Мониторинг законодательства



Бухгалтерский учет

Спецрежим не освобождает от ведения бухгалтерского учета.

Согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на УСН, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Несмотря на это, Минфин России считает, что общества с ограниченной ответственностью, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Обязанность ООО составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от применяемого режима налогообложения) прямо вытекает из Гражданского кодекса РФ и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью". Как указал Минфин России, при несоответствии положений законодательства о бухгалтерском учете и законодательства об организациях различных организационно-правовых форм следует применять положения ГК РФ и ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

(Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 апреля 2009 г. N 07-05-08/156)


Вернуться в начало


Налогообложение

От обложения НДФЛ освобождены суммы компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении.

Компенсация предоставляется родителям (законным представителям) детей, посещающих государственные или муниципальные дошкольные учреждения.

На первого ребенка компенсация составляет 20% от фактически взимаемой платы, на второго - 50%, на третьего ребенка и последующих детей - 70%. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 67-ФЗ "О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации")

Внесены изменения в отдельные формы сведений, связанных с учетом налогоплательщиков.

В форме Р "Сведения о факте регистрации акта гражданского состояния о рождении" не будет приводиться адрес места жительства матери и отца, если они живут за границей. При этом появилась графа для указания, где находится место жительства: на территории РФ или за пределами РФ.

Форма НИ "Сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества, за исключением земельных участков" дополнена графой, в которой будет указываться адрес места жительства правообладателя-физического лица, проживающего за границей. Расширен перечень сведений, указываемых о правообладателе (настоящем и предыдущем) - иностранной организации.

В форме Т "Сведения о факте регистрации транспортного средства и о его владельце" при указании информации о воздушном, морском, речном транспортном средстве нужно будет указать размер доли в праве.

В новой редакции изложены формы РФЛ1 "Сведения о регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства" и РФЛ2 "Сведения о регистрации иностранного гражданина (лица без гражданства) по месту жительства на территории Российской Федерации". Из первой формы исключен раздел "Сведения о детях до 14 лет, поставленных на регистрационный учет по месту жительства". Во второй форме не нужно указывать сведения о детях до 18 лет, поставленных на миграционный учет по месту жительства.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 31 марта 2009 г. N ММ-7-6/149@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 17 сентября 2007 г. N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации")

ФНС дает рекомендации по заполнению налоговой декларации по НДС в связи с модернизацией основных средств.

Если модернизация проведена до истечения 15 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию и модернизируемый объект не исключается из состава амортизируемого имущества и используется в деятельности налогоплательщика, то на сумму НДС, заявленную к вычету по строительно-монтажным работам и товарам (работам, услугам), приобретенным для их выполнения, заполняется отдельное приложение. Приложение заполняется налогоплательщиком (инвестором) в течение 10 лет с года, в котором амортизация начисляется с измененной первоначальной стоимости объекта. Приведен порядок заполнения приложения.

В таком же порядке заполняются приложение по объекту недвижимости и приложение по строительно-монтажным работам в следующих случаях: срок модернизации превышает 1 календарный год, но объект в этот период продолжает эксплуатироваться; модернизируемый объект исключается из состава амортизируемого имущества и не используется налогоплательщиком менее 1 календарного года.

Если модернизируемый объект исключается из состава амортизируемого имущества и не используется налогоплательщиком один или несколько полных календарных лет, то за истекший календарный год (годы) в графах 1-11 по строке 020 приложения ставятся прочерки. Приведен порядок расчета подлежащей восстановлению суммы налога после завершения модернизации и введения объекта в эксплуатацию с измененной первоначальной стоимостью. На сумму НДС, принятую к вычету, в течение 10 лет с года, в котором амортизация начисляется с измененной первоначальной стоимости объекта, заполняется отдельное приложение.

(Письмо Федеральной налоговой службы от 10 апреля 2009 г. N ШС-22-3/279@ "О порядке заполнения Приложения к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н, в случае проведения модернизации (реконструкции) объекта недвижимости")


Вернуться в начало


Ценообразование

Определен предельный уровень минимальных цен на продовольственное зерно, при достижении которого в 2009 г. проводятся государственные закупочные интервенции в отношении зерна урожая 2009 г.

Минимальные цены на мягкую продовольственную пшеницу 3 и 4 классов установлены отдельно по регионам, входящим в состав Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Южного, Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов в пределах от 4 800 до 6 000 руб. за тонну.

Предельный уровень минимальных цен на продовольственную рожь группы "А" является общим для всех регионов и составляет 3 900 руб. за тонну. Государственные закупочные интервенции осуществляются при снижении цен на с/х продукцию ниже минимальных расчетных цен путем закупки, в том числе на биржевых торгах, или путем проведения залоговых операций в отношении указанной продукции. Данные мероприятия организуются в целях стабилизации цен на рынке с/х продукции и поддержания уровня доходов с/х товаропроизводителей.

(Приказ Минсельхоза РФ от 27 марта 2009 г. N 110 "Об определении предельных уровней минимальных цен на зерно при проведении государственных закупочных интервенций в 2009 году")


Вернуться в начало


Государственная власть и государственные нужды

Изменен порядок определения поставщика по госконтрактам.

Согласно вносимым поправкам Правительство РФ, также как и Президент РФ, теперь вправе определять единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по государственному контракту. Это исключает проведение конкурса. Однако воспользоваться данным правом Правительство РФ сможет только в случаях, установленных решениями или поручениями Президента РФ.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 68-ФЗ "О внесении изменений в статью 55 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд")

Утверждено Положение о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2009 г. N 41-ФЗ кандидатуру на должность высшего должностного лица субъекта РФ предлагает Президенту РФ политическая партия, победившая на региональных выборах. Регламентирован порядок внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на указанную должность. Кандидатуру руководителя субъекта РФ предлагает коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии. На рассмотрение Президенту РФ представляется 3 кандидатуры. Предложение вносится не позднее чем за 90 дней до истечения полномочий действующего главы субъекта РФ (при досрочном прекращении его полномочий - не позже 30 дней со дня их прекращения). До внесения предложения о кандидатурах между Президентом РФ и представителем политической партии проводятся консультации по кандидатурам.

Приведен перечень документов, прилагаемых к предложению политической партии о кандидатурах. Политическая партия уведомляется о результатах рассмотрения в течение 30 дней со дня внесения предложения (при досрочном прекращении полномочий главы субъекта РФ - в течение 14 дней).

Если ни одна из представленных кандидатур не поддержана Президентом РФ, политическая партия вправе предложить 3 другие кандидатуры. Если и из этих кандидатур Президент РФ ни одну не поддержит, он проводит консультации с представителями политической партии и регионального законодательного органа. По результатам таких консультаций партия вновь вносит предложение о 3 новых кандидатурах. Консультации проводятся до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Дополнительные консультации с политической партией могут проводиться и в случае, если региональный законодательный орган дважды отклонил предложенную Президентом РФ кандидатуру.

Если кандидатуры на должность главы субъекта РФ не предложены политической партией, Президент РФ сам определяет кандидатуру (в том числе из состава федерального резерва управленческих кадров) из числа предложенных полномочным представителем Президента РФ в соответствующем федеральном округе. Указ вступает в силу со дня вступления в силу ФЗ от 5 апреля 2009 г. N 41-ФЗ.

(Указ Президента РФ от 23 апреля 2009 г. N 441 "Об утверждении Положения о порядке внесения и рассмотрения предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации")


Вернуться в начало


Таможня

Повышены ставка ввозной таможенной пошлины.

Сроком на 9 месяцев повышается ставка ввозной таможенной пошлины на коаксиальные кабели и другие коаксиальные электрические проводники номинальным диаметром по изоляции от 9 до 35 мм, номинальным волновым сопротивлением не более 50 Ом, с диэлектриком из полимерного материала, внешним проводником в виде гофрированной или негофрированной металлической трубки, с оболочкой из полимерного материала. Импорт указанного товара теперь облагается по ставке 15 процентов от таможенной стоимости (ранее - 5 процентов от таможенной стоимости).

Ставка ввозной пошлины на остальные коаксиальные электрические проводники сохранена - 5 процентов от таможенной пошлины. Постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 359 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин на кабели радиочастотные (коаксиальные)")

Повышаются ставки ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец тростниковый и сахар со вкусоароматическими или красящими добавками. Так, нижний уровень шкалы ставок вместо прежних 140 долларов США за 1 т составляет 165 доллара США за 1 т. Верхний предел шкалы ставок остался неизменным - 270 долларов США за 1 т.

Новые ставки будут действовать по 31 декабря 2009 г. Размер ставок, как и ранее, зависит от среднемесячной цены на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Среднемесячная цена рассчитывается Министерством экономического развития РФ. Срок применения сезонных пошлин на импортируемый сахар-сырец сокращен на 1 месяц (до 1 мая 2009 г.).

Постановление вступает в силу с 1 мая 2009 г., за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок введения в действие.

(Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. N 325 "Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин на сахар-сырец тростниковый и отдельные виды сахара и внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 786 и от 16 сентября 2008 г. N 695")

Изменено Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования.

С 12 января 2009 года действуют повышенные ставки таможенных пошлин в отношении ввозимых физическими лицами подержанных автомобилей для личного пользования. Теперь установлены ставки таможенных пошлин, применяемые в случае ввоза в Россию физическими лицами автомобилей, которые фактически пересекли таможенную границу до 11 января 2009 г. включительно. В этом случае будут применяться ранее утвержденные ставки, действовавшие до указанного повышения.

Так, определены ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, за исключением автомобилей, страной происхождения которых является РФ. Ставка таможенной пошлины на такие автомобили составляет 48 %, однако минимальный размер ставки в евро различается в зависимости от стоимости автомобиля. Также установлены ставки ввозной таможенной пошлины в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 7 лет, независимо от страны происхождения. Размеры ставок зависят от рабочего объема двигателя автомобиля.

Кроме того, утверждены ставки таможенной пошлины на ввоз автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет. В зависимости от объема двигателя, ставка может составить 2 евро (с объемом не более 2500 куб. см) или 3 евро за 1 куб. см (с объемом более 2500 куб. см.).

В отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет и страной происхождения которых является РФ, применяется ставка в размере 1 евро за 1 куб. см объема двигателя.

Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

(Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 339 "О внесении изменения в Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования")

Повышены ставки экспортной пошлины.

С 1 мая 2009 г. повышаются ставки экспортных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Ставка пошлины на нефть установлена в размере 137,7 долл. США за тонну (вместо 110 долл. США за тонну), на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы - 105,1 долл. США за тонну (вместо 86,4 долл. США за тонну).

С 46,5 до 56,6 долл. США за тонну повышена вывозная пошлина на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых и прочих, экспорт которых облагается по нулевой ставке), а также нефтяной кокс, битум и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса, при вывозе которого применяется нулевая ставка). Сохраняется нулевая ставка экспортной пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы. Постановление вступает в силу с 1 мая 2009 г.

(Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2009 г. N 366 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе")


Вернуться в начало


Трудовые отношения

На работах с особо вредными условиями труда бесплатно предоставляются лечебно-профилактическое питание и витаминные препараты.

Утвержден перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на получение такого питания. В перечень входят работники химических, электро- и радиотехнических производств, производств ртутных термометров, металлургической, пищевой промышленности, лица, выполняющие работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений и др.

Лечебно-профилактическое питание выдается работникам в дни фактического выполнения ими работы при условии занятости не менее половины рабочего дня, а также в период профессионального заболевания с временной утратой трудоспособности без госпитализации.

Лечебно-профилактическое питание также положено сотрудникам, признанным инвалидами вследствие профессионального заболевания, вызванного характером выполняемой работы; женщинам на период отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет, имевшим право на получение питания до наступления указанного отпуска и некоторым другим категориям работников. Лечебно-профилактическое питание выдается перед началом работы в виде горячих завтраков или специализированных вахтовых рационов, а в отдельных случаях - в обеденный перерыв. Выдаются, в частности, молоко, мясо, рыба, бобовые, яйцо, витамины А, С, сахар.

Приготовление и выдача питания и витаминных препаратов производятся в пределах рационов (приведены в приложении). Составляются недельные меню-раскладки на каждый рабочий день и картотека блюд.

Помещения, где организуется выдача лечебно-профилактического питания и витаминных препаратов, должны соответствовать действующим санитарным нормам. Выплата компенсаций вместо получения питания не допускается. Молоко и другие равноценные продукты работникам, получающим лечебно-профилактическое питание, не выдаются.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н "Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания")


Вернуться в начало


Образовательная деятельность

Изменен Порядок приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Согласно изменениям порядок приема распространяется на все учреждения среднего профобразования, имеющие государственную аккредитацию. Прием осуществляется по заявлениям лиц. Проведение конкурсного отбора предусматривается только для тех, кто хочет получить образование за счет бюджетных средств.

Заявления могут подать, в том числе лица, имеющие среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009 г. (при приеме для обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам). Принимаются также граждане, получившие среднее (полное) общее образование за границей. Формы проведения вступительных испытаний для данных лиц устанавливаются не позднее 1 апреля.

Результаты ЕГЭ признаются как результаты вступительных испытаний по общеобразовательным предметам, соответствующим специальности, на которую осуществляется прием. При этом они не должны быть ниже устанавливаемого Рособрнадзором минимального количества баллов по результатам ЕГЭ по таким общеобразовательным предметам. Документы для приема на обучение принимаются, как и ранее, с 20 июня по 25 июля. Исключения составляют сроки приема документов у лиц, поступающих на базе основного общего образования и на заочную форму. Они устанавливаются образовательным учреждением самостоятельно.

Определены новые особенности приема лиц с ограниченными возможностями здоровья.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 г. N 98 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 4 "Об утверждении Порядка приема граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования")

Увеличен размер специальных государственных стипендий.

С 1 января 2009 года увеличен размер специальных государственных стипендий Правительства РФ, которые выплачиваются аспирантам и студентам очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, проявившим выдающиеся способности в учебной и научной деятельности.

Стипендия аспирантам федеральных государственных вузов теперь составляет 3600 руб. (ранее - 3 000 руб.), студентам федеральных государственных вузов - 1440 руб. (ранее - 1200 руб.), студентам федеральных государственных техникумов и колледжей - 840 руб. (ранее - 700 руб.).

Кандидаты на получение стипендий выдвигаются учеными (педагогическими) советами указанных образовательных учреждений. Назначение стипендий производится ежегодно Рособразованием.

Постановление Правительства РФ, установившее размеры указанных стипендий с 1 января 2006 года, признано утратившим силу.

(Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2009 г. N 364 "О специальных государственных стипендиях Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования")


Вернуться в начало


Рынок ценных бумаг

Установлен новый порядок доступа качественных иностранных ценных бумаг.

Ранее ценные бумаги иностранных эмитентов (кроме ценных бумаг международных финансовых организаций) допускались к размещению и публичному обращению в России на основании международного договора или при наличии соглашения о взаимодействии между ФСФР России и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента. Однако подобные международные договоры отсутствуют.

Иностранные ценные бумаги должны быть квалифицированы в качестве ценных бумаг со стороны ФСФР России. Эмитент иностранных ценных бумаг должен быть учрежден в одной из стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл).

Упрощен порядок доступа ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на иностранной фондовой бирже, включенной в список ФСФР России. Соответствующее решение принимает российская фондовая биржа по заявлению брокера, осуществляющего предложение иностранных ценных бумаг и представившего их проспект. При непрохождении указанной процедуры иностранные ценные бумаги допускаются к публичному обращению (размещению) только по решению ФСФР России, принятому по заявлению российской биржи. При этом оценивается уровень риска, связанного с приобретением таких иностранных ценных бумаг, и их ликвидности. При положительной оценке регистрируется проспект ценных бумаг, и они допускаются к обращению (размещению) на российском рынке.

Определены категории ценных бумаг, обращение (размещение) которых не является публичным. Это ценные бумаги, предназначенные для квалифицированных инвесторов; бумаги, обращающиеся (размещающиеся) на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и статью 5 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг")


Вернуться в начало


Межгосударственные отношения

Ратифицирован Протокол, которым вносятся изменения в договор аренды комплекса "Байконур", заключенный между Правительствами России и Казахстана.

Протокол уточняет, какие лица подпадают под юрисдикцию России в случае совершения противоправных действий против РФ и ее граждан, воинских преступлений и правонарушений в связи с исполнением обязанностей военной службы вне пределов комплекса "Байконур" на территории Казахстана. К таким лицам отнесены российские граждане из числа персонала космодрома, сотрудников правоохранительных органов и органов государственной власти РФ, работающих на комплексе "Байконур", а также члены их семей. Ранее в указанных случаях Россия могла осуществлять юрисдикцию только в отношении персонала космодрома и членов их семей. Также Протокол предусматривает, что вопросы юрисдикции и взаимодействия правоохранительных органов государств сторон при применении их законодательства на территории комплекса "Байконур" будут определяться отдельным соглашением. Ранее отдельным соглашением планировалось урегулировать только конкретные вопросы взаимодействия правоохранительных органов сторон при применении законодательства.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 64-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о внесении изменения в Договор аренды комплекса "Байконур" между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан от 10 декабря 1994 г.")

Ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике.

Ратифицированное соглашение подписано сторонами в г. Светлогорске 4 декабря 2007 г. Оно создает правовую основу российско-литовского сотрудничества в области внутреннего водного транспорта. Соглашением регулируется порядок плавания судов обеих стран по внутренним водным путям в Калининградской области и в Литве в межгосударственном сообщении, а также плавания российских судов через водные пути Литвы в Балтийское море и обратно.

Соглашение устанавливает иной порядок плавания литовских судов по внутренним водным путям Калининградской области, чем предусмотрено Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, - без получения разрешения Правительства РФ.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 63-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о судоходстве по Куршскому заливу и водным путям в Калининградской области Российской Федерации и в Литовской Республике")


Вернуться в начало


Наука

Определен порядок формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и перечня критических технологий РФ.

Приоритетные направления и перечень критических технологий формируются и корректируются каждые 4 года. Они должны быть взаимоувязаны со стратегическими целями и приоритетными направлениями социально-экономического развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Сначала Минобрнауки России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных академий наук, научных организаций, вузов и госкорпораций подготавливает долгосрочный прогноз научно-технологического развития РФ и анализирует тенденции научно-технического и технологического развития РФ и зарубежных стран. Указанные органы и организации направляют в Минобрнауки России предложения по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий, а также результаты реализации критических технологий. Предложения и результаты проходят в Министерстве экспертизу. К проведению экспертизы привлекаются ученые и специалисты научных организаций, вузов, представители промышленных предприятий, бизнес-сообщества и других организаций. Созданная в Минобрнауки России межведомственная рабочая группа готовит предложения по формированию и корректировке приоритетных направлений и перечня критических технологий для рассмотрения на заседании Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

Приоритетные направления и перечень критических технологий реализуются в рамках программ и проектов по развитию высокотехнологичных секторов экономики, финансируемых за счет средств федерального бюджета и из внебюджетных источников. Минобрнауки России с участием заинтересованных органов власти, академий наук и госкорпораций проводит мониторинг результатов, полученных при реализации критических технологий.

(Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации")


Вернуться в начало


Уголовная ответственность

Устанавливается уголовная ответственность за хранение и перевозку в целях сбыта заведомо поддельных банковских билетов Банка России, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в российской и иностранной валюте либо иностранной валюты.

Виновные лица будут наказываться лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. Ранее уголовная ответственность предусматривалась только за изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в статью 186 Уголовного кодекса Российской Федерации")

Изменен Уголовно-процессуальный кодекс России.

Установлено: если обвиняемый, не содержащийся под стражей, и его защитник являются для ознакомления с материалами уголовного дела, но явно затягивают время ознакомления, суд вправе его ограничить.

Ранее суд мог ограничить время для ознакомления с материалами уголовных дел только для обвиняемых, содержащихся под стражей, и их адвокатов.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в статьи 215 и 217 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации")


Вернуться в начало


Судебная практика

Подготовлены новые разъяснения, касающиеся условно-досрочного освобождения (УДО), а также замены неотбытой части наказания более мягким его видом.

К каждому осужденному нужно подходить индивидуально. Указано, что следует учитывать, если: наказание смягчено в результате амнистии или помилования; лицо осуждено по совокупности преступлений различной тяжести или по совокупности приговоров; осужденный является несовершеннолетним; было назначено дополнительное наказание; речь идет об иностранных гражданах, не имеющих постоянного места жительства в РФ и т.д.

Отмена УДО сама по себе не является препятствием для повторного применения УДО. Особое внимание уделено основаниям для УДО или замены неотбытой части наказания (для отказа в этом).

Основания для отказа предусмотрены законом. К ним не относятся наличие судимости, мягкость наказания, непризнание вины, кратковременность пребывания в одном из исправительных учреждений.

Суд не вправе заменять неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением, сокращать неотбытый срок наказания. Отмечены наиболее важные моменты, связанные с освобождением от отбывания наказания по болезни, с отсрочкой отбывания наказания беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. По просьбе осужденного ему обеспечивается личное участие в судебном заседании (либо применение видеоконференц-связи).

Признанно не действующим на территории РФ постановление Пленума ВС СССР, посвященное практике УДО и замены неотбытой части наказания более мягким.

(Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания")


Вернуться в начало


Прочее

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ приведен в соответствие с законодательством об ипотеке (залоге недвижимости).

Ипотека судов внутреннего плавания осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об ипотеке (залоге недвижимости)", который не предусматривает нотариального удостоверения договора ипотеки. В то же время прежняя редакция Кодекса внутреннего водного транспорта РФ содержала такое требование. Принятый закон устранил данную правовую коллизию. Согласно поправкам договор ипотеки судна подлежит лишь обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 61-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации")

Изменен закон о саморегулируемых организациях.

Установлено, что ведение реестра саморегулируемых организаций осуществляет уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти. Ранее в Федеральном законе "О саморегулируемых организациях" было прямо указано, что данные полномочия осуществляет орган власти, регистрирующий некоммерческие организации.

Государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков вела Росрегистрация, подведомственная Минюсту России. Однако в результате реформирования структуры федеральных органов исполнительной власти за Министерством осталась лишь функция по регистрации некоммерческих организаций. Росрегистрация переподчинена Минэкономразвития России.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 62-ФЗ "О внесении изменения в статью 20 Федерального закона "О саморегулируемых организациях")

Интересы кредиторов при банкротстве организаций защищены сильнее.

Согласно поправкам конкурсная масса должника увеличивается за счет введения института конкурсного оспаривания сделок должника по отчуждению имущества или принятию имущественных обязательств. Закон расширяет возможности оспаривания подозрительных сделок должника и сделок с предпочтительным предоставлением. Оспаривание подозрительной сделки возможно как на основании объективного критерия - неравноценность встречного исполнения, так и на основании субъективного критерия - намерение должника умалить возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований за счет имущества должника. Уточняется перечень сделок, которые могут быть отнесены к сделкам с предпочтительным предоставлением. Предусмотрена возможность оспаривания не только сделок, но и действий должника по исполнению обязательств, возникающих в соответствии с гражданским, трудовым, семейным, налоговым, таможенным и процессуальным законодательством (например, оплата платежного поручения, признание обязательства по возмещению убытков, предоставление работнику имущественных благ).

Закон обязывает руководителя должника при возникновении признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества обратиться в арбитражный суд с заявлением должника. Невыполнение указанной обязанности влечет за собой субсидиарную ответственность по обязательствам должника, возникшим после появления признаков банкротства (недостаточности имущества). К субсидиарной ответственности по обязательствам должника привлекаются контролирующие должника лица, а также руководитель должника в случае ненадлежащего ведения бухгалтерской отчетности. Ужесточена ответственность руководителей и учредителей банков в случае банкротства. Контролирующие банк лица, привлеченные к субсидиарной ответственности, не вправе в течение 10 последующих лет приобретать более 5% акций других банков. Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Увеличены выплаты социально незащищенным слоям населения.

В связи с уточнением прогноза уровня инфляции на 2009 г. (13% против первоначального прогноза 8,5%) с 1 декабря 2009 г. увеличивается размер базовой части трудовой пенсии по старости до 2 562 руб. в месяц (ранее планировалось увеличить базовую часть пенсии до 2 460 руб.). Одновременно пропорционально увеличиваются базовые части трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, а также выплаты, размеры которых определяются в процентном отношении от размера базовой части трудовой пенсии.

С 1 апреля 2009 г. проиндексированы на 13% размеры ежемесячных денежных выплат ветеранам, инвалидам, лицам, подвергшимся воздействию радиации, Героям СССР, России, Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Славы, Трудовой Славы. Также с 1 апреля 2009 г. повышается на 13% (с 615 до 641 руб. в месяц) стоимость предоставляемого льготным категориям граждан набора социальных услуг (обеспечение лекарствами, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте). С 465 до 480 руб. в месяц увеличен норматив затрат на 2009 г. на обеспечение льготников лекарственными средствами по рецептам врача. Согласно принятому закону лицам, получившим сертификат на материнский (семейный) капитал, полагается единовременная выплата в размере 12 000 руб. за счет средств материнского (семейного) капитала. Сроки обращения за указанной выплатой ограничены.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан")

Введен комендантский час для детей.

Согласно изменениям несовершеннолетним лицам запрещено находиться в ночное время (с 22 до 6 часов местного времени) в общественных местах без сопровождения взрослых, а также в винных магазинах, барах и ресторанах, иных местах, предназначенных для реализации алкоголя.

Региональным властям предоставлены полномочия создавать благоприятные условия для деятельности организаций, предназначенных для образования, воспитания, оздоровления и развлечения детей, для детского и семейного отдыха. Кроме того, они вправе сокращать период ночного времени, в течение которого детям запрещено находиться в определенных общественных местах без сопровождения взрослых, а также устанавливать административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению физического, духовного и нравственного развития детей.

К административной ответственности могут привлекаться родители (лиц, их заменяющие), лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, охране здоровья, социальной защите детей, а также организации и ИП. Места, нахождение детей в которых не допускается или ограничивается, могут определять органы местного самоуправления.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации")

Уточнены правила технологического присоединения к электросетям.

Они распространяются на устройства потребителей электроэнергии, объекты по ее производству, а также объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие сетевым организациям и иным лицам.

Представляется важным выделить следующие изменения. Для присоединения к электросетям не имеет значения наличие или отсутствие технической возможности. Заявка на присоединение энергопринимающих устройств направляется в ту сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя. Упрощен порядок технологического присоединения устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно. Организации-собственники этих устройств, как и ранее, подают заявки в сетевую организацию.

Помимо общих сведений, в заявке указываются максимальная мощность устройств, характер нагрузки, предложения по порядку расчетов и условиям рассрочки внесения платы за технологическое присоединение. Рассрочка предоставляется на 95% платы на период до 3 лет при условии ежеквартального погашения. Плата за технологическое присоединение вносится указанными лицами следующим образом: 15% - в течение 15 дней с даты заключения договора; 30% - в течение 60 дней с даты заключения договора, но не позже фактического присоединения; 45% - в течение 15 дней с даты подписания сторонами необходимых актов; 10% - в течение 15 дней с даты фактического присоединения.

Отдельные категории заявителей, устройства которых присоединены до 1 января 2009 г., вправе снизить объем присоединенной мощности собственных устройств с одновременным перераспределением объема присоединенной мощности в пользу иных владельцев.

Заинтересованное в перераспределении лицо вправе обратиться в сетевую организацию, к сетям которой присоединены устройства, за расчетом стоимости технологического присоединения посредством перераспределения присоединенной мощности по индивидуальному проекту.

Информация предоставляется за плату в размере, не превышающем 550 руб.

(Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2009 г. N 334 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям")

Расширен перечень категорий лиц, подлежащих воинскому учету.

К ним отнесены граждане, уволенные с альтернативной гражданской службы, освобожденные от отбывания наказания в виде лишения свободы, приобретшие российское гражданство, а также женщины, получившие военно-учетную специальность. Военнослужащие, отчисленные из военных образовательных учреждений, не достигшие 18 лет, увольняются со службы и подлежат постановке на учет и призыву на общих основаниях.

Ранее такие военнослужащие направлялись в военный комиссариат для постановки на учет и в дальнейшем призывались.

Первоначально граждане подлежат воинскому учету при достижении ими 17 лет. В то же время в военные образовательные учреждения могут поступать 16-летние граждане. Таким образом, при отчислении они не могли быть поставлены на учет.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в статьи 10 и 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе")

Установлен новый порядок профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих-контрактников.

Профессиональная переподготовка военнослужащих проводится с учетом уровня и профиля ранее полученного ими образования. Переподготовка осуществляется военным образовательным учреждением по дополнительным профессиональным образовательным программам (ранее - образовательными учреждениями, прошедшими отбор). Такие программы разрабатываются и утверждаются этими учреждениями самостоятельно. Условия, продолжительность переподготовки (до 4 месяцев) и сроки подачи рапорта на прохождение переподготовки остались прежними. Однако изменился порядок организации переподготовки. В воинской части будут составляться списки военнослужащих, желающих пройти переподготовку. Списки должны представляться по подчиненности в кадровый орган вида и рода войск Вооруженных Сил, военного округа (флота), главного (центрального) управления Минобороны России (ранее - в образовательные учреждения). Кадровый орган будет предварительно распределять военнослужащих по профильным военным образовательным учреждениям. Расчет распределения учебных мест уполномочено разрабатывать Главное управление кадров Минобороны России по каждому набору военнослужащих. Образовательные учреждения должны будут направлять в Главное управление кадров отчеты за каждый выпуск. Теперь при отсутствии военных образовательных учреждений по месту прохождения службы обучение может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий, а также в воинских частях с использованием имеющейся в них учебно-материальной базы.

Профессиональная переподготовка по-прежнему будет проводиться без взимания платы с военнослужащих за обучение. При этом не предусматривается сохранение за ними всех видов довольствия.

Приказ Министра обороны РФ, которым ранее была утверждена Инструкция о порядке и условиях направления военнослужащих на профессиональную переподготовку, признан утратившим силу.

(Приказ Минобороны РФ от 18 марта 2009 г. N 95 "О порядке и условиях профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту")

С 1 июля на 1 мая 2009 г. перенесено вступление в силу закона о защите прав организаций и ИП при проверках.

Вместе с тем ряд положений закона по-прежнему должны будут вступить в силу с 1 июля 2009 г. Речь идет о нормах, касающихся уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; экспертов и аккредитованных экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверок.

До конца 2009 г. приостановлено применение закона в отношении арбитражных управляющих. Кроме того, из сферы применения закона исключен контроль за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Вид, предмет, основания и сроки проведения проверок в рамках государственного контроля регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним, контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса могут устанавливаться другими федеральными законами. В остальном при проведении таких проверок должен применяться вышеуказанный закон.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 60-ФЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 27 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля")

Изменен бюджет ФФОМС.

Из бюджета ФФОМС исключены показатели, касающиеся планового периода 2010-2011 гг. (в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса РФ). Что касается 2009 г., то доходы и расходы Фонда за этот период сокращены со 119 313,2 до 119 070,2 млн руб. Это связано с уточнением прогноза социально-экономического развития России.

Сокращение коснется расходов на содержание аппарата Фонда (на 8 млн руб.) и диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (на 235 млн руб. в связи с уточнением численности таких детей).

В 2009 г. также ожидается уменьшение фонда оплаты труда, что повлечет недополучение налоговых доходов ФФОМС. Выпадающие доходы будут компенсированы за счет средств федерального бюджета. В целом межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2009 г. увеличатся с 8 650,8 до 25 545,4 млн руб. Отменено положение о ежемесячном размере дотаций, перечисляемых в бюджеты ТФОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС (1/12). Это позволит устанавливать объем дотаций исходя из фактического исполнения бюджетов ТФОМС.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 79-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.