Мониторинг изменений за период 12.05.25 - 18.05.25


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 12.05.2025 - 18.05.2025 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Внесены изменения в ФСБУ для организаций госсектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки"

Стандарт дополнен новыми положениями, направленными на обеспечение соблюдения требований к документальному оформлению осуществляемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации осуществления внутреннего контроля оформления фактов хозяйственной жизни устанавливается субъектом учета в рамках его учетной политики с учетом положений бюджетного законодательства.
Согласно приказу организация внутреннего контроля осуществляется на основании риск-ориентированного подхода, предусматривающего процесс выявления, анализа риска наступления событий, негативно влияющих на оформление и представление информации о совершаемых фактах хозяйственной жизни, исполнение полномочий по ведению бухгалтерского учета, составлению, представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Положения настоящего приказа применяются при организации учетной политики начиная с 2027 года.
(Приказ Минфина России от 14.02.2025 N 15н "О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 274н", зарегистрировано в Минюсте России 06.05.2025 N 82074)
Источник: КонсультантПлюс, 07.05.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89179.html

Обновлен перечень иностранных государств, в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств которых применяются положения подпункта 7 пункта 1 статьи 164 НК РФ

На основании подпункта 7 пункта 1 статьи 164 НК РФ применяется ставка НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования персонала этих представительств.
Приказ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
В отношении Венгрии и Буркина-Фасо положения настоящего приказа применяются к правоотношениям, возникшим начиная с 1 января 2024 г.
Признан утратившим силу Приказ МИД России N 22606, Минфина России N 173н от 14.12.2011.
(Приказ МИД России N 4308, Минфина России N 30н от 10.03.2025 "Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств которых применяются положения подпункта 7 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2025 N 82128)
Источник: КонсультантПлюс, 14.05.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209367341.html

Для предпринимателей на территории Курской области продлеваются сроки уплаты налогов и страховых взносов

Утвержденные постановлением меры поддержки предусматривают, в частности, продление установленных сроков уплаты ряда налогов и страховых взносов, которые наступили в 2024 году, начиная с 1 августа 2024 г., на 24 месяца, которые наступают в 2025 году, - на 12 месяцев.
Определены условия, соответствие которым необходимо для получения соответствующих мер поддержки.
Также внесены изменения в постановление Правительства РФ от 04.09.2024 N 1222 "О мерах поддержки лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на отдельных территориях Курской области".
В частности, в круг лиц, на которые распространяются установленные меры поддержки, включены юрлица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также введены положения, устанавливающие условия, при соответствии которым определенные категории хозяйствующих субъектов вправе претендовать на применение соответствующих мер поддержки, в том числе приведен перечень кодов основного вида экономической деятельности.
(Постановление Правительства РФ от 08.05.2025 N 611 "Об оказании мер поддержки лицам, осуществляющим деятельность на территории Курской области")
Источник: КонсультантПлюс, 12.05.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89194.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Малый бизнес будут определять по новым критериям

Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), зарегистрированные с 1 декабря предыдущего года по 31 мая года, следующего за текущим, будут считаться вновь созданными. При этом организации, которые возникли "не с нуля", а преобразованы, не будут признаваться вновь созданными. Соответствующие изменения в закон о развитии малого и среднего предпринимательства Госдума приняла в третьем чтении 14 мая.
Напомним, что сейчас вновь созданными считаются организации и предприниматели, которые возникли с 1 июля текущего года по 30 июня следующего года (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 24.07.07 № 209-ФЗ).
Согласно комментируемым поправкам, период, в течение которого субъекты МСП считаются вновь созданными, будет более длительным - с 1 декабря предшествующего календарного года по 31 мая года, следующего за текущим. При этом субъекты МСП, которые возникли в результате преобразования, не будут считаться вновь созданными.
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Статус вновь созданного предприятия малого и среднего бизнеса указывается в реестре субъектов МСП отдельно.
Комментируемый закон вступит в силу через 10 дней после официального опубликования. Напомним, что оно произойдет после того, как закон будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ.
Источник: Бухонлайн, 16.05.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/5/22776_malyj-biznes-budut-opredelyat-po-novym-kriteriyam

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд решил, облагаются ли взносами расходы на медосмотр, которые работодатель возместил работнику

Компенсация расходов работников на обязательные периодические медосмотры не облагается страховыми взносами. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Работники сами оплатили обязательный медосмотр, а работодатель возместил им расходы. Суммы таких компенсаций не были включены в базу для начисления страховых взносов "на травматизм".
Проверяющие из Социального фонда заявили, что оплата медосмотров за счет средств сотрудников с последующим возмещением таких расходов работодателем трудовым законодательством не предусмотрена. Взносы "на травматизм" не начисляются в том случае, если работодатель сам организовал проведение обязательных медосмотров, как того требует статья 213 ТК РФ. В данной ситуации работники самостоятельно понесли расходы на медосмотр, а работодатель эти траты возместил. В связи с этим на сумму возмещения надо было начислить взносы.
Суд не согласился с позицией фонда, указав на следующее. Периодические медицинские осмотры являются допуском к профессиональной деятельности по конкретной должности. При этом статьей 213 ТК РФ прямо установлено, что обязательные медосмотры осуществляются за счет средств работодателя.
При этом суд отклонил довод фонда о том, что компенсация облагается взносами, поскольку оплата медосмотров за счет средств работников с последующим возмещением их затрат не предусмотрена законодательством. Обоснование - сам по себе способ несения работодателем расходов на медосмотр (в данном случае путем компенсации) не изменяет существо спорных выплат.
Кроме того, суд отметил, что данные выплаты носили социальный характер, не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества выполняемой ими работы и не являлись оплатой труда (вознаграждением за труд). Таким образом, суммы возмещения не являются экономической выгодой (доходом) работников, в связи с чем не подлежат обложению взносами.
(Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.04.25 № А13-7685/2024)
Источник: Бухонлайн, 15.05.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/5/22770_sud-reshil-oblagayutsya-li-vznosami-rasxody-na-medosmotr-kotorye-rabotodatel-vozmestil-rabotniku

Оспариваемые заявителем отдельные положения Налогового кодекса РФ, регламентирующие порядок и сроки проведения мероприятий налогового контроля и оформления их результатов, признаны не противоречащими Конституции РФ

В связи с фактом создания формального документооборота предприятию были начислены суммы налогов и пени за налоговые периоды 2014 и 2015 годов. Решение по результатам налоговой проверки было принято и вручено заявителю в июне 2022 года. При рассмотрении налогового спора судами было отмечено, что само по себе несоблюдение срока вручения налогоплательщику акта налоговой проверки не позволяет признать такое нарушение в качестве безусловного основания для отмены итогового решения налогового органа.
Вместе с тем превышение процессуальных сроков при определенных обстоятельствах может приобретать характер существенного нарушения, в частности в тех случаях, когда оно имеет значительные фискальные последствия и приводит к избыточному или не ограниченному по продолжительности применению мер налогового контроля.
Конституционный Суд указал, в частности, что по своему конституционно-правовому смыслу оспариваемые положения предполагают, что основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности уплаты пени может являться отмена принятого решения налогового органа в связи с несоблюдением срока вручения акта проверки, если оно признано существенным нарушением, о чем во всяком случае свидетельствует утрата возможности принудительного взыскания задолженности (в том числе в части пени) вследствие такого нарушения.
С учетом изложенного оспариваемые положения признаны не противоречащими Конституции РФ, а также, поскольку защита прав налогоплательщика в связи с нарушением налоговым органом срока вручения акта налоговой проверки могла быть обеспечена иным способом, чем тот, о применении которого заявитель ставил вопрос в конкретном деле, Конституционный Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для пересмотра правоприменительных решений, вынесенных в отношении заявителя.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 13.05.2025 N 20-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 и абзаца первого пункта 3 статьи 75, абзаца первого пункта 1, абзаца первого пункта 2, пункта 3 и абзаца первого пункта 5 статьи 100, пунктов 1 и 7, абзаца первого пункта 8 и пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой акционерного общества "Научно-производственное предприятие КлАСС")
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89223.html

ПРОЧЕЕ

Блогерам нужно добавить новые коды ОКВЭД в свои регистрационные данные

С 1 мая Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 дополнен несколькими новыми кодами, в том числе:
- 70.21.1 "Деятельность по распространению информации пользователем социальной сети";
- 73.11.1 "Деятельность по распространению рекламы пользователем социальной сети".
В связи с этим УФНС России по Московской области напоминает, что блогерам, занимающимся соответствующей деятельностью, необходимо добавить эти коды в свои регистрационные данные. Для этого следует подать заявление о внесении изменений в ЕГРИП или ЕГРЮЛ. Сделать это можно, обратившись в налоговую инспекцию по месту регистрации, или через сервис Государственная онлайн-регистрация бизнеса, если есть электронная подпись.
Регистрация с указанием правильных кодов позволит обеспечить защиту авторских прав, открыть доступ к государственным грантам и упростит учет финансовых показателей отрасли.
(Информация УФНС России по Московской области от 5 мая 2025 г.)
Источник: ГАРАНТ, 13.05.2025, https://www.garant.ru/news/1815151/

ФНС: физическим лицам - резидентам до 2 июня 2025 года необходимо представить отчеты за 2024 год по зарубежным счетам и иностранным электронным кошелькам

В электронной форме отчет можно представить через личный кабинет на сайте ФНС России, на бумажном носителе - лично или через представителя (при наличии у него доверенности), либо заказным почтовым отправлением.
В информации сообщается также, в каких случаях представлять отчет не требуется и для каких категорий граждан срок представления отчета продлен.
(Информация ФНС России "Отчитаться о зарубежных счетах и иностранных электронных кошельках за 2024 год нужно до 2 июня")
Источник: КонсультантПлюс, 12.05.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89205.html

Минфин: стоимость товаров, уничтоженных в аварии, учитывается в расходах

При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах стоимость запасов, товаров, материалов и иного имущества, уничтоженных или испорченных в связи с чрезвычайной ситуацией. Об этом напомнил Минфин в своем недавнем письме.
В пункте 1 статьи 252 НК РФ сказано, что налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Кроме того, в составе расходов можно учесть убытки. Это делается в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ.
Так, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 265 НК РФ, потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций (ЧС) признаются внереализационными расходами. К таким потерям, в частности, относится стоимость уничтоженных или испорченных запасов, товаров, материалов и иного имущества, принадлежащего организации.
Из сказанного следует, что стоимость запасов, товаров, материалов и иного имущества, уничтоженных или испорченных в результате ЧС, можно учесть в расходах при расчете налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 14.03.25 № 03-03-06/1/25700)
Источник: Бухонлайн, 16.05.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/5/22778_minfin-stoimost-tovarov-unichtozhennyx-v-avarii-uchityvaetsya-v-rasxodax

Минфин разъяснил, как учесть расходы на пусконаладочные работы

Затраты на пусконаладочные работы оборудования учитываются при расчете налога на прибыль. Способ списания зависит от того, связаны ли эти затраты с изготовлением (сооружением) основного средства, доведением до состояния, пригодного к эксплуатации, или нет. Такой вывод следует из нового письма Минфина.
По общему правилу, первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов. Так гласит пункт 1 статьи 257 НК РФ. Первоначальная стоимость ОС может изменяться при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации объектов и по другим аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ). Первоначальная стоимость объекта списывается через механизм амортизации.
В Минфине напоминают, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ). В Налоговом кодексе нет определения термина "ввод в эксплуатацию". Согласно ГОСТ 25866-83 "Эксплуатация техники. Термины и определения", под вводом в эксплуатацию понимается событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению, документально оформленное в установленном порядке.
Из сказанного в Минфине делают следующий вывод. Если затраты на пусконаладочные работы непосредственно связаны с изготовлением объекта ОС и доведением его до состояния, пригодного к эксплуатации, и при этом признаны до ввода его в эксплуатацию, то они включаются в первоначальную стоимость этого объекта. В противном случае такие расходы учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании статьи 264 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 07.03.25 № 03-03-05/22808)
Источник: Бухонлайн, 12.05.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/5/22756_minfin-razyasnil-kak-uchest-rasxody-na-puskonaladochnye-raboty

Аптечка куплена за счет СФР: должен ли "упрощенщик" включить ее стоимость в доходы

Организация на УСН закупила аптечки для оказания первой помощи работникам в рамках мероприятий по профилактике травматизма. Социальный фонд возместил эти расходы. Нужно ли учесть эти выплаты в составе доходов по УСН? Да, нужно, ответил Минфин в своем недавнем письме.
Обоснование такое. Как известно, плательщики УСН учитывают доходы в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). Так, в налоговую базу включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы (п. 1 ст. 248 НК РФ).
При этом "упрощенщики" не учитывают доходы, перечисленные в статье 251 НК РФ. Полученное от СФР возмещение расходов работодателя на приобретение аптечек первой помощи в этой статье не упомянуто. Следовательно, сумму такого возмещения нужно учесть в составе доходов при расчете единого "упрощенного" налога.
(Письмо Минфина России от 16.04.25 № 03-11-06/2/38508)
Источник: Бухонлайн, 12.05.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/5/22754_aptechka-kuplena-za-schet-sfr-dolzhen-li-uproshhenshhik-vklyuchit-ee-stoimost-v-doxody

Минфин сообщает об уточнении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022 - 2026 годы

Изменения внесены Приказом Минфина России от 3 апреля 2025 г. N 42н.
В частности, в программу включены два новых проекта, а также уточнены сроки разработки некоторых проектов федеральных стандартов.
С уточненной программой можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России.
(Информационное сообщение Минфина России от 12.05.2025 N ИС-учет-56 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии")
Источник: КонсультантПлюс, 13.05.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89224.html

Нужно ли вносить сведения о премиях в трудовую книжку: ответ Минтруда

Если премия предусмотрена системой оплаты труда и включена в состав заработной платы, то вносить в трудовую книжку запись о такой выплате не надо. Об этом сообщил Минтруд в своем новом письме.
Разъяснения следующие. Согласно статье 129 ТК РФ, заработная плата включает в себя:
- вознаграждение за труд, которое зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных и в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера);
- стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно статье 191 ТК РФ, работодатель вправе поощрять работников. Например, объявлять благодарности, выдавать премии, награждать ценными подарками и т.п. Другие виды поощрений за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Согласно пункту 25 Порядка ведения и хранения трудовых книжек (утв. приказом Минтруда от 19.05.21 № 320н), в трудовую книжку вносятся следующие сведения о награждении (поощрении) за трудовые заслуги:
- о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении почетных званий;
- о награждении наградами президента РФ и правительства РФ, наградами федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов (в отношении членов профсоюзов);
- о награждении почетными грамотами, нагрудными знаками, значками, дипломами;
- о других видах поощрения, предусмотренных законодательством РФ, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине.
В Минтруде поясняют, что премии и иные поощрительные выплаты за труд относятся к "стимулирующим выплатам" и не являются "награждением работника". Поэтому записи о премиях, которые предусмотрены системой оплаты труда и включены в состав заработной платы, в трудовые книжки не вносятся.
(Письмо Минтруда от 08.04.25 № 14-1/ООГ-1824)
Источник: Бухонлайн, 14.05.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/5/22766_nuzhno-li-vnosit-svedeniya-o-premiyax-v-trudovuyu-knizhku-otvet-mintruda

В мае начнут действовать повышенные штрафы за нарушения при работе с персональными данными

С 30 мая вступит в силу Федеральный закон от 30.11.24 № 420-ФЗ, который ужесточает ответственность за нарушения при работе с персональными данными. Он многократно повышает штрафы за нарушения при обработке данных, а также вводит миллионные штрафы за неоповещение Роскомнадзора об утечке персональных сведений.
Ответственность за нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) установлена статьей 13.11 КоАП РФ. По действующим правилам обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, влечет штраф в следующем размере:
- для граждан - от 2 000 до 6 000 руб.;
- для должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;
- для юрлиц - от 60 000 до 100 000 руб.
С 30 мая эти санкции вырастут в несколько раз и составят:
- для граждан - от 10 000 до 15 000 руб.;
- для должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.;
- для юрлиц - от 150 000 до 300 000 руб.
При повторном нарушении гражданина смогут оштрафовать уже на 30 000 руб., должностное лицо - на 200 000 руб., юрлицо - на 500 000 руб.
За обработку персональных данных без письменного согласия их владельца установлено еще более суровое наказание. Организацию и ИП могут оштрафовать на 700 000 руб., а за неоднократное нарушение - на 1,5 млн руб. (ч. 2 ст. 13.11 КоАП)
Как известно, операторы персональных данных (юридические и физические лица) должны извещать Роскомнадзор о намерении обрабатывать персональные данные. Об этом сказано в статье 22 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".
Однако сейчас нет отдельной нормы, предусматривающей наказание за неуведомление Роскомнадзора. В связи с этим контролеры выписывают незначительные штрафы на основании статьи 19.7 КоАП за неподачу сведений в контролирующие госорганы. Санкции составляют: для юрлиц - от 3 000 до 5 000 руб.; для должностных лиц и ИП - от 300 до 500 руб.
Согласно принятому закону, если организация (ИП) не уведомит или несвоевременно уведомит Роскомнадзор о том, что планирует начать обрабатывать персональные сведения, ей придется заплатить штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб.
Помимо этого, вводятся крупные штрафы - от 1 000 000 до 3 000 000 руб. - за неоповещение Роскомнадзора об утечке персональных сведений.
Также устанавливаются штрафы для организаций и ИП, допустивших утечку личной информации. Их размер будет зависеть от масштаба утечек. Например, за незаконное распространение данных от 1 000 до 10 000 граждан повлечет штраф в размере от 3 000 000 до 5 000 000 руб. За массовую утечку данных (в отношении 100 000 человек и более) штраф может достигать 15 000 000 руб. А в случае повторного нарушения санкции составят от 1% до 3% совокупного размера суммы выручки организации (ИП) за год.
Источник: Бухонлайн, 13.05.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/5/22758_v-mae-nachnut-dejstvovat-povyshennye-shtrafy-za-narusheniya-pri-rabote-s-personalnymi-dannymi