Мониторинг изменений за период 27.02.17 - 05.03.17

Бухгалтерский учет и налогообложение

Банком России утвержден новый План счетов кредитных организаций

На регистрацию в Минюст России направлено Положение о Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, которое должно заменить действующее в настоящее время Положение, утвержденное Банком России 16.07.2012 N 385-П.

В новом Плане счетов, в частности, отсутствует глава Д «Счета депо».

(«Положение о Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и порядке его применения», утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П)

В реестре онлайн-ККТ появилось сразу десять новых моделей

ФНС внесла в реестр ККТ сразу десять новых моделей аппаратов с функцией онлайн-передачи данных. Это POSprint FP510-Ф, POSprint FP410-Ф, ОРИОН-100Ф, Меркурий-119Ф, КАЗНАЧЕЙ ФА, СП402-Ф, СП101-Ф, СП802-Ф, ЧекВей77-Ф и АТОЛ 42ФС.

До указанного момента в реестре было 53 модели, теперь - 63. С полным реестром можно ознакомиться на сайте ФНС здесь. С 1 февраля возможна регистрация кассовых аппаратов только из этого реестра. Операторов фискальных данных по-прежнему пять.

(Приказ ФНС России от 14.02.2017 № ЕД-7-20/183@)

Пенсионное и социальное страхование и обеспечение

ПФР утверждены формы и электронные форматы представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета

Приказом утверждены следующие формы документов:

- «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)»;

- «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)»;

- «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)»;

- «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)».

Приказ содержит также требования к порядку заполнения данных форм сведений.

(Постановление ПФ РФ от 11.01.2017 N 3п «Об утверждении формы «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)», формы «Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)», формы «Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)», формы «Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)», порядка их заполнения и формата сведений», зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2017 N 45735)

Статистика

Росстатом обновлены указания по заполнению формы N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы», действующие с отчета за январь - март 2017 года

Данная форма предоставляется органами местного самоуправления, юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению и бюджетофинансируемым организациям (включая управляющие организации, жилищные кооперативы (ЖК), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК), товарищества собственников жилья (ТСЖ) и др.), ресурсоснабжающими организациями (включая организации, осуществляющие поставку и передачу тепловой энергии, электрической энергии, холодной и горячей воды, газа, отведение сточных вод и др.), а также осуществляющими начисление жилищно-коммунальных платежей (расчетные центры и т.п.), региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональными операторами по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Признается утратившим силу Приказ Росстата от 22.12.2014 N 719, которым были утверждены ранее действовавшие указания по заполнению данной формы.

(Приказ Росстата от 13.02.2017 N 88 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-ЖКХ (сводная) «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы»)

Законопроекты

ФНС представила проект декларации по налогу на имущество

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов сегодня опубликован проект новой декларации по налогу на имущество организаций. О разработке проекта ФНС объявила в начале февраля. Изменения будут внесены в саму декларацию, формат и порядок заполнения.

Поправки потребовались в связи с изменением налогового законодательства - введение коэффициента Кжд при исчислении налога отдельными категориями налогоплательщиков (в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью).

Обновленная декларация должна вступить в силу в январе 2018 года.

Форму декларации по земельному налогу заменят ради учета крымских особенностей

На общественное обсуждение вынесен проект новой формы и электронного формата представления налоговой декларации по земельному налогу.

Впрочем, сама форма декларации не опубликована, ознакомиться пользователи могут только с описанием формата, будущим порядком заполнения декларации и текстом приказа, из которого следует, что новая форма будет применяться начиная с представления декларации за налоговый период 2017 года.

Поясняется, что подготовка проекта связана с внесением изменений в главу 31 НК федеральным законом от 29.11.2014 № 379-ФЗ, согласно которому на территориях Республики Крым и Севастополя налоговой базой по земельному налогу признается нормативная цена земли. В форме декларации по земельному налогу в качестве налоговой базы для указанных участков следует предусмотреть возможность указания нормативной цены земли для правильного исчисления налога. Действующей формой в качестве налоговой базы предусмотрено указание кадастровой стоимости.

ФНС поменяет формы заявлений по патентной системе налогообложения

ФНС РФ уведомила о подготовке двух приказов, вносящих изменения в формы заявления, применяемых в рамках патентной системы налогообложения. Ведомство предполагает изменить заявление 26.5-1 о переходе на ПСН, добавив информацию по объектам организации общественного питания без залов обслуживания. Кроме того, изменения внесут в форму заявления об утрате права на применение патентной системы, поскольку с 2017 года при утрате права на ПСН предприниматель переходит не на ОСНО, а на ту систему налогообложения, которая у него была (ОСНО, УСН или ЕСХН). Необходимость поправок вызвана изменениями в главе 26.5 Налогового кодекса.

Судебная практика

Декларация ошибочно направлена в другую ИФНС – суды снизили штраф в 12,5 раз

По результатам камеральной проверки декларации по УСН за 2013 год, представленной 8 июля 2015 года, инспекция привлекла компанию к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК (непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) в виде максимально возможного штрафа – 620 тысяч рублей.

Компания оспорила решение в суде, ссылаясь на техническую ошибку (декларация была в свое время направлена в другую ИФНС) и представив квитанцию о приеме декларации в электронном виде от 28 апреля 2014 года.

Суды трех инстанций (постановление кассации Ф05-1162/2017 от 22.02.2017) снизили штраф до 50 тысяч рублей, признав, что он не соответствует тяжести совершенного правонарушения, поскольку непредставление декларации явилось следствием не умышленного нарушения закона, а технической ошибки.

(дело № А40-164256/2016)

Тюремное заключение руководителя контрагента не свидетельствует о формальности сделок, указал суд

Компания занималась строительно-монтажными работами для ООО «Л» и отразило в учете привлечение субподрядчика – ООО «П». В подтверждение выполненных субподрядных работ были представлены договоры, акты выполненных работ (КС-2), справки о стоимости выполненных работ (КС-3), счета-фактуры, платежные поручения об оплате работ. Выполненные работы были переданы заказчику и приняты последним.

По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав, что субподрядчик не имел необходимых ресурсов для выполнения работ, не представлял отчетность, не представил документы по требованию инспекции. Более того, руководитель контрагента с февраля 2012 года по ноябрь 2013 года отбывал уголовное наказание в местах лишения свободы, при этом доверенность на ведение деятельности от его имени отсутствует. Учитывая его отказ от дачи показаний, инспекция сочла, что документы от его имени подписаны неустановленными лицами. Почерковедческая экспертиза не проводилась.

Суды трех инстанций отменили решение инспекции, указав, что контрагент зарегистрирован в установленном порядке и состоит на налоговом учете. Налогоплательщиком истребованы у контрагента свидетельства о регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, решение единственного учредителя о создании фирмы, приказ о вступлении в должность директора, устав, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о допуске к работам.

Суды (постановление кассации Ф10-5826/2016 от 20.02.2017) разъяснили, что отбывание руководителем наказания не свидетельствует о невозможности ведения фирмой деятельности – организация создана в июне 2011 года, а договор подряда заключен в январе 2012 года, то есть до начала отбывания срока. Кроме того, в период «отсидки» директора фирмой совершен ряд действий – получено свидетельство от 31 мая 2012 года о допуске к определенным видам работ, в августе 2012 года открыт расчетный счет, представлена отчетность за 2012 год. При этом все документы были подписаны руководителем компании. Инспекция не доказала, что фактически эти операции не совершались.

(дело № А36-8930/2015)

В целях НДС суды признали Россию местом оказания услуги по участию в выставке за границей

Компания участвовала в международных выставках в Дубае, Сингапуре, Амстердаме. Услуги оказывали иностранные фирмы. Так, компания оплатила участие в выставке, а также услуги по разработке дизайн-проекта, оформлению и застройке выставочного стенда, по оборудованию нестандартного стенда, по предоставлению стенда и выставочной площади. НДС в бюджет уплачен не был. По результатам выездной проверки налоговая доначислила НДС, пени и штраф, указав на неисполнение обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению НДС при выплате денежных средств в пользу иностранных компаний за рекламные услуги (подпункт 4 пункта 1 статьи 148 НК).

По мнению компании, у иностранных контрагентов потреблялись услуги, связанные с арендой и движимым имуществом, находящимся за пределами РФ, местом реализации которых в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1.1 статьи 148 не признается РФ. Соответственно, компания в данном случае с учетом пункта 1 статьи 146 НК (согласно которому объектом налогообложения НДС признается реализация товаров, работ, услуг на территории РФ) налоговым агентом не является.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, применив статью 3 федерального закона «О рекламе», согласно которой под рекламой понимается информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования.

Суды признали, что участие в международных специализированных выставках направлено на привлечение внимания к товарам, продвижения их на рынке, то есть является рекламой. Суды учли, что заявки о предоставлении выставочных площадей направлены не на получение помещения в аренду как таковое, а имеют цель участия в выставке и использования выставочных помещений именно для привлечения внимания к деятельности компании. При этом исходя из норм пункта 1 статьи 148 НК местом оказания рекламных услуг признается территория РФ (по месту деятельности покупателя).

Суды обратили внимание, что в аналитическом регистре налогового учета затраты отражены на счете 44 «Реклама/Выставки и конференции», и пояснили, что неправомерно считать услуги рекламными для целей исчисления налога на прибыль и арендными для целей исчисления НДС.

В решении кассации (Ф05-2395/2016 от 17.02.2017) указано: «местом оказания услуги по организации участия заявителя в международной выставке, носящей рекламный характер, исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, правомерно признана территория Российской Федерации, а общая стоимость данной услуги является налоговой базой, исходя из которой заявитель обязан в качестве налогового агента исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог на добавленную стоимость».

(дело № А40-80207/2015)

Суды против восстановления НДС по неиспользуемым ОС, приобретенным до перехода на УСН

В 1 квартале 2008 года – в период применения общей системы налогообложения – компания приняла к вычету НДС по приобретенным основным средствам (швейные станки для производства чулочно-носочных изделий). С 1 января 2012 года компания перешла на УСН.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила НДС, пени и штраф, указав на пункт 3 статьи 170 НК – при переходе на УСН суммы налога, принятые к вычету, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанный режим.

Суд первой инстанции поддержал выводы инспекции. Основные средства, которые компания не успела использовать, будут использоваться в деятельности, не облагаемой НДС, поэтому «входной» НДС по приобретенным, но не использованным до перехода на УСН основным средствам подлежит восстановлению.

Апелляция отменила решение суда, указав, что подпункт 2 пункта 3 статьи 170 НК связывает момент возникновения обязанности по восстановлению НДС к уплате с началом использования объекта в облагаемых НДС операциях. Суд установил, что после перехода на УСН компания занималась изготовлением и поставкой пластиковых оконных систем и не использовала швейные станки для производства чулочно-носочных изделий. Декларация по УСН за 2012 год свидетельствует об отсутствии доходов по данному виду деятельности. При этом ни в ходе проверки, ни в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (проводились осмотры, встречные проверки) инспекция не установила факт использования швейных станков в производстве в 2012 году. Основания для восстановления НДС отсутствовали, указала кассация (Ф08-744/2017 от 17.02.2017).

(дело № А20-3415/2015)

Суды против учета стоимости субподрядных работ в полном объеме без определения остатков НЗП

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что компания учитывает стоимость субподрядных работ в расходах в полном объеме без определения остатков незавершенного производства. Инспекция определила сумму расходов, относящихся к незавершенным строительством объектам, отдельно по каждому объекту пропорционально доле незавершенных (или завершенных, но не принятых на конец отчетного периода) работ за указанные периоды. В результате доначислен налог на прибыль, пени и штраф.

Также инспекция указала на необоснованный учет в косвенных расходах (относимых полностью к расходам отчетного периода) зарплаты инженерно-технических работников (ИТР) и соответствующих взносов, при том, что в соответствии с учетной политикой организации эти затраты относятся к прямым расходам (списываемым по мере реализации продукции). С возражениями по акту проверки компания представила приложение - распределение затрат по объектам на прямые и косвенные, согласно которому зарплата ИТР относится к косвенным расходам.

Суды трех инстанций признали законным решение инспекции, указав на пункт 1 статьи 319 НК – под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, в НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. Порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию определяется налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Сумма остатков НЗП на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца.

Документы, подтверждающие принятие заказчиком работ, затраты по которым учтены при исчислении налога на прибыль, компанией не представлены, следовательно, инспекция правомерно исключила эти расходы.

В части отнесения заработной платы ИТР к прямым расходам, суды (постановление кассации Ф05-17041/2016 от 11.11.2016) указали на положения учетной политики, отклонив представленное компанией приложение - распределение затрат по объектам на прямые и косвенные. Компанией не выполнены условия пункта 2 статьи 318 НК – не подтверждено, что спорные расходы относятся к расходам текущего отчетного периода.

(дело № А40-147655/2015)

Неоплата патента в срок – не повод для доначисления налогов по общей системе при УСН

ИП занимался сдачей в аренду нежилых помещений, применяя УСН. С 1 января 2015 года он получил патент на сдачу в аренду одного из нежилых помещений. Поскольку стоимость патента им не была уплачена в установленный срок, инспекция указала на утрату права на ПСН на основании пункта 6 статьи 346.45 НК и на переход на общий режим за период действия патента.

Суды двух инстанций признали законным решение инспекции, указав на необходимость уплаты налогов в рамках общего режима за период, на который был выдан патент.

Кассация (Ф06-18044/2017 от 17.02.2017) не согласилась с выводами судов, указав на пункт 1 статьи 346.11 НК – УСН несовместима с общим режимом налогообложения, поскольку предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль, НДФЛ, НДС.

Суд обратился к воле законодателя и учел вступивший в силу с 1 января 2017 года федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ, который изложил пункт 6 статьи 346.45 НК в новой редакции и устранил противоречие, указав на возможность перехода на общий режим налогообложения, УСН или ЕСХН (в случае применения налогоплательщиком соответствующего спецрежима) вследствие «слета» с ПСН.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении ВС от 20.01.2017 № 301-КГ16-16143 по делу № А38-7494/2015. При аналогичных обстоятельствах суд первой инстанции, апелляция и судебная коллегия по экономическим спорам указали, что совмещение специальных налоговых режимов (УСН и ПСН) допускается НК, а утрата права на применение ПСН не влечет утрату права на применении УСН, которая является общей по отношению к ПСН.

Таким образом, если общая сумма полученных ИП доходов не превысила пороговое значение для применения УСН, установленное пунктом 4 статьи 346.13 НК, то при утрате права на ПСН предприниматель вправе уплачивать налоги по упрощенной системе.

Вместе с тем, первое из комментируемых дел (№ А72-7109/2016) не окончилось благополучно для истца. Причина в том, что при обращении в суд предприниматель оспаривал не доначисление налогов, а сообщение инспекции о несоответствии требованиям ПСН в части перевода на общий режим с начала налогового периода, на который был выдан патент. Суд указал, что изложение инспекцией в своем сообщении текста пункта 6 статьи 346.45 НК (действовавшей с рассматриваемом периоде) не нарушает прав и законных интересов предпринимателя. В результате решение судов двух инстанций кассация оставила в силе.

(дело № А72-7109/2016)

Суды не отменяют письма Минфина, не видя в них обязательных предписаний

Компания обратилась в суд с заявлением о признании недействительными разъяснений, содержащихся в письмах Минфина от 23.03.2015 N 03-07-14/15666 и от 07.04.2015 N 03-07-14/19390 – по вопросу применения НДС в отношении услуг, реализуемых организацией, признанной банкротом.

Согласно части 1 статьи 198 АПК граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, как несоответствующих закону и нарушающих их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, указав, что характерной особенностью ненормативного правового акта является содержание в нем обязательных предписаний (правил поведения), порождающих юридические последствия. То есть, может быть обжалован акт, содержащий обязательные для исполнения предписания, распоряжения, незаконно возлагающий какие-либо обязанности и влекущий правовые последствия.

Суды (постановление кассации Ф05-21772/2016 от 09.01.2017) пояснили, что письма Минфина носят информационно-разъяснительный характер и не являются нормативными правовыми актами.

Дело приведено в обзоре правоприменительной практики за 4 квартал 2016 года по спорам о признании недействительными нормативно-правовых актов, незаконными решений и действий Минфина.

(дело № А40-55617/2016)

Прочее

Минфин не возражает против выставления счетов-фактур с отметкой «Без налога (НДС)» при операциях, освобождаемых от обложения НДС

При реализации товаров, работ или услуг, освобожденных от обложения НДС, можно составлять счета-фактуры с отметкой «Без налога (НДС)». Об этом напомнил Минфин России.

По общему правилу при совершении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) на основании статьи 149 НК РФ, счета-фактуры не выставляются. (Исключение составляет экспорт на территорию ЕАЭС товаров, не облагаемых НДС на основании статьи 149 НК РФ; подп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ).

В то же время Налоговый кодекс не запрещает оформлять счета-фактуры при совершении операций, не подлежащих налогообложению. В связи с этим в Минфине считают, что при реализации товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, налогоплательщики могут составлять счета-фактуры с отметкой «Без налога (НДС)». Это не будет являться нарушением действующего законодательства.

(Письмо Минфина России от 15.02.17 № 03-07-09/8423)

Разработаны контрольные соотношения показателей налоговой декларации по акцизам

Речь идет о показателях налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы, утвержденной приказом ФНС России от 12.01.2016 N ММВ-7-3/1@.

Содержащиеся в письме контрольные соотношения помогут налогоплательщикам самостоятельно обнаружить ошибки, допущенные при заполнении декларации.

(Письмо ФНС России от 27.02.2017 N СД-4-3/3482@ «О направлении контрольных соотношений налоговой декларации по акцизам»)

Как в «прибыльной» декларации отразить дивиденды, выплачиваемые номинальным держателям

ФНС напомнила, что российская организация, являющаяся источником дохода налогоплательщика в виде дивидендов, признается налоговым агентом. В силу пункта 7 статьи 275 НК налоговыми агентами при осуществлении выплат доходов в виде дивидендов по акциям, выпущенным российской организацией, могут быть также доверительные управляющие и депозитарии.

В листе 03 декларации по налогу на прибыль предусматривается отражение процесса налогообложения доходов в виде дивидендов, начиная с информации о сумме распределенных дивидендов, о передаче дивидендов лицам, являющимся номинальными держателями ценных бумаг (без удержания налога), и заканчивая данными об исчислении налога на прибыль с выплаченных получателям дивидендов.

Соответственно, лицо, не являющееся эмитентом ценных бумаг, получившее суммы доходов в виде дивидендов и передавшее их номинальным держателям ценных бумаг без удержания налога, должно отразить эти суммы по строке 070 раздела А листа 02 налоговой декларации, а информацию об организации, которой перечислены дивиденды – в разделе В листа 03.

(Письмо ФНС России от 21 февраля 2017 г. № СД-4-3/3237@)

Опубликованы контрольные соотношения для проверки правильности заполнения расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств

ФНС России доведены контрольные соотношения к расчету суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, утвержденному приказом ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/577@.

Контрольные соотношения используются при проведении налогового контроля за правильностью и достоверностью заполнения налоговой отчетности.

(Письмо ФНС России от 27.02.2017 N СД-4-3/3483@ «Об утверждении контрольных соотношений показателей расчета утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним»)

Определены контрольные соотношения показателей расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним

Контрольные соотношения применяются для проверки правильности отражения показателей в форме расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, утвержденного приказом ФНС России от 24.10.2016 N ММВ-7-3/578@.

(Письмо ФНС России от 27.02.2017 N СД-4-3/3484@ «Об утверждении контрольных соотношений показателей расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним»)

На 2017 год определен перечень дорогостоящих автомобилей, в отношении которых транспортный налог уплачивается с учетом повышающих коэффициентов

Повышающие коэффициенты к ставке транспортного налога применяются в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей.

Перечень таких автомобилей ежегодно размещается на официальном сайте Минпромторга России не позднее 1 марта очередного налогового периода.

(Информация Минпромторга России от 28.02.2017 «Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей для налогового периода 2017 года»)

Концессионер, применяющий УСН, уплачивает налог на имущество организаций в отношении объектов концессионного соглашения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость

Применение УСН предусматривает освобождение организаций от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, концессионер, применяющий УСН, уплачивает налог в отношении объектов концессионного соглашения, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.

При этом объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, подлежат налогообложению при условии включения их в Перечень объектов недвижимого имущества, определяемого соответствующим субъектом РФ в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ.

(Письмо Минфина России от 21.02.2017 N 03-05-07-01/ВН-7736 «Об особенностях налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений»)

Если ИП через аптеку продает также прочие товары, в целях ПСН нужны два патента

Минфин напомнил, что ПСН может применяться в отношении занятия медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию.

К фармацевтической деятельности относится деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

Таким образом, ИП, чья деятельность заключается в реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять ПСН в отношении данного вида деятельности.

При этом доходы, получаемые ИП от розничной торговли через аптеки иными товарами, не относящимися к лекарственным средствам и препаратам, не подпадают под налогообложение в рамках ПСН по фармацевтической деятельности.

Вместе с тем, ПСН может применяться также в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту.

Розничной торговлей в целях ПСН признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи. При этом к данному виду деятельности не относится, в частности, реализация подакцизных товаров, товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (в том числе в виде почтовых отправлений (посылочная торговля), а также через телемагазины, телефонную связь и компьютерные сети), передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам, а также продукции собственного производства (изготовления).

Учитывая изложенное, ИП, который ведет фармацевтическую деятельность и розничную торговлю прочими товарами через аптеку, для применения ПСН по указанным видам деятельности следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).

(Письмо Минфина России от 27.01.17 № 03-11-12/4167)

ЕНВД: представляем заявление о снятии с учета

Рассмотрена следующая ситуация. При оказании услуг прачечных была избрана система налогообложения в виде ЕНВД. Поскольку в отношении данных услуг юрлицам ЕНВД применяться не может, в ИФНС России было представлено заявление о снятии с учета, в котором в качестве причины указан код 4 - «Иное».

Порядком заполнения заявления о снятии с учета предусмотрены несколько кодов причин. Это, в частности, код 1 - «В связи с прекращением предпринимательской деятельности», код 2 - «В связи с переходом на иной режим налогообложения» и код 4 - «Иное» (указывается в случае сообщения о прекращении отдельного вида деятельности и об адресе места ее осуществления).

Следовательно, указав на первой странице заявления в качестве причины снятия с учета цифру «4» и заполнив приложение, где отражаются код вида прекращенной деятельности и (или) адрес места ее осуществления, налоговый орган был уведомлен о прекращении не всей деятельности в целом, а только отдельного вида. При этом нормами НК РФ не предусмотрено формирование налоговым органом уведомления налогоплательщика о снятии его с учета в качестве плательщика ЕНВД в отношении отдельного вида деятельности.

Разъяснено также, что неосуществление в течение определенного периода деятельности не является основанием освободить плательщика ЕНВД от обязанностей представлять декларацию и уплачивать этот налог.

Сумма излишне уплаченного налога может быть подтверждена налоговым органом только по результатам камеральной проверки представленных деклараций.

В рассматриваемой ситуации обращения, направленные в адрес налогового органа, содержали только данные о почтовом адресе. Не была указана просьба направлять ответы по ТКС. Поэтому ответы на обращения направлялись на почтовый адрес.

(Письмо ФНС России от 27 февраля 2017 г. № СД-3-3/1305@ «Ответ на обращение»)

При снятии с учета ИП должен в течение 15 дней уплатить фиксированные взносы

ИП снялся с регистрационного учета 13.01.2017. Как рассчитать фиксированный платеж? Ответ на этот вопрос дала ФНС. За неполный месяц предпринимательской деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физлицом деятельности в качестве ИП. Уплатить взносы следует не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

Следовательно, в случае если ИП снялся с учета 13.01.2017, то ему не позднее 28.01.2017 следовало оплатить сумму страховых взносов.

Фиксированный размер страхового взноса, подлежащий уплате за 13 дней, будет составлять:

- на обязательное пенсионное страхование - 23 400 руб. x 13 дней / 12 месяцев x 31 день = 817,74 руб.;

- на обязательное медицинское страхование - 4 590 руб. x 13 дней / 12 месяцев x 31 день = 160,40 руб.

(Письмо ФНС России № БС-3-11/755@ от 07.02.2017)

Центробанк сообщил, почему в поле 101 платежек по взносам нельзя указывать статус плательщика «14»

При заполнении поля 101 платежного поручения на перечисление страховых взносов организации должны ставить значение «01». Если в качестве статуса плательщика будет указан код «14», банки не примут такую платежку, поскольку такое обозначение не соответствует требованиям приказа Минфина России от 12.11.13 № 107н. Об этом проинформировал Центробанк.

Напомним, что в январе налоговики заявляли: если работодатель (организация или ИП) перечисляет страховые взносы с выплат работникам, то в поле 101 «Статус плательщика» платежного поручения следует указывать статус «14». (Подробнее об этом см. «ФНС, ПФР и ФСС сообщили, какой статус плательщика нужно указывать в платежках на перечисление страховых взносов»).

Позднее ФНС выпустила еще одно письмо, от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931@, в котором посоветовала организациям ставить в этом поле значение «01». Налоговики объяснили эту рекомендацию тем, что банкам потребуется не менее полугода на доработку программного обеспечения для приема платежек по взносам со статусом «14» (см. «ФНС выпустила новые разъяснения о том, какой статус плательщика надо указывать в платежке по страховым взносам»).

Однако из комментируемого письма Центробанка следует, что причина для отказа в приеме таких платежек вовсе не в программном обеспечении. Указание в поле 101 статуса «14» в комбинации с ИНН юрлица в реквизите и значения «0» в поле «Код» (при отсутствии УИН) не соответствует требованиям приказа Минфина № 107н. В связи с чем такие распоряжения не могут быть исполнены банками, заявили в Банке России.

Для того, чтобы правильно заполнить платежки по взносам, в Центробанке советуют руководствоваться письмом ФНС России от 03.02.17 № ЗН-4-1/1931@. В нем разъяснено, что при перечислении взносов в поле 101 нужно указывать следующие статусы:

«01» — для юридических лиц, производящих выплаты физическим лицам;

«09» — для индивидуальных предпринимателей;

«10» — для нотариусов, занимающихся частной практикой;

«11» — для адвокатов, учредивших адвокатский кабинет;

«12» — для глав крестьянского (фермерского) хозяйства;

«13» — для физлиц.

Заметим, что при заполнении платежек на уплату взносов наиболее комфортно чувствуют себя те, кто формирует платежные поручения с помощью веб-сервисов. Все необходимые обновления, включая новые КБК, другие коды и реквизиты получателя, своевременно устанавливаются в них без участия пользователя. При заполнении платежки нужные значения подставляются автоматически. Если же бухгалтер допускает какую-то ошибку (например, оставляет поле незаполненным или указывает недопустимое значение), сервис сообщает об ошибке и подсказывает, как следует заполнить данное поле.

(Письмо Центробанка России от 14.02.17 № 017-45-4/1008)

ФНС России обращает внимание специалистов (работников) государственных органов и государственных корпораций на порядок декларирования доходов

Госслужащие, отразившие в Справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера полученные доходы, обязаны в срок до 02.05.2017 представить в налоговый орган декларацию (форма 3-НДФЛ).

Представление налоговой декларации не означает необходимость незамедлительной оплаты налога. Сообщается, что исчисленный в декларации налог необходимо уплатить не позднее 17.07.2017.

Разъяснены новые правила расчета НДФЛ, действующего начиная с 2017 года, в отношении дохода, полученного от продажи недвижимости, приобретенной после 1 января 2016 года.

Также ФНС России обращает внимание, что с 2017 года представлять декларации по НДФЛ в случаях, когда налог не был удержан налоговым агентом, не нужно. Налог будет уплачиваться физическим лицом после получения налогового уведомления и квитанций, направляемых ему налоговым органом.

В приложении к письму приведена информация о декларационной компании, проводимой в 2017 году (в том числе сообщается о работе консультационных пунктов и проведении 14 - 15 апреля 2017 года мероприятий «Дни открытых дверей».

(Информационное письмо ФНС России от 20.02.2017 N БС-4-11/3133@ «О представлении декларации о доходах физических лиц за 2016 год»)

Для организаций госсектора приведены бухгалтерские записи по учету материальных запасов и оказанию услуг в рамках мероприятий по сокращению травматизма

Разъяснения подготовлены в целях обеспечения единого подхода при отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете хозяйственных операций, осуществляемых в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

(Письмо Минфина России от 16.02.2017 N 02-07-07/8786 «О порядке отражения в бюджетном (бухгалтерском) учете операций по приобретению материальных запасов и оказанию услуг в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)

В ФНС уточнили, по какой форме малый бизнес должен сдавать бухгалтерскую отчетность

Субъекты малого предпринимательства могут представлять в ИФНС бухгалтерскую отчетность как по общеустановленной форме, так и по упрощенной. В первом случае к балансу и отчету о финансовых результатах следует прилагать документы, указанные приложении № 2 к приказу Минфина от 02.07.10 № 66н, а во втором — отчет о целевом использовании средств, приведенный в приложении № 5 к этому же приказу.

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть представлена в налоговые органы не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (за 2016 год — не позднее 31 марта 2017 года). Об этом сказано в подпункте 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса.

Состав годовой и промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности определен статьей 14 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете. Сами формы отчетности утверждены приказом Минфина от 02.07.10 № 66н. При этом есть общие формы и упрощенные (для субъектов малого предпринимательства).

Общие формы приведены в приложениях № 1 и № 2 к приказу № 66н:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- отчет об изменениях капитала;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет о целевом использовании средств.

Специальные формы для субъектов малого бизнеса приведены в приложении № 5 к приказу № 66н:

- бухгалтерский баланс;

- отчет о финансовых результатах;

- отчет о целевом использовании средств.

Малый бизнес может выбрать, какую форму отчетности использовать: обычную или упрощенную. Соответственно, в зависимости от выбранной формы составления бухгалтерской отчетности налогоплательщики представляют в инспекцию вместе с бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах либо приложения по формам из приложения № 2 к приказу № 66н, либо отчет о целевом использовании средств, указанный в приложении № 5 к приказу № 66н.

(Письмо ФНС России от 20.02.17 № СД-4-3/3088@)


Вернуться в начало


При подготовке настоящей рассылки использованы материалы компании «Консультант Плюс», интернет-сайтов www.klerk.ru, www.audit-it.ru, taxhelp.ru, рассылки subscribe. Настоящая работа не представляет собой консультацию или совет. ООО «ФинЭкспертиза» не гарантирует достоверность, адекватность и полноту приведенных сведений и не несет ответственность ни за какие ошибки или упущения, а также результаты использования этого материала.