Мониторинг изменений за период 12.02.24 - 18.02.24


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 12.02.2024 - 18.02.2024 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Подписан закон, направленный на урегулирование налоговых последствий вывода заблокированных активов ПИФ

Действующим нормативным регулированием предусмотрен механизм выделения заблокированных из-за санкций активов ПИФ в дополнительный фонд или изменения типа фонда на закрытый.
В связи с этим законом вносятся в НК РФ изменения, предусматривающие, в частности, особенности налогообложения финансового результата, полученного по операциям с инвестиционными паями.
Так, согласно закону при выделении активов из ПИФ в дополнительный фонд не образуется доходов (расходов), учитываемых в целях налогообложения.
В случае обмена (конвертации) инвестиционных паев одного ПИФ на инвестиционные паи другого фонда, а также в случае выдачи налогоплательщику инвестиционных паев дополнительного фонда при его формировании финансовый результат по данным операциям не будет определяться до момента их реализации (погашения). Одновременно установлен порядок определения расходов, которые будут учитываться при реализации (погашении) таких инвестиционных паев.
Кроме того, предусматривается возможность воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата от реализации (погашения) инвестиционных паев дополнительного фонда и инвестиционных паев ПИФ, тип которого был изменен на закрытый.
Для этих целей урегулирован вопрос о сроке нахождения замещающих облигаций в собственности налогоплательщика в целях сохранения возможности применения инвестиционного налогового вычета.
(Федеральный закон от 14.02.2024 N 8-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 14.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83735.html

В новой редакции изложена форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)

Также внесены изменения в порядок ее заполнения и формат представления в электронном виде.
Кроме того, в новой редакции изложена форма справки о доходах и суммах налога физического лица.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.
(Приказ ФНС России от 09.01.2024 N ЕД-7-11/1@ "О внесении изменений в приложения к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.09.2023 N ЕД-7-11/649@", зарегистрировано в Минюсте России 08.02.2024 N 77193)
Источник: КонсультантПлюс, 09.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83691.html

Скорректированы перечни кодов видов доходов и вычетов по НДФЛ

Коды применяются налоговыми агентами в целях ведения учета доходов, полученных от них физлицами в налоговом периоде, а также предоставленных им налоговых вычетов.
В перечни кодов включены новые позиции, некоторые позиции изложены в новой редакции.
(Приказ ФНС России от 09.01.2024 N ЕД-7-11/3@ "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@", зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2024 N 77206)
Источник: КонсультантПлюс, 10.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83695.html

На I квартал 2024 г. установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля

Коэффициенты-дефляторы определены в следующих размерах:
- на антрацит - 1,189;
- на уголь бурый - 1,040;
- на уголь, за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого, - 0,836.
(Приказ Минэкономразвития России от 24.01.2024 N 34 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля", зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2024 N 77220)
Источник: КонсультантПлюс, 13.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83713.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Установлен запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя с сотрудником, в одиночку воспитывающим ребенка в возрасте до 16 лет

Соответствующие поправки внесены в статью 261 ТК РФ. Ранее такая гарантия была предусмотрена для одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, и других лиц, воспитывающих таких детей без матери.
Предусмотрен ряд исключений, при которых допускается увольнение указанного сотрудника по инициативе работодателя. В их числе, в частности, ликвидация организации, однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, представление подложных документов при трудоустройстве и пр.
(Федеральный закон от 14.02.2024 N 12-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 14.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83724.html

Разработан Кодекс профессиональной этики аудиторов

Кодексом, в частности, устанавливаются принципы этики, которые аудиторы обязаны соблюдать, такие как честность, объективность, профессиональная компетентность и должная тщательность, конфиденциальность, профессиональное поведение. Кодекс предусматривает концептуальный подход, который должен применяться к выявлению и оценке угроз нарушения принципов этики, а также принятию мер в ответ на данные угрозы. Также приведены требования и пояснения по их применению, цель которых оказать содействие аудиторам в соблюдении принципов этики и выполнении ими обязанности действовать в общественных интересах. Данные требования и пояснения охватывают различные ситуации и обстоятельства, включая возникающие в ходе оказания услуг заинтересованность и отношения, которые создают угрозы нарушения принципов этики.
("Кодекс профессиональной этики аудиторов (редакция N 1)", утв. решением Правления СРО ААС от 22.12.2023, протокол N 657)
Источник: КонсультантПлюс, 15.02.2024, https://www.consultant.ru/law/review/208929710.html

Разработаны правила независимости аудиторов и аудиторских организаций

Правила содержат основные требования к обеспечению независимости аудиторских организаций, аудиторов, в том числе к выявлению обстоятельств, создающих угрозу независимости аудиторской организации, аудитора, рисков возникновения данной угрозы, и меры по ее предотвращению и устранению либо снижению ее уровня.
("Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций", утв. решением Правления СРО ААС от 27.12.2023, протокол N 658)
Источник: КонсультантПлюс, 15.02.2024, https://www.consultant.ru/law/review/208929711.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Дума одобрила в I чтении продление эксперимента по маркировке ввозимого в РФ алкоголя

Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым предусматривается продление эксперимента по маркировке федеральными специальными марками (ФСМ) ввозимой в РФ алкогольной продукции, помещенной под таможенную процедуру таможенного склада, до 31 мая 2026 года. Документ был инициирован группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета Госдумы по экономической политике Максимом Топилиным.
Эксперимент по маркировке ввозимой в РФ алкогольной продукции проводится с 1 июня 2021 года по 31 мая 2024 года. По состоянию на 30 июня 2023 года эксперимент проводился в Москве и Санкт-Петербурге, Брянской, Владимирской, Калининградской, Ленинградской, Московской и Смоленской областях, а также в Краснодарском крае и Республике Татарстан. В эксперименте было задействовано 16 таможенных складов, 13 складов временного хранения и 97 организаций – импортеров алкогольной продукции.
Анализ правоприменительной практики показал, что эксперимент идет успешно: намечается тенденция как к увеличению количества участников, так и к расширению территории его проведения, пояснил один из авторов законопроекта, зампред комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов. "Текущая геополитическая и экономическая ситуация, постоянно вводимые недружественными странами ограничения несут риски, что эти страны в любой момент могут ввести запрет на маркировку федеральной специальной маркой поставляемой в РФ алкогольной продукции на их территории. В связи с этим целесообразно продлить срок проведения эксперимента на два года. Это позволит сформировать новые логистические маршруты и создать новые инфраструктурные объекты, а также объективно оценить возможность переноса на территорию РФ маркировки вообще всей ввозимой в РФ алкогольной продукции", – указал депутат.
Источник: Audit-it.ru, 13.02.2024, https://www.audit-it.ru/news/finance/1096178.html

Дума одобрила в I чтении налоговые преференции для резидентов международных ТОР

Госдума приняла в первом чтении законопроект, вводящий налоговые преференции для резидентов международной территории опережающего развития (МТОР) в Дальневосточном федеральном округе (ДФО). Законопроект инициирован правительством и является сопутствующим другому законопроекту, который устанавливает правовые основы этого нового особого вида ТОР. Поправки вносятся в Налоговый кодекс РФ.
Для резидентов МТОР предлагается установить налоговые преференции по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет. Кроме того, субъектам РФ предлагается предоставить полномочия по снижению ставки налога на прибыль организаций. Сроком на 10 лет устанавливается ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 0% для новых организаций, являющихся резидентами МТОР. За резидентом сохраняется обязанность налогового агента.
Согласно законопроекту, в отношении резидентов МТОР не действует положение Налогового кодекса РФ, предусматривающее, что единые пониженные тарифы страховых взносов не могут применяться в отношении резидента ТОР на территории Дальневосточного федерального округа, получившего соответствующий статус после 31 декабря 2025 года. Предусматривается, что пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидента ТОР при условии, что объем инвестиций в соответствии с соглашением об осуществлении деятельности составляет не менее 500 млн рублей.
По расчетам правительства, в результате создания МТОР в период с 2024 года по 2033 год прогнозируется рост следующих экономических показателей: привлечение инвестиций в проекты, реализуемые на территории МТОР, объем которых оценивается в 30 млрд рублей, создание дополнительных рабочих мест, количество которых к 2033 году составит 1 060 единиц, рост валового регионального продукта региона, где будет расположена МТОР, на 40,75 млрд рублей.
Сумма уплаченных страховых взносов резидентами МТОР к 2033 году составит 0,56 млрд рублей, сумма уплаченного НДФЛ – 0,95 млрд рублей, сумма уплаченного налога на имущество организаций – 3,3 млрд рублей, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
"Тем не менее, создание МТОР повлечет возникновение выпадающих доходов федерального и региональных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов, от применения налоговых льгот. Возникновение выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов прогнозируется с 2027 года, общий объем выпадающих доходов составит 1,64 млрд рублей к 2033 году", – отмечают в правительстве РФ.
Источник: Audit-it.ru, 15.02.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1096415.html

Минтруд России разработал формы отчетности работодателей в службу занятости

Согласно ч. 1 ст. 53 Закона о занятости населения от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ работодатели обязаны информировать государственную службу занятости:
- о принятии (об изменении, отмене) решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП;
- о принятии (об изменении, отмене) решения о сокращении численности или штата работников организации, ИП и возможном расторжении трудовых договоров;
- о введении (об изменении, отмене) режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое;
- о временном переводе (об изменении, отмене решения о временном переводе) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- о процедуре, примененной в отношении работодателя в деле о несостоятельности (банкротстве);
- о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении;
- о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и об иных действиях и событиях, влияющих на положение на рынке труда.
Минтруд разработал формы представления данных сведений. Отметим, что в соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о занятости населения работодатели обязаны информировать государственную службу занятости посредством размещения информации на Единой цифровой платформе "Работа в России" или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством РФ.
До принятия нормативного правового акта Минтруда России, утверждающего формы предоставления информации, сведения, перечисленные в ч. 1 ст. 53 Закона о занятости, предоставляется в соответствии с макетами, размещенными на Единой цифровой платформе "Работа в России". Об этом сообщил Минтруд в письме от 8 февраля 2024 г. № 16-3/ООГ-203 (Письмо Минтруда России от 8 февраля 2024 г. № 16-3/ООГ-203).
Источник: ГАРАНТ, 12.02.2024, https://www.garant.ru/news/1681858/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

"Кадастровый" налог на здание для арендатора земли: КС разъяснил, к кому применяется его решение

Если включение объекта в перечень вовремя не оспорено, то "задним числом" налог не пересчитают, денег не вернут. Из действующих перечней объекты, не отвечающие установленным КС критериям, должны были быть исключены, а в новые перечни - не включаться.
В 2020 году рассматривал конституционность подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 НК, согласно которому объекты относятся к налогооблагаемым по кадастровой стоимости, в том числе, если всего лишь один из видов разрешенного использования участка под зданием предусматривает размещение торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания.
КС признал эту норму законной для случаев, когда налогоплательщик является собственником участка под зданием – собственники могут повлиять на характеристики участка. При этом, если владелец самого здания участком не владеет, а арендует его, то никак не может потребовать изменения вида разрешенного использования участка. В этом случае, решая вопрос о налогообложении, надо смотреть на фактическое использование постройки (постановление 46-П).
В этой связи ФНС недавно обратилась в КС с вопросами о применении этой позиции:
- подлежит ли они применению к налоговым периодам, предшествующим дате вынесения постановления;
- предполагает ли оно возможность исключения в судебном порядке из "кадастровых" перечней объектов, включенных туда до принятия данного постановления, в случаях, если решения о включении объекта в перечень не оспаривались налогоплательщиком.
КС разъяснил, что никаких особых правил применения постановления в нём указано не было, поэтому применяется оно в общем порядке, как и любые другие подобные. Пересмотр размера налоговых обязательств лица с даты вступления в силу постановления без учета времени обращения этого лица за таким пересмотром и вынесения судом решения не допускается.
Если судебные акты не в пользу налогоплательщиков были приняты до выхода постановления, то возможен пересмотр этих судебных решений по обращениям налогоплательщиков. Помимо этого, основания для пересмотра могли возникнуть также на соответствующей стадии судебного процесса при соблюдении определенных условий. Если ничто (из предусмотренных законом возможностей при наличии для того условий) не помогло, и все государственные средства судебной защиты исчерпаны, налогоплательщик может направить жалобу в Конституционный суд.
При этом постановление 46-П само по себе не предполагает возможности пересмотра налоговых обязательств неограниченного круга налогоплательщиков, исполнивших свою обязанность по уплате налога за предыдущие периоды. Пересмотр налоговых обязательств в тех отношениях, которые уже завершены, налог исчислен и уплачен, не предполагается.
КС напомнил, что этим постановлением были существенно скорректированы критерии включения в перечне соответствующих объектов. Это не только означает невозможность включения в перечень объекта без учета фактического использования, но и допускает исключение из перечня объектов, не отвечающих новым критериям. Налогоплательщики не лишены права обратиться с требованиями, касающимися исключения объектов из перечня.
Однако судебные решения по такого рода спорам не могут затрагивать налоговых обязательств, уже возникших на момент вступления в силу названного постановления, в том числе приводить к возврату денежных сумм, также указал КС.
(Определение Конституционного Суда РФ от 30 января 2024 года N 8-О-Р)
Источник: Audit-it.ru, 12.02.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1096085.html

Не соответствующими Конституции РФ признаны пункт 1 статьи 221 и подпункт 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ, которые в силу своей неопределенности не обеспечивают однозначного решения вопроса о праве на получение профессиональных налоговых вычетов физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской

Федеральному законодателю надлежит до 1 января 2025 года внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из настоящего постановления. Впредь до их внесения предусматривается следующий порядок исполнения настоящего постановления:
- физическим лицам, не зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 НК РФ не предоставляется право на профессиональные налоговые вычеты;
- если внесенные федеральным законодателем изменения будут направлены на предоставление профессиональных налоговых вычетов всем (или некоторым) категориям физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но чья деятельность признана налоговым органом предпринимательской, а также если федеральный законодатель до 1 января 2025 года не внесет необходимых изменений в законодательство, то соответствующие лица приобретают право на получение профессиональных налоговых вычетов как в сумме документально подтвержденных расходов, так и в размере 20 процентов дохода, если они не могут подтвердить расходы документально, в соответствии с абзацами первым и четвертым пункта 1 статьи 221 НК РФ (в действующей редакции); данное право у соответствующих лиц в этом случае возникает с момента официального опубликования настоящего постановления.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2024 N 6-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 221 и подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ю.М. Бужина и Л.В. Салимжановой")
Источник: КонсультантПлюс, 14.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83749.html

ПРОЧЕЕ

Рассмотрены особенности осуществления территориальными налоговыми органами налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами

Разъяснены, в частности, ограничения в части полномочий территориальных органов по определению рыночных цен в контролируемых сделках, по проведению мероприятий налогового контроля в части оценки выявленных обстоятельств, связанных с предполагаемым отклонением цены, по истребованию документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) и прочее.
(Письмо ФНС России от 29.01.2024 N ШЮ-4-13/796@ "О работе территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами")
Источник: КонсультантПлюс, 13.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83712.html

Представлен актуализированный перечень контрольных соотношений для проверки корректности формирования уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов

Контрольные соотношения применяются в отношении уведомления по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 02.11.2022 N ЕД-7-8-/1047@.
(Письмо ФНС России от 31.01.2024 N ЕА-4-15/971@ "О перечне контрольных соотношений, свидетельствующих о нарушении порядка заполнения уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, предусмотренных пунктом 9 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 12.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83709.html

Даны разъяснения по вопросам уведомления налоговых органов об изменении целей использования зарубежных счетов индивидуальных предпринимателей, а также изменении сведений о валюте зарубежного счета

Сообщается, в частности, что валютное законодательство разграничивает деятельность физических лиц - резидентов, связанную с личными, семейными, домашними и иными нуждами, и предпринимательскую деятельность, в том числе в целях определения прав и обязанностей при представлении уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утверждено Приказом ФНС России от 24.04.2020 N ЕД-7-14/272@) и отчетов о движении денежных средств и иных финансовых активов по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.12.2005 N 819) по зарубежным счетам.
В настоящее время физическим лицом - резидентом на листе 1 уведомления проставляется соответствующий код резидента (физическое лицо - резидент/физическое лицо - резидент - индивидуальный предприниматель). В случае когда в уведомлении указан код для резидента - индивидуального предпринимателя, но счет не используется (не планируется использовать) для предпринимательской деятельности, такой резидент при необходимости может подать в налоговый орган заявление для изменения кода резидента.
Заявление оформляется в свободной форме с указанием сведений, позволяющих идентифицировать резидента и его счет (ФИО, ИНН, адрес банка, номер счета, дата открытия счета, валюта счета), а также даты, с которой произошли указанные изменения. Такое заявление может быть подано на бумажном носителе лично, через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий) или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также в электронной форме через раздел "Каталог обращений -> Прочие обращения" личного кабинета налогоплательщика - физического лица, который размещен на официальном сайте ФНС России www.nalog.gov.ru.
В случае изменения валюты зарубежного счета резидент обязан уведомить налоговые органы, если такое изменение валюты повлекло изменение реквизитов зарубежного счета (номера счета, даты открытия). Если изменение валюты зарубежного счета не повлекло изменение реквизитов счета, представлять налоговому органу уведомление об изменении реквизитов не требуется.
(Письмо ФНС России от 14.07.2023 N Д-5-17/40@ "Об уведомлении налоговых органов об изменении целей использования зарубежных счетов индивидуальных предпринимателей, а также изменении сведений о валюте зарубежного счета")
Источник: КонсультантПлюс, 17.02.2024, https://www.consultant.ru/law/review/fed/fw2024-02-17.html

Даны разъяснения по вопросу привлечения банка к ответственности в связи с непредставлением сведений об остатках денежных средств по вновь открытым счетам

С 01.01.2023 банки в соответствии с положениями пункта 12 статьи 76 НК РФ вправе при наличии действующего приостановления операций по счетам открыть налогоплательщику новый счет. При этом прекращаются все расходные операции по такому счету с момента открытия счета до прекращения действия приостановления.
Представление банком сведений об остатках денежных средств, в случае открытия счета при наличии приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, осуществляется банком после направления в налоговый орган информации об открытии счета и получения банком информации (сведений) о приостановлении операций по вновь открытому счету. В этом случае банк в течение одного дня формирует и направляет в налоговый орган справку об остатках денежных средств.
ФНС полагает правомерным привлечение банка к ответственности по статье 135.1 НК РФ в случае нарушения установленного срока представления сведений об остатках денежных средств на счетах в банке только после получения банком информации (сведений) от налогового органа о приостановлении операций на вновь открытых счетах.
Кроме того, пунктом 8 статьи 76 НК РФ предусмотрено, что возобновление банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации осуществляется не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо единого налогового счета налогоплательщика.
В случае направления налоговым органом в банк сведений о прекращении действия приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ (в виде сведений о приостановлении, подлежащих исполнению с суммой равной "0"), представление банком сведений об остатках денежных средств не требуется.
Соответственно, банк не подлежит привлечению к ответственности по статье 135.1 НК РФ (при непредставлении справки об остатках денежных средств) в случае размещения налоговым органом в реестре решений информации о прекращении действия приостановления операций по счетам.
(Письмо ФНС России от 29.12.2023 N СД-4-8/16528@ "О направлении разъяснений по вопросу представления сведений об остатках по вновь открытым счетам")
Источник: КонсультантПлюс, 13.02.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/83715.html

Налоговая служба может пересчитать только налоги, указанные в уведомлении

По общему правилу если налог исчисляется налоговым органом, то не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 Налогового кодекса).
В случае необходимости может быть произведен перерасчет суммы ранее исчисленного налога, но сделать это можно будет только не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом (п. 2.1 ст. 52 НК РФ). Но, как напоминает налоговая служба, перерасчет не будет осуществляться, если повлечет увеличение ранее уплаченных сумм налога.
Также ФНС России подчеркивает, что вышеуказанный порядок применяется только в случае направления уведомления налоговой инспекцией по налогам, которые исчисляют налоговые органы. Если же организации не уплачивают налоги на основании налоговых уведомлений, то и такой порядок перерасчета налога не применяется. В частности, это касается земельного налога.
(Письмо ФНС России от 5 февраля 2024 г. № БС-2-21/1521@)
Источник: ГАРАНТ, 12.02.2024, https://www.garant.ru/news/1682010/

Реализация прослеживаемых товаров в составе выполненных работ: как заполнить счет-фактуру

Закон требует указания стоимости такого товара, а форма счета-фактуры пока не скорректирована. При этом нет запрета на выделение прослеживаемого товара в составе выполненных работ в наименовании товара.
ФНС рассказала о заполнении счета-фактуры при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ.
В настоящее время порядком заполнения счетов-фактур (постановлением 1137) не предусмотрено особенностей заполнения графы 1а счета-фактуры, формируемого при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ. Таким образом, обязанность выделения прослеживаемого товара в составе выполненных работ в наименовании товара не установлена. Одновременно отсутствует и запрет такого выделения.
Установленные порядком требования можно считать исполненными, если при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в составе выполненных работ в графах 11-13 счета-фактуры, предназначенных для отражения реквизитов прослеживаемости, такие реквизиты будут сформированы по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в состав выполненных работ, в подстроках к строке, в наименовании которой указаны выполненные работы.
При этом не так давно – с 1 октября 2023 года – вступили в силу изменения, внесенные законом 389-ФЗ, и теперь установлено, что при реализации, передаче в составе выполненных работ товаров, подлежащих прослеживаемости, в счетах-фактурах, в том числе в корректировочных, также указывается стоимость прослеживаемого товара.
(Письмо ФНС России от 23 января 2024 года N ЗГ-2-15/791)
Источник: Audit-it.ru, 13.02.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1095571.html

Переход с "упрощенки" на ОСНО: можно ли учесть расходы на строительство

В период применения УСН-доходы организация построила объект недвижимости. После этого она перешла на общую систему налогообложения с использованием метода начисления. Можно ли учесть расходы на строительство при расчете налога на прибыль? На этот вопрос Минфин ответил в своем новом письме.
Разъяснения достаточно простые. В министерстве напоминают, что особенности исчисления налоговой базы при переходе с "упрощенки" на иные системы налогообложения установлены статьей 346.25 НК РФ.
При этом нужно учитывать, что плательщики единого налога в рамках УСН не определяют себестоимость созданных объектов недвижимости. Это не предусмотрено нормами Налогового кодекса.
Исходя из этого, в Минфине полагают, что организация на ОСНО не сможет учесть расходы на строительство объекта недвижимости, которые относятся к периоду применения УСН с объектом "доходы".
Напомним, что особенности ведения учета организация должна закрепить в своей учетной политике. Это поможет защитить расходы и избежать разногласий при налоговых проверках.
(Письмо Минфина России от 29.12.23 № 03-03-06/1/128334)
Источник: Бухонлайн, 14.02.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/2/21015_perexod-s-uproshhenki-na-osno-mozhno-li-uchest-rasxody-na-stroitelstvo

ФНС напоминает, что налогоплательщики - юридические лица должны уплатить налоги на имущество организаций (транспортный и земельный, налог на имущество) за истекший период 2023 года не позднее 28 февраля текущего года

В налоговые органы необходимо представить уведомление об исчисленных суммах таких налогов за 2023 год. Исключение - объекты по налогу на имущество организаций, сведения о которых содержатся в поданной налоговой декларации за 2023 год. Такое уведомление представляется в налоговый орган по месту учета не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога. В феврале 2024 года - не позднее 26-го числа, поскольку 25-е приходится на выходной день.
Организации, имеющие право на льготы по налогам на имущество за 2023 год, могут направить в налоговый орган:
- заявление об их предоставлении по транспортным средствам и земельным участкам,
- заявление - по объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость.
Если имеющий право на льготу налогоплательщик не представил такое заявление или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, таковая предоставляется в проактивном (беззаявительном) на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с федеральными законами. Она действует с налогового периода, в котором у организации возникло право на льготу.
(Информация ФНС России "28 февраля истекает единый срок уплаты налогов на имущество организаций за 2023 год")
Источник: КонсультантПлюс, 17.02.2024, https://www.consultant.ru/law/review/fed/fw2024-02-17.html

Отчет СОУТ не отправлен из‑за технического сбоя: выпишут ли штраф?

В конце 2023 года на сервисах, через которые работодатели обязаны передавать результаты спецоценки условий труда (СОУТ) и сведения об обучении сотрудников охране труда, проводились технические работы. Работодателей, которые не смогли отчитаться из-за технического сбоя, наказывать не будут. Такой вывод следует из недавнего письма Роструда.
Как сообщили в Минтруде, неполадки на платформах ФГИС СОУТ и ЕИСОТ наблюдались в период с 27 ноября по 27 декабря 2023 года. Эти сервисы были недоступны в связи с их переводом на обновленную техническую платформу. Информацию об этом передали в Роструд (письмо от 27.12.23 №15-4/ООГ-5512).
Роструд, в свою очередь, напомнил: лицо можно привлечь к административной ответственности только за те нарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.
При отсутствии состава административного правонарушения, в том числе вины, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое должно быть прекращено (ч. 1 ст. 24.5 КоАП).
В связи с этим при решении вопроса о привлечении работодателей к ответственности трудовые инспекции должны учитывать информацию о проведении технических работ на указанных платформах, - заявили в Роструде.
(Письмо Роструда от 31.01.24 № ТЗ/429-3-1)
Источник: Бухонлайн, 13.02.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/2/21011_otchet-sout-ne-otpravlen-iz-za-texnicheskogo-sboya-vypishut-li-shtraf