Мониторинг изменений за период 23.10.23 - 29.10.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.10.2023 - 29.10.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Актуализирован порядок заполнения декларации по НДД

Скорректированы правила заполнения декларации по НДД от добычи углеводородного сырья. Отражена возможность применения налога на отдельных участках недр Коми, ХМАО, ЯНАО, Омской, Томской и Тюменской областей, а также на участках с запасами высоковязкой нефти.
Приказ вступает в силу через 2 месяца после официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 г., и применяется начиная с представления декларации за 1 квартал 2024 г.
(Приказ ФНС России от 19 сентября 2023 г. № ЕД-7-3/650@ "О внесении изменений в приложение к приказу Федеральной налоговой службы от 30.03.2021 N КВ-7 3/234@")
Источник: ГАРАНТ, 24.10.2023, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1654410/

Утверждены формы документов и порядок направления требования налогового органа о представлении документов и пояснений при проведении налогового мониторинга

Утвержденный порядок учитывает изменения, внесенные в НК РФ Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ.
Порядком определены общие положения организации электронного взаимодействия через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга.
Приказ содержит также: формат требования о представлении документов (информации), пояснений в электронной форме; формат представления ответа на требование; формат решения о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов (информации), пояснений; формат протокола обработки документов (информации) при взаимодействии через информационные системы налогоплательщика, к которым предоставлен доступ налоговому органу при проведении налогового мониторинга; формат сообщения об ошибке в электронной форме.
Приказ вступает в силу с 01.01.2026.
(Приказ ФНС России от 18.10.2023 N ЕД-7-23/757@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации), пояснений и представления документов (информации), пояснений по требованию налогового органа в электронной форме через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу, а также форматов документов, используемых налоговыми органами и организациями при представлении документов (информации), пояснений в электронной форме")
Источник: КонсультантПлюс, 23.10.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208806751.html

Обновлена форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)

Приводятся: порядок заполнения указанной формы, формат представления расчета в электронной форме, форма справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц "Справка о доходах и суммах налога физического лица".
Признается утратившим силу аналогичный приказ ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@, с внесенными в него изменениями.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2024 года, и применяется начиная с представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), за первый квартал 2024 года.
(Приказ ФНС России от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц", зарегистрировано в Минюсте России 25.10.2023 N 75734)
Источник: КонсультантПлюс, 27.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82282.html

Внесены изменения в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений

В частности, уточнены положения, касающиеся составления Отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723), оформления пояснительной записки к Балансу учреждения (ф. 0503760), раскрытия Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0503790) и прочее.
Настоящий приказ применяется начиная с бухгалтерской отчетности за 2023 год.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 13.10.2023 N 164н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н")
Источник: КонсультантПлюс, 27.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82289.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Правительство определило порядок исполнения Указа N 771 о продаже валютной выручки

Российские экспортеры, включенные в перечень, утвержденный Указом N 771 (не опубликован), обязаны с 16 октября 2023 года зачислять на счета в РФ не менее 80% валютной выручки: в течение 60 дней со дня ее фактического получения; в срок, не превышающий 90 дней со дня передачи нерезидентам товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.
Полученную иностранную валюту необходимо продать на внутреннем рынке в размере не менее 90% зачисленных средств, но не менее 50% средств, получаемых по каждому контракту.
Также экспортеры обязаны обеспечить выполнение указанных мероприятий по обязательной продаже иностранной валюты дочерними хозяйственными обществами, в том числе созданными в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющими местонахождение за пределами РФ.
Постановлением предусмотрено право не осуществлять обязательную продажу иностранной валюты в случае получения соответствующего разрешения комиссии.
(Постановление Правительства РФ от 12.10.2023 N 1681 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 октября 2023 г. N 771")
Источник: КонсультантПлюс, 20.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82207.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Госдума одобрила в I чтении законопроект о господдержке для "Сколково"

Госдума приняла в первом чтении законопроект о господдержке инновационного центра "Сколково", предусматривающий возмещение затрат на уплату таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость для товаров, ввозимых в страну для исследовательской деятельности. Документ инициировало правительство России.
Законопроект подготовили во исполнение поручения правительства РФ в целях создания условий для развития высокотехнологичных компаний, а также для "эффективного расходования средств федерального бюджета на возмещение участникам проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" затрат на уплату таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость исключительно в отношении товаров, необходимых для исследовательской деятельности и коммерциализации их результатов", говорится в пояснительной записке.
Проектом предлагают распространить приоритетное ускоренное прохождение всех таможенных процедур не только на действующих, но и на бывших резидентов института развития "Сколково", а также на участников индустриальных кластеров, технопарков и научные институты.
Как ранее заявлял премьер-министр РФ Михаил Мишустин, такой подход позволит ускорить работы по созданию наукоемких продуктов и решений, в том числе в таких важных сферах, как микроэлектроника, беспилотные транспортные системы, аддитивные технологии, биохимия.
Источник: Audit-it.ru, 25.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088935.html

Льготу по НДС для цепочки продаж подержанных авто Госдума приняла в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект, меняющий принцип исчисления НДС при перепродажах подержанных автомобилей (377391-8). Существующая сейчас ситуация создает препятствия для сделок с подержанными автомобилями - почти невозможно межрегиональное распределение машин, а это нужно из-за разного уровня спроса и разных цен в различных регионах. Гражданам неудобно самим продавать свой автомобиль в другой город, а фирмы, которые скупают автомобили у физлиц, редко имеют межрегиональную сеть. При этом существующая схема расчета НДС при перепродажах от одной фирмы к другой делает такие перепродажи невыгодными. Сейчас льгота есть только при первичном приобретении авто фирмой у физлица.
Это предложено исправить - поправки обеспечат комфортную продажу подержанных автомобилей одной фирмой другим, в том числе находящимся в других регионах. Для всех последующих перепродаж автомобилей и мотоциклов, ранее принадлежавших физлицам, вводится правило; НДС предлагается взимать только с разницы между ценой приобретения и продажи. Соответственно, будут скорректированы правила о вычетах - вводится исключение из их списка: при перепродаже этих транспортных средств нельзя будет принять входящий НДС к вычету. Предъявленные суммы налога в этом случае будут учитываться в стоимости товара. Бытовой техники такая схема касаться не будет.
Напомним, что сейчас, если организация или ИП, являющиеся плательщиками НДС, приобретают у граждан автомобили, мотоциклы либо бытовую технику (последняя - по утвержденному правительством перечню), а затем продают их, то НДС платится только с разницы между ценой реализации и ценой покупки. Сейчас данное правило применяется только на первой стадии - при покупке данных видов техники непосредственно у граждан.
Однако при последующей перепродаже действуют сейчас общие правила, согласно которым НДС исчисляется с полной цены реализации. В тех случаях, когда товар приобретается у "полноценного" плательщика НДС, входящий НДС принимается к вычету, и таким способом по общему принципу обеспечивается взимание этого налога только с добавленной стоимости. При этом в случае перепродажи ранее приобретённых у физлиц транспортных средств, бытовой техники следующий продавец может принять к вычету меньшую сумму НДС - исчисленную только с межценовой разницы (уплаченную первоначальным продавцом), а не с полной цены продажи. То есть, второй продавец теряет свои деньги из-за разных методов исчисления НДС им и первым юрлицом или ИП в цепочке.
Ответственный думский комитет в своем заключении, среди прочего, отмечал, что необходимо предусмотреть способ подтверждения правомерности применения каждым предыдущим продавцом указанного льготного порядка определения налоговой базы по НДС. Иначе какой-либо из последующих продавцов может оказаться жертвой мошеннических действий предшественников: посчитает налоговую базу льготным способом, а потом выяснится, что права на это не имел, придется платить НДС с полной стоимости, а к вычету и принять будет нечего, потому что нет необходимых для этого документов как минимум.
Источник: Audit-it.ru, 24.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/finance/1088852.html

Совет Федерации одобрил безналоговую безвозмездную передачу прав на некоторые РИД

Совфед одобрил законопроект, содержащий поправки в статьи 217 (об освобождаемых от НДФЛ доходах) и 251 НК (о доходах, не учитываемых в целях налога на прибыль).
После вступления закона в силу от НДФЛ будут освобождены доходы в виде исключительного права на результат интеллектуальной деятельности, созданный в ходе реализации государственного или муниципального контракта, которое передано:
- налогоплательщику заказчиком безвозмездно. То же самое будет касаться права использования такого результата;
- по договору о безвозмездном отчуждении исключительного права в случае невыполнения предшествующим обладателем исключительного права обязанности по использованию РИД. Это коснется изобретений, полезных моделей, промобразцов, селекционных достижений и ноу-хау.
Первое также освободят от налога на прибыль. Сейчас пунктом 51 статьи 251 в облагаемые доходы не включаются безвозмездно полученные от госзаказчика исключительные прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). В результате правки этой нормы в категорию необлагаемых попадет более широкий спектр доходов, например, туда попадут права на селекционные достижения (законопроект 406673-8).
Кроме того, введут новые пункты в статью 251 НК - от налога освободят еще несколько видов доходов, связанных с данной тематикой.
Когда проект только разрабатывали, собирались освободить от налога также исключительное право на РИД, созданные для госконтрактов, переданное работодателем безвозмездно своему работнику, являющемуся автором этого результата интеллектуальной деятельности. Но в итоговой версии этого нет.
Источник: Audit-it.ru, 25.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088921.html

СФ одобрил закон о совершенствовании порядка налогообложения резидентов ОЭЗ

Совет Федерации одобрил на пленарном заседании закон, совершенствующий порядок налогообложения резидентов особых экономических зон (OЭЗ), а также резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.
Законом предусматривается, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, сборы или страховые взносы, снижающие налоговые ставки, размеры сборов или тарифы страховых взносов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов, их представителей, иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Кроме того, для резидента ОЭЗ исключаются обязательные условия для проведения налогового мониторинга.
Закон вступит в силу с 1 января 2024 года.
Источник: Audit-it.ru, 25.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088924.html

Повышение МРОТ до 19 242 руб. в месяц с 1 января 2024 года принято в первом чтении

Госдума приняла в первом чтении законопроект с поправками в закон о МРОТ (448561-8). Устанавливается МРОТ в сумме 19 242 руб. в месяц с 1 января 2024 года, что дает повышение примерно на 18,5% относительно текущей величины (в этом году МРОТ равен 16 242 рубля). Зарплата вырастет у 4,8 млн человек, пишет думский сайт.
Кроме того, хотят подправить, как МРОТ относится к медианной зарплате за предыдущий год. Будет установлено, что МРОТ исчисляется не исходя из этой величины (как сейчас), а с учётом.
С 2025 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается не ниже 48%. Сейчас этот показатель равен 42% ровно. То есть, соотношение увеличивается, и, к тому же, новая формулировка будет допускать его дальнейшее повышение даже вне рамок обязательного пересмотра, который имеет место раз в пять лет. Соотношение МРОТ и медианной зарплаты в 2024 году по факту составит 47,7%. После принятия закона о обеспечивается повышение зарплаты около 4,8 млн работников.
Источник: Audit-it.ru, 25.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/finance/1088923.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Арендодатель перешёл на упрощёнку: ВС против исключения НДС из стоимости аренды

АО арендует комплекс имущества у МУП. Договор по итогам торгов заключён сроком на 15 лет. Размер арендной платы в 2017 году был определён в сумме около 200 тысяч рублей в месяц, в том числе НДС около 30 тысяч.
При этом с 2018 года МУП перешло на УСН. Узнав об этом, арендатор предложил снизить арендную плату на сумму НДС, который теперь МУП не должно платить в бюджет. Однако законом такое основание снижения арендной платы не предусмотрено, и стороны к соглашению также не пришли, иными словами, МУП было против.
Тогда АО самостоятельно на свой страх и риск снизило суммы своих платежей в адрес МУП. Накопился долг, и МУП обратилось в суд. В судах арбитражной системы истцу было отказано во взыскании долга с АО. Суды учли, что налог является косвенным, то есть перекладывается на потребителя, в данном случае - на арендатора, соответственно, последнего можно освободить от уплаты этой части суммы в связи с тем, её больше не надо платить в бюджет.
После этого арендодатель направился в ВС, где встретил поддержку своей позиции. ВС указал, что размер платы определён договором и не может произвольно быть изменён арендатором в зависимости от того, как именно распоряжается арендодатель полученными деньгами. Иными словами, тот факт, что арендодатель перестал являться плательщиком НДС, арендатора никак не касается. Арендодатель может распоряжаться сэкономленными деньгами по своему усмотрению.
Налоговый статус поставщика услуги (в данном случае, арендодателя), его переход на спецрежим по общему правилу не влечет за собой пересмотр условий ранее совершённых названным лицом сделок, не может служить самостоятельным основанием для изменения цены договора. К тому же, договор заключался по результатам торгов, а в этом случае действуют нормы законодательства, ограничивающие возможность изменения условий заключённых таким путём договоров.
Дело направлено на новое рассмотрение, в ходе которого суды должны учесть мнение ВС.
(Определение ВС 308-ЭС23-10824 по делу А01-525/2021)
Источник: Audit-it.ru, 26.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1089070.html

Суд разрешил учитывать "серую" зарплату в расходах

Даже в случае, если компания выплачивала заработную плату "в конвертах", эти выплаты учитываются в расходах по налогу на прибыль. Такой вывод был сделан Арбитражным судом Московского округа.
При проведении налоговой проверки было обнаружено, что предприятие выплачивало заработную плату "в конвертах" лицам, неофициально трудоустроенным. В результате инспекторы начислили дополнительные суммы по НДФЛ, страховым взносам, налогу на прибыль, а также наложили штрафы и пени.
По мнению налогоплательщика, при расчете налога на прибыль налоговая инспекция должна была учесть в расходах дополнительные страховые взносы и сумму "серой" заработной платы. Поскольку ИФНС отказалась учитывать неофициальные выплаты и дополнительные взносы, организация обратилась в суд.
Арбитражный суд, вынесший решение в пользу налогоплательщика, опирался на положения Налогового кодекса. Во-первых, в расходы на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и/или натуральной формах, предусмотренные законодательством РФ, трудовыми и/или коллективными договорами (согласно ст. 255 НК РФ).
Во-вторых, начисленные суммы налогов и сборов относятся к прочим расходам организации (в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Дата начисления считается датой осуществления таких расходов (согласно подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
(Решение Арбитражного суда Московского округа от 07.07.23 № А40-220968/2021)
Источник: Российский налоговый портал, 23.10.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-468699-sud_razreshil_uchityivat_seruyu_zarplatu_v_rashodah

КС подтвердил законность "кадастрового" налога на здание из-за вида участка под ним

Организации принадлежало нежилое здание на участке, вид разрешённого использования которого предусматривал размещение торговых объектов. Налог на здание был доначислен исходя из кадастровой стоимости, что организация пыталась оспорить в суде, но безуспешно.
В конечном итоге она обратилась в Конституционный суд, где оспаривала соответствующее положение Налогового кодекса, то есть подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2. Согласно этой норме торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), которое расположено на участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Такую привязку налогообложения здания к виду участка заявитель считает неконституционной. Однако КС с этим не согласен: во-первых, оспариваемые положения не лишают налогоплательщиков возможности при разрешении споров представлять доказательства, указывающие на несоответствие принадлежащего им имущества критериям, установленным действующим регулированием.
Кроме того, компания, будучи собственником участка, не была лишена возможности инициировать изменение вида его разрешенного использования. Так что оспариваемое законоположение само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
КС не впервые приходит к подобным выводам. В 2020 году КС признал ту же норму законной для случаев, когда налогоплательщик является собственником участка под зданием - собственники могут повлиять на характеристики участка. При этом, если владелец самого здания участком не владеет, а арендует его, то никак не может потребовать изменения вида разрешенного использования участка. В этом случае, решая вопрос о налогообложении, надо смотреть на фактическое использование постройки.
В начале этого года оспаривался подпункт 2 того же пункта - "кадастровым" налогом облагается здание, которое предназначено для использования в целях размещения торговых объектов, без учета того, как это здание по факту используется. Эту норму КС также счел законной.
(Определение КС РФ от 28 сентября 2023 г. N 2204-О)
Источник: Audit-it.ru, 24.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088832.html

ВС разъяснил, как гражданину-должнику оставлять необходимый для жизни минимум

Гражданка задолжала по кредиту банку ВТБ, и по суду долг был взыскан. Зарплата её составляла около 26 тысяч рублей, приставы ежемесячно забирали в пользу банка 50% от этого, соответственно, гражданке оставалось на жизнь около 13 тысяч рублей в месяц. При этом у неё двое несовершеннолетних детей и нет других источников дохода, она не замужем, алиментов на детей не получает, поскольку бывший супруг уклоняется от их уплаты.
Так что через несколько месяцев после начала таких взысканий гражданка обратилась в суд с заявлением об оставлении ей суммы выше прожиточного минимума, который в регионе для трудоспособного населения составлял 14 с лишним тысяч рублей, а для детей - 13 "с копейками" тысяч. Таким образом, сумма, которая оставалась в распоряжении гражданки после взыскания, была примерно эквивалентна прожиточного минимума для одного человека. А у неё семья из троих.
Суды первых трёх инстанций отказали гражданке в удовлетворении требований, поскольку она не доказала те обстоятельства, на которые ссылается, в частности, - отсутствие алиментов. Кроме того, суды отметили, что у гражданки в собственности имеется автомобиль, а также земельный участок (садово-огородный). Продав это имущество, гражданка имеет возможность исполнить решение суда о взыскании долга её перед банком, решил суд. Также суды отметили, что не доказано отсутствие счетов гражданки в других кредитных организациях, в том числе - вкладов.
В конце концов гражданка обратилась в ВС, где судьи указали на недоработки судов предыдущих инстанций и направили дело на новое рассмотрение. Суды должны предпринять меры для того, чтобы установить следующие обстоятельства:
- о размере зарплаты
- о составе семьи
- является ли зарплата единственным источником средств для существования гражданки и лиц, находящихся на её иждивении
- о сумме зарплаты, которая остаётся после удержания.
Также ВС счел недоказанным вывод судов о том, что, продав принадлежащее ей имущество, гражданка могла рассчитаться по кредиту. При новом рассмотрении суды должны исправить свои недоработки и принять новое решение, и, возможно, гражданке повезет, и вся ее зарплата будет оставаться в ее распоряжении.
(Определение 66-КГ23-18-К8)
Источник: Audit-it.ru, 26.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/finance/1089059.html

ПРОЧЕЕ

Операции по приобретению цифровых прав - налоговая служба напомнила, кто является налоговым агентом

Налоговая служба на своем официальном сайте рассказала об особенностях обложения НДС операций по приобретению цифровых прав.
С 1 октября 2023 года вступила в силу новая норма, устанавливающая, что при реализации физлицами или банками цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, организациям (кроме банков), если такие цифровые права удостоверяют право на получение драгметаллов, и при получении оплаты, частичной оплаты в связи с выпуском таких цифровых прав налогоплательщиком, выпустившим указанные цифровые права, была применена нулевая ставка, то такие суммы оплаты, частичной оплаты включаются в налоговую базу по НДС у налогового агента. А налоговыми агентами являются организации (кроме банков), приобретающие у физлиц или банков цифровые права (п. 5.3 ст. 161 Налогового кодекса).
При этом стоит учесть, что Раздел III "Операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов", Раздел II "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" и Раздел IV "Операции, осуществляемые налоговыми агентами" приложения № 1 к порядку заполнения налоговой декларации по НДС не содержат кодов для этих новых льготируемых операций. Поэтому до внесения изменений в приложение № 1 к порядку при отражении вышеуказанных операций следует использовать код 1011722.
(Письмо ФНС России от 18 августа 2023 г. № СД-4-3/10621@)
Источник: ГАРАНТ, 23.10.2023, https://www.garant.ru/news/1654216/

ФНС разъяснила, как учитывать затраты на приобретение российского ПО

При расчете налога на прибыль затраты на приобретение основных средств из реестра российской радиоэлектронной продукции, а также из перечня российского высокотехнологичного оборудования можно учитывать с коэффициентом 1,5.
Ведомство напомнило, что компании вправе применять коэффициент 1,5 к расходам на приобретение следующих основных средств:
- включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, относящихся к сфере искусственного интеллекта;
- включенных в перечень российского высокотехнологичного оборудования, утверждаемый правительством РФ.
В декларации по налогу на прибыль такие затраты отображаются с кодом "620".
Также в целях налога на прибыль расходы, связанные с приобретением права на использование по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям) такого ПО, могут учитываться в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5.
(Письмо ФНС России от 11 октября 2023 года N ЗГ-3-3/13157)
Источник: Audit-it.ru, 26.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1088630.html

"Упрощенщик" получил оплату с выделенным НДС: нужно ли платить налог в бюджет?

Предпринимателю на УСН поступила оплата от покупателя с выделенной суммой НДС в платежном поручении. Должен ли ИП заплатить соответствующую сумму налога в бюджет? На этот вопрос Минфин ответил в своем недавнем письме.
По общему правилу, организации и предприниматели на УСН не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). В связи с этим при реализации товаров (работ, услуг) они не выставляют покупателям счета-фактуры. Если же плательщик УСН выставит счет-фактуру с выделенным НДС, то ему придется перечислить в бюджет соответствующую сумму налога (п. 5 ст. 173 НК РФ).
Из данных норм следует, что обязанность по уплате НДС в бюджет возлагается на продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, только в случае выставления покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС. Если такой счет-фактура не выставлялся, то "упрощенщик" не обязан перечислять НДС в бюджет. Даже в том случае, если покупатель выделил сумму этого налога в платежном поручении.
(Письмо Минфина России от 04.08.23 № 03-07-11/73699)
Источник: Бухонлайн, 27.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20583_uproshhenshhik-poluchil-oplatu-s-vydelennym-nds-nuzhno-li-platit-nalog-v-byudzhet

Разъяснено, когда выставлять счет‑фактуру на строительно‑монтажные работы

В какой момент исполнитель проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ должен выставить заказчику счет-фактуру? На этот вопрос специалисты Минфина ответили в новом письме.
Авторы письма напоминают, что при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Об этом сказано в пункте 3 статьи 168 НК РФ. В свою очередь реализацией работ признается передача права собственности на результаты выполненных работ одним лицом для другого лица (п. 1 ст. 39 НК РФ).
В пункте 1 статьи 720 ГК РФ определено, что заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора заявить об этом подрядчику. Документом, подтверждающим сдачу результатов работ и, соответственно, факт их выполнения, является акт сдачи-приемки работ.
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Днем выполнения работ признается дата подписания заказчиком акта сдачи-приемки. Соответственно, счета-фактуры в отношении выполненных проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ выставляются не позднее пяти календарных дней, считая с даты подписания заказчиком акта сдачи-приемки данных работ.
(Письмо Минфина России от 10.10.23 № 03-03-06/1/96189)
Источник: Бухонлайн, 25.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20574_razyasneno-kogda-vystavlyat-schet-fakturu-na-stroitelno-montazhnye-raboty

Минфин разъяснил, как учесть расходы на сувениры с логотипом компании

Организация раздает клиентам сувенирную продукцию со своим логотипом — кружки, фляжки, зонты, кепки и др. Можно ли учесть стоимость такой продукции в расходах при расчете налога на прибыль? На этот вопрос Минфин ответил в своем сентябрьском письме.
Как известно, организация вправе учесть любые расходы, если они обоснованы (экономически оправданы), документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ). При этом подпункт 20 пункта 1 статьи 265 НК РФ позволяет учитывать в составе внереализационных расходов "другие обоснованные расходы". Однако в Минфине полагают, что затраты на изготовление сувенирной продукции нельзя признать обоснованными. Поэтому учесть их в составе внереализационных расходов не получится.
Можно ли в таком случае признать расходы на "сувенирку" рекламными и списать на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ? На этот вопрос в Минфине отвечают следующим образом.
Рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования. Такое определение дано в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.06 № 38-ФЗ "О рекламе". При этом, как отметил ФАС в письме от 21.09.23 № КТ/76869/23, под неопределенным кругом лиц понимаются лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации. А сувенирная продукция с логотипом организации сама по себе не может расцениваться как реклама.
Из сказанного чиновники делают следующий вывод: раздача "сувенирки" клиентам организации (т.е. определенному кругу лиц) не является рекламой. Поэтому соответствующие затраты нельзя списать на основании подпункта 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ как рекламные расходы.
В то же время, если речь идет о распространении сувенирной продукции с логотипом компании для неопределенного круга лиц (например, во время рекламных акций), такая "сувенирка" может рассматриваться в качестве одной из составляющей рекламы. А значит, затраты на ее изготовление можно учесть в составе нормируемых расходов на рекламу. Такой подход можно закрепить в учетной политике организации.
Добавим, что судьи ВАС РФ занимали по данному вопросу другую позицию. Так, в определении суда от 28.09.09 № ВАС-12305/09 сказано, что организация, распространяющая среди клиентов сувенирную продукцию со своей символикой, вправе включить стоимость этой продукции в рекламные расходы
(Письмо Минфина России от 27.09.23 № 03-03-06/2/91906)
Источник: Бухонлайн, 23.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20556_minfin-razyasnil-kak-uchest-rasxody-na-suveniry-s-logotipom-kompanii

На IV квартал 2023 г. опубликованы коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
- на антрацит - 0,649;
- на уголь бурый - 0,986;
- на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,931.
(Информация Минэкономразвития России "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на IV квартал 2023 года")
Источник: КонсультантПлюс, 25.10.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/82253.html

Об указании кода вида дохода в 3-НДФЛ

Согласно порядку заполнения декларации 3-НДФЛ код вида дохода отражается в строках 010 Приложения 1 "Доходы от источников в Российской Федерации" и 031 Приложения 2 "Доходы от источников за пределами Российской Федерации".
Функционал программы "Декларация" позволяет из перечня видов доходов выбрать необходимый, который в сформированной декларации отражается по соответствующему коду.
(Письмо Федеральной налоговой службы от 17 октября 2023 г. N БС-3-11/13375@ "О рассмотрении обращения")
Источник: ГАРАНТ, 23.10.2023, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1654172/

В целях подсчета стажа учтены записи из нескольких трудовых книжек: Соцфонд не против

Соцфонд рассмотрел такую ситуацию: работник при трудоустройстве принес две трудовые книжки, выбрал при этом одну из них для ведения, а вторую попросил учесть при исчислении страхового стажа. Периоды работы в книжках не пересекаются.
Может ли работодатель рассчитать страховой стаж для пособий с учетом информации из обеих трудовых книжек? Нужно ли при этом получить от работника дополнительные подтверждающие стаж документы? Нужно ли работодателю на случай проверки обеспечить подтверждение всех учтенных им периодов? Как это сделать, если оригинал второй книжки работник на хранение не передает? - такие вопросы задал кадровик.
Соцфонд ответил только, что трудовым законодательством не установлен запрет на учет записей о трудовой деятельности для подтверждения страхового стажа из нескольких трудовых книжек.
(Письмо СФР от 17 августа 2023 года N 09-20/140554)
Источник: Audit-it.ru, 27.10.2023, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1089085.html

Минтруд сообщил, можно ли вести книгу учета трудовых книжек в электронном виде

Книги по учету движения трудовых книжек и бланков трудовых книжек должны быть бумажными. Вести такие книги в электронном виде нельзя, сообщил Минтруд в своем недавнем письме.
Как известно, работодатель должен вести:
- книгу (журнал) по учету движения трудовых книжек и вкладышей в них;
- книгу (журналы) по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них.
В книге по учету движения трудовых книжек и вкладышей указываются трудовые книжки (серия и номер), принятые от сотрудников при поступлении на работу, а также вновь выданные.
В книге по учету бланков трудовой книжки и вкладышей фиксируются сведения обо всех операциях, связанных с получением и расходованием данных бланков, с указанием их серии и номера.
В Минтруде полагают, что указанные книги не относятся к документам, которые можно перевести в электронный вид. При этом чиновники обращают внимание на следующее. Книги учета должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, а также печатью при ее наличии. Об этом прямо сказано в пункте 40 Порядка ведения и хранения трудовых книжек (утв. приказом Минтруда от 19.05.21 № 320н).
Это означает следующее. Даже если в организации введен электронный документооборот, книги по учету трудовых книжек и бланков таких книжек допускается вести только на бумаге.
(Письмо Минтруда России от 05.10.23 № 14-6/ООГ-6245)
Источник: Бухонлайн, 26.10.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/10/20581_mintrud-soobshhil-mozhno-li-vesti-knigu-ucheta-trudovyx-knizhek-v-elektronnom-vide