Мониторинг изменений за период 23.09.24 - 29.09.24


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.09.2024 - 29.09.2024 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

С 1 марта 2025 года утратит силу перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми организации и ИП обязаны осуществлять расчеты с применением ККТ

Перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 N 698-р.
(Распоряжение Правительства РФ от 17.09.2024 N 2563-р "О признании утратившим силу распоряжения Правительства РФ от 14.04.2017 N 698-р, которым утвержден перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники")
Источник: КонсультантПлюс, 21.09.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86429.html

Утвержден ФСБУ ГФ "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов"

Стандарт применяется при ведении бюджетного учета с 1 января 2026 года, за исключением учета, осуществляемого Федеральным казначейством и его территориальными органами, операций системы казначейских платежей по мере их организационно-технической готовности, но не позднее 1 января 2028 года.
Приказ вступает в силу с 1 января 2026 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 30.08.2024 N 121н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов")
Источник: КонсультантПлюс, 20.09.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86422.html

Утрачивают силу отдельные приказы Минфина России в связи с утверждением ФСБУ ГФ "Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов"

В перечень утративших силу приказов включены Приказ Минфина России от 04.10.2023 N 157н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность" и приказы, вносящие в него изменения.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 30.08.2024 N 122н "О признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и внесенных в него изменений")
Источник: КонсультантПлюс, 23.09.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209125518.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Совет Федерации одобрил закон о расширении оснований применения инвестиционного вычета

Совет Федерации одобрил законопроект о расширении перечня оснований для применения инвестиционного налогового вычета, который будет внесен в Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно новым поправкам, субъекты РФ смогут устанавливать право налогоплательщиков на использование инвестиционного налогового вычета при осуществлении венчурных и прямых инвестиций в инновационные проекты и деятельность. Это возможно через участие в договорах инвестиционного товарищества, информация о которых будет включена в региональный реестр.
Право на вычет будет предоставлено налогоплательщикам, чья деятельность в рамках договора инвестиционного товарищества направлена на венчурные и прямые инвестиции в организации, имеющие статус малой технологической компании. Порядок формирования и ведения реестра инвестиционных товариществ, а также требования к договорам для включения в реестр будут определены нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ.
Закон также устанавливает порядок получения инвестиционного налогового вычета. Изменения вступят в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона, но не ранее первого числа следующего налогового периода по налогу на прибыль организаций.
Источник: Российский налоговый портал, 25.09.2024, http://taxpravo.ru/novosti/statya-479842-sovet_federatsii_odobril_zakon_o_rasshirenii_osnovaniy_primeneniya_investitsionnogo_vyicheta

ФНС собирается выпустить новую форму декларации по НДС - проект

ФНС вынесла на общественное обсуждение проект приказа, которым планируется утвердить:
- форму налоговой декларации по НДС;
- порядок ее заполнения;
- формат ее представления в электронной форме;
- формат представления сведений из книги покупок;
- формат представления сведений из дополнительного листа книги покупок;
- формат представления сведений из книги продаж;
- формат представления сведений из дополнительного листа книги продаж;
- формат представления сведений из журнала учета выставленных счетов-фактур в отношении операций в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или на основе договоров транспортной экспедиции;
- формат представления сведений из журнала учета полученных счетов-фактур в отношении аналогичных операций;
- формат представления сведений из счетов-фактур, выставленных лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 НК.
Действующий приказ, вышедший еще в 2014 году и подвергшийся затем множеству изменений (в последний раз - в конце 2022 года), полностью утратит силу. Количество и сущность форм и форматов в новом приказе не изменится относительно действующего. Обновления надо будет применять с отчетности за 1 квартал 2025 года.
Самой формы декларации на портале не опубликовано. Имеется порядок заполнения, перечень кодов операций к нему, все указанные электронные форматы.
Как следует из порядка заполнения, раздел 3 декларации будет называться "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4, 8 статьи 164, пунктом 3 статьи 174.3 НК". То есть, добавятся суммы, рассчитываемые по ставкам, установленным пунктом 3 статьи 174.3 НК. Это касается реализации товаров ЕАЭС физлицам посредством электронных торговых площадок.
Также добавятся суммы по ставкам из пункта 8 статьи 164 НК - это льготные ставки НДС 5% и 7%, вводимые для налогоплательщиков УСН.
При этом исключается указание на расчет налога по ставке 0%, предусмотренной пунктом 1 статьи 164 НК.
Напомним, что законом 176-ФЗ, который был подписан этим летом, среди прочего, с 2025 года введен НДС при УСН (подробнее). При доходах до 60 млн рублей в год будет действовать освобождение от НДС при УСН. Льготная ставка НДС 5% будет применяться при УСН при доходах за предшествующий год до 250 млн рублей, 7% - до 450 млн рублей в год. При этом плательщики НДС при УСН не будут иметь права на вычеты входящего налога. Освобождение от НДС при доходах до 60 млн не потребует подачи заявления, равно как и применение льготных ставок НДС. Также напомним, что упрощенцы, включая освобожденных от НДС, должны будут выставлять счета-фактуры. В связи с введением НДС при УСН уже появился проект новой формы книги продаж.
Источник: Audit-it.ru, 26.09.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1108482.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Дробление: ВС отменил пени на часть недоимки по НДС, "закрытой" налогом по УСН

До этого арбитражные суды считали, что налогоплательщик сам виноват, поскольку оспаривал дробление и не сделал зачет ранее уплаченных налогов. Дело направлено на третий круг рассмотрения.
Налоговики провели выездную проверку в ООО "КИ", которое существовало в параллель с ООО "К". При этом проверяемый налогоплательщик применял общий режим налогообложения, а сателлит - ООО "К" - УСН и ЕНВД (проверяемый период относился к тем, когда ЕНВД ещё существовал). Обе организации работали в сфере оптовой и розничной торговли автозапчастями, моторными маслами и другим подобным ассортиментом. Причём, ООО "К" закупало товар у ООО "КИ". Налоговики заявили, что это дробление бизнеса, объединили финансовые потоки, доначислили ООО "КИ" почти 14 млн рублей НДС, около 6 млн рублей пени по НДС, а также уменьшили суммы убытка по налогу на прибыль данной организации.
Налогоплательщик пытался в суде опровергнуть выводы налоговиков на основании того, что каждая из организаций вела самостоятельную деятельность, финансовые потоки не пересекались, займы, которые существовали между организациями, имели возмездный характер и были погашены. ООО "К" имело собственных оптовых покупателей, которые никак не взаимодействовали с ООО "КИ". Также истец пытался в суде привести в качестве опровержения схемы историю существования обеих организаций, которые были созданы еще в 2005 году. До 2013 года обе применяли общий режим, и за те периоды налоговики не имели никаких претензий относительно дробления, в том числе - по итогам предыдущих выездных проверок. Налогоплательщик также утверждал, что организации не имеют общего персонала, а если какие-то пересечения по сотрудникам и случались, то имели разовый, единичный характер.
Однако суды согласились с выводами налоговиков о наличии дробления. Перевесили выводы о том, что организации имеют одного общего учредителя, общих товароведов, которые формировали документы на отгрузку товаров от обеих организаций. Также налоговики раскопали, что реализация товаров ООО "КИ" в адрес ООО "К" отражалась только после подведения итогов реализации ООО "К". Так что получалось, что вторая продавала отсутствующие товары, которые ещё не приобрела. Тем более, что по условиям договора между организациями право собственности на товары переходило после подписания товарной накладной. Все товары, находящиеся на складе и в магазине, на момент проверки могли принадлежать как одной, так и второй организации, поскольку склад был общим, а товары не были промаркированы в зависимости от принадлежности той или иной фирме. Налоговики также раздобыли множество иных доказательств, которые были приняты судами.
В первой инстанции и апелляции решение налоговиков было одобрено полностью. Однако окружной суд отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение. Но поводом к этому стала лишь распространившаяся в судебной практике позиция о том, что налоги, уплаченные сателлитом, должны быть учтены при определении размера недоимки основной организации. Налоговики сделали это, уменьшив доначисления НДС почти на два миллиона рублей, а в удовлетворении остальных требований налогоплательщику было по-прежнему отказано.
Также истец заявил, что пени, начисленные на отменённую часть НДС, должны быть также упразднены. Налоговики же считали, что датой уплаты НДС в этой сумме считается дата принятия решения по выездной проверке (то есть, как бы дата зачета ранее уплаченных налогов), поэтому оснований для корректировки пени не имеется.
Суды на втором круге рассмотрения дела указали, что для того, чтобы зачесть налоги в связи с УСН и ЕНВД, требовалось совершение налогоплательщиком действий, направленных на зачёт переплаты. Но истец соответствующую волю не выражал, напротив, он не соглашался с выводами налогового органа о дроблении бизнеса и необходимости уплаты НДС. При этом наличие переплаты по одному налогу само по себе не свидетельствует об отсутствии просрочки исполнения обязанности по уплате другого налога, указал суд.
Само по себе применение схемы дробления нацеливалось на введение в заблуждение налогового органа, таким образом, начисление НДС стало следствием действий самого заявителя, целью которого являлось получение необоснованной налоговой экономии. Так что в перерасчете пеней арбитражные суды отказали.
Однако в этой части в сторону налогоплательщика принял Верховный суд. Там напомнили что обязанность по уплате пеней является дополнительной производной по отношению к обязанности по уплате налога и возникает в случаях, когда неуплата налога привела к возникновению потерь дохода бюджета, требующих компенсации. Соответственно, необходимо учитывать состояние расчётов плательщика с бюджетом в полном объёме. В данном случае не было оснований для вывода о наличии у бюджета таких потерь в части, касающейся отменённой недоимки по НДС. Так что в части начисления таких пеней Верховный суд данное дело решение судов отменил и снова направил дело на новое рассмотрение.
(Определение Верховного суда РФ 307-ЭС24-5688 по делу А26-8877/2021)
Источник: Audit-it.ru, 24.09.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1108336.html

Суд разъяснил, надо ли включать матпомощь в средний заработок для расчета пособий

Материальная помощь работнику в пределах 4 000 руб. в год не облагается страховыми взносами. Соответственно, данную выплату не нужно включать в средний заработок, исходя из которого исчисляется больничное пособие. На это указал Арбитражный суд Дальневосточного округа.
Проверяющие из СФР заявили, что организация неправомерно включила в расчет среднего заработка для исчисления больничных матпомощь работникам в размере до 4 000 руб. в год. В связи с этим фонд потребовал возместить часть средств, израсходованных на выплату пособия.
Страхователь отказался вернуть переплату. При этом он привел следующий аргумент. На спорные суммы матпомощи были начислены страховые взносы. А в пункте 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ сказано: все виды выплат, на которые начислены страховые взносы, включатся в средний заработок, исходя из которого исчисляется больничное пособие.
Суд признал позицию работодателя ошибочной. Материальная помощь, которая за год не превышает 4 000 рублей на одного работника, не облагается страховыми взносами в силу прямого указания закона (п. 1 ст. 422 НК РФ). Соответственно, такую выплату не нужно включать в расчет среднего заработка. То обстоятельство, что работодатель по каким-то причинам начислил взносы на матпомощь, не дает ему права включать эту выплату в средний заработок для расчета пособия.
(Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.09.24 № А24-5558/2023)
Источник: Бухонлайн, 26.09.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/9/21896_sud-razyasnil-nado-li-vklyuchat-matpomoshh-v-srednij-zarabotok-dlya-rascheta-posobij

Суд согласился с увольнением проживающего за границей дистанционного работника

Гражданка была принята на должность системного аналитика в 2020 г., местом работы согласно трудовому договору являлся город Москва, в 2022 г. стороны трудового договора подписали дополнительное соглашение о том, что работа является дистанционной. Сотрудница выполняла дистанционную работу, проживая за пределами РФ в Республике Мальта. В ноябре 2022 г. она получила уведомление от работодателя о необходимости выполнения трудовых обязанностей на территории России, в противном случае трудовой договор будет считаться расторгнутым. В случае наличия у нее намерений проживать за пределами РФ, ей было предложено заключить договор гражданско-правового характера.
Работница с выдвинутыми требованиями не согласилась. В декабре 2022 г. работодатель направил ей уведомление о расторжении трудового договора и приказ об увольнении по основанию, предусмотренному частью второй ст. 312.8 ТК РФ (изменение работником местности выполнения трудовой функции, если это влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях).
Гражданка попыталась оспорить увольнение, указав, что расторжение трудового договора по части второй ст. 312.8 ТК РФ возможно только в случае, если смена работником местности выполнения работы влечет невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. По ее мнению, уволить по данному основанию можно, только если работник хуже выполняет свою работу. Она утверждала, что после перехода на дистанционный формат работы все поставленные задачи выполняла в срок, в рабочее время всегда была на связи, претензий к ее работе не высказывалось.
Работодатель возражал против доводов работницы. Длительное (более 183 календарных дней) пребывание за пределами Российской Федерации (исходя из данных, имеющихся в распоряжении работодателя, сотрудница покинула территорию России ранее января 2022 г. и проживает на территории Республики Мальта) влечет изменение налогового статуса гражданина и, как следствие, влечет изменение налоговой ставки, что является существенным изменением условий трудового договора, вызванных сменой работником местности выполнения трудовой функции, что, по мнению работодателя, приводит к невозможности исполнения работником обязанностей по трудовому договору на прежних условиях. Также работодатель ссылался на положения ст. 10, 11 и 13 ТК РФ, согласно которым выполнение работы по трудовому договору на территории иностранного государства возможно, однако на такие трудовые отношения российское законодательство по умолчанию не распространяется. Данные взаимоотношения должны регулироваться локальными актами работодателя, коллективным договором или международными договорами. Упомянутые локальные акты, коллективные договоры или международные договоры в рассматриваемых правоотношениях сторон отсутствуют.
Кроме того, в связи с тем, что ТК РФ обязывает работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также учитывая то, что ст. 13 ТК РФ устанавливает, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на территории России, дальнейшее сотрудничество по трудовому договору с гражданином, находящимся за пределами Российской Федерации, влечет безусловное нарушение работодателем обязанности обеспечить охрану труда дистанционных работников и совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 5.27, 5.27.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд поддержал работодателя и указал, что нахождение работника за пределами России и осуществление трудовой деятельности в Республике Мальта правомерно расценено работодателем как существенное нарушение работником условий трудового договора, что наделяет работодателя правом расторжения трудового договора на основании части второй ст. 312.8 ТК РФ.
(Определение Московского городского суда от 02 июля 2024 г. № 33-20930/2024)
Источник: ГАРАНТ, 25.09.2024, https://www.garant.ru/news/1756103/

ПРОЧЕЕ

Муниципальное образование учредило ООО: может ли ООО применять "упрощенку"

Организации, в которых есть доля участия муниципальных образований, могут применять упрощенную систему налогообложения. При этом размер доли не имеет значения. Такой вывод следует из недавнего письма Минфина.
Авторы письма напоминают положения пункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. В нем сказано, что организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, не могут перейти на "упрощенку". При этом для целей применения налогового законодательства организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, иностранные юрлица и международные организации (ст. 11 НК РФ).
В Минфине отмечают, что Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под понятие "организации" в целях применения налогового законодательства. А это значит, что на организации с государственным или муниципальным участием не распространяется ограничение, установленное пунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ. То есть применять УСН могут даже те организации, в которых доля участия муниципального образования составляет 100%.
(Письмо Минфина России от 04.07.24 № 03-11-11/62506)
Источник: Бухонлайн, 23.09.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/9/21882_municipalnoe-obrazovanie-uchredilo-ooo-mozhet-li-ooo-primenyat-uproshhenku

Минфин разъяснил, как "упрощенщику" учесть в расходах удержанный с зарплаты НДФЛ

Налогоплательщики на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" могут учесть расходы в виде сумм НДФЛ, удержанного с заработной платы работников. О том, как правильно списать такие расходы, специалисты Минфина рассказали в своем новом письме.
Авторы письма напоминают: при определении объекта налогообложения в рамках УСН-15% налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с налоговым законодательством (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Исключение составляют суммы "упрощенного" налога и суммы НДС, уплаченного в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ.
"Зарплатный" НДФЛ удерживается из доходов работника, а не из доходов налогового агента (ст. 226 НК РФ). Поэтому, как полагают в Минфине, к суммам такого НДФЛ упомянутые выше положения подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ не применяются.
В то же время налогоплательщики на "доходно-расходной" УСН могут уменьшать полученные доходы на расходы на оплату труда в порядке, предусмотренном статьей 255 НК РФ. А в данной статье сказано, что к расходам на оплату труда относятся любые начисления работникам, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) или коллективными договорами. Как отмечают в Минфине, в составе начисленных сумм оплаты труда учитывается и "зарплатный" НДФЛ.
(Письмо Минфина от 23.09.24 № 03-11-06/2/91209)
Источник: Бухонлайн, 27.09.2024, мhttps://www.buhonline.ru/pub/news/2024/9/21902_minfin-razyasnil-kak-uproshhenshhiku-uchest-v-rasxodax-uderzhannyj-s-zarplaty-ndfl

В командировку на служебной машине: Минтруд разъяснил, как подтвердить расходы

По согласованию с работодателем сотрудник ездил в командировку на служебном автомобиле. Как в таком случае подтвердить расходы на проезд к месту командировки и обратно? На этот вопрос Минтруд ответил в своем недавнем письме.
Как известно, работодатель обязан возместить командированному сотруднику расходы на проезд (ст. 168 ТК РФ). Порядок и размеры компенсации определяются коллективным договором или локальным актом организации.
В Минтруде полагают, что если работник ездил в командировку на служебном автомобиле, то после возвращения из нее он должен составить служебную записку. В ней нужно указать фактический срок пребывания в месте командирования. К записке следует приложить документы, которые подтверждают расходы на использование служебного транспорта. Такими документами являются: путевой лист, маршрутный лист, счета, квитанции, кассовые чеки и иные документы, подтверждающие маршрут следования транспорта.
(Письмо Минтруда от 06.09.24 № 14-6/ООГ-5304)
Источник: Бухонлайн, 27.09.2024, мhttps://www.buhonline.ru/pub/news/2024/9/21903_v-komandirovku-na-sluzhebnoj-mashine-mintrud-razyasnil-kak-podtverdit-rasxody

Даны разъяснения по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ (здесь и далее в редакции положений Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", вступивших в силу с 01.01.2024) предусмотрено, что доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, если иное не предусмотрено указанным подпунктом, признается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:
соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;
такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).
При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды налоговая база, если не установлено иное, определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третей минимального значения ключевой ставки Банка России из действовавших на дату заключения налогоплательщиком договора о предоставлении заемных (кредитных) средств (в случае изменения ставки процентов по такому договору - на дату последнего соответствующего изменения договора) и на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий такого договора.
При этом положения статьи 212 НК РФ, которые предусматривали освобождение от налогообложения дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, при условии наличия у налогоплательщика права на получение имущественного налогового вычета, исключены.
Вместе с тем с учетом пункта 2 статьи 5 НК РФ, по мнению Минфина России, доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, не возникает в 2024 году у налогоплательщиков, имеющих соответствующее подтверждение права на получение имущественного налогового вычета за указанный год.
(Письмо ФНС России от 25.09.2024 N БС-4-11/10885@ "О порядке применения положений статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации после вступления в силу Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах")
Источник: КонсультантПлюс, 26.09.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/86478.html

Минфин сообщил, облагается ли доплата за "вредную" работу НДФЛ

Доплата к зарплате работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, облагается НДФЛ в общем порядке. Об этом специалисты Минфина напомнили в своем недавнем письме.
Как известно, оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер такого повышения — 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (ст. 146 и 147 ТК РФ). А конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются в локальном нормативном акте, коллективном или трудовом договоре.
В пункте 1 статьи 210 НК РФ установлено следующее правило: при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы физлица, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Из этого в Минфине делают вывод: доходы в виде оплаты труда, в том числе доплата "за вредность", облагаются НДФЛ в общем порядке.
(Письмо Минфина России от 08.07.24 № 03-04-05/63738)
Источник: Бухонлайн, 23.09.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/9/21881_minfin-soobshhil-oblagaetsya-li-doplata-za-vrednuyu-rabotu-ndfl

Социальный фонд сообщил, когда самозанятых нужно включать в ЕФС‑1

Сведения о трудовой деятельности (подраздел 1.1 формы ЕФС-1) нужно сдавать, в том числе при заключении договоров ГПХ, которые предусматривают уплату страховых взносов. А надо ли сдать отчет, если такой договор заключен с самозанятым? Да, надо, но только в том случае, если самозанятый не прислал чек заказчику. Об этом сообщил СФР в своем новом письме.
Напомним, что заказчик, который нанял самозанятого, не должен начислять страховые взносы на вознаграждение при соблюдении двух условий:
- выплаты, полученные самозанятым, включены в облагаемую базу по налогу на профдоход (НПД);
- заказчик (организация или ИП) получил от самозанятого чек (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ).
Таким образом, при выполнении перечисленных условий страхователи не должны отчитываться в Социальный фонд о самозанятых, с которыми заключены договоры ГПХ.
Иначе обстоит дело, если самозанятый не выдал чек, а договор с ним содержит условие об уплате страховых взносов "на травматизм". В Социальном фонде полагают, что в такой ситуации страхователь должен сдать подраздел 1.1 формы ЕФС-1 с указанием кадровых мероприятий "НАЧАЛО ДОГОВОРА ГПХ" и "ОКОНЧАНИЕ ДОГОВОРА ГПХ".
(Письмо СФР от 20.09.24 № 19-20/44771)
Источник: Бухонлайн, 26.09.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/9/21894_socialnyj-fond-soobshhil-kogda-samozanyatyx-nuzhno-vklyuchat-v-efs-1

Инвалид принят на неполную ставку: Минтруд ответил, соблюдается ли квота

Если в организации трудится не менее 35 человек, она обязана выполнять квоту на трудоустройство инвалидов. Для выполнения квоты инвалидов можно принять на работу на неполный день, на условиях внешнего совместительства или дистанционно. Об этом сообщил Минтруд в своем новом письме.
Напомним, что многие работодатели обязаны выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов. Размер квоты на трудоустройство инвалидов зависит от среднесписочной численности компании (без учета работников филиалов и представительств, расположенных в других регионах). Работодатели, у которых трудится меньше 35 человек, рассчитывать и соблюдать квоту не обязаны.
Квота считается выполненной в следующих случаях:
- если с инвалидом заключен трудовой договор на рабочее место непосредственно у работодателя, которому установлена квота. Если трудоустроен инвалид I группы, то это приравнивается к двум рабочим местам для трудоустройства инвалидов;
- если заключено соглашение о трудоустройстве инвалида в другую организацию или к другому ИП (при условии оформления трудового договора). В рамках такого соглашения работодатель, которому установлена квота, компенсирует расходы на оплату труда инвалида, а также расходы, связанные с приемом его на работу.
При этом в Минтруде считают, что при оценке выполнения квоты "засчитываются" инвалиды, которые:
- приняты на условиях неполного рабочего времени;
- трудятся на основании срочного трудового договора;
- работают внешними совместителями;
- трудятся дистанционно.
(Письмо Минтруда от 11.09.24 № 16-5/ООГ-1690)
Источник: Бухонлайн, 24.09.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/9/21888_invalid-prinyat-na-nepolnuyu-stavku-mintrud-otvetil-soblyudaetsya-li-kvota