Мониторинг изменений за период 21.04.25 - 27.04.25
Скачать полный мониторинг законодательства за период 21.04.2025 - 27.04.2025 г.
Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Краснодарского края, пострадавшим от последствий крушения танкеров в Керченском проливе, продлены сроки уплаты налогов и страховых взносовПо 25 декабря 2025 года включительно продлеваются сроки уплаты налогов и страховых взносов, подлежащих уплате за период с февраля по октябрь 2025 года.
Установлены критерии, которым необходимо соответствовать для получения указанных мер поддержки (в части места нахождения и вида деятельности).
Перечень лиц, соответствующих установленным критериям и заявивших свое право на получение мер поддержки, определяется в порядке, установленном администрацией Краснодарского края, и направляется в УФНС по Краснодарскому краю и в территориальный орган страховщика.
(Постановление Правительства РФ от 09.04.2025 N 466 "Об изменении сроков уплаты отдельных платежей лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории Краснодарского края, пострадавшим от последствий чрезвычайного происшествия, вызванного крушением танкеров в Керченском проливе 15 декабря 2024 г.")
Источник: КонсультантПлюс, 18.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88984.html
Утвержден классификатор (КОЭСФ), используемый при формировании результатов приема налоговыми органами электронных счетов-фактур с реквизитами прослеживаемости
Классификатор ошибок форматно-логического контроля файлов (КОЭСФ) представляет собой перечень наименований объектов классификации и соответствующих им кодовых обозначений.
Объектами классификации в КОЭСФ являются ошибки, возникшие при приеме транспортного контейнера или выявленные при форматно-логическом контроле файлов электронных счетов-фактур с реквизитами прослеживаемости, поступивших в налоговые органы от хозяйствующих субъектов.
В связи с утверждением классификатора внесены также уточнения в приложения N 1 и N 2 к Приказу ФНС России от 15.12.2022 N ЕД-7-26/1205@ "Об утверждении форматов представления документов, используемых при информационном взаимодействии с прикладным программным обеспечением АИС "Налог-3".
(Приказ ФНС России от 17.04.2025 N ЕД-7-26/293@ "Об утверждении классификатора ошибок форматно-логического контроля файлов электронных счетов-фактур с реквизитами прослеживаемости (КОЭСФ) и внесении изменений в приложения к Приказу ФНС России от 15.12.2022 N ЕД-7-26/1205@")
Источник: КонсультантПлюс, 19.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88997.html
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
С 1 сентября 2025 года вступит в силу новое Положение об особенностях направления работников в служебные командировкиПоложение определяет порядок установления особенностей направления работников в служебные командировки как на территории Российской Федерации, так и на территориях иностранных государств.
Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".
Постановление действует до 1 сентября 2031 г.
(Постановление Правительства РФ от 16.04.2025 N 501 "Об утверждении Положения об особенностях направления работников в служебные командировки")
Источник: КонсультантПлюс, 18.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88986.html
Центробанк сохранил ключевую ставку в 21% до июня
Совет директоров Банка России четвертый раз подряд оставил ключевую ставку на уровне 21% годовых. Такая информация опубликована на сайте Центробанка.
Банковский регулятор сообщил, что инфляционное давление продолжает снижаться, хотя и остается высоким. Дальнейшие решения по ключевой ставке ЦБ будет принимать в зависимости от скорости и устойчивости снижения инфляции. "В рамках базового сценария это предполагает среднюю ключевую ставку в диапазоне 19,5% - 21,5% годовых в 2025 году и 13% - 14 % годовых в 2026 году. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 7% - 8 % в 2025 году, вернется к 4 % в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем", - сообщает пресс-служба ЦБ.
Следующее заседание, на котором будет рассматриваться вопрос о ключевой ставке, запланировано на 6 июня.
Напомним: ключевая ставка включена в формулы, по которым рассчитываются пени за несвоевременную уплату налогов, проценты при возврате излишне взысканных сумм, компенсация за задержку выплаты зарплаты и др.
Соответственно, изменение ставки означает изменение размера пеней за несвоевременную уплату налогов. По действующим правилам их рассчитывают в размере 1/300 ключевой ставки за каждый день просрочки.
Также от значения ключевой ставки зависит, возникает ли у физлица материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными средствами (ст. 212 НК РФ). Этот же показатель используется при учете процентов по займам, полученным от "своих" компаний и ИП (ст. 269 НК РФ), и в других случаях.
Кроме того, изменение ключевой ставки означает корректировку ставок по всем кредитам, в том числе потребительским и ипотечным.
Напомним, что в последний раз ЦБ изменил ключевую ставку в октябре прошлого года - тогда ее повысили с 19% до 21% годовых
Источник: Бухонлайн, 25.04.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/4/22717_centrobank-soxranil-klyuchevuyu-stavku-v-21-do-iyunya
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Суд взыскал в бюджет РФ всю сумму сделки, совершенной при участии "площадки по бумажному НДС"Суд пришёл к выводу, что действия обеих сторон сделки преследовали цель, противоречащую основам правопорядка и нравственности. Сделка по требованию прокуратуры признана ничтожной, вся сумма взыскана в доход страны.
ООО "У" перечислило деньги (почти 23 млн рублей) в адрес ООО "Т", которое якобы поставило в адрес ООО "У" различные стройматериалы. При этом в ходе выездной налоговой проверки ни одна из этих организаций не предъявила договор на данную поставку. Имелись лишь счета-фактуры и платёжные поручения. Накладные не составлялись, документов, подтверждающих транспортировку товара, нет. ООО "Т" не платило третьим лицам за эти товары. ООО "У" не представило никаких документов в пользу выбора данного поставщика. Полученные средства ООО "Т" обналичивало через различных ИП. Стройматериалы, якобы приобретённые у ООО "Т", ООО "У" списывало в бухучёте на объекты при проведении строительно-монтажных работ, где на самом деле использовался материал заказчика. Об этом свидетельствует отсутствие накладных на товар, отсутствие проплат за товар со стороны заказчиков.
ООО "Т", в свою очередь, якобы закупило спорные материалы у ООО "С". Этот "поставщик" подавал отчётность с минимальными начислениями, начисленные налоги не уплачивал. Доля расходов и налоговых вычетов достигает 99%, соответственно, от доходов и исчисленного НДС. Таким образом, ООО "С" не декларировало реальные хозяйственные операции, а формально составляло налоговые декларации. Деятельность ООО "С" не направлена на реальное ведение бизнеса, решили налоговики, прокуратура, а также суд. Не обнаружено, где ООО "С" могло бы закупить поставленный товар. В ходе анализа книг покупок ООО "С" установлено, что данная организация является участником площадки по продаже "бумажного НДС".
После выездной налоговой проверки (в ходе которой ООО "У" были доначислены НДС в сумме 17 млн и налог на прибыль в сумме 15 млн рублей, а также назначен штраф в 3 млн) за дело взялась прокуратура. Среди прочего, зампрокурора подал в суд иск к ООО "Т" и ООО "У" о взыскании с них солидарно суммы сделки – указанных 23 млн рублей. Для этого зампрокурора требовал признать сделку ничтожной. Суд первой инстанции удовлетворил эти требования в полном объёме.
Согласно пункту 2 статьи 168 ГК сделка, нарушающая требования закона и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, по общему правилу, ничтожна. Суд пришёл к выводу, что действия обоих ответчиков преследовали достижение такого результата, который не просто не отвечает требованиям закона, а противоречит основам правопорядка и нравственности.
Спорная сделка направлена была на незаконное обогащение за счет бюджетных средств путем создания искусственных оснований для получения налоговой выгоды. Сделка, совершённая с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, влечёт общие последствия, установленные статьей 167 ГК, указал суд. В частности, суд вправе взыскать в доход Российской Федерации всё, что получено по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно. Согласованные действия ответчиков были направлены на обход конституционно предусмотренной обязанности платить налоги, эти действия носили умышленный характер, были очевидны для указанных лиц, отметил суд.
Рассмотрение дела к настоящему моменту завершено, то есть, ответчики не стали пытаться обжаловать это решение в апелляции в течение месяца.
(дело А72-13241/2024)
Источник: Audit-it.ru, 21.04.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1117491.html
Помещения в "кадастровом" здании: ВС стабильно против налога по среднегодовой стоимости
Налоговая служба привела несколько решений ВС, вынесенных в пользу налоговиков, на эту тему.
Организация с 2001 года владела зданием под наименованием "магазин", которое по характеристикам состояло из помещений одного надземного этажа и подвальных помещений подземной части. С 2022 года это здание было включено в региональный "кадастровый" перечень. Организация тут же инициировала преобразование здания в два нежилых помещения, которые были образованы из этого здания, с наименованиями: "магазин: этаж первый" и "подсобные помещения: этаж подвал". Право собственности на здание было прекращено.
Оба эти помещения организация попыталась обложить по среднегодовой стоимости, но не удалось. Налоговики и суды оказались против этого. Ведь в НК есть норма о том, что если объект недвижимости образован в результате раздела другого объекта, включённого по состоянию на 1 января в "кадастровый" перечень, то новый объект до включения его самого в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости.
Оспаривая решение налоговиков, организация дошла до ВС, в том числе, утверждала, что исчисление налога по кадастровой стоимости имело место без учета предназначения и фактического использования помещений. Суды отметили, что налоговые органы не уполномочены определять вид фактического использования зданий. Это относится к компетенции региональных органов власти, которые формируют упомянутый кадастровый перечень (определение ВС N 310-ЭС24-18410 по делу N А35-6290/2023).
Другая организация владеет нежилыми помещениями в административно-торговом здании, включённом в перечень. Эти помещения заняты трансформаторной подстанцией и распределительным пунктом. Фирма считала, что эти помещения не приносят самостоятельного дохода, не отвечают признаком административно-делового или торгового назначения, использование помещений возможно только по указанному функциональному назначению.
Также фирма считала, что сам по себе факт, что эти помещения находятся в "кадастровом" здании, не исключает возможности исчислять спорный налог по среднегодовой стоимости. Этот последний довод суды назвали ошибочным.
Спорные помещения участвуют в процессе передачи электроэнергии, необходимой для функционирования торгово-офисных зданий, также указали суды. Собственники зданий и арендаторы помещений платят за электроэнергию согласно тарифам. Также суды напомнили выводы Конституционного суда, изложенные в постановлении 46-П в 2020 году о том, что в обычной деловой обстановке недвижимость, расположенную в административно-деловых и торговых центрах, можно использовать как доходный объект. Эта возможность объективно образует предпосылку относительно высокой стоимости такого имущества и учитывается в целях налогообложения таких помещений, даже если они используются по иному назначению, чем торговля, сдача в аренду и так далее. Ведь эти помещения входят в состав объектов, концентрирующих потенциально доходную недвижимость (определение ВС 309-ЭС23-29414 по делу N А50-31394/2022).
Ещё одна организация (текстильная фабрика) владеет этажом в торгового-административном здании. В здании в целом расположены магазины, офисы и так далее. Также в здании находятся спортзал для сотрудников текстильной фабрики и ресторан. При этом третий этаж данного здания, принадлежащий организации, в кадастре поименован как общежитие. Назначение имеет жилое.
Организация считала, что жилое помещение в нежилом здании не может облагаться налогом по кадастровой стоимости. Но налоговики и суды эту позицию также не разделили. Во-первых, сослались на ту же самую позицию Конституционного суда, а во-вторых, указали, что на самом деле помещения общежития сдавались в аренду другой организации. Компания-владелица этих помещений не доказала, что они относятся к специализированному жилфонду. Не доказано также, что помещения использовались для временного проживания граждан в период их работы в данной организации. Так что суды вплоть до ВС подтвердили доначисления налога по кадастровой стоимости, сделанные инспекцией (определение ВС 309-ЭС23-29390 по делу N А50-4618/2023).
Эти решения налоговая служба привела в своем обзоре, разосланном письмом от 13.02.2025 N БС-4-21/1433@. В нем же есть дело, которое мы изложили ранее: если изменилось назначение арендуемых помещений, то неизбежно возникает налог на неотделимые улучшения. Характер работ и результаты экспертизы при этом не важны.
Источник: Audit-it.ru, 24.04.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1117632.html
Швея смогла доказать факт наличия между ней и работодателем трудовых отношений
Швея обратилась в суд с требованием признать отношения между ней и ответчиком трудовыми.
Исковые требования удовлетворены судом первой инстанции: установлен факт трудовых отношений, на работодателя возложена обязанность внести в трудовую книжку записи о приеме на работу и об увольнении, взыскана задолженность по заработной плате, компенсация за неиспользованный отпуск, проценты за нарушение срока выплаты денежных средств, компенсация морального вреда. Апелляционным определением решение оставлено в силе.
Работодатель подал кассационную жалобу. В ходе рассмотрения жалобы кассационный суд указал следующее.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые и подлежащие установлению обстоятельства, а именно: было ли достигнуто соглашение между истцом и ответчиком о личном выполнении истцом работы в качестве швеи; была ли допущена работница к выполнению работы с ведома или по поручению ответчика; подчинялась ли истец действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка; выполняла ли истец работу в интересах, под контролем и управлением работодателя в спорный период; выплачивалась ли ей заработная плата.
Суды исходили из того, что ответчиком не представлено допустимых доказательств отсутствия факта трудовых отношений с истцом. При этом из показаний свидетеля, переписки в мессенджере "WhatsApp" судами установлен как период работы истца, так и факт выплаты работодателем ей заработной платы.
Также они пришли к правомерному выводу о том, что сложившиеся отношения не отвечают признакам гражданско-правового договора, поскольку предметом отношений не являлся конечный результат, а имел значение именно сам процесс работы, что не отвечает признакам договора ГПХ. Истец не нес риска случайной гибели результата выполненной работы, не мог получить при ее выполнении прибыль. Обеспечение всей деятельности истца осуществлялось за счет сил и средств ответчика.
Ссылка на то, что истец приходила в швейный цех не каждый день, а в удобное для нее время, не свидетельствует об отсутствии трудовых отношений.
Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
(Определение Восьмого КСОЮ от 25 марта 2025 г. № 8Г-1163/2025)
Источник: ГАРАНТ, 23.04.2025, https://www.garant.ru/news/1811213/
ПРОЧЕЕ
Минфин: граждане РФ до 1 июня 2025 года должны уведомлять налоговые органы о своих действующих зарубежных счетахТакже подать уведомления обо всех действующих зарубежных счетах необходимо гражданам, проживавшим за рубежом и переехавшим в Россию. Если срок пребывания резидентов на территории РФ превысит 183 дня, необходимо также направить отчеты о движении средств по своим счетам.
Не обязаны предоставлять информацию по зарубежным счетам резиденты, которые более 183 дней в календарном году находились за рубежом.
В письме приведены способы направления в налоговые органы уведомлений и отчетов.
(Информация Минфина России "Об обязательной подаче сведений о счетах в зарубежных банках")
Источник: КонсультантПлюс, 22.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89042.html
Сколько раз налоговики могут продлевать сроки рассмотрения материалов проверки: позиция Минфина
Вправе ли налоговики несколько раз продлевать сроки рассмотрения материалов налоговой проверки? Вправе, но только в пределах установленного Налоговым кодексом общего срока продления проверки. Такой вывод следует из недавнего письма Минфина.
В министерстве отмечают: Налоговый кодекс не определяет, сколько раз налоговики вправе продлевать сроки рассмотрения материалов налоговой проверки. Однако есть ограничение по времени продления. Так, срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. Об этом сказано в пункте 1 статьи 101 НК РФ.
Из сказанного авторы письма делают следующий вывод. Налоговики могут несколько раз продлить сроки рассмотрения материалов проверки. Однако общий период продления не может превышать один месяц.
Несоблюдение налоговиками процессуальных сроков не признается существенным нарушением, влекущим отмену решения по проверке (письмо ФНС от 25.01.21 № СД-4-2/778@).
(Письмо Минфина России от 27.03.25 № 03-02-08/30522)
Источник: Бухонлайн, 23.04.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/4/22702_skolko-raz-nalogoviki-mogut-prodlevat-sroki-rassmotreniya-materialov-proverki-poziciya-minfina
ФНС подготовлены разъяснения в целях обеспечения корректного исполнения обязанности по представлению сведений из консолидированной финансовой отчетности МГК и финансовой отчетности участников МГК
Сообщается, в частности, что положения статьи 105.16-7 НК РФ, устанавливающие обязанность по представлению сведений из отчетности, применяются с 01.01.2024 и обратной силы не имеют.
Также разъясняются вопросы, касающиеся, в частности: определения понятия МГК; распространения обязанности по представлению сведений из отчетности на все МГК; проверки выполнения условия о нахождении более 50% активов МГК на территории РФ; представления сведений из локальной финансовой отчетности участников МГК; форматов представления сведений из отчетности МГК (участников МГК).
(Письмо ФНС России от 27.03.2025 N ШЮ-4-13/3277@ "О представлении сведений в порядке статьи 105.16-7 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 25.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89072.html
Минфин напомнил, как учитывать расходы на содержание служебной квартиры
Расходы на содержание квартиры, которая используется для проживания работников, можно учесть при расчете налога на прибыль. Об этом напомнил Минфин в своем недавнем письме.
Чиновники сослались на статью 275.1 НК РФ. В ней перечислены объекты, которые относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам (ОПХ). В частности, в этом перечне упоминаются объекты жилищно-коммунального хозяйства. А к объектам жилищно-коммунального хозяйства относится жилой фонд.
Из этого в Минфине делают вывод: служебная квартира может быть отнесена к обслуживающим производствам и хозяйствам. Поэтому расходы на ее содержание можно учесть в соответствии с положениями статьи 275.1 НК РФ. Данная статья позволяет организациям, в состав которых входят объекты ОПХ, определять базу по налогу на прибыль в отношении деятельности таких объектов отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности. При этом убыток от деятельности ОПХ учитывается только при соблюдении условий, перечисленных в статье 275.1 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 13.03.25 № 03-03-06/1/24826)
Источник: Бухонлайн, 21.04.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/4/22692_minfin-napomnil-kak-uchityvat-rasxody-na-soderzhanie-sluzhebnoj-kvartiry
Подать декларацию по налогу на прибыль организаций за I квартал 2025 года необходимо по обновленной форме с учетом приведенных рекомендаций по ее заполнению
Обновленная форма и порядок заполнения декларации утверждены Приказом ФНС России от 02.10.2024 N ЕД-7-3/830@.
При заполнении декларации следует учитывать особенности, касающиеся отражения отдельных видов доходов и расходов, для которых предусмотрены дополнительные строки.
Так, в частности, разъяснены: порядок отражения расходов по процентам, начисленным или уплаченным по задолженности, признаваемой контролируемой; порядок заполнения расчета в новом разделе Д "Расчет федерального инвестиционного налогового вычета"; порядок отражения налога с отдельных видов доходов с учетом новой системы кодирования.
(Информация ФНС России "ФНС разъяснила, как заполнить обновленную декларацию по налогу на прибыль")
Источник: КонсультантПлюс, 23.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89054.html
ФНС напоминает о введении предельного срока для подачи заявлений об освобождении от уплаты страховых взносов плательщиками, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам
С 1 января 2025 года подать такое заявление и подтверждающие документы необходимо не позднее трех лет с даты возникновения данного права.
Ранее пресекательный срок не был установлен. Следовательно, данные изменения ухудшают положение плательщиков, и в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ указанное ограничение применяется только в отношении плательщиков, у которых право на освобождение возникло начиная с 01.01.2025, и не распространяется на плательщиков, право у которых возникло до этой даты.
(Письмо ФНС России от 17.04.2025 N СД-4-11/3927@ "По вопросу применения абзаца второго пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения срока представления заявления об освобождении от уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов")
Источник: КонсультантПлюс, 21.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89038.html
Минфин напомнил, как ИП на УСН подтвердить льготу по налогу на имущество
Чтобы не платить налог на имущество физлиц в отношении "рабочей" недвижимости, ИП на УСН может подать в налоговую документы, которые подтверждают право на льготу. Об этом напомнил Минфин в своем новом письме.
Как известно, ИП на УСН не платят налог на имущество в отношении объектов, используемых в предпринимательской деятельности. Исключение составляют объекты, включенные в региональный "кадастровый" перечень (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
Имущество может быть признано используемым в предпринимательской деятельности в период проведения подготовительных мероприятий (ремонт, закупка товаров, оборудования, поиск потенциальных клиентов и т.п.). Кроме того, к "рабочей" недвижимости относится имущество, назначение которого исключает возможность использования в личных, семейных или иных не связанных с предпринимательством целях. Такие выводы сделаны, в частности, в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.23 № 13АП-18229/2023 и Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.22 № А09-3637/2021.
В Минфине отмечают: освобождение ИП на УСН от уплаты налога на имущество физических лиц по сути является налоговой льготой. Чтобы ей воспользоваться, нужно подать в налоговую соответствующее заявление. К заявлению можно приложить подтверждающие документы (п. 6 ст. 407 НК РФ).
Действующее законодательство не содержит перечень документов, подтверждающих право ИП-"упрощенщика" на освобождение от налога на имущество физлиц. В Минфине полагают, что это могут быть любые документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода (например, договоры с арендаторами, поставщиками, покупателями).
(Письмо Минфина от 19.03.25 № 03-05-06-01/26830)
Источник: Бухонлайн, 24.04.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/4/22708_minfin-napomnil-kak-ip-na-usn-podtverdit-lgotu-po-nalogu-na-imushhestvo
Минфин сообщил, как разведенному родителю оформить вычет на ребенка
Если после развода родителей отец не проживает с ребенком, но несет расходы на его обеспечение, он вправе воспользоваться стандартным вычетом по НДФЛ. О том, какие документы потребуются для оформления вычета, Минфин сообщил в своем новом письме.
Как известно, "детский" вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). С 2025 года сумма вычета составляет:
- 1 400 рублей - на первого ребенка;
- 2 800 рублей - на второго ребенка;
- 6 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;
- 12 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом (инвалидом с детства), или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Размер вычета - это не та сумма, которую родитель сэкономит или получит на руки. Это сумма, освобождаемая от начисления НДФЛ. Так, с 2025 года у родителя с двумя детьми налогом не облагаются 4 200 руб. в месяц. То есть он сэкономит с помощью "детского" вычета 546 руб. в месяц.
При этом в статье 47 Семейного кодекса установлено, что права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Поэтому, как полагают в Минфине, сам по себе факт развода не лишает родителя ребенка права на получение "детского" вычета. Если ребенок находится на обеспечении разведенного родителя, то последний имеет право на вычет.
Для подтверждения права на вычет потребуются:
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- документы, подтверждающие факт перечисления денежных средств на обеспечение ребенка;
- письменное заявление бывшей супруги (матери ребенка) о том, что отец ребенка участвует в его обеспечении.
(Письмо Минфина России от 28.03.25 № 03-04-05/30895)
Источник: Бухонлайн, 21.04.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/4/22694_minfin-soobshhil-kak-razvedennomu-roditelyu-oformit-vychet-na-rebenka
ФНС даны разъяснения по вопросам соблюдения требований валютного законодательства в случае выплат нерезидентам зарплаты в натуральной форме (включая организацию работодателем питания, проживания, медицинского обслуживания, оформление патентов для осуществления трудовой деятельности нерезидентов)
Сообщается, что выплаты в натуральной форме не подпадают под определение валютных операций, и, следовательно, такие выплаты не могут квалифицироваться как незаконные валютные операции.
Приведены примеры документального подтверждения осуществления выплат дохода в натуральной форме для случаев, когда такие выплаты входят или не входят в систему оплаты труда.
При этом отмечено, что отсутствие какого-либо из указанных доказательств само по себе не свидетельствует об осуществлении денежных выплат работодателем-резидентом в пользу работников-нерезидентов, минуя счета в уполномоченных банках, в наличной форме.
(Письмо ФНС России от 21.04.2025 N ШЮ-4-17/4062@ <О получении нерезидентами дохода в натуральной форме>)
Источник: КонсультантПлюс, 24.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89065.html
ФНС даны разъяснения по вопросам о порядке выдачи кассовых чеков при расчетах
ФНС обращает внимание на то, что вопрос кассира к покупателю "Нужен вам кассовый чек или нет?" является некорректным.
Продавец обязан:
- при предоставлении покупателем абонентского номера или адреса электронной почты выдать покупателю кассовый чек на бумажном носителе и одновременно направить этот кассовый чек в электронной форме;
- направить кассовый чек в электронной форме на предоставленный абонентский номер или адрес электронной почты и не выдавать кассовый чек на бумажном носителе, если покупатель проинформирует об этом продавца в любой форме.
Пользователь ККТ имеет возможность бесплатно предоставить покупателю кассовый чек в электронной форме с использованием в том числе личного кабинета покупателя в мобильном приложении продавца либо посредством различных мессенджеров.
При выдаче покупателю кассового чека с использованием информационного ресурса продавца пользователь ККТ не вправе не передавать сведения, идентифицирующие кассовый чек, на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленный покупателем.
(Письмо ФНС России от 23.04.2025 N АБ-4-20/4130@ "О выдаче кассового чека")
Источник: КонсультантПлюс, 25.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89071.html