Треть российских компаний показывает убыток

17 октября 2019

Скачать xlsx

В среднем по России за первое полугодие 2019 года убыток зафиксировали 31,4% средних и крупных компаний - такие данные приводят аналитики международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. По итогам первого полугодия 2019 года на Чукотке доля убыточных компаний составила 59,2%, а в Ингушетии - 18,2%. Таким образом, доля убыточных компаний по регионам России различается в три раза.

Работают в минус

В России насчитывается 16 регионов, в которых доля убыточных предприятий превышает 40%.

От 40 до 50 процентов предприятий работают в убыток в Ивановской области, Псковской области, Хабаровском крае, Пензенской области, Сахалинской области, Республике Карелия, Новгородской области, Республике Хакасия, Республике Крым, Тверской области, Астраханской области, Республике Северная Осетия - Алания, Костромской области и Ненецком автономном округе.

В Чукотском автономном округе и Еврейской автономной области с деловым климатом еще хуже: убыток показывают более половины предприятий.

Топ-10 регионов с самой высокой долей убыточных компаний

Таблица 1

Глубина падения

Сильнее всего доля убыточных компаний выросла в Республике Алтай и Калмыкии - почти на четверть. В первом полугодии в Республике Алтай убыток зафиксировали 22,6% предприятий, а через год - в первом полугодии 2019 года - уже 28,3%. В республике Калмыкия в январе-июне 2018 года было 30% убыточных компаний, а сейчас - уже 37,3%.

В антирейтинг по росту доли убыточных компаний вошли также Чеченская Республика, Республика Адыгея, Саратовская область, Камчатский край, Ростовская область, Краснодарский край, Омская область и Республика Мордовия.

Рост доли убыточных компаний в январе-июне 2019 года по сравнению с январем-июлем 2018 года

Таблица 2

Субъекты вырастили прибыль

В пятерку регионов с самой высокой долей прибыльных компаний вошли Ингушетия, Чечня, Дагестан, Санкт-Петербург и Приморский край.

В Ингушетии в первом полугодии 2019 года прибыль зафиксировали 81,8% предприятий, в Чечне - 78,6%, в Дагестане - 77,2%, в Санкт-Петербурге - 76,4%, в Приморском крае - 74,6%.

Топ-10 регионов с самой высокой долей прибыльных компаний

Таблица 3

Точки роста

Значительно увеличилась доля прибыльных компаний в Ингушетии, Ненецком автономном округе и Северной Осетии - Алании.

В Ингушетии год назад в число прибыльных организаций вошли 65,6% компаний региона, а в первом полугодии 2019 года - уже 81,8%. Таким образом, доля прибыльных организаций увеличилось на 24,7%.

В Ненецком автономном округе доля прибыльных организаций выросла на 16,81% - с 45,8% до 53,5% В число регионов, где доля прибыльных компаний значительно увеличилась, вошел Севастополь (+7,8%: с 53,1% до 60,9%).

В Северной Осетии - Алании в первом полугодии 2019 года доля прибыльных предприятий увеличилась на 6,35% - с 47,1% до 54,8%.

Особо следует отметить, что в Еврейской автономной области, где в 1 полугодии 2019 года фиксировалась убыточность более чем 57,4% компаний, год назад ситуация была еще более драматичной: прибыль приносили лишь 37,5% организаций.

Рост доли прибыльных компаний в январе-июне 2019 года по сравнению с январем-июлем 2018 года

Таблица 4

"Сейчас стимулирование деловой активности в России происходит в основном с акцентом на создание новых компаний. Деловой климат в стране измеряется такими показателями, как сроки и стоимость процедуры открытия предприятия, ставки налогообложения, возможность получения кредита и быстрота подключения к электросетям. Это не только российский тренд: международный рейтинг Doing Business в качестве критериев деловой привлекательности стран приводит во многом похожие параметры. Но легкость открытия бизнеса - не гарантия его успешности, и здесь я вижу проблему.

На государственном уровне ведется массированная пропаганда: "Открой бизнес", однако нет акцента на поддержку уже существующих компаний. Создано сравнительно мало программ, направленных на настоящее содействие работающему бизнесу.

На мой взгляд, разумнее всего измерять бизнес-климат в стране по числу прибыльных и убыточных компаний, такой подход дает трезвую картину происходящего. Необходимо анализировать не только этап запуска, но и все остальные стадии жизненного цикла компаний, чтобы разрабатывать инструменты коррекции "узких мест". Если почти треть компаний в стране показывает убыток - не будем уточнять, по каким причинам - это сильный мотивирующий фактор для дальнейшего анализа: какую поддержку нужно оказать и какие барьеры снять, чтобы повысить прибыльность бизнеса", - уверена Елена Трубникова, председатель совета директоров сети FinExpertiza.