Мониторинг изменений за период 27.07.09 - 31.07.09



Налогобложение

С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.

Устанавливается порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование). Определяются плательщики страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, база для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды, порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам, порядок взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов.

С 2011 г. будут применяться следующие тарифы страховых взносов: в ПФР - 26%, в ФСС РФ - 2,9%, в ФФОМС - 2,1%; в ТФОМС - 3%. В 2010 г. тарифы сохранятся в размерах действующих ставок ЕСН, применяемых к первому порогу регрессии. Таким образом, с 2011 г. фискальная нагрузка увеличится с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Для некоторых категорий плательщиков (с/х товаропроизводителей, резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, плательщиков ЕСХН, общественных организаций инвалидов и др.) предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в 2011-2014 гг.

База для начисления страховых взносов определяется в отношении каждого работника с начала года нарастающим итогом и не может превышать 415 тыс. руб. (эта сумма будет индексироваться). С сумм выплат, превышающих эту величину, страховые взносы взиматься не будут. При этом в базу для начисления страховых взносов не включаются пособия по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ряд других пособий.

ПФР, ФСС РФ и их территориальные органы наделены функцией по контролю за уплатой страховых взносов. Территориальные органы должны будут совместно проводить выездные проверки. На органы контроля возложена ответственность за убытки, причиненные плательщикам.

Предусмотрен ограниченный доступ к информации о плательщиках страховых взносов. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования")

Организации, применяющие УСН, не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.

ФНС России объясняет это следующим. Действующее законодательство об АО и ООО обязывает организации (в том числе применяющие УСН) вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность.

Согласно НК РФ налогоплательщики должны представлять бухгалтерскую отчетность, за исключением случаев, когда они не обязаны вести бухучет или освобождены от его ведения.

Освобождение от указанной обязанности предусмотрено Федеральным законом "О бухгалтерском учете" в отношении организаций, перешедших на УСН. Таким образом, наличие норм о необходимости ведения обществами бухучета и составления бухгалтерской отчетности не противоречит указанным положениям НК РФ и Федерального закона.

Данная позиция поддерживается КС РФ (Определение от 13 июня 2006 г. N 319-О).

(Письмо Федеральной налоговой службы от 15 июля 2009 г. N ШС-22-3/566@ "Об отсутствии обязанности по представлению в налоговые органы бухгалтерской отчетности организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения")

Минфин РФ поясняет, имеет ли право супруг, не являющийся родителем ребенка на получение социального налогового вычета за учебу, в случае если он заключал договор и оплачивал учебу ребенка.

Ведомство в своем письме № 03-04-05-01/553 от 15.07.2009 отмечает, что налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет.

Такое же право предоставляется опекунам и попечителям в отношении своих подопечных в возрасте до 18 лет.

Право на получение социального налогового вычета лицом, не являющимся родителем, опекуном или попечителем обучающегося ребенка, нормами НК РФ не предусмотрено.

(по материалам сайта klerk.ru)


Вернуться в начало


Правовые новости

Уровень пенсионного обеспечения повышен с 2010 года.

Федеральный закон направлен на дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования и повышение с 2010 г. уровня пенсионного обеспечения граждан. В частности, предусмотрен новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий. Вместо базовой части трудовой пенсии (1 950 руб. в месяц) вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Так, для граждан, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, такой размер составит 2 562 руб. в месяц, а для граждан, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, - 5 124 руб. в месяц.

В результате пересчета размера пенсионных прав, полученных до 2002 г. (начало пенсионной реформы), среднегодовая прибавка к пенсии в 2010 г. составит 2 340 руб. В итоге среднегодовой размер трудовой пенсии составит 7 946 руб., в том числе: трудовой пенсии по старости - 8 602 руб.; трудовой пенсии по инвалидности (для новых назначений) - 6 974 руб.; трудовой пенсии по случаю потери кормильца (для новых назначений) - 7 123 руб.; трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, - 10 570 руб. Размер социальной пенсии достигнет 4 917 руб. Для сравнения, средний размер пенсии на 1 марта 2009 г. составлял 4845 руб.

Следует отметить, что в любом случае доход пенсионера не будет ниже прожиточного минимума в регионе его проживания. Пенсия тех, кто вступил в систему пенсионного страхования после 2002 г. и проработает более 30 лет, составит 40% от заработка. Начиная с 1 января 2010 г., при расчёте размера трудовых пенсий величина расчётного пенсионного капитала будет увеличиваться на 10% и сверх того на 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 г. При наличии у пенсионеров продолжительного трудового стажа (более 30 лет у мужчин и 25 лет у женщин) за каждый год сверх этого стажа фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии будет увеличен на 6 процентов.

Увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. Теперь он составит при страховом стаже до 5 лет - 20 750 руб., при страховом стаже от 5 до 8 лет - 27 666 руб.; при страховом стаже 8 и более лет - 34 583 руб. (ранее максимальный размер этого пособия независимо от стажа равнялся 18 720 руб.). Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34 583 руб. (прежде - 25 390 руб.).

Закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных актов (положений отдельных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования")

Принято решение об индексации с 1 августа 2009 г. страховой части трудовой пенсии на 7,5%.

Индексация производится исходя из уровня инфляции. Постановление вступает в силу с 1 августа 2009 г.

(Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. N 611 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2009 г. страховой части трудовой пенсии")

Изменены ограничения по расположению тотализаторов.

Согласно действующему законодательству тотализаторы нельзя располагать в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно изменениям в отношении тотализаторов на государственных и муниципальных ипподромах сделано исключение.

Речь идет о тотализаторах, в которых заключаются пари на конные скачки и конные бега. Перечень ипподромов, где можно будет размещать тотализаторы, должно утвердить Правительство РФ.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 211-ФЗ "О внесении изменения в статью 15 Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации")

Введена процедура тайного голосования членов квалификационной коллегии судей при досрочном прекращении полномочий судьи.

Досрочное прекращение полномочий судьи либо его отставка возможны за осуществление деятельности, не совместимой с должностью, или совершение порочащих проступков.

Процедура тайного голосования устанавливается положением о порядке работы квалификационных коллегий судей.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 210-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации")

Принят федеральный закон, направленный на урегулирование отношений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

Закреплены такие виды охоты, как промысловая, любительская и спортивная. Предусмотрена охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности, акклиматизации и переселения охотничьих ресурсов, обеспечения ведения традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.

Любой из перечисленных видов охоты может осуществляться при наличии разрешения на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных случаев). Определен правовой статус охотника. Ему выдается охотничий билет. Сведения об указанных лицах и о выданных билетах заносятся в охотхозяйственный реестр. Для получения билета необходимо сдать охотничий минимум. Для каждого региона установлен лимит на добычу охотничьих ресурсов (за исключением отдельных видов).

Земельные, лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий можно арендовать на основании охотхозяйственных соглашений. Они заключаются на срок от 20 до 49 лет по результатам проведения аукционов. Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")

Ратифицированные Договор об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества и Соглашение об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества подписаны главами правительств стран ЕврАзЭС 9 июня 2009 г. в Москве.

Антикризисный фонд ЕврАзЭС учреждается для преодоления национальными экономиками негативных последствий мирового финансового кризиса, обеспечения их экономической и финансовой устойчивости. Размер первоначальных взносов государств - учредителей в Фонд составляет 8,5 млрд. долл. США, из которых 7,5 млрд. выделяет Россия.

Договором предусматривается предоставление займов и стабилизационных кредитов государствам-участникам, финансирование межгосударственных инвестиционных проектов. Средства Фонда выделяются на условиях платности, срочности и возвратности. Управление средствами Фонда возлагается на Евразийский банк развития.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 208-ФЗ "О ратификации Договора об учреждении Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества и Соглашения об управлении средствами Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества")

Установлена солидарная ответственность таможенного брокера и декларанта за внесение таможенных платежей (в полном размере).

В отношении товаров, перемещаемых физлицами для личного пользования, пошлины и налоги начисляются органами, осуществляющими таможенное оформление. Уточнен порядок исчисления и уплаты пошлин за экспорт товаров трубопроводным транспортом.

Скорректированы сроки уплаты пошлин при ввозе товаров, предварительном и периодическом декларировании, выпуске товаров до подачи декларации. Предусмотрен порядок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, когда ответственное лицо признано недееспособным или безвестно отсутствующим. Договор страхования больше не является способом обеспечения уплаты таможенных платежей.

Введены процедуры обращения взыскания на обеспечение уплаты таможенных платежей, порядок приостановления операций по банковским счетам для исполнения решения о бесспорном взыскании платежей.

С 1 года до 3 лет увеличен срок нахождения банков и иных кредитных организаций в реестре учреждений, имеющих право выступать гарантами перед таможенными органами. Уточнен порядок принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов с физлиц. Решение о бесспорном взыскании принимается не позднее 60 календарных дней (ранее - 30 дней) со дня истечения срока исполнения требования об уплате. При этом таможенном органу необходимо иметь информацию о банковских счетах плательщика. С санкции прокурора на имущество лица, не уплатившего в срок таможенные платежи, может налагаться арест.

Уточнен порядок признания безнадежной к взысканию и списании задолженности по уплате таможенных платежей, пеням, процентам.

Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2009 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации")

Юридический статус стандартов безопасности труда закреплен в трудовом законодательстве.

Согласно поправкам под стандартами безопасности труда понимаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и реабилитационные меры в области охраны труда. Порядок разработки, утверждения и изменения стандартов определяется Правительством РФ с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Стандарты безопасности труда включены в систему нормативно-правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Федеральный закон вступает в силу 1 января 2010 г.

(Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации")

Утверждены пенсионные индексы за 2008 год.

В соответствии с пенсионным законодательством дополнительным основанием для индексации страховой части трудовой пенсии является превышение годового индекса роста среднемесячной зарплаты в стране над суммарным коэффициентом индексации страховой части пенсии в этом же году. В этом случае дополнительная индексация производится с 1 апреля следующего года на разницу между указанными индексом и коэффициентом. При этом такое увеличение с учетом ранее произведенной индексации по другим основаниям не может превышать индекс роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.

Определены указанные индексы роста зарплаты и роста доходов ПФР за 2008 г. Первый из них составил 1,272 (в 2007 г. - 1,267), а второй - 1,269 (в 2007 г. - 1,204).

(Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. N 609 "Об утверждении индекса роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации за 2008 год и индекса роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий, за 2008 год")

С 1 августа 2009 г. на 8,5% увеличиваются размеры окладов по воинским должностям и званиям военнослужащих-контрактников.

Аналогичным образом повышаются размеры окладов по штатным должностям и специальным званиям сотрудников отдельных правоохранительных органов. Речь идет о сотрудниках органов внутренних дел РФ, учреждений и органов УИС, Государственной противопожарной службы, органов наркоконтроля, таможенных органов и лицах начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.

(Постановление Правительства РФ от 23 июля 2009 г. N 603 "О повышении в 2009 году денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти")

Установлены основные принципы определения платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В частности, размер арендной платы должен быть экономически обоснован, т. е. соответствовать доходности участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Порядок расчета платы (в том числе основания пересмотра арендной платы) должен быть определен нормативно-правовым актом соответствующего органа власти.

При переоформлении прав на земельные участки размер арендной платы не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких участков. Для арендаторов, осуществляющих социально значимые виды деятельности, размер арендной платы не должен быть больше земельного налога.

Регламентирован порядок расчета и внесения арендной платы за участки, находящиеся в собственности РФ. Размер платы за аренду таких участков определяется Росимуществом. По общему правилу арендная плата рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка. Размер процента зависит от категории земель и их разрешенного использования. При этом для лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога, предусмотрен минимальный процент (0,01).

Если право на заключение договора аренды приобретено на торгах, арендная плата определяется по результатам таких торгов. Плата за аренду участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, определяется по результатам аукциона. Порядок расчета арендной платы за участки, предоставленные для размещения дорог, объектов транспортной инфраструктуры, линейных объектов, устанавливает Минэкономразвития России. В остальных случаях размер арендной платы определяется исходя из рыночной стоимости участка.

Предусмотрены повышенные ставки арендной платы для случаев "жилищного долгостроя": если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду участка жилой дом (кроме индивидуальных домов) не сдан в эксплуатацию, плата устанавливается в размере не меньше 2 ставок земельного налога.

(Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации")

В новой редакции изложена статья УК РФ, устанавливающая ответственность за недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Одновременно терминология, используемая в этой статье, приводится в соответствие с ФЗ "О защите конкуренции".

Конкретизирована объективная сторона данного преступления. Так, она может выражаться в заключении соглашений или в согласованных действиях, ограничивающих конкуренцию. Установление и поддержание монопольно высокой или низкой цены товара, необоснованный отказ или уклонение от заключения договора, ограничение доступа на рынок - все это объединено в понятие "злоупотребление доминирующим положением". При этом уголовная ответственность предусмотрена только за неоднократное злоупотребление (более двух раз в течение трех лет, за которые лицо привлекалось к административной ответственности).

Уголовная ответственность за эти деяния наступит, если они повлекли причинение крупного ущерба (более 1 млн. руб.) либо извлечение дохода в крупном размере (более 5 млн. руб.).

Ужесточается наказание за данное преступление. Штраф может составить от 300 до 500 тыс. руб. (ранее - до 200 тыс. руб.). Альтернативой является лишение свободы на срок до трех лет (ранее - до двух лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового (ранее лишение этого права не предусматривалось).

Наказание возрастает при наличии квалифицирующих признаков преступления: причинение ущерба или получение дохода в особо крупном размере, уничтожение или повреждение чужого имущества, использование служебного положения, применение насилия.

Закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

(Федеральный закон 29 июля 2009 г. N 216-ФЗ "О внесении изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации")

Внесены изменения в УК РФ, ужесточающие ответственность за совершение преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности несовершеннолетних.

За убийство малолетнего предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 20 лет, пожизненное лишение свободы либо смертная казнь (ранее категория "малолетний" не выделялась).

За изнасилование несовершеннолетней будут наказывать лишением свободы на срок от 8 до 15 лет (ранее - от 4 до 10 лет). Ужесточено наказание за изнасилование потерпевшей, не достигшей 14 лет (лишение свободы на срок от 12 до 20 лет, ранее - от 8 до 15 лет). Увеличены сроки лишения свободы за половое сношение и иные действия сексуального характера, а также развратные действия с лицом, заведомо не достигшим 14 или 12 лет (чем младше жертва, тем больше срок). При этом лицо, впервые совершившее половое сношение с лицом 14-15 лет, будет освобождаться от наказания, если вступит в брак с потерпевшим.

За изнасилование несовершеннолетней, насильственные действия сексуального характера в отношении несовершеннолетнего, половое сношение и развратные действия с лицом младше 16 лет суд сможет лишить преступника права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 20 лет. Лицам, осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, придется отбыть не менее 3/4 срока наказания, прежде чем претендовать на УДО (больше, чем лицам, совершившим особо тяжкие преступления). Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением, также будет караться строже (вплоть до лишения свободы).

Ужесточено наказание за изготовление и оборот материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

(Федеральный закон от 27 июля 2009 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации")

Расширен перечень признаваемых в России документов об образовании, выданных иностранными государствами нашим соотечественникам за рубежом.

Поправки закрепляют возможность признания (на основании соответствующих международных договоров) выданных в странах СНГ и Балтии документов об образовании всех видов и ступеней, а также об ученых степенях и званиях. При этом вводится более широкий термин "документ об образовании", который включает в себя не только дипломы, но и аттестаты, свидетельства и т. п.

Ряд поправок носит юридико-технический характер и направлен на приведение используемой терминологии в соответствие с ФЗ "О гражданстве РФ".

(Федеральный закон от 25 июля 2009 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом")

Принято Постановление Правительства РФ о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации будут субсидий на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике.

Для сдерживания роста тарифов в отдельных субъектах РФ цена на электроэнергию устанавливалась ниже экономически обоснованного уровня. Расходы, не включенные в состав таких тарифов, учитывались при установлении регулируемых государством цен на других территориях. Для ликвидации такого межтерриториального перекрестного субсидирования регионам, где тарифы на электроэнергию занижены, из федерального бюджета выделяются субсидии. Установлен порядок их предоставления в 2009 г. Субсидии выделяются на условиях софинансирования субъектом РФ мер по ликвидации перекрестного субсидирования. Размер субсидий по каждому региону рассчитывается исходя из суммарных объемов электроэнергии, приобретаемой на оптовом рынке в каждом месяце соответствующего года, в соответствии с прогнозным балансом на этот год. При этом не учитываются объемы электроэнергии, приобретаемой для покупателей, способных в силу технологических условий функционирования покупать электроэнергию по регулируемым ценам на условиях долгосрочных договоров 2006 года. Приведен алгоритм расчета размера субсидий.

Субсидии перечисляет Минэнерго России. Регионы обязаны ежегодно представлять в Министерство и ФСТ России отчет о размере регулируемых цен на электроэнергию, установленных на следующий период регулирования. При нарушении условий предоставления субсидий их перечисление может быть приостановлено. В случае нецелевого использования (неиспользования) субсидий, а также нарушения условий поэтапного доведения цен до экономически обоснованного уровня объем выделяемых средств может быть сокращен.

Приведено распределение субсидий между регионами на 2009 г. Всего выделено около 8 млрд руб. (в 2008 г. сумма субсидий составляла около 12 млрд руб.).

(Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 558 "О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике")

Утверждены формы бланков свидетельств о государственной аккредитации образовательных и научных организаций и приложений к ним.

Свидетельство подтверждает государственный статус организации, уровень реализуемых образовательных программ и их соответствие государственным стандартам и требованиям. Лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим госаккредитацию, выдаются документы государственного образца о соответствующем образовании и (или) квалификации.

В свидетельстве указываются полное наименование, место нахождения (согласно уставу) и ИНН аккредитованной организации. Ставятся подпись руководителя и печать аккредитационного органа. Каждому свидетельству присваивается регистрационный номер и серия.

В приложении к свидетельству приводится перечень образовательных программ, прошедших госаккредитацию. Свидетельство без приложения не действительно. Свидетельства выдаются на 5 лет.

Бланки свидетельств являются защищенной полиграфической продукцией уровня "А". Прежние формы бланков свидетельств, выдаваемых образовательным учреждениям (организациям) среднего и высшего профобразования, признаны утратившими силу. Приказ вступает в силу с 1 сентября 2009 г.

(Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 июня 2009 г. N 1281 "Об утверждении форм бланка свидетельства о государственной аккредитации и приложения к свидетельству о государственной аккредитации")

Российским организациям автомобилестроения и транспортного машиностроения, получившим в 2008-2009 гг. кредиты на технологическое перевооружение, за счет средств федерального бюджета будет возмещаться часть затрат на уплату процентов по ним.

При этом проекты технологического перевооружения должны быть направлены на достижение одной из следующих целей: реконструкция, модернизация и техническое перевооружение существующих производственных мощностей; создание дополнительных производственных мощностей для повышения технико-экономических показателей организации; внедрение передовой техники и технологий, механизация и автоматизация производства; модернизация и замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.

При несоответствии проекта установленным критериям субсидия из федерального бюджета не предоставляется.

(Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 28 мая 2009 г. N 453 "Об утверждении критериев, которым должны соответствовать проекты, направленные на технологическое перевооружение российских организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения, по которым предоставляются субсидии из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2008 - 2009 годах в российских кредитных организациях, а также в международных финансовых организациях, созданных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация")


Вернуться в начало


Судебная практика

Конституционный суд рассмотрел дело по вопросу возмещения вреда здоровью сотрудников милиции в связи с несением службы.

Милиционеру, который при несении службы получил травмы, исключающие дальнейшее ее прохождение, за счет средств бюджета или организаций, заключивших договоры с милицией, выплачивается компенсация сверх назначенной пенсии. Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью милиционера во время службы, возмещается по правилам обязательств вследствие причинения вреда. Это означает, что вред возмещается за счет государства, только если в причинении вреда виновны государственные органы или их должностные лица. МВД России, ссылаясь на отсутствие вины государства в причинении вреда, отказывало в компенсации гражданам, получившим военные травмы во время службы в милиции. Такая правоприменительная практика признана неконституционной.

Конституционный Суд РФ указал, что вред, причиненный здоровью сотрудников милиции в связи с несением службы, должен возмещаться в объеме, позволяющем максимально компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса. Условия возмещения вреда, по крайней мере, не могут быть хуже по сравнению с другими категориями граждан.

Соответствующая компенсация подлежит выплате ежемесячно при наличии лишь факта наступления вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей. Выплаты осуществляются и при отсутствии вины государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда.

(Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода")

Судам даны рекомендации по рассмотрению споров о преимущественном праве акционеров ЗАО на приобретение акций, продаваемых другими акционерами.

Указанное право распространяется только на случаи продажи акций третьим лицам. Оно не применяется при отчуждении акций по иным договорам, а также при приобретении ЗАО собственных акций.

Причем Устав ЗАО не может устанавливать, что преимущественное право действует при продаже акций между акционерами или при отчуждении акций по иным, нежели купля-продажа, договорам.

Если договоры дарения и купли-продажи акций прикрывают единый договор купли-продажи, то акционер ЗАО вправе требовать перевода на себя прав и обязанностей покупателя по единому договору купли-продажи, который действительно имелся в виду. Речь идет о схеме, при которой акционер сначала дарит небольшое количество акций, а затем продает остальные акции одному и тому же лицу.

Также затронуты вопросы, касающиеся реализации преимущественного права при продаже акций на торгах, извещения акционеров о намерении продать акции, внесения в реестр акционеров записи о переходе прав на акции к покупателю, участия лица, которое приобрело акции с нарушением преимущественного права, в общем собрании акционеров и т.д.

Необходимо учитывать, что срок дли предъявления требования о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи акций ЗАО (3 месяца) является исковой давностью.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 июня 2009 г. N 131)

Разъяснены отдельные вопросы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании судебных актов.

Так, основанием для регистрации прав на недвижимость являются судебные акты, содержащие вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права). Это может быть и определение об утверждении мирового соглашения, предусматривающее возникновение или прекращение права (обременения или ограничения права) на недвижимость.

Регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, переоценивать обстоятельства дела и доказательства, на которых основан судебный акт. Если на регистрацию представлена копия судебного акта без отметки о вступлении его в силу либо незаверенная гербовой печатью суда, а также если количество представленных копий меньше требуемого, регистратор вправе приостановить регистрацию до устранения нарушений. Отказ в регистрации в данном случае законен, если заявитель не устранит нарушения в течение месяца.

По мнению Президиума ВАС РФ, незаконен отказ в регистрации ввиду предполагаемых процессуальных нарушений, допущенных судом при вынесении акта. Как незаконный следует рассматривать отказ в случае, когда в отношении имущества зарегистрированы ограничения (обременения), а в судебном акте указания на них нет. В такой ситуации право регистрируется с сохранением ранее внесенных в ЕГРП записей об ограничениях (обременениях).

Вступивший в силу судебный акт является достаточным основанием для регистрации права (даже если регистрируемое право возникло до вступления в силу Закона о регистрации прав на недвижимость). Представлять какие-либо иные правоустанавливающие документы на недвижимость не требуется. Вместе с тем, в регистрирующий орган должны быть представлены: заявление; удостоверение личности; кадастровый паспорт; документ об оплате госпошлины.

Следует иметь в виду, что если право на имущество уже зарегистрировано за каким-либо лицом и это лицо не участвовало в деле в качестве ответчика, отказ в регистрации права на основании судебного акта за иным лицом законен. Для исключения таких ситуаций истцам следует представлять в суд выписку из реестра об отсутствии зарегистрированного права на спорный объект, а судам в ходе рассмотрения дела принимать по заявлению истца необходимые обеспечительные меры.

(Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июля 2009 г. N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним")


Вернуться в начало


Таможня

Повышаются ставки экспортных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нее, вывозимые за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе.

Ставка пошлины на сырую нефть установлена в размере 222 долл. США за тонну (вместо 212,6 долл. США за тонну), на легкие и средние дистилляты, газойли, бензол, толуол, ксилолы - 161,9 долл. США за тонну (вместо 155,5 долл. США за тонну). С 83,8 до 87,2 долл. США за тонну повышена вывозная пошлина на жидкие топлива, масла, отработанные нефтепродукты, нефтяной вазелин, минеральные воски и аналогичные продукты (кроме сырых и прочих, экспорт которых облагается по нулевой ставке), а также нефтяной кокс, битум и прочие остатки от переработки нефти или нефтепродуктов, полученных из битуминозных пород (кроме нефтяного кальцинированного кокса, при вывозе которого применяется нулевая ставка). Сохраняется нулевая ставка экспортной пошлины на пропан, бутаны, этилен, пропилен, бутилен и бутадиен, прочие сжиженные газы.

Постановление вступает в силу с 1 августа 2009 г.

(Постановление Правительства РФ от 27 июля 2009 г. N 612 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе")


Вернуться в начало


Финансы

Установлены новые порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации.

Для оценки финансового положения лица используются финансовые показатели: автономии собственных средств; обеспеченности собственными оборотными средствами; текущей ликвидности; платежеспособности; деловой активности; рентабельности. Приведены рекомендуемые методики расчета данных показателей.

Финансовое положение нерезидентов при получении ими более 20% акций (долей) кредитной организации (с учетом приобретенных) оценивает Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России. В остальных случаях оценка финансового положения проводится, как и ранее, территориальным учреждением Банка России либо самой кредитной организацией. Предусмотрена возможность подачи ходатайства об оценке финансового положения для целей приобретения акций (долей) кредитной организации. При наличии такого ходатайства к организации не предъявляется требование об осуществлении деятельности в течение не менее 3 лет.

Не требуется проводить оценку финансового положения при увеличении уставного капитала кредитной организации за счет собственных средств, а также при приобретении акций (долей) кредитной организации на вторичном рынке. Изменился перечень документов, представляемых для оценки финансового положения. Установлен особый порядок оценки финансового положения кредитных организаций. Расширен перечень обстоятельств, при наличии которых финансовое положение лица признается неудовлетворительным. Такое решение выносится, в частности, в случае неисполнения лицом денежных обязательств по причине отсутствия средств на его банковских счетах, признания неудовлетворительной структуры его активов. Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Положение ЦБР от 19 июня 2009 г. N 337-П "О порядке и критериях оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации")

Утратили силу некоторые нормативные акты Банка России.

Федеральным законом от 28 февраля 2009 г. N 28-ФЗ минимальный размер уставного капитала и собственных средств кредитной организации установлен в рублях (ранее он исчислялся в рублевом эквиваленте суммы в евро). В связи с этим признаны утратившими силу нормативные акты Банка России о порядке определения рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала и собственных средств кредитной организации.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".

(Указание ЦБР от 2 июля 2009 г. N 2258-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России)


Вернуться в начало


Прочее

Государство субсидирует выпадающие доходы российских банков по кредитам, предоставленным в 2009 г. физлицам на приобретение определенных моделей автомобилей, производимых на территории России.

В связи с подъемом верхней границы стоимости таких транспортных средств с 350 до 600 тыс. руб. и установлением их максимальной массы в 3,5 тонны утвержден новый перечень моделей автомобилей.

В частности, перечень дополнен Chevrolet Cruze, Fiat Doblo, Fiat Ducato, Skoda Octavia, Hyundai Sonata, Hyundai Accent, рядом моделей ГАЗ, УАЗ и ТагАЗ. А Volkswagen Jetta, наоборот, исключен из списка.

Ранее действовавший перечень утратил силу.

(Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 июля 2009 г. N 650 "Об утверждении Перечня автомобилей, производимых на территории Российской Федерации, при приобретении которых физическими лицами в кредит в 2009 году в 2010, 2011 и 2012 годах кредитным организациям возмещаются выпадающие доходы исходя из двух третьих ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации")

Утвержден Административный регламент Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по приему граждан и рассмотрению их обращений.

Российский или иностранный гражданин, а также лицо без гражданства вправе обратиться с устным или письменным заявлением (предложением, жалобой) в Минздравсоцразвития России.

Письменные обращения могут передаваться лично, по почте, через официальный сайт Министерства либо по факсимильной связи.

Обращение должно содержать ФИО гражданина, обратный адрес, суть предложения (заявления, жалобы), личную подпись гражданина и дату написания. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации. В В случае направления дополнительного запроса срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Обращение, не относящееся к компетенции Министерства, передаются по подведомственности в другой орган.

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, а также обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения и угрозы. Отказ последует и в том случае, если текст обращения не поддается прочтению, а также если в обращении обжалуется судебное решение или в нем содержится вопрос, на который уже многократно давались письменные ответы.

Содержание устного обращения заносится в карточку личного приема гражданина. Если изложенные факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ может быть дан устно в ходе личного приема. В остальных случаях дается письменный ответ.

Граждане приглашаются на личный прием в порядке очередности. На личном приеме заявитель должен предъявить свой паспорт.

(Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2009 г. N 285н "Об утверждении Административного регламента Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по исполнению государственной функции "Организация приема граждан, своевременного и полного рассмотрения их обращений, поданных в устной или письменной форме, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок")

Ограничены выезды за рубеж организованных групп детей.

По состоянию на 27 июля 2009 г. в России зарегистрировано 28 заболевших "свиным" гриппом А (H1N1), 32% из них - подростки (12-17 лет).

В ходе эпидемиологического расследования было установлено, что заболевшие дети выезжали в составе организованных групп за рубеж для обучения иностранным языкам. Выезд организовывался частными лицами по договоренности с учебными заведениями и туристическими компаниями. При этом медицинское сопровождение предусмотрено не было. По прибытию на учебу дети проживали в общежитиях вместе с учащимися из других стран, посещали общие экскурсии и другие массовые мероприятия. Многие заболевшие заметили наличие признаков инфекции еще в период нахождения на курсах. В связи с этим руководителям региональных органов власти и территориальных Управлений Роспотребнадзора поручено принять меры по недопущению выезда организованных групп детей за рубеж, включая взаимодействие с турагентами и туроператорами. Выезд должен быть приостановлен до особого распоряжения Службы. Руководителям Управлений также следует взять на строгий контроль возвращающихся из-за рубежа детей из состава организованных групп, организовать медосмотры по прибытию и меднаблюдение в течение инкубационного периода. В случае выявления у кого-либо из прибывших детей признаков острых респираторных инфекций, все члены группы должны быть изолированы до получения результатов лабораторного исследования.

Обо всех случаях, подозрительных на грипп А (H1N1), следует немедленно информировать Роспотребнадзор (контактные данные приводятся).

(Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 июля 2009 г. N 01/10510-9-23 "О мерах по недопущению формирования очагов пандемического гриппа в организованных группах детей")


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.