Мониторинг изменений за период 27.02.23 - 05.03.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 27.02.2023 - 05.03.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Установлены особенности применения налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых

Предусмотрено предоставление "налогового кредита" посредством применения в налоговых периодах, начало которых приходится на период с 1 апреля 2023 г. по 31 марта 2029 г. включительно, налогового вычета по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 1 111 миллионов рублей на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, относящихся к объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимых для реализации соответствующего проекта по строительству транспортной инфраструктуры в рамках разработки залежей углеводородного сырья на участках недр, расположенных в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Также определен механизм возврата налогового вычета в бюджетную систему РФ в период с 1 апреля 2029 г. по 31 марта 2035 г. включительно.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2023 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 23.02.2023 N 36-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 24.02.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79315.html

Подписан закон о приостановлении действия межправительственного соглашения с Латвией об избежании двойного налогообложения

Соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал было заключено в г. Москве 20.12.2010.
(Федеральный закон от 28.02.2023 N 39-ФЗ "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал")
Источник: КонсультантПлюс, 01.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79351.html

Продлены сроки уплаты налогов и страховых взносов для лиц, осуществляющих деятельность на приграничной территории Белгородской области

Постановлением на 12 месяцев продлеваются сроки уплаты налогов (за исключением НДС и налогов, перечисляемых налоговым агентом), авансовых платежей и страховых взносов (в т.ч. взносов на "травматизм"), которые наступают в 2023 году.
Осуществлять платежи необходимо будет ежемесячно равными частями в размере одной двенадцатой суммы, подлежащей уплате.
Указанными мерами поддержки смогут воспользоваться организации и предприниматели, если им нанесен ущерб в результате обстрелов (терактов) и (или) их доходы за время СВО снизились более чем на 30%.
(Постановление Правительства РФ от 18.02.2023 N 259 "Об изменении сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на приграничной территории Белгородской области")
Источник: КонсультантПлюс, 22.02.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79284.html

Обновлены форматы некоторых документов, используемых при выставлении и получении первичных и иных документов, включая счета-фактуры

Внесены изменения в приложения к Приказу ФНС от 30.01.2012 N ММВ-7-6/36@:
- исключено приложение 1 "Формат информационного сообщения об участнике электронного документооборота счетами-фактурами";
- в новой редакции изложены: "Формат извещения о получении электронного документа"; "Формат подтверждения даты отправки документа"; "Формат подтверждения даты получения документа"; "Формат уведомления об уточнении электронного документа".
Участники электронного документооборота в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего приказа могут использовать некоторые документы по ранее утвержденным форматам.
Приказ вступает в силу по истечении 30 дней с даты его подписания.
(Приказ ФНС России от 21.02.2023 N ЕД-7-26/133@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 30.01.2012 N ММВ-7-6/36@")
Источник: КонсультантПлюс, 01.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79369.html

СТАТИСТИКА

Правительство наделено полномочиями временно приостанавливать предоставление и распространение официальной статистической информации в РФ

Согласно тексту закона особенности доступа к официальной статистической информации могут устанавливаться решениями Правительства об актуализации (о корректировке) федерального плана статистических работ.
Кроме того, документом установлены особенности осуществления официального статистического учета на территориях ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в переходный период до 1 января 2026 года.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 28.02.2023 N 55-ФЗ "О внесении изменения в статью 5 и приостановлении действия части 7 статьи 8 Федерального закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и об особенностях осуществления официального статистического учета на территориях отдельных субъектов Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 01.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79349.html

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N СПО-2 "Сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности профессиональной образовательной организации"

Форму предоставляют юридические лица, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена.
Признан утратившим силу приказ Росстата от 01.11.2019 N 648.
(Приказ Росстата от 21.02.2023 N 62 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Министерством просвещения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере среднего профессионального образования")
Источник: КонсультантПлюс, 03.03.2023, http://www.consultant.ru/law/review/208587525.html

Утверждена новая годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-здрав "Сведения об организации, оказывающей услуги по медицинской помощи"

Форму предоставляют юридические лица, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности и оказывающие услуги по медицинской помощи (кроме микропредприятий и медицинских организаций системы Минздрава). При наличии у юридического лица обособленных подразделений форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Признана утратившей силу утвержденная ранее аналогичная форма.
(Приказ Росстата от 22.02.2023 N 76 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения")
Источник: КонсультантПлюс, 02.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79392.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Депутаты приняли законопроект о прекращении дел о налоговых преступлениях при уплате недоимки

На пленарном заседании Государственной думы был принят в первом чтении правительственный законопроект, который предусматривает прекращение уголовного дела или отказ в его возбуждении по налоговым преступлениям, если недоимка, пени и штрафы будут уплачены полностью.
Пояснительная записка к документу указывает, что он был разработан в соответствии с поручением президента РФ от 26 апреля 2022 года, чтобы уменьшить негативное влияние на экономику России в современных условиях и ликвидировать некоторые уголовные преступления, связанные с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей.
В частности, предложено расширить перечень оснований для отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, который содержится в статье 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Согласно новому пункту, уголовное дело не может быть возбуждено, а уже возбужденное необходимо прекратить при полной оплате недоимки, пеней и штрафов в соответствии с законодательством о налогах и сборах и законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Кроме того, в Уголовном кодексе РФ предлагается сократить максимальный срок лишения свободы по ряду статей, связанных с уклонением от уплаты налогов и других обязательных платежей. Например, максимальный срок лишения свободы за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов, подлежащих уплате организацией, сокращается с шести до пяти лет. Аналогичное снижение предусмотрено и в статье о неисполнении обязанностей налогового агента.
Максимальный срок лишения свободы за сокрытие денег или имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сокращается с семи до пяти лет, а за уклонение от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
Источник: Российский налоговый портал, 03.03.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-461876-deputatyi_prinyali_zakonoproekt_o_prekraschenii_del_o_nalogovyih_prestupleniyah_pri_uplate_nedoimki

Госдума приняла законопроект о создании ОЭЗ на Курилах

Первоначальная редакция документа была направлена на гармонизацию российского законодательства с нормами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) о применении процедур свободной таможенной зоны (СТЗ) в особых, свободных и особых экономических зонах и приравненных к ним территориях Российской Федерации.
В ходе второго чтения в среду Госдума поддержала ряд поправок, в том числе создание ОЭЗ на территории Южно-Курильского, Курильского и Северо-Курильского городских округов Сахалинской области. ОЭЗ будет действовать до конца 2046 года. Соответствующие изменения вносятся в закон об ОЭЗ в Магаданской области.
Главное изменение заключается в том, что на Курилах создается особая экономическая зона и вводится понятие ее участника, пояснил на прошлой неделе директор Департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Минфина. РФ, Никита Золкин. Участник Курильской ОЭЗ будет иметь право на освобождение от налога на прибыль, льгот по таможенному оформлению и применения процедур СТЗ.
Источник: Российский налоговый портал, 03.03.2023, http://taxpravo.ru/novosti/statya-461882-gosduma_prinyala_zakonoproekt_o_sozdanii_oez_na_kurilah

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Блокировка счетов налоговиками незаконна, если есть имущество, которое можно "застолбить"

Последовательность применения обеспечительных мер в случае, если налоговики опасаются неуплаты доначислений, установлена НК. Суды признали незаконной заморозку счета при том, что меры по запрету на продажу имущества не были исчерпаны.
Организация обратилась в суд с требованием отменить блокировки своих счетов в пяти банках. Причиной стали доначисления в результате налоговой проверки: долг по налогам, пеням и штрафам в общей сумме составил около 90 млн рублей.
При этом налоговики также наложили запрет на отчуждение транспортных средств организации на общую сумму 70 млн рублей. В суде организация указала, что это - далеко не всё её имущество, запрет на отчуждение или передачу в залог которого можно было бы наложить. Ведь активы организации по итогам предыдущего года составили около 214 млн рублей, в том числе, она обладала существенным пакетом акций другой организации.
Суды подтвердили, что, действительно, в качестве приоритетной обеспечительной меры налоговая должна накладывать запрет на отчуждение имущества. И только если его недостаточно для покрытия долгов, на разницу блокируется расчётный счёт. Это установлено пунктом 10 статьи 101 НК и делается в том случае, если у налоговиков есть обоснованные подозрения, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения и взыскание недоимки.
Суды указали, что при принятии соответствующих решений налоговики должны ориентироваться на бухгалтерский баланс организации. Поскольку в данном случае не были исчерпаны обеспечительные меры по запрету на отчуждение имущества, блокировки счетов признаны незаконными.
(дело А55-11515/2022, кассация Ф06-26090/2022).
Источник: Audit-it.ru, 01.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1074454.html

Решение по проверке вынесено с просрочкой в два года - взыскивать доначисленное поздно

Суды трех инстанций указали, что налоговая утратила возможность взыскания. Все названные ею причины затягивания срока - увольнение начальника, ожидание материалов из МВД и согласования из ФНС - признаны несерьезными.
В течение второй половины 2017 года и до сентября 2018 года налоговая проводила выездную проверку организации за период 2014-2016 годов. Итоговое рассмотрение всех материалов, включая полученные при допмероприятиях налогового контроля, а также возражений налогоплательщика состоялось 25 января 2019 года.
Решение по проверке налогоплательщик ждал примерно в начале февраля. Однако так и не дождался. Получен этот документ аж в декабре 2020 года. Доначислено было 182 млн рублей налогов, а также около 100 млн рублей пеней. Требование об уплате указанной суммы недоимки, а также 6 млн рублей пеней поступило от инспекции в июле 2021 года.
После этого организация направилась в суд обжаловать действия налогового органа, пропустившего все возможные сроки. Организация указала, что решение должно было быть вынесено не позднее 8 февраля 2019 года, а пропуск этого срока составил 705 календарных дней. С учётом всех дальнейших процессуальных сроков требование об уплате доначислений могло было быть выставлено в июне 2019 года, а срок на его добровольное исполнение не может превышать начало июля 2019 года. Соответственно, как считала фирма, возможности взыскания недоимки налоговым органам утрачены.
В ответ инспекция привела аж три причины проволочки со своей стороны. Во-первых, был уволен руководитель налогового органа, и ему на смену пришёл новый, которому пришлось ознакамливаться со всеми материалами. Во-вторых, налоговики ждали информацию от органов МВД, которые проводили своё расследование и могли бы помочь налоговикам с формированием доказательной базы по фактам, зафиксированным в решении по проверке. В-третьих, позиция, изложенная в решении, по внутренним инструкциям ФНС должна была пройти согласование в контрольном управлении ФНС. Так что, по мнению налоговиков, только когда все эти звёзды сошлись, решение могло быть вынесено в окончательном виде.
Но суды указали, что все возможности отсрочек уже были исчерпаны налоговиками ещё до 25 января 2019 года, то есть - до итогового заседания по проверке. Суды раскопали, что от следователей документы были получены в марте 2020 года, то есть на полгода раньше, чем вынесено решение. Но даже и это не столь важно, потому что повторное рассмотрение акта и дополнительных материалов уже после всех допмероприятий не основано на нормах налогового законодательства, указал суд.
Так что все причины, названные налоговиками, не были приняты судами в качестве законных оснований для затягивания вынесения решения по проверке. Тем более, что начальник инспекции ушёл со своей должности уже после 25 января 2019 года - после итогового рассмотрения материалов проверки. Так что суды согласились с тем, что, затянув на 2 года вынесение решения, налоговики сорвали все сроки для последующего взыскания. Попутно выявились и более мелкие нарушения, например, само по себе решение, которое принято было 30 декабря 2020 года, вручено организации только в конце января 2021.
Так что требование инспекции об уплате недоимки, пеней и штрафов было признано недействительным судами трёх инстанций. Вместе с тем, в настоящее время подана кассационная жалоба в Верховный суд.
Напомним, что ранее были и неблагоприятные для налогоплательщиков решения по схожим вопросам. Например, один пытался оспорить начисление пеней - ведь их сумму определяют на момент вынесения решения, а если оно затянуто, то и пеней набегает больше. Но суды намекнули, что надо было сначала заплатить недоимку - остановить "счетчик", а потом ждать решения. А просрочки отправки акта по проверке вообще ничего не значат, свидетельствует практика.
(дело А56-95029/2021, окружной суд Ф07-14681/2022)
Источник: Audit-it.ru, 01.03.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1074448.html

При отсутствии первички за период нельзя сдать декларацию до его окончания - ВС

У фирмы оставался незаявленный входящий НДС, трехлетний срок на вычет которого истекал 30 июня 2021 года. Днем позже право на вычет уже утрачивалось, ведь на время, отведенное для подачи декларации, срок на вычет не продлевается (по этому поводу был уже прецедент).
Так что 30 июня организация направила по ТКС декларацию по НДС за 2 квартал 2021 года. Иными словами, декларацию хотели сдать в последний день того квартала, за который она оформлена. Налоговая отказала в приеме с формулировкой: "налоговый период еще не наступил". Через неделю организация подала декларацию снова, указав, что это - корректировка № 1. И опять получила отказ, так как, по мнению налоговиков, первичной декларации, к которой могла бы подаваться уточненка, не существовало.
Срок на подачу декларации ограничен только "сверху" (25 числом по окончании квартала), и никаких ограничений срока с другой стороны НК не устанавливает, считали в организации. Однако на суды этот аргумент не подействовал - о рассмотрении этого дела в первых трех инстанциях мы в свое время рассказали.
Последующее обращение в ВС тоже ничего не дало. Моментом возникновения обязанности по представлению декларации за налоговый период является следующий день после дня окончания соответствующего периода, согласился ВС с коллегами из нижестоящих судов.
В случае отсутствия первичных документов, являющихся основанием для определения налоговой базы и исчисления суммы налога, подлежащей уплате, информация о налоговой базе и сумме исчисленного налога, отраженная в налоговых декларациях (расчетах), представленных до завершения соответствующего налогового (отчетного) периода, будет являться предположительной (мнимой).
В общем, организация в итоге потеряла 1,75 млн рублей в виде недоиспользованного вычета.
Полагаем, что упомянутое отсутствие первичных документов в данном случае стало ключевым фактором. Подробностей в материалах дела не содержится, но, вероятно, налоговая база за спорный квартал отсутствовала. Ведь существует противоположная практика (и тоже довольно свежая) - другая компания выиграла точно такой же спор в кассации (причем, в том же окружном суде), и помог аргумент о том, что срок на подачу декларации не ограничен каким-то началом.
(определение 305-ЭС22-25615 по делу А40-213006/2021)
Источник: Audit-it.ru, 27.02.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1074311.html

Суд: выезд коллег по месту жительства сотрудника - еще не разглашение персданных

Гражданка почувствовала себя плохо на работе, предупредила подчиненного и обратилась в медучреждение за помощью. Вечером в ее квартиру пришло трое мужчин, представились коллегами и попросили супруга сотрудницы передать ключи от рабочего кабинета.
По мнению гражданки, в этой ситуации ее права были нарушены, и она обратилась со служебной запиской к руководителю:
- персональные данные (домашний адрес) разглашены третьим лицам - иным сотрудникам компании;
- имеет место нарушение права на охрану частной жизни.
Однако компания факт нарушения законодательства о персданных не подтвердила.
Чтобы защитить свои права, гражданка обратилась в суд, однако суды трех инстанций заняли сторону работодателя:
- не доказан факт нарушения законодательства при выезде представителей компании по месту жительства отсутствующей сотрудницы для установления местонахождения имущества работодателя в виде ключей от закрытого кабинета;
- обстоятельства дела не свидетельствуют о распространении персональных данных истца неопределенному кругу лиц, нарушении конституционного права на охрану частной жизни.
Напомним, что теперь почти при любой автоматизированной обработке персональных данных необходимо уведомить об этом Роскомнадзор. Законом, вступившим в силу с 1 сентября 2022 года, внесены поправки, сильно сократившие перечень оснований, допускающих такую обработку без уведомления. В том числе, направление такого уведомления стало новой обязанностью работодателей, которые обрабатывают сведения о работниках в соответствии с трудовым законодательством (подробнее). Сроки для уведомления для тех, кто обработку вел до указанной даты, не установлены. Так что, если кто-то этого пока не сделал - еще не поздно. Сообщать в Роскомнадзор не должны лишь те, кто обрабатывает данные исключительно без средств автоматизации.
В декабре в этих целях Роскомнадзор утвердил формы уведомлений:
- о намерении начать обработку персональных данных;
- об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о намерении вести обработку персданных;
- о прекращении такой обработки.
(определение 2-го КСОЮ от 29.11.2022 N 88-26835/2022)
Источник: Audit-it.ru, 27.02.2023, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1073851.html

Суд отменил штраф за ошибку в форме 4‑ФСС

Из-за указания ошибочного номера страхователя отчет 4-ФСС поступил в другое отделение фонда. Приравнивается ли такая ситуация к непредставлению отчетности? Нет, не приравнивается, если другие реквизиты указаны верно. Соответственно, в подобной ситуации проверяющие не могут привлечь страхователя к ответственности. К такому выводу пришел Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Филиал организации своевременно отправил расчет по форме 4-ФСС. Однако в отчетности был указан регистрационный номер головной организации. В связи с этим документ попал в отделение фонда по месту нахождения центрального офиса компании, а не ее филиала.
Узнав об ошибке, страхователь отправил корректирующий отчет. Но сделано это было за пределами срока сдачи отчетности. В связи с этим ФСС оштрафовал организацию за несвоевременную сдачу 4-ФСС.
Суд признал штраф неправомерным, указав на следующее.
Во-первых, первоначальный отчет сдан своевременно. При этом файлы прошли все этапы контроля, не получили отрицательных результатов.
Во-вторых, в отчетности были отражены и другие идентифицирующие реквизиты, по которым фонд мог однозначно установить, что 4-ФСС сдан обособленным подразделением: наименование и юридический адрес филиала, код подчиненности, КПП и т.д. Следовательно, проверяющие могли определить, что документы поступили от филиала.
Таким образом, у фонда не было оснований для привлечения организации к ответственности.
(Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.23 № А43-17301/2022)
Источник: Бухонлайн, 03.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19590_sud-otmenil-shtraf-za-oshibku-v-forme-4-fss

ПРОЧЕЕ

ФНС даны разъяснения по вопросам заполнения и представления в налоговые органы уведомлений об исчисленных суммах налогов (авансовых платежей) по имущественным налогам

В числе прочего сообщается, что: в случае, если налог за 2022 год полностью уплачен в 2022 году, уведомление представлять не требуется; при уплате в 2023 г. налога за 2022 год уведомление должно содержать только сумму налога за вычетом сумм авансовых платежей; после представления налоговой декларации уведомление о той же сумме налога по тем же объектам налогообложения представлять не требуется (если все же ошибочно представлено уведомление - следует направить уточненное уведомление).
Также разъяснены и другие вопросы, в том числе касающиеся отражения сведений в уведомлениях и сроков их представления.
(Письмо ФНС России от 01.03.2023 N БС-4-21/2346@ "О рекомендациях по типовым вопросам заполнения и представления в налоговый орган уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам (в части налогообложения имущества организаций)")
Источник: КонсультантПлюс, 02.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79385.html

ФНС разъяснила порядок выставления счетов-фактур при реализации товаров, налоговая база по которым определяется в соответствии со статьей 162.3 НК РФ

В соответствии с указанной статьей налогоплательщики новых территорий определяют налоговую базу по НДС как разницу между стоимостью реализованных товаров с учетом налога и стоимостью приобретения таких товаров с учетом налога (за исключением амортизируемого имущества).
Учитывая установленную особенность определения налоговой базы, составление счетов-фактур и их выставление покупателям возможны не реже одного раза в месяц и не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
(Письмо ФНС России от 21.02.2023 N СД-4-3/2068@ "О порядке выставления счетов-фактур налогоплательщиками новых территорий")
Источник: КонсультантПлюс, 28.02.2023, http://www.consultant.ru/law/review/208587342.html

Уточненная декларация по налогу на прибыль, поданная в ходе проведения налогового мониторинга: какую проверку будет проводить инспекция?

Налоговая служба определила особенности проверки уточненной налоговой декларации, представленной участником консолидированной группы налогоплательщиков (далее - участник КГН), в отношении которого проводится налоговый мониторинг. Так, если в декларации указано уменьшение налоговых обязательств организации за налоговые (отчетные) периоды, наступившие ранее 9 месяцев 2021 года, то инспекция не проводит выездную налоговую проверку, а только камеральную.
Нормами налогового законодательства определено, что правильность определения полученных доходов и осуществленных расходов участником КГН за период, за который в отношении него проводится или проведен налоговый мониторинг, проверяется только в рамках камеральной налоговой проверки. Выездная проверка проводится только в четырех случаях:
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- при ее назначении вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг
- в случае невыполнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг, мотивированного мнения налогового органа по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль;
- при предоставлении ответственным участником КГН в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, либо увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной отчетностью (п. 4.1 ст. 89.1 Налогового кодекса).
При этом последние два случая вступили в силу только с 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 470-ФЗ). Поэтому в отношении отчетности за периоды ранее этой даты они не применяются.
(Письмо ФНС России от 14 февраля 2023 г. № ШЮ-4-22/1730@)
Источник: ГАРАНТ, 27.02.2023, https://www.garant.ru/news/1610455/

Минфин напомнил, как учесть убытки от списания продукции

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть убытки от списания непригодной для реализации продукции. Их можно включить в состав прочих расходов. Об этом специалисты Минфина сообщили в своем недавнем письме.
Как известно, в целях налогообложения прибыли расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этим критериям, учесть нельзя (п. 49 ст. 270 НК РФ).
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Убыток от списания непригодной для реализации продукции можно списать в расходы. Но при условии, если у организации есть документы, которые подтверждают факт и обстоятельства списания такой продукции. Соответствующие суммы можно отразить в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 27.01.23 № 03-03-06/1/6428)
Источник: Бухонлайн, 28.02.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/2/19573_minfin-napomnil-kak-uchest-ubytki-ot-spisaniya-produkcii

Представлен перечень КБК для их отражения в декларации по налогу на прибыль организаций бывшими участниками КГН и экспортерами СПГ

Налогоплательщикам, которые до 1 января 2023 года являлись участниками КГН, в разделе 1 декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной Приказом ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@, необходимо указать КБК в соответствии с перечнем, приведенным в приложении N 1 к данному письму.
КБК, указанные в приложении N 2, предусмотрены для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по производству сжиженного природного газа (СПГ) и до 31 декабря 2022 года включительно осуществивших на основании лицензии экспорт хотя бы одной партии СПГ.
(Письмо ФНС России от 22.02.2023 N СД-4-3/2176@ "О применении кодов в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 01.03.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79372.html

Физлицам, применяющим специальные налоговые режимы, ФНС рекомендует представить заявление о предоставлении льготы по налогу на имущество и подтверждающие документы

Налоговая льгота установлена по недвижимому имуществу, используемому для видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется УСН, АвтоУСН, ПСН, ЕСХН (за исключением объектов торгово-офисного назначения, включенных в формируемые в субъектах РФ перечни).
В общем случае применяется беззаявительный порядок предоставления льготы, если налоговый орган располагает документами, подтверждающими основания для налоговой льготы.
Если у налогового органа нет таких документов, то предпринимателям целесообразно до 1 мая (планируемой даты начала массового расчета налогов на имущество физлиц за 2022 год) представить соответствующее заявление и подтверждающие документы.
(Информация ФНС России "Предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, вправе использовать льготу по налогу на имущество за 2022 год")
Источник: КонсультантПлюс, 22.02.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79287.html

Обнародованы критерии для самостоятельной проверки отчетности по НДФЛ, НДС и УСН

Федеральная налоговая служба опубликовала общий список контрольных соотношений сразу для 21 формы налоговых деклараций и расчетов. В налоговом ведомстве рассчитывают, что данная информация поможет организациям и ИП избежать ошибок при заполнении отчетности. В результате снизится нагрузка на налоговиков, так как им придется реже запрашивать пояснения, вызывать налогоплательщиков в ИФНС и проч.
Напомним, что контрольные соотношения — это метод математической проверки, отражающий корректность введенных в отчетность данных путем сопоставления определенных показателей.
В комментируемом письме приведена таблица с основными контрольными соотношениями для 21 вида отчетности, в том числе:
- декларации по налогу на прибыль;
- декларации по НДС;
- декларации по налогу на имущество организаций;
- декларации по УСН;
- расчета 6-НДФЛ.
В частности, из таблицы следует, что не могут быть меньше нуля:
- строки 020, 040, 050, 070, 080, 100, 110, 120 раздела 1.1 или раздела 1.2 декларации по УСН;
- строки 002, 004, 005 раздела 1 декларации по ЕСХН;
- строки 040, 050, 070, 080 подраздела 1.1; строки 120, 130, 140, 220, 230, 240 подраздела 1.2; строка 040 подраздела 1.3; строки 210, 220, 230, 180, 190, 200, 280, 281, 270, 271 листа 02 декларации по налогу на прибыль;
- строки 030, 040, 050 раздела 1, строка 060 раздела 2 декларации по НДС;
- строки 030, 040 раздела 1 декларации по налогу на имущество организаций.
(Письмо ФНС от 21.02.23 № ЕА-4-15/2048@)
Источник: Бухонлайн, 02.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19582_obnarodovany-kriterii-dlya-samostoyatelnoj-proverki-otchetnosti-po-ndfl-nds-i-usn

Какие кадровые документы нельзя перевести в электронный вид: разъяснение Минтруда

Большинство кадровых документов можно оформлять и подписывать дистанционно, с помощью системы кадрового электронного документооборота. Однако некоторые документы по-прежнему разрешено составлять только на бумаге. Об этом напомнили специалисты Минтруда в своем новом письме.
Авторы письма ссылаются на положения статьи 22.1 Трудового кодекса. В ней приведен перечень документов, которые нельзя создавать, хранить и использовать в электронном виде. К ним относятся:
- акт о несчастном случае на производстве;
- приказ (распоряжение) об увольнении сотрудника;
- документы, подтверждающие прохождение инструктажей по охране труда.
Как разъясняют в Минтруде, перечисленные документы имеют исключительное значение при расследовании несчастных случаев на производстве, а также дают возможность восстановить права работника — оспорить увольнение или нарушение трудовых прав. В связи с этим такие документы и были изъяты из кадрового электронного документооборота — бумажные документы сложнее подделать, подписать "задним числом". Это не позволяет работодателю нарушать права работников, а работнику злоупотреблять своими правами.
(Письмо Минтруда от 12.01.23 № 14-6/ООГ-97)
Источник: Бухонлайн, 01.03.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/3/19581_kakie-kadrovye-dokumenty-nelzya-perevesti-v-elektronnyj-vid-razyasnenie-mintruda