Мониторинг изменений за период 26.06.23 - 02.07.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 26.06.2023 - 02.07.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Налогообложение НДС по налоговой ставке 0 процентов будет осуществляться в том числе при реализации работ (услуг) по ремонту судов российскими судоремонтными предприятиями (организациями) при условии заключения инвестиционного соглашения о развитии и модернизации собственных производственных мощностей

Инвестиционное соглашение заключается с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, и Минфином России.
Инвестиционное соглашение должно содержать перечень мероприятий по развитию и модернизации собственных производственных мощностей и обязательство по направлению средств на реализацию данных мероприятий ежегодно в течение семи последовательных календарных лет начиная с 1 января года подписания инвестиционного соглашения. Размер таких средств должен составлять не менее 20 процентов определяемой по итогам предыдущего календарного года суммарной стоимости реализованных работ (услуг) российскими судоремонтными предприятиями (организациями) по ремонту судов. Средства в указанном размере должны ежегодно направляться на финансирование расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов используемых основных средств и доведение таких объектов до состояния, в котором они пригодны для использования.
Инвестиционное соглашение заключается до 31 декабря 2024 года включительно. С 1 января 2025 года заключение инвестиционных соглашений не допускается.
Федеральный закон с изменениями вступает в силу с 1 июля 2023 года.
Положения подпункта 22 пункта 1 статьи 164, пунктов 7.1 и 9.3 статьи 165, абзаца третьего пункта 3 статьи 172 Налогового кодекса РФ (в редакции настоящего федерального закона) применяются в отношении работ (услуг) по ремонту морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река - море) плавания и судов рыбопромыслового флота, выполненных (оказанных) до окончания действия инвестиционных соглашений о развитии и модернизации собственных производственных мощностей по контрактам на выполнение (оказание) таких работ (услуг), заключенным после заключения такими налогоплательщиками указанных инвестиционных соглашений.
(Федеральный закон от 24.06.2023 N 261-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 26.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80828.html

С 1 июля 2023 года освобождена от обложения НДС реализация (передача) отдельных видов лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями

Установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ лекарственных препаратов, ввезенных на территорию РФ и не зарегистрированных в РФ, некоммерческой организации, которая создана в соответствии с нормативным правовым актом Президента РФ в целях обеспечения оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, а также безвозмездная передача указанных лекарственных препаратов медицинской или фармацевтической организации государственной системы здравоохранения.
Данные положения применяются в отношении реализации (передачи) лекарственных препаратов, предназначенных для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, и (или) для оказания медицинской помощи лицам, достигшим возраста 18 лет, в течение одного года после достижения ими указанного возраста в случае получения ими такой формы поддержки в рамках деятельности этой некоммерческой организации до достижения возраста 18 лет.
(Федеральный закон от 24.06.2023 N 262-ФЗ "О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 26.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80829.html

Установлены особенности налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях новых субъектов РФ

В частности, предусмотрены следующие налоговые льготы в отношении участников СЭЗ (в рамках реализации инвестиционных проектов): "нулевая" ставка по акцизу на жидкую сталь, "нулевая" ставка по НДПИ, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, освобождение от обложения налогом на имущество организаций и земельным налогом.
Определяется порядок применения указанных льгот.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 24.06.2023 N 268-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 24.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80811.html

Установлены новая форма сведений о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биоресурсов, размерах вычетов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биоресурсов, порядок ее заполнения и формат представления в электронной форме

Документ утвержден с целью реализации Федерального закона от 21.11.2022 N 444-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Признан утратившим силу Приказ ФНС от 26.02.2006 N САЭ-3-21/111@.
(Приказ ФНС России от 24.05.2023 N ЕД-7-3/347@ "Об утверждении формы сведений о выданных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, размерах вычетов, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, порядка ее заполнения и формата представления в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2023 N 73956)
Источник: КонсультантПлюс, 24.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80798.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Подписан закон о создании свободной экономической зоны на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей

Установлено, что свободная экономическая зона (далее - СЭЗ) на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, во внутренних морских водах и в территориальном море РФ, примыкающих к территориям ДНР, Запорожской и Херсонской областей, создается на срок до 31 декабря 2050 года.
Срок функционирования СЭЗ может быть продлен или досрочно прекращен федеральным законом.
В качестве органов управления СЭЗ определены уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти и управляющая компания.
Документом закреплены полномочия органов управления СЭЗ, особенности действия таможенной процедуры СЭЗ, порядок осуществления предпринимательской и иной деятельности в СЭЗ, а также требования к лицу, намеревающемуся получить статус ее участника.
Предусмотрено, что инвесторам в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ необходимо осуществить капитальные вложения на общую сумму: не менее 1 млн рублей - для лиц, намеревающихся реализовать инвестиционный проект в области разработки компьютерных технологий и создания программного обеспечения; не менее 3 млн рублей - для субъектов МСП; не менее 30 млн рублей - для иных лиц.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положения, для которого предусмотрен иной срок его вступления в силу.
(Федеральный закон от 24.06.2023 N 266-ФЗ "О свободной экономической зоне на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области")
Источник: КонсультантПлюс, 24.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80812.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Депутаты приняли законопроект о налоге на сверхприбыль крупного бизнеса

Согласно информации, опубликованной на сайте Госдумы, в первом чтении был принят законопроект о введении налога на сверхприбыль для крупных компаний. По предложенному налогу, компании, у которых средняя доналоговая прибыль за период 2021-2022 годов превышает 1 млрд рублей, должны будут однократно уплатить налог.
Согласно законопроекту, ставка налога составляет 10% от суммы превышения прибыли за период 2021-2022 годов над показателями 2018-2019 годов. Налог не облагает компании, созданные после 2020 года, а также малые и средние предприятия и плательщиков единого сельскохозяйственного налога. Компании нефтегазового сектора и добычи угля также освобождаются от уплаты данного налога. При условии уплаты до 30 ноября 2023 года ставка налога снижается до 5%.
Источник: Российский налоговый портал, 29.06.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-465374-deputatyi_prinyali_zakonoproekt_o_naloge_na_sverhpribyil_krupnogo_biznesa

Госдума уточнила особенности налогообложения инвестиционных товариществ

Госдума приняла во втором и третьем чтении закон, направленный на совершенствование налогообложения прибыли участников инвестиционных товариществ (ИТ) в целях повышения их востребованности для вложений в развитие технологического предпринимательства.
"Сейчас наша главная цель - создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в экономику России, а также обустроить благоприятный экономический климат для реализации инвестиционных проектов на основании договора инвестиционного товарищества. Важно, что новый закон облегчит жизнь инвесторам", - заявил журналистам член комитета по бюджету и налогам Никита Чаплин.
Закон передает ФНС России полномочия Минфина по утверждению формы расчета финансового результата инвестиционного товарищества, а также уточняет порядок определения прибыли или убытка ИТ и дальнейшего их распределения между его участниками. Прибыль или убыток такого товарищества будут определяться раздельно по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, и по прочим операциям.
Одновременно конкретизируется порядок налогообложения при выходе участника из инвестиционного товарищества либо прекращении договора ИТ. При этом учитывается, что в таких случаях участник товарищества получает имущество, часть которого уже была учтена для целей налогообложения при распределении прибыли по итогам отчетных налоговых периодов.
В подобных случаях доходы участника инвестиционного товарищества будут уменьшаться на ранее учтенную прибыль, а также на величину вклада, оплаченную участником ИТ к моменту выхода из него или прекращения договора, и его расходы на приобретение прав и обязанностей по договору. При этом доходы будут увеличиваться на величину ранее учтенных при определении налоговых баз убытков от участия в ИТ.
Прибыль или убыток участника ИТ от участия в нем, относящиеся к ранее осуществленным фактическим выплатам, не будут учитываться при определении прибыли или убытка налогоплательщика при выходе из товарищества либо прекращении договора. Кроме того, с 2024 года доля каждого участника в прибыли инвестиционного товарищества будет определяться как отношение суммы его вклада к общей сумме вкладов всех участников договора ИТ.
Закон должен будет вступить в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок. Причем большинство его норм будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2023 года, а те, что касаются выхода из ИТ, - на возникшие с 1 января 2022 года, то есть иметь обратную силу.
Источник: Audit-it.ru, 27.06.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1081269.html

В 1 чтении приняты нормы НК об освобождении от взносов ИП-военных пенсионеров

Госдума приняла в первом чтении законопроект 379441-8 с поправками в НК, касающимися страховых взносов.
Повода сразу два. Во-первых, недавно был подписан закон с поправками в закон о пенсионном страховании с освобождением ИП-военных пенсионеров от уплаты взносов на ОПС за себя. Сделано это было с подачи Конституционного суда. Пока что это освобождение применяться не может, потому что имеется конфликт с нормами Налогового кодекса. К тому же, подпункт 2 пункта 1 статьи 419 НК, где указаны лица, обязанные уплачивать взносы, КС также признал недействующим в части, касающейся военных пенсионеров.
Причем, с этого года (вследствие объединения ПФ и ФСС) введен единый тариф, и ИП платят взносы не по отдельности в ПФ и ФФОМС, а – в совокупном фиксированном размере. При этом военные пенсионеры освобождаются лишь от пенсионных взносов, а на ОМС по-прежнему должны платить.
Законопроект, принятый в первом чтении, все это учитывает. Предложено оговорить, что такие плательщики уплачивают взносы на ОМС по нормативу 19,8922% от совокупного фиксированного размера взносов.
Этот же законопроект призван исправить последствия введения единого тарифа для иностранных работников. Дело в том, что по международным договорам некоторые такие граждане должны подлежать только отдельным видам обязательного страхования. Но, когда ввели единый тариф, разделить платежи на виды пенсионного, медицинского и соцстрахования стало невозможно. Поэтому сейчас для тех, кто подпадает под действие международных договоров, тоже вводятся нормативы для исчисления взносов по видам страхования. На ОПС это будет 72,8% от единого тарифа, на ОСС – 8,9%, на ОМС – 18,3%.
Источник: Audit-it.ru, 28.06.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1081375.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аккуратный учет по общему режиму помог доказать переход на него с УСН без уведомления

Суды согласились с правом налогоплательщика на вычеты НДС, тогда как налоговая против них возразила под предлогом, что ИП не отказывался от УСН.
ИП был зарегистрирован в 2020 году и с момента регистрации применял УСН. Однако, начиная с 2021 года, стал вести весь учёт и деятельность так, как если бы он применял общий режим. В частности, ИП вёл книги покупок, продаж, книгу учёта доходов и расходов и хозяйственных операций. Все сведения в книги ИП заносил, соблюдая хронологический порядок.
За первый и второй кварталы ИП подавал декларации по НДС с суммами налога к уплате: за первый квартал это была совсем незначительная сумма, за второй – 171 тысяча рублей. В декларации за третий квартал 2021 года ИП заявил вычеты на общую сумму 258,6 тысяч рублей. До сих пор налоговики не возражали против приёма декларации по НДС. Однако, проведя камералку за третий квартал, вспомнили, что ИП применял УСН и заявлений о переходе на другой режим не подавал.
Так что в вычетах было отказано, соответственно, доначислен НДС на указанную сумму, а также пени 12 тысяч рублей и штраф – 26 тысяч. Решение выносилось уже в феврале 2022 года. Несмотря на причину – то есть, предполагаемое применение предпринимателем УСН – вскоре налоговики приняли без возражений декларацию ИП по НДФЛ за 2021 год, а ещё немного позднее выставили требование об уплате задекларированного НДФЛ.
Решение налоговиков о начислении НДС ИП направился обжаловать в суд. В первой инстанции истцу не повезло – там решили, что если не было уведомления о переходе на другой налоговый режим, то ИП считается применяющим УСН.
В апелляции дело приняло другой оборот: там напомнили, что переход на общий режим налогообложения с начала очередного года – это добровольное решение самого налогоплательщика. Информирование об этом носит уведомительный характер, переход на общий режим не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. В целом "беспричинное" (без видимых для налоговой предусмотренных НК оснований) изменение режима налогообложения не допускается только с середины года, а с начала года это вполне возможно.
Уведомление о переходе на УСН с начала 2021 года было подано только в конце 2021 года. Однако Налоговый кодекс не содержит каких-либо санкций за нарушение срока подачи такого уведомления и даже за его неподачу. В том числе, не предусмотрен отказ от применения желательного для налогоплательщика режима, не установлено никаких других негативных последствий.
Суды отметили, что первые две декларации по НДС налоговики принимали без замечаний. Налоговая на это возразила, что декларации принимала в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК, то есть, как у налогоплательщика, не являющегося плательщиком НДС, но при этом выставляющего счета-фактуры с исходящим НДС. Однако суды отметили, что эти декларации были составлены в соответствии с правилами заполнения декларации по общему режиму.
Налоги также уплачивались в порядке, установленном для общего режима, в том числе и НДС, и НДФЛ. По-видимому, имелось в виду, что ИП уплачивал авансовые платежи по НДФЛ в течение 2021 года. Ни отчётность, ни налоги за 2021 год, связанные с применением УСН, налоговики не видели. Таким образом, решение инспекции было признано недействительным.
Такие аргументы срабатывают в судах давно, но – далеко не в любом случае. Бывало, что в похожих ситуациях налогоплательщик проигрывал, так как, по мнению судов, налоговики не вправе не принять сдаваемую в срок и по форме отчетность. Тем более, в ситуациях, когда отчетность по общему режиму сдается не вовремя, аналогичные аргументы (о ведении учета по ОСН) с большой вероятностью могут не сработать. Иногда проблемы возникают в случае подачи уведомления в одном "бумажном" экземпляре, но в судах спор решается в пользу истца.
(кассация Ф04-1443/2023 по делу А70-15501/2022)
Источник: Audit-it.ru, 29.06.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1081451.html

Верховный суд высказался о сроке давности за нарушения правил работы с наличностью

Проверяющие могут выписать штраф за превышение лимита расчета наличными и другие нарушения правил работы с наличностью не позднее двух месяцев с момента совершения правонарушения. К такому выводу пришел Верховный суд.
Инспекция оштрафовала организацию за нарушения, допущенные при выдаче наличных из кассы, на основании части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 15.1 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций. К таким нарушениям относятся: расчеты наличными с другими организациями сверх установленных размеров; неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; накопление в кассе денег сверх установленных лимитов. Для должностных лиц штраф составляет от 4 000 до 5 000 рублей, для организаций - от 40 000 до 50 000 рублей.
Налогоплательщик обратился в суд с требованием отменить постановление о привлечении к ответственности. Главный аргумент - срок давности для назначения наказания составляет два месяца со дня совершения нарушения. В данном случае нарушение совершено 30.07.2021, а постановление вынесено 05.10.2021, то есть за пределами двухмесячного срока давности.
В свою очередь инспекция заявила, что в рассматриваемой ситуации действует специальный годичный срок давности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП для нарушений законодательства о применении ККТ.
Суды первой и кассационной инстанций отказались поддержать налогоплательщика. Но Верховный суд принял решение в пользу организации, указав на следующее. Согласно пункту 1 статьи 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (если дело рассматривается судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения правонарушения. За отдельные виды административных правонарушений этот срок может быть увеличен до одного, двух, трех или шести лет. Но законодательство о наличных расчетах в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ специально не выделяется. Поэтому для него не установлено особого срока давности, отличающегося от двух месяцев.
Кроме того, нарушение правил работы с наличностью не имеет отношения к законодательству о применении ККТ. Соответственно, оснований для применения специального годичного срока давности привлечения к ответственности не было.
(Определение Верховного Суда РФ от 15.02.23 № 309-ЭС22-18349)
Источник: Бухонлайн, 30.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20099_verxovnyj-sud-vyskazalsya-o-sroke-privlecheniya-k-otvetstvennosti-za-narusheniya-pravil-raboty-s-nalichnostyu

Суд: при незначительном сокращении рабочего времени "детское" пособие не выплачивается

Если длительность рабочего дня сокращена всего на несколько минут, то пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет не полагается. Правомерность такого подхода подтвердил Арбитражный суд Дальневосточного округа.
В период отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет сотрудник вышел на работу на неполный день. Соответственно, он получал и зарплату, и ежемесячное "детское" пособие. При этом рабочий день был сокращен всего на 5 минут.
По мнению проверяющих, при таком графике родитель не мог фактически осуществлять уход за ребенком. В связи с этим фонд обязал страхователя возместить расходы на выплату "детского" пособия.
Суды трех инстанций поддержали проверяющих, указав на следующее.
Во-первых, рабочее время было сокращено всего на 5 минут. Следовательно, работник фактически не мог ухаживать за ребенком.
Во-вторых, цель выплаты "детского" пособия - это компенсация утраченного заработка в связи с уходом за ребенком. Поэтому сокращение рабочего времени должно быть таким, при котором часть заработка в действительности утрачивается в сравнении с обычными условиями труда. Между тем, в описанной ситуации пособие выплачивалось в размере 40% утраченного заработка. В то время как сокращение рабочего времени до 5 минут в день повлекло для работника потерю заработка менее чем на 40%. Таким образом, в сложившейся ситуации пособие по уходу за ребенком уже не может расцениваться как компенсация, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования.
С учетом изложенного суд признал, что оснований для выплаты "детского" пособия не было.
(Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.05.23 № Ф03-1817/2023)
Источник: Бухонлайн, 28.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20089_sud-pri-neznachitelnom-sokrashhenii-rabochego-vremeni-detskoe-posobie-ne-vyplachivaetsya

ПРОЧЕЕ

Даны разъяснения по вопросу раскрытия информации о контроле над лицами недружественных иностранных государств налоговым органам РФ

Сообщается, в частности, что при определении наличия обязанности уведомлять налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях (далее - КИК) необходимо учитывать пункт 1 статьи 25.13 НК РФ, согласно которому КИК признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям: организация не признается налоговым резидентом РФ; контролирующим лицом организации являются организация и (или) физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Для лиц, признаваемых контролирующими лицами на 31.12.2022, установленный срок представления уведомлений о КИК за 2022 год является (с учетом нерабочих и праздничных дней): 20.03.2023 - для организаций; 02.05.2023 - для физических лиц.
Для лиц, признаваемых контролирующими лицами на 31.12.2023, установленный срок представления уведомлений о КИК за 2023 год является (с учетом нерабочих и праздничных дней): 20.03.2024 - для организаций; 30.04.2024 - для физических лиц.
В случае необходимости контролирующее лицо вправе запросить у налогового органа подтверждение о представлении уведомления о КИК за соответствующий год. Порядок получения от налоговых органов подтверждения раскрытия российскими юридическими лицами или физическими лицами информации о контроле приведен в письме ФНС России от 30.09.2022 N ШЮ-4-13/13043@.
(Письмо ФНС России от 22.06.2023 N ШЮ-4-13/7940@ "Разъяснения о сведениях, являющихся примерами надлежащего раскрытия информации для целей подпункта "б" пункта 12 Указа Президента Российской Федерации от 05.03.2022 N 95")
Источник: КонсультантПлюс, 23.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80781.html

Даны разъяснения по вопросу отказа от выбранного специального налогового режима (УСН, ЕСХН) и перехода на иной режим налогообложения на территориях новых субъектов

По мнению ФНС, налогоплательщики, представившие в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2022 N 2529 уведомление о переходе на применение УСН, ЕСХН с 01.01.2023, вправе отказаться от их применения и перейти с этой даты на иной режим налогообложения, в том числе на общую систему налогообложения, уведомив об этом налоговый орган до истечения срока, установленного в данном постановлении, - не позднее 30.06.2023.
(Письмо ФНС России от 22.06.2023 N СД-4-3/7967@ "Об изменении режима налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 29.06.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208704659.html

Налоговики уточнили, какие коды периодов указывать в уведомлениях об авансах по УСН и ЕСХН

При заполнении уведомления в отношении авансового платежа по УСН за полугодие 2023 года в поле "Отчетный (налоговый) период…" нужно указать код "34/02". Аналогичный код отражается в уведомлении об исчисленной сумме ЕСХН за полугодие. Об этом напомнили специалисты ФНС в своем недавнем письме.
Как известно, плательщики налога по УСН обязаны подавать уведомления об исчисленных суммах авансовых платежей. Это связано с тем, что уплата авансов не сопровождается сдачей налоговых деклараций (п. 9 ст. 58 НК РФ, п. 7 ст. 346.21 НК РФ, ст. 346.23 НК РФ).
Авторы письма уточнили, что при заполнении уведомлений в отношении авансовых платежей по УСН в поле "Отчетный (налоговый) период (код)/Номер месяца (квартала)" следует указывать следующие коды:
- за отчетный период I квартал 2023 года - "34/01";
- за отчетный период полугодие 2023 года - "34/02";
- за отчетный период 9 месяцев 2023 года - "34/03".
Ранее налоговики разъясняли: суммы в уведомлении отражаются за каждый конкретный период, а не нарастающим итогом. В случае, если сумма налога к уплате отсутствует, в том числе за счет уменьшения на страховые взносы, составлять уведомление не нужно.
Единый сельскохозяйственный налог вносится двумя частями: авансовый платеж за полугодие и налог по итогам года (ст. 346.9 НК РФ). При этом декларацию нужно сдать один раз в год, после окончания налогового периода (п. 2 ст. 346.10 НК РФ). Соответственно, по итогам полугодия следует отправить уведомление об исчисленном авансовом платеже.
При заполнении уведомления по ЕСХН за полугодие 2023 года в поле "Отчетный (налоговый) период (код)/Номер месяца (квартала)" необходимо указать код "34/02".
(Письмо ФНС России от 22.06.23 № СД-4-3/7941@)
Источник: Бухонлайн, 27.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20079_nalogoviki-utochnili-kakie-kody-periodov-ukazyvat-v-uvedomleniyax-ob-avansax-po-usn-i-esxn

Можно ли применять "упрощенку", не уведомив налоговую: ответ ФНС

Налогоплательщик не подал уведомление о переходе на "упрощенку", но фактически применял этот спецрежим - сдавал декларации и платил единый налог. Может ли налоговая доначислить ему налоги по ОСНО? Ответ - в новом письме ФНС.
Как известно, Налоговый кодекс содержит ряд ограничений и условий для применения УСН. Одно из них - вовремя подать уведомление о переходе на "упрощенку". Организации и ИП, не выполнившие это требование, не вправе применять УСН (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Ссылаясь на эту норму, инспекции самостоятельно меняют статус налогоплательщика ("переводят" с УСН на ОСНО). Причем, это происходит даже в том случае, когда налогоплательщик фактически применяет указанный спецрежим (сдает отчетность по УСН, вносит авансы и "упрощенный" налог), и налоговики против этого не возражают (принимают отчетность и не сообщают об излишней уплате налога).
Однако ФНС в комментируемом письме признала такую практику неправильной. В ведомстве опираются на определение Верховного суда от 02.07.19 № 310-ЭС19-1705. В нем судьи отметили следующее. Налогоплательщик, который сдает УСН-декларации и платит единый налог, фактически подтверждает свое волеизъявление на использование "упрощенки". А налоговики, принимая такие декларации, по сути, одобряют его действия. В такой ситуации неподача уведомления о намерении применять УСН не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на данный спецрежим.
Дополнительно ФНС сообщила, что для устранения описанной проблемы был доработан программный комплекс, установленный в налоговых. Он позволяет оперативного выявлять налогоплательщиков, которые применяют УСН без предварительной подачи уведомления.
(Письмо ФНС России от 19.06.23 № СД-4-3/7638@)
Источник: Бухонлайн, 26.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20078_mozhno-li-primenyat-uproshhenku-ne-uvedomiv-nalogovuyu-otvet-fns

Даны разъяснения по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения договора участия в долевом строительстве в случае одностороннего отказа стороны такого договора от его исполнения

Сообщается, в частности, что согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ) договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Застройщик и участник долевого строительства вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ. В случае одностороннего отказа одной из сторон договора от исполнения договора договор считается расторгнутым со дня направления другой стороне уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора.
Пунктом 1 статьи 333.16 НК РФ установлено, что государственной пошлиной признается сбор, взимаемый за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
Положениями подпункта 30 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ определяется размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора, а также соглашения об изменении или о расторжении договора, уступки прав требования по договору, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, из буквального толкования комментируемых норм следует, что при расторжении договора на основании одностороннего отказа стороны договора от его исполнения государственная пошлина не уплачивается.
(Письмо Росреестра от 30.05.2023 N 14-4593-ТГ/23 "О государственной пошлине за государственную регистрацию прекращения договора участия в долевом строительстве в случае одностороннего отказа стороны договора от его исполнения")
Источник: КонсультантПлюс, 30.06.2023, https://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2023-06-30.html

ФНС сообщает о завершении рассылки сообщений об исчисленных суммах налогов в отношении транспортных средств и объектов недвижимости, принадлежавших юрлицам в течение 2022 года

Также приведена информация о новых правилах формирования и рассылки сообщений, порядке и сроках направления организациями пояснений в случае несоответствия уплаченного налога сумме исчисленного налога, указанной в сообщении.
Кроме того, ФНС напоминает: если организация не получила сообщение, она обязана уведомить налоговый орган о наличии налогооблагаемых транспортных средств и объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
(Информация ФНС России "Налоговые органы завершили массовое направление сообщений об исчисленных суммах налогов на имущество организаций за 2022 год")
Источник: КонсультантПлюс, 30.06.2023, https://www.consultant.ru/law/review/208704768.html

ФНС предлагает перенести срок сдачи декларации по налогу на имущество организаций

По мнению ФНС, крайний срок сдачи декларации по налогу на имущество организаций нужно перенести с 25 марта на 25 февраля года, следующего за истекшим. Это избавит налогоплательщиков от обязанности подавать уведомление об исчисленной сумме. Об этом сообщается в недавнем письме ведомства.
По действующим правилам, декларацию по налогу на имущество организаций необходимо сдать не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ). А заплатить налог нужно раньше - не позднее 28 февраля (п. 1 ст. 383 НК РФ). В связи с этим налогоплательщикам приходится подавать уведомление об исчисленной сумме налога (п. 9 ст. 58 НК РФ). В противном случае налоговики не смогут распределить единый налоговый платеж (ЕНП) в счет уплаты "имущественного" налога.
В комментируемом письме сообщается, что такой порядок приводит к избыточной налоговой отчетности. Поэтому в налоговом ведомстве предлагают скорректировать срок сдачи декларации по налогу на имущество. А именно, закрепить обязанность организаций сдавать указанную декларацию не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим (то есть на месяц раньше, чем сейчас). Соответствующее предложение ФНС уже направила в Минфин.
(Письмо ФНС России от 14.06.23 № БВ-15-7/60)
Источник: Бухонлайн, 26.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20077_fns-predlagaet-perenesti-srok-sdachi-deklaracii-po-nalogu-na-imushhestvo-organizacij

ФНС сообщила, надо ли сдавать РСВ и персотчетность на членов совета директоров

В отношении членов совета директоров нужно сдавать РСВ и персонифицированные сведения в течение всего периода исполнения ими своих обязанностей. При этом не имеет значения, выплачивалось им вознаграждений в расчетном (отчетном) периоде или нет. Об этом сообщили специалисты ФНС в своем новом письме.
Авторы письма напоминают, что отчетность по страховым взносам состоит двух форм: расчет по взносам и персонифицированные сведения о физических лицах (утв. приказом ФНС от 29.09.22 № ЕД-7-11/878@). Согласно порядкам заполнения форм, персональные данные и сведения о выплатах указываются в отношении всех застрахованных лиц, в пользу которых начислены выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений и договоров ГПХ. При отсутствии выплат в соответствующих строках ставятся прочерки. Подпадают ли члены совета директоров под эти нормы?
Да, подпадают, считают в ФНС. Налоговики ссылаются на определения Конституционного суда от 06.06.16 № 1169-О и № 1170-О. В них судьи пришли к выводу, что вознаграждение членам совета директоров, независимо от условий договоров с ними, считается выплаченным в рамках гражданско-правовых договоров, а значит, признается объектом обложения страховыми взносами.
Таким образом, в отношении членов совета директоров необходимо сдавать РСВ и персонифицированные сведения в течение всего времени исполнения ими своих обязанностей. При этом отсутствие выплат в расчетном (отчетном) периоде не освобождает организацию от обязанности заполнить и сдать данные формы отчетности.
(Письмо ФНС России от 13.06.23 № ЗГ-3-11/7733)
Источник: Бухонлайн, 27.06.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/6/20081_fns-soobshhila-nado-li-sdavat-li-rsv-i-persotchetnost-na-chlenov-soveta-direktorov

В Москве при исчислении сроков, установленных НК РФ, 26 июня 2023 года не учитывается в качестве рабочего дня

Мэр Москвы объявил 26 июня нерабочим днем в связи с введением режима КТО.
Приведенная в информации позиция налогового органа основана на порядке определения сроков, установленном пунктом 7 статьи 6.1 НК РФ.
(Информация УФНС РФ по г. Москве от 26.06.2023 "В Москве 26 июня не учитывается в качестве рабочего дня при исчислении сроков, установленных НК РФ")
Источник: КонсультантПлюс, 27.06.2023, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/80838.html