Мониторинг изменений за период 09.10.17 - 15.10.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Утверждены требования к системе внутреннего контроля организаций в целях проведения налогового мониторинга

Организации, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, обязаны соблюдать требования к системе внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать в том числе: эффективное ведение деятельности; правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов; достоверность и своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности; мониторинг результатов выполняемых контрольных процедур.

В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля организации. Кроме того, организации обязаны разработать систему управления рисками, обеспечивающую выполнение последовательности действий, направленных на предотвращение или минимизацию возможного ущерба за счет воздействий на причины и последствия возникновения рисков.

Информация о рисках представляется по форме, приведенной в приложении к приказу.

Организациями должен быть сформирован перечень контрольных процедур. Определены требования к описанию контрольной процедуры и порядку ее проведения.

Приведены критерии оценки организацией системы внутреннего контроля.

(Приказ ФНС России от 16.06.2017 N ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля», зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2017 N 48424)

Внесены поправки в Единый план счетов для организаций госсектора и инструкцию по его применению

В плане счетов скорректированы наименования некоторых счетов и исключены строки 20451 «Активы в управляющих компаниях», 20661 «Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения» и 21551 «Вложения в управляющие компании».

Изменения, внесенные в Инструкцию по применению Единого плана счетов, уточняют, в частности: порядок отражения ошибок, обнаруженных в регистрах бухучета, порядок учета отдельных объектов нефинансовых активов, а также требования к принятию к учету и определению оценочной стоимости ценностей Госфонда России (Госфонда субъекта РФ).

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Приказ Минфина России от 27.09.2017 N 148н «О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»)

Скорректирован план счетов кредитных организаций с учетом требований МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»

Уточнены наименования некоторых счетов и введены новые счета для учета, в том числе операций, связанных с размещением (привлечением) денежных средств, обязательств по выданным банковским гарантиям, долговых ценных бумаг, корректировки резервов на возможные потери и пр.

Соответствующие поправки внесены в характеристики счетов и порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций.

Указание вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу - с 1 января 2019 года.

В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 02.10.2017 N 4555-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 27 февраля 2017 года N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»)

Уточнен порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода банков

Изменения в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 446-П внесены с целью реализации требований МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

Указание вступает в силу с 1 января 2019 года.

В настоящее время документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.

(Указание Банка России от 02.10.2017 N 4556-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 22 декабря 2014 года N 446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций»)

С 1 февраля 2018 года будет расширен перечень документов, обмен которыми осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия

В число таких документов будут включены, в частности:

  • выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости;
  • идентификационный номер налогоплательщика - физического лица (на основании данных о фамилии, имени, отчестве, паспортных данных и даты рождения);
  • сведения из справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ, а также из налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ;
  • сведения из электронного паспорта транспортного средства;
  • сведения о наличии счетов организаций (индивидуальных предпринимателей) в банках;
  • сведения о наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика;
  • учредительные документы в электронной форме (в случае если они были представлены в электронной форме в ФНС России);
  • сведения из налоговых декларации по налогу на прибыль организаций, НДС, УСН;
  • данные годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц;
  • сведения о наличии (отсутствии) юридического лица в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • общедоступная информация из банка данных, содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

(Распоряжение Правительства РФ от 03.10.2017 N 2147-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 15.08.2012 N 1471-р»)

Статистика

Утверждена обновленная статистическая форма N 3-собес (сводная), по которой подаются сведения о стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, действующая с отчета за 2017 год

Форму представляют юридические лица и индивидуальные предприниматели - государственные и негосударственные поставщики социальных услуг, осуществляющие стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов региональному органу власти в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Срок предоставления - 10 февраля после отчетного периода.

Признан утратившим силу Приказ Росстата от 11.08.2017 N 530, которым была утверждена ранее действовавшая форма.

(Приказ Росстата от 06.10.2017 N 662 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации статистического наблюдения за деятельностью стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей)»)

Утверждена обновленная годовая статистическая форма N 62, по которой подаются сведения о ресурсном обеспечении и оказании медицинской помощи населению, действующая с отчета за 2017 год

Форму представляют, в частности:

1) юридические лица - медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере ОМС:

  • территориальному фонду ОМС (срок предоставления - 1 февраля);
  • региональному органу исполнительной власти в сфере охраны здоровья (15 февраля);
  • вышестоящей организации (ведомству) по подчиненности (15 февраля);

2) юридические лица - медицинские организации, не осуществляющие деятельность в сфере ОМС:

  • органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия в сфере охраны здоровья (1 февраля);
  • вышестоящей организации (ведомству) по подчиненности (1 февраля).

С введением новой формы признается утратившим силу Приказ Росстата от 24.08.2016 N 445 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья»

(Приказ Росстата от 29.09.2017 N 646 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья»)

Правовые новости

Обновлена форма заявления об оформлении разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства

Кроме того, обновлены формы заявлений:

  • о продлении срока действия такого разрешения;
  • о выдаче дубликата разрешения;
  • о внесении изменений в сведения, содержащиеся в разрешении;
  • об оформлении разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, обучающемуся в РФ.

Признаны не подлежащими применению Приказы ФМС России от 25.12.2006 N 370, от 08.11.2013 N 458, от 25.02.2014 N 131, от 14.10.2015 N 458, которым были утверждены ранее действовавшие формы данных документов.

(Приказ МВД России от 14.08.2017 N 637 «Об утверждении форм заявлений, представляемых в связи с оформлением разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, его продлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства», зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2017 N 48482)

Утверждена новая форма ходатайства о выдаче разрешения на работу иностранцу, направляемому иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной в государстве - члене ВТО, для осуществления трудовой деятельности в РФ

Признан не подлежащим применению Приказ ФМС России от 24.02.2014 N 125, которым была утверждена ранее действовавшая форма такого ходатайства.

(Приказ МВД России от 14.08.2017 N 638 «Об утверждении формы ходатайства о выдаче разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, направляемому иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена Всемирной торговой организации, для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2017 N 48484)

Законопроекты

ФНС России планирует обновить форму уведомления о контролируемых сделках

Подготовлен проект соответствующего приказа, который заменит собой действующий в настоящее время Приказ ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Обновление формы уведомления обусловлено внесением изменений в НК РФ, предусматривающих, в том числе, расширение перечня оснований для признания сделок контролируемыми (введены новые коды 136 - 138).

Форма уведомления дополняется новыми полями: «Код валюты», «Процентная ставка по долговым обязательствам». Предусмотрена возможность заполнения сведений о сделках с учетом цены сделки в иностранной валюте.

Отдельные поправки связаны с переходом на использование новых классификаторов (ОКВЭД2, ОКПД2), а также заменой кодов ОКАТО на ОКТМО.

Готова форма, по которой физлица смогут заявлять о льготах без приложения документов

ФНС вынесла на общественное обсуждение проект приказа, которым планируется утвердить форму «Заявление о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц», порядок ее заполнения и электронный формат. Приказ должен вступить в силу с 2018 года, для этого в готовом виде его должны опубликовать не позднее конца ноября.

Напомним, что теперь при получении от физлица заявления на налоговые льготы по имущественным налогам и при неполучении при этом от него документов, подтверждающих право на льготу, налоговый орган будет запрашивать такие документы у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти документы (информация). Соответствующие поправки внесены в НК федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ и вступают в силу с 1 января 2018 года.

В заявление надо будет вписывать полное наименование документа, полное наименование органа (организации), выдавшего документ; дату выдачи, период действия, серию и номер документа. В качестве таковых документов могут указываться пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана боевых действий, справка, подтверждающая факт установления инвалидности, и так далее

Подготовлен проект о коэффициентах-дефляторах на 2018 год

Согласно проекту Приказа Минэкономразвития России «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» коэффициенты-дефляторы могут быть утверждены в следующих размерах:

  • для целей применения НДФЛ - 1,686;
  • для исчисления ЕНВД - 1,868;
  • для налога на имущество ФЛ - 1,481;
  • для целей уплаты торгового сбора - 1,285;
  • для применения ПСН - 1,481.

Для целей применения УСН предусмотрен коэффициент-дефлятор в размере 1,481. При этом необходимо учитывать, что действие положений абзаца второго пункта 2 статьи 346.12 и абзаца четвертого пункта 4 статьи 346.13 НК РФ приостановлено до 1 января 2020 г., в связи с чем величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перейти на УСН, не подлежит индексации на указанный коэффициент-дефлятор.

Судебная практика

Суды не против адреса фирмы без названия улицы и номера дома

Компания представила в регистрирующий орган заявление по форме Р13001 об изменении адреса с выпиской из ЕГРП на помещение по новому адресу. Инспекция отказала в регистрации изменений, указав на отсутствие в заявлении наименования улицы и номера дома – в адресе указаны область, район и деревня.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на пункт 2 статьи 54 ГК - место нахождения юрлица определяется местом его госрегистрации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). В ЕГРЮЛ вносится адрес в пределах места нахождения юрлица.

На основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 закона 129-ФЗ «О госрегистрации юрлиц и ИП» регистрирующий орган вправе отказать в регистрации при наличии недостоверных сведений об адресе, то есть если адрес указан без намерения использовать его для связи с компанией. Недостоверным может быть, в частности, массовый адрес регистрации; несуществующий адрес; адрес, присвоенный объекту незавершенного строительства; адрес, который не может использоваться для связи с фирмой (адреса, по которым размещены органы власти, воинские части); адрес, по которому собственник помещения запрещает регистрацию фирм.

В выписке из ЕГРП и свидетельстве о праве собственности название улицы и номер дома в отношении спорного помещения не указаны. Доказательств, что на момент обращения в регистрирующий орган у компании имелись сведения о названии улицы и номере дома, инспекцией не представлено, отметила кассация (Ф10-3797/2017 от 02.10.2017).

(дело № А09-435/2017)

ИФНС не обязана давать информацию о контрагентах налогоплательщика по его запросу

ООО обратилось в налоговую с запросом о предоставлении сведений в отношении ЗАО. Инспекция отказала, сообщив о возможности использования общедоступной информации о контрагенте с применением электронного сервиса на сайте налоговой службы. Компания оспорила отказ в суде.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований, указав на пункт 1.1 статьи 102 НК, согласно которому общедоступные сведения о налогоплательщиках (плательщика взносов) размещаются на официальном сайте ФНС в интернете. Сведения, подлежащие размещению, по запросам не представляются.

Суды пояснили, что согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 32 НК инспекция обязана представлять пользователям выписки из ЕГРН. Однако компания с запросом о представлении выписки из ЕГРН в инспекцию не обращалась. Суды (постановление кассации Ф08-6801/2017 от 05.10.2017) отметили, что установленный порядок создает равные для всех налогоплательщиков условия доступности необходимой для ведения финансово-хозяйственной деятельности информации.

(дело № А63-16035/2016)

Беспроцентный заем от зависимой иностранной фирмы – контролируемая сделка

Между ООО (заемщик) и иностранной фирмой (займодавец) заключен договор беспроцентного займа на сумму 160 млн рублей, увеличенную затем до 350 млн рублей.

ИФНС указала на необходимость представления уведомления о контролируемой сделке и привлекла компанию к ответственности.

По мнению компании, спорная сделка с иностранной компанией не является контролируемой, поскольку не влечет учета налогоплательщиком либо контрагентом по сделке доходов и (или) расходов по ней в целях налогообложения (то есть не выполняется условие пункта 13 статьи 105.3 НК). Таким образом, обязанность по подаче уведомления не возникла.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 105.3 НК - если в сделках между взаимозависимыми лицами создаются условия, отличные от сопоставимых сделок между не взаимозависимыми лицами, то любые доходы (прибыль, выручка), не полученные вследствие указанного отличия, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

В данном случае установлен факт вхождения компании, ее учредителя и займодавца в группу, контролируемую одним лицом, то есть взаимозависимость заемщика и займодавца подтверждена. Компания получила беспроцентный заем от взаимозависимого лица на длительный срок, что не характерно для взаимоотношений, которые бы имели место между независимыми друг от друга контрагентами.

В решении кассации (Ф03-3585/2017 от 28.09.2017) указано: «сделка беспроцентного займа предусматривает коммерческие или финансовые условия, отличающиеся от тех, которые бы имели место в отношениях между независимыми друг от друга контрагентами, поэтому доход, который мог быть получен контрагентом налогоплательщика по данной сделке, но вследствие указанного отличия не был им получен, с учетом положений раздела V.I НК РФ мог быть учтен в целях налогообложения».

(дело № А04-11747/2016)

Истечение 180 дней для подтверждения нулевой ставки НДС – не повод для штрафа

В 1 квартале 2015 года ООО «Р» отгрузило товар в адрес ряда фирм в Казахстан. Период истечения 180 дней с даты отгрузки – 3 квартал 2015 года.

По результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС за 1 квартал 2015 года, представленной в ноябре 2015 года, налоговая доначислила НДС, пени и штраф, установив, что компания по истечении 180 дней с момента отгрузки товара не исчислила НДС по ставке 18%. При этом право на ставку 0% было подтверждено компанией только в июне 2016 года.

Компания обратилась в суд, оспаривая решение инспекции в полном объеме и полагая, что признаков правонарушения не имеется, поскольку по истечении 180-дневного срока подтверждено право на применение ставки 0%. Также компания просит зачесть налог и снизить размер пени.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований. Апелляция снизила размер штрафа с 289 до 50 тысяч рублей и размер пени со 144 до 115 тысяч рублей, поскольку пени начисляются начиная со 181 дня с даты вывоза товара.

В отношении доначисления НДС к моменту рассмотрения дела в судах обстоятельства уже изменились: по итогам камеральной проверки уточненной декларации, поданной с приложением необходимых документов, налоговая подтвердила право компании на нулевую ставку. Поэтому требование истца к суду в отношении зачета налога стало излишним.

В кассационной жалобе компания оспаривала только штраф, и ей это удалось. Если право на нулевую ставку не подтверждено вовремя, но в течение трех лет после налогового периода, в котором уплачен НДС по ставке 18% или 10%, представлены необходимые документы, уплаченная сумма налога подлежит возврату. При этом согласно пункту 1 статьи 122 НК неуплата налога в результате занижения налоговой базы влечет штраф в размере 20% от неуплаченной суммы.

В решении кассации (Ф09-4701/2017 от 07.09.2017) указано: «поскольку документальное подтверждение налогоплательщиком экспортной операции по истечении 180 дней неизбежно влечет за собой право на применение налоговой ставки 0 процентов, прекращают действовать условия, при которых возможно привлечение к ответственности».

(дело № А60-53398/2016)

Передача имущества выделенной фирме на УСН не помогла уйти от восстановления НДС

ООО «Р» приобрело нежилые помещения для сдачи в аренду, и заявило вычет НДС. По результатам камеральной проверки инспекция возместила налог. После этого компания приняла решение о реорганизации путем выделения ООО «К» и передаче ему нежилых помещений по остаточной стоимости. При этом ООО «К» применяет УСН и плательщиком НДС не является. Компании имеют одного учредителя и руководителя.

По результатам выездной проверки ООО «Р» налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на создание схемы по незаконному возмещению налога, поскольку помещения не будут использоваться в деятельности, облагаемой НДС.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что несмотря на смену собственника помещений их арендатор остался прежним, после реорганизации налогоплательщик деятельность не вел (принято решение о ликвидации), а ООО «К» занималось сдачей имущества в аренду, то есть продолжило деятельность налогоплательщика. Принимая решение о реорганизации, учредитель и руководитель ООО «Р» знал, что имущество не будет использоваться в деятельности, облагаемой НДС.

При этом обязательным условием вычета является использование товара в операциях, облагаемых НДС (пункт 2 статьи 171 НК), а фирмы, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС (пункт 2 статьи 346.11 НК). Следовательно, НДС, ранее возмещенный по основным средствам, переданным правопреемнику, может быть восстановлен только тем лицом, которому предоставлялось такое возмещение, разъяснил суд.

В решении кассации (Ф04-3842/2017 от 05.10.2017) указано: «реальной целью заявителя являлась смена режима налогообложения в отношении деятельности по сдаче в аренду спорных помещений (поскольку в рассматриваемой ситуации в последовательных действиях Общества (возмещение НДС, реорганизация, передача имущества взаимозависимой организации, применяющей УСН с момента регистрации) отсутствовали реальные экономические цели».

(дело № А45-23514/2016)

Суды не поверили в нулевое агентское вознаграждение, признав все поступления доходом

В ходе камеральной проверки ИФНС обнаружила поступление на расчетный счет ООО «А» денежных средств от ряда фирм и ИП. На запросы налоговиков последние пояснили, что денежные средства перечислены в рамках заключенных с ООО «А» договоров об оказании рекламных услуг, представив в подтверждение договоры, счета, акты выполненных работ, платежные поручения, в которых исполнителем услуг указано ООО «А».

Однако компания утверждает, что поступления не являются ее доходом, поскольку она – агент. В подтверждение этого представлен агентский договор с ООО «С», а также отчеты агента. Согласно договору уплата вознаграждения в адрес налогоплательщика не предусмотрена, поскольку сумма заключенных сделок за каждый из этих месяцев составляет менее 200 тысяч рублей.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, признав, что агентский договор не соответствуют нормам ГК и заключен с целью уменьшения дохода. Суды учли невозможность оказания услуг по размещению рекламы ООО «С» в силу отсутствия имущества и трудовых ресурсов, отсутствие перечислений принципалу, отсутствие поступлений в виде вознаграждений от других принципалов, обналичивание налогоплательщиком всех поступивших средств с назначением «на хозяйственные нужды».

Учитывая, что услуги оказывались налогоплательщиком без участия принципала, поступившие на расчетный счет денежные средства являются доходом налогоплательщика и подлежат включению в налоговую базу по УСН, отметила кассация (Ф04-3768/2017 от 02.10.2017).

(дело № А27-26002/2016)

Оборудование, которое не удалось запустить, нельзя списать как ликвидируемое ОС

Компания учла во внереализационных расходах стоимость выводимых из эксплуатации 36 объектов основных средств в сумме 72 млн рублей, а также расходы на их демонтаж и ликвидацию.

По результатам выездной проверки ИФНС «срезала» эти расходы, доначислила налог на прибыль, пени и штрафы, в том числе по статье 120 НК (за грубое нарушение правил учета). Инспекция установила, что спорное имущество не могло быть принято к учету в качестве основных средств, поскольку не могло быть введено в эксплуатацию, фактически не использовалось. Как следствие, компания не имела оснований для списания расходов в связи с ликвидацией ОС, которые не могли быть приняты к учету.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, узнав из показаний представителей налогоплательщика, что спорное оборудование является вспомогательным и предназначено для подготовки, подачи сырья в печь и выгрузки готовой продукции.

Однако основной объект (кольцевая печь) не прошел испытания под нагрузкой, не был готов к эксплуатации, не введен в состав основных средств и не мог быть использован в производстве. В связи с перепрофилированием завода спорные объекты на следующий день после ввода в эксплуатацию переведены на консервацию. Таким образом, спорное имущество без достаточных правовых оснований принято налогоплательщиком к учету в качестве основных средств, и их стоимость неправомерно единовременно списана в расходы.

Более того, неправомерное отражение по счету 01 «Основные средства» спорного оборудования, а затем неправомерное списание его стоимости при ликвидации является грубым нарушением правил учета доходов и расходов, отметила кассация (Ф02-5060/2017 от 29.09.2017).

(дело № А19-22028/2016)

Не найдя торговых точек дома у ИП, налоговая обложила его по общей системе вместо ЕНВД

Предприниматель оказывал услуги перевозки автомобильным грузовым транспортом, а также занимался розничной торговлей вне магазинов, палаток, рынков и применял ЕНВД.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги по общей системе, пени и штрафы, установив, что ИП продавал стройматериалы, размещая в средствах массовой информации рекламные объявления следующего содержания «доставляем недорого: профнастил, сотовый поликарбонат и прочее» с указанием собственных номеров телефонов. Товар доставлялся на транспорте предпринимателя, либо покупатель забирал товар самостоятельно по месту проживания предпринимателя и оплачивал его на месте. По мнению инспекции, предприниматель занимался деятельностью по реализации строительных материалов физлицам через телефонную сеть (по объявлениям в газете) за наличный расчет с условием доставки товара на дом без использования стационарного объекта торговли.

Предприниматель полагает, что в его деятельности имеются признаки развозной торговли, а также признаки торговли через нестационарный торговый объект, что относится к системе налогообложения в виде ЕНВД.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, установив, что о товаре покупатели узнавали через рекламные объявления в газете, условия уточнялись по телефону, товар доставлялся по предварительной заявке. Срок доставки товара составлял от одного дня до одного месяца.

Предприниматель проживал в жилом доме с прилегающим к нему отапливаемым гаражом, на земельном участке также находился ангар, в котором хранились стройматериалы для последующей реализации. Ангар является неотапливаемым и не пригодным для целей торговли помещением, вывеска с наименованием торговой точки и графиком работы отсутствует. Участок имеет разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», то есть не предусмотрен для розничной торговли. Более того, документы, подтверждающие грузоперевозки (договоры, путевые листы и прочие) предпринимателем не представлены, отметила кассация (Ф04-3397/2017 от 02.10.2017).

(дело № А67-7846/2016)

Использование помещения женой ИП под ателье привело к налогам с мужа при продаже

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что предпринимателем получен доход от реализации нежилого помещения в сумме 20 млн рублей, который неправомерно не был учтен при исчислении НДФЛ. Инспекция исходила из того, что помещение приобреталось для последующего извлечения дохода от его использования и реализации, а эксплуатация помещения для личных нужд налогоплательщиком не доказана. При этом помещение использовалось супругой предпринимателя под ателье. Инспекция доначислила НДФЛ, НДС, пени и штраф.

Предприниматель пояснил, что приобрел имущество в период, когда не имел статуса ИП и при ведении предпринимательской деятельности его не использовал. Сделка купли-продажи носила разовый характер, то есть не была направлена на систематическое получение прибыли. К тому же, это общее имущество супругов, а выгоды от его использования получал не сам ИП, а его жена.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, отклонив довод предпринимателя о том, что спорное помещение не приносило доход именно ему. Оно обладало покупательской способностью, и извлечение экономических выгод от его использование зависело только от воли собственника или взаимозависимых с ним лиц.

Судья ВС (302-КГ17-13762 от 29.09.2017) отметил: «реализованный объект по своим функциональным характеристикам не предназначен для использования в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими целях» и отказал предпринимателю в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

(дело № А69-2570/2016)

ВС против вольной замены лет при определении заработка для расчета декретного пособия

Б., работавшая у предпринимателя, с мая по октябрь 2012 года находилась в отпуске по беременности и родам, а затем до января 2014 года – в отпуске по уходу за вторым ребенком. Не выходя на работу, она представила лист нетрудоспособности по беременности и родам, подала заявление о прекращении отпуска по уходу за ребенком и убытии в следующий отпуск по беременности и родам, а затем на период с марта 2015 года по январь 2016 года – в отпуск по уходу за третьим ребенком. При этом она представила заявление о замене лет в целях расчета пособия, а именно, просила заменить 2013 и 2014 годы на 2009 и 2010 годы. Заявление было принято предпринимателем, размер пособия страхователем исчислен исходя из доходов работника, полученных в 2009-2010 годах.

По результатам камеральной проверки ФСС отказал предпринимателю в принятии к зачету расходов, поскольку последним полностью отработанным годом, предшествующим наступлению страхового случая, являлся 2011 год, следовательно, замена периодов при расчете пособия на 2009, 2010 годы является неправомерной. Годы могут быть заменены только на ближайшие предшествующие - 2011 и 2010.

Суды двух инстанций отменили решение фонда, пояснив, что ни законом 255-ФЗ, ни положением об порядке исчисления пособий, утвержденным постановлением правительства от 15.06.2007 № 375, не предусмотрена замена лет только на непосредственно предшествующие годы.

Окружной суд с ними не согласился, указав на часть 1 статьи 14 закона № 255-ФЗ, в которой прямо указано, что пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два предшествующих календарных года. В противном случае будет компенсироваться не зарплата, утраченная в результате наступления страхового случая, а любая зарплата, когда-либо ранее получаемая работником.

В определении судьи ВС (304-КГ17-12780 от 22.09.2017) указано: «замена календарных лет ... может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком».

(дело № А70-10368/2016)

Прочее

ФНС разъяснила, как указать наименование услуги в кассовом чеке или БСО

ФНС сообщила, что закон № 54-ФЗ не содержит положений, конкретизирующих требования к реквизиту «наименование товара (работ, услуг)», содержащегося в кассовом чеке, бланке строгой отчетности, в зависимости от вида и ассортимента товара (работы, услуги).

В целях формирования наименования товара (работы, услуги) на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) возможно использовать общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Таким образом, в кассовом чеке (бланке строгой отчетности) необходимо указывать наименование оказанных услуг, цену за единицу (например, за сутки проживания), их количество и общую стоимость оказанных услуг.

(Письмо ФНС России от 26.09.17 № ЕД-4-20/19343@)

Документы относительно проверяемого налогоплательщика могут быть истребованы у федеральных госорганов, только если они касаются сделки, участниками которой данные органы являются

ФНС России рассмотрены вопросы направления в адрес центральных аппаратов министерств, служб, агентств и иных федеральных органов государственной власти письменных запросов территориальных налоговых органов с требованием о представлении документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ.

Сообщается, что налоговые органы вправе истребовать только те документы (информацию), которые относятся к финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных органов государственной власти.

(Письмо ФНС России от 03.10.2017 N ЕД-4-15/19869@ «О письменных запросах»)

ФНС России разъяснила, как заполнить налоговую декларацию по акцизам на алкогольную (спиртосодержащую) продукцию с учетом требований к уплате авансового платежа

Разъяснения даны по вопросу, связанному с уплатой в бюджет авансового платежа акциза в размере разницы, указанной в подпункте 2 пункта 13 статьи 204 НК РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2016 N 101-ФЗ).

Поскольку действующая форма налоговой декларации не учитывает данные изменения, рекомендовано соответствующие операции отражать в приложении N 7 «Расчет суммы авансового платежа акциза, освобожденной от уплаты в связи с представлением банковской гарантии в соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 204 Налогового кодекса Российской Федерации» в соответствии с приведенным порядком.

В письме содержатся также рекомендации по заполнению налоговой декларации, представляемой за налоговый период, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока, и налоговой декларации, представляемой за налоговый период, на который приходится 250-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.

(Письмо ФНС России от 05.10.2017 N СД-4-3/20058@ «О заполнении налоговой декларации на этиловый спирт, алкогольную и (или) подакцизную спиртосодержащую продукцию»)

Как подотчетнику подтвердить расходы на авиаперелет, если билет электронный

Минфин сообщил, что для включения в расходы стоимости электронных авиабилетов на посадочном талоне должен стоять штамп о досмотре. А если его нет? Тогда требуйте справку.

При регистрации на рейс пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Таким образом, в случае если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), для целей налогообложения прибыли организаций документальным подтверждением указанных расходов являются маршрут/квитанция электронного билета и посадочный талон.

При этом посадочный талон, в том числе электронный посадочный талон, полученный при электронной регистрации на рейс, должен содержать соответствующие реквизиты, подтверждающие факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки. Как правило, данным реквизитом является штамп о досмотре.

При отсутствии штампа о досмотре на распечатанном электронном посадочном талоне налогоплательщику необходимо подтвердить факт потребления подотчетным лицом услуги воздушной перевозки иным способом.

В случае невозможности получения штампа о досмотре на посадочном талоне организация может представить выданную авиаперевозчиком или его представителем справку, содержащую необходимую для подтверждения полета информацию.

(Письмо Минфина России № 03-03-06/1/65743 от 09.10.2017)

В целях налога на прибыль нельзя учесть расходы на приобретение подарков клиентам

Минфин ответил на вопрос об учете для целей налога на прибыль расходов на приобретение подарков для клиентов.

Пунктом 16 статьи 270 НК установлено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.

Дарение подарков является безвозмездной передачей имущества, и затраты на приобретение этих подарков не учитываются на основании пункта 16 статьи 270 НК.

(Письмо Минфина России от 18.09.17 № 03-03-06/1/59819)

Для целей НДФЛ датой получения дохода в виде премии (годовой, единовременной) является день ее выплаты

Согласно пункту 2 статьи 223 НК РФ датой фактического получения дохода в виде премий, являющихся составной частью оплаты труда, признается последний день месяца, за который был начислен указанный доход.

Сотрудникам могут выплачиваться премии по итогам работы за год, а также единовременные премии за достигнутые производственные результаты.

Сообщается, что статья 223 НК РФ не содержит положений, позволяющих определять дату получения дохода в виде премии как последний день месяца, которым датирован приказ о ее выплате.

Согласно позиции Минфина России в случае начисления и выплаты премий (годовых, единовременных), являющихся составной частью оплаты труда, например, премии по итогам работы за 2016 год, приказ о выплате которой датирован 15 июня 2017 года, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

(Письмо Минфина России от 29.09.2017 N 03-04-07/63400 «По вопросу определения даты фактического получения сотрудниками организации дохода в виде премии для целей уплаты налога на доходы физических лиц»)

Минфин России уточнил свою позицию по вопросу освобождения от НДФЛ единовременной выплаты при рождении ребенка

Не подлежат налогообложению НДФЛ суммы единовременных выплат родителям (усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении, удочерении) ребенка, выплачиваемые в течение первого года, в пределах 50 000 рублей на каждого ребенка (абз. 7 пункта 8 статьи 217 НК РФ).

В ранее направляемых разъяснениях сообщалось о льготной сумме, не превышающей 50 000 рублей, выплачиваемой одному из родителей по выбору либо двум родителям из расчета общей суммы 50 000 рублей. Настоящим письмом Минфина России, направленным в налоговые органы, сообщается о неприменении данных разъяснений.

При этом указано, что приведенные выше положения НК РФ об освобождении от налогообложения применяются к доходам, полученным каждым из родителей (усыновителем, опекуном) в сумме 50 000 рублей.

(Письмо ФНС России от 05.10.2017 N ГД-4-11/20041@ «О направлении письма Минфина России»)

ФНС России разъяснила порядок заполнения расчета 6-НДФЛ при выплате работнику премий за производственные результаты после его увольнения

Согласно общему правилу, в случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения работником дохода в виде оплаты труда считается последний день его работы.

Если премия за производственные результаты (в том числе по итогам работы за квартал или год, либо единовременная премия) выплачивается после увольнения работника, дата фактического получения дохода определяется как день ее выплаты (перечисления на счет налогоплательщика в банке).

С учетом изложенного, ФНС России на конкретных примерах разъяснен порядок заполнения раздела 2 расчета 6-НДФЛ.

  1. Дата увольнения сотрудника - 15.08.2017. По итогам работы за август 2017 года на основании приказа от 31.08.2017 выплачена ежемесячная премия 08.09.2017. В расчете за 9 месяцев указывается:
  • по строке 100 - 14.08.2017;
  • по строке 110 - 08.09.2017;
  • по строке 120 - 11.09.2017 (с учетом пункта 7 статьи 6.1 НК РФ);
  • по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.
  1. Дата увольнения сотрудника - 15.01.2017. По итогам работы за 2016 год на основании приказа от 25.02.2017 выплачена премия 27.02.2017. В расчете за первый квартал 2017 года указывается:
  • по строке 100 - 27.02.2017;
  • по строке 110 - 27.02.2017;
  • по строке 120 - 28.02.2017;
  • по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели

(Письмо ФНС России от 05.10.2017 N ГД-4-11/20102@)

Урегулирован порядок пересчета органами ПФР обязательств плательщиков страховых взносов, взыскиваемых в фиксированном размере исходя из 8 МРОТ

В случае отсутствия сведений о доходах плательщиков (ИП и самозанятых лиц) страховые взносы на ОПС рассчитывались органами ПФР в фиксированном размере, рассчитанном исходя из 8 МРОТ.

После получения из налоговых органов информации о фактическом доходе плательщика территориальные органы ПФР осуществляют перерасчет суммы страховых взносов.

Определен алгоритм действий налоговых органов в случае обращения плательщика с сообщением о неправомерном начислении органами ПФР страховых взносов исходя из 8 МРОТ (это в том числе проверка представления декларации по соответствующему виду налога и направление сведений о доходах в территориальный орган ПФР).

В приложении к письму приведена форма уведомления (сообщения), направляемого налоговым органом в ПФР.

Получение ФНС России от ПФР сведений о перерасчете обязательств плательщика осуществляется по утвержденному формату VO_OPERLS в рамках регулярного обмена.

(Письмо ФНС России от 03.10.2017 N ГД-4-11/19837@ «В отношении плательщиков страховых взносов, не производящих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц»)

На выплаты гражданам, связанные с их пребыванием в мобилизационном людском резерве, страховые взносы не начисляются

Указанные выплаты, производимые федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, не облагаются страховыми взносами на основании пп. 14 п. 1 ст. 422 НК РФ.

Иные выплаты таким гражданам, в том числе суммы среднего заработка, выплачиваемые по месту работы, облагаются страховыми взносами в общем порядке.

(Письмо ФНС России от 04.10.2017 N ГД-4-11/19935@ «По вопросу обложения страховыми взносами денежных выплат гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, производимых федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба»)

Вернуться в начало

При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.