Мониторинг изменений за период 24.06.24 - 30.06.24
Скачать полный мониторинг законодательства за период 24.06.2024 - 30.06.2024 г.
Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- СТАТИСТИКА
- ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
- СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
- ПРОЧЕЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Условия налогообложения в отношении деятельности в свободной экономической зоне, созданной в новых регионах, распространены на прилегающие территорииС 1 июля 2024 года устанавливаются особенности функционирования свободной экономической зоны на территориях, прилегающих к территориям Украины, ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
В этой связи соответствующие изменения внесены в положения НК РФ, предусматривающие налоговые льготы для экономических субъектов, осуществляющих деятельность в СЭЗ на указанных территориях.
Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2024 года.
(Федеральный закон от 22.06.2024 N 148-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 22.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85268.html
Внесены уточнения в порядок заполнения формы "Сведения о государственных воздушных судах и об их владельцах"
Пункт 30 указанного порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29.12.2022 N ЕД-7-21/1284@, изложен в следующей редакции:
"30. Лист "В" заполняется по каждой организации, за которой на праве хозяйственного ведения или оперативного управления закреплено (было закреплено) воздушное судно, сведения о котором указаны в листе "А" (далее - организация).".
(Приказ ФНС России от 18.03.2024 N ЕД-7-21/205@ "О внесении изменения в порядок заполнения формы "Сведения о государственных воздушных судах и об их владельцах", утвержденный приказом Федеральной налоговой службы от 29.12.2022 N ЕД-7-21/1284@", зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2024 N 78667)
Источник: КонсультантПлюс, 27.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85336.html
ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Внесены уточнения в порядок подсчета страхового стажа для определения размеров пособийУстановлено, что исчисление периодов работы (службы, деятельности, пребывания в добровольческом формировании) производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня.
Также уточнено, что в страховой стаж засчитывается в том числе период пребывания в добровольческом формировании, предусмотренном Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне", с 24 февраля 2022 года.
(Приказ Минтруда России от 27.05.2024 N 275н "О внесении изменений в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 сентября 2020 г. N 585н", зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2024 N 78676)
Источник: КонсультантПлюс, 22.06.2024, 26.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85326.html
СТАТИСТИКА
С 20 июня 2024 г. и до 1 января 2026 г. применяется временная методология наблюдения за ценами производителей промышленных товаров (услуг) и расчета индексов цен производителей в ЛНР, ДНР, Запорожской и Херсонской областяхВременная методология определяет порядок формирования Росстатом официальной статистической информации об индексах цен производителей промышленных товаров (услуг) по видам экономической деятельности на период отсутствия по указанным субъектам РФ сводной информации об объеме отгруженных товаров (оказанных услуг), необходимой для расчета вышеназванных индексов цен.
(Приказ Росстата от 21.06.2024 N 249 "Об утверждении Временной методологии наблюдения за ценами производителей промышленных товаров (услуг) и расчета индексов цен производителей в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской и Херсонской областях")
Источник: КонсультантПлюс, 26.06.2024, https://www.consultant.ru/law/review/209052083.html
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
Смягчены требования об обязательной продаже валютной выручки российскими экспортерамиТеперь российские экспортеры, включенные в перечень, утвержденный Указом N 771, обязаны зачислять на свои счета в уполномоченных банках в РФ не менее 60% иностранной валюты, полученной в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).
Ранее им необходимо было зачислять на свои счета в уполномоченных банках не менее 80% валютной выручки.
(Постановление Правительства РФ от 20.06.2024 N 825 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2023 г. N 1681")
Источник: КонсультантПлюс, 21.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85247.html
Принят закон, устанавливающий процедуры легализации российских и иностранных официальных документов, а также истребования личных документов из РФ и с территорий иностранных государств
Легализация официального документа предусматривает удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, а также подлинности печати или штампа, которыми скреплен официальный документ. Отметкой о легализации документа является штамп, который проставляется на официальном документе либо на отдельном листе, скрепляемом с документом.
Полномочиями легализовывать официальные документы на территории РФ наделены теперь также территориальные органы МИД России.
Законом исключается возможность легализации документов в электронной форме.
Установлены процедуры истребования личных документов.
Признан не действующим на территории РФ Закон СССР от 24 июня 1991 года N 2261-I "О порядке вывоза, пересылки и истребования личных документов советских и иностранных граждан и лиц без гражданства из СССР за границу".
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
(Федеральный закон от 22.06.2024 N 145-ФЗ "О легализации российских и иностранных официальных документов и об истребовании личных документов")
Источник: КонсультантПлюс, 22.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85265.html
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Во вторую амортизационную группу хотят включить объекты робототехникиКак известно, группировка объектов основных средств, принимаемых к бухгалтерскому / бюджетному учету, осуществляется с учетом группировки, предусмотренной ОКОФ ОК 013-2014, и сроками полезного использования согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (Проект Постановления Правительства РФ (подготовлен Минпромторгом России 07.06.2024)).
Многообразие технических средств автоматизации производственных процессов с каждым годом растет, и все больше организаций используют в своей деятельности последние достижения промышленной робототехники.
Для таких объектов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОКПД 2 предусмотрен код 28.99.39.200 "Промышленные роботы и робототехнические устройства". По ОКОФ ему соответствует одноименный код 330.28.99.39.200. Однако в Классификации основных средств наиболее приближенным к указанному коду ОКОФ является 330.28.9 "Оборудование специального назначения прочее", да и то с примечанием "Оборудование технологическое для предприятий торговли и общественного питания".
Правительство РФ намерено исправить ситуацию и уже подготовило проект изменений в Классификацию основных средств. Так, подраздел "Машины и оборудование" второй амортизационной группы (а это, напомним, имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно) планируется дополнить позициями, связанными с робототехникой.
Источник: ГАРАНТ, 26.06.2024, https://www.garant.ru/news/1727107/
АУСН может появиться на территории Санкт-Петербурга
Законодательное Собрание г. Санкт-Петербурга внесло в Госдуму законопроект № 655721-8, предусматривающий расширение территории применения спецрежима АУСН. Так, предполагается разрешить его применение с 1 января 2025 года на территории Санкт-Петербурга.
Напомним, что в настоящее время эксперимент по установлению спецрежима АУСН проводится в четырех регионах: г. Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Он продлится до 31 декабря 2027 года включительно (ст. 1 Федерального закона от 25 февраля 2022 г. № 17-ФЗ).
Применять спецрежим могут организации и ИП, зарегистрированные на вышеуказанных территориях, при условии, что их годовой доход не превысил 60 млн руб., а средняя численность работников - пяти человек. Налогоплательщики на спецрежиме освобождаются от обязанности представления налоговой декларации - учет доходов и расходов они ведут в личном кабинете налогоплательщика.
Источник: ГАРАНТ, 27.06.2024, https://www.garant.ru/news/1727234/
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Суд решил, может ли ИФНС запрашивать документы по "неподведомственным" ей налогоплательщикамВ рамках мероприятий налогового контроля инспекция может запросить документы по сделке с контрагентом, даже если тот состоит на учете в другом налоговом органе. На это указал Арбитражный суд Дальневосточного округа.
ИФНС запросила у организации документы по сделке с контрагентом, который стоит на учете в другой инспекции. Налогоплательщик отказался выполнить требование по следующим причинам.
Контрагент не состоит на учете в инспекции, проводившей контрольные мероприятия (запрос должна была прислать ИФНС по месту регистрации контрагента).
В поручении и требовании не отражена цепочка контрагентов по проверяемой сделке. В связи с этим не определена реальная необходимость в документах.
В требовании перечислены документы, не относящиеся к конкретной сделке с контрагентом.
За отказ предоставить документы контролеры выписали организации штраф на основании пункта 1 статьи 129.1 НК РФ.
Суд признал штраф правомерным, указав на следующее.
ФНС, ее управления и инспекции являются единой структурой. Поэтому любой налоговый орган в рамках мероприятий налогового контроля может истребовать у организации документы, независимо от места постановки ее на учет.
Также суд отметил, что закон не обязывает инспекторов указывать в поручении и требовании информацию о цепочке контрагентов. Не должен налоговый орган и сообщать о причинах, по которым он запрашивает документы. Достаточно указать в требовании на проведение налогового контроля вне рамок проверок (определение Верховного суда от 26.10.17 № 302-КП7-15714). Более того, инспекция не вправе раскрывать обстоятельства, на основании которых истребует соответствующие документы (информацию), поскольку это налоговая тайна.
В заключение судьи напомнили, что налогоплательщик не вправе решать, относятся запрошенные документы к сделке с контрагентом или нет. Такая оценка находится в компетенции налогового органа.
(Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.05.24 № А73-15723/2023)
Источник: Бухонлайн, 24.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21536_sud-reshil-mozhet-li-ifns-zaprashivat-dokumenty-po-nepodvedomstvennym-ej-nalogoplatelshhikam
Кассир без опыта и образования трудоустроена перед декретом: суд решил, положено ли ей пособие
Если у сотрудницы, трудоустроенной незадолго до ухода в декрет, нет соответствующего образования и опыта работы, работодателя могут обязать возместить фонду расходы на выплату пособия. Очередное подтверждение тому - решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
Социальный фонд выплатил пособие по беременности и родам, а также ежемесячное пособие по уходу за ребенком, а затем потребовал вернуть средства. По мнению контролеров, работодатель создал ситуацию, направленную на незаконное получение средств фонда. Данный вывод был основан на следующих обстоятельствах:
- сотрудница была принята на должность кассира за два месяца до ухода в декретный отпуск.
- документов об образовании, необходимого для работы кассиром, а также трудового стажа у женщины не было.
- после ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам должность кассира осталась вакантной;
- работодатель не доказал производственную необходимость в данной работнице.
Суды трех инстанций поддержали проверяющих. Все перечисленные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что трудовой договор с сотрудницей был заключен для того, чтобы незаконно получить средства из бюджета. На этом основании судьи признали решение СФР о взыскании средств обоснованным.
(Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.05.24 № А19-12150/2023)
Источник: Бухонлайн, 27.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21552_kassir-bez-opyta-i-obrazovaniya-trudoustroena-pered-dekretom-sud-reshil-polozheno-li-ej-posobie
За первый квартал 2024 года сформирован обзор правовых позиций ФНС по наиболее распространенным категориям споров
В обзоре рассмотрены в том числе следующие вопросы налогового администрирования и контроля: отражение переплаты и учет пеней в совокупной обязанности на ЕНС; ненадлежащее оформление требования, направляемого в рамках статьи 93 НК РФ; оценка законности получения доказательств в ходе осмотра и выемки на территории третьих лиц; возможность налогового органа аннулировать налоговые декларации и удалять из системы недостоверные сведения, содержащиеся в них; определение действительных налоговых обязательств по результатам налоговых проверок; общие вопросы привлечения к налоговой ответственности; методологические вопросы, возникающие по налогу на доходы физических лиц при продаже имущества; нюансы применения упрощенной системы налогообложения; а также отдельные вопросы, связанные с применением части 2 НК РФ и государственной регистрацией юридических лиц.
(Письмо ФНС России от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@ "Обзор правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за 1 квартал 2024 года")
Источник: КонсультантПлюс, 25.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85310.html
Верховным Судом проведено изучение и обобщение судебной практики по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением валютного законодательства
В документе содержатся следующие примеры, в том числе:
- получение юридическим лицом (резидентом) от гражданина-нерезидента валюты РФ в качестве исполнения обязательства по возврату займа, минуя счет в уполномоченном банке, подлежит квалификации как незаконная валютная операция, совершение которой образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП;
- действия юридического лица (резидента) по отчуждению наличных денежных средств иностранному гражданину (нерезиденту) под видом займа физическому лицу, которые, по существу, представляют собой расчеты с иностранной компанией (нерезидентом) по договору аренды, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП;
- резидент подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП, в случае нарушения порядка учета в уполномоченном банке контракта, во исполнение которого им осуществлялись валютные операции.
("Обзор судебной практики по отдельным вопросам применения статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)
Источник: КонсультантПлюс, 26.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85312.html
ПРОЧЕЕ
Разъяснены правила на случай, когда из-за технического сбоя декларация по НДС не подана в срокДекларации по НДС представляются в срок не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Для подтверждения направления документа по ТКС налогоплательщику необходимо представить документ, формируемый оператором электронного документооборота (ЭДО) или разработчиком бухгалтерских учетных систем и содержащий данные о дате и времени отправки.
В случае невозможности формирования и (или) направления налоговой отчетности по ТКС в установленные сроки по причинам, не зависящим от налогоплательщика, можно представить документы, подтверждающие указанные обстоятельства. Таковыми являются письма от разработчиков бухгалтерских учетных систем или операторов ЭДО об отсутствии технической возможности формирования и (или) доставки деклараций.
Если подтверждающие документы представлены до завершения камеральной проверки или до вручения акта, то налоговый орган не инициирует процедуру привлечения к ответственности.
(Письмо ФНС России от 15 мая 2024 г. № ЗГ-2-15/7345@ "О рассмотрении обращения")
Источник: ГАРАНТ, 24.06.2024, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1726860/
Даны разъяснения по вопросу начисления амортизации в отношении имущества, приобретенного (созданного) собственником за счет бюджетных средств и переданного в уставный фонд унитарного предприятия с закреплением данного имущества за указанным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения
Сообщается, в частности, что согласно положениям абзаца десятого пункта 1 статьи 277 НК РФ при передаче имущества в уставный фонд унитарного предприятия собственником его имущества первоначальной стоимостью этого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание), осуществленные в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Следовательно, в случае если в уставный фонд унитарного предприятия передается уже созданное имущество, а не передаются бюджетные средства в целях создания (приобретения) этим унитарным предприятием имущества, то стоимость такого полученного имущества определяется на основании абзаца десятого пункта 1 статьи 277 НК РФ. При этом унитарное предприятие вправе начислять амортизацию по данному имуществу для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
(Письмо ФНС России от 24.06.2024 N СД-4-3/7041@ "О доведении письма Минфина России")
Источник: КонсультантПлюс, 25.06.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/85300.html
ФНС разъяснила, в каких случаях при применении ЕСХН нужно платить налог на имущество, а в каких - нет
Плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество в отношении объектов, используемых при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг.
НК РФ не предусмотрен расчет налога пропорционально выручке от реализации в случае, когда плательщик ЕСХН частично использует указанное имущество не по целевому назначению.
В отношении имущества, не используемого непосредственно для производства сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработки и реализации, а также при оказании услуг, льгота не применяется. Это касается в т. ч. административного здания, столовой.
(Письмо ФНС России от 11 апреля 2024 г. № БС-4-21/4325@ “Об условиях освобождения организаций, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, от обязанности по уплате налога на имущество организаций в соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации”)
Источник: ГАРАНТ, 24.06.2024, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1726901/
Минфин разъяснил, могут ли самозанятые сдавать в аренду машиноместа
Самозанятые физлица, в том числе ИП, которые сдают в аренду машиноместа, не могут платить в отношении этого вида деятельности налог на профессиональный доход. Об этом сообщил Минфин в своем недавнем письме.
Разъяснения следующие. Налогом на профессиональный доход облагаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Об этом сказано в части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ.
В части 2 статьи 6 этого закона перечислены доходы, не подпадающие под налог на профдоход. Так, объектом налогообложения не признаются доходы от передачи имущественных прав на недвижимое имущество. Исключение сделано для аренды (найма) жилых помещений.
На этом основании в Минфине полагают следующее. В отношении доходов от сдачи в аренду машиномест НПД не применяется, даже если гаражные места расположены в жилом комплексы (пристроены к дому). Такие доходы облагаются налогом на доходы физических лиц.
(Письмо Минфина России от 06.06.24 № 03-11-11/52481)
Источник: Бухонлайн, 24.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21537_minfin-razyasnil-mogut-li-samozanyatye-sdavat-v-arendu-mashinomesta
Минтруд сообщил, как оплатить сверхурочную работу в ночное время
В течение месяца работника несколько раз привлекали к сверхурочной работе, в том числе в ночное время. Как правильно оплатить такую работу? На этот вопрос Минтруд ответил в своем недавнем письме.
Согласно статье 96 ТК РФ, ночным считается время с 22 часов до 6 часов. Каждый час работы в этот промежуток времени оплачивается в повышенном размере (ст. 154 ТК РФ). Минимальная доплата за каждый час работы в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы). Об этом сказано в постановление правительства РФ от 22.07.08 № 554.
Что касается сверхурочной работы, то таковой признается работа, выполняемая по инициативе работодателя за пределами установленной для сотрудника продолжительности рабочего времени. Работать сверхурочно можно не более 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ст. 99 ТК РФ). Такой труд оплачивается в повышенном размере, либо, по желанию работника, компенсируется дополнительным временем отдыха (ст. 152 НК РФ).
В случаях, когда условия труда отклоняются от нормальных по нескольким разным основаниям, работнику полагается повышенная оплата по каждому виду отклонения. Так, если сотрудник привлекается к работе сверхурочно в ночное время, то такая работа должна оплачиваться и как сверхурочная, и как работа в ночное время.
Таким образом, работнику полагается:
- доплата за каждый час работы в ночное время (не менее 20% часовой тарифной ставки или оклада, рассчитанного за час работы);
- и оплата сверхурочной работы: за первые два часа работы - не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК РФ).
(Письмо Минтруда от 03.06.24 № 14-6/ООГ-3405)
Источник: Бухонлайн, 25.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21540_mintrud-razyasnil-kak-oplatit-sverxurochnuyu-rabotu-v-nochnoe-vremya
Когда и как уведомить Роскомнадзор об изменениях в обработке персональных данных
Если сведения, указанные в уведомлении об обработке персональных данных, изменились, оператор необходимо подать новое уведомление. О том, как это сделать, Роскомнадзор сообщил в своем недавнем письме.
Напомним: работодатели должны уведомлять Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные сотрудников, а также соискателей на вакантные должности.
Такое уведомление достаточно подать один раз. Однако если ранее поданные сведения изменились, работодатель должен отправить уведомление о корректировке сведений. Форма документа приведена в приложении №2 к приказу Роскомнадзора от 28.10.22 № 180.
В уведомлении об изменении сведений среди прочего указываются:
ФИО предпринимателя/наименование юрлица;
- регистрационный номер записи в реестре операторов;
- дата изменения сведений, содержащихся в уведомлении о намерении осуществлять обработку персональных данных;
- сведения, содержащиеся в ранее отправленном уведомлении.
Уведомление нужно подать не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем появления изменений (ч. 7 ст. 22 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных"). Сделать это можно одним из трех способов.
- В бумажном виде по почте. Для этого нужно зайти на портал персональных данных Роскомнадзора, открыть и заполнить соответствующую форму, затем нажать кнопку "Отправить электронное уведомление и подготовить форму к распечатке". После чего распечатать, подписать и отправить письмом.
- В электронном виде после идентификации через портал Госуслуг (без дублирования на бумаге). Понадобится подтвержденная учетная запись, привязанная к данным юрлица. Перейти к заполнению формы можно через сайт Роскомнадзора.
- В электронном виде через сайт Роскомнадзора. Такое уведомление необходимо подписать усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае дублировать документ на бумаге не потребуется. Обратите внимание: для отправки документа необходимо установить плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in и настроить работу с ним.
(Письмо Роскомнадзора от 24.05.24 № 45697-10/77)
Источник: Бухонлайн, 27.06.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/6/21551_kogda-i-kak-uvedomit-roskomnadzor-ob-izmeneniyax-v-obrabotke-personalnyx-dannyx