Мониторинг изменений за период 23.12.24 - 05.01.25


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.12.2024 - 05.01.2025 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Утверждены формы уведомлений об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС и налогу на прибыль

Приказ содержит следующие формы уведомлений:
- об использовании (о продлении использования, об отказе от использования) организациями и ИП права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
- об использовании организациями и ИП, применяющими систему налогообложения ЕСХН, права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС;
- об использовании (о продлении использования, об отказе от использования) права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налога на прибыль организаций, предусмотренного статьями 145.1 и 246.1 НК РФ.
(Приказ ФНС России от 21.10.2024 N ЕД-7-3/879@ "Об утверждении форм и форматов представления в электронной форме уведомлений, предусмотренных статьями 145, 145.1 и 246.1 Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2024 N 80628)
Источник: КонсультантПлюс, 20.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87603.html

Утверждены перечни кодов племенных животных и продукции, в отношении которых с 1 января 2025 года будет применяться ставка НДС 10 процентов

С 1 января 2025 года пункт 2 статьи 164 НК РФ дополняется новым подпунктом 1.2, в котором поименованы виды племенной продукции, в отношении которой будет применяться льготная ставка налога.
В целях реализации положений НК РФ постановление содержит:
- перечень кодов видов продукции, облагаемой НДС по налоговой ставке 10 процентов при реализации, перечисленных в подпункте 1.2 пункта 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с ОКПД 2;
- перечень кодов видов продукции, облагаемой НДС по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, перечисленных в подпункте 1.2 пункта 2 статьи 164 НК РФ, в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.
Утрачивает силу Постановление Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 1069.
(Постановление Правительства РФ от 18.12.2024 N 1816 "Об утверждении перечней кодов перечисленных в подпункте 1.2 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации видов продукции, облагаемой налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов")
Источник: КонсультантПлюс, 20.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87584.html

Определен новый перечень юрисдикций, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения

Согласно приказу, в частности, в перечень добавлены Австралия, Лихтенштейн, Монако, Новая Зеландия, Япония, а также ряд государств - членов Евросоюза, которые в одностороннем порядке прекратили обмен указанной информацией.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 01.12.2023 N ЕД-7-17/914@.
(Приказ ФНС России от 30.10.2024 N ЕД-7-17/914@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией", зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2024 N 80647)
Источник: КонсультантПлюс, 01.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87620.html

Актуализирована форма уведомления о контролируемых сделках

Кроме этого, обновлены порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках и формат его представления в электронной форме.
Настоящий приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Признается утратившим силу приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@, которым утверждены аналогичная форма, формат ее представления и порядок заполнения.
(Приказ ФНС России от 02.12.2024 N ЕД-7-13/1088@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2024 N 80850)
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87908.html

Скорректированы правила внесения уточнений в уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица)
Определено, в каких случаях в уведомлении проставляется "Код "6", а также установлен порядок направления уточненного уведомления.
Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Приказ ФНС России от 18.11.2024 N ЕД-7-13/1043@ "О внесении изменения в приложение к Приказу ФНС России от 05.07.2019 N ММВ-7-13/338@", зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2024 N 80738)
Источник: КонсультантПлюс, 26.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87688.html

Скорректирован порядок ведения справочника рисков для целей налогового мониторинга

В новой редакции изложен порядок ведения ведомственного справочника рисков для целей налогового мониторинга. СРИСК ведется в прикладной подсистеме "Налоговый мониторинг" АИС "Налог-3".
Справочник разработан в целях автоматизации проведения налогового мониторинга, стандартизации представляемой организациями информации о системе внутреннего контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов, сборов, страховых взносов.
Кроме того, настоящим приказом в новой редакции изложен также "Перечень шаблонов доступа и ролей в них для формирования и ведения справочника рисков в целях налогового мониторинга".
(Приказ ФНС России от 19.12.2024 N ЕД-7-23/1157@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 27.06.2024 N ЕД-7-23/497@")
Источник: КонсультантПлюс, 27.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87750.html

Обновлен формат счета-фактуры, универсального передаточного документа, включающего счет-фактуру, универсального передаточного документа (номер версии 5.03)

Вносимыми изменениями в новой редакции изложены некоторые строки, в том числе: "Налоговая ставка (графа 7 счета-фактуры)" таблицы 5.13; "Код товара по ОКДП 2" таблицы 5.15; "Регистрационный номер партии товаров (графа 11 счета-фактуры)" таблицы 5.17 и др.
Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2025.
(Приказ ФНС России от 15.11.2024 N ЕД-7-26/1032@ "О внесении изменений в приложение N 1 к Приказу Федеральной налоговой службы от 19.12.2023 N ЕД-7-26/970@", зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2024 N 80692)
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209223786.html

Утверждена форма (формат) налоговой декларации по НДС для отражения операций по реализации иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме и реализации товаров на маркетплейсах

Также приказом утвержден порядок заполнения данной формы декларации, в том числе содержащий перечень категорий иностранных налогоплательщиков, обязанных представлять декларацию в налоговые органы.
Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 05.12.2023 N ЕД-7-3/933@.
(Приказ ФНС России от 21.10.2024 N ЕД-7-3/881@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме, товаров посредством электронных торговых площадок, порядка ее заполнения, а также формата представления в электронной форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации иностранными налогоплательщиками услуг в электронной форме, товаров посредством электронных торговых площадок", зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2024 N 80703)
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87661.html

ФНС утверждена форма налоговой декларации по туристическому налогу

Определены также требования к заполнению налоговой декларации и разработан формат представления декларации в электронной форме.
Туристический налог вводится с 1 января 2025 года (соответствующие дополнения в НК РФ внесены Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ).
Декларация применяется начиная с представления отчетности за первый квартал 2025 года.
(Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/992@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по туристическому налогу в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2024 N 80704)
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87728.html

СТАТИСТИКА

Обновлены месячные формы федерального статистического наблюдения N 1-море "Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским транспортом" и N 1-река "Сведения о перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом"

Сбор первичных статистических данных по данным формам осуществляется начиная с отчетного периода за январь 2025 года.
Приводится перечень утративших силу актов Росстата.
(Приказ Росстата от 26.12.2024 N 685 "Об утверждении форм федерального статистического наблюдения N 1-море "Сведения о перевозках грузов и пассажиров морским транспортом" и N 1-река "Сведения о перевозках грузов и пассажиров внутренним водным транспортом" и указаний по их заполнению")
Источник: КонсультантПлюс, 03.01.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209235239.html

С 1 января 2025 г. применяются обновленные указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций"

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 5 декабря 2023 г. N 622, которым утверждены аналогичные указания.
(Приказ Росстата от 23.12.2024 N 675 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций")
Источник: КонсультантПлюс, 25.12.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209223930.html

Обновлены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" и N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)"

Признаются утратившими силу аналогичные приказы Росстата от 25 января 2024 г. N 29 и от 15 марта 2024 г. N 103.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2025 г.
(Приказ Росстата от 25.12.2024 N 678 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" и N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)")
Источник: КонсультантПлюс, 26.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87707.html

Обновлена форма федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы"

Сбор первичных статистических данных по данной форме осуществляется начиная с отчетного периода за апрель 2025 г.
Признается утратившим силу аналогичный приказ Росстата от 26 декабря 2022 г. N 978.
Настоящий приказ вступает в силу с 1 апреля 2025 г.
(Приказ Росстата от 27.12.2024 N 696 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1 "Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы" и указаний по ее заполнению")
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209224226.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Усилена административная ответственность за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности

Предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без представления уведомления и за несообщение сведений об изменениях в отношении уведомления в случае, если сообщение таких сведений является обязательным и осуществляется самим юрлицом или ИП. Размер штрафа составит для должностных лиц от 7 тысяч до 12 тысяч рублей, для юрлиц - от 24 тысяч до 48 тысяч рублей.
Вводится ответственность за повторное нарушение. Должностных лиц оштрафуют на сумму от 15 тысяч до 25 тысяч рублей, юрлиц - на сумму от 50 тысяч до 60 тысяч рублей.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 28.12.2024 N 516-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях")
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87818.html

За бойцами СВО сохранят рабочие места на весь период военной службы

Согласно внесенным в ТК РФ изменениям действие трудового договора подлежит приостановлению на весь период прохождения работником военной службы по мобилизации, службы в войсках национальной гвардии РФ по мобилизации или действия контракта.
Расширены гарантии, предоставляемые супругам указанных лиц при сокращении численности или штата работников и при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Кроме этого, поправками уточняются особенности деятельности частных агентств занятости.
Настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок их вступления в силу.
(Федеральный закон от 26.12.2024 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 26.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87726.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд решил, надо ли начислять взносы при возмещении работнику расходов на медосмотр

Компенсация работникам расходов на обязательные периодические медосмотры не является объектом обложения страховыми взносами. На это указал Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Работники оплачивали прохождение периодических медосмотров, а затем работодатель компенсировал их затраты. При этом страхователь не включил суммы возмещения затрат в базу для начисления взносов "на травматизм".
Проверяющие из СФР не согласились с таким подходом. По их мнению, указанные компенсации облагаются взносами "на травматизм". Обоснование такое. Оплата медицинских осмотров за счет средств сотрудников с последующим возмещением таких расходов работодателем трудовым законодательством не предусмотрена. Работники должны проходить обязательный медосмотр по направлению работодателя в медицинскую организацию и за счет его средств. Таким образом, взносы не начисляются только в том случае, если работодатель организовал проведение обязательных медосмотров, как того требует статья 213 ТК РФ. Если же работники самостоятельно понесли расходы на медосмотр, а работодатель эти траты возместил, то на сумму возмещения надо начислить взносы.
Суд опроверг позицию фонда, указав на следующее. Спорные выплаты не являлись доходом работников и оплатой за труд, не зависели от их трудового вклада, квалификации и качества выполняемой работы.
По своей сути обязательные медосмотры являются допуском к профессиональной деятельности в рамках конкретной должности. Если работник оплатил медосмотр за счет собственных денежных средств, то в силу статьи 213 ТК РФ работодатель должен компенсировать эти затраты. Возмещение расходов на медосмотр, является компенсацией и не облагается взносами.
Довод фонда о том, что взносы начисляются, поскольку оплата медосмотров за счет средств работников не предусмотрена законодательством, суд отклонил. Обоснование - факт компенсации не изменяет вид выплаты за оказанные медицинские услуги и не позволяет отнести ее к оплате за труд.
(Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.24 № А13-6822/2024)
Источник: Бухонлайн, 24.12.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/12/22252_sud-reshil-nado-li-nachislyat-vznosy-pri-vozmeshhenii-rabotniku-rasxodov-na-medosmotr

ПРОЧЕЕ

ФНС направлена рекомендуемая форма (формат) заявления о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, не учитываемых в совокупной обязанности плательщика

Рекомендуемая форма разработана в связи с тем, что с 1 января 2025 года страховые взносы на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности не подлежат уплате в качестве единого налогового платежа (Федеральный закон от 08.08.2024 N 259-ФЗ).
(Письмо ФНС России от 09.12.2024 N КЧ-4-8/13931@ "Рекомендуемые форма и формат о возврате излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, не учитываемых в совокупной обязанности")
Источник: КонсультантПлюс, 27.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87765.html

ФНС обновлены рекомендуемые к применению формы решений, принимаемых при предоставлении налоговых вычетов в упрощенном порядке

Формы решений учитывают изменения, касающиеся предоставления налоговых вычетов по НДФЛ с 1 января 2025 года.
Приказ содержит следующие формы решений: о предоставлении налогового вычета в упрощенном порядке (полностью/частично); об отказе в предоставлении налогового вычета (полностью/частично); об отмене полностью или частично решения о предоставлении налогового вычета.
(Письмо ФНС России от 20.12.2024 N БС-4-11/14453@ "О направлении для использования в работе рекомендуемых форм решений налоговых органов в рамках статьи 221.1 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 25.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87677.html

ФНС разъяснены условия применения УСН при осуществлении производства и (или) торговли ювелирными и другими изделиями из серебра

Запрет на применение УСН не распространяется на организации и ИП, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра.
При этом обращено внимание на следующее. Ювелирные изделия относятся к ювелирным изделиям из серебра, если основным (пробообразующим) драгоценным металлом, из которого изготовлены ювелирные изделия, является серебро вне зависимости от отсутствия или наличия на нем покрытия из драгоценных металлов. При этом ювелирные изделия должны соответствовать пробам, установленным постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 394.
(Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14618@ "О применении упрощенной системы налогообложения при осуществлении производства и (или) торговли ювелирными и другими изделиями из серебра")
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87854.html

ФНС даны разъяснения по вопросу утраты ИП права на применение ПСН в связи с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2025

С 1 января 2025 года вступают в силу изменения, согласно которым в случае, если за предшествующий календарный год доходы от реализации по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн. рублей, налогоплательщик считается утратившим право на применение данной системы налогообложения.
Также указано, что ИП, получившие в 2024 году доходы по всем видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применялись ПСН и УСН, в размере более 60 млн. рублей, не вправе в 2025 году применять ПСН.
Данные разъяснения проиллюстрированы на конкретных примерах.
(Письмо ФНС России от 24.12.2024 N СД-4-3/14537@ "Об утрате права на применение ПСН")
Источник: КонсультантПлюс, 28.12.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209224187.html

Дееспособность гражданина ограничена: ФНС ответила, может ли он стать самозанятым

Суд ограничил гражданина в дееспособности. Может ли он зарегистрироваться в качестве самозанятого плательщика налога на профдоход? На этот вопрос специалисты ФНС ответили в своем недавнем письме.
Ограничения, связанные с применением налога на профессиональный доход, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ. Так, платить НПД вправе физлица, чьи профессиональные доходы в текущем календарном году не превысили 2,4 млн рублей. При этом человек должен получать доход от бизнеса, которым занимается единолично, без работодателя и наемных работников. Существуют ограничения по видам деятельности и некоторые другие.
А вот запрета на применение НПД лицом, ограниченным в дееспособности, в Законе № 422-ФЗ нет. Поэтому, как считают в ФНС, такие лица могут регистрироваться в качестве самозанятых.
(Письмо ФНС России от 19.11.24 № ЗГ-2-20/17372@)
Источник: Бухонлайн, 23.12.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/12/22247_deesposobnost-grazhdanina-ogranichena-fns-otvetila-mozhet-li-on-stat-samozanyatym

Самозанятый оказывает услуги своему работодателю: Минфин сообщил, как платить налоги

Доходы, которые самозанятый получает от оказания услуг своему работодателю, не облагаются налогом на профессиональный доход. Об этом напомнил Минфин в своем недавнем письме.
Как известно, под налогообложение налогом на профессиональный доход подпадают доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Об этом сказано в части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ.
Ограничения, связанные с применением спецрежима для самозанятых, установлены частью 2 статьи 4 и частью 2 статьи 6 данного закона. В частности, самозанятый не может привлекать наемных работников (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
А вот сам он может работать по трудовому договору. Но есть ограничение. Объектом налогообложения НПД не признаются доходы от оказания услуг по гражданско-правовым договорам, если заказчиками услуг выступают работодатели самозанятых или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
Соответственно, самозанятый не может платить НПД с доходов от оказания услуг своему работодателю. Такие доходы облагаются налогами в рамках иных режимов налогообложения - НДФЛ, УСН и проч.
(Письмо Минфина России от 31.10.24 № 03-11-11/107171)
Источник: Бухонлайн, 25.12.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/12/22256_samozanyatyj-okazyvaet-uslugi-svoemu-rabotodatelyu-minfin-soobshhil-kak-platit-nalogi

Если в отчетном периоде не было выбросов, надо подать нулевую декларацию о плате за НВОС

Если в отчетном периоде не было выбросов, надо подать нулевую декларацию о плате за НВОС
Это способствует целям контроля, указывает Минприроды.
Платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса;
- выбросов загрязняющих веществ;
- сбросов загрязняющих веществ;
- размещенных в отчетном периоде отходов.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за НВОС. Предметами контроля за исчислением платы являются правильность исчисления, полнота и своевременность внесения платы.
Контроль за исчислением платы заключается в проверке полноты и правильности заполнения декларации и соблюдения сроков ее представления, своевременности внесения платы. При проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, в составе декларации о плате и в прилагаемых к ней документах положениям правил исчисления и взимания платы за НВОС.
Минприроды обращает внимание, что если у лица, обязанного вносить плату за НВОС, платежная база в отчетном периоде по плате равнялась нулю, то такая информация также подлежит внесению в декларацию о плате, подаваемую по итогам отчетного периода. Тем самым, администратором платы обеспечивается контроль за исчислением платы.
(Письмо Минприроды от 15 ноября 2024 года N 19-44/46827)
Источник: Audit-it.ru, 25.12.2024, https://www.audit-it.ru/news/account/1112532.html