Мониторинг изменений за период 02.10.23 - 08.10.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 02.10.2023 - 08.10.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Уточнены сроки и порядок размещения сведений (открытых данных) на сайте ФНС об организациях-налогоплательщиках

Установлены новые сроки размещения отдельных сведений в форме наборов открытых данных на сайте ФНС России. В частности, сведения о задолженности по платежам в бюджетную систему теперь будут публиковаться не ежемесячно, а раз в квартал.
Установлено также, что начиная с 2030 года будет осуществляться размещение наборов открытых данных в отношении хозяйственных товариществ и обществ, в отношении которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, ограничен.
(Приказ ФНС России от 28.08.2023 N ЕД-7-14/578@ "О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 декабря 2016 года N ММВ-7-14/729@", зарегистрировано в Минюсте России 28.09.2023 N 75365)
Источник: КонсультантПлюс, 02.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82032.html

Утверждена форма N Р19001 "Заявление об исключении юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц"

Приводятся требования к оформлению указанного заявления.
(Приказ ФНС России от 24.07.2023 N ЕД-7-14/493@ "Об утверждении формы заявления об исключении юридического лица, отнесенного к субъекту малого или среднего предпринимательства, из Единого государственного реестра юридических лиц и требований к его оформлению", зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2023 N 75392)
Источник: КонсультантПлюс, 30.09.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82010.html

Урегулирован порядок организации взаимодействия налоговых органов с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль

Соответствующие дополнения внесены в порядок представления сведений о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований к использованию и охране объектов земельных отношений, о фактах устранения указанных нарушений либо об отмене предписания об устранении указанных нарушений.
Приказ вступает в силу с 1 января 2024 года.
(Приказ ФНС России от 10.08.2023 N СД-7-21/530@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 12.01.2022 N ЕД-7-21/6@", зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2023 N 75402)
Источник: КонсультантПлюс, 04.10.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208792934.html

Уточнены некоторые вопросы электронного документооборота между налоговой и плательщиками

Обновлены форма и формат запроса на оказание информационных услуг в рамках информационного обслуживания и информирования налогоплательщиков.
Уточнен один из документов, который формируется в ответ на запрос. Это справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, в т. ч. в агрегированном виде.
Также формируются сведения о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС.
(Приказ ФНС России от 14 сентября 2023 г. № ЕД-7-8/627@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 29.12.2022 № ЕД-7-19/1295@")
Источник: ГАРАНТ, 06.10.2023, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1651334/

Урегулирован вопрос, касающийся состава и (или) объема информации, которые не предоставляются при проведении аудита

Согласно постановлению аудируемое лицо не предоставляет аудиторской организации, находящейся под контролем иностранных лиц (международной компании), индивидуальному аудитору информацию в составе и (или) объеме, в которых она не раскрывалась и (или) не предоставлялась аудируемым лицом либо не планируется раскрываться и (или) предоставляться в соответствии с постановлениями Правительства.
(Постановление Правительства РФ от 27.09.2023 N 1573 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. N 622 и признании утратившим силу абзаца четвертого пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 586")
Источник: КонсультантПлюс, 29.09.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/81996.html

СТАТИСТИКА

Росстат обновил формы отчетности для торговли и сферы услуг

Росстат утвердил новые редакции 18-ти форм статистической отчетности и указания по их заполнению. В частности, обновлены формы отчетов о продаже товаров, о грузовом автотранспорте, о платных услугах населению.
Комментируемым приказом утверждены следующие годовые формы:
- № 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли";
- № 2-кооператив "Сведения о деятельности снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов";
- № 1-ТР (автотранспорт) "Сведения о грузовом автотранспорте и протяженности автодорог необщего пользования";
- № 2-ТР (жел) "Сведения о наличии железнодорожного подвижного состава для перевозок по сети железных дорог общего пользования и основных показателях деятельности промышленного железнодорожного транспорта";
- № 65-автотранс "Сведения о деятельности пассажирского автомобильного транспорта";
- № 2-ХО "Сведения о производстве и потреблении подлежащих объявлению и контролю токсичных химикатов Списков 2 и 3 Приложения по химикатам к Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении";
- № 1-лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)";
- № 1-РЖД (жел) "Основные показатели деятельности железнодорожного транспорта общего пользования";
- № 1-услуги "Сведения об объеме платных услуг населению";
Эти формы следует применять с отчетности за 2023 год. А начиная с отчетности за 2024 год, будет действовать обновленная годовая форма № 1-ИП (торговля) "Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя в розничной торговле".
Также обновлены ежеквартальные формы. С отчета за январь - март 2024 года нужно использовать следующие измененные бланки:
- № 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения об обороте розничной торговли малого предприятия";
- № 1-вывоз "Сведения о продаже (отгрузке) продукции (товаров) по месту нахождения покупателей (грузополучателей)";
- № 65-ТК "Сведения о канатных дорогах и фуникулерах";
- № 1-ТОРГ (МО) "Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания".
Кроме того, обновлены ежемесячные формы (их следует применять с отчета за январь 2024 года):
- № 2-РЖД (жел) "Сведения о перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте общего пользования";
- № 1-автотранс "Сведения о работе автобусов по маршрутам регулярных перевозок";
- № 1-вод "Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским и внутренним водным транспортом";
- № П (услуги) "Сведения об объеме платных услуг населению по видам".
(Приказ Росстата от 31.07.23 № 364)
Источник: Бухонлайн, 02.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20471_rosstat-obnovil-formy-otchetnosti-dlya-torgovli-i-sfery-uslug

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

У исполнителя нет работников - не повод считать сделку "липовой", решили суды

По результатам выездной проверки строительной организации доначислили налог на прибыль НДС, пени, штрафы, уменьшили убытки. Общая сумма доначислений составила около 58 млн рублей, убытки предложено уменьшить на 60 млн. Причиной послужили взаимоотношения с двумя контрагентами, которых налоговая сочла сомнительными. Они не сдавали 2-НДФЛ и имели "минимальное" количество работников, как указали инспекторы. Между тем, речь шла о строительном бизнесе, где очень большой объём трудозатрат, и без работников контрагенты справиться совсем не могли. Значит, фирма обходилась своими силами, решили в ИФНС.
Тем не менее, организация, обратившись в суд, дело выиграла в трёх инстанциях. Выяснилось, что сотрудников контрагенты привлекали по договорам подряда под конкретную работу на объекте. При этом истец предъявил полную детализацию по человеко-часам за каждый месяц на каждом объекте, исходя из проектной документации.
В собственном штате проверяемой организации имелось около 170 человек. Однако при масштабах её строительства этого не хватало с учётом нормативов трудозатрат. Так что довод инспекции о том, что объекты возводились исключительно собственными силами организации, а контрагенты были привлечены лишь формально для получения налоговой выгоды, разбились в суде. Наличие собственной строительной лаборатории также не подтверждает нереальность работ, выполненных спорными контрагентами.
Вся документация по объектам, договоры, справки КС-2, КС-3, акты и многое другое в полном объёме представлены во время налоговой проверки. Однако инспекторы не только усомнились в несфальсифицированности этих бумаг, но и даже проигнорировали некоторые документы.
Что касается осмотрительности при выборе контрагентов, то в пользу своего выбора организация представила деловую (внешнюю и внутреннюю электронную) переписку, документацию, предшествующую заключению договоров, копии бухгалтерской отчётности контрагентов, коммерческие предложения, служебные записки, обосновывающие выбор контрагентов, протоколы тендерного комитета, внутренний регламент по организации выбора контрагентов на субподрядные работы. Налоговая, делая свои выводы, ничего этого не учла.
В судах также разбились и другие аргументы налоговиков, которые не нашли подтверждения, например, об аффилированности фирмы и контрагентов, о номинальности контрагентов последующих звеньев - второго, третьего и так далее (это не аргумент, решили суды, так как фирма с этими звеньями не контактировала). Также налоговики утверждали, что некоторые работы сданы не были, однако не уточнила, какие именно - каким договорам и проектам несделанные работы соответствуют. Суды сочли, что все акты сдачи работ в порядке.
Налоговиков во время проверки не убедили также результаты допросов свидетелей - руководителей контрагентов. Инспекторы решили, что один из них обладает исключительно поверхностными знаниями о хозяйственной деятельности собственной организации и является только номинальным руководителем и учредителем. Это вывод инспекция пыталась подтвердить протоколом, в котором свидетель подробно расписала адреса всех объектов, на которых работала её фирма в проверяемый период, указала, с какого рабочего места делались электронные платежи и переводы. Так что получилось, что, даже предоставив налоговикам необходимую информацию, можно оказаться некомпетентным в их глазах.
Но суды не разделили скепсис налоговиков. По мнению судов, свидетель ответила на все ключевые вопросы. При этом надо понимать, что с начала проверяемого периода и до момента, когда был проведён допрос, прошло 6 лет, поэтому какие-то тонкости свидетель может и не помнить, что вполне логично. Например, она не вспомнила оператора, через которого подавалась отчётность в налоговую.
Другие свидетели, в том числе сотрудники истца, также подтвердили выполнение работ спорными контрагентами. В частности, свидетели сообщили о пропускной системе на объекты, то есть - об учете каждого, кто там работал, включая мигрантов. Кроме того, выяснилось, что спецодежда собственных сотрудников фирмы отличалась от спецодежды работников субподрядных организаций, и все эти разновидности "дресс-кодов" реально обильно присутствовали на объектах. Налоговики, в отличие от судов, выводов в пользу фирмы не сделали и из этого.
(А40-85589/2022, кассация Ф05-7315/2023)
Источник: Audit-it.ru, 06.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1087654.html

ПРОЧЕЕ

ФНС даны разъяснения по вопросу исполнения определений судов о принятии обеспечительных мер в виде приостановления полностью или частично действия решений налоговых органов о привлечении к ответственности

Со ссылкой на постановление Пленума ВС РФ от 01.06.2023 N 15 сообщается, что в случае, если на момент вынесения определения суда об обеспечительных мерах соответствующее решение налоговых органов уже было исполнено полностью или в части, то такое исполнение отмене не подлежит.
После вынесения судом определения погашение задолженности по оспариваемому решению налоговых органов без соответствующего заявления налогоплательщика недопустимо.
При этом соответствующие суммы задолженности подлежат исключению из совокупной обязанности налогоплательщика с даты вынесения определения суда об обеспечительных мерах, вне зависимости от того, когда налоговый орган получил такое определение.
(Письмо ФНС России от 05.07.2023 N КЧ-4-88/543@ "О порядке исполнения определений судов о принятии обеспечительных мер")
Источник: КонсультантПлюс, 05.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82073.html

ФНС станет реже публиковать данные о налоговых долгах организаций

Сведения о задолженности организаций по уплате налогов, сборов и страховых взносов будут размещаться на сайте ФНС не ежемесячно, а ежеквартально. Такой график утвержден новым приказом.
Напомним: пункт 1 статьи 102 НК РФ относит к налоговой тайне любую полученную налоговиками информацию о налогоплательщике. Исключение составляют, в частности, сведения о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам. Эти и другие общедоступные сведения ФНС публикует на своем сайте в разделе "Открытые данные".
Ранее информация о налоговых долгах организаций размещалась ежемесячно 25-го числа. Теперь устанавливается иная периодичность публикации: 25-го числа третьего месяца каждого квартала календарного года, начиная с 25 декабря 2023 года.
Новые правила начнут действовать с 10 октября. По всей видимости, в текущем году данные о задолженности компаний разместят 25 декабря, а следующая публикация состоится 25 марта 2024 года.
(Приказ ФНС России от 28.08.23 № ЕД-7-14/578@)
Источник: Бухонлайн, 03.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20477_fns-stanet-rezhe-publikovat-dannye-o-nalogovyx-dolgax-organizacij

ФНС сообщает о порядке обжалования налогоплательщиками уведомлений регистрирующего органа о невозможности исключения из ЕГРЮЛ юрлица, отнесенного к субъекту МСП

На основании Федерального закона от 13.06.2023 N 249-ФЗ учредители (участники) юрлица, отнесенного к субъекту МСП, вправе направить в регистрирующий орган заявление об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
По результатам рассмотрения указанного заявления регистрирующий орган вправе принять решение о направлении заявителям уведомления о невозможности исключения юрлица из ЕГРЮЛ с указанием причин.
Сообщается, что данное уведомление по существу представляет собой отказ в осуществлении регистрационных действий. Следовательно, лица, чьи права нарушены таким уведомлением, вправе обжаловать его в соответствии с главой VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
(Письмо ФНС России от 18.09.2023 N БВ-4-9/11913 "О направлении информации")
Источник: КонсультантПлюс, 04.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82056.html

ФНС напомнила, как рассчитать налог на имущество по отдельным помещениям в "кадастровых" зданиях

Если здание включено в перечень объектов, которые облагаются налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, то налог со всех помещений в этом здании нужно рассчитывать по кадастровой стоимости. Такие разъяснения приводят специалисты ФНС в своем недавнем письме.
Объекты, в отношении которых налог на имущество рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ. В частности, это:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, предназначенные для размещения офисов, объектов торговли, общепита и бытового обслуживания или фактически используемые для указанных целей.
В отношении таких объектов налог на имущество определяется исходя из их кадастровой стоимости, если в регионе принят соответствующий закон, а конкретный объект включен в специальный региональный перечень (п. 2 и п. 7 ст. 378.2 НК РФ). Такой перечень составляется один раз в год по состоянию на 1 января очередного налогового периода.
Как отмечают в ФНС, если здание определено административно-деловым или торговым центром и включено в региональный "кадастровый" перечень, то все помещения в нем облагаются налогом на имущество исходя из кадастровой стоимости. Причем, независимо от того, включено ли каждое конкретное помещение в этот перечень или нет, и кто является его собственником. Напомним, что такие же разъяснения ранее давал Минфин (письмо от 13.03.17 № 03-05-04-01/13780).
(Письмо ФНС России от 19.09.023 № БС-4-21/11940@)
Источник: Бухонлайн, 03.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20478_fns-napomnila-kak-rasschitat-nalog-na-imushhestvo-po-otdelnym-pomeshheniyam-v-kadastrovyx-zdaniyax

ФНС разъяснила особенности уплаты страховых взносов на новых территориях

Плательщики взносов, поставленные на учет в налоговых органах на новых территориях и осуществляющие на этих территориях деятельность, уплачивают страховые взносы на ОПС и ОМС в совокупном фиксированном размере. У данных плательщиков отсутствует обязанность по уплате страховых взносов на ОПС в размере 1,0 процента суммы дохода, превышающего 300 000 рублей.
За период постановки на учет в налоговых органах и осуществления деятельности в ином субъекте РФ взносы уплачиваются в соответствии с пунктом 1.2 статьи 430 НК РФ.
Также разъяснен порядок расчета страховых взносов на ОПС, если доход плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей.
(Письмо ФНС России от 04.10.2023 N БС-4-11/12708@ "Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование плательщиками, поставленными на учет в налоговых органах на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области и осуществляющими деятельность в указанных субъектах Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 06.10.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208793023.html

Совместитель потерял трудовую книжку: какой работодатель должен ее восстановить?

Работник-совместитель уволился с основного места работы, а потом с работы по совместительству. После этого он потерял трудовую книжку. У какого работодателя можно восстановить утерянный документ? На этот вопрос специалисты Роструда ответили в своем новом письме.
В ведомстве ссылаются на положения статьи 66 ТК РФ. В ней сказано, что сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
При этом пунктом 27 Порядка ведения и хранения трудовых книжек (утв. приказом Минтруда от 19.05.21 № 320н) предусмотрено следующее. Если человек потерял трудовую книжку, он обязан немедленно заявить об этом работодателю по тому месту работы, где в этот документ была внесена последняя запись. Данный работодатель выдает дубликат трудовой не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления.
На этом основании в Роструде делают такой вывод. В рассматриваемой ситуации заявление о выдаче дубликата трудовой книжки следует подать работодателю по последнему основному месту работы.
(Письмо Роструда от 15.09.23 №ПГ/19097-6-1)
Источник: Бухонлайн, 05.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20486_sovmestitel-poteryal-trudovuyu-knizhku-kakoj-rabotodatel-dolzhen-ee-vosstanovit

Роструд разъяснил, может ли работник уволиться во время больничного

Работник на больничном отправил по электронной почте заявление об увольнении по собственному желанию. Но работодатель считает, что увольнение в период временной нетрудоспособности является незаконным. По его мнению, сотрудник должен написать заявление на бумаге и отработать после выздоровления две недели. Прав ли работодатель? На этот вопрос ответили специалисты Роструда в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают положения статьи 81 Трудового кодекса. Эта норма запрещает увольнять работника в период временной нетрудоспособности в том случае, если увольнение происходит по инициативе работодателя.
В рассматриваемой ситуации работник хочет уволиться по собственному желанию. Следовательно, он вправе написать заявление об увольнении в период больничного. Главное - письменно предупредить работодателя об увольнении не позднее, чем за две недели до последнего рабочего дня (ч. 1 ст. 80 ТК РФ). Отрабатывать две недели после выхода с больничного не нужно.
По поводу способа подачи заявления в Роструде сообщили следующее. Отправка заявления об увольнении по e-mail возможна только в том случае, если в организации введен электронный кадровый документооборот.
Если работодатель не перешел на кадровый ЭДО, то заявление можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Также работник вправе использовать другие средства связи. Например, направить телеграмму вида "заверенная оператором связи" с отметкой "заверенная" (п. 98 Требований к оказанию услуг телеграфной связи, утв. приказом Минцифры от 03.02.20 № 85).
(Письмо Роструда от 07.09.23 № ПГ/18460-6-1)
Источник: Бухонлайн, 02.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20469_rostrud-razyasnil-mozhet-li-rabotnik-uvolitsya-vo-vremya-bolnichnogo

В какой срок нужно сообщить в военкомат о приеме на работу сотрудника, не предоставившего документы воинского учета?

В Минтруд России поступил вопрос: обязана ли организация сообщать в военкомат о приеме на работу сотрудника, не предоставившего документы воинского учета, если да, то в какой срок?
Чиновники пояснили, что:
- отсутствие у лица, поступающего на работу, документов воинского учета не указано в законодательстве в качестве обстоятельства, исключающего возможность трудоустройства;
- направить сведения о выявлении гражданина, не состоящего на воинском учете, но обязанного состоять, необходимо в 2-недельный срок.
Однако следует иметь в виду, что Федеральным законом от 14 апреля 2023 г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сроки предоставления сведений в военкомат о выявлении гражданина, не состоящего, но обязанного состоять на воинском учете, сокращены с 2 недель до 3 дней.
(Письмо Минтруда России от 29 сентября 2023 г. № 14-6/ООГ-6134)
Источник: ГАРАНТ, 02.10.2023, https://www.garant.ru/news/1650337/

ФНС даны разъяснения, касающиеся привлечения к административной ответственности за нарушения валютного законодательства

В новом письме ФНС рассмотрены следующие вопросы:
- основания привлечения к административной ответственности за одно нарушение как юридического лица, так и его должностного лица;
- назначение одного административного наказания за совершение нескольких административных правонарушений (части 5 и 6 статьи 4.4 КоАП РФ);
- замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение (статья 4.1.1 КоАП РФ) за впервые совершенное административное правонарушение, предусмотренное частями 1.1, 2, 2.1, 5.2, 6, 6.2, 6.3, 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ;
- применение обратной силы норм КоАП РФ, вступивших в силу;
- назначение административного наказания в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций;
- участие должностных лиц налогового органа в рассмотрении административных дел.
(Письмо ФНС России от 14.07.2023 N Д-5-17/39@ "О применении территориальными налоговыми органами положений норм федеральных законов от 26.03.2022 N 70-ФЗ и от 14.07.2022 N 290-ФЗ")
Источник: КонсультантПлюс, 03.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82049.html