Число премиальных автомобилей в России выросло на четверть

29 октября 2024

Скачать xlsx

За 2023 год в России количество премиальных автомобилей выросло почти на четверть, или на 4,4 тыс., до 24,2 тыс. штук, подсчитала аналитическая служба FinExpertiza на основании данных Федеральной налоговой службы. Общая сумма начисленного на люкс-кары налога увеличилась на 17%.

Больше всего элитных автомобилей можно встретить в Москве (9767 автомобилей), Санкт-Петербурге (2139), Московской области (1898), Краснодарском крае (1083), Свердловской области (690), Татарстане (565), Ростовской области (443), Новосибирской области (404), Красноярском крае (320) и Самарской области (297).

Практически нет люкс-каров на дорогах Ненецкого и Чукотского автономных округов (там зарегистрировано всего по три премиальных автомобиля), в Еврейской автономной области (4 автомобиля), Тыве (5), Республике Алтай (10), Коми и Псковской области (по 20 автомобилей), а также в Якутии, Мордовии и Севастополе (по 22 автомобиля).

Люкс на колесах

Размер транспортного налога зависит главным образом от мощности двигателя (количества лошадиных сил), при этом регионы могут самостоятельно варьировать ставку. С 2014 года для дорогих машин были введены повышающие налоговые коэффициенты, получившие неофициальное название "налога на роскошь".

Повышенные налоговые ставки распространяются на марки, внесенные в специальный список Минпромторга, который корректируется и дополняется каждый год. Изначально в него включались автомобили стоимостью от 3 млн руб., однако с 2022 года нижняя ценовая планка была сдвинута до 10 млн руб., то есть для автомобилей дешевле этой суммы повышенный налог был отменен. Для автомобилей средней стоимостью 10-15 млн руб. налог с тройным коэффициентом придется платить в течение 10 лет с момента выпуска, для автомобилей от 15 млн руб. и выше - в течение 20 лет.


Число люксовых автомобилей в России стабильно растет из года в год. За четыре года, с доковидного 2019 по 2023, "роскошный автопарк" увеличился с 8,1 тыс. до 24,2 тыс. штук, то есть в три раза. При этом максимальный рост за этот период фиксировался в постпандемийном 2021 году - тогда общероссийский люксовый автопарк пополнился на 5,7 тыс. автомобилей, или на 53,7%, до 16,2 тыс. шт. По итогам следующего 2022 года темп прироста замедлился в 2 раза и составил 22,2%, что объяснялось введением западных санкций. В минувшем 2023 году соответствующий темп сохранился, в результате чего премиальный сегмент увеличился на 22,3%. Более 81% этого прироста пришлось на физлица (зарегистрированных на граждан люкс-каров стало на 28% больше, чем годом ранее, до 16,4 тыс. штук); организации обеспечили всего 19% суммарного премиального прироста (рост на 11,7%, до 7,8 тыс. шт.). В итоге доля машин, принадлежащих физлицам, выросла до 68%, а доля автомобилей организаций, напротив, упала до 32% (годом ранее в структуре "роскошного автопарка" организациям принадлежало 35% машин, а гражданам - 65%).

"Расширение премиального автопарка может быть обусловлено несколькими факторами. Свою роль сыграл рост цен, начавшийся еще в период пандемии. В результате в премиальный список стали попадать машины из массового сегмента. Отчасти по этой причине правительство упразднило применение первых двух повышающих коэффициентов транспортного налога *. Однако мы видим, что правительственный список люксовых автомобилей от 10 млн рублей за 2023 год на три четверти дублирует перечень моделей аналогичного ценового диапазона за 2022 год. Оставшиеся 17% - это новые модели, и только порядка 7% - это модели, пришедшие из более низкого ценового сегмента, в основном немецких марок. Таким образом, рост числа премиальных автомобилей следует связывать как с улучшением благосостояния граждан и вытекающим отсюда желанием ездить на более престижном автомобиле, так и с динамикой цен на авторынке, и с обновлением ассортимента", - поясняет президент FinExpertiza Елена Трубникова.

Количество зарегистрированных в РФ премиальных автомобилей по годам

Исследование 1

Премиум (не) для всех

Дорогостоящие автомобили по цене от 10 млн руб. чаще всего можно наблюдать на дорогах благополучных и густонаселенных регионов. Поэтому закономерно, что основная доля люкс-каров приходится на столицу: в 2023 году в Москве на учете стояло 40,4% премиального автопарка страны, или 9767 машин (к премиальному сегменту относится примерно каждый 370-й автомобиль в городе). Далее следуют Санкт-Петербург (2139 автомобилей, то есть каждый 750-й автомобиль - люксовый), Московская область (1898 автомобилей - один из 1490), Краснодарский край (1083 автомобиля - один из 1910), Свердловская область (690 автомобилей - один из 990), Татарстан (565 автомобиля - один из 2440), Ростовская область (443 автомобиля - один из 3000), Новосибирская область (404 автомобиля - один из 2340), Красноярский край (320 автомобиля - один из 2900), а также Самарская область (297 автомобилей - один из 3550).

Регионы с наибольшим количеством премиальных автомобилей в 2023 году

Исследование 2

Меньше всего премиальных автомобилей фиксируется в малонаселенных регионах. Всего по три роскошных автомобиля ездят по дорогам Ненецкого и Чукотского автономных округов (при общем автопарке 10,1 тыс. и 9,5 тыс. машин соответственно), четыре дорогих машины было зарегистрировано в Еврейской автономной области (общий автопарк - 45 тыс.), пять - в Тыве (общий автопарк - 77,8 тыс.), десять - в Республике Алтай (общий автопарк - 77,7 тыс.). Далее следуют Коми и Псковская область (по 20 премиум автомобилей), замыкают десятку регионов Якутия, Мордовия и Севастополь (по 22 люкс-кара).

Регионы с наименьшим количеством премиальных автомобилей в 2023 году

Исследование 3

Люксовое пополнение

Рост "роскошного автопарка" в 2023 году отмечался в 83, то есть практически во всех регионах. Максимальный прирост продемонстрировали регионы с изначально низким числом дорогих автомобилей, то есть сработал эффект низкой базы. Так, наилучшую относительную динамику показали Еврейская автономная область, где число люкс-каров выросло в 4 раза, до 4 штук, Чукотский автономный округ (рост в 3 раза, до 3 автомобилей), и также Тыва (рост в 2,5 раза, до 5 автомобилей). Далее следуют Хакасия (рост в 2 раза, до 25 автомобилей), Кабардино-Балкария (рост в 2 раза, до 76 автомобилей), Чечня (+84%, до 241 автомобиля), Чувашия (+81,8%, до 40 автомобилей), Орловская область (+78,6%, до 25 автомобилей), Ямало-Ненецкий автономный округ (+77,3%, до 39 автомобилей), а также Мордовия (+69,2%, до 22 автомобилей).

Регионы с наибольшим относительным ростом числа премиальных автомобилей в 2023 году

Исследование 4

На фоне регионов, продемонстрировавших рост, отмечаются два исключения: Республика Алтай, где, напротив, фиксировалось уменьшение люксового автопарка на 16,7% (в абсолютном выражении на 2 автомобиля). Причины выбытия машин могут быть связаны с их утратой вследствие угона или критических повреждений, с перерегистрацией в другом регионе **, либо ввиду банального физического устаревания с соответствующей отменой повышенного коэффициента. В числе регионов-исключений также оказался Ненецкий автономный округ, где число люкс-каров в 2023 году оставалось неизменным (3 штуки).

Регионы с наибольшим абсолютным ростом числа премиальных автомобилей в 2023 году

Исследование 5

Премиальные поступления

Собранные средства от транспортного налога уходят в региональную казну. Соответственно, чем больше в регионе зарегистрировано премиальных машин, тем больше будут денежные поступления от "налога на роскошь". Так, весьма закономерно лидером по сборам от люкс-каров выступила Москва - столичные жители и организации суммарно заплатят *** 1,7 млрд руб., или 44% от общероссийских начислений. Далее следуют Санкт-Петербург (378,7 млн руб.), Подмосковье (300,1 млн руб.), Краснодарский край (187,4 млн руб.), Татарстан (92,7 млн руб.), Свердловская область (78,6 млн руб.), Ростовская область (70,7 млн руб.), Новосибирская область (65,9 млн руб.), Самарская область (55 млн руб.) и Нижегородская область (42,9 млн руб.).

Регионы с максимальной суммой начисленного транспортного налога на премиальные автомобили в 2023 году

Исследование 6

Экономия на лошадях

Транспортный налог рассчитывается путем умножения мощности двигателя в лошадиных силах на региональную ставку (значение которой также зависит от мощности), а в случае премиального автомобиля из списка Минпромторга - еще и на трехкратный повышающий коэффициент. Ввиду региональной дифференциации налоговых ставок итоговый платеж за одну и ту же машину будет отличаться более чем в 3 раза.

В частности, налог на автомобиль AURUS - единственной российской марки из списка Минпромторга - вне зависимости от модели (Senat, Limousine, Senat Armored, Senat Long, Senat Long Armored; все они имеют двигатель объемом 4400 куб. см и мощностью в 598 л. с.) для большинства регионов составит 269,1 тыс. руб. в год. Эту максимальную сумму уплатят жители Москвы, Санкт-Петербурга и еще 48 регионов. Если же данная машина будет зарегистрирована в Магадане, то налог сократится сразу в 3,3 раза, до 80,7 тыс. руб. в 2023 году. Примерно такую же небольшую сумму придется заплатить жителям Ингушетии и Ненецкого автономного округа (по 86,7 тыс. руб.). Также сэкономить на налоге на роскошь смогут автовладельцы из Забайкальского края (116,6 тыс. руб.), Бурятии (149,6 тыс. руб.), Омской области и Чукотки (по 161,5 тыс. руб.), Свердловской области (178 тыс. руб.), Северной Осетии, Крыма и Севастополя, Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа (по 179,4 тыс. руб.), а также Красноярского края (183 тыс. руб.). В оставшихся 20 регионах транспортный налог будет отличаться от максимального менее чем в полтора раза.

Размер "налога на роскошь" за 2023 год в регионах за автомобиль мощностью 598 л. с.

Исследование 7

* До 2022 года транспортный налог с повышающим коэффициентом 1,1 необходимо было уплачивать за машину стоимостью от 3 млн до 5 млн руб., а с коэффициентом 2 - для автомобиля стоимостью от 5 млн до 10 млн руб. С 2022 года "налог на роскошь" применяется только к верхнему сегменту - автомобилям от 10 млн рублей, но уже с самым высоким коэффициентом - 3.

** Машина может быть зарегистрирована только в том регионе, где зарегистрирован ее владелец.

*** Организации, владеющие автотранспортом, уже должны были оплатить транспортный налог за 2023 год; граждане и индивидуальные предприниматели обязаны оплатить транспортный налог за 2023 год до 1 декабря 2024 года.