Мониторинг изменений за период 14.12.09 - 18.12.09



Правовые новости

Скорректированы объемы субсидий, выделяемые отдельным организациям в целях их поддержки в условиях финансового кризиса.

С 6 млрд руб. до 9 млрд руб. увеличен объем средств, предоставляемых российским организациям - экспортерам промышленных товаров на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в банках в 2005-2010 гг. для производства вывозимой продукции.

1,5 млрд руб. (вместо 2,5 млрд руб.) предусмотрены для российских организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008-2009 гг. в российских банках и в определенных международных финансовых организациях на технологическое перевооружение и (или) на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в 2009 г. для финансирования инвестиционных проектов по технологическому перевооружению.

С 2 млрд руб. до 0,95 млрд руб. уменьшен объем субсидий, выделяемых российским банкам на возмещение выпадающих доходов исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБР по кредитам, выданным физлицам на покупку отечественных автомобилей стоимостью не более 600 тыс. руб. и полной массой, не превышающей 3,5 т.

50 млн руб. (вместо 1 млрд руб.) выделяются российским лизинговым компаниям на частичное возмещение их затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на покупку автотранспортных средств российского производства для последующей передачи в лизинг. Напомним, что средства предоставляются при условии получения кредитов в российских банках в 2009 г. на срок не более 5 лет.

(Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2009 г. N 996 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации")

Утверждены единые перечни продукции, подлежащей обязательной сертификации, и продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Так, сертификации подлежат некоторые углеводороды, нефтепродукты, продукция для прокладки железных дорог и сборки вагонов, металлическая посуда, изделия из латекса и резины, паровые котлы, горно-шахтное оборудование, различное электрооборудование, лампы накаливания.

Во второй перечень вошли некоторые нефтяные смазочные масла, крепежные изделия общемашиностроительного применения, минеральные удобрения, пластмассовые бытовые изделия, товары бытовой химии, лакокрасочные материалы, электрооборудование, мебель, бумажные изделия и др.

Ранее утвержденные перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утратили силу. Постановление вступает в силу по истечении 2 месяцев со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

(Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии")

С 1 января 2010 г. вводится минимальная цена на отечественную и импортную водку для розничной продажи.

Ожидается, что данная мера позволит вытеснить с рынка нелегальную водку. Минимальная цена составляет 89 руб. за 0,5 л готовой продукции.

Если водка разлита в тару иной емкости, то минимальная цена рассчитывается пропорционально минимальной цене за 0,5 л.

(Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 30 ноября 2009 г. N 17н "Об установлении и введении с 1 января 2010 года минимальной цены на водку для розничной продажи")

Распределены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля.

Так, Минздравсоцразвития России и Роспотребнадзор осуществляют регулирование по вопросам соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к пищевым продуктам и продовольственному сырью в целях защиты жизни и здоровья человека. В частности, это вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при их изготовлении, хранении, перевозке и реализации; обеспечения безопасности услуг общественного питания; утилизации или уничтожения некачественных, опасных продуктов.

Минсельхоз России и Россельхознадзор уполномочены осуществлять регулирование по вопросам соблюдения ветеринарно-санитарных требований в отношении объектов ветеринарного надзора. К последним относятся пищевые продукты животного происхождения непромышленного изготовления, предназначенные для розничной продажи, а также продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке (мясо, сырое молоко, яйца и др.). Кроме того, объектами ветеринарного надзора являются деятельность по заготовке, переработке, перевозке и хранению указанной продукции, а также условия ее утилизации или уничтожения.

Минздравсоцразвития России совместно с Минсельхозом России будут осуществлять регулирование по вопросам государственной регистрации новых пищевых продуктов животного происхождения. Кроме того, предусмотрено взаимодействие Роспотребнадзора, Россельхознадзора и их территориальных органов по вопросам обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.

(Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1009 "О порядке совместного осуществления Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации функций по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов и по организации такого контроля")

Закон о госрегулировании торговли принят в третьем чтении.

Госдума на заседании в пятницу приняла в третьем, окончательном, чтении закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ".

Законом, в частности, вводится норма, ограничивающая приобретение торговыми сетями дополнительных торговых площадей в случае, если доля торговой сети в объеме реализации продовольствия составляет свыше 25% в границах субъекта РФ, городского округа или муниципального района.

Также в документе устанавливаются сроки оплаты за поставленный товар. Товар со сроком годности до 10 дней должен быть оплачен не позднее, чем через 10 дней со дня приемки товара, от 10 до 30 дней - не позднее 30 дней, за продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольную продукцию российских производителей - не позднее 45 дней.

Кроме того, в документе установлено ограничение 10 процентами скидок, которые могут предоставляться при оптовой покупке продовольственных товаров. Размер вознаграждения, выплачиваемого оптовому покупателю, не может быть больше 10% от цены договора поставки. При приобретении социально значимых товаров даже такую скидку предлагается не предоставлять.

Правительству РФ предоставляется право для стабилизации розничных цен устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. Данная мера может действовать только в том случае, если в течение последних 30 календарных дней на территории какого-либо субъекта рост розничных цен на эти товары был 30 и более процентов.

Закон вступит в силу с 1 февраля 2010 года.

Президент подписал закон о заявительном порядке возмещения НДС.

Президент России Дмитрий Медведев подписал изменения в Налоговый кодекс в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость, сообщила в пятницу пресс-служба Кремля.

Речь идет об изменениях в части первую и вторую Налогового кодекса. Соответствующий Федеральный закон был принят Государственной Думой 11 декабря 2009 года и одобрен Советом Федерации 16 декабря 2009 года.

Заявительный порядок возмещения НДС позволяет налогоплательщикам на основании соответствующего заявления и налоговой декларации осуществлять возврат (зачет) уплачиваемой суммы налога в более короткие сроки (до завершения камеральной налоговой проверки), чем предусмотрено для общего порядка возмещения налога.

Право на применение указанного порядка предоставляется налогоплательщикам-организациям, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующие году подачи заявления о возмещении налога, составляет не менее 10 миллиардов рублей, и при условии, если со дня создания организации прошло не менее трех лет.

Таким правом могут воспользоваться также налогоплательщики, предоставившие соответствующую банковскую гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы налога, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если по итогам камеральной налоговой проверки налоговый орган отменит решение о возмещении налога.


Вернуться в начало


Таможня

В рамках договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза разработан Таможенный кодекс союза.

Закреплены основные принципы перемещения товаров через территорию Таможенного союза (по его территории), правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных процедур. Действуют единые условия транзита на всей территории союза. Единую территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана, России, исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты.

Представляется важным выделить некоторые особенности. По сравнению с российским законодательством до 4 месяцев увеличен срок уплаты таможенных пошлин. В нашей стране они вносятся в течение 15 суток. Что касается декларации, предоставляется возможность вносить в нее изменения до и после выпуска товаров.

Предусмотрен щадящий режим таможенного контроля в отношении участников ВЭД, находящихся под юрисдикцией государств-участников таможенного союза.

(Приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17)

Утвержден перечень олимпийских товаров, не облагаемых НДС.

Согласно НК РФ при ввозе в Россию товаров (за исключением подакцизных), используемых для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, не уплачивается НДС.

Утвержден перечень таких товаров. В их числе - безалкогольные напитки, горнолыжные и парадные брюки, куртка, ветрозащитный костюм, прогулочные шорты (бриджи), сверло для снега, брошюровальные машины, компьютерные накопительные устройства, радиостанции, оборудование для синхронного перевода, видеозаписывающая аппаратура. Приведены соответствующие коды ТН ВЭД РФ.

(Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2009 г. N 1010 "Об утверждении перечня товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации для их использования в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость")


Вернуться в начало


Налоги

Минфин разъяснил порядок увеличения ставок транспортного налога.

С 1 января 2010 г. вступают в силу изменения в НК РФ, позволяющие регионам увеличивать (уменьшать) базовые ставки транспортного налога максимально в 10 раз (ранее - в 5 раз).

Это не влечет автоматического увеличения налоговых ставок. Органы власти субъектов Российской Федерации сами определяют конкретные размеры налоговых ставок.

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 декабря 2009 г. N 03-05-06-04/401 Об установлении ставок транспортного налога законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ)

ПФР направил памятку по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в ПФР и фонды ОМС.

С 1 января 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.

В связи с этим ПФР направил памятку по заполнению расчетных документов на перечисление страховых взносов в ПФР и фонды ОМС с указанной даты. Она предназначена для руководителей и работников бухгалтерских служб организаций и предприятий.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов в указанные фонды оформляются плательщиками при перечислении платежей со своих счетов. При этом по каждому виду платежа должны оформляться отдельные платежные поручения. Приводятся образцы их заполнения.

(Письмо Департамента организации администрирования страховых взносов Пенсионного фонда РФ от 8 декабря 2009 г. N 30/187 "Образцы заполнения платежных поручений и коды КБК")

Минфин разъясняет особенности начислении налога на имущество организаций на ОС, предназначенные для централизованного снабжения и числящиеся на счете бюджетного учета "Капитальные вложения в основные средства".

В письме отмечается, что налогоплательщиками налога на имущество организаций в отношении ОС, предназначенных для централизованного снабжения, признается организация, на балансе которой учитываются данные ОС.

При этом объекты ОС, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000-010109000) с отражением начисленной суммы амортизации на соответствующих аналитических счетах 010401000-010409000.

В этой связи затраты в ОС, предназначенные для централизованного снабжения, числящиеся на счете бюджетного учета 10601000 "Капитальные вложения в основные средства", не являются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

(письмо Минфина РФ № 03-05-04-01/96 от 03.12.2009)

Минфин РФ разъясняет особенности применения ставки НДПИ в размере 0 рублей в части нормативных потерь полезных ископаемых при реорганизации организации.

В письме отмечается, что при реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участком недр, предоставленной прежнему пользователю, право пользования участком недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности.

При этом лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению, без пересмотра условий пользования участком недр, установленных прежней лицензией.

Таким образом, до даты государственной регистрации переоформленной лицензии налогоплательщиком НДПИ является реорганизуемый хозяйствующий субъект.

Кроме того, вновь созданная организация вправе применять нормативы потерь, утвержденные в установленном порядке, после получения лицензии на пользование конкретным участком недр и внесения соответствующих изменений в приказ Минэнерго РФ об утверждении нормативов потерь.

При этом реорганизуемая организация вправе применять налоговую ставку в размере 0 рублей (процентов) в части нормативных потерь полезных ископаемых до даты государственной регистрации лицензии на пользование конкретным участком недр вновь образуемой организацией.

(письмо Минфина РФ № 03-06-06-01/24 от 04.12.2009)

Минфин РФ уточняет порядок начисления амортизации объекта основных средств после реконструкции, при которой объект основных средств не выводился из эксплуатации.

В письме отмечается, что амортизация по объекту ОС, который не выводился из эксплуатации в период реконструкции, начисляется исходя из измененной первоначальной стоимости данного объекта начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата изменения его первоначальной стоимости.

Датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания работ по реконструкции объекта, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252 НК РФ.

Таким документом, может являться акт по форме № ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств", утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".

(письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/788 от 04.12.2009)

Об учете дисконта по векселю.

При выдаче векселедателем векселедержателю векселей с дисконтом, предусматривающих начисление процентов на вексельную сумму, доходы, полученные по таким векселям, относятся у векселедержателя к полученным процентам по ценным бумагам.

При этом налогоплательщик на основании аналитического учета внереализационных доходов и расходов ведет расшифровку доходов (расходов) в виде процентов по ценным бумагам, по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада и (или) иным образом оформленным долговым обязательствам.

В аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства.

Кроме того, порядок налогового учета не изменяется, если вексель приобретен у третьих лиц.

(письмо Минфина РФ № 03-03-06/2/230 от 04.12.2009)

Минфин разъяснил, что оплата профсоюзной организацией санаторно-курортных путевок по лечению работников на территории РФ не облагается НДФЛ.

Позиция ведомства основывается на нормах стати 217 НК РФ. В качестве источника компенсации стоимости путевок законодатели определили, в том числе, средства организаций (ИП), если такая оплата не отнесена к расходам. А при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 270 НК РФ не учитываются расходы на оплату путевок на лечение и отдых.

(письмо Минфина РФ № 03-04-06-01/312 от 03.12.2009)

Иностранные перевозчики НДС не платят.

По мнению Минфина, для филиалов иностранных организаций-перевозчиков Россия не является местом реализации услуг по транспортировке грузов. Поэтому такие услуги объектом налогообложения НДС в РФ не являются.

В связи с этим суммы НДС, уплаченные при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), использованных для оказания этих услуг по перевозкам, возмещению из бюджета не подлежат.

(письмо Минфина РФ № 03-07-15/160 от 03.12.2009)

О безнадежной дебиторской задолженности.

Налоговым Кодексом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.

К таким основаниям относится, в частности, невозможность исполнения на основании акта государственного органа.

Таким образом, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление с указанием соответствующей причины невозможности взыскания, и постановление об окончании исполнительного производства, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли и включается в состав внереализационных расходов на дату составления акта судебным приставом-исполнителем о невозможности взыскания задолженности.

(письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/781 от 02.12.2009)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.