Мониторинг изменений за период 10.06.24 - 16.06.24


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 10.06.2024 - 16.06.2024 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ФНС собирается утвердить новую форму декларации по акцизам на табак

Уберут суммы акциза к уменьшению и некоторые коды.
ФНС подготовила проект нового приказа с формой, форматом, порядком заполнения налоговой декларации по акцизам на табак (табачные изделия), табачную продукцию и жидкости для электронных систем доставки никотина. Приказ ММВ-7-3/95@, которым декларация была утверждена в 2018 году, утратит силу. Применяться новая форма должна начать с декларации за январь 2025 года.
Из наименования уберут "электронные системы доставки никотина", которые не являются подакцизными уже с марта 2023 года. Упразднят коды 470 "Электронные системы доставки никотина" и 473 "Устройства для нагревания табака".
Раздел 1 "Сумма акциза по подакцизным товарам, подлежащая уплате в бюджет" будет включать суммы акциза, подлежащие возмещению из бюджета, и не будет - суммы к уменьшению. То же самое - с разделом 2.4 (кстати, то же самое произойдет и с "алкогольной" акцизной декларацией).
Источник: Audit-it.ru, 10.06.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1103830.html

Госдума приняла закон о налоговых льготах для СЭЗ в прилегающих к Новороссии территориях

Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, которым вводятся налоговые льготы и преференции для свободной экономической зоны (СЭЗ) на территориях, прилегающих к Донбассу и Новороссии, - в Белгородской, Курской и Брянской областях и других. Документ инициирован правительством РФ.
Закон вносит поправки в Налоговый кодекс РФ и является сопутствующим законопроекту, распространяющему режим СЭЗ на территории, прилегающие к Донбассу и Новороссии. В числе льгот, которые будут предоставляться резидентам прилегающих территорий, - нулевая на десять лет ставка по налогу на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от реализации инвестпроекта в СЭЗ, и ставка налога на прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в бюджет субъекта РФ, от 0% до 13,5%.
Среди других льгот - освобождение от уплаты налога на имущество организаций на срок десять лет с момента принятия на учет участником такого имущества, освобождение от уплаты земельного налога в отношении участков на территории СЭЗ на срок три года с месяца возникновения собственности на каждый земельный участок, пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6% сроком до окончания срока существования СЭЗ при соблюдении ряда условий.
Также предусмотрена упрощенная процедура градостроительной деятельности и землепользования. Кроме того, предусматривается применение в отношении собственных амортизируемых основных средств ускоренной нормы амортизации. Предусматривается нулевой акциз на жидкую сталь, освобождение от налога на добычу полезных ископаемых на уголь и железную руду. В СЭЗ также, в частности, будет действовать режим свободной таможенной зоны.
"Мы стремимся привлечь инвесторов в кратчайшие сроки, чтобы восстановить поврежденные объекты и построить новые, обеспечивая максимально быструю комфортную жизнь людей, насколько это возможно на данный момент. Для тех, кто боится мошенничества, - каждый предприниматель должен будет представить свой инвестиционный отчет, чтобы стать резидентом СЭЗ. Таким образом мы сможем помочь и людям, и бизнесу", - пояснил член комитета Госдумы по бюджету и налогам Никита Чаплин ("Единая Россия").
Закон вступит в силу 1 июля 2024 года.
Источник: Audit-it.ru, 11.06.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1103903.html

Правительством планируется уточнить алгоритм определения минимальной цены на жидкости для электронных систем доставки никотина (ЭСДН)

Проектом в отношении жидкостей для ЭСДН в порционной упаковке и жидкостей, помещенных изготовителем в ЭСДН промышленным способом (устройство одноразового использования), вводятся пороговые значения объема для целей определения их минимальной цены.
Кроме того, предусматривается корректировка значений повышающих коэффициентов, применяемых при определении минимальных цен на жидкости для ЭСДН.
Согласно пояснению разработчиков проекта данные положения направлены на недопущение продажи жидкостей для ЭСДН в порционной упаковке (картридже (капсуле)) с объемом менее 1 миллилитра и жидкостей для ЭСДН в устройстве одноразового использования с объемом менее 4 миллилитров по заниженным ценам, в том числе без уплаты акциза и НДС.
Предполагается, что постановление будет действовать с 1 сентября 2024 года и до 18 апреля 2030 года.
Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 марта 2024 г. N 301"
Источник: КонсультантПлюс, 10.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85124.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Факт назначения проверки еще не означает наличие правонарушения у налогоплательщика

Приказом России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ утверждены Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (ВНП) и Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В частности, в п. 7 к числу критериев отнесены:
- отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближённой к сумме его дохода, полученного за календарный год;
- доля профессиональных налоговых вычетов, заявленных в налоговых декларациях физлиц, в общей сумме их доходов превышает 83%.
Предпринимали обратились в суд с целью признать п. 7 Критериев недействующим, ссылаясь на то, что:
- оспариваемый акт по своему содержанию является нормативным, поскольку порождает право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам о явке в налоговый орган для дачи пояснений, а также устанавливает для отдельных налогоплательщиков конкретный размер налогового вычета по отношению к полученным доходам;
- противоречит ст. 31 НК РФ, п. 7 Положения о ФНС России, п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции".
По мнению истцов, налоговое законодательство не предусматривает права налоговых органов устанавливать цифровые относительные показатели между доходами и расходами ИП; ФНС России не вправе осуществлять в сфере своей деятельности нормативно-правовое регулирование. Оспариваемое предписание создаёт дискриминационные условия по отношению к налогоплательщикам, осуществляющим тот же вид предпринимательской деятельности, но не имеющим статуса ИП.
Суд пришел к выводу, что при установленных обстоятельствах Критерии не вводят нового правового регулирования, не изменяют и не прекращают действия иных НПА, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям.
Факт назначения и проведения ВНП у конкретного лица не означает наличие виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Соответствие деятельности налогоплательщика критериям не является основанием возникновения у налогоплательщика неблагоприятных правовых последствий, а лишь указывает органам налогового контроля и самому налогоплательщику на большую долю вероятности включения налогоплательщика в план ВНП. Таким образом, установленные ФНС суммовые критерии деятельности налогоплательщика (налоговая нагрузка в процентах от выручки по видам деятельности, рентабельность продаж) являются лишь критериями отбора объектов налоговых проверок при планировании ВНП и, следовательно, сам по себе факт соответствия этим критериям отбора не является безусловным доказательством совершения налогоплательщиком налогового правонарушения.
Рассмотрение вопроса о целесообразности проведения выездной проверки осуществляется налоговым органом на основании комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Планируя выездные налоговые проверки, налоговые органы оценивают все аспекты деятельности налогоплательщика и отбирают для проверок налогоплательщиков, которые попали одновременно в несколько зон налоговых рисков. Критерий рентабельности в соотношении с уровнем рентабельности по конкретной отрасли является общим и применяется как в отношении физических лиц, осуществляющих деятельность, так и в отношении организаций, что опровергает довод административного истца о противоречии оспоренного положения Критериев п. 8 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции". В случае несогласия ИП с тем, что его затраты превышают установленный п. 7 Критериев ориентир в 83%, предприниматель, полагая произведённый налоговым органом расчёт неверным, имеет возможность представить в налоговый орган контррасчёт и дать свои пояснения по нему. Положения п. 7 Критериев не дают оснований для их истолкования как имеющих императивный и предписывающий характер для неопределённого круга лиц, равно как и не предрешают вопрос назначения выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков, находящийся в пределах усмотрения налоговых органов.
ВС РФ отказал в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим п. 7 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
(Решение Верховного Суда РФ от 18 апреля 2024 г. № АКПИ23-1033)
Источник: ГАРАНТ, 11.06.2024, https://www.garant.ru/news/1724304/

Верховный суд разрешил доначислить налог со слов свидетелей

При решении споров о доначислении налогов суды обычно опираются на платежные документы, которые подтверждают размер полученного дохода. Однако зачастую (например, при расчетах наличными или переводах между физлицами) такие документы отсутствуют, и размер дохода подтверждается только показаниями свидетелей. Самый распространенный пример таких споров — зарплаты "в конвертах". При их рассмотрении суды нередко заявляли: свидетельские показания не могут являться единственным и достаточным доказательством. Однако недавнее определение Верховного суда может изменить сложившуюся практику.
Инспекция провела выездную проверку предпринимателя на УСН. В ходе ревизии контролеры выяснили, что ИП сдавала имущество в аренду, но не учитывал полученные суммы в качестве доходов при УСН. По итогам проверки инспекция доначислила "упрощенный" налог, пени, и оштрафовала налогоплательщика. Сумма доначислений составила более 3 миллионов рублей.
Важно отметить: платежных документов, подтверждающих факт получения арендной в определенных размерах, обнаружить не удалось. Однако ранее ИП предоставляла в инспекцию договоры аренды, чтобы получить льготу по налогу на имущество физлиц. Напомним: ИП на УСН не платят налог на имущество физлиц в отношении "рабочей" недвижимости. В этих договорах была указана стоимость аренды, порядок и форма оплаты. А фактическое исполнение договоров подтвердили сами арендаторы. Поэтому инспекция определила доход на основании свидетельских показаний арендаторов, а также условий, прописанных в договорах аренды.
Суды трех инстанций признали доначисление неправомерным. Обоснование — свидетельские показания являются лишь источником информации о каких-либо обстоятельствах. Показания свидетелей не могут служить единственным и достаточным доказательством того, что ИП получила доход именно в том размере, который ей вменяет инспекция. Даже в том случае, если эти показания сопоставимы с условиями, содержащимися в договорах аренды.
Однако Верховный суд поддержал налоговиков, указав на следующее. Изучив деятельность ИП и свидетельские показания, инспекция обнаружила признаки сокрытия дохода от налогообложения. Инспекторы правомерно исчислили размер налоговых обязательств расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике. Такое право налоговикам дает подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ.
Документы, позволяющие определить действительные налоговые обязательства (то есть сумму полученного дохода), ИП не предоставила. Между тем, при сокрытии доходов и доначислении налогов расчетным путем доказывать, что расчет неверный, должен именно налогоплательщик (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).
В итоге Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. Тем самым высокий суд, по сути, признал правоту инспекции: налогооблагаемый доход можно определить с помощью свидетельских показаний.
(Определение Верховного суда от 07.06.24 № 309-ЭС23-30097)
Источник: Бухонлайн, 14.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21495_verxovnyj-sud-razreshil-donachislit-nalog-so-slov-svidetelej

ПРОЧЕЕ

Налоговым органам по Оренбургской области даны поручения в связи с предоставленной экономическим субъектам, пострадавшим от паводков, отсрочки по уплате налога на имущество

Постановлением Правительства РФ от 30.05.2024 N 722 предусмотрено продление на 12 месяцев сроков уплаты ряда налогов и страховых взносов, которые наступают с 1 апреля 2024 г.
Поручения касаются, в частности, внесения изменений в НСИ АИС "Налог-3", а также информирования налогоплательщиков о предоставленных мерах поддержки.
(Письмо ФНС России от 05.06.2024 N БС-4-21/6264@ "Об исполнении Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2024 N 722 (в части, касающейся налогов на имущество)")
Источник: КонсультантПлюс, 10.06.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209032743.html

ФНС напомнила, как избежать штрафа за просрочку отчетности

Налогоплательщик, который опоздал со сдачей отчетности по причине сбоя в программе, может избежать штрафов. Для этого потребуется документ, подтверждающий технические неполадки, напомнила Федеральная налоговая служба в своем новом письме.
В письме рассмотрен случай с несвоевременной сдачей декларации по НДС. Как известно, она сдается исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Срок — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Налогоплательщик сдал декларацию по НДС с опозданием по причине технического сбоя в программе для отправки отчетности. Как избежать штрафа в описанной ситуации?
Авторы письма отвечают: избежать штрафа поможет документ, который подтвердит, что отчетность не была сдана в срок по не зависящим от налогоплательщика причинам. Как показывает судебная практика, это может быть документ, сформированный оператором электронного документооборота (ЭДО) или разработчиком бухгалтерских учетных систем.
В документе должны быть указаны дата и время отправки электронной отчетности. Кроме того, это может быть письмо от оператора ЭДО или разработчика учетной системы. В нем должно быть сказано об отсутствии технической возможности формирования или отправки декларации (расчета) в установленный срок.
Как разъясняют в ФНС, если налогоплательщик предоставит указанные документы до завершения камеральной проверки или до вручения акта проверки, то инспекция не станет привлекать его к ответственности за опоздание с отчетностью. Если же документы, подтверждающие технический сбой, будут направлены в инспекцию после вручения акта проверки, то налогоплательщику потребуется дополнительно подать ходатайство о неприменении штрафных санкций. В этом случае его тоже не станут штрафовать.
(Письмо ФНС России от 15.05.24 № ЗГ-2-15/7345@)
Источник: Бухонлайн, 13.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21488_fns-napomnila-kak-izbezhat-shtrafa-za-prosrochku-otchetnosti

Минфин сообщил, когда "импортный" НДС можно принять к вычету

Суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при ввозе товаров в РФ, можно принять к вычету. Однако для этого надо соблюсти ряд условий. О них Минфин напомнил.
В министерстве напоминают положения пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса. В них сказано, что НДС можно принять к вычету, если импортируемые товары:
- ввезены в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки вне таможенной территории, временного ввоза и переработки вне таможенной территории;
- используются для осуществления операций, которые облагаются НДС;
- приняты на учет.
Согласно пункту 1.1 статьи 172 НК РФ, вычет можно заявить в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия товаров на учет. Также чиновники уточнили, что вычет возможен в том числе на основании корректировочных деклараций на товары.
(Письмо Минина России от 01.04.24 № 03-07-08/29103)
Источник: Бухонлайн, 11.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21485_minfin-soobshhil-kogda-importnyj-nds-mozhno-prinyat-k-vychetu

Даны разъяснения о применении НДС при реализации транспортных средств, приобретенных у физлиц

Разъяснения подготовлены в связи с принятием Федерального закона от 19.12.2023 N 612-ФЗ, уточнившего порядок определения налоговой базы по НДС в отношении указанных операций.
В письме сообщается, в частности, что нормы пункта 5.1 статьи 154 НК РФ применяются только при условии, если собственником ТС является физлицо, не являющееся налогоплательщиком НДС, и ТС зарегистрировано на это физлицо. Если ТС не зарегистрировано на физлицо - собственника ТС, то начиная с 01.04.2024 налоговую базу по НДС следует определять в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 154 НК РФ, независимо от даты приобретения такого транспортного средства у физлица.
(Письмо ФНС России от 06.06.2024 N ЕА-4-3/6295@ "О налоге на добавленную стоимость")
Источник: КонсультантПлюс, 07.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85112.html

Минфин: организации могут списывать на расходы стоимость возвращенного брака

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть стоимость возвращенной бракованной продукции и расходов, связанных с ее возвратом. Об этом Минфин напомнил в своем недавнем письме.
Чиновники ссылаются на статью 264 НК РФ, где приведен открытый перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Подпункт 47 пункта 1 данной статьи позволяет учитывать в составе прочих расходов потери от брака.
На этом основании в Минфине полагают, что стоимость возвращенной бракованной продукции, равно как и обоснованные затраты, связанные с ее возвратом, можно учесть в составе расходов производителя данных товаров.
При этом расходы должны быть документально подтверждены. Налоговый кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, которыми можно подтвердить затраты. В Минфине полагают, что это могут быть любые первичные учетные документы. Напомним, что формы "первички" нужно закрепить в учетной политике.
(Письмо Минфина России от 11.03.24 № 03-03-06/1/21252)
Источник: Бухонлайн, 13.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21491_minfin-organizacii-mogut-spisyvat-na-rasxody-stoimost-vozvrashhennogo-braka

Даны разъяснения по вопросу о налогообложении налогом на имущество организаций вспомогательных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании

В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 259.3 Гражданского кодекса пригодное для самостоятельного использования общее имущество может быть передано во владение или пользование третьим лицам. Недвижимые вещи, относящиеся к общему имуществу, не подлежат передаче в собственность третьим лицам, за исключением случаев, если соответствующее решение принято собственниками недвижимых вещей единогласно и при условии, что эта передача не противоречит закону.
По мнению Минфина, вспомогательные помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении), подлежат налогообложению налогом на имущество организаций, если являются объектом налогообложения, согласно статье 374 НК РФ, в частности, в указанных выше случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 статьи 259.3 ГК РФ.
(Письмо ФНС России от 10.06.2024 N БС-4-21/6409@ "О налогообложении налогом на имущество организаций вспомогательных помещений, относящихся к общему имуществу собственников помещений в нежилом здании (сооружении)")
Источник: КонсультантПлюс, 11.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85136.html

Минфин ответил, как платить НДФЛ при возврате валютного займа

Физлицо выдало валютный заем. Впоследствии заемщик вернул точно такую же сумму в той же валюте. Нужно ли пересчитать возвращенную сумму займа в рубли и заплатить НДФЛ с дохода, полученного из-за роста валютного курса? На этот вопрос Минфин ответил в своем недавнем письме.
Как известно, объектом налогообложения НДФЛ является доход, полученный налогоплательщиком (ст. 209 НК РФ). Доходом же, как гласит статья 41 НК РФ, признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.
Пунктом 5 статьи 210 НК РФ установлено: доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центробанка, установленному на дату их фактического получения. Как видно, в данной норме речь идет о пересчете доходов. В ситуации, когда заемщик возвращает в валюте сумму, равную сумме полученного валютного займа, у физлица-займодавца не возникает экономическая выгода. А значит, и не появляется налогооблагаемый доход. В связи с этим пересчитывать сумму займа из иностранной валюты в рубли не надо. Соответственно, и НДФЛ в данном случае платить не нужно.
(Письмо Минфина России от 27.05.24 № 03-04-07/48596)
Источник: Бухонлайн, 10.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21479_minfin-otvetil-kak-platit-ndfl-pri-vozvrate-valyutnogo-zajma

ФНС разъяснила, как семье с детьми не платить налог с доходов от продажи жилья

Даже при небольшом сроке владения семьи с двумя и более детьми могут не платить НДФЛ при продаже жилья. Однако для этого нужно соблюсти ряд условий. Одно из них — приобретенное жилое помещение должно превышать по площади или по кадастровой стоимости проданное жилье. На какую дату определяется кадастровая стоимость жилья? Что делать, если кадастровая стоимость не определена? На эти вопросы ФНС ответила в своем новом письме.
Авторы письма напоминают положения пункта 2.1 статьи 217.1 НК РФ. Согласно этой норме, если продавец жилья является родителем (усыновителем) не менее двух несовершеннолетних детей, то полученный доход освобождается от НДФЛ, независимо от срока владения недвижимостью. Но этой льготой можно воспользоваться при соблюдении определенных условий. В частности, общая площадь приобретенного жилого помещения или его кадастровая стоимость должна быть больше, чем аналогичные параметры проданного объекта.
То есть достаточно выполнения хотя бы одного из указанных условий. Либо площадь купленного жилья должна быть больше, чем площадь проданного, либо кадастровая стоимость новой квартиры должна превышать стоимость квартиры старой.
При этом кадастровая стоимость жилого помещения определяется следующим образом:
как кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором зарегистрировано право собственности на проданное (приобретенное) жилое помещение;
в случае образования жилого помещения в течение налогового периода — как кадастровая стоимость, определенная на дату постановки его на государственный кадастровый учет.
В случае, когда кадастровая стоимость жилого помещения не может быть определена, проверяется выполнение только одного условия — того, которое касается общей площади жилья, заявили специалисты ФНС. Если окажется, что площадь нового жилья больше, то доход от продажи помещения освобождается от налогообложения.
Подать подтверждающие льготу документы и соответствующее заявление можно через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
(Письмо ФНС России от 23.05.24 № БС-4-11/5798@)
Источник: Бухонлайн, 11.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21484_fns-razyasnila-kak-seme-s-detmi-ne-platit-nalog-s-doxodov-ot-prodazhi-zhilya

Минтруд разъяснил, как переоформить трудовой договор после ухода совместителя с основной работы

Организация по основному месту работы сотрудника закрылась. Станет в этом случае договор совместителя "основным" автоматически? Или работодатель, у которого он трудится по совместительству, должен оформить его на основное место работы? На эти вопросы специалисты Минтруда ответили в своем недавнем письме.
В министерстве напоминают, что указание на совместительство является обязательным условием трудового договора с совместителем (ч. 4 ст. 282 ТК РФ). Поэтому при увольнении человека с основного места работы договор о работе по совместительству не может автоматически стать "основным".
В Минтруде полагают, что с совместителем, который лишился основной работы, следует заключить новый трудовой договор. В нем не должно быть упоминания о совместительстве. При этом условия о режиме работы, оплате труда и другие необходимо скорректировать так, чтобы они соответствовали основному месту работы.
В министерстве предупреждают: трудовой договор нельзя изменить в одностороннем порядке. Согласно статье 72 ТК РФ, изменение условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон (за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ). Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме.
(Письмо Минтруда России от 17.05.24 № 14-6/ООГ-3039)
Источник: Бухонлайн, 11.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21481_mintrud-razyasnil-kak-pereoformit-trudovoj-dogovor-posle-uxoda-sovmestitelya-s-osnovnoj-raboty