Мониторинг изменений за период 13.01.25 - 19.01.25


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 13.01.2025 - 19.01.2025 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций дополнен новыми кодами налоговых льгот

В приложение N 6 "Коды налоговых льгот по налогу" к Порядку заполнения налоговой декларации, утвержденному Приказом ФНС России от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@, включены следующие коды:
- 2010345 - в отношении пункта 21.1 статьи 381 НК РФ;
- 2010346 - в отношении пункта 21.2 статьи 381 НК РФ.
Приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования.
(Приказ ФНС России от 03.12.2024 N ЕД-7-21/1094@ "О внесении изменения в приложение N 3 к Приказу Федеральной налоговой службы от 24.08.2022 N ЕД-7-21/766@", зарегистрировано в Минюсте России 13.01.2025 N 80895)
Источник: КонсультантПлюс, 14.01.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88005.html

Изменился порядок ведения справочника рисков для налогового мониторинга

Обновлен состав и порядок ведения ведомственного справочника рисков для целей налогового мониторинга. Он включает 9 таблиц: реестр рисков; перечень областей риска; сделки (операции); перечень направлений выявления риска; риски и направления выявления риска; риски и статьи НК РФ; документы для формирования и разъяснения позиции налогового органа по вопросам применения законодательства; риски, налоги и контроли; риски и упомянутые документы. Также пересмотрен перечень шаблонов доступа и ролей в них для формирования и ведения справочника.
(Приказ ФНС России от 19 декабря 2024 г. № ЕД-7-23/1157@ "О внесении изменений в Приказ ФНС России от 27.06.2024 N ЕД-7-23/497@")
Источник: ГАРАНТ, 15.01.2025, https://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1781223/

СТАТИСТИКА

Утверждены новые Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли"

Первичные статистические данные по форме предоставляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие оптовую торговлю, розничную торговлю, оптовую и розничную торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами и их ремонт с фактическим кодом основного вида деятельности, входящим в подклассы 45.1, 45.20.1, 45.20.2, 45.20.3, 45.20.4, 45.3, 45.4, 46.1, 46.2, 46.3, 46.4, 46.5, 46.6, 46.7, 46.9, 47.11, 47.19.1, 47.19.2, 47.2, 47.3, 47.4, 47.5, 47.6, 47.7, 47.8, 47.9 в соответствии с ОКВЭД 2.
(Приказ Росстата от 13.01.2025 N 5 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ "Сведения о продаже товаров организациями оптовой и розничной торговли")
Источник: КонсультантПлюс, 15.01.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209241435.html

С отчета за I квартал 2025 года введены в действие Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-вывоз "Сведения о продаже (отгрузке) продукции (товаров) по месту нахождения покупателей (грузополучателей)"

Первичные статистические данные по форме предоставляют юридические лица (кроме микропредприятий), осуществляющие продажу продукции (товаров).
Признан утратившим силу Приказ Росстата от 05.12.2022 N 900, которым были утверждены аналогичные указания.
(Приказ Росстата от 13.01.2025 N 6 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-вывоз "Сведения о продаже (отгрузке) продукции (товаров) по месту нахождения покупателей (грузополучателей)")
Источник: КонсультантПлюс, 15.01.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209241436.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

ВС подтвердил: коммерческая фирма платит налог с участка под ИЖС по ставке 1,5% с коэффициентом

ВС отказал в признании недействующим письма ФНС, в котором это указано. Заявитель считал, что повышенная ставка сама по себе в налоговых целях переквалифицирует участок в прочий, для которого повышающие коэффициенты не предусмотрены. Но судьи решили иначе.
Ставки земельного налога по общему правилу не могут превышать 0,3% в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением участков под ИЖС, используемых в предпринимательской деятельности). Такая редакция абзаца 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 394 НК действует с налогового периода 2020 года (изменения вносились законом 325-ФЗ в 2019 году). В итоге коммерческие организации не могут применять к таким участкам льготную ставку 0,3%, а обязаны считать налог по ставке 1,5%. Это, среди прочего, высказывал ВС, рассматривая спор налогоплательщика с инспекцией. Причем, не важно, используется ли участок в целях получения прибыли - сам факт принадлежности имеет значение.
При этом существует повышающий коэффициент на незастройку: для участков, приобретенных юрицами под жилищное строительство, налог считают с учетом коэффициента 2 в течение трех лет, начиная с даты госрегистрации прав на участок вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае регистрации объекта до истечения трех лет налог пересчитывается, переплата возвращается. Если нет - в дальнейшем налог считают с коэффициентом 4.
Ранее ФНС высказала мнение, и Минфин согласился: начиная с налогового периода 2020 года в отношении облагаемых по ставке до 1,5% участков, приобретенных коммерческими организациями для ИЖС, при исчислении налога применяются такие коэффициенты. Это отражено было в письме ФНС БС-4-21/14484@, Минфина 03-05-04-02/109494 в конце 2023 года.
Была сделана попытка признать данное письмо недействующим - одна из организаций подала в ВС административный иск. Но - проиграла.
Истец полагал, что применение ставки 1,5% само по себе позволяет рассматривать участок как относящийся к прочим землям, а не к землям под ИЖС. А для прочих земель коэффициенты не предусмотрены. Коэффициент допустимо применять только к участкам, облагаемым по ставке 0,3%.
Но ВС такую логику не разделил и применил нормы НК "в лоб". Решающим фактором для применения коэффициента является вид разрешенного использования участка, а не применяемая к нему налоговая ставка. Не важно и изменение намерений организации в отношении участков, если, изначально приобретая их под ИЖС, компания впоследствии отказалась от своих планов на строительство. К тому же, в оспариваемом письме ВС не увидел признаков нормативного акта, указав, что письмо издано налоговой службой полностью в рамках ее полномочий для единообразного применения налоговых норм инспекциями по всей России.
(Решение ВС АКПИ24-861 от 23.12.2024 разослано письмом ФНС от 13.01.2025 N БС-4-21/148@)
Источник: Audit-it.ru, 17.01.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1113100.html

Организация оплачивает проезд до работы и обратно: суд решил, надо ли начислять взносы

Компенсация сотрудникам расходов на проезд к месту работы и обратно не является объектом обложения страховыми взносами. На это указал Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Организация компенсировала иногородним работникам расходы на проезд к месту работы и обратно. Данные выплаты были предусмотрены локальным актом, а именно - положением об оплате труда.
В Социальном фонде заявили, что суммы возмещения связаны с трудовой деятельностью работников, поэтому указанную компенсацию следовало включить в базу для начисления взносов "на травматизм". Поскольку это сделано не было, контролеры доначислили взносы.
Суд опроверг позицию фонда, указав на следующее. Выплаты в пользу работника признаются формой оплаты труда и, соответственно, облагаются взносами, если они зависят от зарплаты (установлены в процентах от оклада, тарифной ставки) или соблюдения трудовой дисциплины (учитывается стаж работы, должность, производственные результаты, отсутствие дисциплинарных взысканий).
В рассматриваемой ситуации выплаты носили социальный характер. Они не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы. Следовательно, оснований для начисления взносов нет.
(Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.12.24 № А17-2464/2024)
Источник: Бухонлайн, 13.01.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/1/22292_organizaciya-oplachivaet-proezd-do-raboty-i-obratno-sud-reshil-nado-li-nachislyat-vznosy

ФНС представлен обзор судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов

В обзоре содержатся правовые позиции по спорам о признании недействительными решений об отказе в госрегистрации, а также решений о госрегистрации юрлица и ИП.
В частности, в суде было признано обоснованным решение налогового органа об отказе внесения изменений в сведения в ЕГРЮЛ в связи с уменьшением уставного капитала, поскольку направленное обществом заявление не соответствовало требованиям к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Аналогичное решение было вынесено при рассмотрении спора в отношении заявления о государственной регистрации сведений о месте нахождения и адресе юридического лица в связи с тем, что информация об адресе, указанная обществом, не соответствовала сведениям, содержащимся в ГАР.
Также в обзоре приведены иные споры с участием регистрирующих органов.
Сообщено, например, об отказе в удовлетворении требования регистрирующего органа о понуждении общества к изменению фирменного наименования, содержащего слова, обозначающие род деятельности ответчика.
(Письмо ФНС России от 28.12.2024 N КВ-4-14/14787@ "О направлении обзора судебной практики")
Источник: КонсультантПлюс, 10.01.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87981.html

Работник нарушил правила охраны труда: суд решил, можно ли снизить ему премию

Если сотрудник нарушил правила охраны труда, работодатель вправе снизить размер премии. На это указал Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Работник (прессовщик горячих труб) на рабочем месте периодически снимал защитную каску и не полностью застегивал спецодежду. Между тем, инструкция по охране труда запрещает находиться на производстве без спецодежды, спецобуви, средств защиты головы и глаз. За указанное нарушение работодатель снизил сотруднику размер премии за месяц. Работник оспорил действия работодателя в суде, но проиграл.
Принимая решение в пользу организации, суд сослался на следующие обстоятельства.
В должностной инструкции работника прямо сказано: прессовщик горячих труб обязан соблюдать правила и нормы охраны труда, правила промышленной и пожарной безопасности.
В правилах внутреннего трудового распорядка оговорено, что работник должен соблюдать трудовую дисциплину, добросовестно и в полном объеме исполнять свои обязанности, возложенные, в частности, должностной инструкцией. А за совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право не начислять или уменьшать размер премии.
Премирование является одним из видов поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности. Если сотрудник нарушает трудовую дисциплину, работодатель вправе лишить его премии (или снизить ее размер), не прибегая к привлечению работника к дисциплинарной ответственности.
В данном случае сотрудник нарушил дисциплину труда (в том числе, требования охраны труда). Значит, размер премии снижен обоснованно. Это является мерой дисциплинарного воздействия - для стимулирования к соблюдению правил техники безопасности, пояснил суд.
(Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.12.24 № 88-34360/2024)
Источник: Бухонлайн, 15.01.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/1/22302_rabotnik-narushil-pravila-oxrany-truda-sud-reshil-mozhno-li-snizit-emu-premiyu

ПРОЧЕЕ

ФНС направлены рекомендуемые формы реестров документов, необходимых для целей применения налоговых вычетов при производстве товаров из фармацевтической субстанции спирта этилового

Настоящим письмом доведены:
- форма реестров счетов-фактур, выставленных организациями, реализующими фармацевтическую субстанцию спирта этилового, налогоплательщику - покупателю этилового спирта, имеющему соответствующее свидетельство;
- форма реестров документов, подтверждающих оприходование фармацевтической субстанции спирта этилового;
- форма реестров актов списания фармацевтической субстанции спирта этилового в производство;
- форма реестров документов, подтверждающих факт реализации произведенных лекарственных средств (препаратов) и (или) медицинских изделий, при производстве которых использована фармацевтическая субстанция спирта этилового.
(Письмо ФНС России от 28.12.2024 N ЕА-4-15/14762@ "О направлении рекомендуемой формы реестров документов, предусмотренных п. 11.1 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 13.01.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87994.html

ФНС: декларации по налогу на имущество организаций по итогам 2024 года должны быть представлены в налоговые органы не позднее 25 февраля

Декларации подаются по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 27.09.2024 N БВ-7-21/805@.
Сообщается об особенностях заполнения отдельных строк декларации организациями, отнесенными к категории крупнейших налогоплательщиков, а также о порядке представления декларации организациями, состоящими на учете в нескольких налоговых инспекциях одного субъекта РФ по месту нахождения принадлежащих им объектов недвижимости.
(Информация ФНС России "Стартовала декларационная кампания по налогу на имущество организаций за 2024 год")
Источник: КонсультантПлюс, 16.01.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88022.html

Минфин: "упрощенщики" могут учесть в расходах налог на имущество за "кадастровый" объект

Организация на УСН-15% платит налог на имущество в отношении недвижимости, по которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Может ли она учесть в расходах сумму уплаченного налога на имущество? Да, может, полагают в Минфине.
В общем случае организации на УСН освобождаются от уплаты налога на имущество (п. 2 ст. 346.11 НК РФ). Однако это правило не действует в отношении тех объектов, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость и которые включены в региональный перечень на основании пункта 7 статьи 378.2 НК РФ.
Такими объектами, как гласит пункт 1 статьи 378.2 НК РФ, являются, в частности:
- административно-деловые и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
- нежилые помещения, предназначенные (либо используемые) для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В то же время в рамках УСН-15% налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченных в соответствии с налоговым законодательством (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Исключение составляют "упрощенный" налог и НДС, уплаченный в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ.
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Организация на УСН-15% может учесть расходы в виде налога на имущество, уплаченного за те объекты недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
(Письмо от Минфина России 25.12.24 № 03-11-06/2/131199)
Источник: Бухонлайн, 14.01.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/1/22296_minfin-uproshhenshhiki-mogut-uchest-v-rasxodax-nalog-na-imushhestvo-za-kadastrovyj-obekt

Доходы ИП по итогам 2024 года превысили 60 млн - патент в 2025 году применять нельзя

Законом 362-ФЗ, среди прочего, было добавлено новое основание для утраты права на применение ПСН (подробно рассказывали об этом на стадии законопроекта).
Теперь ИП считается утратившим право на ПСН и перешедшим на общий режим (на УСН или ЕСХН, если их применяет) с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в частности, если:
- с начала календарного года доходы от реализации по всем видам деятельности, в отношении которых применяется ПСН, превысили 60 млн рублей. Это было и ранее;
- если за предшествующий календарный год те же доходы превысили указанный лимит.
Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2025 года, сообщила ФНС.
При этом согласно абзацу 6 пункта 6 статьи 346.45 НК, если ИП применяет в календарном году ПСН и УСН, то при определении величины доходов для целей указанного лимита учитываются доходы по обоим указанным спецрежимам.
Так что ИП, получившие в 2024 году доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК, по всем видам деятельности, в отношении которых применялась ПСН и УСН, в размере более 60 млн рублей, не вправе в 2025 году применять ПСН.
Служба подкрепила это утверждение примерами. Допустим, ИП в 2024 году применяет ПСН и УСН. 5 декабря 2024 года ИП получил патент на 2025 год. На дату получения патента доходы налогоплательщика по ПСН и УСН не превысили 60 млн рублей. Но по итогам 2024 года доходы по всем видам деятельности, в отношении которых применялась ПСН и УСН, превысили 60 млн рублей. В указанном случае ИП утрачивает право на применение ПСН с начала 2025 года.
Кстати, добавим, что в этом случае и с последним патентом 2024 года "пролёт": допустим, если ИП брал два патента на полгода каждый, то за второе полугодие придется расплачиваться в рамках УСН. Если патент-2024 был взят на год, то налог по УСН с доходов от этого вида деятельности надо платить налог по УСН.
Или, как вариант: ИП в 2024 году применял только УСН. 13 декабря 2024 года ИП получил патент на 2025 год. По итогам 2024 года доходы ИП превысили 60 млн рублей. В указанном случае ИП утрачивает право на применение ПСН с начала 2025 года.
(Письмо Минфина России от 24.12.2024 № СД-4-3/14537@)
Источник: Audit-it.ru, 14.01.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1112940.html

ФНС направлена правовая позиция Верховного Суда РФ о действии разъяснений по вопросу применения повышающих коэффициентов при налогообложении земельных участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС

Разъяснения об условиях применения коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 НК РФ при исчислении земельного налога, были доведены письмом ФНС России от 16.11.2023 N БС-4-21/14484@.
Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требования заявителя о признании данного письма частично не действующим.
Напомним, согласно данному письму начиная с налогового периода 2020 г. в отношении облагаемых по ставке 1,5% земельных участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для ИЖС, при исчислении налога применяются коэффициенты, предусмотренные п. 15 ст. 396 НК РФ, вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости на таких земельных участках.
(Письмо ФНС России от 13.01.2025 N БС-4-21/148@ "Об условиях применения коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, при налогообложении земельных участков, приобретенных в собственность коммерческими организациями для индивидуального жилищного строительства")
Источник: КонсультантПлюс, 16.01.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209241503.html

ФНС сообщен порядок направления уведомления о выборе налогового органа для представления декларации по туристическому налогу

В случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых органах по месту нахождения средств размещения, расположенных на территории муниципального образования, можно выбрать один налоговый орган, в который будет представляться декларация.
Форма (формат) и порядок заполнения данного уведомления утверждены Приказом ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/993@, вступающим в силу 24.01.2025.
Сообщается о возможности использовать утвержденную форму при представлении уведомления до вступления приказа в силу.
(Письмо ФНС России от 28.12.2024 N СД-4-3/14796@ "О приеме уведомления о выборе налогового органа, в который представляется налоговая декларация по туристическому налогу")
Источник: КонсультантПлюс, 13.01.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209236131.html

Для целей исчисления туристического налога муниципальные власти вправе направить в налоговый орган, а также в уполномоченные органы в сфере туризма сведения о расположенных на их территориях средствах размещения, не включенных в специальный реестр

ФНС направляет рекомендуемые форму (формат) представления сведений о таких средствах размещения.
При этом обращено внимание на то, что направление указанных сведений и размещение их на официальном сайте муниципального образования (городов федерального значения и ФТ "Сириус") не являются включением сведений о средстве размещения в реестр классифицированных средств размещения.
(Письмо ФНС России от 24.12.2024 N СД-4-3/14521@ "О направлении формы (формата) представления сведений о средствах размещения")
Источник: КонсультантПлюс, 14.01.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88002.html

Члены совета директоров не получали выплат: надо ли сдавать по ним РСВ и персотчетность

Тот факт, что в течение отчетного периода организация не перечисляла выплат в пользу членов совета директоров, не освобождает ее от обязанности включить этих лиц в РСВ и персонифицированные сведения. Такая позиция выражена в недавнем письме Минфина.
Авторы письма ссылаются на определения Конституционного суда от 06.06.16 № 1169-О и № 1170-О. В нем суд указал, что отношения с участием членов совета директоров регулируются гражданско-правовым законодательством. Следовательно, вознаграждение члену совета директоров в связи с выполнением обязанностей по управлению и контролю за деятельностью общества, облагается страховыми взносами. Причем независимо от того, содержится ли условие о выплате данного вознаграждения в договоре, заключаемом между этим лицом и обществом.
Далее чиновники напоминают о правилах заполнения РСВ и персонифицированных сведений (утв. приказом ФНС от 29.09.22 № ЕД-7-11/878@). В них сказано, что раздел 3 расчета и персонифицированные сведения заполняются в отношении всех застрахованных лиц, в пользу которых начислены выплаты и вознаграждения в рамках трудовых отношений, а также договоров ГПХ. При отсутствии данных о сумме вознаграждения, начисленной в пользу физлица, в соответствующих строках форм проставляются прочерки.
Таким образом, в отношении членов совета директоров нужно сдавать РСВ и персонифицированные сведения. При этом отсутствие выплат в расчетном (отчетном) периоде не освобождает организацию от обязанности заполнить и сдать данные формы отчетности.
(Письмо Минфина России от 10.12.24 № 03-15-06/124176)
Источник: Бухонлайн, 16.01.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/1/22308_chleny-soveta-direktorov-ne-poluchali-vyplat-nado-li-sdavat-po-nim-rsv-i-persotchetnost

Минфин информирует: в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИРБО) будут дополнительно включаться аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности

Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. N 481-ФЗ уточнено определение ГИРБО; введены требования к представлению в ГИРБО аудиторских заключений о КФО; определен порядок доступа к аудиторским заключениям (заключениям) в ГИРБО.
Положения указанного закона в части изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" вступают в силу с 1 сентября 2025 г.
С учетом новых требований сообщен порядок представления аудиторских заключений о КФО в налоговые органы.
(Информационное сообщение Минфина России от 13.01.2025 N ИС-учет-55 "Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии")
Источник: КонсультантПлюс, 14.01.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87998.html

Минфин информирует о новых требованиях к представлению аудиторских заключений

В связи с принятием Федерального закона от 26 декабря 2024 г. N 481-ФЗ сообщается, в частности, о следующем:
- об уточнении порядка представления аудиторского заключения;
- о введении обязанности представлять в налоговые органы аудиторские заключения о консолидированной финансовой отчетности для формирования ГИРБО;
- об обеспечении доступа к аудиторским заключениям в ГИРБО.
(Информационное сообщение Минфина России от 13.01.2025 N ИС-аудит-75 "Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (N ИС-аудит-75)")
Источник: КонсультантПлюс, 14.01.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/87999.html