Мониторинг изменений за период 23.12.19 - 29.12.19


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 23.12.2019 - 29.12.2019 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Система "tax free": проект продлен на 2020 год, расширена территория его реализации и изменены требования к организациям розничной торговли

Система "tax free" предусматривает компенсацию гражданам иностранных государств уплаченных сумм НДС при вывозе купленных в РФ товаров.
Вносимыми поправками расширена территория реализации пилотного проекта за счет включения Приморского края, Хабаровского края, а также Ленинградской области.
Кроме того, уточнены критерии, которым должна соответствовать организация розничной торговли, желающая участвовать в пилотном проекте по внедрению системы "tax free":
- исключено требование об истечении двухгодичного срока со дня ее создания (реорганизации) до дня подачи заявления о включении организации в соответствующий перечень;
- исключено условие, предусматривающее отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей.
Помимо этого, в новой редакции изложен перечень мест, где должны размещаться такие организации (в новом перечне отсутствуют конкретные адреса размещения организаций).
(Постановление Правительства РФ от 19.12.2019 N 1719 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105")
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60197.html/

Утратил силу перечень лекарственных средств, размер стоимости которых включается в сумму социального налогового вычета

Это связано с тем, что в силу положений Федерального закона от 17.06.2019 N 147-ФЗ начиная с налогового периода 2019 года социальный налоговый вычет можно получить по расходам на любые лекарственные препараты, а не только те, что поименованы в перечне, как это требовалось ранее (дополнительно см. Письмо Минфина России от 12.09.2019 N 03-04-05/70377).
(Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1740 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201")
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60203.html/

Порядок заполнения декларации по НДС дополнен новыми кодами для отражения операций в отношении гражданских воздушных судов и авиационных двигателей

Федеральным законом от 29.09.2019 N 324-ФЗ освобожден от НДС ввоз в РФ авиационных двигателей и гражданских воздушных судов.
Для корректного отражения операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, внесены необходимые изменения в приложение N 2 "Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость" к Приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Приказ применяется начиная с представления налоговой декларации за 1 квартал 2020 года.
(Приказ ФНС России от 20.11.2019 N ММВ-7-3/579@ "О внесении изменений в приложение N 2 к Приказу Федеральной налоговой службы от 29 октября 2014 года N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2019 N 56946)
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60196.html/

Утверждена форма уведомления о выборе налогового органа для представления отчетности по НДФЛ на территории одного муниципального образования

С 1 января 2020 года организация, имеющая несколько обособленных подразделений (ОП) на территории одного муниципального образования, вправе представлять сведения по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в отношении их работников по месту учета одного выбранного ОП. Для этого организация обязана представить соответствующее уведомление в налоговые органы, в которых она состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения (дополнительно см. Письмо ФНС России от 11.12.2019 N БС-4-11/25485@).
Настоящим приказом утверждена форма (формат) данного уведомления и порядок заполнения.
Необходимо напомнить, что налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода. Уведомления представляются в налоговый орган в случае, если изменилось количество ОП на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления сведений налоговым агентом.
(Приказ ФНС России от 06.12.2019 N ММВ-7-11/622@ "Об утверждении формы уведомления о выборе налогового органа, порядка ее заполнения, а также формата представления уведомления о выборе налогового органа в электронной форме", зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 N 56881)
Источник: КонсультантПлюс, 20.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60165.html/

Организации, включенные в перечень ФНС России, подлежат учету в налоговых органах с учетом установленных особенностей

Особенности учета распространяются на российские организации, по результатам деятельности хотя бы одного из трех календарных лет имеющие один из следующих показателей: объем поступлений налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 млн. рублей; суммарный объем доходов превышает 2 млрд. рублей; среднесписочная численность превышает 25 человек; стоимость активов на конец года превышает 50 млн. рублей.
Особенности не распространяются на организации, указанные в абзацах третьем - пятом пункта 1 статьи 83 НК РФ (это, в том числе, иностранные организации, крупнейшие налогоплательщики, организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении).
Перечень организаций, соответствующих установленным условиям, определяется ФНС России.
Постановка на учет осуществляется в налоговом органе, уполномоченном ФНС России.
(Приказ ФНС России от 06.08.2019 N СА-7-14/399@ "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах организаций, не указанных в абзацах третьем и пятом пункта 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации, в зависимости от объема поступления налогов (сборов, страховых взносов) и (или) показателей финансово-хозяйственной деятельности (включая суммарный объем полученных доходов, среднесписочную численность работников, стоимость активов)", зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 N 56909)
Источник: КонсультантПлюс, 24.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60198.html/

Обновлен перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией

ФНС России в рамках международных договоров РФ в автоматическом режиме осуществляет обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных юрисдикций, полученной от российских организаций финансового рынка.
Утвержден новый перечень, в который включено 77 иностранных государств и 12 территорий (ранее 75 государств и 13 территорий).
Перечень дополнен такими юрисдикциями, как Панама, Израиль.
При этом из перечня исключены: Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, а также его отдельные административные единицы: Остров Мэн и Нормандские острова (Гернси, Джерси).
Приказ ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@, которым был утвержден прежний перечень, признан утратившим силу.
(Приказ ФНС России от 21.11.2019 N ММВ-7-17/582@ "Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией, и о признании утратившим силу Приказа ФНС России от 04.12.2018 N ММВ-7-17/784@", зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2019 N 56967)
Источник: КонсультантПлюс, 26.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60236.html/

Вводятся новые требования к составлению бухгалтерской отчетности учреждений

В Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, закреплено понятие "периметр консолидации" - это перечень субъектов бухгалтерской отчетности, отчетность которых подлежит включению в консолидированную отчетность. Лица, ответственные за формирование консолидированной отчетности по соответствующему периметру, признаются субъектами консолидированной отчетности.
Введены новые положения, касающиеся составления отчетности по субъектам учета, входящим в периметр консолидации.
Уточнены положения, устанавливающие отчетные периоды при реорганизации субъектов отчетности, а также при их ликвидации.
Так, для реорганизуемого субъекта отчетности последним отчетным годом (за исключением случаев присоединения) будет период с 1 января года, в котором произведена госрегистрация последнего из возникших юрлиц, до даты такой госрегистрации.
При реорганизации в форме присоединения последним отчетным годом для присоединенного субъекта будет период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности, до даты внесения такой записи.
Промежуточной признается не только квартальная, но и месячная отчетность, а также отчетность, сформированная за последний отчетный год.
Установлено требование о соблюдении принципа сопоставимости показателей, например, в случае изменения в течение года состава раскрываемых показателей.
Скорректированы требования к составлению и представлению некоторых форм отчетности.
В целях раскрытия информации о ходе реализации нацпроектов (региональных проектов в составе нацпроектов) учреждения должны дополнительно формировать отчет по форме 0503738-НП. Периодичность данного отчета месячная.
Признан утратившим силу Приказ Минфина России от 12.05.2016 N 60н, которым утверждены дополнительные формы годовой и квартальной отчетности учреждений.
(Приказ Минфина России от 16.10.2019 N 166н "О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений", и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 60н "Об утверждении дополнительных форм годовой и квартальной бухгалтерской отчетности, представляемой федеральными государственными бюджетными и автономными учреждениями, и Инструкции о порядке их составления и представления", зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2019 N 56918)
Источник: КонсультантПлюс, 23.12.2019, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/60188.html/

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Утверждены новые правила определения таможенной стоимости товаров

Правительство РФ утвердило правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации. Новый порядок вступит в силу с 23 января 2020 года.
В документе прописаны основные принципы и методы определения таможенной стоимости товаров.
Так, например, устанавливается, что если невозможно определить таможенную стоимость вывозимых товаров методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами, таможенная стоимость определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами. Для сравнения используются идентичные товары, вывезенные из России в такую же страну, в тот же или в соответствующий ему период времени, но не ранее чем за 90 календарных дней до вывоза определяемых товаров. Также, в качестве альтернативы может применяться метод по стоимости сделки с однородными товарами.
Если последние два метода применить не получится, то в качестве основы определения таможенной стоимости вывозимых товаров используется расчетная стоимость вывозимых товаров по методу сложения. Для этого складываются суммы расходов на изготовление или приобретение сырья и материалов, расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством вывозимых товаров и суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при аналогичных продажах.
Для самых безнадежных вариантов предусмотрен резервный метод. Он подразумевает под собой гибкое применение всех вышеперечисленных методов со следующими допущениями:
- при определении таможенной стоимости вывозимых товаров допускается разумное отклонение от установленных требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть вывезены в тот же или в соответствующий ему период времени, что и вывозимые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до вывоза из РФ вывозимых товаров;
- при определении таможенной стоимости вывозимых товаров в качестве основы может быть использована ранее принятая таможенным органом таможенная стоимость товаров, определенная по методу сложения.
(Постановление Правительства РФ от 16 декабря 2019 г. № 1694)
Источник: ГАРАНТ, 25.12.2019, http://www.garant.ru/news/1311621/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Возврат переплаты, всплывшей после ликвидации дробления: как считать срок

ООО "Д-Н" реорганизовалось путем выделения из себя нескольких фирм, в том числе ООО "Д-А". На них ООО "Д-Н" перевело часть своей деятельности и своих активов. "Мать" применяла общий режим, а "дочки" - упрощенку. В ходе выездной проверки ООО "Д-Н" налоговая доначислила налог на прибыль, объединив его доходы с доходами "дочек". Таким образом, налоговая база, с которой "дочки" платили налог по УСН, продублировалась в налоговой базе по налогу на прибыль материнской компании.
Когда в суде не удалось оспорить дробление бизнеса и доначисления в адрес ООО "Д-Н", ООО "Д-А" подало уточненки по УСН за 2013-2015 годы с нулевыми показателями и обратилось в налоговый орган за возвратом переплаты по УСН. Дело было уже в 2018 году, и вернуть удалось налог лишь за 2015 год.
Тогда фирма обратилась в суд, настаивая, что момент, когда стало известно о переплате, определяется "отказным" решением суда по выездной проверке в отношении ООО "Д-Н". Но суды с этим не согласились, отметив, что "дочки" самостоятельной деятельности не вели, были полностью подконтрольны ООО "Д-Н".
Руководство всего "семейства" прекрасно осознавало противоправность своих действий, в том числе тот факт, что со спорной налоговой базы не надо платить налог по УСН. Трехлетний срок с момента уплаты налога истек, и суды не нашли оснований отсчитать его с какой-то другой даты. Неосведомленность о переплате не доказана, и не обнаружено препятствий для своевременного возврата налога по УСН.
ВС поддержал такие выводы в полном объеме (определение 301-ЭС19-20408).
Кстати, известно другое похожее дело, решения по которому не столь печальны. ИП применял ЕНВД и УСН, но торговую площадь делил с другим ИП, и первому ИП доначислен налог по УСН с доходов от розницы. Переплату по ЕНВД, невзирая на сроки, ИП смог вернуть через суд, где не прошел довод налоговиков "нарушал - значит, знал". Решение кассации было вынесено в Северо-Западном округе, а в ВС налоговики не пошли.
(дело № А28-11542/2018)
Источник: Audit-it.ru, 26.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1003868.html

Неотработанный невозвращенный аванс: как его ни назови, НДС не возместить

Заказчик ООО "Ф" и подрядчик ООО "Р" надумали построить большой жилой комплекс. Заказчик перечислил подрядчику авансом 441,5 млн рублей. Однако потом что-то пошло не так, возникли разногласия по оценке объема выполненных работ. Подрядчик был убежден, что не только отработал аванс, но и понастроил сверх того. Заказчик же считал, что подрядчик, как говорится, "и на это не наработал". Обе стороны конфликта дошли до суда с взаимными претензиями.
Суд провел экспертизу, и оказалось, что прав заказчик. Подрядчик освоил только 265 млн. Также по иску заказчика суд размышлял, считать ли договор расторгнутым, и решил, что да, так как заказчик направлял подрядчику уведомление о прекращении договора.
Разницу между суммами предоплаты (441,5 млн) и оценкой выполненных работ (265 млн) суд взыскал с подрядчика в качестве неосновательного обогащения. Тогда подрядчик первым делом подал уточненки по НДС, где уменьшил НДС с ранее полученного аванса, сумма получилась к возмещению. Налоговый орган отказал, и ООО "Р" снова направилось в суд.
Суд согласился с налоговиками, не увидев оснований для корректировки налоговой базы. Вычет ранее исчисленного НДС с полученного аванса возможен, только если аванс возвращен. Подрядчик же не спешил с исполнением решения суда о возврате денег заказчику.
Но ООО "Р" настаивало: суммы, подлежащие возврату, суды по первому делу назвали неосновательным обогащением, а оно НДС не облагается. Значит, авансом надо считать лишь его отработанную часть, то есть 265 млн. На этот счет суды возразили: спорная сумма, которую надо отдать, квалифицируется как неотработанный аванс, и не важно, что по предыдущему делу суды сформулировали иначе. Налоговую базу по авансу можно было бы скорректировать путем заявления вычета части ранее исчисленного НДС, если бы неосвоенный аванс ООО "Р" вернуло. Но - этого не произошло, НДС возместить не получится (определение ВС 308-ЭС19-23395).
(дело № А53-41736/2018)
Источник: Audit-it.ru, 26.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1003901.html

ФСС должен учесть подтверждение вида деятельности, поданное с опозданием

Основной вид деятельности в ФСС надо подтвердить не позднее 15 апреля. Это нужно, чтобы фонд установил класс профессионального риска и назначил тариф по "несчастному" соцстрахованию. Если вид деятельности не подтвердить, то ФСС берет наиболее опасный вид бизнеса среди закрепленных за фирмой в ЕГРЮЛ (это правило действует с 2017 года). Однако как быть, если с подачей документов на подтверждение страхователь немного опоздает? - этот вопрос законом не урегулирован, и ответили на него суды.
Организация спохватилась на два дня позже - 17 апреля 2017 года, направив заявление через Почту России. ФСС решил, что условия подтверждения не соблюдены и обратил свои взоры на ЕГРЮЛ, а там "висел" ОКВЭД на производство земляных работ. На самом же деле фирма занимается лишь проектными работами и научными исследованиями и разработками, то есть, ее сотрудники из офиса "в поля" не выходят, опасности никакой не подвергаются.
Кстати, лирическое отступление: в свое время, когда вводился ОКВЭД2, налоговая служба автоматически заменяла ОКВЭДы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП по переходным ключам. И уже достоверно известны случаи, когда замена произошла некорректно. Чтобы проверить свои ОКВЭДы, сделайте выписку на сайте ФНС. Летом ФСС также призывал не пускать это дело на самотек.
По итогам камеральной проверки за 2017 год ФСС доначислил фирме взносы, штраф, пени, и все это она успешно оспорила в суде.
Если вид деятельности не подтвердить, то ФСС в срок до 1 мая уведомляет страхователя о том, что назначил тариф исходя из ЕГРЮЛ. В нашем случае истец успел свои документы подать до того, как фонд сформировал такое уведомление. Соответственно, суды решили, что ФСС вполне мог бы учесть подтверждение, поступившее хоть и с нарушением срока, но все же раньше, чем фонд произвел свои процедуры.
Дело в том, что право фонда самостоятельно отнести страхователя к высокому профриску - это не санкция за нарушение сроков подачи документов. Это - мера, гарантирующая права застрахованных лиц на случай неподтверждения основного вида деятельности. При этом, если до момента установления фондом тарифа страхователь представил нужные бумаги, фонд должен их оценить и учесть, указал окружной суд (Ф05-17412/2019).
Суды (включая ВС) не впервые защищают страхователей в подобных случаях, однако при полном отсутствии подтверждения встают на сторону фонда. Кстати, суды также с пониманием относятся к страхователям, допустившим ошибку при подтверждении и исправившим ее.
(дело № А40-40425/2019)
Источник: Audit-it.ru, 26.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1002801.html

Из-за ошибочной недоимки в 39 копеек ФСС отказал в скидке - суды это исправили

Организация своевременно (до 1 ноября) подала в ФСС заявление на установление скидки к страховому тарифу на 2019 год. Фонд обнаружил недоимку в 39 копеек и 9 ноября вынес решение об отказе.
Выяснилось, что недоимка возникла по ошибке - за август 2018 года фирма случайно завысила базу по взносам на 162 рубля. Узнав об этом, сотрудники организации в первую очередь доплатили эти 39 копеек (сделано это 19 ноября), а затем - уточнили расчет по взносам за август, уменьшив базу. То есть, в результате совокупности этих действий вместо недоимки образовалась переплата на те же 39 копеек.
После этого - 3 декабря - фирма обратилась в ФСС насчет пересмотра решения о скидке к тарифу. Но фонд отказал еще раз. Этот повторный отказ организация оспорила в суде, и суды трех инстанций признали действия ФСС незаконными.
При повторном обращении в фонд задолженность по взносам отсутствовала, указал суд. Тому факту, что повторное заявление подано за пределами срока, суды оценку не дали, по-видимому, не сочтя это обстоятельство важным в данном случае. Суды лишь отметили, что все это происходило до начала периода, на который устанавливается скидка (постановление кассации Ф02-4357/2019).
(дело № А19-2529/2019)
Источник: Audit-it.ru, 23.12.2019, https://www.audit-it.ru/news/account/1003641.html