Выбросы вредных веществ в воздух снизились до пятилетнего минимума
10 июля 2024
Скачать xlsxВ 2023 году российские предприятия и транспорт выбросили в атмосферу 22 млн тонн загрязняющих веществ - это на 1%, или на 229,2 тыс. тонн меньше, чем в 2022 году, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой группы FinExpertiza. Сокращение эмиссии загрязняющих веществ коснулось как предприятий, так и транспорта, в результате чего был достигнут рекордный минимум по выбросам за последние 5 лет. Если сопоставить общую массу выбросов за год с численностью населения, то на каждого жителя России в среднем пришлось 150,2 кг вредных веществ в атмосфере.
Наиболее заметно суммарные выбросы сократились в Ненецком автономном округе (-22,7%), Волгоградской области (-15,9%), Ямало-Ненецком автономном округе (-14,5%), Курганской области (-12,7%), Чувашии (-12%), Кемеровской области (-9,8%), Тюменской области (-6,7%), Оренбургской области (-6,5%), Самарской области (-5,4%) и Алтайском крае (-5,1%).
В ряде регионов, напротив, негативное воздействие на атмосферу существенно усилилось. Максимальный рост выбросов был зафиксирован в Калужской области (+44,7%), Сахалинской области (+28,4%), Марий Эл (+23,7%), Республике Алтай (+16,6%), Крыму (+13,2%), Пензенской области (+12,8%), Тыве (+12,7%), Ярославской области (+12,3%), Тамбовской области (+11,8%) и Мурманской области (+11,5%).
Больше всего загрязняющих веществ в среднем на жителя приходится в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах - 1,8 и 1,7 тонны на человека соответственно, Красноярском крае (950,3 кг на человека), Ханты-Мансийском автономном округе (727,1 кг на человека), Кемеровской области (584 кг на человека), а также в Коми, Магадане, на Чукотке, в Якутии и Вологодской области .
Минимальное количество вредных веществ приходится на среднего жителя Дагестана (17,6 кг на человека), Кабардино-Балкарии (21,8 кг на человека), Севастополя (27,7 кг на человека), Москвы (29,2 кг на человека), Чувашии (34,8 кг на человека), а также Санкт-Петербурга, Тывы, Ульяновской области, Северной Осетии и Московской области.
Пять лет чистоты
Расчеты основаны на данных Росприроднадзора: выбросы от стационарных источников оцениваются на основании отчетности 2-ТП (воздух), которую ежегодно сдают предприятия; выбросы от передвижных источников (автомобильного и железнодорожного транспорта) определяются расчетным путем.
Выбросы от автотранспорта рассчитываются на основании данных о количестве автотранспортных средств, зарегистрированных в каждом субъекте РФ (предоставляются Росприроднадзору Главным Управлением ГИБДД МВД России), с учетом таких факторов, как категория транспортного средства, экологический класс топлива, тип двигателя, также учитываются характеристики дорог (это могут быть дороги в крупных и малых городах либо в сельской местности). Выбросы от железнодорожного транспорта оцениваются в зависимости от количества израсходованного дизельного топлива.
В 2023 году российские предприятия выбросили в воздух на 1,3% меньше загрязняющих веществ, чем годом ранее - показатель снизился до 16,95 млн тонн с 17,17 млн тонн в 2022 году. Объем выхлопов от автомобилей сохранился примерно на том же уровне, сократившись на незначительные 0,2%, до 4,88 млн тонн. Железнодорожный же транспорт, напротив, стал выбрасывать в воздух на 1,2% больше вредных веществ - с 146 тыс. тонн в 2022 году до 147,8 тыс. тонн в 2023 году. Суммарный объем выбросов от стационарных и передвижных источников снизился по сравнению с предыдущим 2022 годом на 1% - с 22,2 млн тонн до 21,98 млн тонн - это рекордно низкое значение за последние 5 лет *.
Вклад эмитентов вредных веществ в общий объем загрязнений не изменился - на предприятия приходится 77%, на транспорт - 23%.
"В России растет индустриальная активность - только за минувший год промышленное производство показало рост на 3,5%. Такая динамика должна была бы повлечь за собой увеличение выбросов промышленности в атмосферу. Однако на протяжении последних лет мы наблюдаем другой устойчивый тренд: предприятия активно инвестируют в природоохранную деятельность. В частности, на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата в 2023 году российский бизнес потратил 271,5 млрд руб., что на 17,2% больше, чем годом ранее. Таким образом, в рамках наблюдаемого нами периода два разнонаправленных тренда практически уравновесили друг друга, вредное воздействие на атмосферу даже снизилось на 1%", - обращает внимание президент FinExpertiza Елена Трубникова.
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, 2019–2023 гг.
Зеленая треть
Снизить выбросы в атмосферу удалось предприятиям и транспорту чуть более чем в трети российских субъектов. Этого оказалось достаточно, чтобы общестрановой объем склонился в сторону уменьшения, так как положительные изменения коснулись и антилидеров по эмиссии среди регионов. Наилучшая динамика была зафиксирована в Ненецком автономном округе (уменьшение на 22,7%, до 69,5 тыс. тонн), Волгоградской области (-15,9%, до 253,7 тыс. тонн), Ямало-Ненецком автономном округе (-14,5%, до 902,5 тыс. тонн), Курганской области (-12,7%, до 56,1 тыс. тонн), Чувашии (-12%, до 40,7 тыс. тонн), Кемеровской области (-9,8%, до 1,5 млн тонн), Тюменской области (-6,7%, до 197,4 тыс. тонн), Оренбургской области (-6,5%, до 455,4 тыс. тонн), Самарской области (-5,4%, до 286,9 тыс. тонн) и Алтайском крае (-5,1%, до 458,6 тыс. тонн). Во всех названных регионах отмечалось сокращение выбросов предприятий; выбросы транспорта также уменьшились везде, кроме Ненецкого автономного округа, Оренбургской и Кемеровской областей. Половина этих субъектов также вошла в десятку по абсолютной величине выбросов.
Регионы с максимальным сокращением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2023 г.
Примерно в двух третях регионов объем выбросов увеличился. Наихудшую динамику показала Калужская область - там предприятиями и транспортом было выброшено в атмосферу на 44,7% больше загрязняющих веществ, чем в 2022 году (84,7 тыс. тонн). В первую очередь такой рост был обусловлен эффектом низкой базы, поскольку удельный вес этого региона в общероссийском объеме выбросов составлял всего 0,3%. Заметный рост эмиссии вредных веществ был выявлен также в Сахалинской области (+28,4%, до 114,4 тыс. тонн), Марий Эл (+23,7%, до 58,4 тыс. тонн), Республике Алтай (+16,6%, до 18,9 тыс. тонн), Крыму (+13,2%, до 98,9 тыс. тонн), Пензенской области (+12,8%, до 60 тыс. тонн), Тыве (+12,7%, до 14 тыс. тонн), Ярославской области (+12,3%, до 122,9 тыс. тонн), Тамбовской области (+11,8%, до 129,8 тыс. тонн) и Мурманской области (+11,5%, до 172,4 тыс. тонн). Во всех регионах, вошедших в антирейтинг, был отмечен рост выбросов со стороны предприятий, объем же транспортных выхлопов увеличился везде, кроме Марий Эл, Пензенской, Ярославской и Тамбовской областей.
Регионы с максимальным ростом выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2023 г.
Душные лидеры
По абсолютному объему выбросов в атмосферу лидируют преимущественно регионы с развитой промышленностью: Красноярский край (в 2023 году предприятия и транспорт эмитировали 2,7 млн тонн вредных веществ, что составляет 12,3% всех выбросов по стране), Кемеровская область (1,49 млн тонн, или 6,8%), Ханты-Мансийский автономный округ (1,27 млн тонн, или 5,8%), Свердловская область (974,6 тыс. тонн, или 4,4%), Ямало-Ненецкий автономный округ (902,5 тыс. тонн, или 4,1%), Иркутская область (823,1 тыс. тонн, или 3,7%), Башкортостан (582 тыс. тонн, или 2,6%), Челябинская область (525,1 тыс. тонн, или 2,4%). Ввиду развитой автотранспортной инфраструктуры, а соответственно и высоких объемов выхлопов, в рейтинг также попал Алтайский край (458,6 тыс. тонн, или 2,1%). Замыкает десятку Оренбургская область (455,4 тыс. тонн, или 2,1%).
Минимальный объем выбросов сгенерировали промышленность и транспорт Тывы - всего 14 тыс. тонн, Калмыкии (15,4 тыс. тонн), Севастополя (15,5 тыс. тонн), Республики Алтай (18,9 тыс. тонн), Кабардино-Балкарии (19,7 тыс. тонн), Чукотского автономного округа (21,4 тыс. тонн), Карачаево-Черкесии (23,7 тыс. тонн), Еврейской автономной области (25,3 тыс. тонн), Ингушетии (26,2 тыс. тонн), Северной Осетии (30,8 тыс. тонн). За исключением Чукотки с ее минерально-сырьевой направленностью, это небогатые аграрные регионы.
В Москве за 2023 год стационарными и передвижными источниками было выброшено в атмосферу 383,3 тыс. тонн загрязняющих веществ (18-е место среди регионов, 1,7% от общероссийских выбросов), в Санкт-Петербурге почти вдвое меньше - 208,5 тыс. тонн (32-е место, 0,9%). Большую часть выбросов в двух столицах продолжает генерировать транспорт: в Москве - 84%, в Петербурге - 68%.
Регионы с максимальной и минимальной массой выбросов загрязняющих веществ в 2023 г., тыс. тонн
Выбросы на душу
При сопоставлении суммарной массы выбросов с численностью населения необходимо учитывать, что подобный пересчет не отражает концентрацию вредных веществ в воздухе. Это условный показатель, который выступает в качестве одного из экологических критериев для сравнения разных территорий. Очевидно, что атмосферные загрязнения не распределяются равномерно по территории региона, а обнаруживают наивысшую концентрацию в непосредственной близости от промышленных объектов и автомагистралей. При этом, как следует из указанного соотношения, чем меньше людей проживает в конкретном регионе, тем большая масса выбросов приходится на каждого человека. В столичных густонаселенных регионах наблюдается обратный эффект: объем выбросов распределяется на большое число жителей, в результате на каждого из них приходится сравнительно низкое значение показателя.
В 2023 году на одного россиянина (для расчета использовалась среднегодовая численность населения) приходилось в среднем 150,2 кг загрязняющих веществ от промышленности и транспорта. В зависимости от региона этот показатель варьировался от 17,6 кг до 1,76 тонн на душу, то есть в 100 раз.
Наибольший объем выбросов в пересчете на одного жителя был выявлен в Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах (1,76 и 1,66 тонн), что обусловлено развитой нефтегазовой промышленностью на фоне малонаселенности этих регионов. Далее со значительным отрывом следуют Красноярский край (950,3 кг на человека), Ханты-Мансийский автономный округ (727,1 кг на человека), Кемеровская область (584 кг на человека), Коми (540,2 кг на человека), Магаданская область (517,3 кг на человека), Чукотский автономный округ (446,9 кг на человека), Якутия (387,9 кг на человека) и Вологодская область (354,7 кг на человека).
Минимальные удельные выбросы на жителя фиксировались в Дагестане (17,6 кг на человека), Кабардино-Балкарии (21,8 кг), Севастополе (27,7 кг), Москве (29,2 кг), Чувашии (34,8 кг), Санкт-Петербурге (37,2 кг), Тыве (41,5 кг), Ульяновской области (41,5 кг), Северной Осетии (45,4 кг), а также Московской области (46,9 кг).
Регионы с максимальными и минимальными выбросами на человека в 2023 г., кг
Выбросы на единицу площади
Масштабность выбросов загрязняющих веществ со стороны промышленности и транспорта также можно условно оценить, сопоставив их общую массу с площадью территории. В целом по стране на 1 кв. км приходится 1,3 тонны выбросов загрязняющих веществ в год. В зависимости же от региона объемы выбросов на единицу площади могут исчисляться как сотнями тонн, так и десятками килограмм.
Так, максимальное значение показателя весьма закономерно принадлежит Москве (149,7 тонн на один квадратный километр) и Санкт-Петербургу (144,9 т/кв. км). Далее с огромным отрывом следуют Севастополь (17,3 т/кв. км), Кемеровская область (15,6 т/кв. км), Липецкая область (14,7 т/кв. км), Московская область (9,1 т/кв. км), Белгородская область (7,6 т/кв. км), Чечня (7,5 т/кв. км), Ингушетия (7,2 т/кв. км) и Тульская область (6,7 т/кв. км).
Минимальные показатели были зафиксированы на Чукотке (30 кг/кв. км) и в Тыве (80 кг/кв. км), далее следует Якутия (130 кг/кв. км), Магаданская область (150 кг/кв. км), Камчатский край (160 кг/кв. км), Республика Алтай (200 кг/кв. км), Калмыкия (210 кг/кв. км), Хабаровский край (260 кг/кв. км), Архангельская область (350 кг/кв. км), а также Забайкальский край (370 кг/кв. км).
Выбросы загрязняющих веществ на единицу площади в 2023 г., т / кв. км
* Ограничение временного ряда 2019-м годом обусловлено сопоставимостью данных. До 2019 года Росприроднадзор использовал старую методологию подсчета автомобильных выхлопов, основанную на усредненном подходе, в связи с чем порядок цифр за предыдущие периоды значительно отличался от показателей за последние пять лет в большую сторону. Уточнение методики коснулось только автотранспорта, выбросы железнодорожного транспорта рассчитываются согласно прежней методологии.