Мониторинг изменений за период 16.10.23 - 22.10.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 16.10.2023 - 22.10.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Подписан закон, расширяющий перечень товаров для детей, реализация которых облагается НДС по ставке 10%

В перечень дополнительно включены: группы товаров, предназначенные для ухода за детьми (бутылочки, соски (включая пустышки), горшки, ванночки, горки для купания новорожденных, пеленки); удерживающие устройства для детей, предназначенные для использования в механических транспортных средствах.
Кроме того, конкретизирован перечень школьно-письменных принадлежностей, подлежащих льготному налогообложению, а также определен состав детской мебели, включающий кровати, матрацы, стулья, стульчики для кормления, манежи.
(Федеральный закон от 19.10.2023 N 504-ФЗ "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 19.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82199.html

Дополнен перечень технологического оборудования, ввоз которого на территорию РФ не облагается НДС

В позицию, классифицируемую кодом 8451 29 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, включены сушильно-ширильные машины Redevo 8/8K/360 с газовым обогревом.
Кроме того, перечень дополнен новой позицией с кодом 8477 80 980 0 "Установка по производству ультрафильтрационного мембранного полотна FC 5765".
(Постановление Правительства РФ от 14.10.2023 N 1711 "О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")
Источник: КонсультантПлюс, 17.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82173.html

С 1 января 2024 года применяется обновленная форма налоговой декларации 3-НДФЛ

Приказом в новой редакции изложены:
- приложение N 5 "Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов, а также инвестиционных налоговых вычетов, установленных статьей 219.1 НК РФ";
- приложение N 6 "Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества и имущественных прав, а также налоговых вычетов, установленных абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ".
Также скорректированы штрихкоды, порядок заполнения налоговой декларации и ее формат.
(Приказ ФНС России от 11.09.2023 N ЕД-7-11/615@ "О внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 15.10.2021 N ЕД-7-11/903@", зарегистрировано в Минюсте России 13.10.2023 N 75570)
Источник: КонсультантПлюс, 16.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82166.html

Уточнен порядок заполнения формы заявления физлица о постановке на учет в налоговом органе (форма 2-2-Учет)

В связи с присоединением новых территорий в порядок заполнения внесены положения, содержащие дополнительные коды, используемые при заполнении формы заявления (коды субъектов РФ и код вида документа).
Кроме того, приказом внесены уточнения, направленные на обеспечение требований к структуре адреса.
(Приказ ФНС России от 07.09.2023 N ЕД-7-14/611@ "О внесении изменений в приложение к Приказу Федеральной налоговой службы от 08.05.2020 N ЕД-7-14/323@", зарегистрировано в Минюсте России 12.10.2023 N 75544)
Источник: КонсультантПлюс, 16.10.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208799806.html

СТАТИСТИКА

Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством

Утверждены с указаниями по заполнению и введены в действие следующие формы: годовые с отчета за 2023 год (N 1-КСР "Сведения о деятельности коллективного средства размещения", N 1-турфирма "Сведения о деятельности туристской фирмы"); месячные с отчета за январь 2024 года (N 1-КСР (основные индикаторы) "Сведения о деятельности коллективного средства размещения").
С введением в действие указанных форм признаны утратившими силу утвержденные ранее аналогичные формы.
(Приказ Росстата от 31.07.2023 N 368 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения в сфере туризма")
Источник: КонсультантПлюс, 18.10.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208806221.html

Утверждены новые формы федерального статистического наблюдения с указаниями по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством

Приказом устанавливаются и вводятся в действие следующие формы:
с периодичностью 1 раз в год с отчета в 2023 году:
- N 29-СХ "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";
- N 2-фермер "Сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур";
с периодичностью 5 раз в год с отчета в 2024 году:
- N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан".
Первичные статданные по указанным формам необходимо предоставлять по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Также документом приведен перечень форм федерального статистического наблюдения, признаваемых утратившими силу с введением в действие новых форм.
(Приказ Росстата от 31.07.2023 N 370 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством")
Источник: КонсультантПлюс, 18.10.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208806222.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Дума одобрила увеличение НДПИ на газ в первом чтении

На последнем пленарном заседании 17 октября депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении законопроект, направленный на увеличение налога на добычу полезных ископаемых в сфере газовой отрасли. Предложенная повышенная ставка планируется вводить с января 2024 года и действовать до конца 2026 года, как сообщается на официальном сайте нижней палаты парламента.
Основная цель данной законодательной инициативы заключается в перераспределении дополнительных доходов, которые газовые компании получают в результате опережающей индексации оптовых цен на газ. Согласно проекту бюджета на 2024 год и плановому периоду 2025-2026 годы, оптовые цены на газ будут индексированы на 11,2% в 2024 году и на 8,2% в последующие годы.
Ключевым фактором в расчете ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) является коэффициент Ккг, который отражает дополнительный доход компаний от индексации внутреннего рынка газа. Предложенный законопроект предусматривает внесение повышающего коэффициента Ккг в Налоговый кодекс. Например, для Газпрома коэффициент в 2024 году составит 303 и 454 за первое и второе полугодие соответственно, а для независимых компаний — 555 и 706.
В 2025 году коэффициент Газпрома увеличится до 428 за первое полугодие и 448 — за второе. Для независимых газовых компаний эти значения будут 779 и 799 соответственно. С 2026 года планируется установка коэффициента на уровне 464 для Газпрома и 863 для других компаний. Ожидается, что эти изменения коэффициента приведут к увеличению прибыли в федеральный бюджет России на сумму 116,8 млрд рублей в 2024 году, 127,3 млрд рублей в 2025 году и 134,7 млрд рублей в 2026 году.
Источник: Российский налоговый портал, 18.10.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-468554-duma_odobrila_uvelichenie_ndpi_na_gaz_v_pervom_chtenii_

Дума в I чтении перенесла применение российского индекса по нефтяным налогам на 2025 год

Госдума приняла в первом чтении норму о переносе на год, до 2025 года, начала использования российского индикатора стоимости нефти Urals для расчета нефтяных налогов. Соответствующая норма содержится в большом налоговом законопроекте, внесенном в Госдуму правительством РФ вместе с проектом бюджета на 2024-2026 годы.
Документ предусматривает изменение даты начала применения показателя ЦСПБ (внебиржевой индекс СПбМТСБ) при определении налоговой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых в отношении нефти с 1 января 2024 года на 1 января 2025 года.
Ранее была одобрена поправка в Налоговый кодекс, согласной которой Россия со следующего года может перейти на российский внебиржевой индекс при расчете налогов для нефтяной отрасли с 2024 года.
Ранее замглавы Минфина РФ Алексей Сазанов сообщал, что методология расчета котировки Urals на основе внебиржевых индексов СПбМТСБ пока не соответствует пожеланиям Минфина и уточняется. Он пояснил, что привязка расчета котировки к СПбМТСБ уже фигурирует в налоговом законодательстве, а сдвиг связан с тем, что сейчас биржа дорабатывает соответствующий порядок расчета цен.
Источник: Audit-it.ru, 17.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088366.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суды признали реальными субподрядчиков без работников, без "визы" заказчика и с транзитом денег

Налоговики пришли с выездной проверкой в строительную организацию ООО "Т". Проверяли 2016 год, в результате доначислен НДС - более 1 млн рублей, налог на прибыль - 1,2 млн, пени - около 900 тысяч. Поводом стали взаимоотношения с двумя субподрядными организациями: ООО "С" и ООО "У".
Налоговики собрали очень обширную доказательную базу. Для начала выяснили, что заказчики, которые привлекали на свои объекты ООО "Т", возражали против наличия субподрядчиков без согласования. А согласования такого не было. На объектах действовал пропускной режим, и сотрудники других организаций, в частности, названных контрагентов, на эти объекты не попадали. Свидетели со стороны заказчика утверждали, что сдавали им работы исключительно только должностные лица ООО "Т".
Сотрудники спорных субподрядчиков (контрагентов) смогли только в общих чертах озвучить факт производства работ, однако не смогли назвать никаких деталей. Были допрошены также некие физлица, которые, как оказалось, были наняты для работы на этих объектах организацией "Т" без заключения трудовых договоров. Работники самого ООО "Т" также на допросах показали, что работы организация выполняла собственными силами.
Деньги, которые перечисляло ООО "Т" в адрес ООО "С" и ООО "У", частично обналичивались, оставшиеся по цепочке перечислялись в адрес других сомнительных организаций, где также впоследствии обналичивались. Всё это в совокупности, по мнению налогового органа, направлено исключительно на получение необоснованной налоговой экономии.
У спорных контрагентов отсутствовали ресурсы для производства работ, решили налоговики, например, численность сотрудников - 1 человек. Поэтому ООО "С" в свою очередь заявило о привлечении контрагента второго звена - ООО "Э". Однако ему даже денег перечислено не было. Кроме того, выяснилось, что в 2016 году эта фирма (ООО "Э") не располагалась по месту регистрации, в ноябре 2016 года закрыла свой расчётный счёт (как раз во время проведения работ на объектах), а в 2018 году была исключена из ЕГРЮЛ.
Во время проверки ООО "С" предоставило список своих сотрудников, которые, якобы, вели работы на упомянутых объектах. Однако справки 2-НДФЛ по большинству из них за 2016 год представлены не были, соответственно, эти лица не являлись сотрудниками ООО "С", решили налоговики.
Тем не менее, суды отменили решение налоговиков. Даже если посторонние лица и не посещали объекты заказчиков, сам факт производства работ это не опровергает. Факты нарушения налогового законодательства контрагентами не являются причиной для возложения негативных последствий на налогоплательщика.
Тем более, что при выборе ООО "С" истец проявил должную осмотрительность. На момент заключения договоров эта фирма не значилось в списке недобросовестных, деятельность вела с 2012 года, по массовым адресам зарегистрирована не была. Данная организация до сих пор ведёт свою деятельность и при этом не запятнана никакими сведениями о недостоверности в ЕГРЮЛ, состоит в реестре субъектов МСП, регулярно сдаёт налоговую отчётность.
На момент производства работ состояла в СРО. Ведёт работы на других объектах, в том числе, на социально-значимых объектах города. К самой этой организации налоговики самостоятельных претензий не предъявляли: отчётность вопросов не вызвала, налоги уплачены.
При выборе этого контрагента ООО "Т" получило от него все необходимые документы, также в материалы дела представлена деловая переписка, в том числе, по вопросам предоставления пропусков для работников ООО "С". Также в суд предъявлены промежуточные документы, возникшие в ходе ведения работ: дефектная ведомость, локальные сметы и другие. Специально для работы на объекте ООО "С" провело обучение своих работников по работам на высоте, которое провела сторонняя организация (ООО "Р"). Доказан также и факт аттестации некоторых работников.
Что касается ООО "У" - результат работы с ним для ООО "Т" оказался убыточным. Из этого налоговики поспешили сделать вывод о том, что сделка не имела реальной деловой цели. Вместе с тем, оказалось, что в первоначальной смете был занижен объём требуемого материала. Речь в данном случае шла о ремонте бассейна на объекте заказчика, в том числе, требовалось заполнить трещины, которые по факту оказались глубже и многочисленнее предполагаемых. По условиям договора смету менять было нельзя, поэтому ООО "Т" покрыло перерасход материала из своих доходов. Суды сочли эти обстоятельства убедительными и не согласились с выводом налоговиков о том, что вся эта сделка совершена ради вычета НДС.
Довод налогового органа об отсутствии в ООО "У" основных средств разбился в данном случае о факт отсутствия необходимости в таковых, поскольку для выполнения гидроизоляционных работ нужны были только люди и обычные рабочие инструменты. За ходом работ ООО "Т" следило, в том числе, посредством электронном переписки, которую представили в суд, и которая содержала, среди прочего, снимки работ в бассейне.
Деньги, поступившие обоим субподрядчикам от ООО "Т", тратились в том числе на закупку материалов, оплату услуг механизмов и другое. Тот факт, что при дальнейшем движении денег они частично обналичены, ещё не говорит о том, что эти средства возвращались в ООО "Т".
Со стороны заказчика претензий не предъявлено, в том числе и по поводу несогласованного привлечения субподрядных организаций. Если заказчик не знал об этом, то это для налогоплательщика несёт негативные гражданско-правовые последствия, но никак не влияет на размер налоговых обязательств и не может служить основанием для вывода о нереальности хозяйственных операций.
Кроме того, в протоколах допросов свидетелей суды обнаружили некоторые пробелы, поэтому не могли принять их в качестве безусловных доказательств. В целом, свидетельские показания сами по себе не имеют решающего значения при рассмотрении спора в суде, а исследуются и оцениваются только в совокупности с другими доказательствами. К тому же, о событиях, имевших место в 2016 году, свидетели допрашивались уже в 2020 году, то есть - через 4 года, соответственно, могли забыть какие-то нюансы.
Так что суды решили, что налоговики не доказали нереальность выполнения спорных работ.
(кассация Ф06-25196/2022 по делу А65-5947/2022)
Источник: Audit-it.ru, 18.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088376.html

Суд напомнил, в каком случае работник не может отозвать заявление об увольнении

В соответствии с частью четвертой ст. 80 ТК РФ до истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Однако увольнение не производится при условии, что на его место в письменной форме не приглашен другой работник, которому в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора. В силу части четвертой ст. 64 ТК РФ запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.
Работница подала заявление об увольнении 17 июня, руководитель согласовал дату увольнения 1 июля. 23 июня сотрудница попыталась отозвать заявление об увольнении, но получила отказ. Тогда она обратилась в суд, где ссылалась на то, что на ее место на день подачи заявления об отзыве заявления об увольнении другой работник приглашен не был, после ее увольнения никто на место не трудоустроен.
После подачи работницей заявления об увольнении и до отзыва данного заявления на ее должность в порядке перевода была приглашена другая гражданка, которая выразила согласие на перевод и 22 июня уволена в связи с переводом с прежнего места работы, а трудоустроена к этому работодателю лишь 11 июля. Сотрудница считала, что действия работодателя и приглашенного работника не были направлены на реальное возникновение трудовых отношений, а были направлены на реализацию правового механизма, согласно которому истец не вправе отзывать заявление об увольнении по собственному желанию. Однако суды с доводами о фиктивности трудоустройства нового сотрудника не согласились, в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на работе отказали.
(Определение Восьмого КСОЮ от 25.07.2023 N 8Г-14683/2023)
Источник: ГАРАНТ, 20.10.2023, https://www.garant.ru/news/1653547/

ФНС представлен обзор судебной практики по вопросам налогообложения имущества

В обзоре приведены решения Верховного Суда РФ, содержащие ряд важных правовых позиций.
Так, в частности, Судебной коллегией был рассмотрен вопрос о законности доначисления земельного налога коммерческой организации, применявшей налоговую льготу по земельному налогу, в отношении земельного участка, ограниченного в обороте, сделка по приватизации которого впоследствии была признана недействительной (ничтожной).
Отказывая в удовлетворении заявления ОАО, Судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии права на льготу у ОАО, поскольку условиям для ее применения отвечают только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
При этом, прекращение права собственности на земельный участок в связи с нарушениями закона, допущенными при его передаче в частную собственность, само по себе не является обстоятельством, с безусловностью освобождающим лицо от уплаты налога.
Также, в частности, Суд признал правомерным начисление налоговым органом налога на имущество организации, поскольку исключенное им из налогообложения оборудование являлось неотъемлемой частью линий электропередачи, без которого передача электроэнергии невозможна, а спорные объекты вне линий электропередачи не могут использоваться по назначению.
(Письмо ФНС России от 18.10.2023 N БС-4-21/13298@ "Об Обзоре определяющей судебной практики по вопросам налогообложения имущества (за 9 мес. 2023 г.)")
Источник: КонсультантПлюс, 19.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82204.html

ПРОЧЕЕ

ФНС запретила инспекциям требовать сканы "форматных" электронных документов

Если истребуемые документы составлены в электронном виде по установленным форматам (например, счета-фактуры), то налогоплательщик вправе предоставить их в инспекцию в виде xml-файлов. Делать сканы или бумажные копии не нужно. Такой вывод следует из недавнего письма ФНС.
Авторы письма напоминают положения пункта 2 статьи 93 Налогового кодекса. Согласно этой норме, налогоплательщик может отправить запрошенные документы через интернет (через систему для отправки отчетности или через личный кабинет на сайте ФНС). При этом нужно учитывать следующее. Если документы изначально составлены на бумаге или для них нет утвержденных форматов, то налогоплательщик может направить их в инспекцию в виде скан-образов. Если запрошенный документ был составлен в электронной форме по утвержденному формату, то он предоставляется в виде xml-файла.
"Форматные" документы контрагенты пересылают друг другу через систему ЭДО — электронного документооборота. В настоящий момент форматы утверждены для счетов-фактур, УПД, накладных, путевых листов, авансовых отчетов, актов сверки взаиморасчетов, договоров и т.д.
Однако на практике проверяющие нередко запрашивают документы в виде сканов или заверенных бумажных копий, независимо от того, каким способом документ был составлен изначально (по утвержденным форматам или на бумаге). Инспекторы объясняют такое требование тем, что им неудобно просматривать документы в xml-формате.
Как заявили в ФНС, такой подход:
- нарушает право налогоплательщика предоставлять документы по установленному формату;
- увеличивает издержки бизнеса в связи с необходимостью распечатывать и сканировать такие документов.
В связи с этим в главном налоговом ведомстве запретили подчиненным указывать в требовании формы (форматы), по которым необходимо предоставить документы.
Кроме того, ФНС рекомендовала инспекторам сообщать тем налогоплательщикам, которые по своей инициативе присылают сканы документов, изначально составленных по утвержденным форматам (в частности, счетов-фактур), что они вправе отправлять эти документы в исходном виде.
(Письмо ФНС России от 29.09.23 № Д-5-26/56@)
Источник: Бухонлайн, 17.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20532_fns-zapretila-inspekciyam-trebovat-skany-formatnyx-elektronnyx-dokumentov

Минфин напомнил, какие нарушения при ведении учета приведут к штрафам

Налоговый кодекс предусматривает крупные штрафы за грубое нарушение налогоплательщиком правил учета доходов и расходов. О том, какие правонарушения считаются грубыми, Минфин напомнил в своем новом письме.
Согласно пункту 3 статьи 120 НК РФ, под грубым нарушением правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения понимается:
- отсутствие первичных документов, счетов-фактур, либо регистров бухгалтерского или налогового учета;
- систематическое (два и более раза в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухучета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Минимальный штраф за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов налогообложения составляет 10 000 руб. (п. 1 ст. 120 НК РФ). Но это только в том случае, когда правонарушение совершалось в течение одного налогового периода. Если же правонарушение длилось дольше, то размер штрафа увеличится до 30 000 руб. (п. 2 ст. 120 НК РФ). А если грубое нарушение правил учета привело к занижению налоговой базы, то штраф составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (п. 3 ст. 120 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 29.09.23 № 07-01-10/93106)
Источник: Бухонлайн, 19.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20545_minfin-napomnil-kakie-narusheniya-pri-vedenii-ucheta-privedut-k-shtrafam

Минфин: передача физлицам подарочных сертификатов облагается НДС

Организация начисляет клиентам-физлицам бонусы, а затем обменивает их на подарочные сертификаты сторонних эмитентов. Облагаются ли такие операции НДС? На этот вопрос Минфин ответил в своем новом письме.
Авторы письма напоминают, что объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров, работ, услуг, а также передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом в целях исчисления НДС реализацией считается в том числе безвозмездная передача товаров (работ, услуг, имущественных прав).
В пункте 2 статьи 146 НК РФ перечислены операции, которые не признаются объектом обложения НДС, а в статье 149 НК РФ — операции, освобожденные от НДС. Передача подарочного сертификата в данных нормах Налогового кодекса не упомянута.
Поэтому, как полагают в Минфине, если организация передает физлицам лицам подарочные сертификаты, ранее приобретенные у других компаний (эмитентов), она должна исчислить НДС при такой передаче.
(Письмо Минфина России от 18.09.23 № 03-07-11/88753)
Источник: Бухонлайн, 16.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20526_minfin-peredacha-fizlicam-podarochnyx-sertifikatov-oblagaetsya-nds

Разъяснены особенности учета бюджетных субсидий при расчете налога на прибыль

Согласно нормам бюджетного законодательства субсидии юрлицам (кроме субсидий госучреждениям и ряда других субсидий) ИП, а также физлицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в определенных нормативными правовыми актами (п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса).
Так, например, предусмотрено финансовое обеспечение предупредительных мер, которое осуществляется СФР за счет сумм страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (приказ Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Оно осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда на текущий финансовый год.
Как полагает Минфин России, такие суммы, компенсированные из бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, могут рассматриваться как субсидии, порядок учета которых предусмотрен п. 4.1 ст. 271 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 25 сентября 2023 г. № 03-03-10/91102)
Источник: ГАРАНТ, 18.10.2023, https://www.garant.ru/news/1653345/

Разъяснены особенности исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, установленного Федеральным законом от 04.08.2023 N 414-ФЗ

Сообщается, в частности, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога на налоговой вычет, размер которого определяется как сумма обеспечительного платежа по налогу, перечисленного в федеральный бюджет за период с 01.10.2023 по 30.11.2023 включительно. Размер налогового вычета не может превышать половину суммы налога. При этом сумма обеспечительного платежа по налогу со дня наступления срока его уплаты признается суммой уплаченного налога. Налог уплачивается не позднее 28.01.2024 (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона N 414-ФЗ).
Учитывая изложенное, перечисленный в федеральный бюджет в период с 01.10.2023 по 30.11.2023 включительно обеспечительный платеж уменьшает сумму исчисленного налога не более чем в два раза (в случае использования налогоплательщиком права на налоговый вычет) и 28.01.2024 засчитывается в счет уплаты данного налога.
Следовательно, в случае перечисления в федеральный бюджет налогоплательщиком в течение указанного периода времени обеспечительного платежа в размере половины исчисленной суммы налога при использовании налогоплательщиком права на упомянутый налоговый вычет в размере такого обеспечительного платежа обязанность по уплате налога по состоянию на 28.01.2024 признается исполненной.
(Письмо Минфина России от 13.10.2023 N 03-03-06/1/97405 "По вопросу порядка исчисления и уплаты налога на сверхприбыль, установленного Федеральным законом от 04.08.2023 N 414-ФЗ "О налоге на сверхприбыль")
Источник: КонсультантПлюс, 13.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82151.html

Даны разъяснения по вопросу уплаты страховых взносов

1 октября 2023 года вступила в действие норма, предусмотренная пунктом 9 статьи 78 НК РФ, позволяющая до наступления установленного срока уплаты страховых взносов положительное сальдо единого налогового счета засчитывать в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате страховых взносов сразу после поступления уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов или расчета по страховым взносам, содержащих информацию об уплаченной плательщиком сумме страховых взносов.
То есть до наступления установленного срока уплаты суммы страховых взносов, поступающие от плательщиков, уплачивающих страховые взносы в месяце, за который такие взносы были исчислены, засчитываются в счет исполнения предстоящей обязанности, при представлении уведомлений или расчетов по страховым взносам.
Таким образом, в случае уплаты в декабре 2023 года в составе единого налогового платежа (или платежными поручениями со статусом "02") сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, для зачета указанных сумм в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов следует в уведомлении, представляемом в декабре 2023 года, указать в отношении сумм таких страховых взносов код отчетного периода 34/3 (код налогового периода МС.12.2023 - в случае уплаты платежными поручениями со статусом "02").
При наличии достаточного положительного сальдо единого налогового счета, образовавшегося с учетом абзаца второго пункта 9 статьи 78 НК РФ после зачета денежных средств в счет исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, суммы страховых взносов будут зачтены в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате указанных страховых взносов, не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган таких уведомлений.
(Письмо ФНС России от 11.10.2023 N БС-4-11/13010@ "О применении п. 9 ст. 78 НК РФ")
Источник: КонсультантПлюс, 14.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82155.html

При уплате "кадастрового" налога на имущество понадобится уведомление об исчисленных суммах

С 2024 года изменятся некоторые сроки по налогу на имущество организаций. Годовую декларацию, а также уведомление о единой по региону декларации надо будет подавать не месяц раньше. Это предусмотрено подписанным летом законом 389-ФЗ.
Годовые декларации по налогу на имущество надо будет подавать не позднее 25 февраля. В этом году было - 25 марта. При сроке уплаты 28 февраля приходилось подавать еще и уведомления об исчисленных суммах. Это была лишняя отчетность, поэтому срок подачи декларации сдвинули на пораньше.
Так что с 2024 года тот налог на имущество, который попадает в декларацию (с имущества, облагаемого по среднегодовой стоимости) можно будет платить без подачи уведомления об исчисленных суммах.
При этом, при уплате налога на имущество, облагаемое по кадастровой стоимости, следует по-прежнему подавать уведомление об исчисленных суммах, так как это имущество в налоговую декларацию не включается.
Напомним, что, когда вводили ЕНС, унифицировали сроки уплаты налогов, синхронизируя их с отчетностью: большая часть отчетности - до 25 числа (включая уведомление об исчисленных суммах), уплата - до 28 числа того же месяца.
При этом с налогом на имущество организаций в свое время немного "промахнулись". Раньше налог платился до 1 марта, а декларация сдавалась до 30 марта. Числа по схеме подправили, но в итоге получилось, что декларация сдается до 25 марта, тогда как годовой налог платится до 28 февраля. И налогоплательщики вынуждены были в этом году подавать еще и уведомления об исчисленных суммах, чтобы налог распределился с ЕНС как надо.
(Письмо ФНС от 17.10.2023 N БС-4-21/13243@)
Источник: Audit-it.ru, 19.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088583.html

Минпросвещения сообщает о том, как получить социальный налоговый вычет за образовательные услуги в упрощенном порядке

В частности, с 2024 года вводится унифицированный документ, подтверждающий фактические расходы налогоплательщика за оказанные образовательные услуги, заменяющий все подтверждающие право на вычет документы, выдаваемый физическому лицу, осуществляющему соответствующие расходы (либо его супругу (супруге) в соответствии с нормами Семейного кодекса), образовательными организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность.
(Письмо Минпросвещения России от 07.08.2023 N 08-1469 "О направлении информации")
Источник: КонсультантПлюс, 17.10.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208806154.html

Трудовой договор приостановлен: когда не нужно сдавать ЕФС‑1

Если трудовой договор приостановлен из-за временного перевода сотрудника к другому работодателю, то отчитываться об этом событии по форме ЕФС-1 не требуется. Такая информация содержится в письме московского отделения СФР.
Напомним: до конца 2023 года работодатели в случае простоя могут временно переводить персонал на работу в другие компании.
При этом трудовые договоры по старому месту работы не расторгаются, а приостанавливаются. В то же время страхователи обязаны сдавать сведения о работниках при наличии тех или иных кадровых событий (подраздел 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1). В частности, к ним относятся приостановление и возобновление трудового договора.
В фонде напомнили, что отчитаться о "приостановлении" и "возобновлении" договора нужно только в том случае, когда если эти события произошли в связи с мобилизацией работника. Если же договор приостановлен не в связи с мобилизацией, а из-за временного перевода сотрудника к другому работодателю, то такие сведения в форме ЕФС-1 не отражаются.
Поэтому работодатель, с которым был заключен "приостановленный" трудовой договор не должен сдавать в Социальный фонд сведения об этом событии по форме ЕФС-1. В описанной ситуации сдать ЕФС-1 должен временный работодатель, который заключил с работником срочный трудовой договор.
Сведения о новом работнике надо сдать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения).
(Письмо МО СФР от 25.09.23 № 16-08/167159л)
Источник: Бухонлайн, 18.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20543_trudovoj-dogovor-priostanovlen-kogda-ne-nuzhno-sdavat-efs-1

Получил компенсацию за неиспользованный отпуск и передумал увольняться: положен ли отпуск

Минтруд рассмотрел следующую ситуацию. Работник подал заявление об увольнении по собственному желанию. При этом, так как в 2023 году он отгулял только пять дней отпуска, он получил компенсацию за неиспользованную часть основного отпуска. После этого работник отозвал заявление об увольнении, продолжил работать.
Положено ли ему отдохнуть еще 23 дня отпуска? В бухгалтерии считают, что полученная компенсация этому препятствует. Работник готов ее вернуть и претендует на оставшуюся часть отпуска.
Минтруд считает, что отпуск положен. Даже - независимо от факта возврата компенсации.
Согласно положениям статьи 80 ТК работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме в установленный срок. До истечения данного срока работник имеет право в любое время отозвать свое заявление.
Если трудовой договор не был расторгнут, то его действие продолжается и, следовательно, работнику предоставляются все права в соответствии с трудовым законодательством, в том числе в части предоставления оплачиваемых ежегодных отпусков и их продолжительности.
Согласно части первой статьи 127 ТК при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Удержания из зарплаты работника производятся только в определенных случаях, предусмотренных законом, и описанная ситуация к ним не относится.
Как вернуть работодателю эти деньги - ТК свет не проливает. Минтруд считает, что данные вопросы могут быть урегулированы локальным нормативным актом работодателя, а также разрешены по соглашению работника и работодателя.
(Письмо Минтруда России от 18 сентября 2023 года N 14-6/ООГ-5901)
Источник: Audit-it.ru, 18.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1088415.html