Мониторинг изменений за период 31.03.25 - 06.04.25
Скачать полный мониторинг законодательства за период 31.03.2025 - 06.04.2025 г.
Подпишитесь на мониторинг законодательства в нашем Telegram-канале.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
ФНС сообщает о форме представления сведений о лицах, принимающих (принимавших) участие в СВО, в целях предоставления налоговых льгот по налогу на имуществоСведения о лицах, указанных в подпунктах 9.1 - 9.5 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ, необходимо представлять по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 07.10.2024 N ЕД-7-21/834@, вступившим в силу с 1 января 2025 года.
В этой связи отменено письмо ФНС России от 22.08.2024 N СД-4-21/9584@, которым была доведена рекомендуемая форма представления сведений.
(Приказ ФНС России от 02.04.2025 N БС-4-21/3502@ "Об отмене действия письма ФНС России от 22.08.2024 N СД-4-21/9584@ "Об исполнении части 32 статьи 19 Федерального закона от 08.08.2024 N 259-ФЗ")
Источник: КонсультантПлюс, 03.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88822.html
Включены новые строки в форму Плана финансово-хозяйственной деятельности
В дополнительных строках подлежит отражению информация, касающаяся сведений по договорам финансовой аренды (лизинга).
Также утверждено новое приложение с образцом обоснования (расчетами) плановых показателей на осуществление бюджетных инвестиций по договору финансовой аренды (лизинга).
Установлено, что настоящий приказ применяется при составлении и ведении плана финансово-хозяйственной деятельности начиная с 2026 года и планового периода 2027 и 2028 годов.
(Приказ Минфина России от 26.02.2025 N 21н "О внесении изменений в приложения к Порядку составления и ведения планов финансово-хозяйственной деятельности федеральных бюджетных и автономных учреждений, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 168н", зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2025 N 81688)
Источник: КонсультантПлюс, 01.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88773.html
СТАТИСТИКА
Утверждена с указаниями по заполнению новая форма федерального статистического наблюдения N 1-СК "Сведения о деятельности страховщика"Первичные статистические данные по форме предоставляют все юридические лица, осуществляющие страховую деятельность, созданные в соответствии с законодательством РФ для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном порядке.
Ранее утвержденная аналогичная форма признана утратившей силу.
(Приказ Росстата от 27.03.2025 N 146 "Об утверждении формы федерального статистического наблюдения N 1-СК "Сведения о деятельности страховщика" и указаний по ее заполнению")
Источник: КонсультантПлюс, 31.03.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88757.html
ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ
Актуализирован перечень стран с особыми (в том числе климатическими) условиями, дающими право работникам представительств Российской Федерации за границей на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпускТакже актуализирован перечень дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, а также представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, в которых устанавливается особый режим служебного времени.
Необходимость актуализации перечней обусловлена принятием распоряжений Правительства РФ от 07.09.2024 N 2438-р, от 18.07.2024 N 1917-р, от 13.02.2024 N 310-р.
(Постановление Правительства РФ от 27.03.2025 N 392 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 31.03.2025, https://www.consultant.ru/law/review/209321657.html
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Уходя уходи: суд не поддержал возврат налога дистрибьютору компании, покинувшей РоссиюОрганизация пыталась сделать это, отразив в уточненке по налогу на прибыль дополнительную выплату вознаграждения за границу. Налоговики указали на угрозу экономической стабильности России, судьи спорить с этим не стали.
В 2022 году российский дистрибьютор компании Oracle начал банкротиться. Судом соответствующее решение подтверждено в 2023 году. При этом в процессе рассмотрения дела о банкротстве компания решила вернуть из бюджета 40,4 млн рублей, подав уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2021 год. В уточнёнке относительно первоначальной декларации была повышена сумма расходов на 202 млн рублей. В частности, увеличено вознаграждение в пользу Oracle Ирландия.
Система была такая: материнская компания Oracle находится в Штатах, и в её группу входят дочерние фирмы в различных странах, в числе которых присутствует и ирландская компания. От российских коллег она получала некое вознаграждение, которое, надо полагать, по своей природе является комиссионным. При этом размер вознаграждения выстраивался таким образом, чтобы показатели российского дистрибьютора соответствовали рыночному уровню. То есть, всё, что российская фирма экономила за счёт трансфертных цен, она должна была впоследствии переводить за границу. При этом, по словам налогоплательщика, условия данного соглашения регулярно пересматривались. В целом система соответствовала принципам, установленным ОЭСР, в частности, принципу "вытянутой руки".
В этот раз произошло то же самое в 2022 году - были пересмотрены итоги работы российского дистрибьютора за 2021 год, поэтому и возникла необходимость доплатить вознаграждение. В налоговую организация представила соответствующий акт и платежные документы. Кстати, сам платеж прошел уже во втором квартале 2022 года.
Проводя камералку уточнёнки, налоговики, в том числе, хотели сравнить ситуацию с той, что была в предыдущие годы, и поэтому запросили аналогичную документацию за прошлые периоды. Но организация ничего этого не представила. Вместо этого подала пояснение о том, что офис закрыт, сотрудники находятся в бессрочных отпусках, и в ближайшем обозримом будущем ситуация не изменится, поэтому документы никакие показать налоговикам невозможно.
Посчитав, что спорные расходы относятся к 2022 году, а также указав, что действия компании подрывают экономическую безопасность России, налоговики доначислили организации всё те же 40,4 млн рублей налога на прибыль. Но не оштрафовали. Инспекторы пришли к выводу, что единственной целью, которую преследовала организация, является вывод денежных средств в адрес иностранной компании из недружественного государства, а также - незаконный возврат налога на прибыль из бюджета в особо крупном размере для создания угрозы экономической стабильности государства.
Пытаясь это оспорить, организация обратилась в суд, но ничего не добилась: проиграла в первой инстанции, после чего дело завершено (то есть, оспаривать решение в апелляции фирма не стала).
Суд, вынося своё решение, учёл, в том числе, ряд деталей. Например, согласно дистрибьюторскому соглашению вознаграждение выплачивается в течение первого квартала за прошлый год. Спорный дополнительный платёж в этот срок не вписался. К тому же, перечисление было сделано не на межфирменный счёт (как ранее перечисляемые выплаты вознаграждения), а в адрес иной иностранной компании (что теоретически могло быть объяснено санкционным фоном, но в материалах дела этого не сказано). Не были начислены пени за просрочку платежа. Акт был подписан представителем налогоплательщика по доверенности, однако оригиналы указанного акта и доверенности, истребованные инспекцией, истец не представил. При перечислении не указано основание платежа с отсылкой на соглашение либо на указанный акт.
Расчёт суммы дополнительного вознаграждения сделан на основании показателей рыночного уровня рентабельности независимых сопоставимых российских дистрибьюторов за 2016-2018 годы. Аналитические материалы, документы, обосновывающие расчёт, налогоплательщиком также не представлены. Также суд поймал истца на некоторых противоречиях относительно периодов, на основании данных за которые делалась корректировка.
Кроме того, сумма вознаграждения по акту составляла не 202 млн, а 242,4 млн с учётом НДС - 40,4 млн рублей. За границу было перечислено 202 млн, но НДС, который фирма, якобы, удержала и должна была уплатить в качестве налогового агента, в российский бюджет не перечислен.
Суд пришёл к выводу, что при таких обстоятельствах спорная хозяйственная операция по увеличению ранее выплаченного вознаграждения не направлена на получение дохода, является убыточной, экономически необоснованной, направленной лишь на возврат из бюджета ранее уплаченного налога.
(дело А40-260272/2024)
Источник: Audit-it.ru, 04.04.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1116799.html
ПРОЧЕЕ
ФНС сообщает о необходимости информирования налогоплательщиков-физлиц по вопросам, связанным с ненаправлением налогового уведомления на уплату имущественных налогов, в связи с тем, что после учета положительного сальдо на счете налогоплательщика сумма налогов к уплате за истекший налоговый период отсутствуетНе допускается направление (передача) налогоплательщику налогового уведомления, не содержащего сумму налогов к уплате, в частности в связи с тем, что в результате исполнения налоговым органом абзаца пятого пункта 2 статьи 52 НК РФ отсутствует сумма денежных средств, подлежащая перечислению налогоплательщиком в счет исполнения обязанности по уплате налогов, за исключением налогового уведомления, направляемого для уплаты НДФЛ, при отсутствии обязанности по уплате налогов на имущество.
При этом отмечено, что при рассмотрении обращений налогоплательщиков необходимо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное их рассмотрение, подготовку полного ответа по существу поставленных в обращении вопросов с учетом положений НК РФ о порядке информирования налогоплательщиков, о соблюдении налоговой тайны и порядке направления документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну.
(Письмо ФНС России от 27.03.2025 N БС-4-21/3266@ "Об обеспечении надлежащего информирования налогоплательщиков по вопросам применения абзаца пятого пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 29.03.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88748.html
В уведомлении о контролируемых сделках теперь обязательно указание методов определения цен
Начиная с 2024 года налоговый орган и налогоплательщик используют для этого общедоступные источники информации.
В 2022 году ФНС выпустила письмо о подтверждении размера рыночных цен в контролируемых сделках с независимыми лицами.
Затем в 2023 году принят закон 539-ФЗ, которым, в том числе, внесены изменения в статьи НК, касающиеся контролируемых сделок. Новая редакция применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 года (вне зависимости от даты заключения соответствующего договора).
В том числе, начиная с 2024 года налоговый орган и налогоплательщик используют общедоступные источники информации, предусмотренные статьей 105.6 НК, а раскрытие применяемого метода определения (обоснования) рыночных цен в документации и уведомлении о контролируемых сделках является для налогоплательщика обязательным.
Нарушения при подаче уведомления о контролируемых сделках влечет взыскание штрафа в размере 100 тысяч рублей, при подаче документации относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) - 500 тысяч рублей.
Так что в отношении сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются начиная с 1 января 2024 года, упомянутое письмо от 2022 года применяется с учетом указанных изменений, внесенных в НК. В отношении сделок, совершенных после 1.01.2024, налогоплательщик обязан указать метод (комбинацию методов), применяемый для обоснования рыночного уровня цен в контролируемой сделке, в уведомлении и в документации, в том числе, если ее надо представить по требованию ФНС.
В дополнение к документации, в отношении сделок с независимыми лицами, признаваемых контролируемыми, налогоплательщик может представить пакет документов по заключению сделки, отражающий обычную коммерческую практику сторон, примерный состав которого отражен в упомянутом письме от 2022 года.
(Письмо ФНС России от 13.03.2025 N ШЮ-4-13/2827@)
Источник: Audit-it.ru, 03.04.2025, https://www.audit-it.ru/news/account/1116745.html
Опубликован перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей (2025 год)
Представлен перечень легковых автомобилей:
- средней стоимостью от 10 миллионов до 15 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- средней стоимостью от 15 миллионов рублей, с года выпуска которых прошло не более 20 лет.
В отношении легковых автомобилей, включенных в перечень, транспортный налог подлежит исчислению с применением повышающего коэффициента к ставке налога.
(Информация Минпромторга России "Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 10 миллионов рублей (2025 год)")
Источник: КонсультантПлюс, 29.03.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88752.html
Минфин разъяснил, как учесть расходы на программное обеспечение
Если сетевое оборудование, которое относится к основным средствам, не может функционировать без соответствующего программного обеспечения, то расходы на приобретение таких программ можно включить в первоначальную стоимость оборудования. Об этом сообщил Минфин в своем новом письме.
Разъяснения следующие. Под основными средствами понимается часть имущества, которое используется в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 руб. По общему правилу, первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (за исключением НДС и акцизов). Так гласит пункт 1 статьи 257 НК РФ.
Соответственно, если приобретенное сетевое оборудование нельзя использовать по назначению без соответствующего программного обеспечения, то стоимость прав на такое ПО относится к затратам на доведение оборудования до состояния, в котором оно пригодно для использования. В таком случае расходы на программное обеспечение можно включить в первоначальную стоимость сетевого оборудования.
(Письмо Минфина России от 03.02.25 № 03-03-06/1/8878)
Источник: Бухонлайн, 03.04.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/4/22625_minfin-razyasnil-kak-uchest-rasxody-na-programmnoe-obespechenie
Минфин сообщил, как учесть проценты за рассрочку по налогам
При расчете налога на прибыль организация вправе учесть проценты, уплаченные за предоставление рассрочки по уплате налогов и сборов. Такие затраты включаются в состав внереализационных расходов. Об этом напомнил Минфин.
Как известно, налоговики могут предоставить отсрочку или рассрочку лицу, финансовое положение которого не позволяет заплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок. Рассрочка предоставляется, если у налоговой есть основания полагать, что налогоплательщик заплатит необходимую сумму в течение оговоренного срока (ст. 64 НК РФ).
В некоторых случаях за предоставление рассрочки по уплате налогов (то есть за возможность вносить сумму налога частями) начисляются проценты в размере одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 4 ст. 64 НК РФ). Такие проценты придется заплатить, если рассрочка предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ. К ним относятся:
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога;
- имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.
В Минфине отмечают, что у налогоплательщика, получившего право на рассрочку по уплате налога, формируется долговое обязательство. Подпункт 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ позволяет включать проценты по долговым обязательствам любого вида в состав внереализационных расходов. При использовании метода начисления такие расходы учитываются на конец каждого месяца соответствующего отчетного (налогового) периода (п. 8 ст. 272 НК РФ).
(Письмо Минфина России от 31.01.25 № 03-03-06/1/8358)
Источник: Бухонлайн, 01.04.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/4/22613_minfin-soobshhil-kak-uchest-procenty-za-rassrochku-po-nalogam
Могут ли самозанятые частники шить и продавать одежду: разъяснение Минфина
Физлица, в том числе ИП, которые производят и продают товары легкой промышленности (например, одежду и обувь), могут применять спецрежим для самозанятых. Но только в том случае, если имеют статус ремесленников. Такие разъяснения приводит Минфин в своем недавнем письме.
Напомним: платить налог на профессиональный доход могут физлица и предприниматели из тех регионов, где введен спецрежим для самозанятых. Профессиональным доходом признается доход от деятельности, при ведении которой у налогоплательщика нет работодателя и наемного персонала. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 27.11.18 № 422-ФЗ (далее - Закон № 422-ФЗ).
На основании статьи 4 Закона № 422-ФЗ нельзя применять НПД при реализации подакцизных товаров (за исключением сахаросодержащих напитков, указанных в подп. 23 п. 1 статьи 181 НК РФ), и товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, утвержден распоряжением правительства РФ от 28.04.18 № 792-р. В него, помимо прочего, включены товары легкой промышленности. При этом сделана оговорка: не подлежат маркировке товары легкой промышленности, являющиеся продуктами труда ремесленников. Перечень ремесленной деятельности и порядок получения статуса ремесленника определяется законодательством субъектов РФ.
На этом основании в Минфине делают следующий вывод. Если в субъекте РФ определен правовой статус ремесленников, то они вправе производить и продавать одежду, обувь и другие товары легкой промышленности без маркировки. А значит, могут применять в рамках такой деятельности спецрежим для самозанятых.
(Письмо Минфина России от 17.02.25 № 03-11-06/14170)
Источник: Бухонлайн, 31.03.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/3/22607_mogut-li-samozanyatye-chastniki-shit-i-prodavat-odezhdu-razyasnenie-minfina
Направлена позиция Минфина по вопросу применения единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом обрабатывающей промышленности
Сообщены условия применения указанными плательщиками единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6% в части, касающейся основного вида осуществляемой деятельности и доли доходов от данного вида деятельности в сумме всех доходов.
Отмечено, в частности, что в случае если плательщик страховых взносов, признаваемый субъектом МСП, изменит в текущем году основной вид экономической деятельности в ЕГРЮЛ/ЕГРИП на вид деятельности, который указан в перечне, то он будет вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов только со следующего года при соблюдении условия о доле доходов по итогам текущего года и отчетных (расчетного) периодов следующего года.
(Письмо ФНС России от 26.03.2025 N БС-4-11/3213@ "О направлении разъяснений Минфина России от 19.03.2025 N 03-15-07/27039 по вопросу применения единого пониженного тарифа страховых взносов субъектом малого или среднего предпринимательства обрабатывающей промышленности")
Источник: КонсультантПлюс, 28.03.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88733.html
ФНС даны разъяснения по вопросам освобождения от уплаты страховых взносов глав КФХ
Для целей уплаты страховых взносов главы КФХ приравниваются к индивидуальным предпринимателям. Поэтому на глав КФХ вне зависимости от формы образования КФХ (юрлицо, или без образования юрлица) распространяются положения пункта 1.4 и пункта 7 статьи 430 Налогового кодекса РФ.
Также отмечено, что рекомендованная форма заявления об освобождении от уплаты страховых взносов (КНД 1150081) с соответствующими изменениями доведена письмом ФНС России от 18.03.2025 N БС-4-11/2899@.
(Письмо ФНС России от 28.03.2025 N БС-4-11/3330@ "По вопросам освобождения от уплаты страховых взносов в совокупном фиксированном размере глав КФХ, созданных в качестве юридического лица, а также прекращения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование главами КФХ, являющимися получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности")
Источник: КонсультантПлюс, 02.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88805.html
Срок представления физлицами уведомлений о КИК за 2024 год истекает 30 апреля 2025 года
Уведомление представляется независимо от финансового результата ее деятельности. За непредставление уведомления предусмотрен штраф в размере 500 тыс. рублей.
Также сообщается о представлении документов, подтверждающих размер прибыли или убытка КИК либо подтверждающих соответствие условиям для освобождения от налогообложения прибыли такой компании.
(Информация ФНС России "До 30 апреля физическим лицам необходимо представить уведомления о контролируемых иностранных компаниях за 2024 год")
Источник: КонсультантПлюс, 02.04.2025, https://www.consultant.ru/law/hotdocs/88813.html
Можно ли удержать выплаченные отпускные при переносе отпуска: разъяснение Минтруда
Работник оформил оплачиваемый отпуск по графику и получил отпускные. Однако затем по просьбе руководства отпуск был перенесен на более поздний срок. Может ли работодатель в этом случае удержать из зарплаты работника выплаченные отпускные? Нет, не может. Такой вывод следует из недавнего письма Минтруда.
Чиновники напоминают положения статьи 123 ТК РФ. В ней сказано, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком. Утвержденный график отпусков обязателен как для работников, так и для работодателя.
При этом ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:
- временной нетрудоспособности работника;
- исполнения работником во время указанного отпуска государственных обязанностей, если законодательство предусматривает для этого освобождение от работы;
- в других случаях, установленных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.
Помимо этого, внести изменения в график отпусков можно по соглашению сторон.
Что касается удержания из заработной платы, то оно возможно только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Например, при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже использовал отпуск, за неотработанные дни отдыха (ст. 137 ТК РФ).
Удержание из зарплаты выплаченных отпускных в случае переноса отпуска не предусмотрено Кодексом. Поэтому работодатель не вправе удерживать такие суммы.
(Письмо Минтруда от 27.02.25 № 14-6/ООГ-977)
Источник: Бухонлайн, 31.03.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/3/22608_mintrud-razyasnil-mozhno-li-uderzhat-vyplachennye-otpusknye-pri-perenose-otpuska
Обязан ли работодатель перевести работника на нижестоящую должность по его просьбе: ответ Роструда
Перевод работника по его инициативе на нижестоящую должность возможен только с согласия работодателя. Но он не обязан удовлетворить такую просьбу работника, даже если причина перевода уважительная (например, болезнь ребенка). Такой вывод следует из недавнего письма Роструда.
В письме рассматривается следующая ситуация. В связи с необходимостью ухода за больным ребенком работнику нужен неполный рабочий день. Однако его настоящая должность (руководитель отдела) не предусматривает возможности работы в таком режиме. Поэтому работник просит перевести его на нижестоящую должность, для которой может быть установлен неполный рабочий день. Обязан ли работодатель удовлетворить просьбу работника о переводе?
На этот вопрос специалисты Роструда отвечают так. В статье 16 ТК РФ определено, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора. Изменение условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон (за исключением случаев, прямо предусмотренных ТК РФ). Соглашение об изменении условий трудового договора заключается в письменной форме.
В статье 72.2 ТК РФ сказано, что работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года. А в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу. В любом случае такой перевод возможен только по письменному соглашению сторон.
Из сказанного следует, что перевод работника по его заявлению на нижестоящую должность, в том числе по семейным обстоятельствам, возможен только с согласия работодателя. Для этого необходимо заключить соответствующее соглашение в письменной форме.
(Письмо Роструда от 04.03.25 № ПГ/02369-6-1)
Источник: Бухонлайн, 31.03.2025, https://www.buhonline.ru/pub/news/2025/3/22606_obyazan-li-rabotodatel-perevesti-rabotnika-na-nizhestoyashhuyu-dolzhnost-po-ego-prosbe-otvet-rostruda