Мониторинг изменений за период 30.01.23 - 05.02.23


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 30.01.2023 - 05.02.2023 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Актуализированы формы документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий по проведению контрольных мероприятий

Изменения вносятся в связи с введением единого налогового платежа (ЕНП), единого налогового счета (ЕНС) и изменением подхода к взысканию задолженности.
В некоторые формы внесены необходимые изменения, а также в новой редакции изложены, в частности, формы: "Акт налоговой проверки", "Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", "Решение о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке" и многие другие.
(Приказ ФНС России от 09.01.2023 N ЕД-7-2/1@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@", зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2023 N 72200)
Источник: КонсультантПлюс, 01.02.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79060.html

Обновлена форма заявления о подтверждении права на получение некоторых социальных налоговых вычетов по НДФЛ

В новой редакции изложены форма и формат заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2, 3, 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) и 7 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, внесены изменения в порядок заполнения данного заявления.
(Приказ ФНС России от 27.12.2022 N ЕД-7-11/1264@ "О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 17.08.2021 N ЕД-7-11/755@", зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72163)
Источник: КонсультантПлюс, 31.01.2023, http://www.consultant.ru/law/review/208558844.html

Скорректирован перечень государств (территорий), с которыми осуществляется обмен страновыми отчетами

Перечень дополняется государством Тунис, а также из него исключаются государство Швейцария и территория Острова Кайман.
(Приказ ФНС России от 20.12.2022 N ЕД-7-17/1226@ "Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами", зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72148)
Источник: КонсультантПлюс, 27.01.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79014.html

Утверждены форма и формат представления информации об операциях по отчуждению цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав

Обязанность оператора информационной системы по представлению в налоговые органы указанной информации установлена пунктом 10 статьи 226.2 НК РФ.
(Приказ ФНС России от 29.12.2022 N ЕД-7-11/1293@ "Об утверждении формы информации об операциях по отчуждению цифровых финансовых активов и (или) цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, и формата ее представления в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 26.01.2023 N 72142)
Источник: КонсультантПлюс, 27.01.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79015.html

Минсельхозом утверждена форма заявления о подтверждении обоснованности применения вычета, уменьшающего сумму сбора за пользование объектами водных биоресурсов

Размер вычета по каждому получаемому разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов определяется плательщиком самостоятельно в соответствии с установленным порядком (п. 2 ст. 333.4-1 НК РФ). Для применения вычета плательщик сбора обязан представить заявление о подтверждении обоснованности применения вычета по утвержденной форме с приложением подтверждающих документов (в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим приказом).
(Приказ Минсельхоза России от 13.01.2023 N 17 "Об утверждении формы заявления о подтверждении обоснованности применения вычета и перечня документов, подтверждающих обоснованность применения вычета, предусмотренного статьей 333.4-1 Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2023 N 72205)
Источник: КонсультантПлюс, 02.02.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79069.html

Актуализирован перечень услуг, рекомендуемых к предоставлению налогоплательщикам в МФЦ

Обновленный перечень включает, в частности, следующие услуги:
- прием запроса о предоставлении справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа;
- прием согласия налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента на информирование о наличии недоимки и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам.
(Распоряжение ФНС России от 29.12.2022 N 408@ "О внесении изменений в распоряжение ФНС России от 19 февраля 2021 года N 25@")
Источник: КонсультантПлюс, 20.01.2023, http://www.consultant.ru/law/review/208550849.html

Внесены уточнения в формы (форматы) направления налоговым органом запросов в банк

Приказ издан в целях приведения форм документов в соответствие с положениями Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ, предусматривающего введение единого налогового счета и новый порядок взыскания задолженности.
(Приказ ФНС России от 27.12.2022 N ЕД-7-2/1265@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 19.07.2018 N ММВ-7-2/460@", зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72146)
Источник: КонсультантПлюс, 30.01.2023, http://www.consultant.ru/law/review/208550858.html

Актуализирован порядок электронного документооборота между ФНС и банками (операторами по переводу денежных средств)

Внесены поправки в связи с принятием Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
(Приказ ФНС России от 16.01.2023 N ЕД-7-2/26@ "О внесении изменений в Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный Приказом Федеральной налоговой службы от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@", зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2023 N 72199)
Источник: КонсультантПлюс, 01.02.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79059.html

СТАТИСТИКА

Утверждены новые Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений"

Первичные статданные по форме предоставляют юрлица (организации-застройщики), которым выдано разрешение на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, а также юрлица, имеющие на балансе предприятий объекты незавершенного строительства.
Признан утратившим силу приказ Росстата от 18.01.2022 N 19, регулирующий аналогичные правоотношения.
(Приказ Росстата от 25.01.2023 N 20 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий и сооружений")
Источник: КонсультантПлюс, 31.01.2023, http://www.consultant.ru/law/review/208558849.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Налоговый штраф: отягчающие обстоятельства не мешают применять также и смягчающие

Фирме назначили штраф в размере почти 227 млн рублей за неуплату налога. Это - нефтяная компания, добывающая и поставляющая товарную нефть в Китай.
К такому штрафу привело следующее. В декларации по НДС за второй квартал 2020 года налоговики обнаружили незаконно заявленные вычеты на общую сумму 283 млн рублей. Данное нарушение совершено умышленно, в чём налоговики не сомневались, поэтому применили третий пункт статьи 122 НК, штраф по которому составляет 40% от неуплаченной суммы налога.
Кроме того, это было уже не первое аналогичное нарушение в течение последних 12 месяцев. Это - отягчающее ответственность обстоятельство. Поэтому были применены также положения статье 114 НК об увеличении штрафа на 100%.
В суде организация требовала снижения штрафа в четыре раза. Истец указывал на тяжёлое финансовое положение из-за санкций (оспаривался штраф уже в 2022 году), но налоговики выразили глубокое сомнение в этом, поскольку организация не работает с недружественными странами.
Суды указали на принцип соразмерности наказаний и отметили, что штрафы не должны превращаться в инструмент чрезмерного ограничения свободы предпринимательства. Суды увидели смягчающие обстоятельства в наличии долларовой кредитной линии, множества других обязательств. Выплата штрафа помешает как погашению текущих платежей по кредиту, так и расчетам с поставщиками за их услуги. Это может привести к начислению неустоек, штрафов, лишних комиссий, отчуждению имущества, а также может повлечь приостановление оказания услуг поставщиками. Например, это могут быть транспортные услуги, что поставит под удар всю деятельность организации. Эти доводы, заявленные истцом, налоговый орган не опроверг.
Также суды поверили, что макроэкономическая ситуация в целом, которая в этом году признана беспрецедентной, негативно повлияла на показатели деятельности фирмы. Спад развития организации связан также с пандемией коронавируса.
И, наконец, суды учли социально значимую деятельность организации, которая ранее перечисляла ежегодно по 300-500 млн рублей на благотворительность. К тому же, доначисленный налог был в итоге уплачен. Чтобы не привести ситуацию к риску возможного банкротства, суды решили снизить штраф в два раза. На снижение в четыре раза суды не пошли, поскольку это означало бы наложение санкции без учёта отягчающих обстоятельств.
(дело А40-23105/2022, кассация Ф05-32859/2022)

Источник: Audit-it.ru, 02.02.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1073146.html

ОВЭД подтвержден позже срока: суд решил, обязан ли ФСС снизить тариф взносов "на травматизм"

Даже если страхователь подтвердит основной вид деятельности (ОВЭД) с опозданием, то есть после 15 апреля, фонд обязан учесть полученную информацию и установить соответствующий размер тарифа взносов. Такой вывод следует из постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа.
Организация в срок до 15 апреля 2021 года не подтвердила свой основной вид деятельности (тариф взносов по нему должен был составить 0,5%). Справка-подтверждение была передана в фонд только 19 апреля. В связи с этим ФСС установил тариф взносов "на травматизм" исходя из того вида деятельности, который имел наивысший класс профессионального риска из всех заявленных в ЕГРЮЛ. В итоге тариф составил 1,7%.
Отметим, что в данном случае контролеры действовали в соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности (утв. приказом Минздравсоцразвития от 31.01.06 № 55). В нем сказано: если страхователь не предоставил необходимые документы, фонд относит его к тому виду деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из всех "осуществляемых" им видов деятельности, указанных в ЕГРЮЛ.
Однако суд признал установление тарифа в размере 1,7% необоснованным, указав на следующее. Право фонда самостоятельно отнести страхователя к виду экономической деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска, не является санкцией за нарушение срока сдачи документов. Эта мера лишь призвана гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения работодателем своих обязанностей по подтверждению ОВЭД.
Страхователь, не отправивший документы в установленный срок, не может быть лишен возможности подать их после установления фондом размера страхового тарифа. В свою очередь фонд должен учесть эти документы при определении размера тарифа. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности (определение ВС РФ от 12.11.18 № 304-КГ18-9969).
В данной ситуации компания документально подтвердила (хоть и с нарушением срока) основной вид деятельности, по которому применяется тариф 0,5%.
Таким образом, доначисление фондом взносов исходя из тарифа 1,7% является не обоснованным.
(Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.12.22 № А56-27019/2022)
Источник: Бухонлайн, 31.01.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/1/19449_oved-podtverzhden-pozzhe-sroka-sud-reshil-obyazan-li-fss-snizit-tarif-vznosov-na-travmatizm

Отсутствие опыта и образования по должности - не повод для отказа в "декретном" пособии

Фонд попытался уличить в искусственном создании ситуации для получения пособия с учетом того, что наем состоялся за 8,5 месяцев до декрета. Но суды не увидели злоупотреблений со стороны работодателя и работника.
Организация приняла на работу гражданку М. в качестве повара на неполный рабочий день в сентябре 2020 года - за 8,5 месяцев до её ухода в декрет. С февраля 2021 года гражданка работала уже на полной ставке. Новый трудовой договор в связи с таким переводом был заключён с нею за 4 месяца до её ухода в декрет.
Пособие по беременности и родам было исчислено исходя из МРОТ, поскольку за предыдущие два года, которые берутся в расчёт для определения среднего заработка, гражданка нигде не работала и доходов не имела. А в данной организации её доход сначала был раза в два меньше МРОТ, а затем - лишь немного превысил этот показатель.
ФСС увидел в этой ситуации искусственное создание условий для получения пособия, поскольку, по мнению фонда, гражданку наняли на работу "непосредственно перед наступлением страхового случая". Их там почему-то не смутило, что на момент найма и затем еще месяца полтора М. даже и беременна не была.
Фонд "крыл" тем, что гражданка М. не имела соответствующего образования и не имела опыта работы поваром до того, как поступила на работу в фирму. После ухода М. в декрет другого сотрудника на её место не наняли, так что фонд решил, что трудоустройство было фиктивным. ФСС требовал вернуть сумму пособия.
Решение фонда страхователь обжаловал в суде. Там выяснилось, что в организации повар - не один, и это соответствует роду деятельности фирмы (предположительно - общепит). У всех четырёх поваров одинаковые оклады, соответственно, ни у кого не было никаких преимуществ относительно других работников. Новая штатная единица, на которую приняли М., была введена в штат за несколько месяцев до ее найма. Значит, исключено преднамеренное введение этой должности в штат с целью надурить ФСС.
Что касается квалификации гражданки, то тут суды отметили, что в данном случае решение принимает работодатель. Законодательно никаких требований к таким должностям в частном секторе не установлено. Фонд, со своей стороны, не доказал, что гражданка не соответствовала этой должности, что не имела необходимых навыков и знаний. Также суды отметили, что в полномочия фонда не входит проверка наличия у застрахованного лица соответствующих квалификации, образования, опыта и знаний.
Довод фонда о том, что на время отсутствия М. не был принят иной сотрудник, не может быть расценено как злоупотребление правом, поскольку в штате имеются и другие повара, указали судьи. По факту М. получала зарплату, что доказано истцом, также суды сочли доказанным факт того, что гражданка реально исполняла трудовые обязанности. Таким образом, требования истца удовлетворены, пособие признано выплаченным законно.
(дело А27-3255/2022, кассация Ф04-5915/2022)
Источник: Audit-it.ru, 02.02.2023, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1073139.html

КС РФ постановил исходить из конституционного содержания подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ при решении вопроса о применении ПСН в отношении деятельности по ремонту жилья и других построек

Предприниматель был привлечен к налоговой ответственности в связи с применением ПСН на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2020 года N 373-ФЗ) в отношении деятельности по ремонту жилья и других построек, поскольку выполненные им отделочные и строительно-монтажные работы на вновь возводимых объектах, по мнению инспекции и судебных инстанций, нельзя отнести к работам по ремонту жилья.
Проанализировав отдельные понятия, используемые в оспариваемой норме, КС РФ признал положения подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 НК РФ - как позволяющие налогоплательщику, получившему патент на осуществление деятельности по ремонту жилья и других построек, при проявлении обусловленных характером предпринимательской деятельности должных добросовестности, заботливости и осмотрительности использовать ПСН с учетом конкретного содержания осуществляемой деятельности (оказываемых услуг) и характеристик объектов, на которые она направлена, - соответствующими Конституции РФ.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 26.01.2023 N 4-П "По делу о проверке конституционности подпункта 12 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина М.Н. Петрова")
Источник: КонсультантПлюс, 31.01.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79036.html

КС защитил малый бизнес, лишенный шанса отстоять в суде право на коронавирусную субсидию

В 2020 году ИП, являющаяся субъектом малого предпринимательства, получила отказ в предоставлении коронавирусной субсидии. Как мы помним, занималась этими субсидиями налоговая служба. Субсидии выплачивались фирмам и ИП, присутствующим в реестре МСП и имеющим "пострадавший" ОКВЭД в качестве основного на 1 марта, в размере по одному МРОТ на каждого работника, а также на самого ИП. Деньги выдавались в расчете на два месяца, для этого надо было удовлетворять ряду условий, главное - сохранить не менее 90% численности работников. Всё это было регламентировано постановлением правительства № 576.
Поскольку существует обязательный досудебный порядок обжалования решений налоговых органов, сначала ИП обратилась в УФНС. Там ей тоже отказали. После этого ИП направилась в суд. Однако пропустила трёхмесячный срок, установленный АПК.
Произошло это конкретно вследствие обжалования решения в вышестоящем налоговом органе. ИП полагала, что срок на обращение в суд должен отчитываться от того момента, когда УФНС ответило на жалобу. Но судьи считали иначе, указав, что предоставление субсидии не относится к числу поводов для обязательного досудебного обжалования, поскольку выдача этих субсидий не регулируется налоговым законодательством. Суды трёх арбитражных инстанций, а также ВС высказали идентичные мнения на этот счет. Собственно, эту позицию ВС впоследствии зафиксировал в своем обзоре от 17 февраля 2021 года.
Но ИП не сдалась и направилась в Конституционный суд, где наконец-то получила защиту своих прав. КС указал, что представители бизнеса вправе обжаловать отказы по субсидиям в суде - то есть, минуя вышестоящий налоговый орган. Но при этом никто не запрещал и туда обращаться в рамках досудебного порядка. То есть - выбор имеется.
В общем, суды по таким искам (если истец выбрал сначала досудебный порядок) все-таки обязаны учитывать нормы НК, сдвигающие сроки для обращения в суд на время обжалования в налоговых управлениях. Не должно быть отказов также, если субъект не ходатайствовал о восстановлении срока. Иной подход, вопреки конституционным гарантиям судебной защиты, не отвечает реальному обеспечению защиты прав и свобод справедливым правосудием, отметил КС. Судебные акты в отношении ИП подлежат пересмотру.
(Постановление КС России от 31 января 2023 года N 5-П)
Источник: Audit-it.ru, 02.02.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1073153.html

ФНС представлен обзор правовых позиций ВС РФ и КС РФ по вопросам налогообложения имущества за IV квартал 2022 года

В обзоре приведены выводы судов по вопросам, касающимся, в частности: применения ставки земельного налога с учетом вида разрешенного использования земельного участка; предоставления налоговой льготы в отношении воздушных судов; обязанности по уплате транспортного налога по факту госрегистрации транспортного средства без учета фактического владения им; применения кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости без учета фактического использования здания.
(Письмо ФНС России от 30.01.2023 N БС-4-21/977@ "Об обзоре правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам налогообложения имущества (за IV квартал 2022 г.)")
Источник: КонсультантПлюс, 01.02.2023,http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79056.html

ПРОЧЕЕ

В связи с введением единого налогового счета ФНС подготовлена памятка о порядке заполнения и представления уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов и страховых взносов

Памятка размещена на интранет-портале http://portal.tax.nalog.ru/ca/urz/ и на интернет-сайте ФНС России https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/debt/.
Кроме того, настоящим письмом доведена информация по налогам в разрезе КБК, по которым в 2023 году налогоплательщики должны предоставлять уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов.
(Письмо ФНС России от 30.12.2022 N 8-7-02/0001@ "О размещении материала")
Источник: КонсультантПлюс, 27.01.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79011.html

Откажут ли в вычете НДС из‑за отсутствия транспортной накладной: разъяснение Минфина

Поставщики товара доставляют его покупателю собственным транспортом. При этом они не выдают товаросопроводительные документы. Может ли отсутствие транспортной (ТН) или товарно-транспортной (ТТН) накладной послужить основанием для отказа в возмещении "входного" НДС? Ответ - в недавнем письме Минфина.
Как известно суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории РФ, можно заявить к вычету. Это делается на основании выставленных продавцами счетов-фактур, после принятия товаров на учет и при наличии соответствующих первичных документов. Об этом сказано в пункте 1 статьи 172 НК РФ.
В Минфине отмечают, что в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ не прописан порядок применения транспортной и товарно-транспортной накладных при реализации товаров, в том числе при их перевозке. А значит, отсутствие этих документов не может повлиять на право покупателя заявить вычет "входного" НДС.
(Письмо Минфина России от 20.12.22 № 03-07-11/125081)
Источник: Бухонлайн, 30.01.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/1/19443_otkazhut-li-v-vychete-nds-iz-za-otsutstviya-transportnoj-nakladnoj-razyasnenie-minfina

ФНС представлены рекомендованные образцы заполнения платежных документов, а также перечень налогов, уплачиваемых посредством ЕНП

Письмо содержит образцы заполнения платежных документов:
- при перечислении платежей, обязанность по уплате которых установлена НК РФ (единый налоговый платеж (ЕНП));
- при перечислении иных платежей, администрируемых налоговыми органами (за исключением ЕНП);
- при перечислении платежей, обязанность по уплате которых установлена НК РФ (за исключением ЕНП), налогоплательщиками, формирующими уведомление об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховым взносам в виде распоряжения на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ.
Приведен также перечень налогов, уплачиваемых с использованием ЕНП, и перечень неналоговых доходов, уплачиваемых на конкретный КБК.
Сообщено также, что актуальная информация о едином налоговом счете размещена на официальном сайте ФНС (https://www.nalog.gov.ru/rn77/ens/).
(Письмо ФНС России от 30.12.2022 N 8-8-02/0048@ "О направлении образцов ПД и списка КБК на 2023 год")
Источник: КонсультантПлюс, 27.01.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79003.html

Задолженность на ЕНС: налоговики сообщили, будут ли взыскивать недоимку и штрафовать

Инспекторы временно не станут применять принудительное взыскание задолженности в виде отрицательного сальдо единого налогового счета. Также налогоплательщикам пока можно не опасаться штрафов за несдачу уведомлений об исчисленных суммах налогов и взносов. Такой вывод следует из письма налоговиков.
Как известно, с 2023 года налоги и взносы перечисляются в виде единого налогового платежа (ЕНП). Соответствующие суммы учитываются на едином налоговом счете налогоплательщика (ЕНС). На нем отражаются две величины: единый налоговый платеж и совокупная обязанность (сумма почти всех налогов, сборов, взносов, пеней, штрафов, процентов, которую должен заплатить налогоплательщик).
Сальдо единого налогового счета - это разница между общей суммой денежных средств, перечисленных или признаваемых в качестве ЕНП, и денежным выражением совокупной обязанности (п. 3 ст. 11.3 НК РФ). Начальное сальдо на 1 января 2023 года налоговики формируют на основании имеющихся у них сведений о неисполненной налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, авансовых платежей, взносов и проч. и имеющейся у него переплате (за рядом исключений).
На практике многие налогоплательщики столкнулись с тем, что в их личных кабинетах отображается отрицательное сальдо ЕНС, хотя до 1 января 2023 года задолженности не было (налоги и взносы в 2022 году уплачены полностью). Как решить эту проблему? На сайте ФНС в разделе "Часто задаваемые вопросы" разъяснено: в подобной ситуации нужно обратиться в налоговый орган для уточнения информации о сальдо ЕНС.
А будут ли налоговики взыскивать недоимку, видя отрицательное сальдо? Нет, не будут. Глава ФНС Даниил Егоров запретил взыскивать задолженность в виде отрицательного сальдо ЕНС, в том числе пени. Данный запрет будет действовать "до начала запуска централизованных процессов формирования пользовательских заданий о направлении требований в соответствии со статьей 69 НК РФ". При этом налоговикам поручено до 1 марта провести индивидуальные сверки с налогоплательщиками (если есть разногласия по формированию сальдо).
Кроме этого, руководитель ФНС поручил исключить случаи привлечения к ответственности:
- за неподачу уведомлений об исчисленных налогах и взносах (ст. 126 НК РФ) - до тех пор, пока ФНС не разъяснит условия наступления такой ответственности;
- за неуплату налогов и неудержание налогов налоговым агентом (ст. 122 и 123 НК РФ) - "до 1 мая 2023 года и до окончания декларационной кампании по итогам 2022 года", по результатам которой будет сформировано окончательное сальдо ЕНС за периоды до 2023 года". Исключение - случаи, когда по итогам проверки выявлено занижение налоговой базы (базы по взносам) или иное неправильное исчисление налогов или взносов.
(Письмо ФНС России от 26.01.23 № ЕД-26-8/2@)
Источник: Бухонлайн, 31.01.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/1/19445_zadolzhennost-na-ens-nalogoviki-soobshhili-budut-li-vzyskivat-nedoimku-i-shtrafovat

ФНС разъяснила, как при применении УСН уменьшить сумму авансовых платежей по налогу на уплаченные страховые взносы в фиксированном размере

Отмечено, в частности, что в отношении страховых взносов, уплачиваемых в соответствии со статьей 430 НК РФ, не установлено требование о представлении расчетов, а также не требуется направления в инспекцию уведомления, указанного в пункте 9 статьи 58 НК РФ, поскольку размер таких страховых взносов определяется не плательщиком взносов, а положениями НК РФ.
ФНС напоминает, что в течение 2023 года наряду с уведомлением действуют альтернативные механизмы информирования о совокупной обязанности, подлежащей учету на ЕНС, в том числе на основе распоряжений о переводе денежных средств.
Сообщается порядок действий, в случае если налогоплательщик хочет, например, уменьшить предстоящий авансовый платеж по УСН за 1 квартал и полугодие 2023 года.
(Письмо ФНС России от 31.01.2023 N СД-4-3/1023@ "Об уменьшении суммы авансовых платежей по УСН на уплаченные страховые взносы в связи с введением ЕНП")
Источник: КонсультантПлюс, 31.01.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79049.html

Утрата права на освобождение от НДС предпринимателем, применяющим ЕСХН: разъяснения Минфина России

Нормами налогового законодательства определено, что ИП, применяющие ЕСХН, могут получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, если доход от реализации без учета НДС не превысит установленных пределов. Начиная с 2022 года он составляет 60 млн руб. (п. 1 ст. 145 Налогового кодекса). При превышении этого суммового порога ИП с 1-го числа месяца, в котором оно произошло, утрачивает право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС. Сумма НДС за этот месяц, должна быть восстановлена и уплачена в бюджет.
Предприниматель при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС восстанавливает НДС по товарам (работам, услугам), реализованным в течение месяца, в котором утрачено такое право, исходя из стоимости этих товаров (работ, услуг), которая исчислялась на основании цен, определяемых без учета НДС.
При этом, как поясняет Минфин России, налогоплательщик может заявить к вычету НДС, уплаченный по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты указанного права, но только в случае, если после утраты права на применение освобождения эти товары (работы, услуги) фактически используются им для операций, подлежащих налогообложению НДС.
(Письмо Минфина России от 16 января 2023 г. № 03-07-11/2244)
Источник: ГАРАНТ, 03.02.2023, https://www.garant.ru/news/1606701/

Может ли ИП получить патент на общепит, если блюда доставляются через сервисы доставки?

Индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания. Доставка блюд осуществляется через сервисы доставки (например, "Яндекс.Еда"). Может ли ИП применять патентную систему налогообложения? Да, может, считают в Минфине.
Чиновники напоминают, что ПСН можно применять при оказании услуг общепита через объекты организации общественного питания, в том числе объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей (подп. 47 и 48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
Услуги общественного питания включают в себя, помимо прочего, доставку продукции и обслуживание потребителей на рабочих местах и на дому, а также доставку продукции по заказам проживающих и обслуживание в номерах гостиниц и других средствах размещения. Об этом сказано в пункте 4.4 ГОСТ 31984-2012 "Услуги общественного питания. Общие требования". Кроме того, пунктом 4.5 указанного ГОСТа установлено, что к услугам по реализации продукции общепита относится, в частности, реализация такой продукции и покупных товаров на вынос из зала предприятия общественного питания.
На этом основании в ФНС полагают, что в отношении услуг по доставке покупателям продукции общепита, осуществляемой с привлечением третьих лиц при оказании услуг общепита, может применяться ПСН.
(Письмо Минфина России от 29.12.22 № 03-11-11/129359)
Источник: Бухонлайн, 01.02.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/2/19456_mozhet-li-ip-poluchit-patent-na-obshhepit-esli-blyuda-dostavlyaetsya-cherez-servisy-dostavki

Минфин разъяснил, как хранить документы, подтверждающие убытки

В какой форме - бумажной или электронной - нужно хранить документы, подтверждающие расходы для расчета налога на прибыль? На этот вопрос специалисты Минфина ответили в своем недавнем письме.
Как известно, организация должна хранить документы, подтверждающие понесенные убытки. Срок хранения - в течение всего времени, когда она уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Данное правило закреплено пунктом 4 статьи 283 НК РФ.
Налоговый кодекс не устанавливает форму хранения документов, подтверждающих убытки. Поэтому, как полагают в Минфине, налогоплательщик вправе хранить их не только на бумаге, но и в электронном виде.
При этом нужно иметь в виду следующее. Во время проверок налоговики могут истребовать у налогоплательщика необходимые им документы. При этом проверяющие вправе знакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Также оригиналы документов могут затребовать суды (ч. 6 ст. 71 и ч. 3 ст. 75 АПК РФ).
В то же время чиновники отмечают, что закон о бухучете разрешает изначально составлять первичные учетные документы в электронном виде (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ). Если "электронная первичка" подписана квалифицированной подписью, либо любой другой ЭП по соглашению между участниками документооборота, то такой документ признается равнозначным документу, на котором стоят собственноручные подписи. Это следует из положений Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
(Письмо Минфина России от 05.12.22 № 03-03-10/118589)
Источник: Бухонлайн, 30.01.2023, https://www.buhonline.ru/pub/news/2023/1/19439_minfin-razyasnil-kak-xranit-dokumenty-podtverzhdayushhie-ubytki

ФНС даны разъяснения по вопросам применения IT-компаниями льготной ставки по налогу на прибыль организаций

Разъяснения касаются возможности применения ставки налога в размере 0%:
- ретроспективно с 01.01.2022 компанией, получившей аккредитацию в июле 2022 года;
- в случае, когда единственным заказчиком разработки программного обеспечения является иностранная компания;
- если при расчете доли доходов, получаемых от IT-деятельности, учитывались доходы от услуг (работ) по "адаптации" и (или) "модификации", при этом "разработку" IT-компания не осуществляла;
- если доходы, получаемые от IT-деятельности, связаны с внедрением и сопровождением программно-аппаратных комплексов, а не их разработкой.
(Письмо ФНС России от 25.01.2023 N СД-4-3/763@ "О применении ставки 0% по налогу на прибыль организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий")
Источник: КонсультантПлюс, 27.01.2023, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/79010.html

Надо ли выдавать кассовый чек при получении оплаты по СБП, попытался ответить Минфин

При использовании СБП пользователями могут применяться положения закона 54-ФЗ, связанные с безналичными расчетами.
В статье 1.1 закона 54-ФЗ определен термин "расчеты" - это, в частности, прием (получение) и выплата денег наличными или в безналичном порядке за товары, работы, услуги, напомнил Минфин. При получении от физилиц средств по безналу за товары, работы, услуги закон обязывает организацию, ИП применять ККТ, выдавать (направлять) кассовые чеки (бланки строгой отчетности) покупателям (клиентам).
Сервис быстрых платежей предусматривает выполнение процедур приема к исполнению распоряжений на сумму не более 1 млн рублей незамедлительно по мере поступления распоряжений в операционный центр, платежный клиринговый центр другой платежной системы.
Таким образом, при использовании СБП пользователями могут применяться положения закона 54-ФЗ, связанные с безналичными расчетами за товары, работы и услуги, резюмировал Минфин.
(Письмо Минфина России от 2 декабря 2022 года N 30-01-15/118261)
Источник: Audit-it.ru, 03.02.2023, https://www.audit-it.ru/news/account/1073182.html