Розничные продажи крепкого алкоголя достигли максимума за 7 лет
26 февраля 2024
Скачать xls
Розничные продажи крепких спиртных напитков - водки, коньяка и ликероводочной продукции крепче 25 градусов - в 2023 году увеличились на 3,6%, до рекордных 7,2 литра на душу населения, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой группы FinExpertiza. Реализация винодельческой продукции восстановилась на 2,3% после спада 2022 года, до 5,9 литра на человека. А потребление пива выросло на 2,6%, до 53,3 литра.
Как правило, больше алкоголя употребляют жители суровых климатических зон - Дальнего Востока и Северо-Запада. В частности, наибольшие объемы крепкого спиртного на душу населения реализуются в Карелии (16,1 л на человека в год), Сахалинской области (15,1 л), Республике Коми (14,7 л), Магаданской области (14 л) и Архангельской области (13,1 л).
Несравнимо меньше алкоголя покупают жители кавказских регионов. Минимальные продажи высокоградусных напитков отмечались в Чечне (менее 0,1 л на человека в год), Ингушетии (0,6 л), Кабардино-Балкарии (1,3 л), Северной Осетии (1,3 л) и Дагестане (1,4 л).
Высокий градус
Аналитики использовали данные Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками (Росалкогольтабакконтроль) о розничных продажах спиртосодержащей продукции в натуральном выражении, включая реализацию алкоголя в заведения общепита. К крепкому алкоголю были отнесены водка, коньяк и ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25%, к винодельческой продукции - тихие и игристые вина, ликеры и винные напитки, произведенные из винограда (то есть исключая плодовые вина). Пивная продукция включает в себя пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху. Данные об объемах розничной реализации алкоголя были сопоставлены со среднегодовой численностью населения за рассматриваемые периоды.
Продажи крепкого алкоголя (с содержанием спирта более 25%) в магазинах и заведениях общественного питания увеличились к предыдущему году в натуральном выражении на 3,6%, с 7 до 7,2 литра на душу населения в год. Это максимальное годовое потребление на человека как минимум с 2017 года, то есть за семь лет. Таким образом, после резкого скачка в 2022 году (на 7,3%) восходящая динамика продаж в 2023 году сохранилась, хоть и сбавила темпы.
В структуре продаж крепкого алкоголя свыше двух третей занимает водка. Однако именно ее потребление чуть снизилось - на 0,2%, до 5,3 литра на человека. Зато выросли продажи коньяка (на 10%, до 1 литра на человека) и других горячительных напитков крепче 25 градусов - ромов, джинов, ликеров и др. (рост на 21,5%, до 1 литра на человека).
Розничные продажи винодельческой продукции (вина тихие, игристые, ликерные, винные напитки, изготовленные из винограда) после трехлетнего спада в 2023 году увеличились на 2,3%, до 5,9 литра на человека в год, однако они так и не вернулись на пандемийный и допандемийный уровень.
Самым популярным алкогольным напитком у россиян остается пиво. Пивоваренной продукции продается примерно в 3,5 раза больше, чем всех прочих видов спиртного. В 2023 году с магазинных прилавков, в ресторанах и барах было отпущено и разлито по 53,3 литра пива и пивных напитков (а также сидра, пуаре и медовухи) на душу населения, что на 2,6% больше по сравнению с 2022 годом. Как раз в том году продажи пива немного сократились, теперь же, как и в случае с крепким спиртным, достигли семилетнего максимума.
Динамика розничных продаж алкоголя на душу населения, год к году
Крепкий Север
Лидерами по потреблению крепкого алкоголя стали северные и дальневосточные регионы. В Карелии (16,1 л на душу населения в 2023 году), Сахалинской области (15,1 л), Республике Коми (14,7 л), Магаданской области (14 л) розничные продажи алкогольных напитков крепче 25 градусов в пересчете на каждого жителя в два раза превысили среднероссийский показатель. Лишь немногим ниже спрос на водку, коньяк и другой крепкий алкоголь в Архангельской области (13,1 л), Ненецком автономном округе (12,8 л), Чукотском автономном округе (12,7 л), Вологодской области (12,6 л), Камчатском крае (12,5 л) и Мурманской области (12,4 л).
Регионы с наибольшими розничными продажами крепкого алкоголя, литров на душу населения в 2023 г.
В то же время практически равнодушны к "огненной воде" на Северном Кавказе. Минимальные официальные продажи водки, коньяка и другого крепкого алкоголя отмечались в Чечне (менее 0,1 л на человека в год), Ингушетии (0,6 л), Кабардино-Балкарии (1,3 л), Северной Осетии (1,3 л), Дагестане (1,4 л), Карачаево-Черкесии (2,1 л), Тыве (3,4 л), Ставропольском крае (4 л), Адыгее (4,5 л) и Саратовской области (4,6 л).
Регионы с наименьшими розничными продажами крепкого алкоголя, литров на душу населения в 2023 г.
Винная культура
Винодельческая продукция лучше всего продается в Северо-Западном федеральном округе. Лидером по потреблению вина является Санкт-Петербург, где за год было реализовано 11 л на каждого жителя, то есть почти в два раза больше, чем в среднем по стране. Далее с незначительным отрывом следуют Московская область (10,2 л), Карелия (9,9 л), Ленинградская область (9,6 л), Мурманская область (9,5 л), Ненецкий автономный округ (9,4 л), Калининградская область (9,2 л), Архангельская область (8,7 л) и Москва (8,5 л).
Регионы с наибольшими розничными продажами вина, литров на душу населения в 2023 г.
Меньше всего вина вновь потребляют на Кавказе и других национальных республиках. Антилидерами по розничным продажам винодельческой продукции стали Чечня (0,02 л на душу населения в 2023 году), Ингушетия (0,05 л), Дагестан (0,5 л), Кабардино-Балкария (0,6 л), Тыва (1 л), Карачаево-Черкесия (1 л), Северная Осетия (1,1 л), Калмыкия (1,4 л), Бурятия (2,8 л), Астраханская область (3 л).
Регионы с наименьшими розничными продажами вина, литров на душу населения в 2023 г.
Хмельное потребление
Потребление пива, а также сидра, пуаре и медовухи в меньшей степени разнится от региона к региону в отличие от прочих видов алкоголя. Больше всего пивоваренной продукции на душу населения в 2023 году было продано в Еврейской автономной области (99,4 л), Ненецком автономном округе (89,5 л), Хакасии (87,4 л), Мурманской области (86,5 л), Амурской области (85,5 л), Коми (85,1 л), Свердловской области (83,3 л), Камчатском крае (82,4 л), Сахалинской области (81,5 л) и Кировской области (80,4 л).
Регионы с наибольшими розничными продажами пива, литров на душу населения в 2023 г.
Между тем близки к нулю продажи пива, сидра, пуаре и медовухи в Ингушетии (0,0 л на душу населения в 2023 году), также минимум пенного напитка потребляют в Чечне (2,2 л), Дагестане (6,3 л), Кабардино-Балкарии (7,4 л), Северной Осетии (7,9 л), Карачаево-Черкесии (8,7 л). Кроме того, в десятку антирейтинга вошли Ставропольский край (27 л), Тыва (33,3 л), Москва (35,5 л) и Ростовская область (37,1 л), где продажи пивоваренной продукции на душу населения хоть и ниже, но не критически отстают от среднероссийского значения.
Регионы с наименьшими розничными продажами пива, литров на душу населения в 2023 г.
"Традиционно больше всего крепкого алкоголя употребляют в регионах с суровым климатом, в то время как в кавказских республиках распитие спиртного сведено к минимуму. Однако стоит учитывать, что еще сохраняется теневой рынок алкоголя, не учитывающийся в официальной статистике продаж. Также важно отметить, что особенно высокий рост продаж крепкого алкоголя не в полной мере отражает общую структуру потребления. Мы видим, что в 2023 году часть россиян переключилась с водки на коньяк, ром, джин и другие высокоградусные напитки, отечественное производство которых заметно расширилось. Эти напитки обычно употребляются в разбавленном виде и служат основой для коктейлей: постепенный отказ от употребления в чистом виде крепкого алкоголя является общемировым трендом, которому в целом следует и Россия. Потребление вина в 2023 году также подросло, но не вернулось на прежние уровни, что связано с повышенным ростом цен на винную продукцию, который, как ожидается, будет давить на спрос и в 2024 году. Продажи пива, как и крепкого спиртного, достигли максимума. В целом вся линейка алкогольной продукции продолжит дорожать в связи с увеличением акцизов, стоимости логистики, сырья, расходов на аренду и персонал. Поэтому потребители и дальше будут искать альтернативу привычным брендам", - рассказывает член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.