Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет и налогообложение

Бухгалтерский учет

С 1 января 2010 года будут сокращены сроки амортизации отдельных видов основных средств.

Внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

В частности, в третью амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно отнесены сооружения для поддержания пластового давления (ОКОФ 12 4521152), а также сеть нефтегазосборная (ОКОФ 12 4521173), отнесенные ранее в четвертую группу со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. Также к третьей амортизационной группе отнесены включенные ранее в 5 амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно скважины газовые для эксплуатационного бурения (ОКОФ 12 4521332) и станки-качалки (ОКОФ 14 2928471).

(Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 165 "О внесении изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы")


Вернуться в начало


Налогообложение

Внесено дополнение в перечень офшорных зон, утвержденный в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В "Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны)", утвержденный Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 N 108н в целях налогообложения налогом на прибыль организаций, включена Республика Сейшельские Острова. Налогоплательщики, получающие дивиденды от иностранных компаний, зарегистрированных на Сейшельских Островах, не смогут претендовать на нулевую ставку налога на прибыль с дивидендов.

(Приказ Минфина РФ от 02.02.2009 № 10н "О внесении изменения в приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. № 108н")

Минфином РФ разъяснен порядок представления стандартного налогового вычета по НДФЛ в двойном размере единственному родителю.

С 1 января 2009 г. налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю (п. 4 ст. 218 НК РФ).

Понятие "единственный родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, разъяснили финансисты, и стандартный налоговый вычет в двойном размере предоставляется на основании свидетельства о смерти второго родителя.

Предоставление стандартного налогового вычета в двойном размере единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

(Письмо Минфина РФ от 19.01.09 № 03-04-05-01/14)

Минфин России упорядочивает свою нормативно-правовую базу.

Утрачивает силу ряд приказов Минфина РФ, в том числе: Приказ Минфина РФ от 31.12.2002 N 142н "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета"; Приказ Минфина РФ от 10.06.2003 N 50н "Об утверждении Порядка доведения через федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета"; Приказ Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н "О Порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности", а также приказы, вносящие изменения в названные документы.

(Приказ Минфина РФ от 23.12.2008 № 144н "О признании утратившими силу приказов Министерства Финансов Российской Федерации")

Для "упрощенцев": Минфин разъяснил, что перенести убытки прошлых лет в полном объеме можно уже в декларации за 2008 год.

Письмом Минфина России от 31.12.08 № 03-00-08/44 разъяснено, что поправки в НК РФ (имеется в виду закон от 22.07.08 № 155-ФЗ), устанавливающие новый порядок переноса убытка, полученного по итогам предшествующих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды, вступили в силу 1 января 2009 года.

Поэтому налогоплательщики упрощенной системы налогообложения, применяющие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе применять новый порядок учета убытков, полученных в предшествующий налоговый период, в 2009 году при исчислении налоговой базы за налоговый период 2008 год.

По строке 050 раздела 2 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (утв. приказом Минфина России от 17.01.06 № 7н), представляемой налогоплательщиками за 2008 год, может быть отражен убыток, полученный в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах), в полной сумме.

(Письмо Минфина России от 31.12.08 № 03-00-08/44)

Акцизы в отношении нефтепродуктов: ситуация после 1 января.

Минфин разъяснил порядок применения с 1 января 2009 года акцизов в отношении нефтепродуктов, полученных в результате смешения.

Письмом от 10.02.09 № 03-07-06/10 разъяснено, что смешение подакцизных товаров признается процессом производства для целей применения акцизов только в том случае, если ставка акциза на товар, полученный в результате смешения, выше ставок акциза каждого из подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

В случае если ставка акциза на товар, полученный в результате смешения, равна или ниже ставки акциза хотя бы на один из товаров, использованных в качестве сырья, то такие операции по смешению производством подакцизных товаров не признаются. Соответственно, лица, их осуществляющие, налогоплательщиками акциза не являются.

(Письмо Минфина РФ от 10.02.09 № 03-07-06/10)


Вернуться в начало


Правовые новости

Судебная практика

ВАС России встал на сторону налогоплательщиков, указав, что проставление факсимильной подписи не препятствует налоговому вычету.

Определением ВАС России разъяснено, что проставление на счетах-фактурах факсимильной подписи при наличии соглашения об этом не свидетельствует о нарушении обществом требований, установленных статьей 169 НК РФ.

(Определение ВАС России от 13.02.2009 № ВАС-16068/08)

Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество) на основании договора купли-продажи приобрело в собственность объект незавершенного строительства, готовый на 52 процента. На обращение Общества с заявлением о продаже ему участка, на котором расположен объект, в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса РФ, мэрия ему отказала.

Президиум ВАС РФ отметил, что, хотя в статье 36 Земельного кодекса РФ (исключительное право на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в Законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".К настоящему делу данные случаи не относятся.

При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений статьи 36 Земельного кодекса РФ к объектам незавершенного строительства исключается в связи с тем, что в отличие от зданий, строений или сооружений они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода их в эксплуатацию.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 8985/08)

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) поставил точку в спорах о том, могут ли компании, арендующие офисы, возмещать налог на добавленную стоимость (НДС), входящий в оплату коммунальных услуг.

25.02.09 Президиум ВАС вынес решение в пользу компании "Офис-центр", которой налоговая инспекция отказала в возмещении НДС по расходам на электроэнергию и коммунальные платежи, поскольку они не относятся к арендным платежам. По мнению налоговиков, фактически услуги оказаны не арендатору - компании "Офис-центр", а арендодателю, который просто переоформил счета-фактуры, предъявив их арендатору офиса, а значит, право на возмещение НДС у компании "Офис-центр" не возникает.

Отрицательное отношение налоговых органов к перевыставлению расходов и НДС на коммунальные услуги от арендодателей к арендаторам имеет долгую историю. Судебная практика по этому вопросу была противоречива.

После того как президиум ВАС вынес свое решение, нижестоящие суды будут обязаны на него ориентироваться.

(По материалам Ксении Батановой "Газета", №33 от 26.02.2009г)

Ливневая канализация налогом на имущество не облагается.

По результатам проверки налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на имущество. Причиной доначисления явилось то, что предприятие, по мнению налогового органа, неправомерно применило льготу, предусмотренную подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ, и на этом основании не облагало налогом на имущество ливневые канализации.

Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы). Понятие природных ресурсов содержится в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно которой природные ресурсы представляют собой компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты.

В свою очередь под природно-антропогенным объектом понимается природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Таким образом, можно сделать вывод, что ливневые канализации являются природно-антропогенными объектами, и относятся к иным объектам природопользования, предусмотренным пунктом 1 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ Федерации, а потому не являются объектом налогообложения по налогу на имущество.

(Постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского Округа от 3 февраля 2009 г. по делу N А65-7576/2008)


Вернуться в начало


Финансы

Изменены требования к размеру уставного капитала и минимальному размеру собственных средств кредитной организации.

Установлено, что минимальный размер уставного капитала и минимальный размер собственных средств банка должен составлять 180 миллионов рублей (до внесения изменений - рублевый эквивалент 5 миллионов евро). Для получения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств действующего банка должен составлять не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей (ранее - не менее суммы рублевого эквивалента 100 миллионов евро).

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручениям юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций должен составлять 90 миллионов рублей, а не ходатайствующей о получении такой лицензии - 18 миллионов рублей (до внесения изменений минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации на день подачи ходатайства должен был составлять сумму рублевого эквивалента 500 тысяч евро).

Установлен порядок увеличения до 1 января 2012 года собственных средств банков, имеющих на 1 января 2007 года собственные средства менее 180 миллионов рублей, до суммы 180 миллионов рублей.

(Федеральный закон от 28.02.2009 N 28-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности")

Определен порядок применения платежных требований в электронной форме при осуществлении безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России.

Соответствующие дополнения внесены в Указание Банка России, устанавливающее порядок применения кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России, не являющимися кредитными организациями (филиалами), расчетных документов в электронной форме. Указание вступит в силу с 1 декабря 2009 года.

(Указание ЦБ РФ от 12.02.2009 № 2186-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 24 апреля 2003 года № 1274-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России")

Банк России разъяснил применение изданных им указаний по вопросам формирования резервов на возможные потери по ссудам.

Разъяснены порядок принятия в кредитной организации решений об оценке обслуживания долга, некоторые вопросы оценки кредитной организацией прогноза по восстановлению заемщиками нормальной финансово-хозяйственной деятельности, а также порядок заполнения формы отчетности о качестве активов кредитной организации.

(Письмо ЦБ РФ от 25.02.2009 N 29-Т "О применении нормативных актов Банка России по вопросам формирования резервов на возможные потери по ссудам")

Банк России сообщил об источнике информации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Банк России проинформировал, что заявления международных организаций, занимающихся разработкой мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФАТФ, МАНИВЭЛ, ЕАГ и др.), принятые по итогам пленарных заседаний, размещаются на официальном сайте Росфинмониторинга. Кредитным организациям рекомендовано принимать во внимание указанную информацию.

(Письмо ЦБ РФ ОТ 27.02.2009 N 31-Т "Об информации, размещаемой на сайте Росфинмониторинга")

Установлен порядок представления органами и агентами валютного контроля уполномоченному органу валютного контроля необходимых для осуществления его функций документов и информации.

Утвержденными Правилами предусмотрено, в частности, что предоставление в Росфиннадзор документов и информации осуществляется Центральным банком РФ, Федеральной налоговой службой, Федеральной таможенной службой и их территориальными органами, уполномоченными банками (их филиалами), подотчетными ЦБ РФ, государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (ее филиалами), а также не являющимися уполномоченным банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Документы и информация, связанные с проведением валютных операций, предоставляются в уполномоченный орган по запросу.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 07.02.2007 N 80 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации".

(Постановление Правительства РФ ОТ 24.02.2009 N 166 "О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для осуществления его функций документов и информации")


Вернуться в начало


Таможня

В Москве проводится реорганизация таможенных органов.

Приказом ФТС РФ утвержден новый Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА. Ранее в перечне были поименованы Московская восточная, западная и южная таможни, подчиненные Центральному таможенному управлению. Теперь - только Московская таможня с двумя таможенными постами: Выставочный таможенный пост и ОТОиТК N 2 Выставочного таможенного поста.

(Приказ ФТС РФ от 05.02.2009 N 123 "о внесении изменений в приказ ФТС РОССИИ от 20 ИЮНЯ 2005 Г. N 558")

Утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых молочных продуктов.

Установлено, в частности, что ввоз молока в первичных упаковках нетто-объемом не более 0,35 л, для детского питания (код ТН ВЭД 0401 20 110 1) будет осуществляться по ставке ввозной таможенной пошлины в размере 15 процентов от таможенной стоимости; творога в первичных упаковках нетто-массой не более 200 г, для детского питания (код ТН ВЭД 0406 10 200 2) - по ставке таможенной пошлины в размере 15 процентов от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1 кг.

(Постановление Правительства РФ от 26.02.2009 N 173 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых молочных продуктов")

Сроком на 9 месяцев утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении моторных транспортных средств специального назначения.

Установлено, в частности, что ввоз транспортных средств пожарных новых (код ТН ВЭД 8705 30 000 1) будет осуществляться по ставке ввозной таможенной пошлины в размере 5 процентов от таможенной стоимости; транспортных средств пожарных, бывших в эксплуатации (код ТН ВЭД 8705 30 000 5), - по ставке 4,4 евро за 1 куб. см объема двигателя. Ввоз автобетономешалок новых (код ТН ВЭД 8705 40 000 1) будет осуществляться по ставке 25 процентов от таможенной стоимости; автобетономешалок, бывших в эксплуатации (код ТН ВЭД 8705 40 000 5), - по ставке 4,4 евро за 1 куб. см объема двигателя.

(Постановление Правительства РФ от 26.02.2009 N 174 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении моторных транспортных средств специального назначения")

С 1 марта 2009 года ввоз отдельных видов оборудования для медицинской промышленности будет осуществляться по ставкам таможенных пошлин, действующим на постоянной основе.

Ранее ставки ввозных таможенных пошлин в размере, равном нулю, в отношении отдельных видов оборудования для медицинской промышленности (коды ТН ВЭД РФ 8422 30 000 1 и 8422 40 000 1) были утверждены сроком на 9 месяцев.

(Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 144 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов оборудования для медицинской промышленности")

Сроком на 9 месяцев утверждены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных асинхронных электродвигателей.

Установлено, в частности, что ввоз двигателей асинхронных мощностью не более 750 Вт (код ТН ВЭД РФ 8501 51 000 1) будет осуществляться по ставке ввозной таможенной пошлины в размере 10 процентов от таможенной стоимости, но не менее 10 евро за 1 штуку, а мощностью более 750 Вт, но не более 7,5 кВт (код ТН ВЭД РФ 8501 52 200 1) - по ставке таможенной пошлины в размере 10 процентов от таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 штуку. Постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 152 "О внесении изменений в таможенный тариф Российской Федерации в отношении отдельных асинхронных электродвигателей")


Вернуться в начало


Прочее

При оказании услуг в выставляемых счетах-фактурах в строках 3 "Грузоотправитель и его адрес" и 4 "Грузополучатель и его адрес" следует проставлять прочерки.

И, как разъяснил Минфин России, проставление в строках 3 и 4 счета-фактуры по оказанным услугам прочерков не является основанием для отказа в вычете предъявленных сумм НДС.

Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.

(Письмо Минфина РФ от 22.01.09 № 03-07-09/03)

Минфин разъяснил, как получить налоговую отсрочку физическому лицу.

Освобождение от налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), как правило, НК РФ не предусмотрено.

Однако, как разъяснено в письме от 23.01.09 № 03-04-05-01/20, если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога, налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой им суммы задолженности.

Налогоплательщик вправе обратиться в ФНС России, уполномоченную принимать решение об изменении срока уплаты налога на доходы физических лиц, с просьбой о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога с предоставлением обосновывающих документов.

(Письмо Минфина РФ от 23.01.09 № 03-04-05-01/20)

Минфин высказался относительно права налоговиков истребовать документы.

Вправе ли налоговый орган выставлять налогоплательщику требование на представление документов для проведения камеральной налоговой проверки по истечении трех месяцев после подачи налоговой декларации?

Письмом от 18.02.09 № 03-02-07/1-75 разъяснено, что налоговый орган вправе истребовать документы, необходимые для проведения камеральной налоговой проверки, только в ходе ее проведения.

Следует помнить, продолжает далее Минфин, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (в частности истребовать документы в соответствии со ст. 93 и 93.1 НК РФ).

(Письмо Минфина РФ от 18.02.09 № 03-02-07/1-75)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.