Рост налоговых поступлений в 2023 году едва превысил инфляцию
5 марта 2024
Скачать xlsxНалоговые сборы в консолидированный бюджет России в 2023 году увеличились относительно 2022 года на 7,7%, до 36,2 трлн руб., подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой группы FinExpertiza. Из-за сокращения сырьевых налогов рост совокупных сборов замедлился по сравнению с первым годом санкций в два раза и лишь немногим превысил инфляцию.
Собираемость налогов выросла в 4/5 регионов. Наиболее заметный рост отмечался в Москве (+1,95 трлн руб.), Санкт-Петербурге (+582 млрд руб.), Московской области (+287 млрд руб.), Свердловской области (+160 млрд руб.) и Ленинградской области (+144 млрд руб.).
Самое же значительное сокращение налоговых поступлений произошло в Иркутской области (-1,3 трлн руб.), Ханты-Мансийском автономном округе (-724 млрд руб.), Якутии (-128 млрд руб.), Ненецком автономном округе (-120 млрд руб.) и Сахалинской области (-100 млрд руб.).
Налоги держат планку
Расчеты основаны на статистике Федеральной налоговой службы по форме №1-НМ о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней. В общую сумму налоговых сборов включены все поступления, администрируемые налоговыми органами, за исключением страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Налоговые сборы в бюджетную систему РФ в 2023 году составили 36,2 трлн руб., увеличившись по сравнению с 2022 годом на 7,7%, или на 2,6 трлн руб. С учетом среднегодовой инфляции (5,9%) в реальном выражении налоговые доходы государства относительно предыдущего года фактически не изменились. В предшествующие два года доходы, администрируемые ФНС, росли гораздо большими темпами: в первый год санкций (2022-й) - на 17,7% (то есть в два с лишним раза сильнее, чем в 2023-м), в постковидном 2021-м - на 35,8%. В пандемийном 2020 году поступления налогов снижались на 7,6%.
В течение 2023 года налоговые поступления стали стабильно превышать прошлогодние лишь во второй половине года. В январе и феврале сборы налогов так и вовсе обвалились, что было связано со вступлением в силу эмбарго на экспорт российской нефти и нефтепродуктов в Евросоюз и вводом ценового потолка при поставках энергоносителей в третьи страны. В марте налоговые доходы резко скакнули вверх, однако во многом этому способствовал фактор сезонности, поскольку в первый месяц весны предприятия доплачивают часть налогов за предшествующий календарный год. В апреле и мае налоговые сборы вновь были ниже, чем год назад. Накопленным итогом поступления налогов начали опережать прошлогодние лишь с августа, когда российские сырьевые компании выстроили логистику поставок углеводородов в дружественные страны, а курс рубля ослаб, что обеспечило увеличение нефтегазовых доходов в национальной валюте. Впрочем, поступления именно сырьевых налогов в казну по итогам 2023 года все равно оказались ниже, чем в 2022-м.
Налоговые сборы в консолидированный бюджет РФ по месяцам, трлн руб.
Свыше четверти (27,3%, или 9,9 трлн руб.) всех налоговых сборов в бюджетную систему РФ пришлось на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - при этом по сравнению с 2022 годом его поступления уменьшились на 10%, или на 1,1 трлн руб. Практически весь НДПИ направляется в федеральный бюджет, за исключением сборов с добытчиков угля, железной руды и алмазов, часть из которых остается в региональных бюджетах.
Более пятой части (21,9%, или 7,9 трлн руб.) налоговых доходов государства составили поступления от налога на прибыль организаций (общая налоговая ставка составляет 20%, из которых 3 процентных пункта зачисляются в федеральный бюджет, а 17 п. п. - в бюджет региона). Его сборы благодаря позитивным финансовым результатам корпоративного сектора во втором полугодии увеличились в 2023 году на 24,6%, или на 1,6 трлн руб. Плюс к этому с бизнеса разово взяли 315,5 млрд руб. налога на сверхприбыль за предыдущие годы, который уплатили компании, чья средняя прибыль за 2021-2022 годы превысила 1 млрд руб.
Также пятая часть налогов (19,9%, или 7,2 трлн руб. - направлены в федеральный бюджет) пришлась на внутренний НДС (рост на 10,7%, или на 0,7 трлн руб.). Немногим менее составили сборы налога на доходы физических лиц - 6,5 трлн руб., или 18,1% (практически полностью поступают в федеральный бюджет, за исключением части повышенного налога на высокие доходы), относительно 2022 года они увеличились на 14,1%, или на 0,8 трлн руб.
Кроме того, 1,7 трлн руб., или 4,7%, составили сборы налогов на имущество (поступают в региональные бюджеты; рост на 3,1%, или на 51 млрд руб. к прошлому году). А 3,6%, или 1,3 трлн руб., в структуре налоговых сборов составил налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД, поступает в федеральную казну; снижение на 23,3%, или на 0,4 трлн руб., к прошлому году).
Структура налоговых сборов в 2023 г.
Региональный прогресс
Среди всех собранных налогов 54,3% поступили в федеральную казну, 45,7% - в региональные бюджеты. Размер федеральной части увеличился к предшествующему году лишь на 1,1%, до 19,6 трлн руб., зато региональные налоговые доходы выросли на 16,9%, до 16,5 трлн руб. В 2022 году ситуация была противоположной: налоговые доходы федерального бюджета росли намного быстрее по сравнению с региональными сборами, что было обусловлено увеличенными поступлениями сырьевых налогов. В 2023 году сборы НДПИ и НДД сократились, зато существенно возросли поступления налога на прибыль и НДФЛ, главных доходных статей региональных бюджетов.
В 2023 году налоговые сборы выросли в 69 регионах, а сократились лишь в 16-ти, то есть примерно в каждом пятом субъекте.
Максимальный прирост налоговых сборов произошел в Москве - на 1,95 трлн руб., или на 39,3%, до 6,9 трлн руб. Из этой суммы в столичный бюджет поступило 3,8 трлн руб., или 55,3%, остальные налоги ушли в федеральный бюджет. Больше половины прироста обеспечили налог на прибыль и НДПИ, также существенно возросли поступления НДС, акцизов и НДФЛ.
В Санкт-Петербурге налоговые сборы увеличились на 582 млрд руб., или на 41,4%, до 2 трлн руб. (из этой суммы регион оставил себе 50,2%). Основная часть прибавки пришлась на налоги с газовой отрасли, также подросли сборы внутреннего НДС, восстановившиеся до уровня 2021 года. В то же время в Северной столице снизились поступления по налогу на прибыль.
На территории Московской области по сравнению с 2022 годом собрали на 287,1 млрд руб., или на 18,6%, больше налогов - всего 1,83 трлн (в региональный бюджет поступило 57% от этой суммы).
Также в десятку регионов с максимальным приростом налоговых сборов вошли Свердловская область (+160,4 млрд руб., или +27,2%, всего 751,1 млрд руб.; бюджет региона получил 57,3% от этой суммы), Ленинградская область (+143,7 млрд руб., или +34,8%, всего 556,6 млрд руб.; региону досталось 47,8%), Нижегородская область (+134,3 млрд руб., или +26,4%, всего 643,5 млрд руб.; региону досталось 58,1%), Пермский край (+127,7 млрд руб., или +16%, всего 928,3 млрд руб.; региону досталось 27,5%), Челябинская область (+108,7 млрд руб., +27,5%, всего 504,9 млрд руб.; региону досталось 51,9%), Краснодарский край (+105,9 млрд руб., или +20,1%, всего 632,4 млрд руб.; региону досталось 70,6%), и Самарская область (+100 млрд руб., или +11%, всего 1 трлн руб.; региону досталось 30,5%).
Регионы с максимальным приростом налоговых сборов в 2023 г.
Север сократил ренту
Уменьшение сборов отмечалось, прежде всего, в регионах, в которых большая часть поступлений приходится на сырьевые налоги, направляющиеся в федеральный бюджет. Это нефтегазовый Север, Сибирь и Дальний Восток.
Наибольшее сокращение налоговых сборов отмечалось в Иркутской области (на 1,3 трлн руб., или на 67,2%, до 651,3 млрд руб. - в регионе рухнули сборы налога на добычу газа, идущие в федеральную казну), Ханты-Мансийском автономном округе (на 723,5 млрд руб., или на 15,6%, до 3,9 трлн руб. - из-за снижения налогов на нефтедобычу) и Якутии (на 127,7 млрд руб., или на 23%, до 428,7 млрд руб. - также в связи с уменьшением налогов с нефтяников) - они вернулись примерно на уровень 2021 года. Снижение сборов произошло за счет их федеральной части, в то время как налоговые поступления, остающиеся в региональном бюджете, в этих трех субъектах, наоборот, выросли.
Также значительное уменьшение налоговых сборов фиксировалось в Ненецком автономном округе (-120,3 млрд руб., или -51,7%, до 112,6 млрд руб.), Сахалинской области (-99,7 млрд руб., или -20,9%, до 376,8 млрд руб.), Калининградской области (-38,4 млрд руб., или -23%, до 128,8 млрд руб.), Кемеровской области (-29,4 млрд руб., или -8,4%, до 322,6 млрд руб.), Тюменской области (-27,1 млрд руб., или -5,4%, до 470,1 млрд руб.), Красноярском крае (-21,6 млрд руб., или -2,5%, до 840,6 млрд руб.) и Республике Коми (-17,8 млрд руб., или -3,4%, до 508,9 млрд руб.).
Регионы с наибольшим сокращением налоговых сборов в 2023 г.
Сделали кассу
Региональными лидерами по совокупной сумме налоговых поступлений стали Москва (всего в столице было собрано 6,9 трлн руб., из них 3,1 трлн руб. ушли в федеральный бюджет, а 3,8 трлн руб. город оставил себе) и Ханты-Мансийский автономный округ (общие сборы 3,9 трлн руб., из них 3,4 трлн руб. - в федеральный, а 546 млрд руб. - в собственный бюджет). Причем, если в 2022 году налоговые сборы на территории Югры незначительно отставали от московских, то теперь в связи с сокращением налогов с нефтедобытчиков этот разрыв намного усилился.
Третье место, как и годом ранее, занял главный газоносный регион страны Ямало-Ненецкий автономный округ (всего на Ямале собрали 2,5 трлн руб. налогов, из которых 2,1 трлн руб. направились в федеральный, а 401 млрд руб. - в региональный бюджет). На четвертом месте расположился Санкт-Петербург (2 трлн руб.: 990 млрд руб. в федеральный, 997 млрд руб. в региональный бюджет), в 2022 году не входивший в пятерку лидеров.
В топ-10 также вошли Подмосковье (1,83 трлн руб.: 788 млрд руб. в федеральный, 1 трлн руб. в региональный бюджет), Татарстан (1,3 трлн руб.: 798 млрд руб. в федеральный, 511 млрд руб. в региональный бюджет), Самарская область (1 трлн руб.: 700 млрд руб. в федеральный, 307 млрд руб. в региональный бюджет), Пермский край (928 млрд руб.: 673 в федеральный, 255 млрд руб. в региональный бюджет), Красноярский край (841 млрд руб.: 448 млрд руб. в федеральный, 393 в региональный бюджет) и, наконец, Свердловская область (751 млрд руб.: 321 млрд руб. в федеральный, 430 млрд руб. в региональный бюджет).
Регионы с максимальными налоговыми сборами в 2023 г.
"Сокращение сырьевых налогов было компенсировано ростом поступлений налога на прибыль, НДФЛ и НДС. Этому способствовали рост деловой активности, прежде всего в промышленности, а также высокий потребительский спрос. Последние два фактора были обеспечены мощным бюджетным импульсом, стимулирующим расширение производства в обрабатывающем секторе и увеличение доходов населения за счет возросших зарплат и прочих выплат. Большую часть дополнительных налогов собрали в московской и петербургской агломерациях. А среди совокупных налоговых поступлений за 2023 год доля одной Москвы достигла 19,2% против 14,8% в 2022 году - прежде подобная степень концентрации налоговых сборов в столице наблюдалась в пандемийном 2020 году, когда коронакризис усилил региональные экономические дисбалансы. Теперь в плане не только налогового, но и общего экономического потенциала - за исключением Москвы, которая продолжает держать безусловную пальму первенства - толчок к развитию получили регионы базирования обрабатывающей промышленности. В то же время экономический потенциал регионов с сугубо сырьевой специализацией в 2023 году несколько снизился", - отмечает президент FinExpertiza Елена Трубникова.