Мониторинг изменений за период 13.09.21 - 19.09.21


Мониторинг закона     Скачать полный мониторинг законодательства за период 13.09.2021 - 19.09.2021 г.

 

Подписка     Подписаться на еженедельную рассылку мониторинга законодательства.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Налоговый вычет по расходам на физкультурно-спортивные услуги предоставляется, если организации и ИП соответствуют установленным критериям

Утверждены правила, определяющие порядок формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности.
В числе установленных требований к организациям и ИП - предоставление физкультурно-оздоровительных услуг, включенных в перечень видов услуг, утверждаемый Правительством РФ, а также наличие работников, имеющих образование не ниже среднего в области физической культуры и спорта или прошедших переподготовку по программам дополнительного профобразования в указанной сфере.
Для включения в перечень организации и ИП представляют заявление и необходимые документы.
Перечень формируется не позднее 1 декабря текущего года и размещается на сайте Минспорта.
(Постановление Правительства РФ от 06.09.2021 N 1501 "Об утверждении Правил формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности")
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70983.html/

Определен перечень видов электронной, бытовой техники, приобретаемых у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, для последующей перепродажи

Согласно пункту 5.1 статьи 154 Налогового кодекса РФ при реализации приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи в том числе отдельных видов электронной, бытовой техники по перечню, утверждаемому Правительством РФ, налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных техники и автомобилей.
Указанные положения пункта 5.1 статьи 154 применяются в отношении операций по реализации электронной, бытовой техники, совершенных начиная с 1 января 2022 года.
В этой связи утвержден перечень видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц, включающий в себя бытовые холодильники и морозильники, пылесосы, стиральные машины, ноутбуки, планшетные компьютеры, смартфоны и прочее.
Настоящее постановление вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
(Постановление Правительства РФ от 13.09.2021 N 1544 "Об утверждении перечня видов электронной, бытовой техники, приобретенных для перепродажи у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость)")
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70995.html

Утверждены формы (форматы) реестров документов, представляемых в целях получения налогового вычета по акцизам на алкогольную продукцию, виноград и виноматериалы

Речь идет о реестрах документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5 пункта 19, а также подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса РФ.
Приказом также утверждены порядок заполнения соответствующих форм реестров и порядок представления в налоговые органы.
(Приказ ФНС России от 26.04.2021 N ЕД-7-15/419@ "Об утверждении форм и форматов представления в электронной форме реестров документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3, 4, 5 пункта 19, подпунктами 4, 5, 6, 7 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации, порядка их заполнения и представления в налоговые органы и внесении изменений в Приказ Федеральной налоговой службы от 10.02.2017 N ММВ-7-3/178@", зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2021 N 65012)
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70998.html/

В форму требования о возврате в бюджет излишне полученных (зачтенных) сумм налога (процентов) добавлена строка для отражения нового основания для принятия соответствующего решения

С учетом изменений, внесенных в НК РФ, таким основанием может также являться мотивированное решение налогового органа, принятого по результатам проведения налогового мониторинга.
(Приказ ФНС России от 16.08.2021 N ЕД-7-8/749@ "О внесении изменений в приложение N 4 к Приказу Федеральной налоговой службы от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@", зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2021 N 65007)
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70997.html

ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

С 1 января 2022 года вступит в силу новый порядок исчисления пособий по больничным листкам

Положение утверждено в связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Положением уточняются, в частности:
- порядок определения среднего заработка застрахованного лица при исчислении пособий, в том числе для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию,
- порядок расчета пособия, в случае если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей;
- порядок расчета минимального размера пособия за полный календарный месяц исходя из МРОТ, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - МРОТ с учетом этих коэффициентов;
С принятием нового порядка утратит силу Постановление Правительства РФ от 15 июня 2007 г. N 375.
(Постановление Правительства РФ от 11.09.2021 N 1540 "Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством")
Источник: КонсультантПлюс, 15.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70977.html

Периоды профессионального обучения могут учитываться при определении права работников Крайнего Севера на досрочную пенсию

Внесено дополнение в порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В стаж работы включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профобразования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя, в течение которых за работником сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на ОПС.
(Постановление Правительства РФ от 10.09.2021 N 1532 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях")
Источник: КонсультантПлюс, 11.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70945.html

СТАТИСТИКА

Актуализирован порядок утверждения Росстатом форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению

Закреплено, что проекты форм разрабатываются субъектом официального статистического учета и представляются в Росстат на бумажном носителе и в электронном виде в формате текстовых файлов с сопроводительным письмом, подписанным руководителем (заместителем руководителя) соответствующего субъекта официального статистического учета. Поступивший в Росстат проект формы подлежит рассмотрению в течение 30 календарных дней.
Определены случаи, в которых проект формы не подлежит утверждению. Среди них: отсутствие в составе проекта формы федерального статистического наблюдения указаний по ее заполнению, истечение срока утверждения проекта формы.
Приказ Минэкономразвития России от 27 декабря 2010 г. N 685, регулирующий аналогичный порядок, признан утратившим силу.
(Приказ Минэкономразвития России от 24.05.2021 N 279 "Об утверждении Порядка утверждения Федеральной службой государственной статистики форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению", зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2021 N 64996)
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2021, http://www.consultant.ru/law/review/208043957.html

ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

Определены дни праздничного отдыха россиян в 2022 году

С учетом нормы статьи 112 ТК РФ о переносе выходного дня на следующий после него рабочий день при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней в 2022 году будут следующие дни отдыха:
- с 31 декабря 2021 г. по 9 января 2022 г.;
- 23 февраля;
- с 6 по 8 марта;
- с 30 апреля по 3 мая и с 7 по 10 мая;
- с 11 по 13 июня;
- с 4 по 6 ноября.
(Постановление Правительства РФ от 16.09.2021 N 1564 "О переносе выходных дней в 2022 году")
Источник: КонсультантПлюс, 17.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70999.html

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суды одобрили истребование документов по цепочке сделок

Вне рамок мероприятий налогового контроля налоговикам из Омска понадобилось отследить цепочку, по которой был продан товар, изначально исходивший от омского ИП Б.
ООО "А", которое находилось в Москве и с упомянутым ИП никаких сделок не проворачивало, внезапно получило от своих - московских - налоговиков требование о представлении документов по сделке с ООО "П". В отношении которого тоже никаких проверок не проводилось, равно как и в отношении ООО "А".
Связь же была такой: ИП продал товар в адрес ООО "Б", ООО "Б" продало тот же товар в адрес ООО "П", а последнее, наконец, продало тот же товар фирме "А", получившей упомянутое требование. Везде по цепочке выставлялись счета-фактуры, так что налоговики, видимо, нацеливались на доначисление НДС. Поскольку делали это инспекторы, занимающиеся изначальным поставщиком, а не те, которые "курируют" конечного покупателя, они не искали разрывы как повод отказать в вычетах, а, возможно, пытались доказать занижение исходящего НДС. Только вот странно в этих целях сравнивать омский ценник с московским, да еще и после ряда посредников. Но - не в этом суть.
Налоговики из Омска, по поручению которых московская ИФНС и выставила требование, хотели знать всё, вплоть до того, кто и где загружал/разгружал и сдавал/принимал товар. Также они хотели получить счета-фактуры и платежки по отношениям между ООО "П" и ООО "А".
Тем не менее, ООО "А" утверждало, что не увидело в требовании указания на конкретную сделку, по которой истребуются документы вне рамок проверок. То есть - там не говорилось об изначальной сделке ИП с ООО "Б", хотя и был упомянут сам ИП. И вообще, причины истребования никак не разъяснялись. Фирма направилась в суд, утверждая, что такой подход делает полномочия налоговиков фактически безграничными.
Однако суды решили, что требование вполне законно. потому что статья 93.1 НК, позволяющая запрашивать документы по сделкам вне проверок, не обязывает налоговиков раскрывать причины. При этом сделка с ООО "П", подробности которой должно было выложить ООО "А", вполне идентифицировалась. А если фирме что-то непонятно, она вправе уточнить у налоговиков, что они хотят. Единодушны в этом вопросе были арбитражные суды всех трех инстанций (кассация Ф05-16443/2021).
(дело А40-194238/2020)
Источник: Audit-it.ru, 16.09.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1045323.html

Срок на возврат переплаты отсчитывается с момента подачи годовой декларации, а не с уплаты авансов

Два с лишним года фирма позволяла бюджету пользоваться своими деньгами. Как выяснилось, налоговики знали о переплате уже исходя из полугодовой декларации, но суды все равно решили, что окончательно переплату определяет только итоговое начисление за год.
Организация немного переборщила с авансами по налогу на прибыль, и по итогам года вышла переплата. При этом в фирме решили проявить великодушие и не сразу забирать свои деньги из бюджета. Платежи, которые привели к переплате, совершались в течение 2017 года, а декларация, в которой подсчитан годовой налог, сдана в срок в 2018 году, при этом насчет возврата переплаты организация обратилась в налоговую аж в июле 2020 года.
И получила отказ: мол, с момента переплаты три года уже прошли. Причем, этот момент налоговики определили как момент перечисления "авансов" в бюджет. Но фирма не сдалась и направилась в суд, где одержала победу.
Суды трех инстанций указали, что сами по себе платежные документы, так же как и акты сверки расчетов с бюджетом, в отрыве от документов, характеризующих налоговую обязанность, не говорят о наличии переплаты. Под нею следует понимать сумму, излишне уплаченную по сравнению с начисленной.
То есть - до момента сдачи годовой декларации (но не позднее установленного срока) о переплате никто достоверно знать не мог. Так что основания для возврата появились с даты представления декларации за год.
Кстати, в суде всплыло, что налоговики схитрили. Переплату они обнаружили уже исходя из декларации за 1 полугодие 2017 года, то есть - 26 июля 2017 года. Так что инспекторы решили, что и налогоплательщик должен был знать о переплате именно с этой даты. Однако инспекция не сообщила фирме о своем открытии, не предложила провести сверку расчетов.
Кроме того, даже если бы можно было считать срок с момента подведения промежуточного - полугодового - результата, то надо учитывать коронавирусные ограничения-2020. В общем, все говорит в пользу того, что фирма срок не пропустила.
Проценты налогоплательщик хотел взыскать за все эти два с лишним года, в течение которых на его деньги бюджет строил дороги и платил пенсии. Но с этим суды не согласились. Фирма обратилась в налоговый орган за возвратом переплаты 7 июля 2020 года, и срок принятия решения о возврате истек 7 августа. Следующим рабочим днем было 10 августа. Так что только с этой даты и до даты фактического возврата начисляются проценты.
(Определение окружного суда Ф10-3587/2021 по делу А14-14636/2020)
Источник: Audit-it.ru, 14.09.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1045118.html

Ошибки в СЗВ-М, а также ротация кадров - не повод возвращать коронавирусную субсидию

ИП, работающая в одной из отраслей, официально считавшихся пострадавшими от пандемии (перевозки автотранспортом), получила субсидии - исходя из МРОТ на каждого работника, включая ИП. Такие средства выдавались за май и за апрель 2020 года. Одним из условий было такое: количество работников в месяце, за который платится субсидия - не менее 90% мартовского, или - не менее чем минус 1 человек (если работников меньше десятка). Платили все это налоговики, а данные о работниках брали из сдаваемых в ПФ отчетов СЗВ-М.
На момент выплаты субсидии согласно сведениям, имевшихся в налоговом органе, ИП сохранила нужную численность. Однако позднее она сдала корректирующую СЗВ-М, с учетом чего налоговики решили, что при получении субсидии ИП действовала недобросовестно. Предложили вернуть деньги в бюджет, но безуспешно, и тогда направились в суд.
Субсидия за апрель была посчитана исходя из 14 человек работающих (включая саму ИП). При этом по корректирующей СЗВ-М за апрель прошло 12 человек (+1 - сама ИП). Уменьшение - на одного человека, однако, как, опять же, указанно в корректирующем отчете, в эти 13 вошел один человек, который был только что нанят по срочному трудовому договору. То есть, уволены были двое (что больше 10%) из того штата, который имел место в марте.
Тем не менее, суды посчитали, что условия для получения субсидии соблюдены - общая численность уменьшена на 1 человека, то есть, менее чем на 10%. Тому факту, что уволены были двое, и имела место ротация кадров, суды не придали никакого значения (кассация Ф09-4849/2021).
Также оказалось не важным само по себе наличие ошибки в СЗВ-М. Вернуть только часть субсидии, приходящуюся на одного лишнего человека, суды почему-то не постановили - налоговикам отказано в полном объеме.
(дело А60-59428/2020)
Источник: Audit-it.ru, 13.09.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1045109.html

Кто физически не мог сдать отчет из-за пандемии - есть шанс отбиться от штрафов в суде

Суд разъяснил: если из-за ковидных ограничений деятельность фирмы была приостановлена - сдать отчет по форме СЗВ-М вовремя она никак не могла. В этом случае наложение ПФ штрафа за опоздание противоречит законодательству.
ПФ выписал юридической фирме штраф на 1000 рублей за нарушение сроков сдачи формы СЗВ-М.
Отчет со сведениями о двух застрахованных лицах за апрель 2020 года был сдан 18 мая 2020 года. Факт трехдневного опоздания фирмой не оспаривался, однако, ПФ не были учтены ковидные ограничения, действовавшие на тот момент. Поэтому со штрафом компания не согласилась и обратилась в суд.
Суд напомнил, что из-за угрозы распространения коронавируса с 1 апреля 2020 года по 24 мая 2020 года указом губернатора Омска гражданам запрещалось покидать места проживания. Исключения были предусмотрены для занятых в законодательно определенных сферах, куда юридическое бюро, соответственно, не входило. Кроме того, ТЦ, в котором находился офис юристов на период ковидных ограничений был закрыт, деятельность компании была приостановлена, возможности своевременно сдать отчет просто не было. Поэтому, СЗВ-М за апрель 2020 года был сдан в первый же рабочий день после получения доступа в офис.
Суд учел причины нарушения срока сдачи отчета и отменил штрафные санкции пенсионного фонда.
Отметим, есть позиция ВС, согласно которой признание коронавирусной пандемии обстоятельством непреодолимой силы "не может быть универсальным для всех категорий должников". Нужно исследовать конкретные условия для каждого случая. Так, суды оставили в силе штраф за сдачу в июне формы 4-ФСС за 1 квартал 2020 года. Невозможность выполнения соответствующих действий компания не доказала.
(А46-16132/2020)
Источник: Audit-it.ru, 17.09.2021, https://www.audit-it.ru/news/account/1045083.html

ПРОЧЕЕ

Даны разъяснения в части толкования отдельных понятий в сфере информационных технологий для их использования при определении налоговых обязательств

В письме указано, в частности, что при применении понятий "разработка", "адаптация", "модификация", "установка", "тестирование", "сопровождение", "программа для ЭВМ", "база данных" следует руководствоваться действующими законами, подзаконными актами, техническими регламентами, а также международными стандартами.
При их отсутствии допустимо руководствоваться смыслом, обычно придаваемым указанным понятиям и закрепленным в общедоступных словарях, справочниках, энциклопедиях и т.п.
Приведены примеры определения отдельных терминов.
(Письмо Минцифры России от 07.09.2021 N П11-2-05-200-38749 "О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий")
Источник: КонсультантПлюс, 10.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70919.html/

С отчетности за III квартал 2021 года применяется обновленная форма декларации по НДС

Внесенные изменения предусматривают возможность отражения в соответствующих разделах декларации сведений о прослеживаемых товарах в соответствии с Федеральным законом от 09.11.2020 N 371-ФЗ.
(Информация ФНС России от 10.09.2021 "ФНС России напоминает, что с третьего квартала 2021 года представляется обновленная форма декларации по НДС")
Источник: КонсультантПлюс,10.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70918.html/

Минфин напомнил, как выбрать причину для признания задолженности безнадежной

На практике бывает, что есть несколько причин, по которым дебиторскую задолженность можно признать безнадежной и списать ее в расходы. Какую из них выбрать? На этот вопрос специалисты Минфина ответили в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают: организация может признать дебиторскую задолженность безнадежной при наступлении одного из перечисленных в пункте 2 статьи 266 НК РФ событий. Например, безнадежными долгами признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
В Минфине отмечают, что каждое из перечисленных оснований для признания задолженности безнадежной является самостоятельным. А если возникло несколько оснований, то признать долг нужно в том периоде, в котором возникло первое по времени основание для отнесения задолженности к безнадежной.
(Письмо Минфина от 05.07.21 № 03-03-06/1/52952)
Источник: Бухонлайн, 14.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/9/16929_minfin-napomnil-kak-vybrat-prichinu-dlya-priznaniya-zadolzhennosti-beznadezhnoj

Тестирование сотрудников на ковид и антитела к нему уменьшает базу по УСН

Расходы на проведение исследований на наличие у работников COVID-19 и антител к ковиду включается в состав расходов по УСН, так как они направлены на обеспечения мер по технике безопасности. Об этом сообщает Минфин в своем недавнем письме. Основание: недавно введенный задним числом (с 01.01.2021) подпункт 40 пункта 1 статьи 346.16 НК.
По нему налогоплательщики на УСН "доходы минус расходы" учитывают расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации.
В этой связи Минфин делает вывод: расходы упрощенцев на оплату услуг по проведению исследований на предмет наличия у работников инфекции COVID-19, а также иммунитета к ней, направленные на выполнение требований действующего законодательства РФ в части обеспечения мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, учитываются при определении налоговой базы.
(Письмо Минфина России № 03-11-06/2/72533 от 08.09.2021)
Источник: "Клерк", 16.09.2021, https://www.klerk.ru/buh/news/519099/

Можно ли совмещать патент и "упрощенку" в одном регионе: разъяснения ФНС

Специалисты ФНС в своем письме рассмотрели вопрос о совмещении индивидуальным предпринимателем упрощенной и патентной системы налогообложения. В частности, в ведомстве разъяснили, можно ли совмещать эти два режима налогообложения при осуществлении одного вида деятельности в одном субъекте РФ.
Авторы письма напоминают положения пункта 1 статьи 346.43 НК РФ. В нем сказано, что ПСН применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения. В НК РФ нет запрета на одновременное применение упрощенной и патентной систем налогообложения. Поэтому индивидуальные предприниматели могут совмещать эти спецрежимы.
В комментируемом письме нет подробного объяснения, как можно комбинировать ПСН и УСН. Налоговики лишь ссылаются на одно из своих прошлых писем (от 16.05.13 № 03-11-09/17358, см "Минфин разъяснил особенности совмещения индивидуальными предпринимателями "упрощенки" и патентной системы налогообложения"), в котором были сделаны следующие выводы:
Предприниматель, осуществляющий только один вид деятельности в разных субъектах Российской Федерации, вправе применять ПСН по данному виду деятельности в одном субъекте и УСН по этому же виду деятельности в другом субъекте РФ.
При осуществлении нескольких видов деятельности в одном субъекте РФ, индивидуальный предприниматель может перейти на ПСН по отдельным видам деятельности и одновременно применять "упрощенку" по иным видам деятельности.
При применении УСН и осуществлении только одного вида деятельности в одном субъекте РФ, предприниматель вправе в течение года перейти по данному виду деятельности на патентную систему налогообложения.
(Письмо ФНС России от 06.09.21 № СД-4-3/12620@)
Источник: Бухонлайн, 16.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/9/16950_mozhno-li-sovmeshhat-patent-i-uproshhenku-v-odnom-regione-razyasneniya-fns

Куда перечислять НДФЛ и отчитываться по налогу при смене адреса выбранного филиала

Организации направила уведомление о выборе инспекции для сдачи "единой" отчетности по НДФЛ за обособленные подразделения по месту учета одного из филиалов. Но позднее этот филиал "переехал" в другую местность. Куда в таком случае нужно перечислять НДФЛ и представлять отчетность (расчеты 6-НДФЛ)? Ответ на этот вопрос содержится в недавнем письме ФНС.
Напомним: если организация и ее обособленные подразделения либо только ее подразделения находятся в одном муниципальном образовании, то расчет 6-НДФЛ по этим подразделениям можно сдавать в инспекцию либо по месту нахождения организации либо по месту учета одного из таких ОП (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Также разрешено платить НДФЛ единой платежкой за все обособленные подразделения, расположенные на территории одного муниципального образования (в рамках одного ОКТМО). О выбранном подразделении нужно уведомить инспекцию. Сделать это необходимо не позднее 1-го числа налогового периода.
При этом в пункте 2 статьи 230 НК РФ сказано, что в течение налогового периода (календарного года) изменить уведомление о выборе инспекции нельзя. Там же оговорено: уведомление представляется в налоговый орган в случае, если изменилось количество обособленных подразделений на территории муниципального образования или произошли другие изменения, влияющие на порядок представления отчетности по НДФЛ.
Проанализировав указанные нормы, авторы письма пришли к следующему выводу. Если выбранное подразделение в течение года снято с учета, организация обязана направить в инспекцию уведомление. В этом документе необходимо указать код причины подачи уведомления - "4" (это значит, что уведомление направлено в связи с другими изменениями, влияющими на порядок представления расчетов 6-НДФЛ). При этом необходимо заполнить все поля уведомления.
Соответственно, после снятия с учета выбранного филиала организация должна перечислять НДФЛ и сдавать отчетность по налогу в ранее действующем порядке. То есть по общему правилу - как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Если же в последующие налоговые периоды (например, начиная с 2022 года) данная организация снова планирует перечислять НДФЛ и сдавать отчетность по месту учета выбранного филиала, то она должна направить в инспекцию соответствующее уведомление. Сделать это нужно не позднее 10 января 2022 года.
(Письмо ФНС России от 07.09.21 № БС-4-11/12684@)
Источник: Бухонлайн, 14.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/9/16930_kuda-perechislyat-ndfl-i-otchityvatsya-po-nalogu-pri-smene-adresa-vybrannogo-filiala

В расчете по форме 6-НДФЛ отражаются суммы доходов, которые начислены и фактически выплачены физлицам на дату представления расчета

Доходы, которые фактически не выплачены физлицам (не получены физическими лицами) на дату представления расчета, не отражаются в нем. В случае отражения таких доходов налоговый агент с учетом пункта 6 статьи 81 НК РФ обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ.
(Письмо ФНС России от 13.09.2021 N БС-4-11/12938@ "По вопросу заполнения расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ)")
Источник: КонсультантПлюс, 16.09.2021, http://www.consultant.ru/law/hotdocs/70985.html

Проданный дом - единственное жилье: сколько лет надо было владеть участком, чтобы не платить НДФЛ

Минфин напомнил, что продажа недвижимости, принадлежащей физлицам, может быть безналоговой - это имеет место, если имущество находилось в собственности 5 лет и более. За исключением некоторых вариантов приобретения, а также единственного жилья - для него минимальный срок владения составляет 3 года.
В частности, таким будет срок, если в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов) на дату продажи (госрегистрации перехода прав) не находится иного жилого помещения (доли в праве на жилое помещение). При этом не учитывается жилье, приобретенное в течение 90 дней до даты продажи "старого" жилья.
Если все эти условия в отношении жилого помещения соблюдены, то правило о сроке распространяется и на земельный участок, на котором расположено жилье.
Таким образом, если на дату продажи жилого дома он является единственным жильем, то минимальный срок владения участком под домом в целях НДФЛ составляет три года.
(Письма ФНС от 04.08.2021 N СД-4-11/10992, Минфина от 03.08.2021 N 03-04-07/62054).
Источник: Audit-it.ru, 20.09.2021, https://www.audit-it.ru/news/finance/1045587.html

Бизнес закупает товар у физлица: Минфин разъяснил, надо ли применять ККТ

Организация приобретает у физлиц по гражданско-правовым договорам товары для последующей перепродажи. Нужно ли при такой покупке применять контрольно-кассовую технику (ККТ)? На этот вопрос специалисты Минфина ответили в своем недавнем письме.
Авторы письма напоминают: все организации и предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов. Об этом сказано в пункте 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ. Под расчетами понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги. В пункте 2 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ установлено, что при осуществлении расчетов пользователь (если он не освобожден от применения ККТ) обязан выдать чек покупателю или клиенту.
Из упомянутых выше положений Закона № 54-ФЗ в Минфине делают вывод: контрольно-кассовая техника применяется лицом, которое реализует товары, выполняет работы, оказывает услуги. Следуя этой логике, при приобретении товаров у физлица в рамках договора ГПХ организация не должна применять ККТ. Ведь в данной ситуации она является покупателем.
Однако, как отмечают в Минфине, если организация в рамках договора ГПХ, заключенного с физлицом, покупает товар для перепродажи, то она обязана применять ККТ и выдавать кассовый чек. К сожалению, в ведомстве не разъяснили, на каких нормах законодательств основан данный вывод. Ведь не так давно Минфин заявлял, что при выплате денежных средств в рамках обязательств по договору ГПХ организация применять ККТ не должна
(Письмо Минфина России от 07.09.21 № 30-01-15/72134)
Источник: Бухонлайн, 15.09.2021, https://www.buhonline.ru/pub/news/2021/9/16938_biznes-zakupaet-tovar-u-fizlica-minfin-razyasnil-nado-li-primenyat-kkt