Мониторинг изменений за период 20.03.23 - 26.03.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 20.03.2023 - 26.03.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Принят закон, смягчающий уголовную ответственность за налоговые преступления

Закон направлен на либерализацию уголовной ответственности за ряд преступлений, предусмотренных статьями 199, 199.1, 199.2 и 199.4 УК РФ, связанных с уклонением от уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Законом уменьшены максимальные сроки наказания в виде лишения свободы за совершение указанных преступлений, что, в свою очередь, привело к их квалификации как преступления средней тяжести, и снижению сроков давности привлечения к уголовной ответственности по данным статьям.
Кроме того, уплата сумм недоимки и соответствующих пеней и штрафа в полном объеме теперь являются дополнительным основанием для отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела по таким преступлениям.
(Федеральный закон от 18.03.2023 N 78-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 18.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79599.html

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для участников промышленных кластеров установлены пониженные тарифы страховых взносов

Пониженные тарифы вправе применять участники промышленных кластеров, включенные в соответствующий реестр, являющиеся одновременно сторонами специальных инвестиционных контрактов, стороной которых является РФ.
Также законом предусмотрены упрощенные условия для проведения налогового мониторинга в отношении организации, являющейся участником промышленного кластера, соответствующей требованиям, установленным Правительством РФ.
(Федеральный закон от 18.03.2023 N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 33.4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 18.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79586.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума одобрила региональные налоговые льготы для интеллектуальной собственности
В Госдуме был принят законопроект в первом чтении, который расширяет возможности субъектов РФ предоставлять льготы по налогу на прибыль организаций за счет права на снижение региональной части налога в диапазоне от 0% до 17% для результатов интеллектуальной деятельности. Инициатива была предложена правительством РФ.
К объектам интеллектуальной собственности, которые могут быть охвачены льготами, относятся: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, патенты, выданные международными организациями (если они действуют на территории РФ) или иностранными национальными (региональными) патентными ведомствами, селекционные достижения, удостоверенные патентами Минсельхоза России, зарегистрированные в Роспатенте программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем. Эти льготы будут распространяться только на российские организации, владеющие этими объектами интеллектуальной собственности.
Применение льгот будет ограничено на объекты интеллектуальной собственности, которые имеют патенты, выданные международными организациями (если они действуют на территории РФ) или иностранными национальными (региональными) патентными ведомствами, поскольку исключительные права имеют территориальный принцип и требуют отдельной правовой охраны на территории каждого государства (юрисдикции), где правообладателю нужна правовая охрана.
Источник: Российский налоговый портал, 23.03.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-462508-gosduma_odobrila_regionalnyie_nalogovyie_lgotyi_dlya_intellektualnoy_sobstvennosti

В Госдуме в первом чтении принята новая версия закона о занятости населения

Госдума приняла в первом чтении законопроект 275599-8, излагающий в новой редакции весь закон о занятости населения.
Самозанятые будут отнесены к числу занятых (сейчас это касается лишь ИП и частнопрактикующих лиц). Соответственно, не имеющий дохода человек, зарегистрированный как самозанятый, безработным считаться не сможет - придется прекращать регистрацию (на данный момент сам факт такой регистрации ничем не обременяет).
Вводятся новые категории лиц - например, граждане, находящиеся под риском увольнения, а также бывшие участники специальной военной операции. Для них устанавливаются меры поддержки, заявили авторы проекта при его внесении в ГД. В законопроекте в этой части особой конкретики нет, упоминается лишь "содействие работодателям в реализации мероприятий по обеспечению занятости" и тому подобное.
Изменят подход к определению размеров пособия по безработице. Сейчас "потолок" и "дно" определяет правительство по одному ему понятным критериям. В этом году, например, минимальная величина равна 1500 рублей, максимальная 12792 рублей - в первые три месяца периода выплаты пособия, 5000 рублей - в следующие три месяца. Законом о занятости установлено, что при определенных условиях можно получать, якобы, до 75% среднего заработка по последнему месту работы. Но на деле - все равно не больше названного "потолка".
Этот принцип останется - больше максималки платить безработным никто не собирается. Но при этом сам этот лимит повысят до МРОТ. И вместо 75% среднего заработка будет 100% (кстати, для трудившихся по ГПД - тоже). Но на деле это все равно будет не больше МРОТ, и выплачиваться этот "потолок" будет также, как и сейчас, только три месяца. В следующие три месяца можно будет получать половину МРОТ. Минимальное пособие приравняют к 30% МРОТ (это то, что платится впервые ищущим работу, уволенным по порочащим основаниям, не работавшим больше года и так далее).
Кроме того, исправят подход к назначению пособия бывшим ИП и самозанятым. Сейчас у них есть шанс только на "минималку" в 1500 рублей. Законопроектом же установят пособие в размере "средней величины произведенных гражданином налоговых отчислений за предшествующий периоду безработицы налоговый период".
Надо сказать, что это полная ерунда, потому что налоговый период для самозанятого - один месяц, для ИП на УСН - один год, а для ИП на ПСН - срок действия патента: от одного месяца до одного года. Соответственно, граждане ставятся в неравное положение в зависимости от применяемой системы налогообложения. И, конечно же, тут никакой речи нет о замещении доходов, которых человек лишился.
Условиями получения такого пособия будут отсутствие налоговых долгов, а также деятельность не менее 12 месяцев в периоде, предшествовавшем началу безработицы. В других случаях будут платить минималку (30% МРОТ).
Если ИП или самозанятый при этом еще и состоял в трудовых отношениях, то он сможет выбрать размер пособия - или средний заработок, или сумма уплаченных налогов. Но при этом платить будут не более максимального (то есть не более МРОТ) и не менее минимального (30% МРОТ).
Законопроектом также регулируются вопросы противодействия нелегальной занятости: вводится система мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере - так говорится в пояснительной записке.
Согласно тексту проекта в этой части планируют, в основном, вводить "информирование", "стимулирование", "предупреждение", "выявление". Правительство будет разрабатывать "меры по противодействию". При этом есть и реальная угроза: "трудовые" ведомства (Минтруд или Роструд) будут вести общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. И, видимо, этим реестром будут пользоваться налоговики.
Источник: Audit-it.ru, 22.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1075673.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВС позволил ИП вернуть налоговую переплату 2014-2015 годов

В 2018 году ИП переехал и, соответственно, сменил инспекцию. Через какое-то время он был вызван в налоговую для консультации по некоторым вопросам. И там он узнал, что имеет переплату в размере 276 тысяч рублей по НДС и 26 тысяч рублей по НДФЛ. Причём, возникла эта переплата в 2014-2015 годах, а позднее ИП прекратил вести налоговый учёт. По крайней мере, так сказано в материалах суда, а возможно, что на самом деле ИП просто перешёл на спецрежим. Но не это главное.
Так что ИП подал заявление о возврате переплаты в 2019 году. Налоговики отказали под предлогом пропуска срока. Тогда ИП направился в суд. Суд первой инстанции напомнил, что заявление на возврат налоговой переплаты по общему правилу, действительно, может быть направлено в течение трёх лет со дня уплаты. Однако суд вправе применить нормы гражданского законодательства и посчитать срок на возврат с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Таким моментом суд посчитал визит в инспекцию, а с этого времени три года ещё не прошли на момент обращения в суд. Так что в первой инстанции требования ИП были удовлетворены.
Однако затем в апелляции и кассации он проиграл. Суды указали, что узнать о наличии переплаты ИП должен был в тот момент, когда подавал декларации за указанные годы. От этого момента и следует отсчитывать трехлетний срок, решили суды. По-видимому, в декларациях были указаны меньшие суммы, чем были реально уплачены, но однозначно об этом в материалах дела не сказано. Таким образом, срок исчисляется хоть и не с момента уплаты, но, тем не менее, дата его отчёта не позволяет сделать возврат.
После этого ИП обратился в ВС. Здесь судьи указали, что пунктом 3 статьи 78 НК (в старой редакции - до введения ЕНС) на налоговые органы была возложена обязанность по уведомлению налогоплательщика о наличии переплаты. Налоговики эту обязанность не исполнили. Так что ВС согласился с судом первой инстанции в том, отсчитывать срок на возврат следует с момента визита в инспекцию, во время которого ИП и узнал о своей переплате.
К сожалению, история умалчивает, использовал ли этот ИП личный кабинет налогоплательщика. Вероятно, нет. Подключение к ЛК также может стать моментом, когда налогоплательщик узнал о переплате - по крайней мере, был прецедент (тоже от ВС), когда срок на возврат решено было отсчитывать от первого захода в кабинет. А другой ИП до ВС не дошел, и зря - арбитражные суды отказали ему в переносе точки отсчета срока.
(Определение 18-КАД22-55-К4)
Источник: Audit-it.ru, 21.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1075627.html

Премии к празднику: суд решил, облагаются ли такие выплаты страховыми взносами

Если премии к празднику не гарантированы трудовым договором, не носят систематического характера и не зависят от трудовых успехов работников, то они не облагаются страховыми взносами. Такая позиция выражена в решении Арбитражного суда Северо-Западного округа.
По итогам проверки ФСС доначислил организации страховые взносы "на травматизм". По мнению контролеров, работодатель занизил базу для начисления взносов на сумму выплаченных работникам премий:
- к праздникам (Новому году, Дню защитника отечества, 8 Марта и др.),
- за ведение здорового образа жизни (отказ от курения, занятие спортом),
- за участие в общественной жизни компании.
Но суд пришел к выводу о том, что в описанной ситуации объекта обложения взносами не возникает. Судьи напомнили, что взносы начисляются на выплаты, которые связаны с выполнением трудовых обязанностей и зависят от результатов труда.
В данной ситуации выплаты "праздничных" премий не были предусмотрены трудовыми договорами, не носили систематического характера и не зависели от трудовых успехов работников.
Таким образом, премии к праздничным дням являлись единовременными выплатами социального характера, не установленными трудовыми договорами. Поскольку они не относятся к выплатам, связанным с выполнением работниками трудовых обязанностей, то и не облагаются взносами.
(Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.03.23 № А13-5448/2022)
Источник: Бухонлайн, 22.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19662_premii-k-prazdniku-sud-reshil-oblagayutsya-li-takie-vyplaty-straxovymi-vznosami

КС не против условия об эффективности в региональных соглашениях с инвесторами

В региональных инвестиционных соглашениях нередко поставлено такое условие для применения льготы по налогу на прибыль, как достижение определенной бюджетной эффективности. Одна из организаций, не достигшая нужного показателя и из-за этого потерявшая льготу, попыталась оспорить в суде законность этого условия, так как считала его непрозрачным, а перспективу его достижения - непрогнозируемой.
Но - проиграла как в арбитражных судах всех инстанций, так и в ВС, и в конечном итоге - в КС. КС отказался принимать жалобу к рассмотрению, отметив, что исключение данного условия из соглашения могло бы нарушить баланс интересов налогоплательщика и бюджета. Наличие же спорного условия продиктовано необходимостью соблюдения баланса государственных интересов и интересов частных инвесторов посредством установления взаимных прав и обязанностей в процессе инвестиционной деятельности, указал КС.
Организация также оспаривала право региональной законодательной власти делегировать на уровень исполнительной власти вопрос об условиях применения льготы. Здесь КС также не нашёл ничего предосудительного. Региональный законодатель, предоставив правительству области полномочие по определению условий заключения инвестиционного договора, не нарушил конституционные критерии законно установленных налогов и сборов, а также разделения государственной власти на законодательную и исполнительную применительно к данному вопросу, отметил КС.
(Определение Конституционного суда РФ 226-О от 9 февраля 2023 года).
Источник: Audit-it.ru, 21.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1074705.html

Суд признал незаконным увольнение за прогул дистанционного работника, который не участвовал в онлайн-совещаниях и не заходил в рабочую программу

Некоторые работодатели в целях контроля дистанционного работника прописывают в трудовых договорах с ними или в локальных нормативных актах порядок коммуникации между сотрудниками, обязанность сотрудников работать в какой-то определенной программе, выходить на связь и т.п. Однако нарушение дистанционным работником таких правил не всегда может быть основанием для увольнения за прогул.
Восьмой КСОЮ недавно признал незаконным увольнение сотрудника, который пропустил участие в онлайн-совещаниях, не входил под своей учетной записью в рабочую программу, как того требовал работодатель, и даже не отработал конкретные, выданные ему работодателем поручения.
По мнению суда, приведенные факты сами по себе не подтверждают отсутствие работника на его рабочем месте. Суд пришел к выводу о том, что работодатель не требовал у работника осуществлять свои трудовые функции только посредством определенной рабочей программы, не была предусмотрена и обязанность трудиться в рабочей программе на протяжении восьми часов в день. Суд установил, что если работник не работал в программе, не принимал участия в онлайн-совещании, у него имелись другие должностные обязанности, которые он мог выполнять (например, проводить осмотр материальных ценностей на складе, вести переговоры с контрагентами работодателя). В итоге работника восстановили на работе, а с работодателя взыскали средний заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда.
С другими интересными позициями судебных инстанций по спорам о дистанционной работе можно ознакомиться в нашей новой статье.
(Определение Восьмого КСОЮ от 26 января 2023 г. по делу № 8Г-26246/2022)
Источник: ГАРАНТ, 22.03.2023, https://www.garant.ru/news/1615159/

ПРОЧЕЕ

Расширен круг лиц, которые могут быть подключены к сервису для передачи актуального ИНН налогоплательщика

Сообщается о разработке и функционировании сервиса взаимодействия с кредитными организациями для передачи актуального ИНН налогоплательщика, посредством которого участники сервиса могут в том числе актуализировать информацию о физлицах для передачи в налоговые органы корректных сведений в рамках исполнения своих обязанностей.
В целях предоставления возможности получения от налоговых органов актуального ИНН налогоплательщиков принято решение о подключении к сервису профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и НПФ.
(Письмо ФНС России от 17.03.2023 N БС-4-11/3125@ "О сервисе по получению ИНН")
Источник: КонсультантПлюс, 21.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79642.html

На 1 августа 2023 года перенесен срок вступления в силу отдельных приказов ФНС, регламентирующих порядок информационного обмена между банками и налоговыми органами

Речь идет об информационном обмене в рамках Положения Банка России от 06.11.2014 N 440-П.
Изменение ранее установленного срока связано с доработкой форматов электронных документов, а также электронных сообщений, используемых при взаимодействии банков (филиалов банков), подразделений Банка России и налоговых органов (Описание форматов "Налог").
(Письмо Банка России от 16.03.2023 N 16-2-6-2/1323 "О переносе ФНС России срока применения приказов ФНС России")
Источник: КонсультантПлюс, 21.03.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79631.html

ФНС установлены основные ошибки, которые допускают налогоплательщики при формировании уведомлений об исчисленных суммах налогов

Сообщен перечень основных ошибок и порядок действий по их исправлению.
В числе таких ошибок, в частности: неверное указание налогового (отчетного) периода, КБК или ОКТМО; направление уведомления с представлением декларации за этот период; указание периода за весь 2022 год в случае отражения суммы последнего платежа за 2022 год или платежа 2023 года; неправильное указание реквизитов в платежке, которая представляется взамен уведомления; неверное указание суммы к уплате в уточненном уведомлении.
(Письмо ФНС России от 27.02.2023 N КЧ-4-8/2202@ "Ошибки при заполнении уведомлений об исчисленных суммах налогов")
Источник: КонсультантПлюс, 22.03.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79644.html

ФНС разъяснила особенности исполнения обязанностей, связанных с уплатой НДС, налогоплательщиками, осуществляющими деятельность на новых территориях

Сообщены: порядок определения налоговой базы по НДС такими налогоплательщиками, порядок заполнения отдельных показателей счетов-фактур, порядок регистрации счетов-фактур в книге продаж, а также особенности заполнения разделов 3 и 9 налоговой декларации по НДС, утвержденной Приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
(Письмо ФНС России от 22.03.2023 N СД-4-3/3361@ "О порядке составления счетов-фактур в случаях, указанных в статье 162.3 НК РФ")
Источник: КонсультантПлюс, 24.03.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208608912.html

Когда расходы на утилизацию товаров уменьшают налог на прибыль

При соблюдении ряда условий организации могут учесть при расчете налога на прибыль расходы, связанные с приобретением и утилизацией неликвидного товара. Об этом напомнил Минфин в своем недавнем письме.
Пунктом 1 статьи 252 НК РФ установлено, что в целях исчисления налога на прибыль организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Такие расходы должны быть обоснованы, экономически оправданы и документально подтверждены. Если затраты компании соответствует указанным критериям, и при этом не поименованы в статье 270 НК РФ, то их можно учесть при расчете налоговой базы.
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Если законодательством РФ предусмотрена обязанность по утилизации товаров и материалов, то соответствующие расходы можно учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но только в случае, если такие затраты экономически обоснованы и имеются документы, подтверждающие ликвидацию товара.
(Письмо Минфина России от 01.02.23 № 03-03-06/1/7898)
Источник: Бухонлайн, 22.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19669_minfin-napomnil-kogda-rasxody-na-utilizaciyu-tovarov-umenshayut-nalog-na-pribyl

Минфин сообщил, в какой момент учитывается доход от реализации подарочных сертификатов

Специалисты Минфина в своем новом письме напомнили порядок учета доходов от реализации подарочных сертификатов при расчете налога на прибыль. Разъяснения адресованы организациям, которые определяют доходы по методу начисления.
Как известно, в целях налогообложения прибыли выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (п. 2 ст. 249 НК РФ). При этом налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, не учитывают доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты (подп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
В Минфине полагают, что денежные средства, полученные при продаже подарочных сертификатов, фактически являются предоплатой товаров, которые будут приобретены в будущем. Поэтому, при использовании метода начисления указанные суммы учитываются в доходах на дату непосредственной реализации товаров. То есть на дату, когда владелец сертификата отменяет его на товары.
(Письмо Минфина России от 31.01.23 № 03-03-06/1/7462)
Источник: Бухонлайн, 22.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19667_minfin-soobshhil-v-kakoj-moment-uchityvaetsya-doxod-ot-realizacii-podarochnyx-sertifikatov

ФНС рассказала о применении соглашений об избежании двойного налогообложения

Если по СОИДН ставка выше, чем предусмотрена НК, то применяется ставка по НК. Положения соглашений об ИДН могут только улучшить положение налогоплательщика.
Положения соглашений об ИДН могут только улучшить положение налогоплательщика, указала ФНС, так как лишь налагают ограничения (или обязательства) на внутреннее налоговое законодательство государств-партнеров. Если же Налоговым кодексом налогообложение какого-либо дохода не предусмотрено, положения СОИДН не дают налоговым органам дополнительных оснований для налогообложения.
При применении СОИДН сначала следует определить вид выплачиваемого дохода и убедиться, что НК предусмотрено взимание налога у источника выплаты с такого дохода. В подпунктах 1 - 10 пункта 1 статьи 309 НК перечислены доходы от источников в РФ, не связанные с деятельностью иностранной организацией в России и подлежащие налогообложению в России. Такие доходы облагаются налогом независимо от формы, в которой они получены, в частности, в натуральной или иной неденежной форме, например, путем погашения обязательств, в виде прощения долга, зачета требований.
Некоторые выплаты могут объединять разные виды доходов - в этих случаях необходимо устанавливать фактический размер каждого вида дохода в общей сумме и определять соответствующие налоговые последствия. Например, доход от оказания услуг международной перевозки возникает только у перевозчика. Такой доход подлежит налогообложению в РР (подпункт 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса). Если доход выплачивается через посредников - агентов, брокеров или транспортно-экспедиторские компании - выплачиваемый доход может дополнительно включать вознаграждение посредника или стоимость прочих услуг экспедитора. Такие услуги уже не подлежат налогообложению в РФ.
Положения СОИДН следует читать и применять в строгой внутренней очередности. В первую очередь необходимо убедиться, что субъект имеет право на их применение. Например, филиалы и представительства не являются отдельными лицами и не наделены самостоятельным правом на получение преимуществ по СОИДН. Далее нужно проверить налог, в отношении которого определяются обязательства. СОИДН не распространяются на НДС, но могут распространяться на налоги на имущество. В отношении налогов на доходы сначала применяются статьи СОИДН, посвященные отдельным видам доходов (это статьи 6, 8, 10 - 13 СОИДН). Если они не подходят, то применяется общая статья, посвященная прибыли от предпринимательской деятельности (статья 7 СОИДН). В самую последнюю очередь применяется статья, посвященная "другим доходам" (или "иным доходам").
Налогоплательщик не вправе выбирать, где платить налог.
Положения СОИДН не устанавливают новые налоговые ставки, а только ограничивают ставки, предусмотренные кодексом. Если по СОИДН ставка выше, чем по НК, то применяется ставка по НК.
Приведены и некоторые другие правила применения соглашений, а также - разъяснены вопросы налогообложения доходов иностранных организаций.
Кстати, власти планируют на время отказаться от СОИДН с "вражескими" государствами - соответственно, налогоплательщики потеряют преимущества при работе, связанной с этими странами.
(Письмо ФНС России от 9.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@)
Источник: Audit-it.ru, 21.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1075630.html

ФНС сообщает, по каким формам (форматам) представляются налоговые декларации по УСН за налоговый период 2022 года

С 3 апреля 2023 года вступает в силу Приказ от 01.11.2022 N ЕД-7-3/1036@, которым внесены изменения в форму (формат) налоговой декларации по УСН. Изменения применяются с отчетности за 2023 год.
Однако ФНС поручила исключить формальный подход, связанный с отказом в приеме налоговых деклараций, и предписала обеспечить прием с 03.04.2023 налоговых деклараций за 2022 год в том числе по обновленной форме.
(Письмо ФНС России от 20.03.2023 N СД-4-3/3204@ "О налоговой декларации по УСН")
Источник: КонсультантПлюс, 22.03.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79659.html

ФНС сообщила, какой налоговый период указывать в платежках на уплату НДФЛ

Новое письмо ФНС пригодится организациям и ИП, которые в 2023 году продолжают платить налоги по-старому (то есть отдельными платежными поручениями, на конкретные КБК). В письме разъясняется, как налоговому агенту правильно заполнить поле "107" в платежке на уплату НДФЛ.
Как известно, в течение 2023 года налогоплательщики вправе сами выбирать, каким способом перечислять налоги:
- в виде единого налогового платежа;
- отдельными платежками по конкретным КБК.
Если выбран второй способ, то в платежках, помимо прочего, нужно указывать налоговый период (поле 107). В отношении НДФЛ это будет определенный в НК РФ период, за который удержали налог.

Авторы письма напоминают, что с этого года срок уплаты НДФЛ зависит от того, когда его удержали. В общем случае налог, удержанный за период с 23 числа прошлого месяца по 22 число текущего месяца, уплачивается до 28 числа текущего месяца. Для доходов за декабрь и январь установлены особые сроки уплаты:
- НДФЛ, удержанный с 23 по 31 декабря, - не позднее последнего рабочего дня календарного года;
- НДФЛ, удержанный с 1 по 22 января, - не позднее 28 января (28 января 2023 года приходится на субботу, поэтому срок уплаты переносится на 30 января).
В связи в этим в 2023 году поле "107" при заполнении платежек на перечисление НДФЛ нужно заполнять так:
- МС.01.2023 - при уплате НДФЛ, удержанного с 01.01.2023 по 22.01.2023;
- МС.02.2023 - с 23.01.2023 по 22.02.2023;
- МС.03.2023 - с 23.02.2023 по 22.03.2023;
- МС.04.2023 - с 23.03.2023 по 22.04.2023;
- МС.05.2023 - с 23.04.2023 по 22.05.2023;
- МС.06.2023 -с 23.05.2023 по 22.06.2023;
- МС.07.2023 - с 23.06.2023 по 22.07.2023;
- МС.08.2023 - с 23.07.2023 по 22.08.2023;
- МС.09.2023 - 23.08.2023 по 22.09.2023;
- МС.10.2023 - с 23.09.2023 по 22.10.2023;
- МС.11.2023 - с 23.10.2023 по 22.11.2023;
- МС.12.2023 - с 23.11.2023 по 22.12.2023;
- ГД.00.2023 - с 23.12.2023 по 31.12.2023.
Если же в этом поле указать какое-то другое значение (например, квартал или дату уплаты), то налоговая инспекция не сможет правильно идентифицировать платеж
(Письмо ФНС России от 06.03.23 № КЧ-4-8/2629@)
Источник: Бухонлайн, 21.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19656_fns-soobshhila-kakoj-nalogovyj-period-ukazyvat-v-platezhkax-na-uplatu-ndfl

ФНС даны разъяснения, касающиеся порядка заполнения расчета по страховым взносам участниками промышленных кластеров при применении пониженного тарифа страховых взносов

Для организаций, которые включены в реестр участников промышленных кластеров, установлены пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% применительно к предельной величине базы для исчисления страховых взносов и тариф в размере 0% к сумме превышения предельной величины базы.
Пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта.
Для заполнения расчета по страховым взносам сообщены коды категории застрахованного лица и код тарифа плательщика страховых взносов - "27".
(Письмо ФНС России от 21.03.2023 N БС-4-11/3237@ "О принятии Федерального закона от 18.03.2023 N 64-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.26 части первой и статью 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 33.4 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 22.03.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79654.html

ФНС уточняет нумерацию междокументных контрольных соотношений

В связи с исключением междокументных контрольных соотношений 2.1 и 2.2 показателей формы расчета по страховым взносам, утвержденной Приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@ "Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме", направленных письмом ФНС России от 10.03.2023 N БС-4-11/2773@, прилагается уточненная нумерация междокументных контрольных соотношений.
(Письмо ФНС России от 15.03.2023 N БС-4-11/2952@ "О контрольных соотношениях показателей формы расчета по страховым взносам")
Источник: КонсультантПлюс, 17.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79568.html

ФНС даны разъяснения по вопросу определения мощности автомототранспортного средства, имеющего несколько двигателей, для целей исчисления транспортного налога

Приведена позиция Минфина по рассматриваемому вопросу, согласно которой в отношении автотранспортного средства:
- с комбинированной энергоустановкой параллельного типа следует учитывать суммарно указанные в технической документации на транспортное средство максимальную 30-минутную мощность и мощность ДВС;
- с комбинированной энергетической установкой последовательного типа - мощность ДВС, не имеющего механической связи с трансмиссией и предназначенного для выработки электроэнергии, при исчислении налога не учитывается.
(Письмо ФНС России от 17.03.2023 N БС-4-21/3127@ "Об определении налоговой базы по транспортному налогу в отношении автомототранспортного средства, имеющего несколько двигателей")
Источник: КонсультантПлюс, 21.03.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/79630.html

Налоговики уточнили, какие выплаты не включаются в отчет о персонифицированных сведениях

Если выплаты не признаются объектом обложения страховыми взносами (п. 4 - 8 ст. 420 НК РФ), то их не нужно отражать в строке 070 отчета о персонифицированных сведениях. Такой вывод следует из письма УФНС по г. Москве.
Как известно, с 2023 года введена новая ежемесячная отчетность в ИФНС - персонифицированные сведения о физлицах. Бланк отчета, электронный формат и порядок заполнения утверждены приказом ФНС от 29.09.22 № ЕД-7-11/878@.
В строке 070 отчета указывается сумма выплат, начисленных в пользу физлица за период, по которому сдаются сведения. При этом авторы письма обращают внимание на следующее. В упомянутой строке отражаются только те выплаты, которые признаются объектом обложения взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 420 НК РФ (например, зарплата по трудовому договору или вознаграждение по договору ГПХ на выполнение работ или оказание).
Если выплаты не облагаются страховыми взносами (в соответствии с п. 4 - 8 ст. 420 НК РФ), то они в строке 070 отчета о персонифицированных сведениях не отражаются. Речь идет, в частности, о выплатах по договору дарения, выплатах волонтерам и проч.
Напомним, что срок сдачи персонифицированных сведений - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим. За февраль 2023 года следует отчитаться не позднее 27 марта (так как 25 марта - выходной).
(Письмо УФНС по г. Москве от 07.02.23 № 27-16/013080@)
Источник: Бухонлайн, 23.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19675_nalogoviki-utochnili-kakie-vyplaty-ne-vklyuchayutsya-v-otchet-o-personificirovannyx-svedeniyax

Даны разъяснения по вопросу исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Сообщается, в частности, что стимулирующие коэффициенты 25 или 100, установленные пунктом 5 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", применяются в зависимости от показателей, указанных в разрешительной документации. Учитывая, что разрешительная документация (декларация о воздействии на окружающую среду) может быть подана в день получения свидетельства о постановке на государственный учет объекта НВОС, то до подачи данной декларации указанные коэффициенты применяться не могут. При этом после получения свидетельства о постановке на государственный учет исчисление платы должно осуществляться в зависимости от полученной объектом НВОС категории.
(Письмо Минприроды России от 25.01.2023 N 19-50/694-ОГ "О плате за негативное воздействие на окружающую среду")
Источник: КонсультантПлюс, 21.03.2023, http://www.consultant.ru/law/review/208601837.html