Мониторинг изменений за период 06.03.23 - 12.03.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 06.03.2023 - 12.03.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Уточнены основания и порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) утилизационных сборов

Установлено, в частности, что денежные средства, учтенные в качестве утилизационного сбора, в том числе уплаченные после направления уполномоченными органами информации о необходимости его уплаты (с уведомлением), признаются излишне взысканным утилизационным сбором в случае установления в отношении этих денежных средств факта их излишней уплаты (взыскания) уполномоченным органом или судебным решением. На сумму указанных денежных средств за период со дня, следующего за днем уплаты по день фактического возврата (зачета) признанного излишне взысканным утилизационного сбора, начисляются проценты исходя из одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действовавшей в указанный период. Сумма денежных средств, начисленных в качестве процентов, не может превышать размер признанного излишне взысканным утилизационного сбора.
Уполномоченными органами выплата суммы процентов осуществляется на счет плательщика в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня получения заявления плательщика о выплате суммы процентов, если иной срок не установлен судебным решением.
(Постановление Правительства РФ от 06.03.2023 N 350 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 08.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79444.html

Внесены уточнения в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости

Установлено, что в позиции, классифицируемой кодом 8418 ТН ВЭД ЕАЭС, не подлежат прослеживаемости товары, ввезенные на территорию РФ с территории Республики Белоруссия, которые произведены на территории Республики Белоруссия и классифицируются кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8418 10 200 1, 8418 10 800 1, 8418 21 100 0, 8418 21 510 0, 8418 21 590 0, 8418 21 910 0, 8418 21 990 0, 8418 30 200 1, 8418 30 800 1, 8418 40 200 1 и 8418 40 800 1.
(Постановление Правительства РФ от 04.03.2023 N 345 "О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости")
Источник: КонсультантПлюс, 07.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79423.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Расширен перечень документов, которые подтверждают срок нахождения работника в командировке

Если у работника нет проездных документов, то фактический срок пребывания в командировке можно подтвердить кассовым чеком из гостиницы. Соответствующие изменения в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки внесены постановлением правительства РФ.
Напомним, что в общем случае фактический срок нахождения в командировке устанавливается по проездным документам, которые работник предъявляет после возвращения из служебной поездки. Если у сотрудника нет проездных документов, то фактический срок пребывания в служебной поездке можно установить на основании документов, подтверждающих наем жилого помещения в месте командирования.
По действующим правилам при проживании в гостинице указанный срок пребывания можно подтвердить:
- квитанцией (талоном);
- или иным документом, свидетельствующим о заключении договора на оказание гостиничных услуг.
Теперь этот перечень скорректирован. По новым правилам срок пребывания в командировке в случае проживания в гостинице можно будет подтвердить:
- договором;
- кассовым чеком;
- бланком строгой отчетности (БСО), который подтверждает предоставление гостиничных услуг по месту командирования. Такой документ должен содержать сведения, предусмотренные Правилами предоставления гостиничных услуг в РФ (утв. постановлением правительства РФ от 18.11.20 № 1853).
Комментируемые изменения внесены в пункт 7 Положения о командировках, утвержденного постановлением правительства РФ от 13.10.08 № 749. Новые правила начнут действовать 10 марта 2023 года.
(Постановление Правительства РФ от 01.03.23 № 329)
Источник: Бухонлайн, 07.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19600_rasshiren-perechen-dokumentov-kotorye-podtverzhdayut-srok-naxozhdeniya-rabotnika-v-komandirovke

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Законопроект о повышении МРОТ с 2024 года внесен в Госдуму

С 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда может составить 19 242 руб. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
С предложением о повышении МРОТ ранее выступил Президент РФ. Он поручил в дополнение к уже запланированной индексации "минималки" провести еще одну, увеличив МРОТ на 10% с 1 января 2024 года. Согласно комментируемом законопроекту, со следующего года минимальный размер оплаты труда составит 19 242 руб. Эта сумма будет указана в статье 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
Напомним: с 1 января 2023 года МРОТ установлен в размере 16 242 руб. При этом внеплановую индексацию "минималки" правительство РФ собирается провести не позднее 1 июля 2023 года.
Источник: Бухонлайн, 07.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19601_zakonoproekt-o-povyshenii-mrot-s-2024-goda-vnesen-v-gosdumu


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Может ли налоговая требовать документы по ликвидированному контрагенту: позиция суда

Налогоплательщик обязан отправить в инспекцию запрошенные налоговиками документы, даже если "встречная" проверка проводится в отношении контрагента, который исключен из ЕГРЮЛ. К такому выводу пришел Арбитражный суд Поволжского округа.
По поручению инспекции, проверяющей контрагента, у организации были запрошены документы, касающиеся деятельности его бизнес-партнера за 2017 - 2019 годы. В частности, в требовании значились договоры купли-продажи земельных участков, акты сверки задолженности, карточки бухгалтерских счетов.
В ответ налогоплательщик заявил, что данный контрагент ликвидирован в декабре 2019 года. А поскольку бизнес-партер больше не осуществляет финансово-хозяйственную, то проводить какие-либо проверки в отношении него невозможно.
За отказ предоставить документы о контрагенте организация была оштрафована на основании пункта 2 статьи 126 НК РФ. Это решение организация оспорила в суде.
Однако суд поддержал налоговиков. Обоснование такое. При проведении налоговой проверки инспекторы вправе истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у его контрагента или у иных лиц (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Вопрос о том, относятся ли запрашиваемые документы к деятельности проверяемого налогоплательщика, определяет налоговый орган, а не налогоплательщик.
Прекращение экономической деятельности налогоплательщика не лишает инспекцию права на истребование информации (документов) у лиц, которые ими располагают. Периоды, за которые могут быть запрошены "бумаги", ограничиваются сроками хранения документов, установленными законодательством.
В рассматриваемом случае документы в инспекцию представлены не были. Следовательно, штраф выписан правомерно.
(Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13.02.23 № Ф06-28258/2022)
Источник: Бухонлайн, 06.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19598_mozhet-li-nalogovaya-trebovat-dokumenty-po-likvidirovannomu-kontragentu-poziciya-suda

Суды отменили "заморозку" счетов ИП, уведомившую о переходе на УСН на 2 года позже

В январе 2020 года гражданка зарегистрировалась как ИП. Уведомление о переходе на УСН сразу не подала, при этом искренне полагала, что применяет упрощёнку: в соответствии с этим спецрежимом ИП исчисляла авансовые платежи и подавала декларации.
Однако, начиная с марта 2021 года, налоговики предприняли ряд блокировок её счетов. Причиной называли несдачу деклараций по НДС. Решения о приостановлении операций по счетам формировались автоматически на основании записей в досье событий налогоплательщика.
Всем критериям для применения УСН предприниматель соответствовала, и в декабре 2021 года она наконец-то подала уведомление о переходе на УСН с момента госрегистрации ИП. Но в марте 2022 года последовала очередная блокировка счёта. Налоговики отметили, что в уведомлении ИП не указала налоговый период, с которого собирается перейти на УСН, поэтому считали свои действия абсолютно правомерными.
Все эти решения ИП направилась обжаловать в суд, где выиграла в трёх инстанциях. Суды учли, что единственный критерий, которому ИП не соответствовала - это уведомление о переходе на УСН, поданное вовремя. При этом переход на УСН носит не разрешительный, а уведомительный характер, то есть на применение этого спецрежима не требуется согласия налогового органа, а ИП просто сообщает о своём выборе. Об этом в свое время говорил ВС.
В данном же случае налоговикам поступали авансовые платежи и декларации по УСН, что фактически свидетельствовало о волеизъявлении ИП на применение этого спецрежима. Налоговики всё это принимали без возражений. То есть своими действиями де-факто признавали право на УСН за ИП. Так что все решения о блокировках суды признали незаконными.
Если уведомление совсем не подать - перспективы не столь хороши: в одном таком случае суды признали правомерными и "заморозки" счетов, и доначисления налогов по общей системе. Опоздание с подачей уведомления, пусть даже и почти на 2 года, это меньшее нарушение, чем полное отсутствие такого документа.
(кассация Ф06-27309/2022 по делу А65-12817/2022)
Источник: Audit-it.ru, 06.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1074690.html

Без своевременного заявления нельзя сменить себе объект налогообложения при УСН

Организация была зарегистрирована в январе 2019 года, и с момента госрегистрации было подано заявление о переходе на УСН с объектом налогообложения "доходы". Позднее, а именно - в ноябре 2019 года, организация вдруг спохватилась: объект был выбран неправильно. В фирме решили сделать "ход конём": направили в налоговую запрос о подтверждении, что фирма применяет объект "доходы минус расходы". Прилетел ответ о том, что, действительно, с момента госрегистрации фирма находится на УСН, но об объекте сказано в этом письме не было.
За 2019 год декларация была подана с учётом объекта "доходы минус расходы", была принята и проверена налоговым органом без возражений. Но с декларацией за 2020 год такое не прокатило: по итогам камералки выявлено нарушение в заполнении декларации. Налоговики предложили представить пояснения или внести исправления, то есть - сдать уточнёнку с правильным объектом - "доходы". Когда фирма этого не сделала, было вынесено решение: доначислен налог, исходя из региональной ставки 3% с доходов без учёта расходов.
Обжалование в УФНС принесло небольшой результат: налог был уменьшен на уплаченные страховые взносы. Но основная сумма доначислений - около 700 тысяч рублей с пенями и штрафами - осталась в силе. Тогда фирма обратилась в суд, но ничего не добилась ни в одной из трёх инстанций.
Письмо, полученное от налоговиков, совершенно не свидетельствует о применении объекта "доходы минус расходы" - там говорится лишь об УСН, а объект не уточняется, указали суды. Тот факт, что декларация за 2019 была принята без возражений и прокамералена без доначислений, тоже ничего не значит. Невыявление факта нарушения при проведении камеральной проверки за предыдущий период не свидетельствует об отсутствии данного правонарушения в 2020 году, не является обстоятельством, исключающим ответственность налогоплательщика за допущенные нарушения, и не означает наличие юридических препятствий для вынесения противоположного решения по иным налоговым периодам, отметили суды. Действия налоговиков по итогам 2019 года не равносильны разрешению применять объект "доходы минус расходы".
Фирма настаивала, что в изначальном заявлении объект был указан ошибочно. На это суды ответили, что истец не обосновал, в чём именно заключается ошибочность сведений, содержащихся в заявлении. Кроме того, НК не содержит каких-либо положений о возможности исправления в уведомлении о переходе на УСН ошибок относительно объекта. Также суды привели позицию Конституционного суда, высказанную в 2016 году, о том, что запрет на изменение объекта в течение налогового периода распространяется на всех налогоплательщиков и обусловлен объективной связью между налоговым периодом, объектом и налоговой базой, которая формируется в течение всего налогового периода непрерывно. Поэтому НК требует уведомления о смене объекта до начала налогового периода.
(дело А51-858/2022, кассация Ф03-6141/2022)
Источник: Audit-it.ru, 09.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1074766.html

Суды не выявили признаки трудовых отношений в гражданско-правовом договоре, но ВС РФ с ними не согласился

Организация опубликовала объявление о приглашении на работу программиста с оформлением по трудовому договору после испытательного срока. Гражданка обратилась в организацию с просьбой рассмотреть ее кандидатуру. Директор провел собеседование, после чего направил гражданке логины и пароли от внутренней почты, системы для работы с заявками и обращениями клиентов, сервера и т. п., предоставил сим-карту. С ней подписали договор гражданско-правового характера. С такой квалификацией договора гражданка не согласилась и потребовала в суде признать договор трудовым.
Суд апелляционной инстанции посчитал, что заключённый сторонами договор не содержит признаков трудового договора, гражданкой не представлялись документы, необходимые для заключения трудового договора, приказ о приеме на работу не издавался, с ПВТР и иными ЛНА гражданку не ознакомили. При заключении спорного договора и получении вознаграждения за исполнение его условий гражданка знала о наименовании договора, режим работы ей не устанавливался, время выполнения задания она определяла самостоятельно. Факт прохождения собеседования, предоставление ей сим-карты, обеспечение доступа к системе для внутреннего использования не являются основанием для вывода о наличии между сторонами трудовых отношений, поскольку совершение таких действий со стороны ответчика было необходимо для выполнения истцом предусмотренной договором работы. С такими выводами согласился Третий КСОЮ.
Верховный Суд отправил дело на пересмотр.
Юридически значимыми и подлежащими определению и установлению являлись следующие обстоятельства:
- какой вид гражданско-правового договора был заключён;
- выполнялась ли определённая трудовая функция, принимая во внимание установленный судом факт размещения организацией объявления о поиске работника;
- сохраняла ли гражданка положение самостоятельного хозяйствующего субъекта или как работник выполняла работу по сопровождению программных продуктов организации в интересах, по заданию и под контролем и управлением организации;
- была ли гражданка интегрирована в организационный процесс, подчинялась ли действующим в обществе правилам внутреннего трудового распорядка, правилам допуска к осуществлению работ по обслуживанию программных продуктов, обладала ли средствами доступа к необходимому для работы информационному ресурсу, действовала ли при этом наряду с другими работниками;
- каким образом производилась оплата работы, с какой периодичностью и в каком размере осуществлялись выплаты, какой механизм расчёта выплат был применён работодателем при оплате труда.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на отсутствие представленных истцом доказательств, свидетельствующих о наличии трудовых отношений, круг этих доказательств не определил, формально указав на то, что заключённый договор основан на их волеизъявлении и характерных признаков трудового договора не содержит.
Также суд неправильно распределил обязанность по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу, освободив работодателя от представления доказательств отсутствия трудовых отношений и возложив бремя доказывания факта наличия трудовых отношений исключительно на истца.
Противоречит положениям ТК РФ и вывод суда об отсутствии трудовых отношений со ссылкой на то, что гражданкой не представлялись документы, необходимые для заключения трудового договора, приказ о приёме на работу не издавался, с ПВТР и иными ЛНА гражданка ознакомлена не была, поскольку именно эти обстоятельства явились основанием для обращения за судебной защитой в связи с нарушением трудовых прав гражданки.
(Определение Верховного Суда РФ от 23 января 2023 г. № 2-КГ22-10-К3)
Источник: ГАРАНТ, 10.03.2023, https://www.garant.ru/news/1612862/

ПРОЧЕЕ

ФНС напоминает о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 18.02.2023 N 259 "Об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на приграничной территории Белгородской области"

Указанным Постановлением, в частности, предусмотрено право на следующие меры поддержки:
- продление на 12 месяцев сроков уплаты налогов на имущество, авансовых платежей по налогам, которые наступают в 2023 году, начиная со дня вступления в силу Постановления;
- уплата сумм налогов, авансовых платежей по налогам равными частями в размере одной двенадцатой подлежащей уплате суммы налогов, авансовых платежей по налогам ежемесячно, не позднее последнего числа месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором наступает срок уплаты налогов, авансовых платежей по налогам, продленный на основании Постановления.
Меры поддержки предоставляются лицам, включенным в перечни, которые были направлены в уполномоченный налоговый орган в 2023 году.
УФНС России по Белгородской области поручается, в числе прочего, на основании сведений в перечне производить настройку параметров платежа и сроков уплаты по налогам, авансовым платежам по налогам в АИС "Налог-3", информировать налогоплательщиков (по мере их обращения, а также в рамках публичной информационной кампании) о мерах поддержки, предусмотренных Постановлением.
(Письмо ФНС России от 02.03.2023 N БС-4-21/2470@ "Об исполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 N 259 (в части изменения сроков и порядка уплаты налогов на имущество)")
Источник: КонсультантПлюс, 07.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79438.html

Минфин напомнил, как сообщить о создании обособленного подразделения

Российские организации обязаны сообщать налоговикам обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, не являющихся филиалами или представительствами. О том, в какой форме нужно подать такие сведения, специалисты Минфина напомнили в своем новом письме.
Обязанность сообщать налоговикам о создании "обособок", не являющихся филиалами или представительствами, установлена подпунктом 3 пункта 2 статьи 23 НК РФ. Сделать это необходимо в течение одного месяца со дня создания такого обособленного подразделения.
Согласно пункту 7 статьи 23 НК РФ, сообщение можно подать:
- лично или через представителя,
- по почте заказным письмом,
- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Сообщения, которые передаются через интернет, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Бумажные формы и электронные форматы сообщений о создании "обособок" утверждены приказом ФНС от 04.09.20 № ЕД-7-14/632@.
(Письмо Минфина России от 17.02.23 № 03-02-07/14082)
Источник: Бухонлайн, 10.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19613_minfin-napomnil-kak-soobshhit-o-sozdanii-obosoblennogo-podrazdeleniya

Раздельный учет НДС: Минфин разъяснил, как определить расходы по "необлагаемым" операциям

Если организация использует приобретенные товары (работы, услуги) в операциях, которые облагаются НДС, и в операциях, которые от этого налога освобождены, необходимо вести раздельный учет НДС. Это можно не делать, если расходы по необлагаемым операциям составляют менее 5% в общем объеме расходов (п. 4 ст. 170 НК РФ). Специалисты Минфина в своем недавнем письме разъяснили, как в целях расчета этой пропорции определяется величина расходов по необлагаемым операциям.
Как отмечают авторы письма, Налоговый кодекс не устанавливает порядок определения совокупных расходов на приобретение, производство и реализацию товаров, операции по реализации которых не облагаются НДС. В министерстве полагают, что к таким расходам относятся:
- все расходы, непосредственно связанные с освобожденными от НДС операциями;
- часть общих расходов (связанных как с облагаемыми, так и с необлагаемыми операциями), которая относится к операциям, освобожденным от НДС.
Расходы, связанные как с облагаемыми, так и с необлагаемыми операциями, распределяются исходя из пропорции. Для ее расчета могут быть использованы такие показатели, как сумма прямых расходов, численность персонала, фонд оплаты труда, стоимость основных фондов и др. Эти показатели следует прописать в учетной политике.
(Письмо Минфина России от 06.02.23 № 03-07-11/9081)
Источник: Бухонлайн, 07.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19599_razdelnyj-uchet-nds-minfin-razyasnil-kak-opredelit-rasxody-po-neoblagaemym-operaciyam

ФНС России доводит до сведения налогоплательщиков коды расходов, связанных с приобретением ПО в сфере искусственного интеллекта, подлежащих отражению в налоговой декларации по налогу на прибыль

Приведенные коды расходов необходимо использовать до внесения соответствующих изменений в приказ ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме" при заполнении Приложения N 1 к декларации (в части расходов, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями налогоплательщиков).
(Письмо ФНС России от 07.03.2023 N СД-4-3/2672@ "О кодах для декларации по налогу на прибыль")
Источник: КонсультантПлюс, 09.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79459.html

ФНС даны разъяснения по вопросу применения специального порядка учета отрицательных курсовых разниц в 2022 году

Федеральным законом от 19.12.2022 N 523-ФЗ уточнен ранее установленный специальный порядок учета отрицательных курсовых разниц по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в части определения даты прекращения (исполнения) требований (обязательств).
Согласно НК РФ применение данного порядка, повлекшее увеличение сумм авансовых платежей по налогу за отчетные периоды 2022 года, не влечет начисление пеней при условии своевременной уплаты налога за 2022 год.
В этой связи ФНС считает возможным отражать скорректированную сумму отрицательных курсовых разниц единожды в налоговых декларациях за 2022 год, без представления уточненных налоговых деклараций за отчетные периоды 2022 года.
(Письмо ФНС России от 01.03.2023 N СД-4-3/2369@ "Об отражении отрицательных курсовых разниц в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2022 год")
Источник: КонсультантПлюс, 03.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79397.html

Минфин высказался о повышении суммы суточных, которые не облагаются НДФЛ

В Минфине считают нецелесообразным увеличение размера суточных, которые освобождаются от НДФЛ и страховых взносов. Подробности - в недавнем письме финансового ведомства.
Авторы письма напоминают: суточные не облагаются НДФЛ и страховыми взносами в следующих пределах (п. 1 ст. 217 и п. 2 ст. 422 НК РФ):
- не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории России;
- не более 2 500 руб. за каждый день нахождения в командировке за пределами территории России.
В Минфине отмечают, что фактический размер суточных, выплачиваемых командированному работнику, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Этот размер может превышать величину необлагаемых суточных. Сумма такого превышения будет облагаться НДФЛ и страховыми взносами.
Увеличение лимита необлагаемых суточных, по мнению специалистов Минфина, нецелесообразно. Прежде всего, это приведет к уменьшению поступления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Кроме того, увеличение размера суточных, исключаемых из базы для исчисления страховых взносов, приведет к уменьшению размера выплат страхового обеспечения работников. В данном случае речь идет о пенсиях, пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком.
(Письмо Минфина России от 15.02.23 № 03-04-06/12593)
Источник: Бухонлайн, 09.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19614_minfin-vyskazalsya-o-povyshenii-summy-sutochnyx-kotorye-ne-oblagayutsya-ndfl

Можно ли платить налоги единым платежом и применять автоматизированную "упрощенку": ответ ФНС

Запрет на применение автоматизированной "упрощенки" для лиц, перечисляющих налоги посредством единого налогового платежа, не действует с 1 января 2023 года. Об этом напомнила ФНС в своем новом письме.
Как известно, с 1 января 2023 года изменился принцип взаиморасчетов с бюджетом. В общем случае налогоплательщики вносят единый налоговый платеж (ЕНП), а инспекторы распределяют его по видам налогов и других платежей. Для учета начислений налогоплательщикам открывают единые налоговые счета (ЕНС).
С 1 июля до 31 декабря 2022 года организации и ИП могли перечислять налоги и взносы посредством ЕНП добровольно (ранее действовавшая ст. 45.2 НК РФ). При этом до 1 января 2023 года действовал подпункт 33 части 2 статьи 3 Федерального закона от 25.02.22 № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения". Данная норма запрещала применять АУСН, если налогоплательщик использовал особый порядок уплаты налогов, сборов, страховых взносов в соответствии со статьей 45.2 НК РФ (т.е. вносил единый налоговый платеж).
Федеральный закон от 28.12.22 № 565-ФЗ отменил данную норму закона № 17-ФЗ. Таким образом, с января 2023 года перечисление ЕНП не является препятствием для перехода на автоматизированную УСН.
В настоящее время специалисты ФНС актуализируют личные кабинеты лиц, применяющих автоматизированную "упрощенку". Из них будет убрана информация о невозможности перехода на этот спецрежим в случае перечисления налогов единым налоговым платежом.
(Письмо ФНС России от 28.02.2023 № АБ-3-20/2880@)
Источник: Бухонлайн, 09.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19604_mozhno-li-platit-nalogi-edinym-platezhom-i-primenyat-avtomatizirovannuyu-uproshhenku-otvet-fns

Минфин сообщил, могут ли самозанятые выдавать займы под проценты

Физлица, в том числе ИП, не могут применять спецрежим для самозанятых (т.е. платить налог на профессиональный доход) в отношении доходов, полученных от предоставления денежных займов. Об этом напомнил Минфин в своем недавнем письме.
Как известно, порядок уплаты налога на профессиональный доход установлен Федеральным законом от 27.11.18 № 422-ФЗ. В части 1 статьи 6 данного закона сказано, что объектом налогообложения НПД признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Доход, полученный в виде процентов по договорам займа, не относится к доходам, указанным в этой норме.
Следовательно, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, не вправе применять спецрежим для самозанятых (т.е. платить НПД) в отношении процентных доходов по договорам займа.
(Письмо Минфина России от 09.02.23 № 03-11-11/10501)
Источник: Бухонлайн, 09.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19609_minfin-soobshhil-mogut-li-samozanyatye-vydavat-zajmy-pod-procenty

Самозанятый может сформировать один чек при реализации нескольких товаров

Самозанятый, получив оплату за свой товар, обязан через приложение "Мой налог" и (через уполномоченный банк и так далее) передать сведения в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю, напомнила ФНС.
Чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличкой или по карте. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке (например, через СБП) чек должен быть сформирован и передан не позднее 9-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведены расчеты. Чек формируется по каждому расчету с покупателем (заказчиком).
При реализации нескольких товаров (работ, услуг, имущественных прав) плательщик НПД при формировании чека может перечислить несколько наименований товаров, добавляя каждый раз новую позицию в чеке
(Письмо ФНС России от 1 февраля 2023 года № ЗГ-3-20/1261@)
Источник: Audit-it.ru, 09.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1074869.html

Руководители (председатели) и/или члены организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции, в отношении которых не начисляются страховые взносы, относятся к неработающим лицам, и, соответственно, персонифицированные сведения о физических лицах в их отношении в налоговые органы не представляются

В случае если в конкретном месяце в отношении руководителей (председателей) и/или членов организаций произведено начисление страховых взносов, указанные лица признаются работающими, и за такой месяц в их отношении в налоговые органы представляются персонифицированные сведения о физических лицах.
(Письмо ФНС России от 02.03.2023 N БС-4-11/2477@ "По вопросу отнесения к категории неработающих граждан руководителей (председателей) и/или членов общественных и некоммерческих организаций и представления указанными организациями в налоговые органы персонифицированных сведений о физических лицах")
Источник: КонсультантПлюс, 07.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79430.html