Мониторинг изменений за период 28.09.20 - 04.10.20


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 28.09.2020 - 04.10.2020 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Московским работодателям предписано с 5 октября по 28 октября 2020 г. включительно перевести на удаленный режим работы не менее 30 процентов работников

Кроме того, удаленный режим работы распространяется на всех работников из числа граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, за исключением граждан, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций, индивидуальных предпринимателей.
Требование о переводе работников на удаленный режим работы не распространяется на организации оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, организации, входящие в состав ГК "Роскосмос", организации, входящие в состав ГК "Росатом", организации, осуществляющие работу по государственному оборонному заказу, а также организации электронно-технической отрасли, обеспечивающие деятельность указанных организаций, организации здравоохранения и иные организации, определенные Штабом по мероприятиям по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции в городе Москве.
(Указ Мэра Москвы от 01.10.2020 N 96-УМ "О внесении изменений в указы Мэра Москвы от 4 апреля 2020 г. N 40-УМ и от 8 июня 2020 г. N 68-УМ")
Источник: КонсультантПлюс, 01.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64927.html

С 28 сентября 2020 г. пожилым москвичам рекомендуется вновь оставаться по возможности дома

С 28 сентября 2020 г. возобновляется необходимость для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, не покидать место проживания (пребывания), в том числе жилые и садовые дома, за исключением случаев:
- обращения за медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;
- следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), за исключением граждан, переведенных на дистанционный режим работы, находящихся в отпуске, в отношении которых оформлен листок нетрудоспособности;
- передвижения к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, в целях выгула домашних животных, выноса отходов до ближайшего места накопления отходов, прогулки и занятия физической культурой и спортом.
Вышеуказанные граждане вправе в установленном порядке оформить листок нетрудоспособности.
Работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, рекомендуется перевести работников на дистанционный режим работы, в приоритетном порядке пожилых и имеющих хронические заболевания, а также предпринять меры, направленные на минимизацию очного присутствия работников на рабочих местах.
Также продолжают действовать ограничения, установленные в отношении:
- проведения публичных мероприятий;
- проведения массовых зрелищных и культурно-досуговых мероприятий;
- работы кружков и секций программы "Московское долголетие" в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях в них;
- курения кальянов в ресторанах, барах, кафе и иных общественных местах;
- использования средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки) в случаях посещения общественных мест и магазинов, нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу;
- соблюдения социального дистанцирования;
- соблюдения работодателями требований по обеспечению измерения температуры тела работников, проведения исследований на предмет наличия у работников новой коронавирусной инфекции, а также иных требований, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции.
(Указ Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы")
Источник: КонсультантПлюс, 25.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64768.html/

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Принят закон, уточняющий порядок возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов на ОПС

Постановлением от 31 октября 2019 года N 32-П Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ ограничение права на возврат переплаченных сумм на ОПС лишь в силу факта учета (разнесения) сведений на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, и без учета того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай.
С учетом данной правовой позиции изложены в новой редакции пункт 6.1 статьи 78 и пункт 1.1 статьи 79 НК РФ.
Установлено, что сумма излишне уплаченных страховых взносов на ОПС не подлежит возврату, если по информации территориального органа ПФР указанная сумма учтена в индивидуальной части тарифа страховых взносов на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, которому на момент представления заявления о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов назначена страховая пенсия.
Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
(Федеральный закон от 01.10.2020 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации")
Источник: КонсультантПлюс, 01.10.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64929.html

Скорректирован План счетов бухгалтерского учета организаций госсектора

Внесены изменения в План счетов бухгалтерского учета, а также в Инструкцию по его применению.
В частности, включены новые счета для учета операций со средствами на едином казначейском счете (ЕКС).
Изменения применяются при формировании учетной политики и показателей учета начиная с 2021 года, за исключением отдельных положений, которые необходимо учесть при формировании отчетности на 1 января 2021 года.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
(Приказ Минфина России от 14.09.2020 N 198н "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению")
Источник: КонсультантПлюс, 29.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64857.html

Вводится в действие ФСБУ ГФ "Финансовые инструменты"

Стандарт устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету финансовых активов и финансовых обязательств, возникающих при осуществлении операций с финансовыми инструментами, а также требования к информации о финансовых результатах операций с финансовыми инструментами, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт не применяется в отношении финансовых активов и финансовых обязательств, возникающих по: операциям с ПФИ; операциям хеджирования; выплатам работникам учреждений средств на возвратной основе.
Стандарт применяется при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений с 1 января 2021 года, составлении бюджетной отчетности, начиная с отчетности 2021 года, за исключением отдельных положений, которые применяются с 1 января 2023 года.
(Приказ Минфина России от 30.06.2020 N 129н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов "Финансовые инструменты", зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2020 N 59996)
Источник: КонсультантПлюс, 26.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64827.html/

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Минтруд обновил правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по больничным листам

Необходимость принятия нового нормативного акта обусловлена дополнением Трудового кодекса РФ положениями, предусматривающими формирование работодателем информации о трудовой деятельности и трудовом стаже работников в электронном виде.
Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 6 февраля 2007 г. N 91, которым были утверждены ранее действовавшие Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
(Приказ Минтруда России от 09.09.2020 N 585н "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам", зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2020 N 60040)
Источник: КонсультантПлюс, 26.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64825.html/

СТАТИСТИКА

Внесены уточнения в порядок заполнения формы федерального статистического наблюдения N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 8)

Согласно внесенным изменениям в форме федерального статистического наблюдения N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 8), утвержденной Приказом Росстата от 18 июля 2019 г. N 410, графа "Сроки предоставления" адресной части формы изложена в следующей редакции: "на 20 день после отчетного периода" начиная с отчета за январь - декабрь 2020 года.
(Приказ Росстата от 18.09.2020 N 558 "О внесении изменения в форму федерального статистического наблюдения N 2-наука (краткая) "Сведения о выполнении научных исследований и разработок" (приложение N 8), утвержденную Приказом Росстата от 18 июля 2019 г. N 410")
Источник: КонсультантПлюс, 28.09.2020, http://www.consultant.ru/law/review/fed/fd2020-09-28.html/

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

Ко второму чтению подготовлен законопроект о размерах страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере, на 2021 - 2023 годы

Проектом, вносящим изменения в статью 430 НК РФ, предусмотрены следующие размеры страховых взносов:
- на ОПС: в случае если величина дохода плательщика не превышает 300 тыс. рублей, то размер взносов за расчетный период составит: в 2021 году - 32448 рублей; в 2022 году - 34445 рублей; в 2023 году - 36723 рубля. В случае если величина дохода плательщика за расчетный период превысит 300 000 рублей, к указанной сумме необходимо будет доплатить 1,0% с суммы превышения;
- на ОМС: размер взносов за расчетный период 2021 года составит 8426 рублей, 2022 года - 8766 рублей, 2023 года - 9119 рублей.
Такие же размеры страховых взносов предусмотрены для уплаты в целом по крестьянскому (фермерскому) хозяйству.
(Проект Федерального закона N 1022671-7 "О внесении изменений в статью 430 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (текст ко второму чтению))
Источник: КонсультантПлюс, 28.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64843.html/

В новой декларации по УСН будет возможность рассчитать налог по повышенным ставкам в "переходный период"

Подготовлен проект декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), в которой учтены изменения в главу 26.2 Налогового кодекса РФ, внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ, предусматривающие переходные положения, позволяющие налогоплательщику продолжать применять УСН с расчетом налога по повышенным ставкам, если им допущено превышение критериев, позволяющих применять данную систему налогообложения.
Напомним, что с 1 января 2021 года в случае, если доходы налогоплательщика превысят 150 млн рублей, но не более чем на 50 млн рублей и (или) средняя численность работников превысит 100 человек, но не более чем на 30 человек, можно продолжить применять УСН. В течение переходного периода ставка налога увеличится: с 6 до 8 процентов для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов; с 15 до 20 процентов - для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
(Проект Приказа ФНС России "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме и о признании утратившим силу Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@". (извлечение))
Источник: КонсультантПлюс, 28.09.2020, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/64820.html/

Проект об изменении размера МРОТ внесен в Госдуму

Правительство РФ внесло в Госдуму большой пакет законопроектов, главный из которых - закон о федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В пакете есть и законопроект об изменении расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума с 2021 года.
Со следующего года планируется отказаться от расчёта прожиточного минимума как статистической стоимости потребительской корзины и определить его как часть (44,2 процента) среднедушевого дохода. Для трудоспособного населения прожиточный минимум предлагается установить на уровне 109 процентов этого показателя, для детей - 97, а для пенсионеров - 86 процентов.
МРОТ будет также устанавливаться в соотношении с медианной оплатой труда. При новой методике расчёта МРОТ увеличится в следующем году до 12 792 рублей, прожиточный минимум для трудоспособного населения - до 12 702 рублей.
По ныне действующему законодательству МРОТ в 2021 году должен быть равен 12 392 рублям.
Источник: Клерк, 30.09.2020, https://www.klerk.ru/buh/news/505106/

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

В двух декларациях продублировались сведения из книги покупок: суды против вычета

Организация подверглась выездной проверки со стороны налоговиков, в результате которой НДС был доначислен по двум эпизодам.
Во-первых, налоговая обнаружила, что фирма отразила вычеты в связи с приобретением транспортно-экспедиционных услуг в первом и во втором кварталах 2015 года по одним и тем же счетам-фактурам. Соответственно, вычеты за второй квартал приняты не были.
В суде организация пыталась утверждать, что имелись в виду другие счета-фактуры, а также, что её вариант декларации отличается от того, который исследовали налоговики. В частности, якобы, их версия содержала нестыковки между разделами 3 (расчёт налога) и 8 (сведения из книги покупок, где и засветились дублирующиеся счета-фактуры).
Налогоплательщик заявил, что просто не мог переслать такую противоречивую декларацию, поскольку этого не позволила бы система "Контур электрон". Однако представители СКБ "Контур", то есть оператора данной системы, опровергли такое мнение. Так что налогоплательщик вполне мог допустить ошибку и сдать в налоговую декларацию с разделами, не соответствующими друг другу (в том числе, если раздел 8 "залип", перейдя "по наследству" из первой декларации во вторую).
Уточненной декларации не подавалось. Ошибки в книге покупок должны исправляться путем оформления дополнительных листов, однако сведений из доплистов фирма в составе декларации не представляла и ранее проведенные счета-фактуры в книге покупок не аннулировала, решили суды. В итоге доначисления по данному эпизоду арбитражные суды оставили в силе. Фирма обратилась с кассационной жалобой в Верховный суд, однако здесь тоже получила отказ (определение 306-ЭС20-13047).
Из-за той же самой ошибки налоговая попыталась оштрафовать фирму за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, то есть по пункту 2 статьи 120 НК. Штраф был выписан в размере 15 тысяч рублей. С этим суды не согласились, поскольку в данном случае отсутствует квалифицирующий признак для такого правонарушения - его совершение в течение более одного налогового периода. Ведь ошибки, за которые фирму хотели так наказать, имели место только в одном квартале.
Второй эпизод, связанный с доначислением НДС, фирма выиграла. Дело в том, что она закупила оборудование и отразила его на счете бухучета 10.09. Налоговики, не обнаружив приобретенное имущество на счете 01 "Основные средства", пришли к выводу, что оно не было принято к учету, поэтому права на вычет НДС не возникло. Суды такой подход нашли неверным, поскольку имеет значение сам факт оприходования оборудования в бухучете, а это имело место.
Наличие же спорного оборудования "в реале" было подтверждено протоколом осмотра территорий и помещений налогоплательщика - бумагой, которая была составлена самими сотрудниками инспекции, а также - сделанными ими фотоматериалами.
(дело № А55-5506/2019)
Источник: Audit-it.ru, 30.09.2020, https://www.audit-it.ru/news/account/1020578.html

Суд взыскал в пользу ФСС России расходы, понесенные им из-за ошибки работодателя в больничном

Региональным отделением ФСС России была проведена выездная проверка в организации, в результате которой был установлен факт необоснованной выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования.
Напомним, согласно ч. 3 ст. 6 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
В ходе выездной проверки было установлено, что организацией был нарушен порядок заполнения больничных листов, а именно: в листках нетрудоспособности застрахованного лица - инвалида не было указано условие исчисления - код 45 (лицо, имеющее инвалидность) и код 49 (продолжительность заболевания превышает 4 месяца подряд - для застрахованных лиц, имеющих инвалидность на день наступления страхового случая). Указанное нарушение привело к тому, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивалось работнику-инвалиду более четырех месяцев подряд.
Поскольку расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению последним, отделение ФСС России обратилось в суд с иском о взыскании произведенных расходов. Судом апелляционной инстанции требования Фонда были удовлетворены, суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции, а Верховный Суд РФ не нашел оснований для пересмотра принятых судебных актов в кассационном порядке.
(Определение Верховного Суда РФ от 28 июля 2020 г. № 304-ЭС20-9556)
Источник: ГАРАНТ, 01.10.2020, http://www.garant.ru/news/1414374/

Рабочий день при "удаленке" сокращен всего на час: откажет ли ФСС в выплате "детского" пособия?

Если рабочее время сотрудницы, которая находится в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, сокращено незначительно, но она трудится удаленно, на дому, то право на "детское" пособие сохраняется. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Организация выплачивала пособие по уходу за ребенком до полутора лет бухгалтеру, которая работала на условиях неполного рабочего времени. При этом продолжительность рабочего времени была уменьшена всего на один час в день.
Контролеры из ФСС не приняли расходы на выплату пособия. По мнению проверяющих, при таком режиме мать не могла фактически ухаживать за ребенком.
Но суд поддержал работодателя, указав на следующее. В дополнительном соглашении к трудовому договору было сказано, что сотрудница выполняет работу по месту проживания. В связи с изменениями в трудовой договор работодатель принял на себя обязательства направлять на электронную почту работника информацию для выполнения трудовых функций, а также выделить необходимые для работы материалы, инструменты и механизмы. Представленная в суд переписка по электронной почте подтверждает направление работодателем заданий и выполнение бухгалтером трудовых обязанностей.
Сокращение рабочего дня на один час и осуществление трудовой деятельности на дому удаленным способом позволяют как выполнять трудовые функции, так и осуществлять уход за ребенком.
Сам по себе факт уменьшения рабочего времени на один час не свидетельствует о злоупотреблении правом на получение пособия по уходу за ребенком, указали судьи.
(дело № А56-101370/2019)
Источник: Бухонлайн, 01.10.2020, https://www.buhonline.ru/pub/judge/2020/10/16022

Работник заболел в день увольнения - суды сочли действия работодателя законными

По общему правилу увольнение болеющего запрещено ТК.
М. трудилась в банке главным специалистом группы обслуживания корпоративных клиентов. В один из месяцев она несколько раз "проштрафилась", получив один за другим три выговора. Очень скоро её уволили по пункту 5 части 1 статьи 81 ТК - за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, основанием послужили дисциплинарные взыскания. С увольнением М. не согласилась и пошла в суд.
Главной претензией было то, что её уволили в период болезни, что запрещено ТК. В день увольнения ей стало нехорошо на рабочем месте, она вызвала "скорую" и получила больничный. М. просила признать приказ об увольнении незаконным, восстановить её на работе, взыскать заработок за время вынужденного прогула и компенсацию морального вреда (аж 300 тысяч рублей).
Суды трех инстанций ей отказали. Работодатель может уволить работника за неоднократно неисполнение трудовых обязанностей. Увольнение по инициативе работодателя во время болезни или отпуска работника действительно не допускается (часть 6 статьи 81 ТК).
Приказ об увольнении был издан в 15.30, а сигнальный лист "скорой" (документ, подтверждающий вызов медика) - подписан в 16.00. Больничный выдали и вовсе на следующий день. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу: ко времени издания приказа об увольнении у работодателя не было сведений о болезни работника, значит, увольнение произведено без нарушения закона.
(Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 16.07.2020 № 88-4628/2020)
Источник: Audit-it.ru, 30.09.2020, https://www.audit-it.ru/news/personnel/1019143.html