Мониторинг изменений за период 23.06.25 - 29.06.25


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.06.2025 - 29.06.2025 г.

 

Подписка     Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Увеличены размеры госпошлин за регистрационные действия в отношении спортивных парусных судов, прогулочных и маломерных судов

Размеры госпошлин увеличены на 200 рублей.
Так, за государственную регистрацию в соответствующем реестре спортивных парусных судов, прогулочных судов, маломерных судов размер госпошлины составит 1800 рублей. За госрегистрацию изменений, вносимых в соответствующий реестр, - 400 рублей. За выдачу свидетельства о праве собственности и за госрегистрацию ограничений (обременений) прав на такие суда - 1000 рублей.
Одновременно утратило силу положение, предусматривающее взимание госпошлины за выдачу судового билета в размере 200 рублей.
(Федеральный закон от 24.06.2025 N 179-ФЗ "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 24.06.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89786.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Вводится уголовная ответственность за незаконную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

В статью 173.1 УК РФ внесены изменения, согласно которым государственная регистрация ИП через подставных лиц будет наказываться штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также вводится уголовная ответственность за незаконное использование документов для указанной цели.
Кроме этого, примечание к статье 173.1 УК РФ дополнено положением, в соответствии с которым лицо, впервые совершившее преступление, являясь подставным лицом, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию или расследованию этого преступления.
(Федеральный закон от 24.06.2025 N 172-ФЗ "О внесении изменений в статьи 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 24.06.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89774.html

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Ратификация соглашения об устранении двойного налогообложения с ОАЭ - Госдума приняла закон

Госдума приняла в третьем чтении законопроект о ратификации соглашения между правительствами РФ и Объединенных Арабских Эмиратов об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении избежания и уклонения от налогообложения (930586-8).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, в настоящее время между Россией и Арабскими Эмиратами действует соглашение о налогообложении госучреждений. Данное соглашение никак не охватывает частный сектор, поэтому возникла необходимость заключения полноценного соглашения об ИДН с этой страной.
Когда новое соглашение заключали, основывались на типовом соглашении, которое Россия оформляет с большей частью иностранных государств. Стороны также руководствовались типовыми моделями, рекомендованными ООН и ОЭСР.
Соглашением об ИДН не предусматривается введение каких-либо административных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
"Соглашением реализована стандартная концепция 10-10-10. Доходы в виде дивидендов, процентов и роялти будут облагаться налогом у источника по ставке 10%. При этом предусмотрено стандартное для таких соглашений освобождение от налога у источника для государственных организаций и структур. Соглашение позволяет облагать налогом у источника доходы физических лиц за удаленную работу по трудовому договору или договору об оказании услуг с территории другой страны. С других доходов налоги будут уплачиваться по источнику выплаты доходов, что соответствует интересам России. Согласованные параметры соглашения отвечают интересам обеих сторон", – сообщил замминистра финансов Алексей Сазанов.
Источник: Audit-it.ru, 25.06.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1119925.html

Госдума в 4 раза повысила штраф за неуведомление военкомата о переезде

Максимальный штраф за несообщение в военкомат об изменении места пребывания гражданина увеличен до 20 000 руб. Соответствующий закон Госдума приняла в третьем чтении 24 июня.
Комментируемые изменения внесены в статью 21.5 КоАП "Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету". Согласно этой норме, если гражданин не проинформирует военкомат об изменении места пребывания, не подтвержденного регистрацией, то сейчас ему грозит штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб.
По мнению законодателей, действующий размер санкции является незначительным. "Он несоизмерим с совершаемым деянием и не способствует формированию законопослушного поведения граждан", - говорится в пояснительной записке.
В связи с этим законодатели решили ужесточить наказание. Согласно поправкам, несообщение гражданином в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, повлечет штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.
Аналогичные санкции будут грозить гражданину за неявку в военкомат в установленный законом срок (сейчас он равен двум неделям) в случае переезда на новое место пребывания, не совпадающее с местом регистрации.
Комментируемый закон вступит в силу с момента официального опубликования.
Источник: Бухонлайн, 26.06.2025, https://www.buhonline.ru/pub/79517-gosduma_v_4_raza_povysila_shtraf_za_neuvedomlenie_voenkomata_o_pereezde

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Налоговики и суды пресекли схему ухода от НДФЛ и взносов через компенсации за личное имущество

Под видом таких компенсаций организация выплачивала ровно половину фонда оплаты труда. Размер компенсации зачастую превышал стоимость самого имущества, якобы принадлежащего работникам.
В ходе камеральных проверок сначала РСВ, а затем и 6-НДФЛ за 2020 год налоговая доначислила организации, соответственно, страховые взносы и НДФЛ, который не был удержан у работников. Оба решения фирма пыталась оспорить в суде.
Выяснились следующие обстоятельства. Ровно половина фонда оплаты труда фирмы за 2020 год была выплачена в виде компенсации за использование личного имущества. При этом для каждого из работников эти цифры не всегда были равны.
Организация занимается добычей рыбы, применяет ЕСХН. Сотрудники, которым выплачивались спорные компенсации, – рыбаки. По официальной версии в своей работе они использовали рыбацкие костюмы, руль-моторы, рыболовные снасти и прочее необходимое имущество.
Доказательств того, что это имущество действительно имелось в собственности работников, у организации не было. Работники на допросах в налоговой также отметили, что никаких подтверждений наличия этого имущества у них нет. Говорили, что что-то было получено по наследству, что-то – выдано в колхозе еще в советские времена, что-то – куплено на рынке без документов.
За 2020 год облагаемая НДФЛ и страховыми взносами сумма была равна 5,06 млн рублей, и ровно столько же составили необлагаемые компенсации. Всего это касалось 56 работников. Зарплата начислялась за фактически отработанное время исходя из МРОТ, пояснили налоговикам в организации. Правда, это противоречило трудовым договорам.
В трудовых договорах указано, что оплата труда производится в виде зарплаты и компенсации за использование личного имущества. Размер зарплаты определяется в зависимости от количества и породы сданной рыбы-сырца путём умножения расчётной стоимости рыбы на её количество и на коэффициент. Абсолютно то же самое сказано об определении размера компенсации. Также указанные компенсации были предусмотрены в положении об оплате труда работников организации, то есть – в локальном акте, который касается конкретно оплаты труда. Таким образом, в самой организации спорные компенсации отнесены к оплате труда, отметили суды.
Размер компенсации за использование в работе личного имущества должен иметь экономическое обоснование, но в данном случае с этим как-то плоховато. Например, одному из работников выплачено было 130 тысяч рублей в течение года в виде компенсации за использование рыбацкого костюма, который стоит 2500 рублей. Другому работнику за то же самое выплатили 230 тысяч. В первом случае компенсация соответствует стоимости 52, а во втором – 92 рыбацких костюмов. Для некоторых работников сумма компенсации за использование одной единицы такого костюма превысила размер зарплаты, причём, в некоторых случаях в полтора раза. И, причём, размеры этой компенсации для каждого рыбака абсолютно различны. Так что совершенно непонятно, на основании чего эти компенсации рассчитывались.
Также в организации действовал локальный акт "Расчёт размера компенсационных выплат". Когда считали компенсацию за использование личных лодок, подвесных руль-моторов, рыболовных снастей, за основу была взята одна и та же цена по каждой из позиций. Независимо от года выпуска, состояния техники и снаряжения во всех случаях учтён один и тот же срок службы. При этом некоторые рыболовные снасти, по словам рыбаков, были получены ещё в колхозе в 1987 году, то есть, по состоянию на 2020 год служили 33 года.
В общем, суды вслед за налоговиками решили, что это всё-таки оплата труда, а не компенсации, соответственно, доначисление НДФЛ законно. Вместе с тем, в отношении страховых взносов налоговики допустили ошибку – взяли в расчет тариф 30%, а не 15%, который положен компании как субъекту МСП. К тому же, фирма подала уточненный расчет, поэтому решение налоговиков судами было отменено. Кстати, ВС отметил, что пониженный тариф взносов не является льготой и должен применяться налоговиками независимо от волеизъявления плательщика.
По НДФЛ у фирмы имелась переплата, чем налогоплательщик, среди прочего, пытался "отбиться". Но суды указали, что наличие переплаты при том, что задекларирован этот налог не был, не освобождает от доначислений. При этом вполне законно инспекция учла наличие переплаты при расчете размера штрафа.
(дело А06-1066/2022, кассация Ф06-10252/2024, дело А06-461/2022, определение ВС 306-ЭС23-25757)
Источник: Audit-it.ru, 26.06.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1119974.html

Работодатель не уведомил СФР о прекращении права на пособие: суд решил, как быть с переплатой

Работодатель не уведомил Социальный фонд о прекращении у уволенного работника права на "детское" пособие, но своевременно сдал ЕФС-1 со сведениями об увольнении. Обязана ли страхователь возместить фонду излишне выплаченное пособие? Нет, не обязан. Такой вывод следует из решения Арбитражного суда Дальневосточного округа.
Работница, получающая "детское" пособие, уволилась. Работодатель сдал ЕФС-1 со сведениями об увольнении. Но уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком не отправил.
Контролеры из фонда заявили, что уведомление - единственное основание, чтобы прекратить выплату. Поскольку работодатель не прислал этот документ, фонд продолжал перечислять ежемесячное пособие уволенной работнице. Это привело к излишней выплате пособия. Фонд решил взыскать переплату с организации. Поскольку страхователь отказался возмещать убытки, СФР обратился в суд. Однако судьи отказались поддержать фонд.
Принимая решение в пользу работодателя, суд указал на следующее. Действительно, работодатель должен в течение трех календарных дней уведомить фонд о прекращении у сотрудника права на пособие по уходу за ребенком (п. 12 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ).
Вместе с тем, из статьи 16 Закона № 255-ФЗ следует, что пособие назначается на основании различных сведений, имеющихся в распоряжении фонда, а не только на основании уведомления.
В данной ситуации организация не отправила уведомление, но своевременно сдала сведения по форме ЕФС-1 с данными об уволенной сотруднице. Следовательно, у фонда была информация для проверки обоснованности начислений. С учетом изложенного, суд отказался взыскать переплату пособия с работодателя.
(Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 17.06.25 № Ф03-1368/2025)
Источник: Бухонлайн, 27.06.2025, https://www.buhonline.ru/pub/79550-rabotodatel_ne_uvedomil_sfr_o_prekrashhenii_prava_na_posobie_sud_reshil_kak_byt_s_pereplatoj

Деятельность требует штата работников - привлечение самозанятых незаконно, решили суды

Суды трёх инстанций поддержали налоговиков, которые доначислили организации страховые взносы с выплат сотрудникам, привлеченным по ГПД в качестве самозанятых.
Организация, которая владеет несколькими фитнес-центрами, привлекала в качестве тренеров самозанятых на основании договоров гражданско-правового характера. В ходе камеральных проверок нескольких РСВ за 2021 год налоговая сделала доначисления страховых взносов – примерно по 500-900 тысяч рублей в полгода.
Организация направилась оспаривать эти решения в суд в рамках двух дел. Однако суды трёх инстанций полностью поддержали налоговую службу. Условия договоров, которые заключались организацией с тренерами, указывали на типовую форму этих договоров. Исполнители, то есть тренера, подчинялись правилам внутреннего трудового распорядка, то есть соблюдали определённый режим работы и отдыха.
Работы выполнялись систематически длительный период времени, это не были разовые задания. Использовались помещения, находящиеся во владении организации, а также инвентарь и тренажёры, принадлежащие фирме. Выплаты в рамках договоров были установлены один-два раза в месяц в одни и те же даты. Оказанные тренерами услуги контролировались и учитывались организацией, что не характерно для гражданско-правовых отношений по приобретению услуг, указали суды.
Значение имел процесс труда, а не результат тренировок, также решили суды. Каждый из самозанятых регистрировался непосредственно перед тем, как заключить договор с организацией. Тренера работали с клиентами организации, а клиенты, в свою очередь платили именно фирме, а не тренерам. Последние при этом не несли каких-либо самостоятельных расходов, а также не оказывали услуги кому-либо, кроме данной организации.
Также суды отметили, что сама по себе деятельность организации требует наличия соответствующего штата работников.
(дело А56-80793/2023, кассация Ф07-13722/2024)
Источник: Audit-it.ru, 26.06.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1119966.html

ПРОЧЕЕ

Разработаны рекомендуемая форма (формат) заявления о выдаче справки налогового органа о соблюдении условия о количестве договоров долгосрочных сбережений, форма такой справки и форма сообщения об отказе в выдаче справки

Формы указанных документов разработаны в целях реализации положений пункта 1 статьи 213.1 НК РФ, предусматривающего условия, при соблюдении которых суммы выплат по договорам долгосрочных сбережений граждан не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ.
(Письмо ФНС России от 11.06.2025 N БС-4-11/5750@ "О направлении разработанной рекомендуемой формы Заявления о выдаче справки налогового органа о соблюдении условия о количестве договоров долгосрочных сбережений в целях применения пункта 1 статьи 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (форма по КНД 1112555), формата представления и порядка заполнения указанного заявления, а также разработанной формы Сообщения об отказе в выдаче справки о соблюдении условия о количестве договоров долгосрочных сбережений, предусмотренного пунктом 1 статьи 213.1 Кодекса (форма по КНД 1125390), и Справки о соблюдении условия о количестве договоров долгосрочных сбережений, предусмотренного пунктом 1 статьи 213.1 Кодекса (форма по КНД 1160307)")
Источник: КонсультантПлюс, 23.06.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89741.html

Минфин: возмещение командированным расходов на питание облагается НДФЛ

Организация возмещает командированным работникам расходы на питание. Облагаются ли эти суммы налогом на доходы физических лиц? Да, облагаются, ответил Минфин в своем недавнем письме.
Согласно статье 169 ТК РФ, работодатель обязан возмещать командированным работникам:
- расходы по найму жилого помещения,
- дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные),
- иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. (п. 1 ст. 210 НК РФ). Перечень доходов, которые освобождаются от НДФЛ, приведен в статье 217 НК РФ. Согласно пункту 1 данной статьи, от НДФЛ освобождены все виды законодательно установленных компенсационных выплат, связанных с направлением работника в командировку. К таким выплатам, в частности, относятся:
- суточные (не более 700 руб. при командировке в пределах РФ, не более 2 500 руб. при зарубежной командировке);
- целевые расходы на проезд до места назначения и обратно;
- расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению виз;
- расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту.
Расходы работника по оплате стоимости питания в данном перечне не упомянуты. Следовательно, суммы возмещения таких затрат облагаются НДФЛ в общем порядке.
(Письмо Минфина России от 16.05.25 № 03-04-05/48139)
Источник: Бухонлайн, 27.06.2025, https://www.buhonline.ru/pub/79490-minfin_vozmeshhenie_komandirovannym_rasxodov_na_pitanie_oblagaetsya_ndfl

С учетом позиции Минтруда России сообщается о порядке налогообложения НДФЛ выплат работникам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, рассчитанных исходя из среднего заработка

Указано, в частности, что, как правило, средний заработок выплачивается работнику при предоставлении гарантий и компенсаций (статья 165 ТК РФ), при этом ряд выплат, исчисленных исходя из среднего заработка, в ТК РФ прямо поименован как оплата труда (например, статьи 155, 158 ТК РФ).
Районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях (районах) с неблагоприятными (особыми) климатическими или экологическими условиями не начисляются на средний заработок.
С учетом изложенного Минфином России сделан вывод, что в случае если выплачиваемый гарантированный средний заработок не относится к заработной плате (оплате труда работника) и к такой выплате не применяются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, то положения пункта 6.2 статьи 210 НК РФ к таким доходам не применяются.
(Письмо ФНС России от 19.06.2025 N БС-4-11/5967@ "По вопросу применения положений пункта 6.2 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации к выплатам, рассчитанным на основании средней заработной платы")
Источник: КонсультантПлюс, 21.06.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89731.html

ФНС сообщает о составе профессионального налогового вычета при определении дохода для целей исчисления страховых взносов на ОПС в размере 1% с сумм, превышающих 300000 руб.

В числе прочего указано, что плательщики, уплачивающие НДФЛ, при определении базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) в размере 1,0 процента вправе в состав профессиональных налоговых вычетов включать суммы страховых взносов, исчисленные и уплаченные за наемных работников.
Указанная позиция согласована с Минфином России письмом от 20.06.2025 N 03-15-07/60452.
(Письмо ФНС России от 23.06.2025 N БС-4-11/6039@ "По вопросу определения дохода для целей исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% с сумм, превышающих 300 000 руб., в отношении плательщиков, применяющих общую систему налогообложения")
Источник: КонсультантПлюс, 24.06.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/89779.html

Должен ли ИП платить взносы, находясь в "детском" отпуске: ответ Минфина

Индивидуальный предприниматель не ведет предпринимательскую деятельность, так как находится в отпуске по уходу за ребенком. Ребенку исполнилось полтора года. Обязан ли ИП платить личные страховые взносы? Да, обязан, ответил Минфин в своем недавнем письме.
Как известно, фиксированные взносы нужно платить с момента приобретения физлицом статуса ИП и до момента исключения его из ЕГРИП в связи с прекращением предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 430 НК РФ).
Из этого правила есть несколько исключений.
Так, в пункте 7 статьи 430 НК РФ сказано: ИП вправе не перечислять обязательные пенсионные и медицинские взносы за периоды, указанные в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.13 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Это, в частности, периоды:
- срочной службы по призыву, службы по мобилизации или по контракту в вооруженных силах РФ во время специальной военной операции;
- ухода за ребенком до 1,5 лет;
- ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80 лет.
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет в пункте 7 статьи 430 НК РФ не упомянут. Следовательно, если ребенку исполнилось полтора года, ИП обязан платить взносы "за себя".
(Письмо Минфина России от 13.03.25 № 03-15-05/24838)
Источник: Бухонлайн, 24.06.2025, https://www.buhonline.ru/pub/79466-dolzhen_li_ip_platit_vznosy_naxodyas_v_detskom_otpuske_otvet_minfina

Как заполнить ЕФС-1 при реорганизации фирмы, в том числе - если меняются должности

Соцфонд рассказал о представлении сведений подраздела 1.1 формы ЕФС-1 при реорганизации юрлиц в форме слияния, при котором также имеет место изменение наименований должностей работников.
Согласно пункту 53 порядка заполнения формы ЕФС-1 в случае реорганизации подается подраздел 1.1 "Сведения о трудовой (иной) деятельности формы ЕФС-1 с кадровым мероприятием "Переименование". В графе 2 "Дата (число, месяц, год) приема, перевода, увольнения, начала договора ГПХ, окончания договора ГПХ" следует указать дату начала работы застрахованного лица в организации-правопреемнике, установленную соответствующим документом (приказ, распоряжение).
Сведения с кадровым мероприятием "Переименование" могут быть представлены в СФР как организацией-правопредшественником, так и организацией-правопреемником с указанием прежнего и нового регистрационных номеров страхователя в СФР. При этом в приоритете представление указанных сведений организацией-правопреемником.
Если при этом происходит изменение наименования должности работника, то дополнительно к кадровому мероприятию "Переименование" указывается кадровое мероприятие "Перевод". Представление сведений с ним возможно только организацией-правопреемником.
На днях стало известно, что соцфонд планирует утвердить новый вариант ЕФС-1.
(Письмо СФР от 3 июня 2025 года N 19-20/29043)
Источник: Audit-it.ru, 23.06.2025, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1119805.html

Минэкономразвития направлены рекомендации по вопросу введения туристического налога

Рекомендации адресованы представительным органам муниципальных образований (законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительному органу федеральной территории "Сириус").
В письме приведена информация, касающаяся:
- принятия решения о введении туристического налога;
- налоговых ставок с учетом сезонности и (или) категории средства размещения;
- налоговых льгот;
- реестра классифицированных средств размещения и регионального контроля (надзора) в сфере туристской индустрии;
- направлений расходования доходов от туристического налога.
(Письмо Минэкономразвития России от 23.01.2025 N 1604-ВД/Д08и "О введении туристического налога")
Источник: КонсультантПлюс, 24.06.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209405974.html