Мониторинг изменений за период 23.01.17 - 29.01.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Обновлен перечень кодов видов продукции племенного животноводства, освобождаемой от обложения НДС при реализации

Внесение изменений в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 г. N 1069, обусловлено введением в действие Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Освобождение от обложения НДС ввоза и реализации продукции племенного животноводства предусмотрено подпунктом 35 пункта 3 статьи 149 и подпунктом 19 статьи 150 Налогового кодекса РФ.

Льгота применяется по 31 декабря 2020 года включительно (Федеральный закон от 23.06.2016 N 187-ФЗ).

(Постановление Правительства РФ от 18.01.2017 N 23 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 1069»)

Обновлены формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам и другим обязательным платежам, включая расчеты по страховым взносам

В связи с передачей налоговым органам функций по администрированию страховых взносов ФНС России утвердила формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховых взносам, пеням, штрафам, процентам.

Помимо этого, утверждены требования к заполнению данных справок и форматы их представления в электронной форме.

Признан утратившим силу Приказ ФНС России от 05.06.2015 N ММВ-7-17/227@, предусматривающий ранее действовавшие формы справок.

(Приказ ФНС России от 28.12.2016 N ММВ-7-17/722@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховых взносам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме», зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2017 N 45396)

Для применения налоговых льгот участникам региональных инвестиционных проектов необходимо представить заявление по утвержденной форме

Основания и условия применения и прекращения применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр, установлены статьей 25.12-2 НК РФ.

Утверждены форма и формат заявления о применении налоговой льготы, а также порядок передачи заявления в налоговые органы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

(Приказ ФНС России от 27.12.2016 N ММВ-7-3/719@ «Об утверждении формы и формата заявления о применении налоговой льготы участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов, а также порядка его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи», зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2017 N 45366)

Регламентировано размещение на сайте ФНС России сведений об организациях в форме открытых данных о суммах недоимки, задолженности, налоговых правонарушениях

На основании пункта 1.1 статьи 102 НК РФ сведения об организации, указанные в подпункте 3 (в части сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу), налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение) и в подпунктах 7, 9 - 11 пункта 1 статьи 102 НК РФ, размещаются в форме открытых данных на официальном сайте ФНС России, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Приказом ФНС России определен состав сведений, формируемых в набор открытых данных, а также сроки их размещения.

(Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации», зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2017 N 45378)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

В форму справки о суммах заработной платы, иных выплатах, на которые начислялись страховые взносы, и периодах временной нетрудоспособности (освобождения от работы) внесены технические поправки

Работодатель обязан выдать застрахованному лицу при его увольнении или по заявлению работника справку о сумме заработка за два календарных года, предшествовавших году прекращения работы или обращения за получением справки, и за текущий календарный год.

В связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам функций по администрированию страховых взносов в справку внесено упоминание законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, применяемого к соответствующим правоотношениям с указанной даты.

(Приказ Минтруда России от 09.01.2017 N 1н «О внесении изменений в форму справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не начислялись, утвержденную Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 182н», зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2017 N 45380)

Статистика

Утверждена новая форма федерального статистического инструментария N 1 «Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы», действующая с отчета за апрель 2017 года

Форму представляют юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности, территориальному органу Росстата в субъекте РФ по установленному им адресу в срок до 19 мая. Форма подлежит представлению с периодичностью 1 раз в 2 года.

С введением утвержденной формы утратившим силу признается Приказ Росстата от 22.01.2015 N 12 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы».

(Приказ Росстата от 20.01.2017 N 29 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за распределением численности работников по размерам заработной платы»)

Таможенное дело

В некоторые акты Правительства РФ внесены уточнения, касающиеся кодов ТН ВЭД ЕАЭС

В частности, в перечне готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2015 г. N 1886-р, в новой редакции изложена группа N 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин»; в группе 24 «Компьютеры и периферийное оборудование» скорректированы некоторые коды ТН ВЭД ЕАЭС; в новой редакции изложена позиция, касающаяся громкоговорителей, группы 26 «Техника бытовая электронная».

В нормативах утилизации отходов от использования товаров, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 4 декабря 2015 г. N 2491-р в новой редакции изложены группа N 15 «Шины, покрышки и камеры резиновые; восстановление протекторов и резиновых шин», группа N 24 «Компьютеры и периферийное оборудование» и группа N 26 «Техника бытовая электронная».

Также в новой редакции изложен перечень видов древесины, определяемых в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, на которые распространяются требования Лесного кодекса Российской Федерации о транспортировке древесины и об учете сделок с ней, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 13 июня 2014 г. N 1047-р.

(Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2017 N 43-р «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ в отношении кодов ТН ВЭД ЕАЭС»)

Законопроекты

Росстат подготовил правила расчета средней численности для определения права на применение ЕСХН

Росстат подготовил проект приказа, утверждающего Порядок определения средней численности работников организаций для определения права на применение ЕСХН рыбохозяйственными организациями и ИП. Документ размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, причем почему-то два раза.

В расчете средней численности никаких изменений на самом деле не происходит, он практически полностью переписан из правил заполнения статистической формы П-4 (приказ Росстата от 26.10.2015 N 498 в ред. от 27.10.2016г.)

Упоминание порядка расчета средней численности, утверждаемого Росстатом, есть не только в главе 26.1 НК по ЕСХН. Такой порядок требуется и для целей применения УСН, ЕНВД и ПСН (в части расчета права на применение этих систем налогообложения). Почему ведомство решило утвердить порядок только для ЕСХН, остается загадкой.

Судебная практика

ВС подтвердил: налоги могут быть взысканы с другой фирмы и без формальной взаимозависимости

Ввиду неуплаты начисленной по результатам выездной проверки задолженности ООО «О» инспекция обратилась в суд с иском о ее взыскании с ООО «И» на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК. Инспекция ссылается на перезаключение договоров ООО «О» на ООО «И» и перевод работников из ООО «О» в ООО «И».

Суды двух инстанций удовлетворили требование инспекции, согласившись с выводами о передаче прав ООО «И» на получение дохода ООО «О».

Окружной суд отменил их решение, указав на отсутствие взаимозависимости компаний. По его мнению, в данном случае имел место не перевод деятельности на другое лицо, а приобретение бизнеса самостоятельным юрлицом, созданным другими участниками.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила в силе решение суда первой инстанции и апелляции, признав наличие между компаниями «иной зависимости» - согласованности действий. Суд также учел создание ООО «И» незадолго до окончания налоговой проверки ООО «О» и использование ООО «И» контактов ООО «О». Действительно, получив бизнес, ООО «И» не перечисляло ООО «О» денежных средств, однако они были перечислены физлицу – участнику ООО «О». Суд признал, что отсутствие признаков формальной зависимости между компаниями не исключает возможность применения пункта 2 статьи 45 НК.

На это решение компания подала надзорную жалобу, однако судья ВС (594-ПЭК16 от 16.01.2016) отказал в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании президиума ВС.

Напомним, что дело в качестве одного из «показательных» было приведено в обзоре судебной практики по взысканию долгов с зависимых с проверяемым налогоплательщиком фирм, подготовленном ФНС.

(дело №А40-77894/2015)

Суды против изменения инспекцией метода оценки покупных товаров и доначислений в этой связи

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что в учетной политике компании не определен метод оценки покупных товаров. Налоговики сочли наиболее подходящим для компании, исходя из вида деятельности (торговля щебнем и песком), метод оценки по средней стоимости. По мнению налоговиков, этот метод позволяет сохранять величину прибыли на среднем уровне и, тем самым, избежать как непредсказуемо высоких ее значений, возникающих при резком падении цен, так и неожиданных убытков, являющихся следствием возрастания их стоимости. В результате компании был доначислен налог на прибыль, пени и штраф.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав на статью 268 НК, согласно которой право выбора того или иного метода принадлежит налогоплательщику. Таким образом, инспекция не вправе оценивать целесообразность выбора и применять метод по своему усмотрению. Несмотря на то, что в учетной политике компании отсутствует метод оценки покупных товаров, это не свидетельствует о неуплате налога на прибыль.

Оценив первичные документы, в том числе счета-фактуры, товарные накладные, суды (постановление кассации Ф06-16408/2016 от 20.01.2016) установили, что налогоплательщиком фактически применялся метод оценки покупных товаров по стоимости единицы товара. Компания подтвердила применение этого метода.

(дело № А55-3680/2016)

Требование законно, даже если некоторые документы по сделке выходят за период проверки

ИФНС по поручению другой инспекции направила компании требование о представлении документов: книг покупок и книг продаж, счетов-фактур, договоров, ТТН, оборотно-сальдовой ведомости, актов сверки, актов взаимозачетов, платежных поручений, свидетельствующих об исполнении договоров с ООО «Д». Компания требование не исполнила, считая его незаконным и нарушающим ее права, ссылаясь на отсутствие конкретизации документов. Налоговая привлекла компанию к ответственности по пункту 2 статьи 126 НК и пункту 1 статьи 129.1 НК в виде взыскания штрафов в размере 10 и 5 тысяч рублей соответственно.

Суды двух инстанций отменили решение инспекции, установив, что требование содержит примерный перечень документов без их определенных данных и их конкретного количества. Кроме того, проверяемым периодом камеральной проверки ООО «Д» по НДС является 2 квартал 2015 года. Однако инспекцией были истребованы документы, относящиеся и к другим периодам.

Кассация отменила решение судов, сославшись на указание в требовании контрагента, по взаимоотношениям с которым необходимо представить документы. Положения статьи 93.1 НК не устанавливают обязанности по указанию реквизитов документов в требовании. Требование содержало всю необходимую информацию: наименование документов, периоды, наименование контрагента, по операциям с которым запрашиваются документы, имеется ссылка на проведение мероприятий налогового контроля.

В решении кассации (Ф04-6102/2016 от 16.01.2016) указано: «обстоятельство, что некоторые из истребуемых документов по датам «выходят» за пределы проверяемого отчетного периода… не может служить основанием для признания недействительным оспариваемого решения, учитывая, что Общество имело возможность предоставить документы (сведения) в части периода, не превышающего 2 квартал 2015 года».

(дело № А70-3305/2016)

Фирме не удалось с помощью договоров хранения завуалировать реализацию продукции

Компания занималась производством и реализацией труб. В ходе выездной проверки ИФНС установила занижение налоговой базы по налогу на прибыль и НДС в результате неотражения дохода от реализации трубной продукции, переданной покупателям ЗАО «Т», «С», «Д», ООО «Г», «П», с которыми были заключены договоры хранения, прикрывающие сделки продажи.

Инспекция установила, что передача товара на склады хранителей оформлялась актами о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (форма № МХ-1), ТТН и транспортными накладными. Помимо этих документов, передача каждой партии оформлялась товарной накладной по форме ТОРГ-12, что подтверждается сведениями, указанными в транспортных накладных. Более того, согласно товарно-транспортным и транспортным накладным стоимость труб, передаваемых контрагентам, указывалась грузоотправителем с учетом НДС, что свойственно реализации. В результате инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав, что ТОРГ-12 является первичным учетным документом, которым согласно указаниям по применению форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденных постановлением Госкомстата от 25.12.1998 г. № 132, оформляются операции продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей.

Суды (постановление кассации Ф05-18521/2016 от 16.01.2016) учли, что согласно регистрам бухучета трубная продукция после ее выпуска из производственного цеха перемещалась не на склады хранителей, а на склад хранения готовой продукции. Полученная контрагентами по договорам хранения трубная продукция впоследствии реализовывалась ими своим покупателям. О создании формального документооборота по хранению продукции на складах контрагентов свидетельствует и отсутствие ведения хранителями складского учета.

(дело № А40-216801/2015)

Суды против вычета с последующим восстановлением НДС по товарам для необлагаемых операций

В 2011-2013 годах компания применяла два режима налогообложения: по общей системе (оптовая торговля) и ЕНВД (розничная торговля). Приобретенные товары использовались в операциях, облагаемых НДС и необлагаемых НДС. Согласно учетной политике компании сначала весь НДС по приобретенным товарам принимался к вычету, а затем в случае дальнейшего использования их для операций, не подлежащих налогообложению НДС, восстанавливался.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на неправомерность вышеуказанной методики. При этом факт принятия к вычету НДС в полном объеме по товарам, приобретенным для реализации через оптовую и розничную торговлю, подтверждается счетами-фактурами, книгами покупок, налоговыми декларациями.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на положения пункта 7 статьи 346.26 НК, обязывающего при совмещении деятельности по ЕНВД с другой деятельностью вести раздельный учет. При этом налогоплательщик должен организовать налоговый и бухгалтерский учет так, чтобы можно было однозначно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные суммы «входящего» налога.

В решении кассации (Ф04-5863/2016 от 19.01.2016) указано: «Налоговым кодексом РФ не предусмотрено право налогоплательщика предъявлять к вычету часть налога, относящуюся к операциям по реализации товара (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению».

(дело № А03-19439/2015)

«Импортный» НДС выплачен комиссионеру со счета третьего лица — комитент не теряет право на вычет

ЗАО «К», приобретало товары через комиссионера (ООО «Ф»), который ввозил их на территорию РФ. Закупку финансировало ЗАО «С». При ввозе товаров на таможне комиссионер уплатил НДС.

Со стоимости оборудования ЗАО «К» заявило вычет налога. По результатам камеральной проверки налоговая отказала в вычете, ссылаясь на создание схемы, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды вследствие применения при расчете с комиссионером неденежной формы – денежные средства в счет погашения задолженности ЗАО «К» за уплаченный на таможне НДС в адрес комиссионера перечислило ООО «М» (третье лицо) в счет своих обязательств перед ЗАО «С». При этом в отчетности ЗАО «К» отражена задолженность перед ЗАО «С».

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что сумма НДС, уплаченная комиссионером при ввозе оборудования на территорию РФ за счет средств комитента, может быть принята комитентом к вычету на основании копии таможенной декларации и документов, подтверждающих уплату НДС комиссионером, после принятия товара на учет (подпункт 1 пункта 2 статьи 171, абзац 3 пункта 1 статьи 172 НК).

Все перечисленные условия компанией соблюдены: оборудование, приобретенное налогоплательщиком через комиссионера, ввезено, смонтировано, комиссионер уплатил на таможне НДС, который возмещен ему налогоплательщиком (комитентом), доказательства его возмещения из бюджета комиссионером отсутствуют.

Суды отклонили довод инспекции об отсутствии у налогоплательщика расходов, поскольку ею не отрицается увеличение кредиторской задолженности перед ЗАО «С». В решении кассации (Ф05-18927/2016 от 17.01.2016) указано: «поскольку налог на таможне при ввозе товара, предназначенного для совершения операций, облагаемых НДС, был комиссионером реально уплачен, находится в бюджете, и налогоплательщик возместил комиссионеру расходы по уплате налога, у инспекции не имелось оснований для отказа в применении налогового вычета». При этом спор между комитентом и комиссионером по поводу расчетов в связи с уплатой налога на таможне отсутствует.

(дело № А41-21206/2016)

Суды разрешили учесть проценты по займу под реконструкцию арендованного объекта

ООО «К» арендовало помещение у ООО «А» и за счет заемных средств его реконструировала. Денежные средства были позаимствованы у Щ. (единственный учредитель ООО «К» и ООО «А») под 3% годовых. В 1 квартале 2015 года компания готовила производство к запуску и уменьшила налоговую базу по налогу на прибыль за 1 квартал 2015 года на сумму исчисленных процентов по договору займа.

По результатам камеральной проверки ИФНС исключила проценты из расходов, указав на необоснованное завышение убытка от деятельности компании. Инспекция указала, что компания не является собственником помещения, не начала деятельность, заявленную в ЕГРЮЛ, у компании отсутствует лицензия и работники для ведения деятельности, заем предоставлен под низкий процент и под реконструкцию использован не полностью (часть средств передана в виде кредита третьим лицам), неотделимые улучшения в арендованном помещении не принадлежат компании.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, разъяснив, что взаимозависимость не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной, а использование заемных денежных средств не доказывает наличие какой-либо схемы, поскольку обоснованность получения налоговой выгоды не зависит от способов привлечения капитала.

Довод инспекции о том, что часть займа использована на выдачу кредитов, также отклонен судами, поскольку от сделок был получен доход, с которого уплачен налог на прибыль. Договоры займа с процентной ставкой ниже ставки рефинансирования присутствуют в практике по аналогичным делам. Суды пояснили, что затраты признаются экономически оправданными, даже если не влекут немедленный эффект в виде увеличения дохода, НК допускает получение не только прибыли, но и убытка, а также возможность погашения убытка за счет прибыли последующих лет.

В решении кассации (Ф04-6216/2016 от 19.01.2016) указано: «нормами Налогового кодекса РФ не предусмотрена зависимость получения права на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму процентов по займам от наличия права собственности на имущество, используемое в деятельности Общества для получения дохода».

В суде представитель компании пояснил, что спорные объекты в июне 2016 года выкуплены компанией у арендодателя по первоначальной стоимости без учета расходов, потраченных на реконструкцию.

(дело № А27-3201/2016)

Исключение поставщика из ЕГРЮЛ — основание для включения долга во внереализационные доходы

В 2010 году ООО «М» (покупатель) и ООО «У» (продавец) заключили договор поставки товара. По результатам камеральной проверки декларации по налогу на прибыль за 2014 год инспекция установила, что ООО «М» не включило во внереализационные доходы кредиторскую задолженность по контрагенту, который в январе 2014 года по инициативе регистрирующего органа исключен из ЕГРЮЛ как недействующее юрлицо.

Компания оспорила решение в суде, полагая, что решение регистрирующего органа об исключении сведений из ЕГРЮЛ не является основанием для списания задолженности до истечения срока исковой давности.

Суд первой инстанции признал законным решение инспекции только в части поставок 2010 и 2011 годов. Кредиторская задолженность за последующие периоды, по мнению суда, во внереализационные доходы включаться не должна.

Апелляция признала законным решение инспекции в полном объеме, разъяснив, что наряду с ликвидацией основаниями прекращения обязательств являются невозможность их исполнения и акт государственного органа или органа местного самоуправления (статья 417 ГК).

В данном случае согласно решению о внесении в ЕГРЮЛ записи об исключении сведений о контрагенте исполнение обязательств становится невозможным — такие обязательства следует признать прекращенными с января 2014 года. Таким образом, задолженность по контрагенту подлежала включению во внереализационные доходы, указал суд. Кассация (Ф09-11515/2016 от 17.01.2016) оставила решение в силе.

(дело № А76-5708/2016)

При признании объекта амортизируемым ИФНС должна учесть амортизационную премию в расходах

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что компания единовременно списала расходы на объекты с первоначальной стоимостью более 40 тысяч рублей и сроком полезного использования более 12 месяцев. Налоговая доначислила налог на прибыль, налог на имущество, пени и штраф. Инспекция самостоятельно определила четвертую амортизационную группу и рассчитала амортизацию. Сумма доначисленного налога на имущество не была учтена при исчислении налога на прибыль.

Компания оспорила решение в суде, полагая, что при вынесении решения инспекция должна учесть амортизационную премию и доначисленный налог на имущество.

Инспекция пояснила, что компания согласно статье 81 НК вправе подать уточненные налоговые декларации.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав, что на налоговые органы не возложена обязанность по исчислению суммы налога с учетом амортизационных премий, применение которых является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Апелляция отменила его решение, установив, что с возражениями на акт проверки компания представила заявление о применении амортизационной премии с расчетом, и инспекция обязана была его учесть и уточнить налог на прибыль.

Кассация (Ф04-6359/2016 от 16.01.2016) оставила решение апелляции в силе, указав на положения статей 17, 53, 54 НК, которые предусматривают, что проверка правильности исчисления налога предполагает правильность исчисления налоговой базы. То есть инспекция обязана проверять правильность расходов не только в плане завышения, но и в части занижения. При этом размер доначисляемых налогов должен соответствовать действительной налоговой обязанности налогоплательщика.

При этом статья 81 НК (о внесении изменений в налоговую декларацию) не может трактоваться как освобождающая инспекцию от обязанностей по выявлению и учету всех обстоятельств, необходимых для целей исчисления и уплаты налога.

(дело № А27-6104/2016)

ВС против отмены скидки к страховому тарифу после проверки, подтвердившей ее правомерность

В октябре 2012 года ФСС установил компании скидку к тарифу взносов на «несчастный» соцстрах на 2013 год в размере 40%. В ноябре 2014 года по результатам выездной проверки фонд подтвердил правомерность применения скидки. В сентябре 2015 года эта скидка была отменена в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за январь 2012 года.

В январе 2012 года работником компании был представлен листок нетрудоспособности с указанием кода причины «несчастный случай на производстве», который был оплачен за счет расходов по обязательному соцстрахованию. В ходе экспертизы несчастного случая установлено, что он не связан с производством, в марте 2012 года денежные средства перечислены в фонд. ФСС в ходе внутренней проверки, проведенной в 2015 году, оценил эти действия как несвоевременное перечисление текущих страховых взносов за январь 2012 года, что и явилось основанием для отмены скидки на 2013 год.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав, что в ходе ранее проведенной фондом выездной проверки не выявлено нарушений плательщиком порядка перечисления взносов в 2012 году. Судья ВС (309-КГ16-18980 от 18.01.2016) отказал фонду в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Суды часто поддерживают плательщиков в вопросе отмены скидки «задним числом», однако если суды решат, что скидка изначально была получена неправомерно, то могут и согласиться с ФСС.

(дело № А76-28518/2015)

Суды отменили штраф из-за указания в форме 4-ФСС регистрационного номера другой фирмы

Компания представила в ФСС в электронном виде расчеты по форме 4-ФСС за 2, 3, 4 кварталы 2014 года и 1 квартал 2015 года соответственно 10 июля, 10 октября 2014 года, 14 января и 7 апреля 2015 года, в которых в качестве регистрационного номера страхователя ошибочно указала номер другой фирмы. Расчеты за те же периоды с правильным регистрационным номером были представлены 20 мая 2015 года.

По результатам камеральных проверок фонд указал на несвоевременное представление расчетов и назначил штраф. По мнению фонда, расчет с неверным регистрационным номером страхователя не может считаться поступившим.

Суды трех инстанций отменили решение фонда, указав, что шлюз приема расчетов в интернете позволяет фонду просмотреть и проверить расчет на корректное заполнение. При этом расчет считается представленным своевременно, если в установленный срок отправленный файл не получил отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде.

Суды (постановление кассации Ф01-5850/2016 от 17.01.2016) установили, что расчеты были направлены компанией на шлюз приема расчетов в установленные сроки. В расчетах указано, что они направлены компанией, в них отражены ИНН, ОГРН и адрес компании, следовательно, фонд имел возможность определить, от кого фактически поступили документы. Отправленные файлы расчетов прошли все этапы контроля и не получили отрицательных результатов при проверке на соответствие требованиям, предъявляемым к расчету в электронном виде.

(дело № А82-16424/2015)

В обзоре ФНС России приведено описание правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам налогообложения

На примерах из судебной практики разъясняется, в частности, следующее:

-       при отсутствии у иностранных организаций фактического права на получение дохода применение льготных положений соглашения об избежании двойного налогообложения является неправомерным;

-       при переводе налогоплательщиком выручки и активов на третье лицо, при установлении их взаимозависимости взыскание налоговой задолженности и ущерба, причиненного бюджету, может быть обращено на имущество данного лица;

-       решение о прекращении уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования не влечет за собой реабилитацию лица, обвиняемого в преступлении (признание его невиновным);

-       существенность и выраженность отклонения примененной налогоплательщиком цены от рыночного уровня в совокупности с иными обстоятельствами совершения спорных операций имеет юридическое значение, если при проведении камеральной или выездной налоговой проверки установлены признаки получения необоснованной налоговой выгоды;

-       автостоянки и нежилые помещения в многоквартирных жилых домах не признаются объектами производственного назначения в целях применения НДС;

-       факт расходования налогоплательщиком денежных средств в налоговом периоде не подтверждает получение дохода, облагаемого налогом на доходы физических лиц, в сумме, равной израсходованным средствам;

-       определение степени выработанности запасов конкретного участка недр необходимо производить по всему участку недр, границы которого указаны в лицензии на право пользования недрами, а не по отдельным объектам разработки - пластам залежам, горизонтам или месторождениям соответствующего участка.

(«Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения»)

Прочее

Об изменении структур территориальных органов ФНС России

В структуре аппарата управления ФНС России по субъекту федерации поручено предусмотреть отдел налогообложения доходов физлиц и администрирования страховых взносов и отдел налогообложения имущества.

При невозможности создания данных отделов функции по методологическому обеспечению налоговых органов по администрированию страховых взносов возлагаются на отделы, в функциональные обязанности которых входят вопросы налогообложения доходов физлиц.

(Письмо ФНС России от 17 января 2017 г. № БС-4-11/538@ «О необходимости изменения структур территориальных органов ФНС России»)

ФНС России предложен алгоритм определения объема документов, истребуемых у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС

В налоговые органы направлены рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению.

Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Пояснения могут быть представлены в виде реестра подтверждающих документов.

Объем подлежащих истребованию документов определяется в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении к настоящему письму. При этом не менее 50% от объема документов, подлежащих истребованию, должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены налоговые льготы.

(Письмо ФНС России от 26.01.2017 N ЕД-4-15/1281@ «О направлении разъяснений в отношении риск-ориентированного подхода к проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению НДС в соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 149 НК РФ»)

ФТС России приведены КБК для учета акцизов с 1 января 2017 года

С указанной даты Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса...» изменены ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым в Российскую Федерацию.

Для обеспечения учета поступлений от уплаты акцизов в доход федерального бюджета приведен перечень кодов вида платежа и кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

(Письмо ФТС России от 30.12.2016 N 01-11/68307 «О взимании и учете акцизов, уплачиваемых в доход федерального бюджета»)

По состоянию на 29 декабря 2016 года подготовлен реестр аккредитованных IT-организаций, имеющих право не применять установленный статьей 259 НК РФ порядок амортизации в отношении электронно-вычислительной техники

Электронная версия реестра доступна на официальном сайте Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу http://www.minsvyaz.ru/ru/activity/govservices/1/.

(Письмо ФНС России от 18.01.2017 N СД-4-3/587@ «О направлении информации об аккредитованных IT-организациях (по состоянию на 29.12.2016) для целей применения пункта 6 статьи 259 НК РФ»)

Для подтверждения расходов на приобретение электронного авиабилета необходимы и маршрут/квитанция, и посадочный талон

Минфин вновь обратился к вопросу, какими документами подтвердить организация может подтвердить расходы на приобретение электронного (бездокументарного) авиабилета для командированного сотрудника. Чиновники напомнили, что в целях налогообложения прибыли необходимыми подтверждающими документами являются маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и посадочный талон, выданный пассажиру.

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). Документом строгой отчетности при осуществлении пассажирских авиаперевозок является маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (п. 2 приказа Минтранса России от 08.11.06 № 134).

В то же время при регистрации на рейс пассажиру в обязательном порядке выдается посадочный талон. В нем указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места. То есть посадочный талон является неотъемлемым документом при регистрации на рейс, подчеркивают авторы письма.

На этом основании в Минфине полагают, что для подтверждения расходов на покупку авиабилета в электронной форме необходимы два документа. Это маршрут/квитанция авиабилета и посадочный талон.

(Письмо Минфина России № 03-03-06/1/80056 от 09.01.17)

Величина коэффициента (Кц), корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за декабрь 2016 года составила 8,7939

Величина коэффициента рассчитывается исходя из следующих показателей:

- средний уровень цен нефти сорта «Юралс» на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья - 51,90 долл. США за баррель;

- среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни налогового периода - 62,2006.

(Информация ФНС России «О значении коэффициента Кц за декабрь 2016 года для расчета НДПИ при добыче нефти»)

ФНС России даны рекомендации по заполнению сведений об объектах общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, в заявлении на получение патента

Действующая форма заявления на получение патента (форма N 26.5-1), утвержденная приказом ФНС России от 18.11.2014 N ММВ-7-3/589@, не предусматривает возможность заполнения сведений об объектах, используемых при оказании услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей (киосках, палатках, магазинах (отделах) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и т.д.).

До внесения изменений в форму заявления рекомендовано сведения о таких объектах отражать на странице «Сведения по каждому объекту, используемому при осуществлении видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 19, 45, 46 и 47 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации». При этом по коду строки 010 указывается код объекта: 29 - объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей.

(Письмо ФНС России от 25.01.2017 N СД-4-3/1197@ «О применении патентной системы налогообложения»)

При переходе на УСН следует восстановить НДС по основным средствам

В соответствии с абзацем пятым подпункта 2 пункта 3 статьи 170 НК РФ при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 и 26.5 НК суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, и имущественным правам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.

Таким образом, при переходе на УСН суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по объектам основных средств, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН.

(Письмо Минфина № 03-07-11/536 от 12.01.2017)

По договору комплексного ипотечного страхования, если одним из выгодоприобретателей является банк, социальный налоговый вычет по НДФЛ в сумме уплаченных страховых взносов не предоставляется

Вычет не может быть предоставлен по следующим причинам:

- суммы страховых взносов по договору комплексного ипотечного страхования не относятся к суммам страховых взносов по договору долгосрочного страхования жизни, заключенному на срок не менее 5 лет, предусмотренному пунктом 1 статьи 219 НК РФ;

- договор комплексного ипотечного страхования заключен в том числе в пользу банка, т.е. в случае наступления страхового случая выделить часть страховой премии, приходящейся на страховую сумму, превышающую сумму остатка ссудной задолженности по кредитному договору, в части которой выгодоприобретателем будет являться страхователь и (или) наследники (в случае смерти застрахованного лица), не представляется возможным.

(Письмо ФНС России от 20.01.2017 N БС-4-11/98@ «Об особенностях предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в части уплаченных налогоплательщиками страховых взносов по договорам комплексного ипотечного страхования»)

Инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, определенная на основании сведений, представленных до 1 марта 2013 года, может быть скорректирована

Корректировка в базах данных налоговых органов может производиться в случае представления сведений по результатам исправления уполномоченным лицом (организацией технической инвентаризации) ранее допущенной ошибки.

Кроме того, инвентаризационная стоимость объекта может быть оспорена в судебном порядке, в том числе при обнаружении ошибок при ее расчете.

Исходя из инвентаризационной стоимости определяется налоговая база в отношении объектов налогообложения, в случае если субъектом РФ не принято решение об установлении единой даты начала применения на территории этого субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости.

Сообщается, что значение инвентаризационной стоимости объектов налогообложения может использоваться в случаях, предусмотренных главой 32 НК РФ в целях определения налоговой базы как до, так и после принятия решения субъекта РФ, в т.ч. если расчет налога осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 8 статьи 408 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 17.01.2017 N БС-4-21/579@ «О порядке определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения»)

ФНС России рекомендует физлицам до 1 апреля 2017 года заявить о наличии налоговой льготы в отношении объектов недвижимости или транспортных средств

Если в 2016 году у физического лица впервые возникло право на налоговую льготу в отношении налогооблагаемого недвижимого имущества или транспортных средств, то налогоплательщик может заявить об этом в любой налоговый орган.

Для учета имеющейся льготы при исчислении имущественных налогов за 2016 год сделать соответствующее заявление целесообразно до направления налоговых уведомлений за 2016 год.

Направить заявление об использовании налоговой льготы и документы, подтверждающие право на льготу, можно через «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», почтовым сообщением или обратившись лично в налоговую инспекцию.

(Информация ФНС России «Об использовании физическими лицами льгот по имущественным налогам за 2016 год»)

ФНС России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся переноса срока начисления пени по налогу на имущество физических лиц, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости

Законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, на территории которого налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости, вправе принять закон, устанавливающий начисление пени на сумму недоимки по налогу за налоговый период 2015 года, начиная с 1 мая 2017 года.

Согласно разъяснениям ФНС России законы об изменении сроков начисления пеней вправе принимать субъекты РФ, на территориях которых налогообложение имущества физлиц осуществляется по кадастровой стоимости в отношении всех объектов налогообложения либо в отношении отдельных объектов налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 402 НК РФ.

(Письмо ФНС России от 09.01.2017 N БС-4-11/46 «Об основаниях переноса срока начисления пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2015 года»)

ФНС России напоминает налогоплательщикам об изменении КБК в распоряжениях о переводе денежных средств, перечисляемых в счет уплаты страховых взносов

В целях правильного заполнения реквизита «код бюджетной классификации» подготовлена Сопоставительная таблица доходов по страховым взносам на обязательное социальное страхование и соответствующих им кодов подвидов доходов бюджетов на 2017 год, к применяемым в 2016 году.

(Письмо ФНС России от 23.12.2016 N ЗН-4-1/24807@ «О проведении разъяснительной работы»)

ФНС России подготовлена подробная информация об уплате страховых взносов и представлении отчетности

В налоговые инспекции направлены информационно-разъяснительные материалы по данным вопросам.

Сообщается о разграничении полномочий между налоговыми органами и государственными внебюджетными фондами при передаче администрирования страховых взносов в налоговые органы.

Приведена информация, касающаяся, в частности: предельной величины базы для исчисления страховых взносов на 2017 год, порядка, способов и сроков представления расчетов по страховым взносам. Указаны случаи, когда расчет считается непредставленным.

Так, в частности, установлены сроки представления расчетов за отчетные (расчетный) периоды 2017 года:

- за I квартал - 2 мая 2017 г.;

- за полугодие - 31 июля 2017 г.;

- за 9 месяцев - 30 октября 2017 г.;

- за 2017 год - 30 января 2018 г.

Главы КФХ представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам ежегодно до 30 января года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Обращено внимание на то, что с 1 января 2017 года уплата страховых взносов должна производиться на КБК, закрепленные за ФНС России. Сопоставительная таблица по КБК размещена на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/insprem/).

Отмечено также следующее:

- до 1 февраля 2017 г. - представление справок о состоянии расчетов по страховым взносам, осуществление совместной сверки расчетов по страховым взносам за период до 1 января 2017 года производится территориальными органами ПФР и ФСС России.

- С 1 февраля 2017 г. - справки об отсутствии задолженности, о состоянии расчетов и акты совместной сверки будут представляться налоговыми органами с учетом сведений о страховых взносах.

(Письмо ФНС России от 19.01.2017 N БС-4-11/793@ «О проведении информационной кампании»)

Организации, имеющие обособленные подразделения, выплачивающие вознаграждения в пользу физлиц, обязаны уплачивать страховые взносы и представлять расчеты по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений

Представление расчетов по страховым взносам и уплата страховых взносов организацией, имеющей обособленные подразделения, исключительно по месту своего нахождения возможно в случае, если организация самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу всех работников, в том числе в пользу работников обособленных подразделений.

Если до перехода на централизованную уплату страховых взносов организация имела обособленные подразделения, которые были наделены полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц, в этом случае в налоговые органы необходимо направить уведомление о лишении всех обособленных подразделений соответствующих полномочий.

(Письмо ФНС России от 23.01.2017 N БС-4-11/993@ «Об уплате страховых взносов и представлении отчетности организациями по месту нахождения обособленных подразделений с 1 января 2017 года»)

С 1 января 2017 года в ПФР представляются два вида отчетности: сведения о застрахованных лицах (СЗВ-1) и сведения о страховом стаже застрахованного лица

Сведения о застрахованных лицах необходимо представлять в территориальные органы ПФР ежемесячно.

Последними датами сдачи отчетности по форме СЗВ-М в 2017 году являются 15 февраля, 15 марта, 17 апреля, 15 мая, 15 июня, 17 июля, 15 августа, 15 сентября, 16 октября, 15 ноября, 15 декабря, 15 января 2018 года.

Сведения о страховом стаже застрахованного лица представляется организацией один раз в год, по итогам отчетного периода (года). Отчетность необходимо представить в территориальные органы ПФР не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Если численность сотрудников превышает 25 человек, отчетность необходимо представлять в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью.

(Информация ПФ РФ от 26.01.2017 «О разъяснении представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета»)

Об уплате страховых взносов ИП

Индивидуальным предпринимателям даны разъяснения по уплате страховых взносов.

Так, ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по своему месту жительства.

Форма расчета утверждена приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@/

Указаны суммы страховых взносов, подлежащие уплате ИП, не производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам. К примеру, размер страховых взносов на ОМС за расчетный период определяется как 1 МРОТ (7 500 руб. на 2017 год) х 5,1% х 12 месяцев = 4 590 руб.

Также приведены особенности заполнения платежных поручений на перечисление страховых взносов.

(Письмо ФНС России от 20 января 2017 г. № БС-3-11/371@ «О представлении расчета и уплаты страховых взносов»)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.