Мониторинг изменений за период 21.10.24 - 27.10.24


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 21.10.2024 - 27.10.2024 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

ФНС утвердила форму (формат) и порядок заполнения заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, НДФЛ

Также приказ содержит форму уведомления о перерасчете суммы ранее исчисленного налога и форму сообщения об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного налога.
Приказ вступает в силу с 1 января 2025 года.
(Приказ ФНС России от 03.09.2024 N ЕД-7-21/697@ "Об утверждении формы заявления о перерасчете суммы ранее исчисленного транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, порядка ее заполнения, формата представления такого заявления в электронной форме, форм уведомления о перерасчете суммы ранее исчисленного транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц, сообщения об отказе в перерасчете суммы ранее исчисленного транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц", зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2024 N 79825)
Источник: КонсультантПлюс, 21.10.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86722.html

ГД ратифицировала Соглашение об устранении двойного налогообложения между РФ и Малайзией

Госдума ратифицировала Соглашение между правительством РФ и правительством Малайзии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от налогообложения, а также протокола к нему. Документ внесен в Госдуму на ратификацию правительством РФ.
В настоящее время между Россией и Малайзией еще действует Соглашение между правительством СССР и правительством Малайзии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы.
Необходимость пересмотра Советско-малайзийского соглашения обусловлена изменившимися условиями экономической деятельности как в Российской Федерации, так и в Малайзии, указывают в правительстве.
Согласно пояснительной записке, цель соглашения - обеспечить условия, при которых юридические и физические лица России и Малайзии не будут дважды уплачивать налоги с одного и того же вида дохода в своем государстве и государстве-партнере. "Решение этого вопроса будет способствовать обоюдному привлечению инвестиций и обеспечит условия для устранения двойного налогообложения юридических и физических лиц", - сказано в пояснительной записке.
Ранее в Минфине России уточняли, что ставка налога у источника на доходы в виде дивидендов устанавливается в размере 10% при 25-процентном участии в капитале в течение года и 15% - в остальных случаях. Ставка налога по процентам и роялти составляет 10%. По дивидендам и процентам также предусмотрены исключения для правительств и госкомпаний.
Источник: Аudit-it.ru, 22.10.2024, https://www.audit-it.ru/news/finance/1109562.html

СТАТИСТИКА

С 1 января 2026 г. применяется обновленная годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-технология "Сведения о разработке и (или) использовании передовых производственных технологий"

Первичные статистические данные по данной форме предоставляются в соответствии с указаниями по их заполнению в сроки и с периодичностью, которые указаны на ее бланке.
Признаются утратившими силу с 1 января 2026 г. аналогичная форма и указания по ее заполнению (приложение N 7 к Приказу Росстата от 31 июля 2024 г. N 332).
(Приказ Росстата от 21.10.2024 N 483 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за разработкой и (или) использованием передовых производственных технологий")
Источник: КонсультантПлюс, 23.10.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209155683.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Ключевая ставка повышена до 21%

С 28 октября ключевая ставка будет повышена сразу на два процента - с 19% до 21% годовых. Соответствующее решение Центробанк принял 25 октября.
Как поясняют в Банке России, данное решение принято в связи с тем, что инфляция продолжает ускоряться и существенно превышает прогноз. Рост внутреннего спроса значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Поэтому требуется дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики.
В предыдущий раз ключевая ставка повышалась в сентябре этого года - с 18% до 19% годовых.
Напомним: ключевая ставка включена в формулы, по которым рассчитываются пени за несвоевременную уплату налогов, проценты при возврате излишне взысканных сумм, компенсация за задержку выплаты зарплаты и др.
Соответственно, повышение ставки означает повышение размера пеней за несвоевременную уплату налогов. По действующим правилам их рассчитывают в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки.
Также от значения ключевой ставки зависит, возникает ли у физлица материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами (ст. 212 НК РФ). Этот же показатель используется при учете процентов по займам, полученным от "своих" компаний и ИП (ст. 269 НК РФ), и в других случаях.
Кроме того, повышение ключевой ставки означает рост ставок по всем кредитам, в том числе потребительским и ипотечным.
Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 20 декабря 2024 года.
Источник: Бухонлайн, 25.10.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/10/22020_klyuchevaya-stavka-povyshena-do-21

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

С нового года МРОТ увеличится на 17%

С 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составит 22 440 руб. в месяц. Соответствующий закон принят Госдумой и одобрен Советом Федерации.
Напомним, что с 1 января 2024 года федеральная "минималка" составляет 19 242 руб. Таким образом, со следующего года минимальная зарплата будет повышена на 3 198 руб.
МРОТ устанавливается в зависимости от медианной заработной платы. В 2025 году "минималка" будет составлять 48% от медианной зарплаты.
По словам главы правительства РФ Михаила Мишустина, увеличение МРОТ приведет к повышению зарплаты для 4 миллионов работников. При этом премьер-министр отметил, что в будущем необходимо обеспечить опережающий рост минимального размера оплаты труда. К 2030 году МРОТ должен вырасти до 35 тыс. руб.
Источник: Бухонлайн, 23.10.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/10/22009_s-novogo-goda-mrot-uvelichitsya-na-17

"Упрощенщиков" освободили от обязанности оформлять счета-фактуры

"Упрощенщики" с доходом до 60 млн руб. смогут не выставлять счета-фактуры. Соответствующий закон принят Госдумой и направлен на рассмотрение в Совет Федерации.
Напомним, что с 2025 года организации и предприниматели на УСН будут признаваться налогоплательщиками НДС. Но если доходы за прошлый год не превысили 60 млн рублей, то НДС платить не придется. Также освобождение от НДС получат вновь созданные организации или ИП, которые встали на налоговый учет и сразу перешли на "упрощенку" (п. 1 ст. 145 НК РФ).
Если "упрощенщик" имеет право на освобождение от НДС на основании статьи 145 НК РФ, то он не должен платить НДС при реализации товаров (работ, услуг) и сдавать декларации по этому налогу.
Что касается счетов-фактур, то по действующим правилам их нужно выставлять, даже тем, кто получил освобождение от НДС. При этом в счете-фактуре проставляется штамп "Без налога (НДС)" или делается соответствующая надпись (п. 5 ст. 168 НК РФ; разъяснения ФНС).
Чтобы снизить нагрузку на "упрощенщиков", законодатели внесли поправки в статью 168 НК РФ. Они позволяют освобожденным от НДС "упрощенщикам" не выставлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг).
Источник: Бухонлайн, 24.10.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/10/22010_uproshhenshhikov-osvobodili-ot-obyazannosti-oformlyat-scheta-faktury

С 2025 года все субъекты РФ смогут вводить автоматизированную "упрощенку"

Эксперимент по переходу на автоматизированную упрощенную систему налогообложения (АУСН) будет расширен на все субъекты РФ. Соответствующий закон принят Госдумой РФ.
Напомним: правила применения автоматизированной "упрощенки" установлены Федеральным законом от 25.02.22 № 17-ФЗ (далее - Закон № 17-ФЗ). С 1 июля 2022 года этот спецрежим в порядке эксперимента был введен в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях.
На АУСН могут перейти организации и ИП с численностью работников не более 5 человек, и годовым доходом менее 60 млн руб. Можно выбрать объект налогообложения "Доходы" (ставка 8%) или "Доходы, уменьшенные на величину расходов" (ставка 20%). Плательщики налога в рамках АУСН не сдают отчетность по этому налогу, а также расчеты по страховым взносам и 6-НДФЛ. Налог в рамках АУСН налоговики исчисляют сами на основе информации, полученной от банков, с контрольно-кассовой техники и из личного кабинета "упрощенщика".
Комментируемый закон вносит дополнения в Закон № 17-ФЗ. С 2025 года все субъекты РФ смогут вводить автоматизированную "упрощенку" на своих территориях. Срок окончания эксперимента остался прежним - 31 декабря 2027 года.
Источник: Бухонлайн, 23.10.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/10/22008_s-2025-goda-vse-subekty-rf-smogut-vvodit-avtomatizirovannuyu-uproshhenku

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд признал обоснованным доначисление налогов из-за фиктивности сделок

Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой доначислены НДС, налог на прибыль организаций, пени и штрафы.
Основанием для начисления оспариваемых сумм налогов, пени и штрафных санкций среди прочих послужил вывод налогового органа о неправомерном неотражении обществом в составе внереализационных доходов кредиторской задолженности перед рядом контрагентов в связи с исключением их из ЕГРЮЛ.
Кредиторы были исключены из ЕГРЮЛ как недействующие юридические лица, однако налогоплательщик не включил в состав внереализационных доходов указанную кредиторскую задолженность как подлежавшую списанию в налоговом периоде не в связи с истечением срока исковой давности, а по иным основаниям, в данном случае - в связи с исключением из ЕГРЮЛ кредитора.
Общество представило в налоговый орган уведомления и договоры об уступке права требования задолженности по заключенным договорам поставки поочередно трем новым кредиторам. Новые кредиторы имели признаки "технических" организаций (отсутствие трудовых и материально-технических ресурсов, отсутствие по адресу регистрации, представление налоговых деклараций с минимальными либо нулевыми начислениями); в учете операции по уступке права требования не отражены; на расчетных счетах денежные средства для приобретения задолженности отсутствовали, оплата по договорам не проходила; какие-либо меры по взысканию с налогоплательщика задолженности не предпринимались.
Суд счел, что представленные документы составлены формально, содержат недостоверные сведения, подписаны неустановленными лицами, и признал характер уступки права требования фиктивным.
(Постановление АС Поволжского округа от 14 сентября 2024 г. № Ф06-5566/24)
Источник: ГАРАНТ, 23.10.2024, https://www.garant.ru/news/1762096/

Производственное оборудование и подстанция - не недвижимость: ФНС разослала решение ВС

ФНС разослала письмом правовые позиции, которые ВС недавно высказал по вопросу отнесения к движимому или недвижимому имуществу таких объектов, как деревообрабатывающее оборудование и трансформаторная подстанция.
Относя эти объекты к недвижимости, налоговый орган исходил из того, что производственные линии размещены в зданиях (цехах) и неразрывно взаимосвязаны с ними. Перемещение оборудования невозможно без ущерба технической (функциональной) целостности. Данные объекты являются неотъемлемой частью завода, прочно установлены на железобетонном фундаменте. Трансформаторные подстанции входят в комплекс зданий, объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы, и по этой причине должны относиться к недвижимости, решили налоговики.
В первой инстанции с этим не согласились. Сами по себе спорные объекты подстанции не являлись объектом капитального строительства в составе зданий и сооружений. Апелляция и кассация, напротив, поддержали налоговиков, а ВС принял решение в пользу налогоплательщика.
Такие объекты, как оборудование для производства - изменения предмета труда, установленное на фундамент, не относятся к сооружениям и классифицируются в соответствующих группировках машин и оборудования. Фундамент, на котором установлены такие объекты, входит в состав данного оборудования.
ВС пришел к выводу, что ни факт использования имущества по общему назначению, предопределенному технологией производства, ни объединение имущества в единый комплекс для целей совершения сделок с ним (купли-продажи, передачи в залог) не являются достаточными основаниями для квалификации всех входящих в такой комплекс вещей, в том числе частей конструктивно-сочлененного объекта, как недвижимости. Соответственно, объекта налогообложения по налогу на имущества в этом случае не возникает.
(Определение ВС РФ от 10.10.2024 N 303-ЭС24-8693 по делу N А73-513/2023, письмо ФНС от 17 октября 2024 года N БС-4-21/11805@).
Источник: Audit-it.ru, 21.10.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1109513.html

ПРОЧЕЕ

ФНС сообщает о порядке действий налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненных деклараций (расчетов), представленных за налоговые и отчетные периоды за пределом трехлетнего срока, уменьшающих налоговые обязательства налогоплательщика

Согласно письму указанные декларации (расчеты) подлежат камеральной налоговой проверке. Такие декларации отражаются в отдельной ветке АИС "Налог-3".
Начисления отражаются на ЕНС как текущая переплата, которая засчитывается в счет погашения текущих недоимок, а при отсутствии задолженности формирует положительное сальдо ЕНС.
С учетом подпункта 1 пункта 7 статьи 11.3 НК РФ, во избежание необоснованного возврата денежных средств из бюджета, уменьшение сумм налогов, сборов, страховых взносов может быть проведено только при наличии решения судебных органов о восстановлении пропущенного трехлетнего срока, за исключением случаев проведения уменьшений внутри налогового (отчетного) периода, при которых не уменьшается исчисленная за период сумма налогов, сборов, страховых взносов, а также случаев осуществления перерасчета сумм по основаниям, предусмотренным НК РФ.
(Письмо ФНС России от 21.10.2024 N Д-5-15/71@ "О порядке передачи данных по проверке деклараций (расчетов) с уменьшением сумм налоговых обязательств, представленных за пределами трехлетнего срока от установленного срока уплаты")
Источник: КонсультантПлюс, 25.10.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86763.html

ФНС представлены рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса

В рамках налоговой амнистии дробления бизнеса предусматривается прекращение обязанности по уплате налогов, возникшей за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, а также соответствующих пеней и штрафов при добровольном отказе от дробления бизнеса в отношении налоговых периодов 2025 и 2026 годов с учетом особенностей, предусмотренных статьей 6 Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ (далее - Закон 176-ФЗ).
В Законе 176-ФЗ в качестве ключевого признака дробления бизнеса обозначено осуществление контроля деятельности формально самостоятельных лиц (организаций, ИП) одними и теми же лицами, определяющими принятие управленческих решений, а также иным образом влияющими на результаты предпринимательской деятельности формально самостоятельных лиц.
Сообщается, что информация о примерах из судебной практики, в которых судами установлено разделение единой деятельности хозяйствующего субъекта между несколькими формально самостоятельными лицами, содержится в письме ФНС России от 16.07.2024 N БВ-4-7/8051@.
В настоящих рекомендациях приведены разъяснения по следующим вопросам, в частности:
- способы добровольного отказа от дробления бизнеса;
- подходы и правовые позиции, которыми руководствуются налоговые органы в целях выявления фактов и доказывания дробления бизнеса;
- случаи, на которые не распространяется механизм налоговой амнистии;
- особенности вступления в силу решений по налоговым проверкам, в которых зафиксированы факты дробления бизнеса за налоговые периоды 2022 - 2024 годов, в связи с амнистией;
- возможность сохранения применения УСН при отказе от дробления бизнеса с учетом величины консолидированного дохода группы лиц;
- порядок прекращения амнистируемой обязанности в случае частичного добровольного отказа от дробления бизнеса;
- информация и документы, связанные с добровольным отказом от дробления бизнеса, которые могут быть запрошены налоговыми органами, и пр.
(Письмо ФНС России от 18.10.2024 N СД-4-2/11836@ "О направлении рекомендаций по применению статьи 6 Федерального закона N 176-ФЗ")
Источник: КонсультантПлюс, 18.10.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86712.html

ФНС сообщает о применении НДС при реализации физлицам товаров ЕАЭС посредством электронных торговых площадок на территории ЕАЭС

В письме разъясняется следующее, в частности:
- возникает ли обязанность по уплате НДС российскими маркетплейсами при реализации физлицам товаров иностранных продавцов государств - членов ЕАЭС;
- особенности отражения российскими маркетплейсами операций по реализации товаров иностранных продавцов в налоговой декларации по НДС, а также в книге продаж и книге покупок;
- порядок отражения в налоговой декларации по НДС операций, местом осуществления которых не признается территория РФ.
(Письмо ФНС России от 14.10.2024 N СД-4-3/11667@ "О применении НДС в отношении операций по реализации товаров ЕАЭС физическим лицам посредством электронных торговых площадок на территории государств - членов ЕАЭС")
Источник: КонсультантПлюс, 18.10.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86698.html

Услуги иностранного контрагента оплачены в валюте: как рассчитать НДС?

Российская организация приобретает услуги у иностранного контрагента. Оплата переводится в валюте. Как в таком случае определить базу по НДС? Ответ - в недавнем письме Минфина.
В комментируемом письме специалисты Минфина рассматривают ситуацию, когда иностранный контрагент либо не состоит на учете в российских налоговых органах, либо состоит на учете по месту нахождения недвижимости, транспортных средств или в связи с открытием счета в банке. При этом местом реализации услуг является территория РФ. В таком случае, как гласит пункт 1 статьи 161 НК РФ, налог на добавленную стоимость исчисляет и платит налоговый агент, то есть российский покупатель.
Согласно пункту 3 статьи 153 НК РФ, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых у иностранного лица, пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату фактического осуществления расходов. Таковой является дата выплаты (перечисления) денег иностранному контрагенту.
Поэтому, в целях расчета НДС валюту необходимо пересчитать в рубли на дату перечисления денег за приобретенные у иностранного контрагента услуги.
(Письмо Минфина России от 16.09.24 № 03-07-08/88297)
Источник: Бухонлайн, 23.10.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/10/22007_uslugi-inostrannogo-kontragenta-oplacheny-v-valyute-kak-rasschitat-nds

ФНС подготовлены Методические рекомендации для налогоплательщиков, применяющих УСН, которые с 1 января 2025 года признаются налогоплательщиками НДС

В рекомендациях содержатся разъяснения по следующим вопросам, в частности:
- в каком случае у налогоплательщика УСН с 01.01.2025 возникает/не возникает обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет;
- как считать 60 млн рублей доходов налогоплательщику УСН, в том числе в случае, если налогоплательщик совмещает применение разных налоговых режимов;
- как исчислить НДС, какую ставку налога можно применить, какие есть условия для применения специальных ставок в размере 5% и 7%;
- как правильно и в каких случаях следует выставить счет-фактуру;
- в каких случаях можно заявить вычет по НДС;
- какие сроки и порядок представления декларации по НДС и уплаты налога и т.д.
(Письмо ФНС России от 17.10.2024 N СД-4-3/11815@ "О направлении Методических рекомендаций")
Источник: КонсультантПлюс, 18.10.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86705.html

В связи с введением обязанности по уплате НДС налогоплательщиками, применяющими УСН, даны разъяснения по включению суммы данного налога в состав платы за содержание жилого помещения

С 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС предусмотрено для организаций, чей доход за предыдущий календарный год не превысил 60 млн рублей.
С учетом вышеизложенного, по мнению Минстроя, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, обязанным с 1 января 2025 года исполнять требования по уплате НДС, необходимо провести общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в целях установления размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, включающего в себя НДС.
(Письмо Минстроя России от 04.10.2024 N 58115-ДН/04 "Об организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 24.10.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209155721.html