Мониторинг изменений за период 20.11.23 - 26.11.23
Скачать полный мониторинг законодательства за период 20.11.2023 - 26.11.2023 г.
Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- СТАТИСТИКА
- ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
- ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
- СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
- ПРОЧЕЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
На 2024 год утверждены коэффициенты-дефляторы, необходимые для целей уплаты НДФЛ, НДД, налога при УСН, ПСН, торгового сбораКоэффициенты-дефляторы установлены в следующих размерах:
- для целей применения НДФЛ - 2,400;
- для исчисления НДД - 1,284;
- для целей уплаты торгового сбора - 1,828;
- для целей применения УСН - 1,329;
- для целей применения ПСН - 1,058.
Коэффициенты-дефляторы рассчитываются ежегодно исходя из величины коэффициента-дефлятора, применяемого в предшествующем календарном году, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги).
(Приказ Минэкономразвития России от 23.10.2023 N 730 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2024 год", зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2023 N 76021)
Источник: КонсультантПлюс, 21.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82567.html
Внесены изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений
В частности, уточнены положения, касающиеся составления Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723), оформления пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760), раскрытия Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790), и прочее.
Настоящий приказ применяется начиная с бухгалтерской отчетности за 2023 год.
(Приказ Минфина России от 13.10.2023 N 164н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н", зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2023 N 76025)
Источник: КонсультантПлюс, 22.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82578.html
Определен порядок выдачи из ЕГРЮЛ электронных копий учредительных документов
Электронные копии учредительных документов, которые содержатся в ЕГРЮЛ, теперь можно получить бесплатно через Госуслуги или интернет-сервис Федеральной налоговой службы. Соответствующие изменения в порядок предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП внесены Минфином.
Напомним: в настоящее время бумажные выписки из ЕГРЮЛ и копии документов, содержащихся в этом реестре, можно получить за плату. Ее размер - 200 рублей за каждый документ. Срочное предоставление сведений (на следующий день после подачи запроса) обойдется в 400 рублей. Такие тарифы установлены постановлением правительства РФ от 19.05.14 № 462.
В то же время содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о конкретном юрлице в форме электронного документа выдаются бесплатно. Об этом сказано в пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ. А согласно новой редакции этого пункта, с 4 августа 2023 года из ЕГРЮЛ можно бесплатно получать также электронные копии учредительных документов юрлица и внесенные в них изменения.
В связи с этим Минфин внес изменения в порядок предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП (утв. приказом Минфина от 05.08.19 № 121н). Комментируемым приказом установлено, что бесплатные электронные копии уставов можно получить через портал Госуслуг или с помощью интернет-сервиса ФНС.
(Приказ Минфина России от 10.10.23 № 162н)
Источник: Бухонлайн, 21.11.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/11/20678_opredelen-poryadok-vydachi-iz-egryul-elektronnyx-kopij-uchreditelnyx-dokumentov
СТАТИСТИКА
Внесены уточнения в статистическую форму учета перемещения товаровВ графе 12 "Описание товара" для товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, указываются коды идентификации товаров, и (или) коды идентификации наборов, и (или) коды идентификации комплектов.
Также определено, что допускается указание кодов товаров и сведений о количестве потребительских упаковок и объединяющих их групповых упаковок (при наличии) в случаях, если Правительством РФ установлено, что такие сведения представляются в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, при взаимной торговле с государствами - членами ЕАЭС.
Настоящее постановление вступает в силу через 30 дней после дня его официального опубликования.
(Постановление Правительства РФ от 15.11.2023 N 1916 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 891")
Источник: КонсультантПлюс, 17.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82533.html
Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер соцподдержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта РФ и муниципальных образований
В частности, утверждена годовая форма N ДАФЛ "Обследование деловой активности организации, осуществляющей деятельность в сфере финансового лизинга" с указаниями по ее заполнению и введена в действие с отчета за 2023 год. Данные по форме предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие деятельность в сфере финансового лизинга (лизингодатели).
(Приказ Росстата от 16.11.2023 N 567 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере финансового лизинга и за сведениями о средствах на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации и муниципальных образований")
Источник: КонсультантПлюс, 22.11.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208839259.html
Обновлены формы для организации федерального статистического наблюдения за технико-экономическими показателями работы организаций, осуществляющих добычу сырой нефти, нефтяного (попутного) и природного газа
Утверждены с указаниями по заполнению следующие формы: N 1-ТЭК (нефть) "Сведения об эксплуатации нефтяных скважин"; N 2-ТЭК (газ) "Сведения об эксплуатации газовых скважин"; N 1-ТЭК (бур) "Сведения о строительстве скважин на нефть и газ".
Первичные статданные по формам предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению, по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
(Приказ Росстата от 17.11.2023 N 581 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации Министерством энергетики Российской Федерации федерального статистического наблюдения за технико-экономическими показателями работы организаций, осуществляющих добычу сырой нефти, нефтяного (попутного) и природного газа")
Источник: КонсультантПлюс, 22.11.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208839333.html
ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
В Договоре о ЕАЭС закреплена возможность уплаты ввозных таможенных пошлин в рубляхСогласно протоколу национальные (центральные) банки государств - членов ЕАЭС могут по взаимному согласованию на временной основе установить, что суммы возникших с 1 января 2022 г. встречных обязательств в долларах США перечисляются в российских рублях.
Взаиморасчеты осуществляются в российских рублях по официальным курсам, установленным национальными (центральными) банками.
Пени за неисполнение либо ненадлежащее исполнение национальными (центральными) банками государств-членов обязательств за период с 1 января 2022 г. до даты вступления настоящего протокола в силу не применяются.
Положения протокола распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
("Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части, касающейся перечисления сумм ввозных таможенных пошлин между государствами - членами Евразийского экономического союза", подписан в г. Москве 21.11.2023)
Источник: КонсультантПлюс, 22.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82580.html
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
Дополнен перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификацииВ перечень включены в том числе: рубашки трикотажные машинного или ручного вязания, мужские или для мальчиков; предметы одежды из искусственного меха (в части только верхней одежды); костюмы спортивные и лыжные, отдельные предметы спецодежды и др.
Срок введения обязательной маркировки - с 1 апреля 2024 года.
(Распоряжение Правительства РФ от 16.11.2023 N 3223-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р")
Источник: КонсультантПлюс, 18.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82552.html
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Совфед исключил двойное налогообложение иностранным компаниям при некоторых выплатахЗаконопроект, направленный на исключение двойного налогообложения определенных доходов, выплачиваемых российскими организациями иностранным компаниям за пределами России, был одобрен сенаторами.
Эти изменения в законодательстве предпринимаются для смягчения воздействия на компании в результате приостановки отдельных положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения, как объяснил заместитель главы Минфина РФ Алексей Сазанов.
Согласно новому закону, до конца 2025 года ряд выплат иностранным компаниям, находящимся за границей, освобождаются от налога на прибыль или облагаются пониженными ставками. К таким выплатам относятся проценты и некоторые другие виды доходов. Ранее эти выплаты освобождались от налогообложения или облагались налогом по сниженным ставкам (5-10%) в соответствии с международными договорами. Некоторые положения этих договоров были временно приостановлены указом президента России от 8 августа 2023 года.
Закон также охватывает различные виды доходов, такие как роялти за использование аудиовизуальных произведений, доходы от международных перевозок, аренда морских судов и другие. Он закрепляет право российских организаций, выступающих налоговыми агентами, не исчислять или удерживать налог на прибыль для указанных доходов, выплаченных ими с 8 августа 2023 года. Однако это право предполагает подтверждение фактического права иностранной компании на получение дохода и отсутствие взаимозависимости между ней и российской организацией.
Кроме того, внесены изменения для предотвращения уклонения от уплаты НДС в случае реализации товаров государствами ЕАЭС российским физическим лицам. Обязанность по исчислению и уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ с 1 января 2024 года возлагается на посредников, действующих в качестве поверенных, комиссионеров или агентов. Закон должен вступить в силу после официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки.
Источник: Российский налоговый портал, 22.11.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-471789-sovfed_isklyuchil_dvoynoe_nalogooblojenie_inostrannyim_kompaniyam_pri_nekotoryih_vyiplatah_
Закон о повышении МРОТ на 2024 год одобрен Советом Федерации
МРОТ будет равен 19 242 руб в месяц, что дает повышение примерно на 18,5% относительно текущей величины.
Совфед одобрил закон с поправками в закон о МРОТ (448561-8). Устанавливается МРОТ в сумме 19 242 руб в месяц с 1 января 2024 года, что дает повышение примерно на 18,5% относительно текущей величины (в этом году МРОТ равен 16 242 рубля). Зарплата вырастет у 4,8 млн человек, сообщал ранее думский сайт.
Кроме того, хотят подправить то, как МРОТ относится к медианной зарплате за предыдущий год. Будет установлено, что МРОТ исчисляется не исходя из этой величины (как сейчас), а с учётом.
С 2025 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается не ниже 48%. Сейчас этот показатель равен 42% ровно. То есть, соотношение увеличивается, и, к тому же, новая формулировка будет допускать его дальнейшее повышение даже вне рамок обязательного пересмотра, который имеет место раз в пять лет. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты в 2024 году по факту составит 47,7%. После принятия закона о обеспечивается повышение зарплаты около 4,8 млн работников.
Источник: Audit-it.ru, 2211, https://www.audit-it.ru/news/finance/1090879.html
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Банкротство после "отмены" дробления: ВС указал, как уменьшить размер субсидиарной ответственностиНалоговики перевели организацию с упрощёнки на общий режим, доначислили НДС. Однако не вся сумма доначислений должна выплачиваться лицами, которые контролировали должника. Ведь в случае уплаты НДС генподрядчиком внешний заказчик мог бы принять эти же суммы к вычету. Соответственно, неуплата НДС из-за дробления не приводит к потерям казны.
Строительная организация (ООО "Л") применяла УСН, при этом работала в паре с сателлитом (ООО "Д"), с которым делила доходы. Однако сама упомянутая организация выполняла 99% работ. Налоговики при проверке выявили схему дробления и доначислили ООО "Л" налоги так, как если бы все доходы поступали только в её адрес. Естественно, это была уже не упрощёнка, а общий режим.
Поскольку расплатиться организация не сумела, её обанкротили. Сумма неуплаченных доначисленных недоимок легла на плечи лиц, контролировавших должника. Правомерность доначисления была подтверждена отдельным судебным решением ещё до банкротства. КДЛ не оспаривали ни сумму недоимки, ни сам факт своей субсидиарной ответственности, но при этом обратились в суд в рамках дела о банкротстве с ходатайством об уменьшении размера субсидиарной ответственности.
В трёх арбитражных инстанциях заявители нарвались на отказ, после чего обратились в ВС. Здесь судьи указали, что размер субсидиарной ответственности должен зависеть от размера реального вреда, причинённого кредиторам – в данном случае бюджету России.
Если к данному вопросу применять полную налоговую реконструкцию, то необходимо учесть две вещи. Во-первых, при определении размера субсидиарки надо учитывать налоги, которые были уплачены вторым участником схемы, а не вешать на КДЛ доначисленные недоимки в полном объёме. Были ли эти налоги возвращены сателлиту – история умалчивает. Окончательное решение по недоимке ООО "Л", доначисленной во время проверки, выносились судами в 2020 году – ещё до того, как ВС впервые предписал доначисления уменьшать на налоги, уплаченные сателлитом, как если бы финансовые потоки группы были едины (напомним, тема впоследствии развивалась).
Есть и второй аспект. Если бы организация, впоследствии обанкроченная, изначально являлась плательщиком НДС, не используя схему с дроблением для ухода от этого налога, то этот НДС предъявлялся бы внешним заказчикам. Последние могли бы принять этот НДС к вычету. Соответственно, бюджет в итоге от этого НДС не получил бы ничего. Значит, ущерб бюджету, связанный с неуплатой НДС, отсутствует и не может быть вменён в качестве долга лицам, которые контролировали должника.
ВС направил дело на новое рассмотрение. Ещё раз подчеркнём: изложенная тема с НДС касается исключительно определения размера субсидиарной ответственности и никак не относится к подсчету размеров недоимки, которая была изначально доначислена организации – снизить доначисления по этой логике вряд ли получится.
(Определение ВС 301-ЭС22-27936(1,2) по делу N А29-8156/20171 включено в обзор судебной практики за 3 квартал 2023 года, составленный ФНС и разосланный письмом от 27.10.2023 N БВ-4-7/13775@)
Источник: Audit-it.ru, 24.11.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1090990.html
ВС опять напомнил о праве наследников получить налоговую переплату умершего ИП
Аналогичное решение Верховный суд впервые вынес, как минимум, год назад. Однако суды по-прежнему отказывают наследникам в получении переплаты, а ВС восстанавливает их права.
Гражданин С., зарегистрированный как ИП, умер весной 2021 года. Двое наследников первой очереди вступили в наследство.
Осенью 2021 года запросили в налоговой справку о состоянии расчётов ИП, где было отражено наличие переплаты в общей сумме 160 тысяч рублей: около 100 тысяч – переплата по страховым взносам в фиксированном размере и около 60 тысяч – переплата по УСН. Подав заявление о возврате этой переплаты, наследники получили отказ от налоговиков, после чего обратились в суд.
Суды первых трёх инстанций исходили из того, что сам гражданин С. при жизни в налоговый орган с требованиями о возврате переплаты не обращался. Решение о возврате налоговым органам не принимались. Норм, которые бы позволяли вернуть наследникам то, что умерший при жизни переплатил, в Налоговом кодексе нет. Так что наследники не вправе требовать этого возврата, решили суды.
Однако судебная Коллегия ВС нашла такой подход неверным. С одной стороны, действительно, по действующим нормам наследники имеют право на получение денег только тогда, когда эти суммы подлежали выплате самому наследодателю, но не получены им при жизни. Однако, с другой стороны, в состав наследства могут входить имущественные права на получение денежных средств. Отсутствие порядка такого возврата в НК само по себе не может являться основанием для отказа в возврате. Излишне уплаченные суммы налога не соотносятся с налоговой обязанностью, соответственно, бюджет не вправе претендовать на эти суммы. К тому же, законодательство не запрещает правопреемство в налоговых отношениях, более того: если долги есть у самого умершего, то наследники обязаны их оплатить в пределах полученного наследства.
Так что ВС направил дело на новое рассмотрение, в ходе которого суды должны учесть мнение ВС и проверить сумму, подлежащую возврату.
Подобные решения ВС выносит не впервые. Известно о решении, вынесенном год назад. Тогда из 2 млн рублей переплаты наследникам удалось вернуть 900 тысяч, остальное, было, видимо, не подтверждено налоговиками в качестве переплаты, доступной для возврата. Еще одно аналогичное решение появилось летом этого года.
(Определение ВР РФ 18-КГ23-133-К4 от 31 октября 2023 года)
Источник: Audit-it.ru, 24.11.2023, https://www.audit-it.ru/news/finance/1091075.html
ВС РФ объяснил, можно ли взыскать долг после того как кредитора исключили из ЕГРЮЛ
Верховный Суд РФ отменил судебные акты трех инстанций, в которых суды пришли к выводу, что дело о взыскании задолженности по договору не может быть рассмотрено по существу, если кредитор был исключен из ЕГРЮЛ как недействующая организация.
С соответствующим иском обратился арбитражный управляющий, назначенный в рамках процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица. Управляющий исходил из того, что его функции предполагают в том числе возможность подачи исков о взыскании дебиторской задолженности прекратившей свою деятельность организации (п. 5.2 ст. 64 ГК РФ). Однако суды, с учетом того что такое полномочие арбитражного управляющего прямо законом не предусмотрено, пришли к выводу, что производство подлежит прекращению на основании п. 5 ч. 1 ст. 150 АПК РФ - в связи с ликвидацией организации, являющейся стороной по делу.
Направляя спор на новое рассмотрение, ВС РФ напомнил, что законом могут быть предусмотрены случаи, когда ликвидация юридического лица не влечет прекращения обязательств, в которых оно участвует в качестве кредитора или должника (ст. 419 ГК РФ). В силу п. 5.2 ст. 64 Кодекса кредиторы организации, запись об исключении которой внесена в ЕГРЮЛ, тем не менее вправе получить удовлетворение своих требований за счет принадлежавшего юридическому лицу имущества (в том числе его прав требования к третьим лицам), а участник такого лица имеет право на распределение имущества в его пользу после осуществления расчетов с кредиторами. Вместе с тем заинтересованные лица не вправе самостоятельно обращаться с принадлежавшими организации обязательственными требованиями к ее должникам (п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 11.06.2020 № 6).
В связи с этим ВС РФ разъяснил, что в случае назначения судом процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица от имени такого лица, как если бы его статус не был прекращен, выступает арбитражный управляющий, который действует в интересах сообщества лиц, заинтересованных в распределении соответствующего имущества. Следовательно, он вправе в том числе обратиться к контрагенту юридического лица с предложением о погашении дебиторской задолженности, а при несогласии должника на добровольное удовлетворение требования - подать иск в суд.
(Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 7 ноября 2023 г. № 301-ЭС23-12467)
Источник: ГАРАНТ, 21.11.2023, https://www.garant.ru/news/1658912/
Работнице добавили полставки ради повышения декретного пособия: это не принципиально, решил суд
Кассационная инстанция отказалась взыскивать с организации переплату пособия, несмотря на то, что фонд вскрыл "схему". Средний заработок за 2 предшествующих года оказался ниже МРОТ. При этом сотрудница всё равно должна получить пособие не ниже, чем исходя из полного МРОТ.
Женщина работала в организации на полставки товароведом с должностным окладом 6,5 тысяч рублей. В ноябре 2020 года сотрудницу перевели на должность бухгалтера на полную ставку с окладом в 15 тысяч. В январе 2021 года эта работница ушла в отпуск по беременности и родам. Пособие было назначено исходя из МРОТ (так как за 2 года средний заработок оказался ниже) из расчёта полного рабочего времени. Женщине единовременно выплатили почти 59 тысяч рублей.
Впоследствии фонд выяснил, что переводить сотрудницу на должность бухгалтера и на полный рабочий день у страхователя не было никакой необходимости. На тот момент вакантной была должность бухгалтера на полставки. Когда приняли на эту должность на полную ставку указанную женщину, то получился перебор – в общей сложности работало 2,5 ставки бухгалтеров, в то время как по штатному расписанию было предусмотрено только две.
К тому же, у спорной сотрудницы не было никакого бухгалтерского образования и опыта. Ранее всю свою трудовую жизнь она работала технологом в общепите (то есть, поваром), а также товароведом. Так что фонд усомнился в том, что она действительно по факту работала бухгалтером и выполняла соответствующие функции. Фонд пересчитал пособие, исходя из полставки с учётом МРОТ и решил, что переплата имела место в сумме 26 тысяч рублей.
В суд обратились и страхователь (с целью оспорить решение фонда), и фонд (с целью взыскать переплату). Первые две судебные инстанции решили принять сторону фонда.
Однако в кассации судьи решили иначе: расчёт пособия по беременности и родам необходимо производить исходя из среднего заработка, равного МРОТ, без учета продолжительности рабочего времени. Таким образом, изначально выплаченное пособие было исчислено верно, и переплаты никакой не существует.
Если же применять правовой подход, который предложен фондом, то получится, что лицу, у которого вообще отсутствует заработок, предоставляются большие социальные гарантии по сравнению с тем, у кого занятость частичная, и средний заработок при ней оказался ниже МРОТ. Потому что неработающим пособие выплачивается исходя из МРОТ, а тем, кто работает на полставки, получается, нужно выплачивать только исходя из половины МРОТ. А это недопустимо, решил суд.
В итоге решение фонда отменено, во взыскании средств со страхователя отказано.
(дело А32-34794/2022, кассация Ф08-8433/2023)
Источник: Audit-it.ru, 23.11.2023, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1090980.html
ПРОЧЕЕ
ФНС России напоминает, что предоставление в банк платежного распоряжения со статусом "02" вместо уведомления об исчисленных налогах возможно только до 31 декабря 2023 годаУведомление подается только в отношении платежей с авансовой системой расчетов, по которым декларация приходит позже, чем срок уплаты налога (имущественные налоги организации, страховые взносы, НДФЛ, УСНО, ЕСХН). Достаточно одного уведомления по всем авансам, причем можно оформить одно уведомление сразу на несколько периодов.
В случае отправки из личного кабинета индивидуального предпринимателя предусмотрена возможность использования неквалифицированной электронной подписи.
Подробнее ознакомиться с порядком, сроками представления уведомления, примерами его заполнения и другой полезной информацией можно на официальном сайте ФНС России.
(Информация ФНС России "31 декабря заканчивается переходный период, связанный с введением единого налогового счета")
Источник: КонсультантПлюс, 20.11.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208832377.html
Сообщено об организации работы налоговых органов по взысканию задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщиков юрлиц и ИП
Приведен перечень мероприятий, которые необходимо осуществить налоговым органам в рамках взыскания задолженности.
Сообщается, в частности, о необходимости: запуска автоматических заданий по формированию решений о взыскании задолженности, а также заданий по формированию и направлению в банки запросов об остатках денежных средств на счетах должников; выборочного контроля за движением денежных средств на счетах налогоплательщиков в банках в случае установления фактов сокрытия (вывода) денежных средств от взыскания; организации учета поручений налоговых органов, направленных в "проблемные банки" на бумажном носителе, и результатов их исполнения.
(Письмо ФНС России от 01.09.2023 N КЧ-4-8/11179@ "О применении мер взыскания по ст. 46 НК РФ")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208839383.html
ФНС подготовлены временные рекомендации по порядку представления жалоб (апелляционных жалоб) и направления решений (извещений, иных документов) по ТКС
Участниками информационного обмена являются: лица, подавшие жалобу, налоговые органы и операторы электронного документооборота, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией.
Жалоба считается принятой налоговым органом, если лицу, подавшему жалобу, поступила квитанция о приеме электронного документа.
Определены основания для отказа в приеме жалобы, процедура представления жалобы и направления решения налогового органа по жалобе.
(Письмо ФНС России от 20.11.2023 N БВ-4-9/14632@ "О направлении временных рекомендаций по порядку представления жалоб (апелляционных жалоб) и направления решений (извещений, иных документов) в электронной форме в рамках приказа ФНС России от 20.12.2019 N ММВ-7-9/645@")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82592.html
Доведена позиция Минфина по вопросу о налогообложении акцизами сахаросодержащих напитков, изготовленных организациями общественного питания
С 1 июля 2023 года сахаросодержащие напитки признаются подакцизными товарами.
Согласно выводу, содержащемуся в письме Минфина, основанному на положениях НК РФ и госстандартов, напиток, изготовленный и упакованный организацией, оказывающей услуги в сфере общественного питания, не признается подакцизным сахаросодержащим напитком.
(Письмо ФНС России от 10.11.2023 N СД-4-3/14259@ "О направлении письма Минфина России от 29.08.2023 N 03-13-06/82246")
Источник: КонсультантПлюс, 18.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82542.html
Надо ли начислять взносы на оплату VIP‑зала для командированного: позиция Минфина
Организация компенсировала командированному работнику расходы на оплату услуг VIP-зала аэропорта. Нужно ли начислить страховые взносы на сумму компенсации? Да, нужно. Об этом сообщил Минфин в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают: объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, произведенные, в частности, в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 420 НК РФ).
Перечень выплат, не облагаемых взносами, установлен статьей 422 НК РФ. Расходы организации по оплате услуг VIP-зала аэропорта для пассажиров, в том числе направленных в командировки, в этом перечне не упомянуты. Следовательно, такие выплаты облагаются страховыми взносами в общем порядке.
Добавим, что с оплаты стоимости услуг бизнес-зала, которыми воспользовался командированный сотрудник, также нужно заплатить НДФЛ.
(Письмо Минфина от 11.10.23 № 03-15-05/96511)
Источник: Бухонлайн, 21.11.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/11/20679_nado-li-nachislyat-vznosy-na-oplatu-vip-zala-dlya-komandirovannogo-poziciya-minfina
Минфин напомнил, как учитывать представительские расходы
При расчете налога на прибыль организация вправе учесть представительские расходы. При этом такие затраты являются нормированными и их список ограничен. Об этом напомнил Минфин в своем недавнем письме.
Перечень представительских расходов установлен пунктом 2 статьи 264 НК РФ. В него входят затраты на:
- официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления или поддержания сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика;
- проведение официального приема (завтрака, обеда или др.) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах;
- доставку этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа организации и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время указанных мероприятий.
В то же время к представительским расходам не относятся затраты на развлечение, отдых, профилактику и лечение заболеваний. По мнению чиновников, это означает, что у принимающей стороны нет оснований для списания расходов на культурную программу для участников переговоров или заседания совета директоров (посещение театров, концертов, музеев). Также нельзя учесть расходы на официальный прием или обслуживание лиц, которые не указаны в пункте 2 статьи 264 НК РФ.
Обратите внимание: порядок признания расходов желательно закрепить в учетной политике организации. Этот документ поможет защитить расходы в ходе налоговых проверок.
(Письмо Минфина России от 30.10.23 № 03-03-06/1/103183)
Источник: Бухонлайн, 24.11.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/11/20688_minfin-napomnil-kak-uchityvat-predstavitelskie-rasxody
Изложена позиция Минфина о применении ФСБУ при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении инвестиционного имущества
В соответствии с пунктом 38 ФСБУ 6/2020 организация проверяет основные средства на обесценение и учитывает изменение их балансовой стоимости вследствие обесценения в порядке, предусмотренном МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов".
С учетом приведенного анализа положений ФСБУ сообщается о том, что полное обесценение объектов основных средств, подлежащих налогообложению, может быть достигнуто недобросовестными налогоплательщиками в результате совершения сделок, основной целью которых является неуплата (неполная уплата) суммы налога.
В этой связи отмечено, что при проведении налоговой проверки особого внимания требуют такие факты, как, например, заключение налогоплательщиком заведомо убыточных договоров аренды.
(Письмо ФНС России от 17.11.2023 N БС-4-21/14532@ "О применении федеральных стандартов бухгалтерского учета в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций (в части обоснованности обесценения)")
Источник: КонсультантПлюс, 20.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82559.html
ФНС даны разъяснения по вопросу применения коммерческими организациями повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога
Со ссылкой на позицию Верховного Суда РФ сообщается, в частности, что с налогового периода 2020 года коммерческие организации исключены из субъектов, которые вправе применять пониженную ставку земельного налога в отношении участков, приобретенных для ИЖС, даже в случаях возведения объектов жилищного строительства для реализации гражданам.
Также, по мнению ФНС, начиная с указанного налогового периода в отношении таких земельных участков в установленных случаях при исчислении налога подлежат применению повышающие коэффициенты, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 НК РФ, вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости на этих земельных участках.
(Письмо ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@ "Об условиях применения при исчислении земельного налога коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 17.11.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82539.html
Социальный фонд сообщил, как оформить "детское" пособие исполнителю по договору ГПХ
С этого года исполнители и подрядчики по договорам ГПХ имеют право на больничные и "детские" пособия. Какие сведения нужно сдать в Социальный фонд для выплаты пособия по уходу за ребенком исполнителю, если отпуск по уходу за ребенком ему не оформляется? На этот вопрос специалисты СФР ответили в своем новом письме.
Как известно, для назначения пособия сотруднику, работающему по трудовому договору, работодатель должен передать в фонд сведения о дате начала и дате окончания отпуска по уходу за ребенком (п. 35 Правил, утв. постановлением правительства РФ от 23.11.21 № 2010). Это связано с тем, что "детское" пособие выплачивается со дня предоставления сотруднику этого отпуска.
С 2023 года право на пособие по уходу за ребенком получили лица, оформленные по гражданско-правовым договорам. Но с такими лицами правоотношения регулируются гражданским, а не трудовым законодательством (ст. 779 ГК РФ). Соответственно, "детский" отпуск им не предоставляется. Какие сведения нужно передать в фонд для выплаты пособия? И может ли исполнитель продолжать трудиться в рамках договора ГПХ в период получения пособия?
Как пояснили в фонде, законодательство не запрещает оказывать услуги (выполнять работы) по договору ГПХ и одновременно получать "детское" пособие. Также не имеет значения, сколько времени исполнитель затрачивает на фактический уход за ребенком.
В связи с этим в составе сведений, необходимых для назначения исполнителю ежемесячного "детского" пособия, страхователь должен указать:
- либо период действия договора ГПХ, если он заканчивается до достижения ребенком 1,5 лет;
- период, за который застрахованному лицу полагается выплата пособия - до достижения ребенком 1,5 лет, если договор продолжит свое действие после этой даты.
(Письмо СФР от 23.10.23 № 14-02/110522л)
Источник: Бухонлайн, 23.11.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/11/20692_socialnyj-fond-soobshhil-kak-oformit-detskoe-posobie-ispolnitelyu-po-dogovoru-gpx