Мониторинг изменений за период 04.12.23 - 10.12.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 04.12.2023 - 10.12.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Сообщения о создании на территории РФ обособленных подразделений или об изменениях в ранее сообщенные сведения направляются по новой форме (формату)

В новой редакции изложены приложения NN 1 и 5 к Приказу ФНС России от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@.
Обязанность организации сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), предусмотрена пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ.
(Приказ ФНС России от 30.10.2023 N ЕД-7-14/785@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.09.2020 N ЕД-7-14/632@", зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2023 N 76251)
Источник: КонсультантПлюс, 05.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82795.html

Скорректирован применяемый для целей налогообложения перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий

В отношении такого оборудования на основании статьи 259.3 НК РФ применяется специальный коэффициент к норме амортизации.
Перечень дополняется новыми позициями, уточняется наименование ряда позиций, отдельные позиции исключены.
(Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2023 N 3404-р "О внесении изменений в Перечень основного технологического оборудования, эксплуатируемого в случае применения наилучших доступных технологий, утв. распоряжением Правительства РФ от 20.06.2017 N 1299-р")
Источник: КонсультантПлюс, 05.12.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208854088.html

За налоговый период 2023 года уведомление о КИК представляется по форме с учетом внесенных изменений

Приказом, в частности, в новой редакции изложен лист Б "Сведения о контролируемой иностранной компании, являющейся структурой без образования юридического лица".
Необходимые изменения внесены также в формат и порядок заполнения формы уведомления.
Обновленная форма учитывает изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ.
(Приказ ФНС России от 09.10.2023 N ЕД-7-13/721@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.07.2021 N ЕД-7-13/671@", зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2023 N 76280)
Источник: КонсультантПлюс, 06.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82806.html

Для специальных режимов налогообложения вводятся в действие новые формы книг учета доходов и расходов

Утверждены формы книг учета доходов и расходов: для ИП, применяющих ЕСХН; для ИП на ПСН; а также для организаций и ИП, применяющих УСН.
Установлены также требования к заполнению указанных форм учета.
Приказ утвержден в целях реализации изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих в числе прочего передачу полномочий Минфина России по утверждению форм книг учета ФНС России.
(Приказ ФНС России от 07.11.2023 N ЕА-7-3/816@ "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, а также порядков их заполнения", зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76227)
Источник: КонсультантПлюс, 02.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82769.html

Утрачивает силу приказ Минфина, которым утверждена форма Книги учета доходов и расходов ИП, применяющих ЕСХН

Приказ Минфина России от 11 декабря 2006 г. N 169н утрачивает силу в связи с изданием приказа ФНС, которым утверждены формы книг учета доходов и расходов налогоплательщиков.
(Приказ Минфина России от 07.11.2023 N 179н "О признании утратившими силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. N 169н "Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и Порядка ее заполнения" и внесенных в него изменений", зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76221)
Источник: КонсультантПлюс, 04.12.2023, https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36589/424a2774074e95cf1746951373d62a39730dfd7c/

С 1 января 2024 года применяются новые формы заявлений о получении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке

Приказ содержит формы (форматы) заявлений о получении в упрощенном порядке инвестиционного и имущественного вычета, а также заявления о получении социальных налоговых вычетов.
Кроме того, утверждены формы сообщений налоговых органов о невозможности получения соответствующих налоговых вычетов.
Признается утратившим силу Приказ ФНС от 01.06.2021 N ЕД-7-11/535@.
(Приказ ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-11/734@ "Об утверждении форм документов, используемых при получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке, а также форматов представления заявлений о получении налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76232)
Источник: КонсультантПлюс, 02.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82768.html

Утверждены форматы документов, используемых в рамках информационного обмена при предоставлении налоговых вычетов по НДФЛ в упрощенном порядке

В целях реализации упрощенного порядка предоставления имущественных и инвестиционных налоговых вычетов по НДФЛ утверждены форматы направления имеющихся сведений налоговыми агентами, банками, налоговыми органами.
Признан утратившим силу Приказ ФНС от 01.06.2021 N ЕД-7-11/536@.
(Приказ ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-11/735@ "Об утверждении форматов документов, используемых в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией для предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке", зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76233)
Источник: КонсультантПлюс, 02.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82763.html

Для предоставления социального налогового вычета по НДФЛ утверждена форма справки об уплате налогоплательщиком страховых взносов

Приказ содержит форму справки об уплате страховых взносов для представления в налоговый орган и порядок ее заполнения, а также формат и порядок представления в налоговый орган страховой организацией сведений о фактических расходах налогоплательщика на уплату страховых взносов, необходимых для предоставления социального налогового вычета.
(Приказ ФНС России от 12.10.2023 N БВ-7-11/736@ "Об утверждении формы справки об уплате страховых взносов для представления в налоговый орган, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган страховой организацией сведений о фактических расходах налогоплательщика на уплату страховых взносов, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76231)
Источник: КонсультантПлюс, 02.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82770.html

Для предоставления социального налогового вычета по НДФЛ утверждена форма справки об оплате налогоплательщиком медицинских услуг

Приказ содержит форму справки, формат, порядок ее заполнения, а также порядок представления в налоговый орган сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги медицинской организацией и ИП, осуществляющим медицинскую деятельность.
(Приказ ФНС России от 08.11.2023 N ЕА-7-11/824@ "Об утверждении формы справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган, порядка ее заполнения, формата и порядка представления в налоговый орган медицинской организацией и индивидуальным предпринимателем, осуществляющими медицинскую деятельность, сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги, необходимых для предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц, в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76228)
Источник: КонсультантПлюс, 02.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82771.html

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

СФР обновлены формы документов для ведения индивидуального (персонифицированного) учета

Приказом утверждены, в частности: анкета зарегистрированного лица; формы заявлений об изменении анкетных данных, о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе ИПУ; форма решения об отказе в регистрации; опись документов, передаваемых страхователем в СФР; форма представления сведений о трудовом стаже за период до регистрации в системе ОПС; порядок заполнения форм; форматы представления сведений.
Признано утратившим силу Постановление Правления ПФ РФ от 31.10.2022 N 243п.
(Приказ СФР от 30.10.2023 N 2153 "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и порядка заполнения форм указанных сведений", зарегистрировано в Минюсте России 01.12.2023 N 76248)
Источник: КонсультантПлюс, 05.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82785.html

СТАТИСТИКА

Изложена в новой редакции форма федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате"

Напомним, что первичные статистические данные по этой форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности.
(Приказ Росстата от 22.11.2023 N 590 "О внесении изменений в форму федерального статистического наблюдения N 3-Ф "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате", утвержденную Приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 июля 2023 г. N 360")
Источник: КонсультантПлюс, 05.12.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208854099.html

С 1 января 2024 года вступают в силу Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации"

Первичные статданные по форме предоставляют в том числе: юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций, организаций, у которых в течение двух предыдущих лет средняя численность работников не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и в течение двух предыдущих лет годовой оборот организации не превышает 800 млн рублей); юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений, некредитных финансовых организаций), являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых независимо от средней численности работников и объема оборота организации.
(Приказ Росстата от 04.12.2023 N 613 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации")
Источник: КонсультантПлюс, 07.12.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208854318.html

С 1 января 2024 г. применяются обновленные Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"

Признается утратившим силу аналогичный Приказ Росстата от 30 ноября 2022 г. N 881.
(Приказ Росстата от 05.12.2023 N 622 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 07.12.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208854320.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

С 1 сентября 2024 года вступит в силу новая Методика проведения специальной оценки условий труда

Утверждены также Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда, инструкция по ее заполнению.
Приказ издан в целях совершенствования процедуры проведения специальной оценки условий труда, повышения качества и достоверности ее результатов с целью более эффективной защиты работников, занятых во вредных условиях труда.
Утратит силу аналогичный Приказ Минтруда от 24.01.2014 N 33н.
(Приказ Минтруда России от 21.11.2023 N 817н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению", зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2023 N 76179)
Источник: КонсультантПлюс, 01.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82731.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума приняла законопроект о налоговых льготах для резидентов офшоров

Государственная Дума приняла во втором и третьем чтениях закон о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации с целью увеличения привлекательности специальных административных районов (САР) в Калининграде и на Дальнем Востоке. Новый закон расширяет возможности международных холдинговых компаний (МХК), зарегистрированных в офшорах, в выборе форм инвестиций для снижения налоговых ставок по налогу на прибыль.
Также внесены изменения в Налоговый кодекс, утверждающие процедуру, согласно которой резиденты могут консультироваться с региональными властями относительно методов инвестирования - непосредственно в бюджет субъекта РФ или через строительство социальных объектов.
Также вводится гибкий подход к оценке выполнения МХК требований к штату сотрудников и офисным помещениям в течение первого налогового периода по налогу на прибыль.
Возможность использования офисов за пределами САР продлевается до 2028 года. Для компаний, зарегистрированных в 2023 году, установлен срок в 12 месяцев для предоставления документов, необходимых для получения статуса МХК, так как в текущих условиях это является затруднительным. Компании освобождаются от НДС при передаче работ и (или) имущества субъекту РФ или муниципалитету.
В соответствии с внесенным во втором чтении изменением, власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - получают право не допускать перерегистрацию компании в САР, если поступления по налогу на прибыль от компании в региональный бюджет превышают 0,1% всех поступлений за три последних года.
Источник: Российский налоговый портал, 08.12.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-472389-gosduma_prinyala_zakonoproekt_o_nalogovyih_lgotah_dlya_rezidentov_ofshorov

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВС РФ: если здание было незаконно включено в перечень объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, то уплаченный налог является излишне взысканным

В Обзоре на основе материалов практики Президиума и судебных коллегий ВС РФ сформулированы правовые позиции по вопросам, связанным с применением норм различных отраслей законодательства (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2023) (утв. Президиумом ВС РФ 15.11.2023)). В этом обзоре приведено только одно дело, касающееся налогообложения.
Налоговый орган полагает, что налогоплательщиком пропущен срок на возврат налога на имущество, так как налог он уплачивал самостоятельно, и он не является излишне взысканным (по нормам НК РФ до 01.01.2023).
Верховный Суд РФ, исследовав обстоятельства дела, признал позицию налогового органа необоснованной и направил дело на новое рассмотрение.
В спорные периоды налогоплательщик исчислял налог на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта.
Впоследствии решением суда было установлено, что здание налогоплательщика было незаконно включено в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Если основанием для излишнего поступления налогов в бюджет послужило издание незаконного НПА в сфере налогообложения, то спорные суммы налогов должны рассматриваться как излишне взысканные с начислением процентов по соответствующим правилам. При этом трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом налога и выплатой процентов (до 01.01.2023) должен исчисляться со дня исполнения налоговой обязанности за истекший налоговый (отчетный) период.
Поскольку нижестоящие суды не учли эти обстоятельства, дело будет рассмотрено повторно.
(Определение СКЭС ВС РФ от 19.06.2023 № 305-ЭС23-2253)
Источник: ГАРАНТ, 04.12.2023, https://www.garant.ru/news/1661463/

Суд решил, надо ли начислять взносы на оплату выходных для ухода за детьми-инвалидами

Оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами страховыми взносами "на травматизм" не облагается. Об этом напомнил Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Организация предоставляла работнику дополнительные выходные для ухода за ребенком с инвалидностью. Указанные дни были оплачены в размере среднего заработка.
Контролеры из СФР заявили, что оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами производится в рамках трудовых отношений. Следовательно, данные выплаты облагаются страховыми взносами.
Суд не согласился с позицией фонда, указав на следующее. Выплата среднего заработка за дополнительные выходные дни носит социальный характер. Предоставление выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом и их оплата напрямую связаны с жизненными обстоятельствами работника, а не его трудовой функцией. Оплачивая дополнительный выходной день, работодатель платит не за выполненный труд, а выполняет социальные обязательства, установленные Трудовым кодексом.
Из этого следует, что оплата дополнительных выходных дней, предоставленных работнику для ухода за ребенком-инвалидом, не облагается страховыми взносами.
(Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.11.23 № А27-1436/2023)
Источник: Бухонлайн, 05.12.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/12/20738_sud-reshil-nado-li-nachislyat-vznosy-na-oplatu-vyxodnyx-dlya-uxoda-za-detmi-invalidami

КС РФ: неиспользованные отгулы нужно компенсировать при увольнении

КС РФ рассмотрел дело о проверке конституционности части четвертой ст. 153 ТК РФ, согласно которой по желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха; в этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
С жалобой на данное положение обратилось несколько уволенных по сокращению работников, которые безуспешно пытались взыскать в суде с бывшего работодателя задолженность по повышенной оплате работы в выходные и нерабочие праздничные дни в связи с неиспользованием ими дней отдыха до увольнения. По их мнению, часть четвертая ст. 153 ТК РФ противоречит Конституции РФ, поскольку допускает привлечение к работе в выходной день без предоставления дней отдыха за ранее отработанное время.
Судьи КС РФ отметили, что отсутствие в оспариваемой норме указания на обязанность работодателя предоставить работнику дни отдыха за работу в выходные или нерабочие праздничные дни до момента увольнения приводит на практике к тому, что работник лишается как этих дней отдыха, так и повышенной оплаты такой работы. Суды отказывают в повышенной оплате работы в выходные или нерабочие праздничные дни, как это имело место в делах заявителей, на том основании, что между работником и работодателем по инициативе работника имелись договоренности о предоставлении дней отдыха, а замена неиспользованных дней отдыха денежной компенсацией при увольнении законом не предусмотрена, в отличие, например, от части первой ст. 127 ТК РФ, предусматривающей при увольнении денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска.
В результате складывается ситуация, когда работник вместо реализации права на отдых выполнял свои трудовые обязанности в условиях, отклоняющихся от нормальных, однако не получил за это, помимо оплаты работы в обычном (одинарном) размере, никакой адекватной компенсации.
Понимание части четвертой ст. 153 ТК РФ как исключающей выплату работнику при увольнении повышенной платы за работу в выходные или нерабочие праздничные дни, если он не реализовал право на предоставление ему дней отдыха, ставит его в неравное положение с теми работниками, которые сразу предпочли применяемую по умолчанию повышенную оплату работы в такие дни.
КС пришел к выводу о том, что работодатель обязан при увольнении работника заменить неиспользованные дни отдыха повышенной оплатой, а сам факт выбора ранее работником по согласованию с работодателем предоставления других дней отдыха вместо повышенного размера оплаты не может рассматриваться как препятствие для получения им такой денежной выплаты.
Часть четвертая ст. 153 ТК РФ признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку предполагает, что в том случае когда между работником и работодателем по желанию работника достигнуты соглашения о предоставлении "отгулов", но на день увольнения они не были предоставлены, работнику в день увольнения выплачивается разница между повышенной оплатой работы в указанные дни (по правилам частей первой - третьей ст. 153 ТК РФ) и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере.
Законодателю надлежит внести изменения в действующее правовое регулирование, учитывая отмеченные в постановлении КС РФ недостатки.
Судебные решения по делам заявителей подлежат пересмотру.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2023 № 56-П)
Источник: ГАРАНТ, 08.12.2023, https://www.garant.ru/news/1662208/

ПРОЧЕЕ

ФНС направлены разъяснения в связи с внесением изменений в законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 2 ноября 2023 года N 519-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщается, в частности, следующее:
- регистрирующие органы не вправе требовать обязательного представления копии паспорта гражданина РФ при его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При принятии решения о государственной регистрации необходимо уделять особое внимание проверке действительности паспорта заявителя и соответствия сведений о его месте жительства, указанных в заявлении о государственной регистрации и в ПП "ЦУН", - соответствующие доработки реализованы в сервисе "Государственная онлайн-регистрация бизнеса".
- возможность отображения в ЕГРИП сведений о том, что индивидуальный предприниматель является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, будет обеспечена после внесения изменений в формы заявлений (NN Р21001, Р24001) в части включения в них соответствующей отметки;
- изменены подходы к исключению юридического лица из ЕГРЮЛ и индивидуального предпринимателя из ЕГРИП, а также по аналогии с последствиями исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц на три года ограничена возможность включения в ЕГРЮЛ сведений об учредителях (участниках) и руководителях юридических лиц, исключенных из ЕГРЮЛ в связи с недостоверностью сведений ЕГРЮЛ, а также при нарушении законодательства о ПОД/ФТ.
(Письмо ФНС России от 30.11.2023 N КВ-4-14/15065@ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей")
Источник: КонсультантПлюс, 04.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82783.html

ФНС даны разъяснения в связи с приостановлением действия отдельных соглашений об избежании двойного налогообложения (СОИДН)

Сообщается, что в связи с изданием Указа от 08.08.2023 N 585 приостановление действия отдельных положений СОИДН относится к выплатам, произведенным с даты официального опубликования указа, и не затрагивает выплаты, произведенные до 08.08.2023.
В отношении выплат, квалифицируемых в соответствии с пунктом 1 статьи 309 НК РФ, с указанной даты применяются положения НК РФ, а не СОИДН.
В письме приведены примеры, в частности, применения налоговых ставок при выплате дивидендов, а также соблюдения ограничения по норме признания расходов на рекламу в целях налогообложения.
Кроме того, сообщается о приостановлении соглашения с Латвией в соответствии с Указом от 26.09.2022 N 668. Соглашение с Латвией денонсировано Федеральным законом от 28.02.2023 N 40-ФЗ и прекращает свое действие с 01.01.2024.
Также, в частности, обращено внимание на то, что при выплате доходов российская организация - налоговый агент вправе учитывать положения иных (неналоговых) соглашений, действие которых не приостановлено (например, соглашение с Нидерландами о торговом судоходстве, заключенное 28.05.1969).
(Письмо ФНС России от 29.11.2023 N ШЮ-4-13/14936@ "О направлении разъяснений по приостановлению СОИДН")
Источник: КонсультантПлюс, 05.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82794.html

Надо ли амортизировать основное средство, которое не приносит доход: разъяснения Минфина

Основное средство, которое не приносит доход (например, простаивает) не исключается из состава амортизируемого имущества. А это значит, что организация должна начислять амортизацию по такому ОС. Об этом сообщил Минфин в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают: имущество признается амортизируемым, если оно находится у налогоплательщика на праве собственности, используется для извлечения дохода и его стоимость погашается путем начисления амортизации. При этом срок полезного использования такого имущества должен быть более 12 месяцев, а первоначальная стоимость более 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). Прекратить начисление амортизации нужно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем полного списание стоимости объекта, либо в случае выбытия его из состава амортизируемого имущества.
Основания для исключения объекта из состава амортизируемого имущества перечислены в пункте 3 статьи 256 НК РФ. К ним относятся:
- перевод ОС на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;
- реконструкция и модернизация ОС продолжительностью свыше 12 месяцев.
При этом в Кодексе нет требования о прекращении начисления амортизации в случае временного отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества. Соответственно, организация обязана начислять амортизацию в отношении простаивающего ОС.
При этом в Минфине уточнили, что суммы начисленной амортизации, а также расходы на обслуживание такого имущества учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль.
Обратите внимание: порядок признания расходов желательно закрепить в учетной политике организации. Этот документ поможет защитить расходы в ходе налоговых проверок.
(Письмо Минфина России от 17.11.23 № 03-03-06/1/110266)
Источник: Бухонлайн, 07.12.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/12/20750_nado-li-amortizirovat-osnovnoe-sredstvo-kotoroe-ne-prinosit-doxod-razyasneniya-minfina

Минфин напомнил, при каком условии премии за работу можно учесть в расходах

При расчете налога на прибыль организация может учесть производственные премии и другие стимулирующие выплаты работникам. Но только в том случае, если такие выплаты предусмотрены локальным нормативным актом. Об этом сообщил Минфин в своем недавнем письме.
В министерстве напоминают, что стимулирующие выплаты (премии, надбавки и др.), установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, являются элементами системы оплаты труда. Это следует из положений статьи 135 Трудового кодекса.
По общему правилу, к расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах. Среди таких начислений - стимулирующие выплаты, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми или коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).
На этом основании в Минфине полагают, что организация может списать на расходы производственные премии и другие стимулирующие выплаты работникам, если порядок, размер и условия таких выплат предусмотрены локальными нормативными актами. При этом необходимо соблюдать общие принципы признания затрат: они должны быть обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).
Обратите внимание: порядок признания расходов надо закрепить в учетной политике организации.
(Письмо Минфина России 21.11.23 № 03-03-06/1/111429)
Источник: Бухонлайн, 08.12.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/12/20757_minfin-napomnil-pri-kakom-uslovii-premii-za-rabotu-mozhno-uchest-v-rasxodax

ФНС направлены контрольные соотношения показателей налоговой декларации по налогу на сверхприбыль

Форма и порядок заполнения налоговой декларации утверждены Приказом ФНС России от 26.09.2023 N ЕД-7-3/676@.
Налоговая декларация представляется организациями, признающимися налогоплательщиками налога на сверхприбыль в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль".
(Письмо ФНС России от 04.12.2023 N СД-4-3/15200@ "КС по сверхприбыли")
Источник: КонсультантПлюс, 07.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82815.html

Для представления за 1 квартал 2024 года направлена рекомендуемая форма расчета 6-НДФЛ

Письмом также направлены формат расчета исчисленных и удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ и порядок заполнения расчета.
Кроме того, представлена рекомендуемая форма справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц - "Справка о доходах и суммах налога физического лица".
Обновленные формы учитывают изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 27.11.2023 N 539-ФЗ.
(Письмо ФНС России от 04.12.2023 N БС-4-11/15166@ "О направлении рекомендуемой формы 6-НДФЛ")
Источник: КонсультантПлюс, 06.12.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82804.html

Как рассчитать норму часов при суммированном рабочем времени: разъяснения Роструда

Для работника установлен суммированный учет рабочего времени. Нужно ли при подсчете нормы рабочих часов, которые необходимо отработать в учетном периоде, исключать период неоплачиваемого отпуска? Да, нужно, ответил Роструд в своем новом письме.
Обоснование такое. Рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ст. 91 ТК РФ).
Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Видами времени отдыха среди прочего являются отпуска (ст. 107 ТК РФ).
Из этого следует, что период нахождения работника в отпуске без сохранения зарплаты не относится к рабочему времени. Следовательно, дни такого отдыха не учитываются при определении нормы рабочего времени.
В такой ситуации норма рабочего времени должна уменьшаться на количество часов отсутствия работника, приходящихся на рабочее время, сообщили в Роструде.
(Письмо Роструда от 10.11.23 № ПГ/23744-6-1)
Источник: Бухонлайн, 05.12.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/12/20741_kak-rasschitat-normu-chasov-pri-summirovannom-rabochem-vremeni-razyasneniya-rostruda