Мониторинг законодательства



Налоги и бухгалтерский учет

Внесены изменения в отдельные главы Налогового кодекса РФ, в том числе регулирующие порядок налогообложения НДС, НДФЛ, транспортным налогом.

В соответствии с дополнением, внесенным в статьи 165 и 167 НК РФ, уточняется порядок подтверждения нулевой ставки НДС, а также момент определения налоговой базы по экспортным операциям. В новой редакции изложен пункт 3 статьи 221 НК РФ, касающийся предоставления профессиональных налоговых вычетов по НДФЛ налогоплательщикам, получающим авторские и иные вознаграждения. В период с 1 января по 30 июня 2010 года приостановлено действие абзаца четвертого пункта 1 статьи 269, устанавливающей особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам при исчислении налога на прибыль организаций. Кроме того, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки внутренним водным и воздушным транспортом, освобождены от налогообложения транспортным налогом в отношении таких транспортных средств.

(Федеральный закон от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ")

Вводится новый формат представления налоговой отчетности по НДC.

Приказом ФНС России от 31.12.09 № ММ-7-6/730 введен в действие новый формат представления налоговой декларации по НДС в электронном виде.

Утвержден формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (на основе XML) (версия 5) "Часть III. Состав и структура показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (версия 01)".

(Приказ ФНС России от 31.12.09 № ММ-7-6/730)


Вернуться в начало


Правовые новости

С 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года будет проводиться эксперимент по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию.

В целях поддержки российской автомобильной промышленности предусмотренные в 2010 году на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей экономики РФ, рынка труда и отраслей социальной сферы бюджетные ассигнования будут направлены: в размере 50000 тыс. рублей - на организацию проведения с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств, полная масса которых не превышает 3,5 тонны, взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию автотранспортных средств, полная масса которых не превышает 3,5 тонны и возраст которых составляет более 10 лет; в размере 10000000 тыс. рублей - на предоставление субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства, полная масса которых не превышает 3,5 тонны, со скидкой в размере 50 тыс. рублей физическим лицам, сдавшим на утилизацию в рамках указанного эксперимента вышедшее из эксплуатации автотранспортное средство, полная масса которого не превышает 3,5 тонны и возраст которого составляет более 10 лет; в размере 1000000 тыс. рублей - на предоставление субсидий на возмещение затрат торговых организаций, возникших при перевозке на пункты утилизации вышедших из эксплуатации указанных автотранспортных средств. Утверждены правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий на возмещение потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автотранспортных средств российского производства со скидкой и критерии отбора моделей и производителей новых автотранспортных средств российского производства, продаваемых со скидкой в рамках эксперимента.

(Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 N 1194 "О проведении эксперимента по стимулированию приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в РФ системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств")

Определен порядок учета расходов и расчетов, осуществляемых страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Утвержденный "Порядок учета страховых взносов..." устанавливает правила учета страхователями сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов, сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения, расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальными органами Фонда социального страхования РФ. "Порядок" определяет конкретные выплаты и расходы, подлежащие учету, особенности учета расходов на выплату пособий гражданам, пострадавшим от радиационных катастроф, особенности учета излишне уплаченных взносов, пеней и штрафов, особенности осуществления учета страхователями, применяющими упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.11.2009 N 908н "Об утверждении Порядка учета страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пеней и штрафов, расходов на выплату страхового обеспечения и расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")

Изменен порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с федеральным законом о "монетизации льгот".

В Приказе Минздравсоцразвития РФ, регулирующем процедуру осуществления указанной выплаты, определен порядок установления гражданам этой выплаты без проведения дополнительного переосвидетельствования с 1 января 2010 года - в отличие от порядка, действовавшего до указанной даты, выплата будет устанавливаться применительно к группе инвалидности, а не к степени ограничения способности к трудовой деятельности; при этом определены соответствия групп инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, применяемые в целях установления выплаты. Изменен также порядок перерасчета назначенной выплаты - перерасчет будет осуществляться в случаях установления инвалиду более высокой или низкой группы инвалидности.

(Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2009 N 994н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 г. N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ")

Определены Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год.

Установлено, что основными приоритетами антикризисных и модернизационных действий Правительства РФ в 2010 году станут: поддержка социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения; поддержка оживления экономики, обеспечение устойчивости наметившихся положительных тенденций; активизация модернизационной повестки дня: реализация первоочередных мер по решению проблем российской экономики, обусловивших скорость и глубину спада, совершенствование институциональной среды, выстраивание новой модели регулирования, в том числе на финансовых рынках, наращивание инвестиций в человеческий капитал. В частности, определено, что логика модернизационной повестки дня Правительства РФ будет реализовываться, в том числе, в рамках следующих направлений действий: диверсификация экономики, поддержка внутреннего спроса, создание новых современных производств; стимулирование инновационной активности в экономике; развитие ключевых высокотехнологичных и инфра! структурных отраслей экономики; модернизация финансовой системы. Отдельной модернизационной задачей станет реструктуризация государственного сектора экономики, активизация приватизации, а также реформа бюджетной сети.

(Основные направления антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год (одобрено на заседании Правительства РФ (протокол от 30 декабря 2009 г. N 42)))

В связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ.

Изменения внесены, в частности, в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", в Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в Налоговый кодекс РФ, в Федеральный закон от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ "О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта". В частности, установлено, что решение суда по спорам, возникающим в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, прекращением прав аренды государственных или муниципальных унитарных предприятий и государственных или муниципальных учреждений на земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов, а также реализацией связанных с ними мероприятий, подлежат немедленному исполнению. В случае вынесения судом решения об изъ! ятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения и о предоставлении денежной компенсации, Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет такую денежную компенсацию на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

(Федеральный закон от 27.12.2009 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта")

Жильем должны быть обеспечены все ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших и умерших инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны.

В Указ Президента РФ по вопросу обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов внесено уточнение, установившее, что необходимо завершить обеспечение жильем всех нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а не только лиц упомянутых категорий, вставших на учет до 1 марта 2005 года, как это было установлено ранее. Кроме этого исключено также указание на крайний срок (1 мая 2010 года), до которого необходимо было завершить обеспечение жильем ветеранов и членов их семей.

(Указ Президента РФ от 09.01.2010 N 30 "О внесении изменений в Указ Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов")

Определены особенности постановки на учет в территориальных органах ПФР и ФСС РФ отдельных категорий плательщиков страховых взносов.

Установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами РФ обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, военные суды, военные прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование в отношении граждан РФ из числа гражданского персонала, федеральных государственных гражданских служащих и лиц, замещающих должности, не относящиеся к должностям федеральной государственной гражданской службы, воинских формирований, военных судов, военных прокуратур, военных следственных органов, в территориальных органах Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ по месту нахождения организаций. Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ отдельных категорий плательщиков страховых взносов")

Определен порядок исчисления среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам-военнослужащим и гражданам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций.

Установлено, в частности, что женщинам- военнослужащим (а также проходящим службу в некоторых других "силовых" ведомствах) пособие по беременности и родам выплачивается в размере денежного довольствия на момент убытия в отпуск по беременности и родам.

При назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, отцам либо другим родственникам, осуществляющим уход за ребенком, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации либо другими аналогичными случаями (прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката и т.п.), средний заработок не исчисляется, а при назначении пособия учитывается размер пособия, выплачиваемого им по последнему месту работы.

Подробно регламентировано содержание денежного довольствия, учитываемого при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком матерям, проходящим военную службу по контракту, матерям либо отцам, проходящим службу в органах внутренних дел и некоторых других "силовых" ведомствах.

(Постановление Правительства РФ от 29.12.2009 N 1100 "Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан")

Внесены уточнения в некоторые Постановления Правительства РФ, касающиеся регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

Постановление Правительства РФ от 09.11.2001 N 782 "О государственном регулировании цен на лекарственные средства" дополнено положением, согласно которому до 1 апреля 2010 года допускается реализация организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптечными учреждениями жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, не прошедших государственную регистрацию предельных отпускных цен производителя, без применения порядка, установленного пунктом 19 Положения о государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, утвержденного указанным Постановлением. Также внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 08.08.2009 N 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства".

(Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1116 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства РФ по вопросам, связанным с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства")

Определен порядок предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

Субвенции предоставляются бюджетам субъектов РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Минздравсоцразвития РФ. Установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют в Минздравсоцразвития РФ отчет о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субвенция, с указанием численности инвалидов, обеспеченных в течение квартала техническими средствами реабилитации и некоторыми услугами, в частности, по ремонту указанных технических средств, а также численности отдельных категорий граждан из числа ветеранов, обеспеченных протезами, протезно-ортопедическими изделиями и услугами по их ремонту, по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития РФ по согласованию с Минфином РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, несут отв! етственность за соблюдение условий предоставления субвенций и достоверность представляемой отчетности.

(Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1119 "О порядке предоставления в 2010 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление переданных полномочий РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов")

В Правила признания лица инвалидом внесены уточнения, касающиеся установления степени ограничения способности к трудовой деятельности.

В частности, признано утратившим силу положение, согласно которому степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

(Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1121 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом")

Регламентировано предоставление в 2010 году субвенций бюджетам субъектов РФ на обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ и бюджету г. Байконура субвенций на указанные цели, методика их распределения, а также распределение субвенций на 2010 год (всего распределено бюджетных средств в сумме 26650361,1 тыс. рублей).

(Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1124 "О предоставлении в 2010 году субвенций на финансовое обеспечение оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов")

Установлен порядок предоставления в 2010 году субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях.

Изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 944, действие Правил предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей распространено на 2010 год. Уточнено, что субсидии предоставляются, в том числе на оплату вознаграждения, причитающегося приемному родителю (ранее - оплату труда приемных родителей). Введены положения, устанавливающие основания приостановления (сокращения) предоставления субсидий, а также предусматривающие возможность взыскания средств в доход федерального бюджета, в случае их нецелевого использования. Утверждено распределение на 2010 год субсидий бюджетам субъектов РФ.

(Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 N 1125 "О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 944 и утверждении распределения субсидий из федерального бюджета, предоставляемых в 2010 году бюджетам субъектов РФ на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю")

Утверждена структура транспортного контейнера, формируемого и обрабатываемого программными средствами налогового органа в ходе информационного взаимодействия в электронном виде.

Документ разработан в целях обеспечения организации электронного документооборота при предоставлении налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Перечень типов документов приведен в приложениях к документу. Документы передаются в сжатом и зашифрованном виде (за исключением отдельных типов документов). Электронная цифровая подпись (ЭЦП) под документами передается в открытом виде. Определены общие требования к составу контейнера, типы участников документооборота и их идентификация, а также установлена спецификация используемых технологий.

(Приказ ФНС РФ от 18.12.2009 N ММ-7-6/693@ "Об утверждении Унифицированного формата транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи")

Внесены изменения в законодательные акты, затрагивающие вопросы формирования уставного капитала хозяйственных обществ.

В соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "О банках и банковской деятельности", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности, уточнена возможность использования для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченных денежных средств и возможность оплаты уставного капитала общества с ограниченной ответственностью при увеличении уставного капитала путем зачета требований к обществу, уточнены процедуры, обязательные для осуществления акционерным обществом после принятия решения об уменьшении его уставного капитала. Установлены новые нормы, подробно регламентирующие эмиссию облигаций хозяйственным обществом.

(Федеральный закон от 27.12.2009 N 352-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части пересмотра ограничений для хозяйственных обществ при формировании уставного капитала, пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов, пересмотра ограничений, связанных с осуществлением хозяйственными обществами эмиссии облигаций")


Вернуться в начало


Судебная практика

Расходы на покупку телевизора.

В ходе проверки налоговый орган счел неправомерным отнесение страховой организацией в расходы по налогу на прибыль сумм начисленной амортизация по приобретенному телевизору. Организации доначислен налог, соответствующие пени и штраф.

Суд указал, что затраты на телевизор приобретение являются экономически обоснованными и могут быть учтены при исчислении налога на прибыль, поскольку он служит для создания благоприятного имиджа организации, для внешних посетителей, обеспечения нормального рабочего процесса, использовался для просмотра записей и цифровых фотографий страховых случаев.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.01.2009 N А55-4941/2008)

Факсимильная подпись не помешает вычету.

Налоговый орган отказал налогоплательщику в вычете НДС, мотивировав это тем, что выставленные организациями-поставщиками счета-фактуры не соответствуют требованиям п. 6 ст. 169 НК РФ, поскольку содержат факсимильные подписи руководителей. Налогоплательщику доначислен налог, а также пени и штраф за его неуплату.

Решение судов было следующим. Действующее налоговое законодательство и законодательство о бухгалтерском учете не содержат норм, устанавливающих допустимые способы подписания счетов-фактур, и не предусматривает запрет на совершение подписи руководителя путем проставления штампа-факсимиле. Факсимильная подпись не является копией подписи физического лица, а представляет собой способ выполнения оригинальной личной подписи, в связи с чем проставление на счетах-фактурах факсимильной подписи не свидетельствует о нарушении требований ст. 169 НК РФ.

(Постановление Федеральных арбитражных судов Волго-Вятского округа от 28.09.2009 N А43-29505/2008-40-1257 и Дальневосточного округа от 14.10.2009 N Ф03-5231/2009)

Услуги связи не требуют расшифровки.

В ходе проверки налоговый орган исключил из расходов предпринимателя по НДФЛ и ЕСН затраты по оплате услуг телефонной связи, ссылаясь на то, что данные расходы являются документально и экономически необоснованными, поскольку предпринимателем не представлены расшифровки от операторов по оказанным услугам связи с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры, и иные документы, подтверждающие производственный характер отношений с абонентом, а также что расходы по оплате услуг связи не привели к заключению контракта либо покупке товара.

Суд указал, что отсутствие расшифровок от операторов по оказанным услугам связи с указанием номеров телефонов, с которыми велись переговоры, а также отсутствие результата от использования услуг телефонной связи в виде заключения контракта либо покупки товара, не лишает предпринимателя права учесть расходы по этим услугам при исчислении НДФЛ и ЕСН. В обоснование произведенных расходов достаточно представить договоры, счета-фактуры и платежные поручения на оплату услуг связи.

(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.08.2009 N А12-19423/2008)


Вернуться в начало


Прочее

Минфин указал на отсутствие оснований для применения нулевой ставки НДС в отношении услуг по определению страны происхождения товаров и удостоверению сертификатов происхождения товаров, оказываемых российскими организациями.

Как разъяснено письмом Минфина России от 22.12.09 № 03-07-08/267, статьей 164 НК РФ налогообложение НДС 0% в отношении услуг по определению страны происхождения товаров и удостоверению сертификатов происхождения товаров не предусмотрено.

Поэтому указанные услуги облагаются НДС по ставке в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

(Письмо Минфина России от 22.12.09 № 03-07-08/267)


Вернуться в начало



При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компаний "Гарант", АО "Консультант Плюс"; изданий "Учет. Налоги. Право", "Российский налоговый курьер". Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.