Дорогой минимум: цены на социально значимые продукты почти в три раза обогнали инфляцию
22 апреля 2021
Скачать xlsxНесмотря на попытки властей сдержать рост цен на отдельные продовольственные товары, продукты питания продолжают дорожать - в том числе те, в отношении которых были введены меры ценового госрегулирования. Стоимость 24 продуктов, определенных правительством как социально значимые (недорогое мясо, курица, рыба, масло, молоко, хлеб, крупы, овощи и другие базовые доступные товары), в марте выросла в среднем на 15,6% в годовом выражении, то есть в 2,7 раза сильнее инфляции, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Причем рост цен ускорился как в годовом, так и в месячном выражении - в феврале и январе базовые продукты дорожали не столь сильно.
Существеннее всего - на 19-21% - социально значимые продукты подорожали в Пензенской области, Рязанской области, Северной Осетии, Липецкой области, Воронежской области, Чувашии, Нижегородской области, Кабардино-Балкарии, Калужской области и Марий Эл.
Цены росли быстрее преимущественно в небогатых регионах, жители которых тратят значительную часть личного бюджета на еду. В результате инфляционные процессы особенно сильно ударили по малообеспеченным слоям населения, загнав их в "ловушку бедности".
Недоступная корзина
В правительственный "перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости" входят продукты, в отношении которых власти могут устанавливать предельно допустимые розничные цены на срок не более 90 дней. Условием для введения госрегулирование является непрерывный рост цен на товар из списка на 10% и более в течение 60 дней. Сейчас в перечень включены недорогие виды мяса, курица, рыба, масло, молоко, яйца, сахар, соль, чай, хлеб, крупы и овощи - всего 24 позиции. После ускорения продовольственной инфляции в конце прошлого года российские власти решили прибегнуть к госрегулированию цен на отдельные товары - в декабре 2020 года были установлены предельные цены на подсолнечное масло и сахар, введены квоты и пошлины на экспорт зерна, повышена экспортная пошлина на семена подсолнечника и рапса, в марте было объявлено о введении с сентября экспортной пошлины на подсолнечное масло. Следующими продуктами, в отношении которых потенциально может быть введено госрегулирование цен, стали резко подорожавшие мясо птицы и яйца.
В марте 2021 года цены на социально значимые продукты питания - недорогие и популярные товары, занимающие важное место в продуктовой корзине россиян - выросли относительно марта 2020 года в среднем на 15,6% (средневзвешенный рост цен с учетом доли соответствующих товаров в усредненной потребительской корзине россиян). Таким образом, рост цен на базовые продукты в два раза обогнал продовольственную инфляцию (в марте составила 7,6% в годовом выражении) и в 2,7 раза - общий индекс потребительских цен на все товары и услуги (5,8%).
Из 24 социально значимых продуктов сильнее всего подорожал картофель - на 58,1% в годовом выражении, что в 10 раз превышает инфляцию. Виной тому - плохой урожай прошлого года и связанная с этим высокая доля импорта. Далее по динамике роста цен следуют морковь (подорожала в марте на 48,2% в годовом выражении), сахар-песок (+47,5%), куриные яйца (+32,1%), гречневая крупа (+31,6%), подсолнечное масло (+26,8%), курица (+18,6%), мука (+14,2%), рис (+13,4%) и яблоки (+12,1%).
Следом по нисходящей идут вермишель (подорожала на 11,8%), мороженая рыба (+11,2%), черный байховый чай (+10%), ржаной хлеб (+8,4%), пшеничный хлеб и булочные изделия (+8%), мясо, кроме бескостного - баранина (+7,8%), говядина (+6,7%) и свинина (+6,6%), а также репчатый лук (+5,3%), сливочное масло (+3,9%), поваренная соль (+3,5%), молоко (+1,7%).
Единственными двумя товарами в списке, цены на которые снизились, стали белокочанная капуста (-1,8% в среднем по России) и пшено (-6,2%). Впрочем, от региона к региону динамика цен на эти продукты крайне разнилась - от падения на 30% до роста на 33,7% для капусты и от падения на 24,3% до роста на 21% для пшена.
Средневзвешенная динамика цен на базовые продукты ускорилась как в годовом выражении (в феврале составляла 15,35%, в январе - 13,3%), так и месяц к месяцу - за март социально значимое продовольствие подорожало на 2,9%, в то время как в феврале рост был почти в два раза меньше - 1,5%, в январе - 1,1%. Причем заметно подорожали в том числе попавшие под госрегулирование сахар и подсолнечное масло.
Динамика цен на социально значимые продукты в марте 2021 года в годовом выражении
Инфляция для бедных
Рост цен на социально значимые продукты обогнал инфляцию во всех российских регионах. Особенно сильно базовые продукты подорожали в Пензенской области (на 21,1%, при том что годовая инфляция в регионе была в три раза ниже - 7,2%), в Рязанской области (на 20,82% при инфляции 7,1%), Северной Осетии (на 20,81% при инфляции 6,9%), Липецкой области (на 20,75% при инфляции 7,1%), Воронежской области (на 20% при инфляции 7,3%), Чувашии (на 19,5% при инфляции 6,5%), Нижегородской области (на 19,4% при инфляции 6,4%), Кабардино-Балкарии (на 19,25% при инфляции 6,8%), Калужской области (на 19,2% при инфляции 7%) и Марий Эл (на 19,1% при инфляции 5,8%).
Таким образом, в этих регионах средневзвешенный рост цен на социально значимые продукты примерно в три раза превысил инфляцию. Все перечисленные регионы характеризуются невысоким уровнем жизни - доходы местного населения находятся ниже среднероссийского уровня.
Регионы с максимальным ростом цен на социально значимые продукты
Наоборот, менее всего социально значимые продукты подорожали Чукотском автономном округе (на 5,7% при инфляции 2%), Сахалинской области (на 7,66% при инфляции 4,5%), Якутии (на 7,7% при инфляции 4,8%), Ненецком автономном округе (на 8,9% при инфляции 3,5%), Камчатском крае (на 10,1% при инфляции 4,6%), Тюменской области (на 10,35% при инфляции 4,7%), Магаданской области (на 10,9% при инфляции 5,7%), Москве (на 11,3% при инфляции 4,9%), Республике Коми (на 11,4% при инфляции 5,9%) и Томской области (на 12,3% при инфляции 4,7). Большинство этих регионов являются лидерами по доходам населения, лишь в Тюменской и Томской областях благосостояние жителей ниже среднероссийского уровня, а в Республике Коми доходы населения незначительно превышают средние по стране.
Между благосостоянием жителей российских регионов и ростом цен прослеживается обратная корреляция. Как правило, и общий индекс потребительских цен, и цены на социально значимые продукты росли сильнее в регионах с низкими доходами населения. Напротив, в обеспеченных регионах цены на базовое продовольствие и инфляция увеличивались меньшими темпами.
Регионы с минимальным ростом цен на социально значимые продукты
"В небогатых регионах цены на основные продукты питания обычно ниже среднероссийских, поэтому из-за низкой базы подорожание продовольствия на таких территориях происходит более быстрыми темпами. При этом чем беднее регион, тем большая доля в семейном бюджете отводится на продукты питания, в особенности "социально значимые", то есть наиболее популярные и доступные массовому потребителю. Уровень потребления малообеспеченных слоев населения и до коронавирусного кризиса находился на низком уровне, дополнительно снижать его у людей попросту не было возможности. Небогатые домохозяйства вынуждены приобретать базовые продукты даже несмотря на их серьезное подорожание, в результате инфляционные процессы сильнее ударяют как раз по малообеспеченным слоям населения, которые начинают тратить все больше денег на все более дорогую еду, тем самым оказываясь в ловушке бедности.
В 2021 году растущий спрос, увеличивающиеся издержки и снижение производства ряда сельскохозяйственных товаров толкают цены на продовольствие вверх. Высокие мировые цены на зерно приводят к удорожанию кормов, что сказывается на стоимости всей животноводческой продукции, а слабеющий рубль повышает стоимость импортного оборудования и сырья. Мясо птицы, занимающее важное место в продуктовой корзине россиян, также дорожает из-за вспышки заболеваемости на птицефабриках в России и странах-поставщиках. Подорожание базовых продовольственных товаров всегда сопряжено с ростом социальной напряженности, поэтому сейчас мы наблюдаем попытки нерыночного регулирования цен со стороны государства. Однако искусственное сдерживание цен на практике означает лишь то, что массовый потребитель все равно в итоге заплатит за издержки производителя, но окольным путем - через рост ценников на другую продукцию либо снижение инвестиций и производственного потенциала отечественных предприятий", - считает президент FinExpertiza Елена Трубникова.