Мониторинг законодательства



Налогобложение

Утвержден перечень оборудования, ввоз которого не облагается НДС.

Правительство наконец определилось с оборудованием, при ввозе которого не надо платить налога на добавленную стоимость (НДС).

Постановлением от 30.04.09 № 372 утвержден Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, ввоз которого не будет облагаться НДС.

(Постановление Правительства РФ от 30.04.09 № 372)

Президент подтвердил, что налог на недвижимость должен быть дифференцирован.

Об этом заявил президент РФ Д. Медведев на встрече с представителями партии эсеров в Госдуме.

Президент подтвердил основные тезисы относительно нового налога (прогрессивность и дифференциацию), ранее высказанные премьером В. Путиным.

Председатель Правительства РФ В. В. Путин провел расширенное заседание президиума Совета по развитию местного самоуправления.

Так, в своей речи премьер коснулся вопроса представления льгот по налогу на недвижимость.

Премьер подчеркнул, что налог должен быть увеличен для тех, кто имеет дорогое недвижимое имущество, большие участки земли, большие дома, дорогостоящие квартиры.

Льготный режим должен быть установлен для собственников "скромного имущества": небольших квартир, домов, земельных участков, садоводческих домиков и так далее.

(По материалам "Службы новостей TaxHelp.RU")

Разработаны поправки в статьи 212 и 220 НК РФ.

Депутаты Мособлдумы предлагают предоставлять имущественный налоговый вычет только по тем земельным участкам, которые приобретаются с жилым домом или в целях жилищного строительства.

Об этом сообщает пресс-служба Мособлдумы. Также решается вопрос об освобождении от налогообложения материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными и кредитными средствами, полученными на приобретение земельного участка при подтверждении права на получение имущественного налогового вычета на приобретение жилья.

(По материалам "Службы новостей TaxHelp.RU")

Кто должен представлять электронные декларации.

Минфин России напомнил, для каких налогоплательщиков предусмотрена обязанность представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Минфин напомнил, что обязанность представлять налоговые декларации (расчеты) в электронном виде возложена на следующие категории налогоплательщиков:

  • среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел;
  • отнесенных к категории крупнейших (п. 3 ст. 80 НК РФ).

(Письмо Минфина РФ от 15.04.09 № 03-02-08/31)

В течение 2008 года московские налоговики вывели на чистую воду почти 7000 арендодателей.

По сообщению УФНС России по г. Москва, в 2008 году более 15,5 тысячи человек представили декларации о доходах, полученных от сдачи жилья в Москве.

Почти половина из них (6,8 тысячи человек) задекларировали доходы в результате контрольной работы налоговых органов.

Напомним, что недавно Головинский суд г. Москвы признал виновным в неуплате налогов от сдачи жилья в аренду г-на В. Аракчеева (статья 198 УК РФ). Согласно приговору, два года сдачи жилья на Ленинградском шоссе (37 000 руб. в месяц) обойдутся осужденному в штраф 100 тыс. руб. плюс 115 440 руб. неуплаченного налога. Не считая судимости.

(По материалам "Службы новостей TaxHelp.RU")

В Госдуму РФ поступил на рассмотрение законопроект, предусматривающий расширение полномочий налоговых органов при проведении проверок.

Не успел закон об ограничении неналоговых проверок вступить в силу, как в Госдуму уже поступил законопроект, расширяющий права налоговиков при проведении проверок.

Его разработчики предлагают поправки в статью 92 НК РФ, которые разрешали бы проведение осмотра документов и предметов, принадлежащих налогоплательщику по мере поступления сведений и информации о деятельности налогоплательщика.

А не только если эти документы (предметы) были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца на проведение осмотра.

(По материалам "Службы новостей TaxHelp.RU")

Утверждена новая льгота по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ).

Президент Д. Медведев подписал Федеральный закон "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Этот закон, который вступает в силу задним числом, с 1 января 2009 года, освобождает от уплаты НДФЛ компенсацию, которая выплачивается родителями за содержание ребенка в дошкольных образовательных учреждениях.

(По материалам "Службы новостей TaxHelp.RU")


Вернуться в начало


Таможня

В отношении отдельных видов гражданских самолетов установлены ставки ввозных таможенных пошлин, которые применяются с 16 апреля 2009 года.

По ставке ввозной таможенной пошлины в размере 20 процентов от таможенной стоимости будет осуществляться ввоз гражданских самолетов с количеством посадочных мест более чем на 19 человек, но не более чем на 200 человек (код ТН ВЭД РФ 8802 40 000 3). В отношении гражданских самолетов с массой пустого снаряженного аппарата не более 20000 кг и с количеством посадочных мест не более чем на 19 человек ставка таможенной пошлины установлена в размере, равном нулю.

(Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 379 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов гражданских самолетов")

Установлен перечень соковой продукции из фруктов и (или) овощей, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при ввозе в РФ.

Это, в частности, томатный сок, овощное и фруктовое пюре, фруктовые соки, фруктовые и (или) овощные нектары, сокосодержащие напитки, морсы.

При ввозе указанных товаров одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании. Документы о подтверждении соответствия необходимы, если названная продукция подлежит отчуждению либо использованию по назначению на территории РФ. Постановление вступает в силу с 29 апреля 2009 г.

(Постановление Правительства РФ от 29 апреля 2009 г. N 369 "Об утверждении списка соковой продукции из фруктов и (или) овощей, подлежащей обязательному подтверждению соответствия при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации")


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 мая вступил в силу новый закон о проверках предпринимателей.

Отныне контролеры не имею права планово проверять компанию или предпринимателя чаще, чем один раз в три года. При этом срок проверки строго ограничен - не более 20 рабочих дней, а внеплановая ревизия проводится только в том случае, если поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также жалоба на нарушение прав потребителей. Для малого и среднего бизнеса предусмотрены особые привилегии в части внеплановых проверок - такие проверки разрешаются после того, как получено добро от прокуратуры. Причем в отношении компаний, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства, срок выездных проверок ограничен суммарным годовым лимитом в размере 50 часов, а в отношении микропредприятий - 15 часов.

(Федеральный закон от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")

Скорректирован перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства РФ и аппараты торговых советников посольств РФ преобразуются в торговые представительства РФ.

Пункт 30 названного Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.06.2005 N 401 "Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах", изложен в новой редакции. Слова "Сербия и Черногория" заменены словами "Республика Сербия".

(Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 380 "О внесении изменения в перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства РФ и аппараты торговых советников посольств РФ преобразуются в торговые представительства РФ")

На МЧС РФ возложена аккредитация органов по сертификации, а также испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности.

Полномочия по аккредитации будут осуществляться в пределах установленной Президентом РФ предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов МЧС РФ, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

(Постановление Правительства РФ от 30.04.2009 N 373 "Об органе по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции требованиям пожарной безопасности")

1 мая вступил в силу Технический регламент о требованиях пожарной безопасности.

Он утвержден Федеральным законом от 22.07.08 № 123-ФЗ и устанавливает исчерпывающий перечень обязательных для выполнения требований пожарной безопасности.

Теперь собственник вправе выбрать вариант противопожарной защиты своего имущества. Единственное требование: это должен быть вариант, который не наносит ущерб жизни и здоровью человека.

Внимание: Техрегламент не распространяется на ранее построенные здания и сооружения – если только эксплуатация этих объектов приводит к недопустимому риску возникновения пожара, гибели людей при пожаре (степень риска определяет собственник).

(Федеральный закон от 22.07.08 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности")

На сайте Минфин размещен проект поправок в закон об аудиторской деятельности.

Напомним, что Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" вступил в силу 1 января 2009 года.

Внесены изменения в порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора. Установлено, что СРО аудиторов не может устанавливать требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора претенденту, зато вправе взимать плату за выдачу аттестата. Размер этой платы не должен превышать затраты на его изготовление и пересылку.

Сообщать о производственных травмах надо будет более оперативно.

Совет Федерации одобрил поправки, согласно которым работодатели будут сообщать в свое ФСС России о несчастных случаях на производстве в течение трех дней.

Напомним, что согласно нынешней редакции статьи 250 ТК РФ, работодатель обязан выдать в трехдневный срок акт о несчастном случае на производстве пострадавшему либо его законному представителю. Один экземпляр акта и копии материалов следует направить в ФСС России, однако срок для направления ТК РФ не устанавливает.

(По материалам "Службы новостей TaxHelp.RU")

Придется пересчитывать социальные пособия.

Федеральным законом от 28.04.09 № 78-ФЗ, подписанным накануне президентом страны Д. Медведевым, проиндексированы социальные пособия.

Размер единовременной выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве в 2009 году исчисляется исходя из максимальной суммы 58 500 руб., а ежемесячной – 45 020 руб.

Положения документа распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

(По материалам "Службы новостей TaxHelp.RU")

Увеличены нормативы затрат на проведение в 2009 году диспансеризации одного ребенка.

Затраты на проведение в 2009 году диспансеризации одного ребенка в возрасте от 0 до 4-х лет включительно составят 1877,5 рубля (в 2008 году - 1237,5 рубля), в возрасте от 5 до 17 лет включительно - в размере 2377,6 рубля (в 2008 году - 1532,0 рубля).

(Приказ Минздравсоцразвития РФ ОТ 17.04.2009 N 198н "О нормативах затрат на проведение в 2009 году диспансеризации одного ребенка")

Установлены случаи допустимости соглашений между банками и страховыми организациями (общие исключения).

Соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены. Но при определенных условиях такие соглашения могут быть признаны допустимыми.

Общие исключения относятся к соглашениям о порядке взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков банка (кроме страхования рисков при ипотечном кредитовании). Причем страхование рисков должно быть обязательным условием предоставления займа или кредитования заемщиков.

Соглашение признается допустимым, если банк принимает страховые полисы любой страховой организации, отвечающей требованиям банка и условиям предоставления страховой услуги. Также необходимо, чтобы одновременно выполнялись некоторые другие условия.

Так, в соглашении должен быть исчерпывающий перечень требований к страховой организации и условиям предоставления страховой услуги. Причем не могут предъявляться требования к размеру уставного капитала, страховых резервов, объему собранной страховой премии, опыта страховой деятельности, уровню рейтинга. Нельзя обязывать заемщика заключать договор страхования на весь срок кредитования, если последний превышает 1 год. Заемщикам необходимо предоставить возможность страховать риски в любой страховой организации, отвечающей установленным требованиям.

Общие исключения действуют в течение 5 лет со дня вступления постановления в силу.

(Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 386 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями")

Установлены общие принципы формирования и ведения Росохранкультурой единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России.

При выявлении объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, Росохранкультура и уполномоченные региональные органы исполнительной власти (далее - органы охраны объектов культурного наследия) осуществляют их государственный учет в специальных документах. Такими документами являются учетные карты. Они составляют часть Реестра и не подлежат уничтожению.

На основании решений органов государственной власти Росохранкультура включает в Реестр объекты культурного наследия путем присвоения им регистрационных номеров. Сведения и документы, представленные для принятия решения о включении объекта в Реестр, составляют учетное дело объекта, которое подлежит бессрочному хранению. Органы охраны объектов культурного наследия бесплатно предоставляют физическим и юридическим лицам из Реестра информацию о наименовании и виде объекта, времени возникновения или дате его создания, местонахождении, категории историко-культурного значения. Кроме того, могут предоставляться описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в Реестр, описание границ территории объекта, его фотография, сведения об госоргане, принявшем решение о включении в Реестр, а также сведения об этом решении.

Приказ вступает в силу с 1 января 2010 г.

(Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. N 37 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации")

Изменено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ уточнен порядок оценки имущества унитарного предприятия и акционерного общества, более 25% акций которого находится в государственной (муниципальной) собственности, при проведении в отношении них процедур банкротства. Так, отчет об оценке имущества указанных должников направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в уполномоченный Правительством РФ орган власти для подготовки заключения по нему. Полномочия по подготовке указанного заключения осуществляет Росимущество.

(Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 385 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом")


Вернуться в начало


Международные отношения

Скоррекирован перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства России и аппараты торговых советников российских посольств преобразуются в эти представительства.

Изменения обусловлены провозглашением 3 июня 2006 г. независимости Черногории.

(Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. N 380 "О внесении изменения в перечень иностранных государств, в которых сохраняются торговые представительства Российской Федерации и аппараты торговых советников посольств Российской Федерации преобразуются в торговые представительства Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Если налогоплательщик не находится по адресу, налоговый орган обязан известить иным доступным способом, в том числе по телефону.

Основанием для принятия решения об отказе в возмещении НДС в результате камеральной проверки послужили выводы налогового органа о неподтверждении права на налоговые вычеты в связи с непредставлением налогоплательщиком документов по требованию, которое было отправлено по юридическому адресу. Почтовый конверт был возвращен налоговому органу с отметкой почты о невручении почтового отправления "по указанному адресу не значится". Каких-либо попыток найти налогоплательщика налоговый орган предпринимать не стал, хотя исправно получал от последнего документы по телекоммуникационным каналам связи.

В изложенной ситуации налоговый орган действовал недобросовестно. Получив почтовый конверт с отметкой почтового отделения "по указанному адресу не значится", налоговый орган не предпринял иных мер по извещению налогоплательщика о выставлении требования, в том числе путем телефонограммы (информация о телефонном номере есть на декларации) или посредством электронной системы связи. Соответственно, можно утверждать, что налоговый орган не доказал факт надлежащего направления налогоплательщику требования на представление документов.

Отменяя решение о доначислении налога, суд указал, что налоговый орган не доказал отсутствия у налогоплательщика первичных документов на момент вынесения своих решений. Кроме того, обосновывая свое право, налогоплательщик вправе согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС РФ от 12.07.2006 г. N 267-О, представить необходимые документы непосредственно в суд.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 марта 2009 г. N КА-А40/2127-09)


Вернуться в начало


Прочее

Из-за долгосрочной командировки сотрудник утратил статус налогового резидента.

Письмом от 22.04.09 № 03-04-06-01/105 разъяснено, что если в текущем налоговом периоде работник приобретет статус налогового резидента и его налоговый статус более не изменится, по его доходам от источников в РФ сумму налога, ранее рассчитанную по "нерезидентской" ставке 30% следует пересчитать по ставке 13%.

Перерасчет сумм налога в связи с изменением налогового статуса производится после наступления даты, с которой налоговый статус налогоплательщика за текущий налоговый период поменяться не сможет, либо при окончательном определении его налогового статуса по итогам налогового периода.

Указанный перерасчет производится с начала налогового периода, в котором произошло изменение налогового статуса работника.

(Письмо Минфина РФ от 22.04.09 № 03-04-06-01/105)

Минфин разъяснил, как учитывается убыток от продажи автомобиля с увеличенным сроком использования.

Финансисты напомнили, что применение понижающего коэффициента в целях налогообложения прибыли увеличивает срок полезного использования в два раза.

Как разъяснено в письме Минфина от 20.04.09 № 03-03-06/1/262, убыток от реализации легкового автомобиля, амортизация по которому определялась с понижающим коэффициентом 0,5, учитывается для целей налогообложения прибыли в составе расходов равномерно в течение срока, исчисляемого как разница между сроком полезного использования, скорректированным на коэффициент 0,5 и фактическим сроком эксплуатации автомобиля до даты его реализации.

(Письмо Минфина РФ от 20.04.09 № 03-03-06/1/262)

Финансисты разъяснили особенности оформления счетов-фактур при лизинге.

Так, письмом Минфина России от 20.03.09 № 03-07-09/10 разъяснено, что в выставляемом лизингодателем счете-фактуре в графе 1 "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права" следует дать описание оказанных услуг.

Если в данной графе делается запись "Лизинговый платеж по договору лизинга от ... N ...", то она не является описанием фактически оказанных услуг и противоречит НК РФ.

Единица измерения, количество (объем) оказанных услуг отражаются в счете-фактуре при возможности их указания.

Если при оказании услуг финансовой аренды имущества эти показатели невозможно определить, то в соответствующих графах счета-фактуры проставляются прочерки.

(Письмо Минфина РФ от 20.03.09 № 03-07-09/10)

Минфин разъяснил, как платить ЕСН организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий.

Письмом от 24.04.09 № 03-04-06-02/31 разъяснено, что сумма единого социального налога (ЕСН) рассчитывается по каждому физическому лицу, а потом суммируется в целом по организации.

Поскольку в отношении выплат конкретным физическим лицам отрицательных начислений по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет, не образуется, то и в целом по организации отрицательных значений сумм данного налога также не образуется, разъяснил Минфин.

(Письмо Минфина РФ от 24.04.09 № 03-04-06-02/31)

Чем руководствоваться при исчислении земельного налога.

Если данные кадастрового учета на земельный участок не совпадают с показателем кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых округов по соответствующему виду разрешенного использования.

В письме от 20.04.09 № 03-05-05-02/18 Минфин России разъясняет, что определение налоговой базы по земельному налогу должно осуществляться организацией на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета.

(Письмо Минфина РФ от 20.04.09 № 03-05-05-02/18)

Когда банк вправе отказать налоговикам.

Вправе ли банк отказать в исполнении инкассового поручения налогового органа на перечисление взыскиваемых сумм в бюджетную систему РФ, присланного в банк с нарушением срока (п. 4 ст. 46 НК РФ)?

Письмом от 27.04.09 № 03-02-07/1-202 Минфин разъяснил, что статьей 46 НК РФ не предусмотрено право банков не исполнять поручение налогового органа на перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ в случае пропуска налоговым органом срока, указанного в пункте 4 данной статьи.

(Письмо Минфина РФ от 27.04.09 № 03-02-07/1-202)

Минфин издал письмо о позиции ведомства вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты вправе учитывать письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Данные разъяснения не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм и предписаний. В них выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных или коллективных обращениях граждан и организаций.

Соответствующие письма Минфина России не являются нормативно-правовыми актами. Выполнение письменных разъяснений признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Кроме того, если во время выполнения разъяснений возникла недоимка по налогам и сборам, на нее не начисляются пени.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 апреля 2009 г. N 03-02-08/28)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.