Мониторинг изменений за период 25.11.24 - 01.12.24
Скачать полный мониторинг законодательства за период 24.11.2024 - 01.12.2024 г.
Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.
- БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
- СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
- ПРОЧЕЕ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Утрачивают силу отдельные положения НК РФ, касающиеся предоставления инвестиционного налогового кредита резидентам зон территориального развитияЗаконом признаются утратившими силу отдельные положения статей 66, 67 и 68 НК РФ.
Федеральный закон вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
(Федеральный закон от 23.11.2024 N 393-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87123.html
Подписан закон о налоговых льготах для участников Военного инновационного технополиса "Эра"
Принятым законом устанавливаются:
- освобождение участника Технополиса от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС при условии, что он не применяет УСН, совокупный размер полученной выручки не превышает 1 млрд рублей, а также с учетом иных предусмотренных особенностей;
- освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль в течение десяти лет со дня получения статуса участника Технополиса с учетом условий, предусмотренных новой статьей 246.1-1 НК РФ;
- единый пониженный тариф страховых взносов при условии, что участник Технополиса не применяет специальных налоговых режимов, а также соответствуют иным установленным условиям пункта 9 статьи 427 НК РФ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
(Федеральный закон от 23.11.2024 N 399-ФЗ "О внесении изменений в статью 105.14 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87131.html
До конца 2025 года отменено требование об одновременной уплате соответствующих налогов и взносов при выплате заработной платы в рамках выполнения гособоронзаказа
Федеральным законом "О государственном оборонном заказе" установлены требования к использованию отдельного счета, предусматривающие в числе прочего возможность списания с него денежных средств в целях оплаты труда только при условии одновременной уплаты соответствующих налогов, а также страховых взносов в СФР и ФФОМС.
С введением единого налогового платежа данное требование невыполнимо.
В этой связи законом на 2025 год приостанавливается действие подпункта "а" пункта 3 статьи 8.4 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" в части выполнения указанного требования.
(Федеральный закон от 23.11.2024 N 415-ФЗ "О внесении изменения в статью 31 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87147.html
Принят закон, предоставляющий возможность применять ПСН в отношении деятельности банковских платежных агентов в торговых сетях сельских поселений
Законом сделано соответствующее исключение из общего правила, запрещающего применение патентной системы налогообложения (ПСН) в отношении деятельности по оказанию кредитных и иных финансовых услуг.
Теперь ПСН может применяться в отношении деятельности по оказанию услуг банковских платежных агентов (субагентов) по принятию от физлиц наличных денежных средств и их внесению на банковские счета этих физлиц, а также по выдаче физлицам наличных денежных средств с их банковских счетов, оказываемых банковскими платежными агентами (субагентами) при осуществлении ими розничной торговли через объекты стационарной торговой сети в сельских населенных пунктах, входящих в состав сельских поселений.
(Федеральный закон от 23.11.2024 N 388-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.43 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87118.html\
Волонтеры освобождены от уплаты НДФЛ с доходов в виде возмещения расходов на медицинские услуги, если получение таких услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию их здоровья
Соответствующее дополнение внесено в пункт 3.1 статьи 217 НК РФ.
Таким образом, закон расширяет перечень доходов добровольцев (волонтеров), не подлежащих налогообложению НДФЛ.
Обязательным условием такого освобождения является выполнение определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 года.
(Федеральный закон от 23.11.2024 N 400-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87132.html
Скорректирован перечень совершаемых действий по госрегистрации программ для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также увеличены размеры госпошлин за их совершение
Так, в частности, размер госпошлины составит:
- за рассмотрение заявки на госрегистрацию программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы и принятие решения по ней 5000 рублей;
- за рассмотрение заявления правообладателя о внесении изменений в Реестр - 3000 рублей за каждую программу для ЭВМ, каждую базу данных или каждую топологию интегральной микросхемы;
- за рассмотрение заявления о госрегистрации отчуждения исключительного права - 5000 рублей и дополнительно 3000 рублей за предусмотренные договором каждую программу для ЭВМ, каждую базу данных или каждую топологию интегральной микросхемы свыше одной.
Кроме того, законом установлены дополнительные категории освобождаемых от уплаты госпошлины физлиц, являющихся авторами программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы и ее правообладателями, испрашивающими государственную регистрацию на свое имя.
(Федеральный закон от 23.11.2024 N 389-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.30 и 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87120.html
ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
С 1 января 2025 года фиксированный размер страховых взносов на "травматизм" для налогоплательщиков на АвтоУСН составит 2750 рублей в годДля страхователей, применяющих специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", фиксированный размер страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежит индексации с 1 января 2025 года в 1,13 раза с учетом роста средней заработной платы в РФ.
Таким образом, в 2025 году размер страховых взносов для указанных налогоплательщиков составит 2750 рублей в год.
(Постановление Правительства РФ от 14.11.2024 N 1547 "Об индексации фиксированного размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплачиваемых страхователями, применяющими специальный налоговый режим "Автоматизированная упрощенная система налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 23.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87116.html
ЗАКОНОПРОЕКТЫ
Госдума приняла закон о налогообложении майнинга цифровой валютыЕсли ее получено более, чем на 2,4 млн рублей в год - с превышения будет применяться ставка НДФЛ 15%. При этом майнеры будут иметь право на вычет расходов.
Госдума приняла в третьем чтении законопроект о налогообложении майнинга цифровой валюты (1065710-7). Устанавливается, что цифровая валюта, в том числе используемая в качестве средства платежа во внешнеторговых расчётах, признаётся имуществом. Операторы майнинговой инфраструктуры должны будут сообщать в налоговую сведения о майнинге цифровой валюты лицом, которому оператор оказывает услуги. Невыполнение этой обязанности будет грозить оператору штрафом в 40 тысяч рублей.
Операции по майнингу не будут признаваться объектом налогообложения НДС - соответствующим подпунктом дополняется пункт 2 статьи 146 НК.
Доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга в России, будут отнесены к доходам от источников в РФ в целях НДФЛ. Такие доходы будут учитываться в той же группе налоговых баз, что и операции с ценными бумагами, ЦФА, дивиденды, доходы от продажи имущества, проценты по вкладам. Налоговая ставка будет действовать 13% для случаев, когда налоговая база не превысила 2,4 млн рублей в год, а с превышения над этой суммой будет действовать ставка 15%.
Каждая такая налоговая база будет определяться отдельно (в том числе, цифровая валюта будет учитываться отдельно и для перехода к повышенной ставке достаточно, чтобы лимит превысила стоимость самой цифровой валюты). Напомним, что изменения в части шкалы НДФЛ вводятся с 2021 года законом 176-ФЗ, который был подписан этим летом. Указанные доходы в виде цифровой валюты будут уменьшаться на имущественный вычет в виде фактически понесённых и документально подтвержденных расходов, связанных с майнингом.
Устанавливается, что стоимость цифровой валюты в целях НДФЛ будет определяться исходя из рыночной котировки такой валюты в порядке, который установлен для налога на прибыль. Рыночной котировкой будет признаваться цена закрытия, рассчитываемая иностранным организатором торговли по сделкам, совершённым через него в течение торгового дня. Устанавливаются и другие тонкости, в том числе, требования к таким организаторам (котировки которых можно учесть).
Датой фактического получения доходов в виде цифровой валюты будет дата, на которую у майнера возникает право распоряжаться такой цифровой валютой, в том числе, путём её зачисления на счет другого лица. Это будет касаться как НДФЛ, так и налога на прибыль.
В целях налога на прибыль расходы на майнинг будут признаваться косвенными расходами. Убытки прошлых лет от операций с цифровыми валютами можно будет относить на уменьшение налоговой базы по операциям с цифровой валютой, исчисленной отдельно от общей налоговой базы по налогу на прибыль.
Майнеры не смогут применять спецрежимы.
Источник: Audit-it.ru, 26.11.2024, https://www.audit-it.ru/news/finance/1111182.html
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
КС РФ защитил право работника по совместительству на выплаты при сокращенииСтатья 318 ТК РФ, устанавливающая государственные гарантии работникам при увольнении из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривает, что:
- в случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности (штата) работников, превышает 1 месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, а если длительность периода трудоустройства превышает 2 месяца, - за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц;
- в исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок последовательно за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на соответствующий месяц, при условии, что в течение 14 рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение соответственно трех, четырех и пяти месяцев со дня увольнения.
Гражданин, получивший отказ в выплате среднего заработка за период трудоустройства в связи с тем, что на момент увольнения и после него он работал по совместительству у другого работодателя, оспорил конституционность приведенных законоположений.
КС РФ пояснил, что при увольнении с основного места работы по любым основаниям трудовой договор по совместительству при отсутствии соглашения сторон об изменении его условий не может быть признан трансформированным в договор об основной работе, а работа по совместительству юридически не может признаваться для работника основной, даже если после его увольнения она становится единственной и будет оставаться таковой в течение некоторого времени.
Поскольку увольнение с основной работы обычно приводит к утрате части (причем нередко весьма существенной) совокупного трудового дохода работника, продолжение выполнения им оплачиваемой работы на условиях ранее заключенного трудового договора о работе по совместительству не исключает необходимости поиска данным работником иной работы, которая стала бы для него основным местом работы, а получаемая в связи с этим заработная плата - основным источником дохода.
Поиск такой работы, как правило, занимает достаточно длительное время. В связи с этим работник объективно нуждается в материальной поддержке и потому не может, по общему правилу, лишаться права на предоставление предусмотренной законом гарантии в виде выплаты среднего месячного заработка за период трудоустройства.
КС РФ признал части вторую и третью статьи 318 ТК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им судебным толкованием, лишают работника, уволенного из организации, расположенной в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, права на выплату среднего месячного заработка за период трудоустройства лишь по причине того, что этот работник продолжает выполнять иную оплачиваемую работу у другого работодателя, которая на момент увольнения с основной работы являлась для него работой по совместительству.
Поскольку части вторая и третья статьи 318 ТК РФ, признанные не соответствующими Конституции РФ, находятся в неразрывной связи с аналогичными по содержанию общими нормами ТК РФ, а именно с частями второй и третьей его ст. 178, правовые позиции, сформулированные в рассматриваемом постановлении, должны распространяться и на указанные общие нормы.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2024 г. № 54-П)
Источник: ГАРАНТ, 26.11.2024, https://www.garant.ru/news/1769615/
ПРОЧЕЕ
ФНС разъяснила, какой налоговый орган решит вопрос о наличии у организации признаков обособленного подразделенияОрганизация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Подается соответствующее заявление.
Если налогоплательщик не может определить место постановки на учет, то решение примет налоговый орган на основе представленных данных.
Таким образом, организация вправе обратиться в налоговый орган по месту деятельности вне места своего нахождения, представив документы, на основании которых она ведет такую деятельность, для решения вопроса о наличии признаков обособленного подразделения.
(Письмо ФНС России от 25 ноября 2024 г. № КВ-2-14/17784@ О постановке на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений)
Источник: ГАРАНТ, 29.11.2024, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1770336/
ФНС уточнила, как заполнять строку 5а счета-фактуры по новым правилам
Федеральная налоговая служба прояснила вопрос о заполнении строки 5а счета-фактуры. Специалисты ФНС сообщили, что указывать слово "наименование" в этой строке не нужно.
Напомним: с 1 октября 2024 года применяется новая форма счета-фактуры. Новый бланк и правила его заполнения утверждены постановлением правительства РФ от 16.08.24 № 1096. Согласно этим правилам, в строке 5а "Документ об отгрузке…" счета-фактуры нужно указывать наименование, номер (при наличии) и дату документа об отгрузке товаров, работ, услуг, на основании которого выставлен счет-фактура. Если счет-фактура выставлен на основании нескольких документов, то указываются наименования, номера (при наличии) и даты таких документов через ";" (точку с запятой).
Нужно ли при заполнении счета-фактуры вписывать в строку 5а слово "наименование"? Нет, не нужно, ответили авторы комментируемого письма. В этом реквизите надо сразу указать реквизиты первичного документа (то есть название документа об отгрузке, его номер и дату) без дополнительного слова "наименование". Например, можно заполнить так: "Документ об отгрузке: Товарная накладная № 10 от 22.11.2024".
(Письмо ФНС России 14.11.24 № ЗГ-2-3/17077@)
Источник: Бухонлайн, 25.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22133_fns-utochnila-kak-zapolnyat-stroku-5a-scheta-faktury-po-novym-pravilam
ФНС разъяснила, как заполнить налоговое уведомление в случае уплаты в декабре 2024 года в составе единого налогового платежа сумм страховых взносов, исчисленных за декабрь, а также НДФЛ
Сообщаются коды, которые необходимо указать в налоговом уведомлении для зачета перечисленных средств в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов, исчисленных за декабрь (код 34/03), а также суммы НДФЛ, исчисленной за период с 23 по 31 декабря 2024 года (код 34/13).
(Письмо ФНС России от 18.11.2024 N БС-4-11/13083@ "О применении пункта 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 22.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87103.html
ФНС: ИП, осуществляющие реализацию лекарственных препаратов для ветеринарного применения, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, не вправе применять ПСН после 01.09.2024
Согласно НК РФ патентная система налогообложения (ПСН) применяется, в частности, в отношении фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию, за исключением реализации лекарственных препаратов, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
С 1 сентября 2024 года предусмотрено введение обязательной маркировки на лекарственные препараты для ветеринарного применения по кодам, указанным в перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р.
(Письмо ФНС России от 19.11.2024 N СД-4-3/13188@ "По вопросу применения патентной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с продажей лекарственных препаратов для ветеринарного применения, после их обязательной маркировки")
Источник: КонсультантПлюс, 22.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87102.html
Взносы досрочно уплачены в декабре: ФНС разъяснила, как заполнить уведомление
В декабре 2024 года можно заплатить всю сумму страховых взносов, исчисленных до конца текущего года. Но чтобы инспекторы корректно списали деньги с ЕНС в счет уплаты взносов, работодатель должен отправить уведомление об исчисленных взносах за декабрь. О том, как заполнить такое уведомление, ФНС сообщила в своем недавнем письме.
Как известно, страховые взносы можно заплатить раньше установленного срока. Инспекторы списывают деньги в счет уплаты взносов не позднее следующего дня после получения уведомления по взносам или РСВ, в котором указана уплаченная сумма (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Соответственно, если в декабре 2024 года работодатель перечислит взносы за декабрь, то для зачета указанных сумм нужно отправить уведомление по взносам с кодом отчетного периода "34/03".
В этом же уведомлении следует отразить сумму исчисленного за период с 23 по 31 декабря 2024 года НДФЛ, указав код отчетного периода "34/13", уточнили авторы письма.
(Письмо ФНС России от 18.11.24 № БС-4-11/13083@)
Источник: Бухонлайн, 28.11.2024, https://www.buhonline.ru/pub/news/2024/11/22146_vznosy-dosrochno-uplacheny-v-dekabre-fns-razyasnila-kak-zapolnit-uvedomlenie
Даны разъяснения по вопросу представления налоговой декларации по туристическому налогу налогоплательщиками, относящимися к категории крупнейших налогоплательщиков
Сообщается, что в соответствии со статьей 418.9 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения средства размещения в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме (формату), которая утверждена ФНС России. Однако пунктом 3 статьи 80 НК РФ установлено, что налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.
Учитывая, что положения статьи 418.9 НК РФ не содержат специальных норм о порядке представления налоговой декларации по туристическому налогу крупнейшими налогоплательщиками, такие налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
(Письмо ФНС России от 22.11.2024 N СД-4-3/13314@ "О направлении информации")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87203.html
Минфин информирует об основных направлениях государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
Утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2024 г. N 3386-р основные направления определяют стратегию дальнейшего развития бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности.
Сообщается, в частности, о главных направлениях государственной политики, развитии системы стандартов бухгалтерского учета, расширении функционала государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, планируемых изменениях в законодательстве.
(Информационное сообщение Минфина России от 27.11.2024 N ИС-учет-54 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87182.html
Минфин информирует об особенностях реализации государственной политики в сфере бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности до 2030 года
Сообщается, в частности, что государственная политика будет основываться на действующей системе финансовой информации. Признано, что основания и необходимость концептуального пересмотра данной системы отсутствуют в настоящее время.
С целью укрепления основ деятельности аудиторских организаций запланированы, в частности: расширение практики оказания услуг по проведению аудита либо иной проверки систем внутреннего контроля в организациях, по профессиональному подтверждению раскрываемой информации об устойчивости, по оценке технического и программного обеспечения ведения бухгалтерского учета организациями, по оказанию консультационных услуг; определение случаев, в которых наличие/отсутствие аудиторского заключения или иного документа, выдаваемого аудиторской организацией, должно рассматриваться в качестве фактора оценки экономического субъекта; расширение методической базы и стимулирование применения информационных технологий в оказании аудиторских услуг; внедрение технологических решений, позволяющих представлять аудиторские заключения об отчетности в электронном виде; изменение системы закупок аудиторских услуг; включение субъектов аудиторской деятельности в число лиц, имеющих право оказывать услуги ведения бухгалтерского учета без соблюдения специальных требований, предъявляемых к таким лицам в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете"; усиление ответственности, в том числе имущественной, аудиторских организаций и аудиторов за грубые нарушения обязательных требований в сфере аудиторской деятельности; увязка механизма подтверждения соблюдения требования безупречной деловой (профессиональной) репутации физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать соответственно аудиторами и аудиторскими организациями, с утвержденными саморегулируемой организацией аудиторов требованиями к деловой (профессиональной) репутации.
Реализация государственной политики будет осуществляться посредством внесения необходимых изменений в законодательство, в том числе федеральные законы "О бухгалтерском учете", "О консолидированной финансовой отчетности", "Об аудиторской деятельности". Кроме того, предполагаются разработка и издание соответствующих профессиональных рекомендаций, проведение разнообразных организационных, образовательных, информационных мероприятий.
(Информационное сообщение Минфина России от 27.11.2024 N ИС-аудит-73 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии")
Источник: КонсультантПлюс, 28.11.2024, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87183.html