инстанции, а затем и ВС.
(Определение 301-ЭС21-23581 по делу А39-7206/2020)
Источник: Audit-it.ru, 03.02.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1054372.html

Ошибочное внесение здания в "кадастровый" перечень снизило налог: могут ли доначислить

Организации принадлежит производственное здание, которое в 2016-м и 2017 годах вносилось в региональный кадастровый список. И, видимо, кадастровая стоимость здания оказалась во много раз ниже, чем балансовая, так что организации такое положение вещей было выгодно. Но затем в 2018 году здание из списка убрали как ошибочно туда внесенное. Налоговики тут же доначислили налог на имущество за 2016-2017 годы исходя из среднегодовой стоимости.
Организация принялась оспаривать это в суде. Указывала, что недопустимо ухудшать положение налогоплательщика задним числом (что произошло при принятии регионального акта, исключившего здание из перечня), а также, что имела правомерные ожидания насчет применения кадастровой стоимости, так как здание оказалось в упомянутом перечне не один раз, а два, то есть - вносилось туда уже как бы регулярно.
В первой инстанции такие аргументы произвели впечатление, но апелляция и кассация встали на сторону налоговиков. О защите правомерных ожиданий можно забыть, потому что в организации прекрасно осознавали, что здание никаким критериям для внесения в перечень не соответствует, отметили суды. Это не торговое, не административное здание, а чисто производственное.
Насчет ухудшения положения налогоплательщика суды указали, что принцип недопустимости обратной силы тут тоже ни при чем, так как налог начислен исходя из действительной налоговой обязанности.
(Определение Ф09-9637/2021 по делу А07-38529/2019)
Источник: Audit-it.ru, 04.02.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1054460.html

Суд разъяснил, в каком случае подача дополняющей СЗВ‑М по "забытым" работникам не влечет штрафа

Если страхователь направил дополняющую форму СЗВ-М по "забытым" работникам за пределами отчетного срока, но до того, как ошибку обнаружил фонд, санкции не применяются. Правомерность такого подхода подтвердил Арбитражный суд Центрального округа.
Организация своевременно направила исходную форму СЗВ-М за июль 2020 года. Спустя полгода страхователь обнаружил, что не отразил в отчете сведения об одном сотруднике. В связи с этим в феврале 2021 года работодатель сдал дополняющую форму по "забытому" работнику.
Поскольку дополнения поступили в ПФР за пределами срока сдачи отчетности, контролеры оштрафовали организацию на 500 рублей на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.
Однако суд отменил решение о штрафе, указав на следующее. Исходный отчет был сдан в установленный срок. После этого организация самостоятельно выявила ошибку и исправила ее до того, как об этом узнал Пенсионный фонд. А это является основанием для неприменения штрафных санкций (п. 40 Инструкции, утв. приказом Минтруда от 22.04.20 № 211н).
При этом ни Законом № 27-ФЗ, ни иными нормативными правовыми актами не установлен срок представления дополняющих сведений. Также судьи подчеркнули, что исправить допущенную ошибку без применения штрафных санкций можно и в том случае, если дополнительные сведения представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в исходной форме СЗВ-М. Это следует из пункта 36 "Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 4(2019)", утвержденного Президиумом ВС РФ от 25.12.19.
(дело № А64-3411/2021)
Источник: Бухонлайн, 01.02.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/2/17762_sud-razyasnil-v-kakom-sluchae-podacha-dopolnyayushhej-szv-m-po-zabytym-rabotnikam-ne-vlechet-shtrafa

В договоре субподряда с физлицом не конкретизирован фронт работ - отношения трудовые

ФСС доначислил взносы, а суды оставили это в силе, так как не нашли, чем описание работ субподрядчиков отличается от задачи подрядчика.
Организация, в роли подрядчика занимавшаяся ремонтом оборудования на различных заводах, оформляла с физлицами гражданско-правовые договоры (субподряда) и не оформляла трудовые. Это заметил ФСС - переквалифицировал договоры, доначислили взносы, назначил штраф.
Организация обратилась в суд, утверждая, что:
- работники сами устанавливали себе режим работы, не подчинялись внутреннему трудовому распорядку. Организация не предписывала работникам никакого графика и никаких норм, не вела учет отработанного времени;
- не контролировала условия выполнения работы, не обеспечивала (и не должна была обеспечивать) исполнителям нормальные условия труда;
- не следила за ходом выполнения работы;
- не привлекала этих физлиц к дисциплинарной ответственности.
Но суды вняли другим аргументам - тем, на которые указал фонд:
- условием договоров является выполнение работником конкретной трудовой функции, связанной с регулярной производственной деятельностью. Следовательно, важен сам процесс труда, а не оказанная услуга;
- оплата труда согласно договорам была гарантирована в определенной сумме, которая выплачивалась ежемесячно;
- работы носили продолжительный системный характер, не были разовыми;
- объем работ не был конкретизирован;
- работа выполнялась каждым сотрудником лично;
- работодатель указывал место работы, дату начала выполнения работы, режим работы, срок действия договора, оговаривал конкретный вид работы, поручаемой работнику, и условия оплаты труда.
Суд указал, что договор субподряда должен отличаться от подрядного договора, оформляемого генподрядчиком с заказчиком на весь объем работ, конкретным определением объема работ, порядка их ведения, приемки и так далее. Однако в рассматриваемом случае во всех предметах договора указано общее выполнение работ по текущему ремонту коксовых батарей у заказчика без определения, какие именно работы выполняет каждое конкретное лицо, с которым заключен договор подряда.
Так что суды согласились с ФСС и оставили все доначисления в силе.
(Решение кассации Ф09-9292/2021 по делу А47-8975/2020)
Источник: Audit-it.ru, 04.02.2022, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1054453.html

Суды восстановили работницу, уволенную за самоизоляцию по собственной инициативе

Бывшая начальница хозяйственного отдела оздоровительного центра обратилась в суд, чтобы оспорить увольнение за прогул. Прогула, как она считает, она не совершала, хотя и не появлялась на работе. Мотивировала она это "самозащитой трудовых прав" - устроила себе самоизоляцию.
Сначала сотрудница находилась на очень длительном больничном - с мая 2019 года по октябрь 2020-го (ее обязанности временно исполнял другой человек). К моменту ее предполагаемого выхода на работу в центре был создан обсерватор для граждан с подозрением на коронавирусную инфекцию (для приезжих на карантине).
Незадолго до окончания больничного сотрудница уведомила свое начальство, что отказывается от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, и работы, которая непосредственно угрожает ее жизни и здоровью. Через неделю после окончания больничного сотрудницу уволили.
Работодатель считал, что опасности для нее не было: в центре проведены противоэпидемиологические мероприятия, работники обеспечены средствами индивидуальной защиты. регулярно проводившиеся проверки Роспотребнадзора не выявили каких-либо нарушений.
Так что - была назначена служебная проверка, создана комиссия. Запросили доказательства уважительности причин отсутствия, и, получив ответ о самоизоляции, составили акты о прогулах, выпустили приказ об увольнении.
Суд первой инстанции признал действия работодателя правильными. В апелляции дело приняло совсем другое направление.
Когда сотрудница была на больничном, началась пандемия, и профиль работы учреждения был изменен. В ответ на уведомление работницы о несогласии на такую работу работодатель не ознакомил женщину с условиями работы в обсерваторе, не разъяснил, какие противоэпидемиологические мероприятия проводятся.
При отсутствии согласия истца на работу в новых условиях работодатель должен был перевести сотрудницу на дистанционку либо предложить другую имеющуюся работу, но этого сделано не было.
В итоге апелляция восстановила истца на работе в той же должности, взыскала с организации зарплату за время вынужденного прогула - 170 тысяч, компенсацию морального вреда - 10 тысяч. Кассация, куда пожаловался работодатель, это решение оставила в силе.
(Определение 3 КСОЮ от 6 октября 2021 года по делу N 88-14265/2021).
Источник: Audit-it.ru, 01.02.2022, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1054154.html

ПРОЧЕЕ

ФНС ответила, как вернуть переплату по налогам, если срок подачи заявления о возврате пропущен

Организация может вернуть переплату по налогам и страховым взносам и в случае пропуска срока подачи заявления о возврате. Но для этого придется обращаться в суд. Об этом напомнили специалисты ФНС в своем недавнем письме.
Разъяснения следующие. В пункте 7 статьи 78 НК РФ установлено, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты данной суммы.
Если данный срок пропущен, остается еще одна возможность вернуть переплату — обратиться в суд. Так, Конституционный суд в определении от 21.06.01 № 173-О разъяснил следующее: при пропуске трехлетнего срока, установленного Налоговым кодексом, налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы. Но подать иск можно не в любое время, а лишь в пределах срока исковой давности. То есть в течение трех лет с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате (п. 1 ст. 196 и п. 1 ст. 200 ГК РФ).
(Письмо ФНС России от 25.01.22 № КЧ-19-8/16@)
Источник: Бухонлайн, 01.02.2022, https://www.buhonline.ru/pub/news/2022/2/17759_fns-otvetila-kak-vernut-pereplatu-po-nalogam-esli-srok-podachi-zayavleniya-o-vozvrate-propushhen

Минцифры России разъяснило, что понимается под адаптацией и модификацией программ для ЭВМ

Нормами налогового законодательства установлены налоговые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, разрабатывающих и реализующих разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа, а также оказывающих услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных. Такие налогоплательщики могут применять ставку по налогу на прибыль в размере 3% (подп. 1.15 п. 284 Налогового кодекса), а по страховым взносам с 2021 года - 6% на ОПС, 0,1% на ОМС, 1,5% на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и 1,5% на ОСС на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства (кроме ВКС) (подп. 1.1 ст. 427 НК РФ).
Минцифры России подготовило пояснения по вопросу трактовки некоторых терминов, применяемых в вышеуказанных нормах. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Министерства в разделе "Разъяснения" рубрики "Документы".
Так, под модификацией программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или базы данных с одного языка на другой. Адаптацией же считается внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. К ней, в частности, относят работы (услуги), направленные на создание адаптированной версии программы для ЭВМ, базы данных, в том числе путем параметрической настройки, доработки и изменения скриптов, конфигурационных файлов, в том числе файлов, учитывающих параметры оборудования клиента и необходимых для привязки программы для ЭВМ, базы данных к оборудованию клиента. При этом адаптация, так же как и модификация, может включать в себя внесение изменений в исходный код, исполняемый объектный код или сопутствующие документы.
И даже в случае, если выполнение работ по адаптации и (или) модификации программ для ЭВМ, баз данных не привело к созданию и (или) оформлению законченного нового объекта - производной модифицированной и (или) адаптированной программы для ЭВМ, базы данных, то организация все равно считается выполняющей такие работы.
Документами, подтверждающими выполнение работ (оказание услуг) по адаптации или модификации программы для ЭВМ, базы данных, осуществляемых организацией могут быть любые документы, позволяющие подтвердить участие ее работников (или других лиц в рамках гражданско-правовых отношений) в соответствующих процессах разработки модифицированной (адаптированной) версии программы для ЭВМ, базы данных. Если налогоплательщик участвует в качестве подрядчика (исполнителя), то участие в модификации (адаптации) таких программ для ЭВМ, баз данных может подтверждаться как документами самой организации, так и документами организации - заказчика. В целях признания организации, выполняющей работы (оказывающей услуги) по модификации и (или) адаптации программы для ЭВМ, базы данных, не имеет правового значения в рамках какого именно вида гражданско-правового договора осуществлялась такая адаптация или модификация (договор оказания услуг, выполнения работ, непоименованный, смешанный договор и др.)
Также указывается, что организация считается осуществляющей установку, тестирование или сопровождение программы для ЭВМ, базы данных, которую она модифицировала или адаптировала, при наличии у нее документального подтверждения проводимых или ранее завершенных работ по адаптации или модификации программы для ЭВМ, базы данных, в отношении которой организацией осуществляется установка, тестирование или сопровождение. Другой вариант - включение в договор на установку, тестирование или сопровождение программы для ЭВМ, базы данных работ по адаптации или модификации такой программы для ЭВМ, базы данных.
(Письмо Минцифры России от 27 января 2022 г. № П11-2-05-200-3571)
Источник: ГАРАНТ, 31.01.2022, https://www.garant.ru/news/1524948/

ФНС рекомендованы коды показателей для отражения в декларации плательщиками акцизов, находящимися на налоговом мониторинге

Согласно пункту 2.3 статьи 184 НК РФ право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 НК РФ, без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики, в отношении которых проводится налоговый мониторинг.
ФНС рекомендует налогоплательщикам, находящимся на налоговом мониторинге, совершающим операции, предусмотренные подпунктами 4, 4.1, 4.2 пункта 1 статьи 183 НК РФ, при заполнении налоговых деклараций по акцизам отражать коды показателей, доведенные настоящим письмом.
(Письмо ФНС России от 31.01.2022 N СД-4-3/1004@ "О кодах, необходимых для заполнения налоговых деклараций по акцизам")
Источник: КонсультантПлюс, 03.02.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73320.html

Российская фирма, приобретая электронные услуги у иностранного ИП, платит его НДС

ФНС сообщила, что иностранные поставщики электронных услуг ставятся на учет в российских налоговых органах и сами платят НДС (так называемый "налог на Google") только в том случае, если являются организациями.
Несмотря на то, что российские ИП могут являться плательщиками НДС, иностранных ИП в России на учет не ставят, даже тех, кто оказывает услуги в электронной форме.
Так что если российская организация приобретает такие услуги у ИП, являющегося гражданином иностранного государства, то НДС платит клиент - то есть, российская фирма. Она в данном случае является налоговым агентом
(Письмо ФНС России от 13 января 2022 г. N 03-07-08/1108)
Источник: Audit-it.ru, 03.02.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1054368.html

Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение Акционерного общества по вопросу о порядке формирования в счетах-фактурах информации о подлежащих прослеживаемости товарах при их реализации в составе наборов (комплектов).
Проставление прочерков как в бумажной, так и в электронной форме счета-фактуры, согласно действующим требованиям, не является необходимым для указания на отсутствие тех или иных показателей, в том числе показателей, относящихся к прослеживаемым товарам.
Что касается особенностей составления организациями счетов-фактур в электронной форме, то согласно пункту 8 Порядка показатели, которые не заполняются или в которых в бумажной форме могли бы быть проставлены прочерки, в электронном документе не формируются. Соответственно, в отношении не сформированных в файле обмена элементов формата не может быть предъявлено требование об их визуализации (как в части представления наименований элементов, так и в отношении указания/неуказания прочерков).
(Письмо ФНС России от 01.02.2022 г. № ЕА-4-26/1125@)
Источник: Российский налоговый портал, 04.02.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-451242-procherki_v_schetah_fakturah_pravo_ili_obyazannost

Субсидия, полученная на выдачу займа, не облагается налогом на прибыль

Организация получила субсидию для того, чтобы выдать займ. Будет ли сумма полученной субсидии включаться в состав доходы для определения налога на прибыль?
Как объяснил Минфин, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
В частности, к средствам целевого финансирования относится имущество в виде субсидий, полученных на возмещение расходов, указанных в статье 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в пункте 5 статьи 270 НК РФ).
Таким образом, субсидии, полученные на выдачу займов, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 20.12.2021 г. № 03-03-06/1/103799)
Источник: Российский налоговый портал, 02.02.2022, http://taxpravo.ru/novosti/statya-451174-subsidiya_poluchennaya_na_vyidachu_zayma_ne_oblagaetsya_nalogom_na_pribyil

ФНС разъяснены вопросы утраты права на применение ПСН, если ИП в календарном году получил несколько патентов

Сообщено, что в случае, если:
- срок действия патентов истек до даты наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на применение ПСН, то в отношении этих патентов утрата права на применение ПСН не распространяется;
- ИП утратил право на применение ПСН в периоде действия одного из них, то он будет считаться перешедшим на иной режим налогообложения с наиболее ранней даты начала действия одного из действующих патентов.
Данные разъяснения проиллюстрированы на конкретных примерах.
(Письмо ФНС России от 27.01.2022 N СД-4-3/899@ "Об определении начала налогового периода, с которого ИП утратил право на применение ПСН")
Источник: КонсультантПлюс, 29.01.2022, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/73242.html/

ФНС разъяснила, когда формировать чек ККТ при продаже услуг в кредит

Ведомство напомнило, что в соответствии с законом "О ККТ" под расчетами также следует понимать предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг, либо предоставление или получение иного встречного предоставления.
Следовательно, при оказании услуг в кредит кассовый чек с признаком способа расчета "Передача в кредит" выдается в момент расчета.
Кроме того, ФНС напомнила о введении новой формы регистрации ККТ. В разделе 2 заявления о регистрации появится еще один способ применения ККТ - в расчетах за маркированные товары. По мнению ведомства, не стоит перерегистрировать кассу исключительно для изменения значения данного вида сведений, их можно провести вместе с плановой перерегистрацией по причине замены ФН, изменения адреса установки ККТ или по иной причине. Также эти сведения необходимо указать при постановке на учет новой кассы.
Приказ, которым утверждена новая форма, вступит в силу 1 марта 2022 года и просуществует 6 лет.
(Письмо ФНС России от 20 января 2022 г. № ПА-4-20/523@)
Источник: Audit-it.ru, 31.01.2022, https://www.audit-it.ru/news/account/1053833.html

Как должна оплачиваться работа в выходные дни: разъяснения Роструда и позиция суда

Роструд подготовил тематический доклад, в котором акцентировал внимание на вопросах установления сотрудникам сменного режима работы и привлечения их к труду в выходные и праздничные дни.
В числе прочих ведомство обратило внимание на особенности оплаты труда в выходной или нерабочий праздничный день - он должен быть оплачена не менее чем в двойном размере. А вот сверхурочная работа в выходной или нерабочий праздничный день уже оплачена в двойном размере, поэтому повторной индексации не подлежит. Правила оплаты сверхурочной работы в этом случае не применяются. Это следует из ряда норм Трудового кодекса и решения Верховного Суда РФ от 30 ноября 2005 г. № ГКПИ 05-1341.
А вот в вопросе о том, должны ли удваиваться компенсационные и стимулирующие выплаты за работу в выходной, вновь пришлось разбираться суду. Вновь - потому что споры на эту тему нередко приводят работников и работодателей в суд, и один из примеров судебной практики мы уже освещали в новостной ленте. Тогда кассационный суд пришел к выводу, что для работодателя нет оснований производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, получающим оклад, за работу в выходной день или нерабочий праздничный день.
В постановлении от 28 июня 2018 г. № 26-П Конституционный Суд РФ указал, что при привлечении работников к работе в выходной или нерабочий праздничный день в оплату их труда за указанную работу наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки или части оклада за день/час работы, должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда. Данное толкование положений ст. 153 Трудового кодекса является общеобязательным.
Исходя из этой трактовки нормы ТК РФ специалисты Роструда полагают, что данные выплаты должны начисляться работнику в двойном размере.
Так посчитал и сотрудник организации, привлеченный к работе в выходной день. За работу в выходные и нерабочие праздничные дни ему была выплачена двойная часовая тарифная ставка, однако ежемесячная премия, доплата за работу во вредных условиях и надбавка за интенсивность труда были выплачены в одинарном размере. Посчитав, что работодатель обязан произвести выплату премии, доплаты и надбавки в двойном размере, работник обратился в суд за взысканием недоплаты.
Суды первой и апелляционной инстанций, соглашаясь с доводами работника, сослались на правовую позицию, изложенную в Постановлении № 26-П, и пришли к выводу о том, что компенсационные и стимулирующие выплаты должны быть выплачены истцу как и часовая тарифная ставка в двойном размере.
Кассационный суд посчитал выводы судов неверными. Из содержания Постановления № 26-П следует, что предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются к окладу либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, следовательно, должны, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы (Определение Восьмого КСОЮ от 28 октября 2021 г. по делу № 8Г-18351/2021[88-17039/202]).
Однако положениями ТК РФ не предусмотрено, что за работу в выходной и нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, помимо часовой/тарифной ставки, подлежат выплате все компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в состав заработной платы. В Постановлении № 26-П так же не содержится указаний на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам.
В итоге решения судов нижестоящих инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
(Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за IV квартал 2021 г., утв. Федеральной службой по труду и занятости)
Источник: ГАРАНТ, 02.02.2022, https://www.garant.ru/news/1525477/