Мониторинг изменений за период 24.08.15 - 30.08.15

Бухгалтерский учет и налогообложение

Утверждены новое Положение об официальном Интернет-сайте ФНС России и Регламент его наполнения

Интернет-сайт создан для обеспечения реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о деятельности ФНС России, а также подведомственных ей организаций.

Определены цели и назначение сайта, требования к обеспечению его функционирования, порядок доступа в разделы сайта.

Новая редакция Регламента информационного наполнения сайта устанавливает дополнительные возможности пользователей сайта на получение интерактивных услуг, в том числе:

  • возможность получения усиленной неквалифицированной электронной подписи для личного кабинета налогоплательщика для физических лиц;
  • возможность расчета налогов с помощью специализированных калькуляторов;
  • возможность получения информации, размещенной на информационных стендах территориальных налоговых органов, в режиме "онлайн" без личного посещения налоговой инспекции.

(Приказ ФНС России от 11.08.2015 N СА-7-6/344@ "О внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 24.12.2013 N ММВ-7-6/635@ "Об официальном Интернет-сайте Федеральной налоговой службы")

На регистрацию в Минюст России направлен приказ, вносящий изменения в Инструкцию по применению плана счетов бюджетного учета

Внесение изменений направлено на совершенствование методологии по раскрытию информации в учете и отчетности юридических лиц - организаций государственного сектора.

Текст приказа приводится в соответствие с изменениями, внесенными в Приказ Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти...".

Действие приказа распространено на Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении бюджетных полномочий, полномочий государственного заказчика по госконтрактам.

Согласно приказу новые положения применяются при формировании объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не предусмотрено учетной политикой.

В части первичных учетных документов положения Инструкции применяются до внесения изменений в учетную политику субъекта учета на 2015 год согласно пункту 6 Приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета...".

Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 17.08.2015 N 127н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению")

Скорректированы формы бюджетной отчетности

На регистрацию в Минюст России направлен приказ, вносящий изменения в формы и состав бюджетной отчетности.

Так, например, новыми строками дополнены формы документов: "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств..." (ф. 0503130), "Баланс исполнения бюджета" (ф. 0503120), "Баланс исполнения консолидированного бюджета..." (ф. 0503320), "Разделительный (ликвидационный) баланс..." (ф. 0503230).

Вводится новая форма "Сведения об исполнении судебных решений по денежным обязательствам бюджета" (ф. 0503296).

Следует учитывать, что при регистрации в Минюсте России текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 26.08.2015 N 135н "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н")


Вернуться в начало


Таможенное дело

Утверждены Правила замены иностранных товаров эквивалентными товарами (применения эквивалентной компенсации) при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории

Правилами, в частности:

  • определяются порядок выдачи таможенными органами разрешений на замену иностранных товаров эквивалентными товарами, основания для выдачи такого разрешения и отказа в его выдаче, сроки рассмотрения заявлений таможенными органами;
  • устанавливаются порядок определения начала срока переработки товаров на таможенной территории при вывозе продуктов переработки эквивалентных товаров до помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, порядок приобретения иностранными товарами, помещенными под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, статуса товаров Евразийского экономического союза.

(Постановление Правительства РФ от 20.08.2015 N 872 "Об утверждении Правил замены иностранных товаров эквивалентными товарами (применения эквивалентной компенсации) при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории")

Утверждены рекомендации по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза

Объектами технического регулирования являются продукция, включенная в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках ЕАЭС, или продукция, включенная в единый перечень, и связанные с требованиями к такой продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21.08.2015 N 50 "О Рекомендациях по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза")

Уточнен порядок продления срока временного ввоза транспортных средств для личного пользования на территорию ЕАЭС

Напомним, что для резидентов государств - членов ЕЭАС максимальный срок временного ввоза составляет до 6 месяцев, а для нерезидентов - это срок временного пребывания, но не более 1 года.

Исключено положение о том, что первоначальный срок временного ввоза, устанавливаемый таможенным органом, составляет 3 месяца.

В случае обращения декларанта в таможенный орган для продления срока временного ввоза ТС для личного пользования по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза таможенный орган продлевает срок временного ввоза такого транспортного средства со дня, следующего за днем истечения установленного срока, в пределах указанных максимальных сроков.

В случае вывоза с таможенной территории физическим лицом временно ввезенного транспортного средства для личного пользования по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, но в пределах максимального срока, решение таможенного органа о выпуске такого транспортного средства является одновременно решением о продлении срока его временного ввоза со дня, следующего за днем истечения установленного срока, до дня вывоза транспортного средства. Данное положение применяется также в отношении транспортных средств для личного пользования, которые до вступления в силу Решения вывезены с таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного таможенным органом срока временного ввоза, но в пределах указанных максимальных сроков.

Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

(Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 90 "О некоторых вопросах временного ввоза транспортных средств для личного пользования")


Вернуться в начало


Законопроекты

Появился текст поправок о необложении НДС страховых выплат за дебиторку

Единый портал опубликовал текст законопроекта, вносящего изменения в статью 162 НК. Поводом стало постановление Конституционного суда от 01.07.2015 г. № 19-П.

Напомним, данное постановление было вынесено при следующих обстоятельствах. Компания застраховала риск неоплаты покупателями задолженности за поставленные товары. В связи с наступлением страховых случаев было получено страховое возмещение, на которое по результатам выездной проверки налоговики доначислили НДС, пени и штраф, поскольку подпункт 4 пункта 1 статьи 162 НК прямо предусматривает включение в состав налоговой базы по НДС полученных налогоплательщиком сумм страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом, если поставка является объектом налогообложения. Арбитражные суды вплоть до ВС признали решение ИФНС правомерным. Однако КС увидел в данной ситуации двойное налогообложение (при отгрузке товара и при получении страхового возмещения). КС не только постановил пересмотреть спор, но и исправить нормы НК.

Планируется предусмотреть исключение из нормы о включении выплат по договорам страхования в базу по НДС на случай, если налоговая база была исчислена при отгрузке.

Таким образом, страховые выплаты будут увеличивать налоговую базу, если налогоплательщик не исчислил налог по реализации товаров (работ, услуг) на день их отгрузки (выполнения, оказания).

Форма декларации по ЕНВД вновь изменится

ФНС готовит поправки в налоговую декларацию по ЕНВД. Соответствующее уведомление опубликовано на Едином портале для размещения проектов НПА. Текст самого проекта приказа пока не опубликован.

Поправки в форму декларации вносятся в связи с тем, что с 1 октября 2015 года вступит в силу пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 232-ФЗ от 13.07.2015. Данная норма предусматривает, что ставка по ЕНВД может быть установлена местными властями в пределах от 7,5 до 15%.

Напомним, начиная с отчетности за 1 квартал 2015 года, декларация по ЕНВД представляется по новой форме.


Вернуться в начало


Судебная практика

Наличие долевой собственности - не признак взаимозависимости, указал суд

В 1 квартале 2012 года ООО приобрело на аукционе у ЗАО автомобиль Тойота Лэнд Круизер на заемные средства, предоставленные ИП, и заявило вычет в налоговой декларации по НДС.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, указав, что ее деятельность является формальной. Компания, по мнению налоговиков, используется в качестве промежуточного звена как вновь созданное юрлицо, применяющее ОСН, с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС по приобретению имущества за счет заемных средств лица, применяющего УСН. При этом у директора компании и упомянутого ИП есть совместная долевая собственность, что, по мнению инспекции, свидетельствует об их взаимозависимости.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, установив, что контрагент налогоплательщика подтвердил спорную операцию, а претензии к оформлению первичных документов у инспекции отсутствуют.

Суды отметили, что наличие у директора компании общей долевой собственности с ИП-займодавцем не свидетельствует об их взаимозависимости, поскольку отношения между указанными лицами не обладают признаками, указанными в пункте 1 статьи 105.1 НК.

В решении кассации (Ф02-4043/2015 от 20.08.2015) указано: "обоснованность получения налоговой выгоды не может быть поставлена в зависимость от способов привлечения капитала для осуществления экономической деятельности, в том числе, путем привлечения заемных средств".

(дело № А19-13974/2014)

Оборудование "приобретено" у фирмы, которая им не владела - в вычете отказано

ООО "Р" заявило вычет в налоговой декларации по НДС по операции приобретения в ноябре 2009 года у ООО "И" основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции.

По результатам камеральной проверки инспекция отказала в вычете. Налоговики решили, что фактически ООО "Р" использует в своей деятельности оборудование, которое использовалось и принадлежало ранее ООО "М", а в целях незаконного возмещения НДС выдает это оборудование за вновь приобретенное у ООО "И". При этом до мая 2010 года помещение для производства алкогольной продукции арендовало ООО "М", а после – ООО "Р".

Инспекция установила совпадение заводских номеров средств измерения, установленных на линиях розлива, ранее принадлежащих ООО "М", и на используемых ООО "Р". Совпадают также наименования линий.

Руководитель ООО "И" каких-либо пояснений насчет приобретения спорного оборудования не дал. На вопросы о том, кто поставлял оборудование, как велась погрузка, транспортировка, разгрузка оборудования, налоговый орган ответов не получил.

Директор ООО "Р" пояснил, что монтаж и пуско-наладочные работы произведены собственными силами, для расстановки оборудования привлекались подрядчики, но они в ходе проверки не подтвердили указанные обстоятельства.

ООО "Р" обратилось в суд, ссылаясь на реальность отношений с ООО "И", оприходование оборудования и использование его в производственной деятельности.

Суды учли, что истец не доказал поставку оборудования, в частности, не смог пояснить как проходила погрузка, транспортировка, разгрузка оборудования.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, указав, что налогоплательщиком не опровергнуты доводы налогового органа о наличии формального документооборота в целях незаконного возмещения НДС. Довод истца об ошибке при определении заводских номеров отклонен судами в отсутствие доказательств. Судья ВС (306-КГ15-8813 от 14.08.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А55-18501/2013)

В каком случае при получении аванса отсутствует обязанность по уплате НДС

В августе 2010 года между ООО (покупатель) и ОАО (продавец) заключен договор поставки запасных частей. В 3 квартале 2011 года на расчетный счет продавца поступил аванс. На сумму невозвращенных авансов по договору в сентябре было заключено соглашение о новации, согласно которому обязательства продавца по поставке запасных частей изменены на заемные обязательства. Заем подлежал возврату до 30 сентября 2012 года включительно, а на сумму займа начисляется 8,25% годовых.

Поставка запчастей в 2011-2012 году не производилась.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, решив, что ОАО должно включить сумму полученного аванса в налоговую базу по НДС. По мнению инспекции, соглашение о новации не освобождает налогоплательщика от обязанности исчисления и уплаты в бюджет НДС с суммы полученных авансов в рамках действия договора поставки.

Суды трех инстанций признали недействительным решение инспекции, указав, что с момента подписания соглашения о новации сумма ранее полученного налогоплательщиком аванса признается суммой займа. В данном случае соглашение о новации заключено сторонами в периоде получения авансовых платежей - в 3 квартале 2011 года.

Учитывая, что сумма займа не является объектом налогообложения по НДС, денежные средства, полученные до поставки товаров, и которые новированы в заем, не являются авансовыми платежами и не образуют налоговую базу в порядке, предусмотренном статьей 162 НК, указали суды (постановление кассации Ф04-21660/2015 от 19.08.015)

(дело № А81-3742/2014)

Для освобождения от НДС после "попадания" при проверке на ОСН нужно заявление

Также суды напомнили, что при кассовом методе авансы подлежат включению в доходы на момент получения независимо от даты оказания услуг и срока востребования кредиторской задолженности.

ИП применял ЕНВД и занимался розничной торговлей фруктами, овощами и другими продуктами питания через объекты стационарной торговой сети, имеющей торговые залы.

В ходе выездной налоговой проверки инспекция установила, что предприниматель также занимался оптовой торговлей. ИП применял ЕНВД для данного вида деятельности неправомерно. Раздельный учет предпринимателем не велся, поэтому инспекция определила долю "оптовой" выручки в общей, доначислила НДФЛ, НДС, пени и штраф.

Предприниматель обратился в суд, указав, что инспекция в том числе неправомерно включила в налоговую базу по НДФЛ авансы от ряда поставщиков, поскольку срок поставки товара на момент проверки еще не наступил. Также он указал, что в порядке статьи 145 НК имеет право на освобождение по НДС, что не учтено инспекцией при вынесении решения.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав на пункт 1 статьи 210, пункт 1 статьи 223 и статью 227 НК, в соответствии с которыми денежные средства, полученные от контрагентов в счет предстоящих поставок и выполнения работ (услуг), подлежат налогообложению НДФЛ в том налоговом периоде, в котором они получены, независимо от даты оказания услуг и срока востребования кредиторской задолженности. Таким образом, ИП должен был включить авансовые платежи, полученные от покупателей в счет будущих поставок товара, в налоговую базу по НДФЛ того налогового периода, когда они получены, независимо от даты поставки товара.

В отношении наличия у истца права на освобождение от НДС суды разъяснили следующее.

Действительно, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации без НДС не превысила 2 млн рублей, имеется право на освобождение от НДС. Однако для этого необходимо представить в инспекцию письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 НК, которые подтверждают право на такое освобождение, до 20 числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Инспекция при принятии решения по выездной проверке должна была бы учесть заявление налогоплательщика на освобождение от НДС на основании упомянутых документов. Однако ИП их не подавал ни при проведении проверки, ни на стадии подачи жалобы в УФНС, ни при рассмотрении дела в суде.

(дело № А75-5600/2014)

Долг перед инофирмой признается контролируемым и при косвенной зависимости

В октябре 2006 года между ОАО (заемщик) и иностранной компанией (заимодавец) был заключен договор займа на 303,5 млн евро. Проценты по нему учитывались заемщиком в полном объеме в составе внереализационных расходов в период с 2006 по 2011 год без учета предельной величины процентов по контролируемой задолженности.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав, что необходимо применить положения пунктов 2 и 4 статьи 269 НК о контролируемой задолженности. Инспекция установила, что займ предоставлен "сестринской" или аффилированной иностранной организацией материнской компании налогоплательщика.

Суд первой инстанции признал решение инспекции законным, согласившись с выводами инспекции.

Апелляция отменила решение суда, указав, что положения пункта 2 статьи 269 НК не предусматривают признания задолженности контролируемой перед иностранной организацией, не владеющей прямо или косвенно долей в уставном капитале налогоплательщика - российской организации.

Кассация оставила в силе решение суда первой инстанции, разъяснив, что в соответствии с пунктом 2 статьи 269 НК задолженность признается контролируемой не только в случае, когда займодавцем является иностранная компания, прямо или косвенно участвующая в капитале заемщика – российской организации, но и при косвенной аффилированности между российским налогоплательщиком – получателем займа и иностранной компанией, которая или через которую ему предоставляются денежные средства. Аналогичная позиция содержится в определении ВС № 305-КГ15-8766 от 17.07.2015 года.

В решении кассации (Ф05-9762/2015от 19.08.2015) указано: "косвенная зависимость российского налогоплательщика от иностранной компании, выдавшей заем, может выражаться в подконтрольности обеих компаний единому центру – материнской компании, даже если между займодавцем и заемщиком отсутствует непосредственно отношение подчиненности или подконтрольности".

Напомним, ФНС в письме от 22 июня 2015 г. N ГД-4-3/10807@ обозначила аналогичную позицию, при которой косвенная зависимость выражается в самом факте подконтрольности кредитора и заемщика единому центру - иностранной материнской компании (вхождение в международный холдинг), даже если между ними отсутствуют отношения подчиненности и подконтрольности. По ряду других дел суды также поддержали эту позицию (№ А40-41135/2014, № А52-4072/2012).

(дело № А40-72507/2014)

Не объяснена наличная оплата иногороднему поставщику - сделка формальна

Между ООО "А" (покупатель) и ООО "С" (поставщик) был заключен договор поставки товара, оплата которого по документам произведена наличными денежными средствами через водителя.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО "А" налог на прибыль, НДС, пени и штраф, признав формальной сделку с ООО "С".

Инспекция установила, что сведения о среднесписочной численности ООО "С" отсутствуют, с момента постановки на учет эта фирма отчетность не представляет, по адресу, указанному в учредительных документах, не располагается, договор аренды не заключала, документы по требованию инспекции не представила, руководитель (учредитель) в инспекцию не явился, расчетный счет организации закрыт.

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, отклонив представленные компанией документы (ТТН и счета-фактуры на оплату транспортных услуг ООО "С").

Суды установили, что ООО "С", которое по документам занималось доставкой товара, не имело ни транспортных средств, в том числе на праве аренды, ни водителей - ни по найму, ни по гражданско-правовым договорам. При этом в представленных документах не заполнены строки "пункт погрузки (адрес)", "сведения о грузе, количество мест", "сведения о доверенности, по которой выдавался груз", "подпись водителя, перевозившего груз". Подписи водителей в ТТН также отсутствуют, номер доверенности, по которой водитель получил для компании товар, отсутствует.

При анализе расчетного счета ООО "С" расходов на приобретение товара, проданного в адрес ООО "А" не установлено, также как и поступлений за товар от налогоплательщика. При этом компания не доказала необходимость наличных расчетов с организацией, находящейся в другом регионе.

Пояснения директора ООО "А" о том, что такое условие оплаты предусматривало систему скидок на товар, не нашли документального подтверждения. В представленных квитанциях к приходному кассовому ордеру не указано лицо, вносившее денежные средства в кассу ООО "С". Они не были сданы в банк. Таким образом, суды (постановление кассации Ф08-4906/2015 от 21.08.2015) сочли оплату товара неподтвержденной, а сделку - фиктивной.

(дело № А53-21134/2014)

Суды отменили штраф за непредставление документов, утерянных УМВД и ИФНС

По результатам выездной проверки ИФНС привлекла компанию к ответственности по статье 126 НК – за непредставление документов, необходимых для проведения проверки, запрошенных по требованию от 28 ноября 2012 года.

Компания обратилась в суд поясняя, что 3 апреля 2012 года сотрудники ОЭБ и УМВД произвели осмотр места происшествия, в ходе которого изъяли документы компании. Изъятие произведено без составления надлежащей описи и представления заверенных копий изымаемых документов.

15 июня того же года компания направила в УМВД письмо с просьбой возвратить изъятую бухгалтерскую документацию. Ответ получен не был, и компания обратилась в прокуратуру с жалобой на действия должностных лиц УМВД при проведении проверки. Однако документы возвращены так и не были.

Так что в ходе налоговой проверки фирма направила в инспекцию письмо о незаконном изъятии бумаг правоохранительными органами с ходатайством об увеличении сроков предоставления документов, которое было отклонено.

Суды трех инстанций признали решение инспекции недействительным, установив, что компанией предпринимались также иные действия, направленные на восстановление изъятой документации – заключен договор со специализированной компанией. Однако восстановить документы в электронном виде также не удалось. Кроме того, с целью восстановления документации компания запрашивала у инспекции информацию об организациях, в отношении которых проводились встречные проверки.

Судами установлено, что УМВД в апреле 2012 года направило изъятую документацию в адрес инспекции. Далее инспекция передала документы в УЭБ и МВД. В октябре последние передали документы снова в инспекцию, это следует из ответов прокуратуры. Письмом от 5 октября 2012 года инспекция сообщила, что возвратила их в УЭБ и МВД. Местонахождение изъятых документов до настоящего времени не известно.

Суды указали на статью 106 НК, в соответствии с которой налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии его вины (статья 109 НК).

В данном случае инспекция не представила доказательств наличия у компании истребуемых документов и доказательств, подтверждающих объективную возможность их представить в установленный срок.

Таким образом, суды (постановление кассации Ф07-3533/2014 от 18.05.2015) признали компанию невиновной во вменяемом ей правонарушении.

(дело № А56-51902/2013)

Верховный суд: наличие переплаты по налогу, который зачисляется в другой бюджет, не препятствует начислению пеней на сумму недоимки

Имеющаяся у налогоплательщика переплата по НДФЛ не должна учитываться при расчете пеней по налогам, которые зачисляются в другие бюджеты, в частности, по единому "упрощенному" налогу.

Индивидуальный предприниматель обратился в инспекцию с просьбой зачесть переплату по НДФЛ в счет уплаты единого налога по УСН. Налоговики приняли решение о зачете, но одновременно начислили пени по единому "упрощенному" налогу за период с момента истечения срока уплаты этого налога до даты принятия решения о зачете переплаты. Предприниматель, в свою очередь, утверждал, что начисление пеней неправомерно. Поскольку у него имелась переплата по НДФЛ, то задолженность перед бюджетом по уплате единого налога по УСН фактически отсутствовала.

Однако суды всех инстанций не согласились с мнением налогоплательщика, указав на следующее. НДФЛ, по которому возникла переплата, зачисляется в бюджеты в следующих размерах:

  • в бюджет субъекта РФ в размере 85 процентов;
  • в бюджеты городских и сельских поселений в размере 10 и 2 процента соответственно и в бюджет муниципального района (в размере 5 процентов — в отношении налога, взимаемого на территориях городских поселений, и в размере 13 процентов — в отношении налога, взимаемого на территориях сельских поселений);
  • в бюджеты городских округов в размер 15 процентов.

А единый "упрощенный" налог в размере 100 процентов перечисляется в бюджет субъекта РФ (за исключением той части налога, которая зачисляется в местные бюджеты по нормативам отчислений, установленным органами власти субъектов РФ).

Таким образом, переплата и недоимка возникли по налогам, которые учитываются на разных КБК, зачисляются в разные бюджеты, в разных пропорциях и в разные сроки. Соответственно, наличие переплаты по НДФЛ не может учитываться в качестве платежа по единому "упрощенному" налогу, а потому не освобождает от начисления пеней.

(Определение Верховного суда от 05.08.15 № 304-КГ15-8368)


Вернуться в начало


Прочее

На сайте ФНС России реализована возможность бесплатного получения сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ/ЕГРИП

Согласно изменениям, внесенным в постановление Правительства РФ от 19 мая 2014 г. N 462 "О размере платы ...", предоставление сведений о конкретном ЮЛ или ИП на бумажном носителе осуществляется, как и ранее за плату, - 200 рублей (в срочном порядке - 400 рублей), а в форме электронного документа - бесплатно.

В этой связи на сайте ФНС России www.nalog.ru реализован сервис "Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа".

(Письмо ФНС России от 11.08.2015 N ГД-4-14/14094@ "О размере платы за предоставление содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП сведений")

Об интеграции сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в информсистемы абонентов

Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием интернет-технологий могут предоставляться в т. ч. в виде абонентского обслуживания 1 рабочего места.

В данном случае пользователю предоставлена дополнительная возможность получать данные из реестров для использования в своих информсистемах. Полученные сведения обрабатываются программными средствами пользователя. Эта возможность доступна также в том случае, когда реквизиты доступа к сведениям ЕГРЮЛ и ЕГРИП в виде абонентского обслуживания 1 рабочего места были получены до 30 июня 2015 г. (дата вступления в силу единого административного регламента по предоставлению ФНС России сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП). При этом реквизиты применяются до окончания срока их действия.

В ближайшее время будет опубликован веб-сервис ФНС России, с помощью которого любые заинтересованные лица, в т. ч. коммерческие компании, могут получить и интегрировать в свои информсистемы данные из реестров.

(Письмо ФНС России от 17 августа 2015 г. № ГД-4-14/14515@ "О предоставлении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с использованием Интернет-технологий")

Привлечение экспертов, специалистов и переводчиков при проведении мероприятий налогового контроля нельзя квалифицировать как приобретение работ (услуг) в сфере закупок для госнужд

Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность в необходимых случаях привлекать на договорной основе эксперта, специалиста и переводчика для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок.

Сообщается, что соответствующие работы (услуги) осуществляются указанными лицами в целях защиты интересов общества и государства, защиты личности, прав и свобод человека и гражданина. В этой связи их нельзя квалифицировать как работы (услуги) в качестве закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, к отношениям, возникающим при привлечении таких лиц в процесс осуществления налогового контроля, положения Закона о контрактной системе в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд не применяются.

(Письмо ФНС России от 21.08.2015 N АС-4-2/14811 "О реализации положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении налогового контроля")

Декларация по НДС: что делать без ИНН/КПП покупателя

В случае отсутствия у продавца информации об ИНН/КПП покупателя, графа 8 книги продаж не заполняется. Об этом сообщает ФНС РФ в своем недавнем письме.

В письме отмечается, что в этом случае по строке 100 раздела 9 декларации по НДС сведения об ИНН/КПП покупателя будут отсутствовать.

Кроме того, ведомство отмечает, что выставление счета-фактуры на оплату, частичную оплату, полученную продавцом от покупателя в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг) в размере 1 коп., нецелесообразно.

(Письмо ФНС России от 14 августа 2015 года № ГД-4-3/14398)

Правило о восстановлении ранее принятых к вычету сумм НДС не применяется в случае получения субсидий из бюджета субъекта РФ

На основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ в случае предоставления субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию РФ суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению.

Указано, что данная норма не применяется в отношении субсидий, выделенных из иных бюджетов бюджетной системы на возмещение вышеуказанных затрат.

(Письмо ФНС России от 17.08.2015 N ГД-4-3/14437@ "О применении подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации")

При длительном производственном цикле предоплата может не формировать базу по НДС

ФНС рассказала о вычетах НДС при предварительной оплате товаров (работ, услуг), используемых в производстве продукции с длительным производственным циклом.

На основании пункта 13 статьи 167 НК в случае получения предоплаты изготовителем товаров (работ, услуг) с производственным циклом от 6 месяцев (по перечню, определяемому правительством РФ), налогоплательщик - изготовитель указанных ТРУ вправе считать моментом определения налоговой базы день отгрузки (передачи). При этом необходим раздельный учет осуществляемых операций и сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам), используемым для производства ТРУ длительного производственного цикла и других операций.

Налогоплательщик в таком случае представляет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией контракт, предусмотренный абзацем 2 пункта 13 статьи 167 НК, и документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг).

Использование особого порядка, предусмотренного пунктом 13 статьи 167 НК, является правом налогоплательщика.

Если он этим правом воспользовался и соблюдает условия, предусмотренные этой нормой, полученная оплата, частичная оплата в налоговую базу по НДС не включается. Вычеты НДС учитываются также в момент отгрузки товаров (работ, услуг).

Вместе с тем, в случае несоблюдения условий, перечисленных в пункте 13 статьи 167 НК, налоговая база определяется исходя из суммы полученного аванса в общеустановленном порядке.

К тому же, указанная норма не содержит запрета на изменение уже выбранного порядка определения момента определения налоговой базы как день отгрузки в последующих налоговых периодах. В таком случае налогоплательщик, изменивший выбранный порядок, обязан уплатить НДС и пени за период, в котором он воспользовался упомянутым правом. При этом обстоятельства изменения указанного порядка подлежат установлению в ходе налоговой проверки.

С учетом складывающейся судебной арбитражной практики, если в ходе налоговой проверки будет установлено, что налогоплательщик не изменял выбранный порядок, то суммы НДС, предъявленные ему поставщиками товаров (работ, услуг), используемых для производства ТРУ длительного цикла изготовления, принимаются к вычету в соответствии с нормой пункта 7 статьи 172 НК.

(Письмо ФНС России от 14 августа 2015 года № ГД-4-3/14389)

Свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с подакцизными товарами, при изменении наименования ОПФ в соответствии с ГК РФ не аннулируется

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.

Если изменение организационно-правовой формы (ОПФ) юридического лица с открытого акционерного общества (ОАО) на акционерное общество (АО) осуществляется в рамках приведения в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса РФ, то свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, бензолом, параксилолом или ортоксилолом, и свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, не аннулируются.

(Письмо ФНС России от 18.08.2015 N СД-4-15/14540@ "О применении статей 179.3 и 179.4 Налогового кодекса")

Срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогу на прибыль организаций исчисляется с даты представления налоговой декларации, а не с момента перечисления авансовых платежей

Такой вывод ФНС России сделан на основании правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.06.2011 N 17750/10.

Сообщается, в частности, следующее.

Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик может подать в течение трех лет со дня ее уплаты.

В случае если налогоплательщик не заявил о возврате излишне уплаченного авансового платежа, данный платеж учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год.

Следовательно, заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога на прибыль организаций может быть подано в течение трех лет с даты представления декларации.

(Информация ФНС России от 17.08.2015 "ФНС России разъяснила, с какого момента следует считать срок на возврат излишне уплаченного налога")

ИП, применяющие УСН, вправе произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за прошлый налоговый период, в котором совершена ошибка

В налоговые органы направлено письмо Минфина России, в котором сообщается, что установленный главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ порядок исчисления налога, ведения налогового учета и составления налоговой декларации действует как в отношении организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Поэтому при обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым периодам, индивидуальные предприниматели вправе применить пункт 54 НК РФ и произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором совершена ошибка.

(Письмо ФНС России от 20.08.2015 N ГД-4-3/14722@ "О направлении письма Минфина России")

ИП на ЕНВД: какие документы маршрутчик должен выдавать пассажирам

Минфин поясняет правомерность освобождения от применения ККТ ИП на ЕНВД, осуществляющих внутригородские пассажирские перевозки.

ИП на ЕНВД, оказывающий внутригородские пассажирские перевозки, вправе осуществлять расчеты с пассажирами без применения ККТ при условии выдачи соответствующих БСО.

При этом такие ИП вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные пунктом 3 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов, утвержденным постановлением правительства от 6 мая 2008 г. № 359.

(Письмо Минфина России № 03-11-11/45835 от 7 августа 2015 г.)

ФНС России на конкретном примере разъяснен новый порядок расчета налога на имущество физлиц с кадастровой стоимости

Сообщается, что с 1 января 2015 года в Москве налог на имущество ФЛ исчисляется с кадастровой стоимости объекта.

Информация о кадастровой стоимости размещена на сайте Росреестра, сервис "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме оnline" раздела "Электронные услуги и сервисы" (узнать об особенностях нового порядка и сведения о размере кадастровой стоимости объекта недвижимости можно также на сайте ФНС России в разделе "Налог на имущество физических лиц 2016").

В письме приведены ставки налога, вычеты, применяемые при расчете налога, а также порядок расчета налога с учетом 4-летнего переходного периода.

(Информация ФНС России от 07.08.2015 "О расчете налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости")

ФНС России разъяснила порядок отражения в "прибыльной" декларации сумм торгового сбора

Налоговым кодексом РФ предусматривается возможность уменьшения суммы налога на прибыль организаций на сумму торгового сбора при соблюдении определенных условий, в том числе при наличии уведомления о постановке на учет в качестве плательщика сбора.

На территории города Москвы торговый сбор введен с 01.07.2015.

В этой связи даны рекомендации по отражению в декларации уменьшения суммы налога на прибыль, исчисленной для уплаты в бюджет Москвы, на сумму уплаченного торгового сбора.

Сообщается, в частности, что в случае если сумма торгового сбора превышает сумму исчисленного по итогам соответствующего отчетного (налогового) периода авансового платежа (налога на прибыль), то торговый сбор учитывается в налоговых декларациях в пределах этого исчисленного авансового платежа (налога).

Для отражения торгового сбора рекомендовано использовать строки 240 и 260 Листа 02, строки 090 Приложения N 5 и N 6 к Листу 02. Порядок отражения в этих строках сумм торгового сбора аналогичен порядку их заполнения, предусмотренному в случае зачета сумм налога, выплаченных за пределами Российской Федерации, в уплату налога в Российской Федерации.

Приведены конкретные примеры заполнения налоговых деклараций:

  • организацией, расположенной на территории города Москвы и не имеющей обособленных подразделений;
  • организацией, расположенной на территории города Москвы и имеющей обособленные подразделения в других субъектах Российской Федерации, а также в налоговой декларации организации, расположенной вне города Москвы и имеющей обособленное подразделение (группу обособленных подразделений) на территории города Москвы;
  • ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков.

(Письмо ФНС России от 12.08.2015 N ГД-4-3/14174@ "О порядке отражения в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций сумм торгового сбора")

Разъяснен порядок снятия с учета налогоплательщика, ошибочно представившего уведомление о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора

Сообщается о праве налогоплательщика представить в налоговый орган заполненное в произвольной форме заявление с указанием наименования ЮЛ (ФИО ИП), ИНН, причин представления такого заявления и копии ошибочно поданного уведомления.

На основании заявления осуществляется снятие с учета налогоплательщика (код причины снятия с учета в налоговом органе "25" и "07"). В этом случае датой снятия с учета является дата постановки на учет в качестве плательщика торгового сбора. При этом уплаченные налогоплательщиком суммы торгового сбора подлежат сторнированию.

(Письмо ФНС России от 20.08.2015 N ГД-4-3/14721@ "Об ошибочном предоставлении уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора")

Пенсионный фонд ответил на ряд вопросов, связанных с предоставлением отсрочек (рассрочек) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование

Разъяснены, в частности:

  • порядок определения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, на которые может быть предоставлена рассрочка;
  • порядок принятия решения о временном приостановлении уплаты задолженности по страховым взносам плательщиком страховых взносов;
  • порядок начисления территориальными органами ПФР процентов на сумму задолженности по страховым взносам в случае принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • порядок действий территориальных органов ПФР после принятия решения о предоставлении плательщику страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов;
  • порядок действий территориальных органов ПФР после окончания действия отсрочки (рассрочки);
  • порядок действий территориальных органов ПФР после принятия решения об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки);
  • порядок действий территориальных органов ПФР после принятия решения о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки).

(Письмо ПФ РФ от 25.03.2015 N НП-30-26/3781 "О некоторых вопросах по предоставлению плательщикам страховых взносов отсрочек (рассрочек)")


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании "Консультант Плюс", интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО "ФинЭкспертиза" не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.