Мониторинг изменений за период 04.11.24 - 10.11.24


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 04.11.2024 - 10.11.2024 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Россия ратифицировала соглашение с Правительством Республики Абхазия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы

Соглашение между правительствами было подписано в городе Сухуме 7 мая 2024 года. Соглашением, в частности, устанавливаются единые ставки налога на доходы в виде дивидендов и доходов от авторских прав и лицензий в размере 10%.
(Федеральный закон от 02.11.2024 N 372-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы")
Источник: КонсультантПлюс, 02.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86884.html

Россия ратифицировала соглашение с Малайзией об устранении двойного налогообложения

Целью соглашения является обеспечение условий, при которых юридические и физические лица каждого из договаривающихся государств не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере.
Ратифицированные соглашение и протокол к нему подписаны в городе Путраджае 17 мая 2024 года.
(Федеральный закон от 02.11.2024 N 373-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Малайзии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения и Протокола к нему")
Источник: КонсультантПлюс, 02.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86883.html

Пилотный проект "tax free" продлен до конца 2027 года

Срок проведения пилотного проекта, предусматривающего компенсацию НДС при вывозе иностранными лицами товаров за пределы ЕАЭС, был ограничен 31 декабря 2024 года.
Принятым постановлением срок его проведения продлен еще на три года.
(Постановление Правительства РФ от 01.11.2024 N 1471 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105")
Источник: КонсультантПлюс, 04.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86896.html

Обновлена форма налоговой декларации по акцизам на табак, табачную продукцию и вейпы

В связи с изменениями в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 22.04.2024 N 96-ФЗ, настоящим приказом утверждены форма (формат) и порядок заполнения налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, жидкости для электронных систем доставки никотина, никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания.
Обновленная налоговая декларация представляется не ранее чем за январь 2025 года.
Утратил силу Приказ ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-3/95@.
(Приказ ФНС России от 02.10.2024 N ЕД-7-3/815@"Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию, жидкости для электронных систем доставки никотина, никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2024 N 79997)
Источник: КонсультантПлюс, 04.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86887.html

Для целей предоставления льготы по налогу на имущество физлиц утверждена форма (формат) представления сведений о лицах, указанных в подпунктах 9.1 - 9.5 пункта 1 статьи 407 НК РФ

Сведения в ФНС направляются органом или иным лицом, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, федеральным государственным органом, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба).
Приказ также содержит правила заполнения формы сведений и сроки ее представления в налоговый орган.
(Приказ ФНС России от 07.10.2024 N ЕД-7-21/834@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления сведений о лицах, указанных в подпунктах 9.1 - 9.5 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 05.11.2024 N 80023)
Источник: КонсультантПлюс, 06.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86914.html

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С 1 января 2025 года единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов составит 2759 000 рублей

Данная величина установлена для целей исчисления страховых взносов работодателями, производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам.
Согласно параметрам прогноза социально-экономического развития РФ среднемесячная заработная плата в 2025 году составит 99952 рубля.
Предельная величина базы определена с учетом указанного размера средней заработной платы, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента в размере 2,3, установленного пунктом 5.1 статьи 421 НК РФ.
(Постановление Правительства РФ от 31.10.2024 N 1457 "О единой предельной величине базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2025 г.")
Источник: КонсультантПлюс, 04.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86895.html

СТАТИСТИКА

Утверждена новая годовая форма статистической отчетности N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации"

Первичные статистические данные по форме предоставляют юридические лица, являющиеся социально ориентированными некоммерческими организациями, созданные в формах некоммерческих организаций, предусмотренных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (за исключением государственных и муниципальных учреждений, госкорпораций, госкомпаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями, некоммерческих организаций, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления), и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 данного закона, включенные в перечень отчитывающихся организаций согласно Постановлению Правительства от 25.06.2012 N 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций".
Ранее утвержденная аналогичная форма признана утратившей силу.
(Приказ Росстата от 06.11.2024 N 527 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 08.11.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209169641.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Налогоплательщик, делая обычные запасы, не должен слишком тщательно изучать контрагентов

На это указали суды. Попытки налоговиков заставить покупателя анализировать "чистоту" поставщиков перед законом равносильны попыткам возложить на налогоплательщика функции налогового контроля.
В ходе выездной проверки организации налоговики, как водится, заострили внимание на трёх её контрагентах, срезали расходы и вычеты НДС (общая сумма доначисления по НДС и налогу на прибыль - около 6,3 млн рублей), так как решили, что поставки заявленного товара (едкого натра) от этих контрагентов не были реальными. Налогоплательщика же обвинили в непроявлении должной осмотрительности при выборе поставщиков.
Претензии к контрагентам и сделкам предъявлены следующие: недолгий срок существования, уплата налогов в минимальном размере по сравнению с оборотами, предмет сделок - нехарактерный для контрагентов товар, в одной из фирм - "левый" участник и директор, отсутствие у контрагентов расходов, характерных для реальной деятельности, отсутствие имущества, работников (непредставление отчетности по НДФЛ), на документах - подписи неустановленных лиц.
У покупателей проверяемого налогоплательщика запросили сертификаты на продукцию, из которых, якобы, следовало, что реальными поставщиками являлись другие лица. Транспорт, которым, как заявлено, перевозился товар, не ездил по соответствующим маршрутам в даты счетов-фактур и близлежащие даты.
Суды указали, что подписание счетов-фактур неустановленными лицами не может быть достаточным основанием для вывода о нереальности поставки. В суде был допрошен ИП, который перевозил продукцию, и он подтвердил факты перевозки. Так что суды указали, что доводы налогового органа об отсутствии перевозки товара не подтверждены соответствующими доказательствами. Паспорта на продукцию оформляются производителями, а не посредниками при продажах, так что другие лица, указанные в паспортах, не говорят о том, что продукция не могла поставляться спорными контрагентами.
Расчётные счета контрагентов показали, что они закупали и продавали продукцию, рассчитывались за оказанные услуги, не были замечены в схемах уклонения от налогов. Доводы об отсутствии у контрагентов задекларированных основных средств, материально-технической базы, персонала сами по себе не порочат сделки с участием этих лиц по налоговым последствиям для заявителя. Это касается только оценки самого контрагента, за действия и поведение которого проверяемый налогоплательщик не может нести ответственность.
К тому же, торговое посредничество не всегда требует наличия собственных основных, транспортных средств, складских помещений и персонала, также указал суд. Обычаями делового оборота установлены иные возможности для привлечения материальных ресурсов без их регистрации в уполномоченных органах - аренда, наем по гражданским договорам и так далее. Сведения об арендованном имуществе не находятся в свободном доступе, так что у покупателя отсутствует реальная возможность проверить такие данные в отношении своих контрагентов.
Критерии проявления должной осмотрительности не могут быть одинаковыми для случаев ординарного пополнения материально-производственных запасов и в ситуациях, когда налогоплательщик приобретает дорогостоящий актив либо привлекает подрядчика для выполнения существенного объёма работ, напомнили суды.
Суды решили, что доказательств непроявления должной осмотрительности нет. Проверяемый налогоплательщик до заключения договоров затребовал учредительные документы свои контрагентов, изучил информацию из открытых источников. Признаков взаимозависимости между налогоплательщиком и контрагентами не найдено, фактов обналичивания денег не установлено.
Налоговики не доказали, что сделки с указанными контрагентами лишены были цели получения реального экономического эффекта. Кроме того, налоговики не доказали наличие иных источников происхождения или поступления товара. Все первичные документы имелись в наличии, оформлены надлежащим образом, подписаны в двустороннем порядке.
Также суды указали, что законом не закреплена обязанность налогоплательщика проверять своих контрагентов на предмет нахождения по адресу регистрации, на предмет выполнения ими обязательств перед бюджетом. Налоговики же, если считают, что налогоплательщик должен это делать, вменяют ему обязанности, не предусмотренные законом. Указанные действия относятся к сфере налогового контроля, полномочий на проведение которого налогоплательщик не имеет. Важны не только доказанные налоговые нарушения поставщиков, но и тот факт, должны ли данные обстоятельства быть ясны налогоплательщику-покупателю в конкретной ситуации с учётом характера сделки.
Налоговики, делая выводы о непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов не обосновали, в силу каких особенностей сделок налогоплательщик должен был проявить повышенную степень осмотрительности, не ограничиваясь стандартными мерами.
В итоге суды трех инстанций отменили доначисления.
(Кассация Ф09-4769/2024 по делу А34-15567/2022)
Источник: Audit-it.ru, 07.11.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1110328.html

Суд решил, в каком случае штраф за поздно сданный в СФР отчет подлежит отмене

Если фонд рассмотрел материалы проверки, не уведомив об этом страхователя, то принятое решение подлежит отмене. Правомерность такого подхода подтвердил Арбитражный суд Московского округа.
СФР вынес решение о привлечении организации к ответственности за несвоевременную сдачу отчетности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.
Организация обратилась в суд с требованием отменить решение. Страхователь пожаловался на то, что фонд не пригласил его на рассмотрение материалов проверки.
Суд принял доводы работодателя и отменил решение по итогам проверки, указав на следующее. Фонд обязан известить проверяемое лицо о времени и месте рассмотрения материалов проверки (ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ). Аналогичное правило закреплено в Методических указаниях, утв. постановлением ФСС от 07.04.08 № 81.
Таким образом, материалы проверки могут быть рассмотрены, а соответствующее решение вынесено только в том случае, если организация (ИП) проинформирована о времени и месте рассмотрения материалов ревизии.
В рассматриваемом случае фонд никакого уведомления страхователю не направлял. Тем самым чиновники ущемили права организации на защиту и обжалование неправомерных действий.
Поскольку СФР нарушил существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки, решение о штрафе является недействительным.
(Постановление Арбитражного суда Московского округа)
Источник: Бухонлайн, 08.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22073_sud-reshil-v-kakom-sluchae-shtraf-za-pozdno-sdannyj-v-sfr-otchet-podlezhit-otmene

ПРОЧЕЕ

Можно ли списать на расходы стоимость снесенного "недостроя": позиция Минфина

При расчете налога на прибыль организация не вправе учесть в составе расходов стоимость ликвидируемых объектов незавершенного строительства. Об этом сообщил Минфин в своем недавнем письме.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ, организации вправе учесть расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств либо на списание нематериальных активов, включая суммы недоначисленной амортизации. В Минфине отмечают, что воспользоваться положениями этой статьи при ликвидации "незавершенки" нельзя. Данная норма применяется исключительно при ликвидации выводимых из эксплуатации ОС и списании НМА.
Не получится списать стоимость "недостроя" и через механизм амортизации. Такая точка зрения основана на пункте 2 статьи 256 НК РФ, согласно которому "незавершенка" не относится к амортизируемому имуществу. Следовательно, ее стоимость нельзя списать путем начисления амортизации.
Кроме того, в Минфине полагают, что затраты на создание объекта незавершенного строительства, по которому принято решение о ликвидации, не соответствуют общим критериям признания расходов, изложенным в статье 252 НК РФ. Такие затраты нельзя признать обоснованными и связанными с деятельностью, направленной на получение дохода. Таким образом, стоимость ликвидируемых объектов "недостроя" не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
При этом чиновники отмечают следующее. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, налогоплательщики должны заранее просчитывать последствия вложений в долгосрочные активы. Кроме того, до принятия решения о ликвидации "незавершенки" нужно оценить возможность продажи данного объекта другим лицам. Даже если в результате такой продажи организация получит убыток, его можно будет учесть в расходах при расчете налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 08.10.24 № 03-03-05/97344)
Источник: Бухонлайн, 05.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22058_mozhno-li-spisat-na-rasxody-stoimost-snesennogo-nedostroya-poziciya-minfina

Как "упрощенщикам" определять дату получения дохода при торговле через маркетплейсы

Специалисты Минфина рассказали, как налогоплательщики на УСН должны определять дату получения дохода при реализации товаров через маркетплейс. Разъяснения приведены в недавнем письме Минфина.
Авторы письма напоминают, что на УСН доходы учитываются по кассовому методу. То есть датой получения доходов считается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу. Об этом сказано в пункте 1 статьи 346.17 НК РФ.
У торговли через маркетплейсы есть свои особенности, связанные с поступлением денег от покупателя и выводом их на банковский счет продавца. Поэтому, как полагают в Минфине, датой получения дохода от продажи товаров на маркетплейсе следует считать дату, на которую у продавца-"упрощенщика" возникло право свободно распоряжаться полученными доходами
(Письмо Минфина России от 04.09.24 № 03-11-11/84125)
Источник: Бухонлайн, 06.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22063_kak-uproshhenshhikam-opredelyat-datu-polucheniya-doxoda-pri-torgovle-cherez-marketplejsy

Нужно ли начислять взносы на стоимость акций, подаренных работникам: позиция Минфина

В рамках программы долгосрочной мотивации ключевых сотрудников организация безвозмездно передает им свои акции. Нужно ли начислять страховые взносы на стоимость таких акций? На этот вопрос Минфин ответил в своем новом письме.
Авторы письма напоминают, что объектом и базой обложения страховыми взносами для организаций являются все выплаты в пользу работников (как в денежной, так и в натуральной форме), сделанные в рамках трудовых отношений (ст. 419, 420 и 421 НК РФ).
Перечень выплат, не облагаемых взносами, установлен статьей 422 НК РФ. Выплаты в натуральной форме в виде безвозмездно передаваемых работникам акций в данном перечне не упомянуты. Поэтому организация обязана начислить страховые взносы на стоимость своих акций, безвозмездно переданных сотрудникам в рамках программы мотивации.
При этом в Минфине напоминают, что в отношении выплат и иных вознаграждений в натуральной форме база для расчета взносов определяется как стоимость этого имущества, исчисленная исходя из рыночных цен (п. 7 ст. 421 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 08.10.24 № 03-15-06/97226)
Источник: Бухонлайн, 05.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22060_nuzhno-li-nachislyat-vznosy-na-stoimost-akcij-podarennyx-rabotnikam-poziciya-minfina

ФНС сообщает об изменениях в обновленной налоговой декларации по налогу на имущество организаций в части указания крупнейшими налогоплательщиками кода налогового органа

В декларации отражается код налогового органа, в который она представляется и подлежит заполнению в соответствии с абзацами первым - третьим пункта 1, абзацем первым пункта 11 статьи 386 НК РФ. Обращено внимание на то, что налогоплательщики, которые отнесены к категории крупнейших, представляют декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Приказ применяется начиная с отчетности за налоговый период 2024 года, за исключением отдельных положений, которые вступают в силу с 1 января 2026 г.
(Письмо ФНС России от 29.10.2024 N БС-4-21/12309@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на имущество организаций, применяемой начиная с ее представления за налоговый период 2024 года")
Источник: КонсультантПлюс, 02.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86885.html

ФНС сообщает об утверждении формы (формата) представления сведений о неиспользовании земельного участка для с/х производства, об использовании участка не по целевому назначению и сведений о фактах устранения соответствующих нарушений

Приказ, которым утверждены форма (формат) и порядок представления в электронной форме сведений, предусмотренных пунктом 18 статьи 396 НК РФ, вступает в силу с 1 января 2025 года.
Сообщается о необходимости организации информационного взаимодействия налоговых органов по субъектам РФ с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного земельного контроля (надзора), и органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль.
(Письмо ФНС России от 29.10.2024 N БС-4-21/12310@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения, формата и порядка представления сведений, предусмотренных пунктом 18 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, а также перечня документов, в соответствии с которыми формируются указанные сведения")
Источник: КонсультантПлюс, 05.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86899.html

ФНС информирует о вступлении в силу с 1 января 2026 года приказа, которым утверждена новая форма (формат) представления сведений о зарегистрированных ТС и об их владельцах, внесенных в ФГИС учета и регистрации тракторов, самоходных машин и прицепов к ним

Минсельхоз России является оператором указанной федеральной государственной информационной системы. ФНС сообщает о необходимости к 1 января 2026 г. обеспечить реализацию технических мер по информационному взаимодействию с налоговыми органами при предоставлении указанных сведений.
(Письмо ФНС России от 29.10.2024 N БС-4-21/12308@ "Об утверждении представляемой в ФНС России формы "Сведения о зарегистрированных транспортных средствах и об их владельцах, внесенные в федеральную государственную информационную систему учета и регистрации тракторов самоходных машин и прицепов к ним")
Источник: КонсультантПлюс, 05.11.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209162471.html

Налоговики разъяснили, как применять ККТ при реализации по договору комиссии

Организация-комиссионер реализует товары физлица-комитента по договору комиссии. Организация самостоятельно удерживает комиссионное вознаграждение перед перечислением средств физлицу. Как применять ККТ при таком способе продажи товаров? На этот вопрос налоговики ответили в своем новом письме.
Авторы письма напоминают, что кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов (за исключением ряда случаев). При этом под расчетами понимаются. В частности, прием и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы и услуги. Об этом сказано в пункте 1 статьи 1.1 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ.
Пользователь ККТ при осуществлении расчета обязан выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе либо направить его покупателю в электронной форме на абонентский номер, предоставленный до момента осуществления расчета. Также пользователь вправе передать покупателю кассовый чек в электронной форме на адрес электронной почты, предоставленный до момента расчета (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
На этом основании в ФНС делают следующие выводы:
При удержании вознаграждения за услуги у физических лиц продавец обязан применять контрольно-кассовую технику и, соответственно, передавать кассовые чеки (бланки строгой отчетности) таким физическим лицам;
ККТ нужно применять и при передаче денежных средств физлицу за ранее реализованные товары. В этом случае следует сформировать кассовый чек с реквизитом "признак расчета" (тег 1054) "расход". Сумма в таком кассовом чеке указывается за вычетом комиссионного вознаграждения.
(Письмо ФНС России от 29.10.24 № ЗГ-2-20/15925@)
Источник: Бухонлайн, 08.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22072_nalogoviki-razyasnili-kak-primenyat-kkt-pri-realizacii-po-dogovoru-komissii

В какой срок нужно сообщить в центр занятости о вакансиях: разъяснение Минтруда

Работодатели обязаны передавать в службу занятости сведения о любых вакансиях в течение 5 рабочих дней с момента их открытия. Об этом Минтруд напомнил в своем недавнем письме.
Авторы письма ссылаются на положения статьи 53 Федерального закона от 12.12.23 № 565-ФЗ "О занятости населения". Согласно этой норме, работодатель обязан информировать службу занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей. Сведения нужно подать:
- в течение 5 рабочих дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей;
- в течение 5 рабочий дней со дня изменения информации о свободных рабочих местах и вакансиях.
Отметим, что подать указанные сведения нужно даже в том случае, если работодатель временно не планирует нанимать персонал на вакантные должности. В этом случае в форме для сообщения сведений о вакансиях (утв. приказом Минтруда от 16.04.24 № 195н) в графе 7 "Потребность в замещении рабочих мест" нужно поставить Х в поле "отсутствует".
Способ передачи сведений зависит от среднесписочной численности работников за предшествующий год. Если она превысила 25 человек, работодатель обязан разместить указанные сведения на платформе "Работа в России" (п. 5 Правил, утв. постановлением правительства РФ от 30.12.21 № 2576).
Если работодатель не сообщит о свободных рабочих местах и вакантных должностях, это будет являться нарушением законодательства. Ответственность за это нарушение предусмотрена статьей 19.7 КоАП РФ.
(Письмо Минтруда от 01.10.24 № 16-3/ООГ-1785)
Источник: Бухонлайн, 06.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22062_v-kakoj-srok-nuzhno-soobshhit-v-centr-zanyatosti-o-vakansiyax-razyasnenie-mintruda